Что значит говорят это судьба

Православная Жизнь

Отвечает доцент Киевской духовной академии Андрей Музольф.

Слово «судьба» происходит от словосочетания «суд Божий». Таким образом, то, что мы понимаем под судьбой как неким предписанным нам выше «планом» нашей жизни, на самом деле является реализацией Божественной воли по отношению к каждому человеку.

В то же время православное богословие никогда не поддерживало идею судьбы как слепого рока, то есть того, что абсолютно предопределено для нас. Безусловно, Бог все знает: что было, что есть и что будет, и в бытии нет такого временного отрезка, который был бы скрыт от Творца. Но при этом всеведение Божие не предопределяющее.

Преподобный Иоанн Дамаскин пишет: «Должно знать, что Бог все наперед знает, но не все предопределяет».

Святые отцы говорят: Бог не предопределяет наши поступки, а предвидит их. Что это значит? В первую очередь то, что в случае предопределения в жизни каждого из нас уже нет места для нашей собственной свободы. Если есть предопределение, то от нас уже в этой жизни ничего не зависит. Если мы предопределены к погибели – обязательно погибнем, независимо от того, будем делать добро или нет. Другими словами, если наша «судьба» попасть в ад, мы ничего не сможем сделать, что изменит эту участь. А значит можно, собственно, ничего и не делать, ведь, несмотря на то, будем мы исполнять заповеди Божии или нет, будем любить Самого Бога и ближних или нет –никак не повлияем на нашу судьбу.

Читайте также:  Что значит теплый свет или холодный свет

Однако Православная Церковь всегда отвергала подобное мнение. Во взаимоотношениях человека и Бога есть один очень главный принцип – принцип свободы. Священномученик Ириней Лионский говорит, что свобода – это величайший дар, данный Творцом человеку, и потому Он никогда не нарушает человеческой свободы.

Следовательно, наша участь зависит только от того, как мы используем свою свободу: направляем ее на служение Богу и ближнему или греху. И только так решается наша участь: не от воли случая, не мановением «слепой судьбы», но в зависимости от того, как мы используем величайший Божий дар, данный человеку при творении – свободу.

Источник

Значение слова «судьба»

1. Складывающийся независимо от воли человека ход событий, стечение обстоятельств (по суеверным представлениям — сила, предопределяющая всё, что происходит в жизни). Покориться судьбе. Благодарить судьбу. Удары судьбы.[Самозванец:] Все за меня: и люди и судьба. Пушкин, Борис Годунов. — В молодости, Нивельзин, я предполагал быть ученым. Тоже, математиком, как вы. Судьба решила иначе, — и вот, в тридцать лет, я сделался драгунским офицером. Чернышевский, Пролог.

2. Участь, доля, жизненный путь. Жаловаться на свою судьбу. Связать свою судьбу с кем-л.От своей судьбы не уйдешь. Поговорка. В моей судьбе все переменилось, и все к лучшему переменилось. Достоевский, Бедные люди. Она рассказала ему свою судьбу, как она осиротела, как ее тетка взяла, как отдали в город. Л. Толстой, Алеша Горшок. || Дальнейшее существование, будущность кого-л. Устроить свою судьбу. □ Супруга Бибикова просила обеспечить судьбу одного из родственников ее мужа, служившего под его начальством. Пушкин, История Пугачева. Он дал ей почувствовать, что судьба ее детей в его руках и что без него она их не поместит на казенный счет. Герцен, Былое и думы.

3. обычно мн. ч. (су́дьбы, су́деб и устар. суде́б). История существования, развития чего-л. Исторические судьбы народных песен. Театральная судьба пьес Чехова.Вопрос о геологической судьбе Каспийского моря принадлежит к числу самых загадочных в науке. Чернышевский, Записки императорского Русского географического общества. || Дальнейшее существование, будущность. Судьбы человечества. Судьбы революции.[Михалевич] развивал свои воззрения на судьбы России. Тургенев, Дворянское гнездо. [Басов] уехал в Петербург, чтобы решить окончательно дальнейшую судьбу своих золотых приисков. Саянов, Лена.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

  • Судьба́ — не поддающаяся объяснению , непостижимая совокупность всех событий, обстоятельств и поступков, которые в первую очередь влияют на бытие человека, народа и т. п.; предопределённость событий, поступков; рок, фатум, доля; высшая сила, которая может мыслиться в виде природы или божества; древние греки персонифицировали судьбу в виде: Мойр (Клото, Лахезис, Атропос), Тиха, Ате, Адрастеи, Хеймармене, Ананке; древние римляне — в виде Парки (Нона, Децима, Морта); слово, часто встречающееся в биографических текстах.

В русском языке синонимом слова судьба является слово удел или суд Божий.

СУДЬБА’, ы́, мн. су́дьбы, су́де́б, су́дьба́м, ж. 1. Стечение обстоятельств (первонач., в мифологии и мистических представлениях, потусторонняя сила или воля божества, предопределяющая всё, что происходит в жизни). Опять увидеть их мне суждено судьбой. Грибоедов. Перетерпев суде́б удары, окрепла Русь. Пушкин. Судьба вчера свела случайно нас. Лермонтов. С детства судьба не взлюбила тебя. Некрасов. Пока я волновался и строил различные планы, судьба уже порадела обо мне. Тургенев. Вышел с честью из всех потасовок, которыми судьбе угодно было награждать его. Салтыков-Щедрин. 2. Участь, доля, жизненный путь. Моей судьбы не разделишь со мною. Пушкин. Пускай горька моя судьба — я буду ей верна. Некрасов. Нас всё соединяет: сходство жизненных судеб, одинаковость убеждений. Тургенев. Она выказала искреннее участие в судьбе брата. Тургенев. || преимущ. мн. Обстоятельства, условия дальнейшего существования, будущность. Нет нужды доказывать, что

успехи эти имеют величайшее значение для судеб нашей страны, для всего рабочего класса, как руководящей силы нашей страны, наконец, для самой партии.

Сталин (об успехах колхозного движения). — Война была величайшим переломом в жизни народов, в жизни международного рабочего класса. Она поставила на карту судьбы государств, судьбы народов, судьбы социалистического движения. История ВКП(б). ◊

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

судьба́

1. удел, предопределённый или складывающийся независимо от воли человека ход его жизни; персонализованная или безличная сила, управляющая событиями жизни ◆ Зато судьба заботливо выручала его из отчаянных положений, оттаскивала за волосы, за шиворот от самого края… Даниил Гранин, «Зубр», 1987 г. (цитата из НКРЯ)

2. жизненный путь, совокупность событий, обстоятельств жизни, существования кого-либо, чего-либо ◆ Я хочу доказать, что нотки архаизма в творчестве Бунина заведомо обусловили судьбу эмигранта. Сергей Довлатов, «Иная жизнь», 1984 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Окна нашей комнаты выходили как раз на монастырь, и мы были свидетелями его печальной судьбы. И. К. Архипова, «Музыка жизни», 1996 г. (цитата из НКРЯ)

3. дальнейшее существование, будущее кого-либо, чего-либо ◆ Зло неистребимо. Никакой человек не способен уменьшить его количество в мире. Он может несколько улучшить свою собственную судьбу, но всегда за счёт ухудшения судьбы других. Стругацкие, «Трудно быть богом», 1963 г. (цитата из НКРЯ)

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

  • баловень судьбы
  • волею судьбы, волею судеб
  • игра судьбы
  • избранник судьбы
  • ирония судьбы
  • какими судьбами?
  • книга судеб
  • любимец судьбы
  • на произвол судьбы (оставить, бросить, кинуть)
  • не судьба
  • от судьбы не уйдёшь
  • перст судьбы
  • подарок судьбы
  • покориться судьбе
  • превратности судьбы
  • связать судьбус кем-л., чем-л.
  • судьба индейка, а жизнь копейка
  • судьба-злодейка
  • судьба-индейка
  • удар судьбы
  • верить в судьбу

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: марксизм — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Источник

Судьба

Мы не выби­раем ни страну, где родимся, ни народ,
в кото­ром родимся, ни время, в кото­ром родимся,
но выби­раем одно: быть людьми или нелю­дями

пат­ри­арх Серб­ский Павел (1914–2009)

Судьба́ – мно­го­знач­ный термин, обо­зна­ча­ю­щий:
1. пред­на­зна­че­ние (идеал);
а) небес­ная: пол­но­цен­ное (тре­бу­е­мое при­зва­нием чело­века) рас­кры­тие черт Образа и Подо­бия Божия, жизнь в обще­нии с Богом и Его свя­тыми в Цар­ствии Небес­ном;
б) земная: испол­не­ние зем­ного пред­на­зна­че­ния; реа­ли­за­ция в земной жизни данных от Бога сил и талан­тов во славу Божию;
2. част­ное пред­на­зна­че­ние (напри­мер, пред­на­зна­че­нием Саула было слу­же­ние Богу и народу в каче­стве царя, но он не испол­нил его; к этой же роли был пред­на­зна­чен и Давид, и он испол­нил его);
3. жиз­нен­ный путь;
4. сте­че­ние обсто­я­тельств (про­ис­хо­дит по Про­мыслу Божьему);
5. рок (неот­вра­ти­мость — поня­тие, свой­ствен­ное неко­то­рым формам язы­че­ства; см. также: детер­ми­низм).

Вера в слепую судьбу, как рок, взамен обще­ния с живым, личным Богом про­ти­во­ре­чит Боже­ствен­ному Откро­ве­нию, на кото­ром осно­вано хри­сти­ан­ство. Свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст выра­зился ещё более опре­де­лённо: Учение о судьбе (роке) посе­яно диа­во­лом.

У антич­ных языч­ни­ков судьба – непо­сти­жи­мая пред­опре­де­лён­ность собы­тий и поступ­ков чело­века. Судьба языч­ника – это рок, фатум. Чело­век – игрушка судьбы, раб обсто­я­тельств. От судьбы нельзя уйти, ее нельзя изме­нить, ей можно только поко­риться, как при­зы­вали делать стоики. Этой «судьбы» Пра­во­сла­вие не при­знает, т.к. такое поня­тие судьбы абсо­лю­ти­зи­рует только один аспект – аспект несво­боды.

В науке роль судьбы выпол­няет при­чин­ность. Судьбы как фатума нет, но есть есте­ствен­ные законы физи­че­ского мира, кото­рые невоз­можно изме­нить, от дей­ствия кото­рых невоз­можно убе­жать. Если ты болен смер­тель­ной болез­нью – тебе нико­гда не выздо­ро­веть. Если тебе отсекли руку, она нико­гда не при­рас­тет обратно. Если ты смер­тен – ты непре­менно умрешь, лич­ность пол­но­стью рас­па­дется и не будет ничего. Как гово­рил тур­ге­нев­ский База­ров, лопух на могиле вырас­тет. Такой ате­и­сти­че­ской или нату­ра­ли­сти­че­ской детер­ми­на­ции Пра­во­сла­вие также не при­знает.

В про­ти­во­вес ука­зан­ным вари­ан­там судьбы в рели­ги­оз­ном созна­нии суще­ствует поня­тие судьбы как про­мысла, про­ви­де­ния. Не слепой рок, не без­лич­ные физи­че­ские законы, а Пре­муд­рый и Благой Творец управ­ляет жизнью чело­века. Не из-за несчаст­ли­вой судьбы, не из-за «есте­ствен­ной» зави­сти бра­тьев, а по про­мыслу Божию Иосиф ока­зы­ва­ется в Египте и ста­но­вится спа­си­те­лем своей семьи. Прп. Иоанну Дамас­кину отсекли руку, но – вопреки всем физи­че­ским зако­нам – она вновь при­рас­тает. Лазарь уми­рает, но вновь вос­кре­сает силой Гос­пода Иисуса Христа.

Как чело­век осу­ществ­ляет свою судьбу?

Он рож­да­ется на земле от опре­де­лен­ных роди­те­лей, в опре­де­лен­ной стране, опре­де­лен­ного пола. Здесь у него нет выбора. Это – его судьба как обсто­я­тель­ства жизни. От нас не зави­сит, где и от кого мы роди­лись. Это – судьбы Божии. Но если в язы­че­стве это опре­де­ляет все (рож­де­ние в бед­но­сти – несчаст­ная судьба, рож­де­ние в цар­ском доме – счаст­ли­вая), то в Пра­во­сла­вии все это не имеет реша­ю­щего зна­че­ния. Даже наобо­рот. Можно быть доб­ро­де­тель­ным и бла­го­по­луч­ным в бед­но­сти, а можно быть греш­ни­ком в богат­стве. Хри­стос даже утвер­ждает боль­шее сча­стье для бедных: бла­женны нищии…, трудно бога­тому войти в Цар­ство Небес­ное. Реша­ю­щим момен­том в дости­же­нии своей судьбы, в испол­не­нии боже­ствен­ного пред­опре­де­ле­ния явля­ется другое: сво­бод­ный выбор между добром и злом.

Но мы рож­да­емся греш­ными, с пер­во­род­ным грехом, т.е. воля, ум и чув­ства наши повре­ждены, тело наше воюет на нашу душу, в членах наших живет закон греха. Полу­ча­ется, что и выбор между добром и злом мы не можем сде­лать так уж сво­бодно: мы от рож­де­ния выби­раем грех; нашими роди­те­лями мы обре­чены на изна­чаль­ную гре­хов­ность.

Тогда-то и всту­пает в дело благой Про­мысл Божий, кото­рый решает спасти нас не когда мы испра­ви­лись, а когда еще были вра­гами Божи­ими. Несмотря на нашу вражду с Богом, на наши грехи, Бог Сам спа­сает нас раз­лич­ными сред­ствами: посы­лает Свою пред­ва­ря­ю­щую бла­го­дать, про­све­щает нашу душу и про­буж­дает в нас стрем­ле­ние к Богу. Бог устами про­рока Исаии гово­рит: «Я открылся не вопро­шав­шим обо Мне; Меня нашли не искав­шие Меня» ( Ис.65:1 ). В тече­ние всей жизни Бог мно­го­кратно обра­ща­ется к чело­веку, дает ему воз­мож­ность обра­титься к Себе и воз­рас­тить плод доб­ро­де­тели: кому во сто крат, а кому в шесть­де­сят, иному же в трид­цать ( Мф.13:8 ). Это – тоже своего рода судьба: кто уго­ждает Богу в миру, кто – в свя­щен­стве, а кто – в мона­ше­стве.

Пра­во­слав­ное учение о пред­опре­де­ле­нии (пред­на­зна­че­нии) ко спа­се­нию

В Пра­во­сла­вии есть учение о пред­опре­де­ле­нии. Мы все пред­опре­де­лены ко спа­се­нию, учит св. апо­стол Павел: «Ибо кого Он пре­дуз­нал, тем и пред­опре­де­лил быть подоб­ными образу Сына Своего, дабы Он был пер­во­род­ным между мно­гими бра­ти­ями. А кого Он пред­опре­де­лил, тех и при­звал, а кого при­звал, тех и оправ­дал; а кого оправ­дал, тех и про­сла­вил» ( Рим.8:29-30 ). Здесь слово «судьба» пони­ма­ется в смысле пред­на­зна­че­ния. В этом смысле у всех людей единая судьба – ока­заться в Цар­ствии Небес­ном: «Ибо при­звал нас Бог не к нечи­стоте, но к свя­то­сти» ( 1Фес.4:7 ).

Учение 12-ти Апо­сто­лов начи­на­ется с таких слов: «Есть два пути: один – жизни и один – смерти». В этом смысле наша жизнь тоже пред­опре­де­лена и у каж­дого есть своя судьба: или ока­заться в раю, или в аду. Это – ста­ти­че­ский, так ска­зать, аспект судьбы.

Помимо ста­тики есть и дина­мика. В про­ти­во­вес язы­че­ской или есте­ствен­но­на­уч­ной роко­вой детер­ми­на­ции Пра­во­сла­вие дает идею сво­боды и бла­гого про­мысла Божьего. Лично чело­век сво­бо­ден в выборе между добром и злом. Поэтому только от него зави­сит какая будет его судьба: добрая (вечная жизнь и обще­ние с Богом) или злая (вечная смерть и муче­ние с демо­нами). Кроме того, суще­ствует благой про­мысл Божий, кото­рый направ­ляет чело­века к спа­се­нию, помо­гает чело­веку сде­лать выбор в пользу добра, под­тал­ки­вает его к дороге, веду­щей в рай.

Свою судьбу чело­век осу­ществ­ляет в тече­ние своей жизни. Он растет, совер­шает поступки, учится выби­рать добро, совер­шать доб­ро­де­тель и избе­гать зла. И, нако­нец, дости­гает своей судьбы: окон­ча­тель­ной и бес­по­во­рот­ной участи: вечной жизни в раю. Эту судьбу уна­сле­до­вали святые и доб­ро­де­тель­ные жены и мужи. Или другой, страш­ной судьбы: без­воз­врат­ных муче­ний и без­на­деж­ного пре­бы­ва­ния в геенне огнен­ной. В таком случае можно гово­рить о судьбе как жиз­нен­ном пути каж­дого чело­века от рож­де­ния в бес­смер­тие. В отли­чие от единой общей судьбы всех людей (рай или ад), личная судьба может быть мно­го­об­раз­ной: тогда судьба – это реа­ли­за­ция общего пред­на­зна­че­ния отдель­ным чело­ве­ком, резуль­тат рас­кры­тия в себе образа и подо­бия Божия. И тогда можно гово­рить о горь­кой судьбе как неудав­шейся жизни, или о счаст­ли­вой судьбе, как о пути, завер­шен­ном в Цар­ствии Небес­ном.

Бог про­сла­вил тех, Кого Он пре­дуз­нал. Бог обла­дает все­ве­де­нием, для Него не суще­ствует нашего зем­ного вре­мени. При­ме­ров такого пред­зна­ния много: это пред­ска­за­ние о рож­де­нии свя­того Иоанна Пред­течи ( Лк.1:15 ), это слова свя­того апо­стола Павла о своей избран­но­сти еще прежде рож­де­ния ( Гал.1:15 ), это ука­за­ние на буду­щее Божие избра­ние роди­те­лям пре­по­доб­ного Сергия Радо­неж­ского… Поэтому-то Бог и откры­вает про­ро­кам и апо­сто­лам судьбы буду­щего века: Второе слав­ное При­ше­ствие, День все­об­щего Вос­кре­се­ния и Страш­ного Суда. Как все­ве­ду­щему, Богу открыты все судьбы чело­века, и Он зара­нее знает, какой путь избе­рет чело­век: путь жизни или путь смерти. Поэтому судьба чело­века уже известна Богу зара­нее, и это и есть послед­ний аспект пра­во­слав­ного пони­ма­ния судьбы. Но это известно одному только Богу. Наша же судьба пол­но­стью зави­сит от нашей доброй воли. И мы сами выби­раем себе свою судьбу.

«Правда Твоя, как горы Божии, и судьбы Твои – бездна вели­кая! Чело­ве­ков и скотов хра­нишь Ты, Гос­поди!» ( Пс.35:7 )

«О, бездна богат­ства и пре­муд­ро­сти и веде­ния Божия! Как непо­сти­жимы судьбы Его и неис­сле­димы пути Его!» ( Рим.11:33 ).

Жизнь на 10% состоит из того, что с вами про­ис­хо­дит и 90%, из того, как вы на это реа­ги­ру­ете.

Учение о судьбе в нехри­сти­ан­ских рели­гиях

На фоне пра­во­слав­ного поня­тия о судьбе как выпол­не­нии боже­ствен­ного пред­на­зна­че­ния судьба чело­века в других рели­гиях выгля­дит блекло. В совре­мен­ном иуда­изме всех, рож­ден­ных от Адама, ожи­дает смерть. Даже после­до­ва­тели и испол­ни­тели закона Моисея и пред­пи­са­ний Торы после смерти идут в шеол – место, лишен­ное Бога. Судьба совре­мен­ного иудея горька: если Вави­лон­ский плен длился 70 лет, то совре­мен­ное рас­се­я­ния длится уже два тыся­че­ле­тия. Храма – даже вто­рого – нет. Самая глав­ная часть закона Моисея не испол­ня­ется: без храма невоз­можно при­но­сить жертвы за грехи. Бог нака­зы­вает Свой народ за них рас­се­я­нием по всему свету. Все иудеи – ски­тальцы. Их земная судьба – судьба вечно гони­мых стран­ни­ков, от кото­рых Бог отвер­нул Свое лице. А поскольку жертва не совер­ша­ется и грех народа про­дол­жает вызы­вать гнев Божий, их посмерт­ная судьба – пре­бы­ва­ние в шеоле. Даже при­ше­ствие иудей­ского мессии не сможет помочь умер­шим, т.к. иуда­изм отри­цает вос­кре­се­ние мерт­вых. Чем-то это похоже на марк­сизм: чтобы отда­лен­ные потомки могли удо­вле­тво­рять любые свои при­хоти без вся­кого труда (это и озна­чает лозунг «каж­дому по потреб­но­стям, от каж­дого по спо­соб­но­стям»), другим надо голо­дать, уми­рать и жить в нищете без всякой надежды попасть в ком­му­ни­сти­че­ский рай.

Судьба чело­века в исламе несколько иная: у мусуль­ман есть свой рай. Правда, этот рай – только для мужчин. Там нет места жен­щи­нам, разве что пре­дельно бла­го­че­сти­вым женам, кото­рые будут про­дол­жать при­слу­жи­вать своему гос­по­дину и на небе. Но они вряд ли будут пер­выми в ряду 70 пре­крас­ных гурий, кото­рыми будет обес­пе­чен каждый достиг­ший неба после­до­ва­тель Аллаха. Это – общая судьба мусуль­ман (сле­дует ого­во­риться: мусуль­ман, в чьих жилах течет араб­ская кровь. Для не-арабов рай также закрыт). Но личная скла­ды­ва­ется иначе. В исламе Аллах – бог, по воле Кото­рого совер­ша­ется ВСЕ: и доброе, и плохое. Аллах может тво­рить все, что захо­чет: его жела­ния и воля не огра­ни­чены ника­кими рам­ками, ника­кими зако­нами, ни какими клят­вами или обе­ща­ни­ями. И потому судьба чело­века в исламе – в абсо­лют­ной зави­си­мо­сти от воли Аллаха. А воля Аллаха не зави­сит ни от гре­хов­но­сти чело­века, ни от его доб­ро­де­тели. Захо­чет Аллах – и чело­век будет бла­го­ден­ство­вать, даже если он страш­ный греш­ник. Захо­чет – и будет нищим ски­таль­цем, даже если он пре­дельно доб­ро­де­тель­ный. Преду­га­дать невоз­можно, что же именно надо сде­лать, чтобы попасть в обе­щан­ный рай. Согласно исламу все, что бы ни про­ис­хо­дило с чело­ве­ком, есть воля Аллаха. Объ­яс­нить ее невоз­можно, изме­нить – тоже. Оста­ется только покорно тер­петь ее. В каком-то смысле покор­ность воле Аллаха похожа на покор­ность неот­вра­ти­мому року в гре­че­ском язы­че­стве.

Если вспо­ми­нать восточ­ные рели­гии, то судьба чело­века там совсем печаль­ная. Так как мира как тако­вого не суще­ствует, он лишь майя – нава­жде­ние, то и лич­ность отдель­ного чело­века – лишь вре­мен­ная кате­го­рия. Более того – это зло. Восточ­ное благо – это без­лич­ное единое целое, не име­ю­щее созна­ния, воли, эмоции, памяти, ничего. Каждый чело­век несет свою карму, т.е. отве­чает за поступки и дей­ствия того, о ком он даже не помнит – своего якобы про­шлого вопло­ще­ния. Поэтому судьба чело­века на востоке также пла­чевна: земные радо­сти могут обер­нуться буду­щими стра­да­ни­ями, а нынеш­ние стра­да­ния не гаран­ти­руют благое суще­ство­ва­ние после смерти, т.к. неиз­вестно, сколько именно надо стра­дать, чтобы испол­нить карму, вели­чина кото­рой заве­домо неиз­вестна. И конеч­ная цель жизни – достичь нир­ваны, т.е. пол­ного рас­тво­ре­ния в Будде. Это уни­что­же­ние лич­но­сти пра­во­слав­ный фило­соф Выше­слав­цев назы­вает страш­ными, но точ­ными сло­вами: духов­ное само­убий­ство.

Само поня­тие “судьба” не уко­ре­нено в пра­во­слав­ном бого­сло­вии. Жизнь чело­века не пред­опре­де­лена — Гос­подь не огра­ни­чи­вает воли лич­но­сти, кото­рая сама выби­рает направ­ле­ния своего жиз­нен­ного пути.
пат­ри­арх Алек­сий II

Обра­тите вни­ма­ние, как Гос­подь ведёт Себя по отно­ше­нию к Иуде. За его доб­ро­де­тели (они у него были) берет его в число 12 апо­сто­лов (чтобы он не поза­ви­до­вал); зная о его воров­стве, не раз­об­ла­чает его, чтобы не оттолк­нуть, а покры­вает любо­вью; зная о его пре­да­тель­стве, при­кро­венно, не укоряя, пре­ду­пре­ждает его, гово­рит о страш­ном нака­за­нии за этот грех. Гос­подь делает все, чтобы не под­толк­нуть его ко греху, а оста­но­вить любо­вью.

Не так Он ведет себя с Петром: его он и сата­ной назы­вает, и резко обли­чает перед дру­гими, зная, что он пока­ется в грехе. Так Гос­подь, пред­видя буду­щее, делает ВСЕ, чтобы спасти, а не погу­бить.

Каж­дого чело­века Он при­зы­вает к бытию в самое лучшее для этого чело­века время, устра­и­вает его жизнь, посы­лает нужных людей, радо­сти или скорби, болезни или выздо­ров­ле­ние.

Конечно, это мое утвер­жде­ние можно при­нять только на веру. Если войти в область зла или хотя бы встать на гра­ницу добра со злом, то с этих точек все будет видеться иначе. Невоз­можно до Страш­ного Суда понять пере­пле­те­ние судеб, при­чины поступ­ков, сроки жизни и прочие тайны, свя­зан­ные с про­мыс­лом Божиим. Делая ВСЕ для нашего спа­се­ния, Гос­подь остав­ляет место для нашего сво­бод­ного изво­ле­ния. Мы можем при­нять или не при­нять это ВСЕ (не на словах, а на деле).

Я тоже долго мучился всеми этими вопро­сами. Никак ничего не мог понять, а потом дове­рился Богу и успо­ко­ился. Я больше, слава Богу, не подо­зре­ваю Его ни в чем, а верю в Совер­шен­ную, Абсо­лют­ную Любовь к каж­дому чело­веку и даже ко мне, греш­ному! И так радостно и светло на душе, когда помыш­ля­ешь об этом. Если с этой верой смот­реть на то или другое собы­тие, на ту или иную чело­ве­че­скую судьбу, то ничего не сму­щает, а многое (хотя и не все, конечно) дела­ется вполне понят­ным.

С любо­вью о Христе,

про­то­и­е­рей Арка­дий Шатов

Смотри вперед – с надеж­дой, назад – с бла­го­да­ре­нием, наверх – с молит­вой, вниз – с пока­я­нием, внутрь – со вни­ма­нием! А вокруг – с любо­вью!
игумен Тихон (Бори­сов)

Тёмное слово “судьба” лучше нам будет заме­нить ясным и опре­де­лен­ным выра­же­нием — про­ви­де­ние Божие.
Вла­ди­мир Соло­вьёв

Источник

Оцените статью