- Словарь теории цвета
- Тон (Hue)
- Хроматичность (Chromaticity, Chorma)
- Насыщенность (Saturation)
- Яркость (Value/Brightness)
- Светлота (Luminance/Lightness)
- Оттенок (tint), тональность (tone), и тень (shade)
- Комплементарные, дополнительные цвета (Complementary Colors)
- Основные цвета (Primary Colors)
- Системы цветов RGB, CMYK, HSL
- Цветовая градация — Color grading
- СОДЕРЖАНИЕ
- Цветовая синхронизация
- Telecine
- Как работает телесин раскраска
- Коррекция цвета
- Первичная и вторичная цветокоррекция
- Маски, маты, стеклоподъемники
- Отслеживание движения
- Цифровой промежуточный
- Аппаратные и программные системы
- Аппаратное обеспечение
- Организации
Словарь теории цвета
Цветом можно любоваться бесконечно, но вот обсуждать тему цвета, порой бывает трудно. Дело в том, что слова, которые мы используем для описания цвета, слишком неточны и часто приводят к взаимному непониманию. Путаница происходит не только с такими техническими терминами как «яркость», «насыщенность» и «цветность», но даже с такими простейшими словами, как «светлый», «чистый», «яркий» и «тусклый». Даже специалисты ведут свои споры так до сих пор и не утвердив стандартные определения понятий.
Цвет — это феномен света, вызываемый способностью наших глаз определять различные количества отражённого и проецируемого света. Наука и технология помогла нам понять, как физиологически человеческий глаз воспринимает свет, измерить длины волн света, узнать количества несомой ими энергии. И теперь мы понимаем, насколько сложно понятие «цвет». Ниже мы рассказываем о том, как мы определяем свойства цвета.
Мы попытались составить словарь терминов и понятий. И хотя мы не претендуем на единственный авторитет в теории цвета, определения, которые вы здесь найдёте, подкрепляются другими математическими и научными аргументами. Пожалуйста, сообщите нам, если в данном словаре отсутствуют какие-либо слова и понятия, о которых вы бы хотели узнать.
Тон (Hue)
Иные переводы: цвет, краска, оттенок, тон.
Именно это слово мы имеем в виду, когда задаём вопрос «Какой это цвет?». Мы интересуемся свойством цвета, которое называется «Тон/Hue». Например, когда мы говорим о красном, жёлтом, зелёном, и синем цветах, мы имеем в виду «тон/hue». Различные тона создаются светом с различной длиной волны. Таким образом, этот аспект цвета обычно довольно легко распознать.
Контраст тонов — явно различные тона.
Контраст тона — различные оттенки, одинаковый тон (синий).
Термин «тон» описывает главную характеристику цвета, которая отличает красный цвет от жёлтого и синего. Цвет в значительной степени зависит от длины волны света излучаемого или отражаемого объектом. Например, диапазон видимого света находится между инфракрасным (длина волны
700nm) и ультрафиолетовым (длина волны
На диаграмме показан цветовой спектр, отражающий эти границы видимого света, а также две цветовые группы (красная и синяя), которые называются «семействами тонов». Любой цвет, взятый из спектра можно смешать с белым, чёрным и серым, и получить цвета соответствующего семейства тонов. Обратите внимание, что в семействе тонов присутствуют цвета с различной яркостью, хроматичностью и насыщенностью.
Хроматичность (Chromaticity, Chorma)
О хроматичности мы говорим, когда рассуждаем о «чистоте» цвета. Это свойство цвета говорит нам, насколько он чист. Это означает, если в цвете отсутствуют примеси белого, чёрного или серого, цвет имеет высокую чистоту. Эти цвета выглядят живыми и чистыми.
Понятие «хроматичность» связано с насыщенностью. И его часто путают с насыщенностью. Однако мы будем продолжать использовать эти термины раздельно, потому что на наш взгляд они относятся к различным ситуациям, о чём будет сказано несколько ниже.
Высокая хроматичность — очень сияющие, живые цвета.
Низкая хроматичность — ахроматичные, бесцветные цвета.
Хроматичность одинакова — средний уровень. Та же живость цветов несмотря на различный тон; чистота меньше, чем у образцов выше.
Высокохроматические цвета содержат максимум собственно цвета с минимальными или нулевыми примесями белого, чёрного или серого. Иными словами, степень отсутствия примесей других цветов в конкретном цвете характеризует его хроматичность.
Хроматичность, которую часто называют «сочностью», является количеством цвета (hue) в цвете. Цвет без цвета (hue) является ахроматичным или монохроматичным, и видим как серый. Для большинства цветов, по мере увеличения яркости увеличивается и хроматичность, за исключением очень светлых цветов.
Насыщенность (Saturation)
В связке с хроматичностью, насыщенность говорит нам, как цвет выглядит в различных условиях освещённости. Например, комната окрашенная в один цвет, ночью будет выглядеть иначе, чем днем. В течение дня, несмотря на то что цвет будет неизменён, его насыщенность будет меняться. Насыщенностью не имеет отношения к словам «тёмный», «светлый». Вместо этого используйте слова «бледный», «слабый» и «чистый», «сильный».
Насыщенность одинаковая — та же интенсивность, различные тона.
Контраст насыщенности — различные уровни наполнения, тон одинаковый.
Насыщенность, которую также называют «интенсивностью цвета» (intensity), описывает силу цвета относительно его яркости (value) или светлоты (luminance/lightness). Иными словами, насыщенность цвета обозначает его отличие от серого при определённой яркости освещения. Например, цвета близкие к серому ненасыщенные по сравнению с более светлыми цветами.
У цвета свойство «живой» или «полный» является ни чем иным, как отсутствием примеси серого или его оттенков. Важно отметить, что насыщенность измеряется вдоль линий одинаковой яркости.
Насыщенность/Saturation: 128
Яркость (Value/Brightness)
Когда мы говорим, что цвет «тёмный» или «светлый», мы имеем в виду его яркость. Это свойство сообщает нам, насколько свет светел или тёмен, в том смысле, насколько он близок к белому. Например, канареечный жёлтый цвет считается светлее синего «navy blue», который в свою очередь сам светлее чёрного. Таким образом, значение (value) канареечного жёлтого выше, чем синего «navy blue» и чёрного.
Низкая яркость, постоянная — одинаковый уровень яркости.
Контраст яркостей — серый = ахроматичный.
Контраст яркостей — полное различие яркости.
Яркость (используется термин «value» или «brightness») зависит от количества света, излучаемого цветом. Самый простой способ запомнить это понятие — это представить себе шкалу серого цвета, со сменой чёрного на белый, в которой содержатся все возможные варианты монохроматического серого цвета. Чем больше в цвете света, тем он ярче. Таким образом пурпурный — менее яркий, чем небесно-голубой, так как излучает меньше света.
Эту шкалу серого цвета можно приравнять к цветной шкале с помощью того же уравнения, которое используется в телевидении (Яркость серого цвета = 0.30 Red + 0.59 Green + 0.11 Blue):
Интерактивная демонстрация иллюстрирует изменение яркости в двухмерной схеме:
Яркость/Value: 128
Светлота (Luminance/Lightness)
Несмотря на то, что вместо этого слова часто употребляют слово «яркость» (brightness), мы предпочитаем использовать слово «светлота» (или «светимость»). Понятие «светлота цвета» связано с многими теми же переменными, что и яркость в смысле «value». Но в данном случае используется другая математическая формула. Если говорить кратко, вспомните цветовой круг. В нем цвета расположены по кругу с одинаковой светлотой. Добавление белого увеличивает светлоту, добавление чёрного — уменьшает.
Это измерение цвета относится к яркости (value), но отличается по своему математическому определению. Светлота цвета измеряет интенсивность потока света на единицу площади его источника. Рассчитывается она путём вычисления среднего в группе ахроматичных цветов.
Достаточно сказать, что светлота растёт от очень тёмного до очень светлого (сияющего) и может быть отображена с помощью цветового круга, который показывает все цвета (hue) с одинаковой светлотой. Если к цветовому кругу добавить немного света, мы тем самым увеличим интенсивность света и таким образом увеличим светлоту цветов. Противоположное произойдёт, если мы уменьшим свет. Сравните, как выглядят плоскости, отображающие светлоту, с плоскостями, отображающими яркость (выше).
Светлота/Luminance: 128
Оттенок (tint), тональность (tone), и тень (shade)
Эти термины часто используются неправильно, но они описывают довольно простое понятие в цвете. Главное помнить, насколько цвет отличается от своего начального тона (hue). Если к цвету добавляется белый, эта более светлая разновидность цвета называется «оттенок» (tint). Если цвет делается темнее путём добавления чёрного, полученный цвет называется «тень» (shade). Если же добавляется серый цвет, каждая градация дает вам различную тональность (tone).
Оттенки (добавляем белый к чистому цвету).
Тени (добавляем чёрный к чистому цвету).
Тональности (добавляем серый к чистому цвету).
Комплементарные, дополнительные цвета (Complementary Colors)
Когда два или несколько цветов «подходят друг к другу», их называет комплементарными, дополняющими друг друга цветами. Этот признак абсолютно субъективен, и мы готовы его обсудить и выслушать другие мнения. Более точным определением будет «если два цвета, будучи смешанными вместе, дают нейтрально-серый (краска/пигмент) или белый (свет) цвет, они называются дополняющими, комплементарными».
Основные цвета (Primary Colors)
Определение основных цветов зависит от того, как мы собираемся воспроизводить цвет. Цвета, видимые при расщеплении солнечного света с помощью призмы, иногда называют спектральными цветами. Это красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий и фиолетовый. Эту комбинацию КОЖЗГСФ часто сводят к трём цветам: красный, зелёный и сине-фиолетовый, которые являются основными цветами аддитивной системы цветов (свет). Первичными цветами субтрактивной системы цветов (краска, пигмент) являются циан, фуксин и жёлтый. Запомните, комбинация «красный, жёлтый голубой» не является комбинацией основных цветов!
Системы цветов RGB, CMYK, HSL
В различных случаях в зависимости от того, как воспроизводится цвет, используются различные цветовые системы. Если мы используем источники света — доминирующей системой является RGB (от «red/green/blue» — «красный/зелёный/синий»).
Для цветов, которые получаются путём смешивания красок, пигментов или чернил на ткани, бумаге, полотне или другом материале, в качестве цветовой модели используется система CMY (от «cyan/magenta/yellow» — «циан/фуксин/жёлтый»). В связи с тем, что чистые пигменты очень дороги, для получения чёрного цвета используется не равная смесь CMY, а просто чёрная краска.
Другой популярной цветовой системой является HSL (от «hue/saturation/lightness» — «цвет/насыщенность/яркость»). У этой системы есть несколько вариантов, где вместо насыщенности используется хроматичность (chroma), светлота (luminance) вместе с яркостью (value) (HSV/HLV). Именно эта система соответствует тому, как человеческий глаз видит цвет.
Источник
Цветовая градация — Color grading
Цветовая градация — это процесс улучшения внешнего вида изображения для презентации в различных средах на разных устройствах. Различные атрибуты изображения, такие как контраст, цвет, насыщенность, детализация, уровень черного и точка белого, могут быть улучшены для движущихся изображений, видео или неподвижных изображений. Цветовая градация и цветокоррекция часто используются как синонимы в качестве терминов для этого процесса и могут включать создание художественных цветовых эффектов посредством творческого смешивания и компоновки различных изображений. В настоящее время цветокоррекция обычно выполняется в цифровом процессе либо в контролируемой среде, такой как набор цветов , либо в любом месте, где компьютер может использоваться при неярком освещении.
Более ранний фотохимический процесс пленки , называемый синхронизацией цвета , выполнялся в пленочной лаборатории во время печати путем изменения интенсивности и цвета света, используемого для экспонирования повторно сфотографированного изображения. Поскольку только с помощью этого процесса пользователь не мог сразу просмотреть результат своих изменений, для просмотра этих изменений в режиме реального времени обычно использовался анализатор цвета Hazeltine.
СОДЕРЖАНИЕ
Цветовая синхронизация
Цветовая синхронизация используется при воспроизведении элементов пленки. «Цветовая градация» изначально была лабораторным термином для процесса изменения внешнего вида цвета при воспроизведении пленки при переходе к ответной печати или выпуску печати в цепочке воспроизведения пленки. К концу 2010-х годов этот метод оценки пленки стал известен как цветовая синхронизация и все еще предполагал изменение длительности экспонирования с помощью различных фильтров в процессе проявления пленки. Цветовая синхронизация указывается в точках принтера, которые представляют собой предварительные настройки в лабораторном контактном принтере, где 7–12 точек печати представляют собой одну ступень света. Количество точек на остановку варьировалось в зависимости от негатива или материала для печати и различных предварительных настроек в кинолабораториях.
При производстве фильма творческая группа встречалась с «лабораторным таймером», который смотрел текущий фильм и делал заметки в зависимости от указаний команды. После сеанса таймер возвращался в лабораторию и помещал негатив пленки на устройство (Hazeltine), в котором были фильтры предварительного просмотра с управляемой подсветкой, и выбирал точные настройки каждой точки принтера для каждой сцены. Эти настройки затем перфорировались на бумажной ленте и подавались на высокоскоростной принтер, где негатив выставлялся через фоновую подсветку на материал для печати. Настройки фильтра были изменены на лету, чтобы они соответствовали индикаторам принтера, которые были на бумажной ленте. Для сложной работы, такой как снимки с визуальными эффектами, иногда обрабатывались « клинья », проходящие через комбинации фильтров, чтобы помочь выбрать правильную градацию.
Этот процесс используется везде, где воспроизводятся киноматериалы.
Telecine
С появлением телевидения вещательные компании быстро осознали ограничения прямых телетрансляций и обратились к показу художественных фильмов с выпускаемых отпечатков прямо из телесина . Это было до 1956 года, когда Ampex представила первый квадруплексный видеомагнитофон (VTR) VRX-1000. Прямые телепередачи также могут быть записаны на фильм и транслироваться в разное время в разных часовых поясах путем записи на видеомонитор. Сердцем этой системы был кинескоп , устройство для записи телетрансляции на фильм.
Раннее оборудование для телесина представляло собой « кинематографическую цепочку » для трансляции из пленки и использовало кинопроектор, подключенный к видеокамере. Как пояснил Джей Холбен в журнале American Cinematographer Magazine , «телесин не стал действительно жизнеспособным инструментом постпродакшена , пока ему не была предоставлена возможность выполнять цветокоррекцию видеосигнала».
Как работает телесин раскраска
В системе электронно-лучевой трубки (ЭЛТ) электронный луч проецируется на покрытую люминофором оболочку, создавая световое пятно размером с один пиксель. Затем этот луч сканируется по кадру пленки слева направо, фиксируя информацию о «вертикальном» кадре. Затем выполняется горизонтальное сканирование кадра, когда пленка проходит мимо луча ЭЛТ. Как только этот пучок фотонов проходит через кадр пленки, он встречает серию дихроичных зеркал, которые разделяют изображение на его основные красные, зеленые и синие компоненты. Оттуда каждый отдельный луч отражается на фотоэлектронный умножитель (ФЭУ), где фотоны преобразуются в электронный сигнал, который записывается на ленту.
В прибор с зарядовой связью (ПЗС) телесином , белый свет просвечивает экспонированной пленки изображения на призму , которая разделяет изображение на три первичных цвета, красный, зеленый и синий. Каждый луч цветного света затем проецируется на разные ПЗС-матрицы, по одной для каждого цвета. ПЗС-матрица преобразует свет в электронный сигнал, а электроника телесина модулирует его в видеосигнал, который затем может быть оценен по цвету.
Ранняя коррекция цвета на ранг Cintel MkIII CRT телесина систем была достигнута путем изменения напряжения первичного усиления на каждом из трех фотоэлектронных умножителей для изменения выходного сигнала красных, зеленых и синих цветов. Дальнейшие усовершенствования преобразовали большую часть оборудования для обработки цвета из аналогового в цифровое, а затем, с телесином следующего поколения, Ursa, процесс окраски стал полностью цифровым в цветовом пространстве 4: 2: 2 . Ursa Gold обеспечивает цветовую градацию во всем цветовом пространстве 4: 4: 4.
Системы управления цветовой коррекцией начались с Rank Cintel TOPSY (система программирования операций Telecine) в 1978 году. В 1984 году Da Vinci Systems представила свой первый цветовой корректор, интерфейс с компьютерным управлением, который будет управлять цветовыми напряжениями в системах Rank Cintel MkIII. С тех пор технологии улучшились, чтобы дать цифровым колористам невероятные возможности. Сегодня существует множество компаний, производящих интерфейсы управления цветокоррекцией, включая Da Vinci Systems , Pandora International , Pogle и другие .
Некоторые телесины все еще работают в 2018 году.
Коррекция цвета
Некоторые из основных художественных функций цветокоррекции (цифровой цветокоррекции) включают:
- Точно воспроизводит то, что было снято
- Компенсация различий в материале (например, ошибок пленки, баланса белого, различных условий освещения)
- Компенсация предполагаемой среды просмотра (темное, тусклое, яркое окружение)
- Оптимизация базового внешнего вида для включения специальных визуальных эффектов
- Создание желаемого художественного образа
- Улучшение и / или изменение настроения сцены — визуальный эквивалент музыкального сопровождения фильма; сравните также тонировку пленкой
Обратите внимание, что некоторые из этих функций должны иметь приоритет над другими; например, цветокоррекция может быть выполнена, чтобы гарантировать, что записанные цвета соответствуют цветам исходной сцены, тогда как в других случаях вместо этого целью может быть создание очень искусственно стилизованного вида.
Традиционно цветовая градация выполнялась для практических целей. Например, в фильме « Марианна» использовалась сортировка, чтобы снимать ночные сцены при дневном свете дешевле. Вторичная цветокоррекция изначально использовалась для обеспечения непрерывности цвета; однако сегодня тенденция все больше движется к творческим целям, таким как улучшение эстетики изображения, создание стилизованного внешнего вида и настройка настроения сцены с помощью цвета. Из-за этой тенденции некоторые колористы предлагают фразу «улучшение цвета» вместо «цветокоррекция».
Первичная и вторичная цветокоррекция
Основная цветовая градация влияет на все изображение, обеспечивая контроль над кривыми плотности цвета красного, зеленого и синего цветовых каналов по всему кадру. Вторичная коррекция может изолировать диапазон значений оттенка, насыщенности и яркости, чтобы вызвать изменения оттенка, насыщенности и яркости только в этом диапазоне, позволяя градуировать вторичные цвета , при этом оказывая минимальное или обычно не влияя на остальную часть цветового спектра . Используя цифровую градацию, объекты и цветовые диапазоны в сцене могут быть точно изолированы и скорректированы. Цветовые оттенки можно изменять, а визуальные эффекты доводить до крайностей, физически невозможных с помощью лабораторной обработки. Благодаря этим достижениям процесс цветокоррекции становится все более похожим на хорошо зарекомендовавшие себя методы цифровой живописи, открывая новую эру цифровой кинематографии .
Маски, маты, стеклоподъемники
Эволюция инструментов цифровой цветокоррекции продвинулась до такой степени, что колорист может использовать геометрические формы (такие как подложки или маски в программном обеспечении для обработки фотографий, таком как Adobe Photoshop ), чтобы изолировать корректировки цвета в определенных областях изображения. Эти инструменты могут выделить стену на заднем плане и раскрасить только эту стену, оставив в покое остальную часть кадра, или раскрасить все, кроме этой стены. Последующие корректоры цвета (обычно программные) имеют возможность использовать сплайновые формы для еще большего контроля над изолированными настройками цвета. Цветовой манипулятор также используется для выделения областей для настройки.
Внутри и за пределами изоляции на основе площади цифровая фильтрация может применяться для смягчения, повышения резкости или имитации эффектов традиционных стеклянных фотографических фильтров в почти бесконечной степени.
Отслеживание движения
При попытке изолировать настройку цвета на движущемся объекте колористу обычно приходилось вручную перемещать маску, чтобы следовать за объектом. В своей самой простой форме программное обеспечение отслеживания движения автоматизирует этот трудоемкий процесс, используя алгоритмы для оценки движения группы пикселей. Эти методы , как правило , получают из матча движущихся методов , используемых в специальных эффектов и композитинга работы.
Цифровой промежуточный
Эволюция телесина устройства в сканировании пленки допускается цифровая информация сканируется с негативной пленки , чтобы быть достаточным разрешением для передачи обратно к пленке. В начале 1990-х годов Kodak разработала систему Cineon Film для захвата, управления и записи обратно на пленку, и они назвали это «Digital Intermediate». Этот термин прижился. Первым цифровым промежуточным продуктом любой формы была реставрация Cinesite « Белоснежки и семи гномов » в 1993 году. (Ранее, в 1990 году, для Rescuers Down Under система Disney CAPS использовалась для сканирования произведений искусства, их раскрашивания и компоновки. а затем записать его на пленку, но это также смешивалось с традиционным процессом лабораторной разработки в течение длительного времени]
В конце 90-х — фильмы « Плезантвиль» и « О брат, где ты?» продвинул технологию до такой степени, что создание цифрового промежуточного звена стало практическим, что значительно расширило возможности колориста цифрового телесина в традиционно ориентированном на кино мире. С 2010 года почти все художественные фильмы прошли процесс DI, в то время как манипуляции с помощью фотохимической обработки встречаются редко или используются в архивных фильмах.
В Голливуде, о брат, где ты? был первым фильмом, оцениваемым полностью в цифровом формате. Негатив сканировали с помощью Spirit DataCine с разрешением 2K , затем цвета подвергали точной цифровой настройке с помощью цветового корректора Pandora MegaDef на Virtual DataCine . Процесс занял несколько недель, и полученный цифровой оригинал был снова выведен на пленку с помощью лазерного записывающего устройства Kodak, чтобы создать мастер- перекрестный образ .
В современной обработке кинофильмов обычно используются как цифровые камеры, так и цифровые проекторы, а откалиброванные устройства необходимы для прогнозирования появления соответствующих цветов.
Аппаратные и программные системы
На начальном этапе использования аппаратные системы (da Vinci 2K, Pandora International MegaDEF и т. Д.) Исторически предлагали лучшую производительность, но меньший набор функций, чем программные системы. Их производительность в реальном времени была оптимизирована для определенного разрешения и битовой глубины, в отличие от программных платформ, использующих стандартное оборудование компьютерной индустрии, которое часто жертвует скоростью для независимости от разрешения, например Apple Color (ранее Silicon Color Final Touch), ASSIMILATE SCRATCH , Adobe SpeedGrade и SGO Mistika. . Хотя аппаратные системы всегда обеспечивают производительность в реальном времени, некоторые программные системы нуждаются в предварительном рендеринге, поскольку возрастает сложность цветокоррекции. С другой стороны, программные системы, как правило, имеют больше функций, таких как окна / маски на основе сплайнов и расширенное отслеживание движения.
Не Грань между аппаратным и программным обеспечением больше не существует , как много программного обеспечения на основе цвета корректоры (например , Пабло , Mistika , SCRATCH , Autodesk Luster , Nucoda Film Master и FilmLight «s Baselight) использовать несколько рабочих станций процессор и GPU (графический процессор) в качестве средства аппаратного ускорения . Кроме того, некоторые новые программные системы используют кластер из нескольких параллельных графических процессоров в одной компьютерной системе для повышения производительности при очень высоких разрешениях, необходимых для оценки художественных фильмов. например Blackmagic Design «s DaVinci Resolve . Некоторое программное обеспечение для цветокоррекции, такое как Color Finesse от Synthetic Aperture, работает исключительно как программное обеспечение и даже может работать в компьютерных системах низкого уровня. Высокоскоростные RAID-массивы являются неотъемлемой частью процесса для всех систем.
Аппаратное обеспечение
Аппаратные системы больше не используются из-за соотношения цена / производительность программных систем. Панели управления размещены в цветном наборе, чтобы колорист мог дистанционно управлять телесином.
- Многие телесины управлялись корректором цвета Da Vinci Systems 2k или 2k Plus.
- Остальные аппаратные системы контролируются Pogle Pandora Int., Часто с системой цветокоррекции MegaDEF, Pixi или Revolution.
- Для некоторых систем реального времени, используемых в «линейном» редактировании, системы цветокоррекции требовали контроллера редактирования. Контроллер редактирования управляет телесином и видеомагнитофоном (-ами) или другими устройствами записи / воспроизведения для обеспечения точного покадрового редактирования кадров фильма . Существует ряд систем, которые можно использовать для редактирования. Некоторые продукты цветокоррекции, такие как Pandora Int. Pogle, имеют встроенный контроллер редактирования. В противном случае использовалось бы отдельное устройство, такое как контроллер редактирования TLC от Da Vinci Systems .
- Старые системы: Renaissance, классический аналог, Da Vinci Systems : The Whiz (1982) и 888; Система корпоративных коммуникаций 60XL (1982–1989) и Copernicus-Sunburst; FRP-60 Bosch Fernseh (1983–1989); Dubner (1978–1985?), Cintel ‘s TOPSY (1978), Amigo (1983) и ARCAS (1992). Все эти старые системы работают только с видеосигналами стандартной четкости525 и 625 и сегодня считаются почти устаревшими.
Организации
В 2016 году на выставке NAB Show в Лас-Вегасе была основана международная профессиональная организация киноколористов International Colorist Society International .
Источник