Что значит говорить речитативом

речитатив

Энциклопедический словарь . 2009 .

Смотреть что такое «речитатив» в других словарях:

РЕЧИТАТИВ — (ит. recitativo, фр. recitatif). Пение, подходящее к говору, говорком. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. РЕЧИТАТИВ в пении исполнение, близкое к говору, длинные ноты отсутствуют и музыка вообще… … Словарь иностранных слов русского языка

РЕЧИТАТИВ — (итал. recitativo от recitare декламировать), род вокальной музыки, приближающийся к естественной речи при сохранении фиксированного музыкального строя и регулярной ритмики. Применяется в опере, оратории, кантате. В 17 18 вв. возникли сухой… … Большой Энциклопедический словарь

речитатив — а, м. recitatif m. <, ит. recitativo. Форма вокально музыкального произведения, интонационно и ритмически воспроизводящая декламационную речь; напевная декламация. БАС 1. [Дарина :] Я берусь за Арии; но что до Рецитатив, то другое дело.… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

РЕЧИТАТИВ — РЕЧИТАТИВ, речитатива, муж. (итал. recitativo) (муз.). Напевая (или, иногда, лишенная напевности) речь, входящая составной частью в вокально музыкальное произведение. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

РЕЧИТАТИВ — РЕЧИТАТИВ, а, муж. (спец.). Напевная речь в вокально музыкальном произведении. Читать речитативом (нараспев). | прил. речитативный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

РЕЧИТАТИВ — муж., итал. говорок, пение говорком: говор нараспев; пение на речь церк. пение, похожее на простую речь, без меры, или с произвольной расстановкой и растяжкой, вный, говорковый. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля

Читайте также:  Что значит разрядный калькулятор

речитатив — сущ., кол во синонимов: 6 • говорок (4) • напевная декламация (2) • пение (42) … Словарь синонимов

Речитатив — вокальная музыкальная форма, не подчиненнаясимметрическому ритму, род певучего разговора. Есть фразы, которые, поизбытку чувства, требуют именно P.: более развитая музыкальная формабыла бы здесь неестественна (напр. О горе , О радость , О Господи … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Речитатив — род вокальной музыки, приближающийся к естественной речи при сохранении фиксированного музыкального строя и регулярной ритмики. Большой толковый словарь по культурологии.. Кононенко Б.И.. 2003 … Энциклопедия культурологии

Речитатив — (итальянское recitativo, от recitare декламировать), 1) в опере, кантате, оратории конца 17 19 вв. раздел, предваряющий арию (А. Скарлатти, И.С. Бах, В.А. Моцарт). 2) вокальный стиль, приближающийся к естественной речи, но сохраняющий… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Речитатив — Речитатив вокальная музыкальная форма, не подчинённая симметрическому ритму, род певучего разговора. По мере того как текст речитатива становится более лиричным и форма его расширяется, получая более содержательности в музыкальном отношении … Википедия

Источник

Речитатив

Литература : Друскин М., Вопросы музыкальной драматургии оперы, Л., 1952; Ярустовский Б., Драматургия русской оперной классики, М., 1952; Реформатский A., Речь и музыка в пении, в сб.: Вопросы культуры речи, вып. 1, М., 1955; Оголевец A., Слово и музыка в вокально-драматических жанрах, М., 1960; его же, Вокальная драматургия Мусоргского, М., 1966; Доливо A., Речитативы в вокальном искусстве, в сб.: Вопросы музыкально-исполнительского искусства, вып. 3, М., 1962; Васина-Гроссман В., Музыка и поэтическое слово, ч. 1, Ритмика, гл. 2, М., 1972; Rоusseau J.-J., Rйcitatif, в его кн.: Dictionnaire de musique, P., 1768 (рус. пер. в кн.: Материалы и документы по истории музыки, под ред. М. В. Иванова-Борецкого, т. 2, М., 1934, с. 79-81; Rolland R., L’opйra au XVII siиcle en Italie — Les origines de l’opera allemand — L’opera anglais au XVIIe siиcle, в кн.: Encyclopйdie de la musique et dictionnaire du Conservatoire. v. 2-3, P., 1913 (рус. пер. — Rоллaн P., Опера в XVII веке в Италии, Германии и Англии, М., 1931); Spitz Сh., Die Entwicklung des «Stile Recitativo», «AfMw», 1921, Jahrg. 3; Borrel E., L’interprйtation de l’ancien rйcitatif franзais, «RM», 1931, v. 12, p. 13-21; Wilsons., The recitatives of the St. Mathew Passion, «ML», 1934, v. 16, No 3; Westruр J. A., The nature of recitative, «Proceedings of British Academy», 1956, p. 27-43; Melсhert H., Das Rezitativ der Kirchenkantaten J. S. Bachs, Fr./M., 1958 (Diss.); Dоwnes E. O. D., Secco recitative in early classical opera seria (1720-80), «JAMS», 1961, v. 14, No 1; Neumann Fr. H., Die Дsthetik des Rezitativs, StraЯburg-Baden-Baden, 1962 (лит.); Wоlf H. Ghr., Die Sprachmelodie in alten Opernrezitativ, «Hдndel-Jahrbuch», Bd 20, Lpz., 1963.

В. А. Васина-Гроссман.

Музыкальная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, Советский композитор . Под ред. Ю. В. Келдыша . 1973—1982 .

Источник

говорить речитативом

Свои «поэзы», пользовавшиеся успехом у публики, он [Северянин] исполнял речитативом на эстраде под гитару (В. Новиков)

Популярный словарь русского языка. Толково-энциклопедический. — М.: Русский язык-Медиа . А.П. Гуськова, Б.В.Сотин . 2003 .

Смотреть что такое «говорить речитативом» в других словарях:

ГОВОРИТЬ — ГОВОРИТЬ, говаривать что, речи, сказывать, вещать, молвить, баять, гуторить, бакулить, голдить, голчить, вологод. говчить, произносить слова; выражать мысли свои; сообщаться устною речью, даром слова. | Повествовать, писать в сочинении, в книге.… … Толковый словарь Даля

речитативом — см. речитатив; в зн. нареч. Говорить, читать речитативом (нараспев) … Словарь многих выражений

читать речитативом — см. говорить речитативом … Популярный словарь русского языка

речитатив — а, м. Напевная речь в вокально музыкальном произведении. Даргомыжский выступил в Русалке . великим мастером речитатива и декламации (Стасов). Родственные слова: речитати/вный, речитати/вом Этимология: От итальянского recitativo ‘речитатив’ (←… … Популярный словарь русского языка

речитати́в — а, м. муз. Вокальная форма, воспроизводящая в пении интонацию и ритмику речи. Даргомыжский выступил в «Русалке» великим мастером речитатива и декламации. Стасов, Двадцать пять лет русского искусства. Все действо о Степане Тимофеиче Разине звучало … Малый академический словарь

Державин, Гавриил Романович — — знаменитый поэт, государственный человек и общественный деятель второй половины прошлого и первой четверти нынешнего столетия (р. 3 июля 1743, ум. 8 июля 1816). Предок его, татарский мурза Багрим, в ХV столетии, в княжение Василия… … Большая биографическая энциклопедия

Былины — ТЕРМИН русские эпические песни, сохранившиеся главным образом в устах северного крестьянства под названием «старин», «старин» и «старинок». Термин былины искусственный, введенный в научное употребление в 30 х годах XIX века любителем ученым… … Литературная энциклопедия

говори́ться — рится; несов. 1. Произноситься. У древних стихи не читались, а говорились речитативом. Белинский, Сочинения А. Пушкина. || безл., о ком чем или с придаточным дополнительным. Излагаться, рассказываться. Ты читаешь книги, там говорится, как живут… … Малый академический словарь

Семейство дроздовые — Первая из этих групп может быть названа дроздовыми. Плюсна их спереди покрыта сплошной роговой оболочкой, а птенцы отличаются от взрослых крапчатым оперением. Дроздовые живут во всех частях света, Рейхенов относит к ним до 280 видов**. *… … Жизнь животных

ПИГМАЛИОН — комедия Бернарда Шоу (1913), один из первых текстов европейского неомифологизма, хотя еще несколько наивно и поверхностно понятого. Известно, что Шоу схватывал на лету идеи, носившиеся в воздухе. И миф о Пигмалионе – не главное, что для нас важно … Энциклопедия культурологии

Источник

Поём или говорим? Что такое речитатив в музыке

Речитативное пение встречается в любом крупном музыкальном произведении, таком как опера, оперетта, мюзикл. Часто без него не обходятся и небольшие музыкальные формы. А бывает, что он полностью вытесняет привычное понимание музыки, становясь во главу музыкального произведения. Что такое речитатив и какую роль он играет в музыке, выясняем в этой статье.

Понятие

Речитатив – это вокальная форма в музыке, не подчинённая ритму и мелодии. Он может звучать с присутствием аккомпанемента или а капелла. По сути, он звучит как разговорная речь среди общего музыкального обрамления. Чтобы понять, что такое речитатив в музыке, необходимо более подробно разобрать музыкальные произведения, в которых присутствует этот элемент.

Речитатив нельзя отнести к обычной декламации стиха, поскольку в этом отрывке далеко не всегда присутствует рифма. Если рассматривать речитатив как средство выразительности, то именно он зачастую отражает эмоциональное состояние героя и основные переживания, которые невозможно выразить мелодическими приёмами.

Как зарождалась новая форма

Если говорить об истоках, то они уходят глубоко в древность. Эпические и обрядовые песни, народные попевки и потешки зачастую представляли собой не что иное, как речитатив. Профессиональная музыка древности также была богата разговорными моментами. Прежде всего, это относилось к духовной музыке: псалмы, литургии.

Однако само понятие о том, что такое речитатив, родилось с появлением оперного жанра. Первые его проявления представляли собой напевную декламацию. Собственно, ранний речитатив и был призван возродить античную трагедию с её манерой напевной декламации.

Со временем мелодичность утратила своё значение, и к концу 17 века речитатив приобрёл чёткие очертания, прочно укрепившись в вокальной музыке как самостоятельный жанр.

Какими бывают речитативы

Несмотря на то что речитатив не подчиняется общепринятым законам музыки, ритму и мелодии, всё же есть правила, которые позволяют гармонично включать этот жанр в музыкальное произведение.

Если речитативный кусок не имеет рифмы и чёткого ритма, то он считается сухим secco. Он произносится в скудном сопровождении отрывистых аккордов. Аккомпанемент в данном случае служит для усиления драматического эффекта.

Когда речитатив наделяется рифмой или просто чётким ритмом, тогда его называют размеренным a tempo и исполняют в сопровождении оркестра.

Бывает и так, что этот жанр обрамляется мелодической линией. Для того чтобы понять, что такое речитатив в данном случае, следует обратиться к определению музыкальной формы. Речитативное пение попросту может её не иметь. Свободная форма и манера исполнения будут свидетельствовать о наличии певучего речитатива или ариозо.

Где живут речитативы

Наиболее частое применение разговорная форма нашла в классической оперной музыке. Именно драматургия этого вокального жанра открыла неограниченные возможности для развития речитатива. Основным его назначением в опере стало противопоставление общему музыкальному содержанию и создание драматических акцентов. На сцене его может исполнять один вокалист, ансамбль или даже хор.

Большое применение этот жанр нашёл в произведениях И.С.Баха. Особенно ярко он проявился в «Страстях по Иоанну». Надо сказать, в этом смысле И.С.Бах превзошёл всех своих современников. Излюбленным драматургическим приёмом стал речитатив для К.В.Глюка и В.А.Моцарта.

В русской оперной музыке речитатив появился несколько позднее. Наиболее ярко он проявлялся в музыке А.С.Даргомыжского, М.П.Мусоргского, Н.А.Римского-Корсакова. П.И.Чайковский особо виртуозно использовал форму ариозо. Что касается советских классиков, то особую лепту в развитие речитатива внесли С.С.Прокофьев и Д.Д.Шостакович.

Речитатив: примеры в современной музыке

Помните, в фильме «Ирония судьбы, или С лёгким паром» главные герои исполняют «Балладу о прокуренном вагоне» А.С.Кочеткова:

Как больно, милая, как странно,

Сроднясь в земле, сплетясь ветвями,

Как больно, милая, как странно

Раздваиваться под пилой.

Если вы думаете, что песни речитативом – это явление, свойственное исключительно классической музыке, попробуйте отыскать их в современности. Для этого достаточно представить себе декламацию стихов или прозы в сопровождении музыки.

Представленный выше речитатив считается сухим, поскольку он не подчиняется инструментальному сопровождению.

Самым ярким примером размеренного речитатива в современности можно считать рэп и хип-хоп. Именно эти направления современной музыки открыли новые грани и возможности речитатива.

Невозможно представить себе без речитативного пения и такой жанр современной музыки, как рок-опера. Как и в классическом оперном варианте, пение время от времени переходит на разговорную речь.

В многообразии музыкальных жанров и форм может запутаться даже опытный музыкант. Но теперь вы знаете, что такое речитатив, и уж его-то не спутаете ни с чем.

Источник

Речитатив

Речитати́в — вокальная музыкальная форма, не подчинённая симметрическому ритму, род певучего разговора.

По мере того как текст речитатива становится более лиричным и форма его расширяется, получая более содержательности в музыкальном отношении, речитатив бывает:

  • сухой (secco)
  • размеренный (a tempo)
  • певучий (ариозное пение).

Во всех трёх родах правильная, осмысленная декламация имеет большое значение.

В вокальной музыке часто пользуются смешением трёх промежуточных родов речитатива, переходя от одного к другому. Для всех речитативов может служить текстом проза.

Также речитатив может употребляться в значении жаргонного словарного запаса, т. е. количество в лексиконе слов жаргонизмов.

Содержание

Сухой речитатив

Сухой речитатив имеет размер в четыре четверти. Аккомпанемент состоит из отрывистых аккордов без фигур и не выражает настроения, а только служит для указания певцу тональности и для подчеркивания знаков препинания. Аккорды берутся преимущественно там, где в речитативе есть перерыв. Иногда в промежутке между двумя фразами, имеющими перерыв, вставляется короткий ритурнель с фигурой, выражающей настроение. Такой речитатив имеет очень мало мелодического содержания. На каждый слог текста требуется только один звук. Форма такого речитатива неопределённая и находится в полной зависимости от текста. Певцом он исполняется свободно, не в темп. Чередование тональностей произвольное, но все же не следует делать слишком частых и резких модуляций в отдаленные тональности. Перемена тональности соответствует перемене мысли в тексте. Если в такте речитатива нет аккордов, то капельмейстер не выбивает четыре четверти, а даёт только один взмах. Вокальная партия такого речитатива пишется для голоса центрально, то есть в среднем регистре, выходя из него (вверх или вниз) лишь в моменты сильного драматического настроения.

Размеренный речитатив

Речитатив размеренный (a tempo) бывает в различном счёте — 4/4, 3/4 и пр. Во время пения речитатива, не особенно богатого мелодией, аккомпанемент идёт сплошь, в виде аккордов, выдерживаемых или исполняемых тремоло. Проведенного мотива, то есть рисунка, в таком аккомпанементе нет. Форма неопределённая, чередование тональностей произвольное. На каждый слог приходится одна нота. Исполняется такой речитатив в темп и дирижируется сплошь.

Певучий речитатив

Певучий речитатив (ариозное пение) — наиболее развитая форма речитатива. Вокальная партия отличается мелодическим содержанием. На один слог слова могут приходиться иногда два и более звука. Как и размеренный, этот речитатив не стеснен модуляционным планом. Форма чаще всего свободная. Музыкальное содержание аккомпанемента, в сравнении с предыдущими речитативом, богаче как в гармоническом, так и в ритмическом отношении; в нём проводится фигура (мотив).

Пение, имеющее округленность и большую законченность, но лишённое коленного склада, называется ариозо.

Источник

Оцените статью