Что значит графические романы

Графический роман

Графический роман (англ. Graphic novel ), графическая новелла — разновидность комикса. Представляет собой роман, издающийся в графическом варианте, в котором основой передачи сюжета является рисунок, а не текст. Неизвестно точное происхождение термина. В настоящее время он используется авторами комиксов для того, чтобы отделить своё творчество от основной массы комиксов, рассчитанных на детскую аудиторию.

По содержанию такие произведения обращены больше к взрослой аудитории и накладывают ограничения по возрасту к аудитории (англ. adult content ). Графические романы отличаются от традиционных комиксов и манги не только сюжетом и качеством прорисовки, но также внешним видом и ценой. Издаются обычно в твёрдом переплёте на качественной бумаге, стандарт 46—48 страниц (бывают расхождения в бо́льшую сторону). Также отличием графического романа является то, что зачастую альбом создаёт один человек, максимум трое: сценарист-автор, художник и художник-колорист.

Содержание

Основные стили

Авторские стили

  • нарисованные в классической реалистичной манере (большинство графических романов)
  • нарисованное в «карикатурной» манере (пример — Asterix)
  • «авторский рисунок»

Национальные стили

  • Комикс (американский стиль)
  • BD (европейский стиль)
  • Гэкига (японский стиль, термин Ёсихиро Тацуми)
  • Рисованные истории (русский стиль)
Читайте также:  Смайл девочка с поднятыми руками что значит

Графический роман в Европе

Чаще всего публикация графических романов происходит во Франции и Бельгии. Во Франции графические романы считаются 9-м видом искусства и поддерживаются на государственном уровне.

Графический роман в США

Длинное графическое произведение. Ориентировано на более взрослую аудиторию и также отличаются качественным сюжетом и прорисовкой. В США в отличие от Европы некоторые графические романы по объёму не превышают размер комиксов и издаются под мягкой обложкой. Очень популярно издание графических романов по вымышленным вселенным (Звёздные войны, Чужие), а также адаптация популярных фантастических романов (Хроники Амбера, Хоббит, Легенда о Дриззте).

Графический роман в России

В России жанр графического романа всё ещё находится на этапе зарождения. Несмотря на обильное наличие талантливых художников и проектов графических романов, всего их было издано не более десятка. В России также проводятся фестивали комиксов и графических романов, крупнейший из которых — КомМиссия. В Петербурге с 2006 года кажду осень проходит фестиваль Бумфест, в рамках которого устраиваются встречи с известными авторами комиксов, ретроспективные и актуальные выставки как российских, так и зарубежных авторов.

  • Аскольд Акишин
  • Анна Сучкова
  • Алим Велитов
  • Константин Комардин
  • Андрей Ткаленко
  • Христенко Сергей
  • Александр Ерёмин
  • Роман Сурженко
  • Алексей Липатов
  • Виктория Ломаско
  • Антон Николаев
  • Алексей Никитин

Источник

Что такое графические романы

И почему стоит их прочитать

Некоторые не воспринимают всерьёз жанр графического романа, хотя произведения такого формата даже изучают в школе. Более того, благодаря ним можно приучить ребёнка к чтению. О том, почему графический роман глубже комиксов и кто сегодня в России публикует такие книги, рассказываем в новом материале. Мы также собрали в конце статьи несколько книг для знакомства с жанром: от зарубежных и отечественных художников.

Что такое графические романы

Графические романы — это художественные произведения, в которых упор в повествовании делается на визуальную составляющую. Именно с помощью иллюстраций читатель понимает, что происходит, а текст играет второстепенную роль.

Он используется обычно для диалогов между персонажами. Графические романы обычно более качественные и детально прорисованные, чем комиксы. На многих из них стоит возрастное ограничение, их чаще читают взрослые.

Когда появились графические романы

Хотя словосочетание «графический роман» можно найти ещё в текстах начала XX века, широко оно стало использоваться в 1978 году, когда художник и комиксист Уилл Эйснер опубликовал произведение под названием «Контракт с Богом». Оно рассказывает о буднях жителя арендного дома в Нью-Йорке в 1930-е годы. Именно «Контракт с Богом» считается первым графическим романом: сейчас, он переведён на 15 языков. Эйснера же принято считать «отцом графического романа».

Графические романы и комиксы — это одно и то же?

Графические романы считаются видом комиксов. Однако комиксы в классическом понимании имеют периодичность: например, несколько номеров рассказывают истории про одного персонажа. Графические романы — самостоятельные, законченные произведения. Более того, они, как правило, гораздо объёмнее, чем комиксы. Произведения в таком формате могут насчитывать от 80 до 200 страниц.

Графическим романам, как и всем книгам, присваивается ISBN — международный стандартный книжный номер. Издаются они обычно в твёрдом переплёте.

Какие бывают графические романы

Вопреки распространённому мнению, графические романы — это не только весёлые комиксы на забавные темы. Некоторые рассказывают о социальных проблемах или посвящены историческим событиям. Например, роман «Персеполис» Маржан Сартрапи посвящён революции в Иране.

Иногда графические романы рассказывают оригинальную историю, которую придумал автор, либо появляются в результате адаптации популярных произведений другого формата. Например, «Пираты Карибского моря» или «Игра престолов».

Известные графические романы

«Маус», Арт Шпигельман

Автор рассказывает про холокост на примере истории его отца, который прошёл через концлагерь. Это единственный графический роман, который получил Пулитцеровскую премию в 1992 году. Отличительная черта книги — все люди изображены с головами животных. Немцы — с головами кошек, евреи — с головами мышей.

«Город грехов», Фрэнк Миллер

Вселенная Миллера познакомит читателя с криминальными сюжетами — продажными политиками, преступниками и полицейскими преследованиями. Роман так сильно впечатлил режиссёра Роберта Родригеса, что позже он экранизировал его вместе с автором романа. Больше всего Родригесу хотелось перенести в кадр неповторимый нуарный стиль книги.

«Хранители», Алан Мур, Дэйв Гиббонс

Этот графический роман считается классическим: его изучают на уроках литературы в некоторых американских школах. История рассказывает про супергероев-неудачников во время холодной войны.

Российские графические романы

«Преступление и наказание», Аскольд Акишин

Российский художник Аскольд Акишин создал графическую версию романа Достоевского. Правда, от оригинального произведения эта история отличается — Акишин поместил Раскольникова в параллельную вселенную, где господствуют роботы и искусственный интеллект.

«Боровицкий», Иван Ешуков

Главный герой — спецагент, который работает в революционном Омске начала XX века. Ему предстоит расследовать убийство коллеги.

«Сурвило», Ольга Лаврентьева

Автор рассказывает историю своей бабушки, которая пережила блокаду и репрессии.

«Мастер и Маргарита», Михаил Заславский, Аскольд Акишин

Графическая адаптация романа Михаила Булгакова. Несмотря на то что авторы во многом ориентировались на роман, работа отличается от оригинала: в ней появляются новые персонажи и сюжетные повороты.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Источник

Чем графический роман отличается от комикса

С доисторических времен рисунок не только сопровождал слово, но и с завидной регулярностью попросту заменял его, являясь подчас куда более доходчивой формой донесения идеи. Поэтому не удивительно, что относительно недавнее понятие «графический роман» становится все популярнее. Однако многие относятся к нему пренебрежительно, рассматривая его не выше, чем комикс. Постараемся расставить точки над i, подробно рассмотрев этот жанр литературы.

Графический роман – это именно литература, от этого и будем отталкиваться. И потому строится графический роман по тем же принципам, что и традиционное художественное произведение: завязка, перипетии, кульминация, развязка, финал.

Это история, нередко весьма сложная и запутанная, рассказанная при помощи последовательно расположенных графических изображений и сопровождающих их текстовых вставок (хотя последние встречаются не всегда). Основная смысловая нагрузка ложится на рисунок.

Таким образом, этот феномен рожден благодаря плодотворному взаимодействию литературы и графики.


Игра Престолов тоже выросла в графический роман

Еще одна черта, которая сближает графический роман с традиционным, — характеры. Герои развиваются, меняются по ходу истории, что добавляет психологизм и глубину, в отличие от комикса, где персонажи статичны.

Следует обратить внимание и на объем. Поскольку комиксу дал жизнь журнал, в каждом номере которого не более 30 страниц, это и стало стандартным форматом комикса. Отсюда и «сериальная» специфика – комикс, как правило, представляет собой отдельные рассказы, посвященные одному персонажу и продолжающие друг друга.

Графический же роман с самого начала освоил книжный формат. Средняя его величина – от 60 до 120 страниц, и это законченное, независимое произведение, где сиквелы совсем не обязательны.


«Пиратам Карибского моря» тоже повезло — их мно-о-о-го

Поэтому графическому роману, как и любой другой печатной книге, присваивается ISBN, а комикс, даже опубликованный отдельным выпуском, получает ISSN – как периодическое издание, что и выдает «журнальную природу» последнего.

И наконец, аудитория. Если комиксы были рассчитаны в основном на подрастающее поколение, графический роман – преимущественно взрослое чтение, многие образчики не рекомендованы детям или подросткам.


«Город грехов» Фрэнка Миллера изобилует сценами 18+

Однако сейчас мы забегаем вперед. Пройдемся по хронологии с самого начала.

Стены пещер Альтамира или Ляско – сплошной «комикс», повествующий об особенностях доисторической охоты.

Что это? План действий? Учебный материал? Хвастовство? Ученые утверждают, что эти рисунки носили сакральный характер и должны были обеспечить удачу на охоте.

«Пропагандистское» значение живописи признали великие деятели эпохи христианского Средневековья.

Читать Библию мало кто умел, а объяснить значение рисунков, знакомых с детства, мог даже неграмотный человек.

В эпоху Нового времени умение рассказывать истории в картинках уже было приятным дополнением к развитой литературе. Достаточно вспомнить Уильяма Хогарта с его серий полотен «Модный брак» — настоящей криминальной драмой в картинах.

Ну а 19 веке (1837 – в Европе, 1843 – в США) появился «прадедушка» графического романа: «Приключения мистера Обадии Олдбака» Рудольфа Топфера.


Приключения мистера Обадии Олдбака

В 1922 году появился журнал Comic Monthly, каждый из 12 номеров которого был посвящен тем или иным популярным персонажам.

На вторую треть 20 века приходится «золотой век» комикса. В это время публика узнала Бэтмена, Супермена, Капитана Америку…

В 1960-х годах мощный рывок совершает японская манга (буквально «веселые картинки»). Изначально этот жанр тоже предназначался для детей. Но очень быстро сюжеты манги становятся куда более сложными, обращаясь к взрослой аудитории.

Так манга трансформируется в гэкига («драматичные картинки») – со сложными сюжетами и реалистичностью рисовки.

Рождение графического романа

Датой официального «рождения» графического романа можно считать 1978 год, когда Уилл Эйснер создает графическую версию печальной повести о своем детстве «Контракт с Богом» (сама повесть написана в 1938).


Контракт с Богом

Именно Эйснер ввел в оборот сам термин, ставший обозначением нового жанра.

Уже в 1992 году графический роман о Холокосте «Маус» Арта Шпигельмана получил Пулитцеровскую премию.

Довольно быстро стало понятно, что графический роман способен поднимать весьма серьезные темы. Например, роман «Эпилептик» Давида Б. (псевдоним Пьера-Франсуа Бошара) повествует о тяжелой борьбе, которую ведут родители за жизнь сына, а роман «Персеполис» Маржан Сатрапи иллюстрирует исламскую революцию в Иране.


Эпилептик


Персеполис

Источник

Оцените статью