Городское фэнтези
Городское фэнтези — поджанр фэнтези, основанное на использовании городской мифологии. Иногда под городским фэнтези понимают любое фэнтези, действие которого происходит в современном антураже [1] . Городское фэнтези соединяет в себе традиции фэнтези, мистики и реализма. Данная разновидность фэнтези имеет связи с самыми разнообразными литературными направлениями — от романтической прозы до бытописания, от детектива до романа ужасов, от мистики до социально-философского исследования» [2] . Городское фэнтези основано на городской культуре и не имеет связи с древним народным фольклором. Первопроходцем городской фэнтези в России иногда называют Н. В. Гоголя, «петербургские повести» которого заложили канон и эстетику русской городской сказки [2] . Воплощением лучших традиций русской городской мистики является роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита» [2] .
В романе Г. Л. Олди «Нам здесь жить» город представлен в виде новой среды обитания для человека со своими духами и сверхъественными существами. Люди вернулись к старому язычеству, но на новой городской мифологии: пятая конфорка оборудована для жертвоприношений, по городу ездят мотокентавры. Эту традицию городского фэнтези продолжили Александра Сашнева «Наркоза не будет» и «Тайные знаки», а также Дмитрий Янковский «Флейта и ветер» и «Нелинейная зависимость». Город предстает в виде одушевленного разумного существа (языческая традиция), но сам диалог с ним вместо языческого «я тебе — жертву, ты мне — благо» переходит на уровень современных мировых религий и сопровождается использованием новейших информационных технологий.
В некоторых произведениях магический мир существует параллельно городской реальности и не оказывает зримого влияния на мир людей («Дозоры» Лукьяненко, «Тайный город» Панова).
Существует «фольклорная» разновидность городской фэнтези («Сумочный», «Молчок», «Пустоброд», «Халява» Далии Трускиновской). Данное направление произошло от бытового анекдота.
В обзоре жанра [3] в журнале Мир фантастики выделяются 3 отличительные особенности городского фэнтези.
- Обстановка: действие происходит в городе.
- Содержание: произведение имеет мистический элемент, основанный на городской мифологии.
- Описание: очень тщательно прописываются детали и реалии города для достижения правдоподобия.
Источник
Что значит городское фэнтези
Что такое городское фэнтези
Как правило, действие романов фэнтези разворачивается во вторичных мирах, развитие которых застряло на уровне земного средневековья. Однако в последнее время встречается всё больше книг, в которых магические и сверхъестественные элементы переплетаются с современным городским сеттингом.
Такое фэнтези называется городским. Изначально в городском фэнтези ключевую роль играл именно город. И хотя исторически урбанизационный взрыв пришёлся на последние столетия, города существовали с древнейших времён. Так что фэнтези в декорациях викторианского Лондона, древнего Рима или даже вымышленного фэнтезийного мегаполиса также попадают под определение городского. Например, в детективном цикле Глена Кука «Приключения Гаррета» действие разворачивается в фэнтезийном городе Танфер. Поскольку главный герой выбирается за городские стены только в первой книге, а в дальнейшем город воспринимается одним из действующих лиц повествования, цикл относится к городскому фэнтези.
В последнее время требования к жанру несколько ослабли. Сегодня городское фэнтези стало синонимом фэнтези современного, а для зачисления в его ряды достаточно, чтобы действие разворачивалось в нашем мире в наше время.
Городское фэнтези часто сравнивают с паранормальным романсом. Между этими жанрами много общего, а отличие ровно одно: паранормальный романс делает акцент на отношениях двух главных героев, а в городском фэнтези романтическая линия не играет ключевой роли в сюжете.
Городское фэнтези часто использует фэнтезийные элементы как метафору для обсуждения проблем уже нашего мира: полицейского произвола, цен на жильё, засилья мафии, коррупции, наркоторговли, расизма и загрязнения окружающей среды.
Городское фэнтези как жанр зародилось в сороковых годах прошлого века, когда на страницах журнала Astounding появились рассказы Фрица Лейбера, Джека Уильямсона и Л. Спрэг де Кампа, в которых фэнтезийные элементы переносились в современность.
Популярность жанр обрёл в восьмидесятые годы, когда на экранах кинотеатров вышли «Охотники за привидениями», «Гремлины» и «Горец», а на книжных прилавках появились сборники рассказов под редакцией Терри Виндлинг «Пограничье», роман «Война дубов» Эммы Булл и цикл «Приключения Гаррета» Глена Кука.
Ну, а настоящий всплеск популярности пришёлся на рубеж тысячелетий, когда появились « Досье Дрездена » Джима Батчера и «Сьюки Стэкхаус» Шарлин Харрис, книги Лорел Гамильтон и Ким Харрисон.
К числу ярких представителей цикла относятся « Дозоры » Сергея Лукьяненко, « Тайный город » Вадима Панова, « Киндрэт » Алексея Пехова, Елены Бычковой и Натальи Турчаниновой, «Досье Дрездена» Джима Батчера, « Хроники железного друида » Кевина Хирна, «Реки Лондона» Бена Аароновича, « Алекса Веруса » Бенедикта Джеки, « Кейт Дэниелс » Илоны Эндрюс и « Американских богов » Нила Геймана.
Источник
Городское фэнтези
Городское фэнтези — это поджанр фэнтези, действие которого происходит преимущественно в декорациях типичного современного мегаполиса, «рядом с нами». Возможны два варианта:
- Произведение посвящено тайному аспекту жизни города (допустим, вампирам), который носители мистического знания предпочитают скрывать от непосвященных.
- Город вполне открыто живет по фэнтезийным законам, учитывая существование магии и чудес.
Жанр появился в конце 1980-х — начале 1990-х и развивался в основном женщинами-писателями. Характерной чертой этой прозы является повествование от первого лица о проблемах главной героини с темным прошлым и заниженной самооценкой. В результате сложились крупные книжные серии, пользующиеся популярностью у женской и подростковой аудитории. Заговоры, вампиры, тайные общества — все это там. И, разумеется, магия.
В аниме и манге городское фэнтези достаточно распространено, учитывая любовь авторов к главным героям — обычным японским школьникам, которые, естественно, учатся в школе, а в свободное от занятий время сражаются с адскими силами тьмы. Одной из таких популярных серий является Bleach.
Главной привлекательной чертой городского фэнтези можно назвать близость героя среднему читателю, что роднит этот жанр с литературой о попаданцах. Внезапно оказавшийся магом менеджер среднего звена Василий попадает в незнакомый мир магии, скрытый тайными орденами среди суеты большого города. Главное, чтобы Василий за три книги не сделал карьеру от младшего унтер-домового до главного светлого мага Москвы — иначе неудобно получится. Впрочем, Антон Городецкий как раз за три книги до Высшего и прокачался.
Связанный троп — маскарад. Также близкое понятие — низкое фэнтези (когда действие происходит в условно реальном мире, но не обязательно в городе, и магии/чудес — самый минимум).
Источник
Что такое городское фэнтези? Рассказываю с примерами
Городское фэнтези уверенно набирает популярность среди читателей. Возможно, его распространенность связана с тем, что люди по-прежнему мечтают о приключениях! Но только не где-то там в средневековье иных миров, как у Толкина, а прямо здесь, у себя под носом, в родном городе. Тут, где в однушке ютиться многодетная семья вампиров, сосед напротив — чёрный маг, а коллега по работе выглядит точно как ведьма. Вот писатели и выполняют заказ почтенной публики.
Что же такое городское фэнтези? Решил сам разобраться и всех желающих просветить. Так что приглашаю в такой таинственный, но такой знакомый мир, где за кассой магазина стоят оборотни, а таксистами работают. таксисты, которые по всем признакам — домовые, только подрабатывают извозом. Будут примеры, а в конце — ссылки на новый роман и подборку книг, уже заслуживших признание читателей.
Герои городского фэнтези такие же разные персонажи, как и в людом другом жанре. Хотя среди них можно выделить несколько категорий:
Маги, полузабытые герои мифов, потомки древних рас и др. Это, как правило, основные герои. Они обладают могуществом, но периодически попадают в сложные ситуации, когда им необходимо спасти планету от очередного катаклизма. Дар обычно скрыт и пробуждается внезапно.
Оборотни, существа, способные превращаться в животных. Для этих героев не существует слишком сложных составляющих существования, как и для нежити всех сортов и мастей. К примеру, в романе супругов Дяченко «Ведьмин век» есть навки, воскресшие девушки. А в книгах Андрея Васильева про ведьмака Смолина среди людей живут такие специфические персонажи, как подъездные.
Интересно, что Нил Гейман в романе «Американские боги», который вполне вписывается в жанр, пишет о героях мифов, легенд и сказок, которые живут только до того момента, пока в них верит хоть один человек. Если верить перестают, эти персонажи исчезают.
Место действия городского фэнтези — это, что вполне объяснимо, относительно современный город с автомобилями и прочими прелестями цивилизации. Очень редко встречается город далёкого прошлого или будущего, иначе исчезает весь колорит. В городе этом обязательно должны жить современные люди, не имеющие магических способностей. Главные же герои, при всех своих особенностях, нормально пользуются самолетами, телефонами, Интернетом. Часто они умеют открывать порталы в любую точку планеты, но на это тратится много энергии, а самолетом долететь до места гораздо выгоднее.
Да и Интернетом пользоваться существенно проще, чем древними библиотеками. Так, в серии романов Вадима Панова «Тайный Город» у магов есть свой информационный канал Тиградком, в который входит и телевидение, и мобильная сеть, и особое подключение к Интернету. Ночной Дозор у Лукьяненко тоже не отстаёт от прогресса.
Отличается от обычных фэнтезийных персонажей и психология героев. Действующие лица классического фэнтези полагаются в основном на себя, на свои знания и умения, используют смекалку и выдержку, ведь сподручных средств немного: только меч и магия.
А вот «городские» обитатели часто рассчитывают на технику, на научные изобретения. Но это расхолаживает и часто приводит к печальным последствиям. Например, огнестрельное оружие не всегда может спасти от сильного мага-противника. Бывает и наоборот, когда маги не сразу могут понять, что против них используется не волшебство, а техника.
В данном жанре подвести может также техногенная катастрофа или просто пробки на дорогах.
Как хороший пример не самой лучшей участи городских магов могу отметить цикл романов, повестей и рассказов Брайана Макклеллана «Пороховой маг». Смесь пороха и магии показывает, что из этих ингредиентов сильнее в противостоянии. И не всё так однозначно — на каждого хитрого мага найдётся свой хитрый снайпер.
Сложность правда для последнего в том, что действие происходит в мире, похожем на наполеоновскую Францию, так что вместо СВД — гладкоствольные мушкеты.
Городское фэнтези, в отличие от классического неторопливого, это стремительное действие, события сменяются как в калейдоскопе, не давая читателю опомниться. Обещал ведь предъявить на читательский суд новинку для сравнения с уже известными книгами? Получите. Роман Светланы Кузнецовой «Перекрёсток пяти теней» . Почему его стоит почитать тем, кто уже знаком или хочет познакомиться с жанром городского фэнтези?
- Это наш мир. Современность, знакомая всем. Каждый день мы встаём, выходим из дома, спускаемся в метро, ходим по улицам, а рядом с нами они. Иные.
- Оказывается, наша Вселенная — триедина. Ничего не знающие о других мирах люди беззащитны и нуждаются в защитниках от проявлений зла и тьмы. От колдунов, ведьм и нежити граждан защищают некроманты и метаморфы, рыцари тайного ордена.
- Хорошая детективная линия вплетена в сюжет. Вот только расследование — это самое простое. Ведь, возможно, в сердце ордена свило гнездо самое настоящее зло.
- Перед лицом очередной угрозы, нависшей над устоявшимся порядком вещей, равны все. Иной раз там, где спасует сильнейший маг, пройдёт человек и, быть может, удержит мир на грани или столкнёт в пропасть окончательно. Хотите узнать результат? Читайте роман Светланы Кузнецовой
А уже известные книги в жанре городского фэнтези, отмеченные в обзоре и не вошедшие в него, можно полистать и приобрести со скидкой в 10%, кликнув по ссылке » Подборка городского фэнтези «. Собрал 15 авторов, пишущих в самых разных форматах. Есть что добавить в подборку? Что можете рекомендовать из понравившихся книг? Ставьте лайк, пишите в комментария.
Источник
Городское фэнтези: правила жанра
Отнести книгу к этому жанру довольно просто — нужно всего лишь посмотреть на сеттинг. Если герои действуют в городской среде, в наше время и на нашей Земле (а не на какой-то фантастической планете), то велика вероятность, что мы читаем именно городское фэнтези. Как правило, сюжет городского фэнтези также включает в себя магию и сверхъестественных существ.
Городское фэнтези зачастую трудно четко определить, потому что это скорее микс нескольких жанров , оформившийся в самостоятельный жанр лишь в 90-х годах. Авторы, которые пишут в стиле городского фэнтези, зачастую рисуют мрачную атмосферу, которая свойственна детективу или нуару, разбавляя ее элементами романтики, ужасов и фант-допущений. В последнее время популярность приобрела смесь детектива с городским фэнтези, где главный герой наделен сверхъестественными способностями и по мере своего расследования все больше погружается в мир сверхъестественных существ, которые живут рядом с людьми. В результате такой гибридности авторы получают большой простор для экспериментов над текстом и сюжетом, что и привлекает читателей.
О сновные характеристики городского фэнтези :
- уровень магии – переменный. Магия далеко не всегда является частью книг в стиле городского фэнтези. Если магия все же присутствует в сюжете, то, благодаря своему соединению с современностью, она резко контрастирует с магией классического фэнтези. Зачастую магия – скрытое явление, известное лишь немногим избранным. Этими избранными могут быть ведьмы, вампиры, оборотни, призраки, феи и других сверхъестественные существа, которые сосуществуют с реальным миром;
- глубина проработки мира – поверхностная. Да, авторы в стиле городского фэнтези часто склонны к недостатку глубины, помещая в центр сюжета персонажей. Пожалуй, этому можно дать логическое объяснение: если действие происходит в современном городе, то читатель может сам домыслить окружающую обстановку, поэтому нет нужды ее детализировать;
- степень проработки персонажей – глубокая. В отличие от многих других жанров фэнтези авторы городского фэнтези редко используют типичных персонажей (воин, маг, вор и пр.);
- уровень сложности сюжета – я бы назвал его низким. Из-за гибкости жанра сюжетная структура городского фэнтези полностью открыта. Соответственно, автору проще работать, когда он не связан определенными законами жанра;
- уровень насилия – переменный. Сеттинг города часто провоцирует авторов на описание насильственных действий, которые мы хорошо знаем из новостей, но это не связано с жанром. Автор сам решает, сколько насилия добавить в свою историю.
Что можно почитать в жанре городского фэнтези?
- «Досье Дрездена» (Джим Батчер) . Действие цикла происходит в современном Чикаго, где читатель вместе с главным героем знакомится с городской изнанкой – миром волшебства и сказочных существ. Герой – молодой волшебник Гарри Дрезден одновременно является единственным в мире «волшебником-консультантом», который расследует разные сверхъестественные происшествия по заказам клиентов (как людей, так и нелюдей, и даже от полиции). В процессе расследования Дрезден сталкивается с сообществами вампиров, демонов, фейри, оборотней и других магических существ, каждое из которых живет по своим законам (например, фейри могут принадлежать к Благому или Неблагому Двору, вампиры – к одному из четырех вампирских дворов и т.д.).
- «Никогде» (Нил Гейман) , в другом переводе – «Задверье». История Ричарда Мэйхью, молодого лондонского бизнесмена, который однажды остановился, чтобы помочь истекающей кровью девушке по имени Дверь. После этой встречи вся жизнь Ричарда идет кувырком: знакомые его не замечают, невеста не узнает, даже квартира сдается другим людям. Чтобы попытаться все исправить, герою приходится спуститься в Нижний Лондон – волшебный мир, существующий параллельно с нашим.
- «Ночной Дозор» (Сергей Лукьяненко) . В таком обзоре нельзя обойти вниманием творение одного из лучших отечественных фантастов 🙂 Действие цикла происходит в современной Москве, где одновременно существует мир Иных – магов, оборотней, вампиров, ведьм, ведьмаков и других нелюдей. Иные делятся на Светлых и Темных, между ними поддерживается баланс, за соблюдением которого и следят Ночной Дозор и Дневной Дозор.
👉 Кому противопоказано городское фэнтези? Пожалуй, всем, кому не нравится смесь разных жанров.
Остальным – добро пожаловать в мир городской изнанки, который затаился в темном переулке за углом!
Можете написать в комментариях другие книги в жанре городского фэнтези, которые вам понравились 🙂
Источник