- Что значит гопник?
- Происхождение слова
- Откуда взялись?
- Характеристика субкультуры
- Стереотипный внешний вид
- Другие отличительные черты
- Отражение в музыкальной культуре
- Почему гопники сидят именно на корточках?
- Видео
- Откуда взялось слово «гопник»? Почему оно зародилось в культурной столице России
- Участник «гоп-стопа»
- Происхождение от слова «ГОП»
- Другие версии
Что значит гопник?
Гопники (также гопы, гопари, собирательно – гопота, гопоте́нь, гопьё –жаргонное слово русского языка, обозначающее представителей городской прослойки низкого социального статуса, малообразованной и не имеющей моральных ценностей, агрессивно настроенной молодёжи (подростки), обладающей криминальными чертами поведения (реже близкой к криминальному миру), часто происходящей из неблагополучных семей, и объединяющейся по признакам контркультуры (неформальной субкультуры). Термин широко употребляется в России и странах бывшего СССР (с конца ХХ века).
Происхождение слова
Есть несколько версий происхождения слова «гопник»
- По одной оно происходит от жаргонного обозначения грабителя. В словаре Даля упоминается слово «Гоп» выражает скачок, прыжок или удар; | междомет. стук, шлеп. Скажешь гоп, как перескочишь! не прежде. Гопать, прыгать, скакать, сигать; гопнуть, прыгнуть или ударить. -ся, шлепнуться, упасть. Гоп или гопки! повелит. прыгни, скакни. Так как уличные грабители имели обыкновение внезапно нападать («прыгать, наскакивать») на свою жертву, нередко при этом ударяя её, чтобы ошеломить и лишить возможности убежать/сопротвиляться, то их преступление и стали в криминальной среде называть гоп, гопстоп или гоп-скок, а их самих – гопники или гопстопники. Неудивительно, что со временем так стали называть представителей криминализированной части советской, а затем и постсоветской молодёжи, для которых гоп-стоп, т.е. внезапные нападения на случайных прохожих с целью ограбления, был обычной практикой.
- Есть и другая версия. Ещё в XIX веке в России существовали «Городские общества призора» (ГОП), т.е. заботы, попечения, при которых имелись приюты для бездомных, калек, сирот и т.д. Тех кто содержался в этих приютах стали называть гопники. Контингент ГОПов был склонен к совершению преступлений, т.ч. слова «гоп» и «гопник» быстро обрели негативный оттенок. Гопами стали называть ночлежки или нахождение в ночлежке, а под гопниками имели в виду опустившихся людей из социальных низов, склонных к бродяжничеству и совершению преступлений. Среди содержавшихся в ГОПах было немало подростков и молодых людей. Неудивительно, что постепенно слово гопник стало ассоциироваться с криминальной частью молодёжи.
- Версия третья. Лингвисты, изучающие воровские традиции, уверены, что «гопник» – это человек, который совершает «гоп-стоп». Что это такое? Так на «фене» называют молниеносный уличный грабеж, когда жертву «берут на испуг». Отсюда «блатная» идиома – «взять на гоп-стоп». Интересно, что «гоп-стоп» еще в XIX веке назывался «гоп со смыком». «Гоп» – означает прыжок, неожиданный удар, а «смык» происходит от глагола «смыкнуть» («шмыгнуть») – «быстро двигаться». Иными словами, тактика «гопника» заключается неожиданном налете на жертву и быстром уходе.
- Еще один вариант – опустившейся пьяница или бутлегер. Однако есть факты того, что в некоторых воровских сообществах еще в 20-30 годы прошлого столетия гопниками называли вовсе не уличных грабителей, а опустившихся пьяниц. Сторонники этой версии утверждают, что слово “гопник” происходит от слова “гоп”, которое имитирует щелчок по шее. Этот жест знает каждый русский – он означает “заложить за воротник”. Интересно, что этот жест использовали спекулянты алкогольными напитками во времена «сухого закона», который Николай II установил в Российской империи в 1914 году. Ряд лингвистов уверены, что изначально “гопниками” называли именно их, а потом слово распространилось на их “клиентов”.
Откуда взялись?
Понять это не слишком трудно – достаточно вспомнить, что значительный процент жителей России хоть раз побывал в местах не столь отдалённых. А теперь сами подумайте, какое «прекрасное» воспитание получают дети этих людей. В сочетании с атмосферой окраин городов создается почва для всё новых и новых поколений потомственной шпаны и уголовников. Когда с конца 80-х начала быстро рушиться экономика и система общественных ценностей, это вылилось в усиление преступности, в том числе уличной. Вплоть до середины 90-х в ex-СССР шёл интенсивный передел собственности и власти, в том числе средствами ОПГ, которые несли свою «культуру» в массы и готовили кадры, многие из которых успевали проходить стажировку в тюрьмах и колониях. Значительная часть этих бандитов, мошенников и их протеже впоследствии стали бизнесменами, государственными служащими, депутатами, что привело к высокой коррумпированности в России и криминализированности предпринимательства. Пройдя социализацию, получив административный ресурс и желая сохранить «честно нажитое» и сократить популяцию конкурентов, бывшие мошенники и в дальнейшем способствовали прижатию преступности, особенно мелкой и молодняка, что обусловило её спад к концу 90-х. Увеличению гопоты также немало способствует телевиденье, в котором показывают «Бригаду» и прочие «Соньки-золотые ручки». В частности, в одной из передачек Пиманова показывали, как в начале 90-х в Агиевской ОПГ фильм «Крёстный отец» использовался для обучения кадров.
Характеристика субкультуры
Исследователь субкультуры «гопников» – сотрудник кафедры социологии, политологии и менеджментаКазанского государственного технического университета им. А. Н. Туполева отмечает: «Городской центр по профилактике безнадзорности и наркозависимости несовершеннолетних Санкт-Петербурга обозначает гопников в качестве „неформальных объединений“, и включает их в раздел„агрессивы“. Дискуссии интернет форумов говорят об уровне развитии этих неформальныхобъединений следующим образом: „…от Калининграда до Владивостока гопники по сей день являютсясамой распространённой формой молодёжных объединений“, а все используемые источникиподчёркивают ярко выраженный криминальный и групповой характер данной субкультуры:„Преимущественно это драки, грабежи, наезды, которые нацелены на добычу денег…, алкоголь исигареты“» В отличие от большинства неформальных объединений молодёжи (например, хиппи, панки, ролевики), гопники не присваивали остальному населению каких-либо названий и не выделяли себя в отдельнуюгруппу относительно всего населения[7], из чего следует, что они не осознавали себя как субкультуру. В большинстве молодёжных субкультур характерно неприятие к гопникам, доходящее до крайнегоантагонизма.
Стереотипный внешний вид
Различными авторами, описывающими субкультуру, приводятся данные о стереотипном внешнем виде «гопника» конца XX-начала XXI веков.
Так, отмечаются следующие особенности:
- Спортивный костюм, как наиболее распространённая одежда в летний период, и включающее штаны икуртку из синтетического материала. Как отмечает, чаще всего таковыми оказываются приобретённые навещевом рынке подделки продукции известных марок (например, Adidas или Puma). Реже – классические чёрные брюки, часто чуть большего размера, чем необходимо;
- Короткая куртка из кожи, кожзаменителя или ткани, либо жилетка из тех же материалов поверх спортивногокостюма. Часто воротник поставлен «стойкой», также часто заправлена в штаны;
- Из головных уборов предпочтение отдается кепке-«таблетке» (кепка-«восьмиклинка» или бейсболка). Отмечается такая особенность: в помещении шапка не снимается, а носится на макушке таким образом, чтобы она упиралась в уши сзади и их не закрывала.
- Типичная стрижка – «налысо» либо очень короткая, иногда с челкой («полубокс»). · Также характерно ношение «борсетки». Часто представителей субкультуры ассоциируют с пакетом ссемечками, чётками и ножом-балисонгом.
Другие отличительные черты
Также отмечается, что для представителей данной субкультуры характерны следующие черты:
- Гопники большую часть времени проводят на улице: среди излюбленных мест – парки, скверы, старые дворы, автобусные остановки, гаражи (особенно если там проходит тропа от остановки общественноготранспорта до жилых многоэтажек), дворики при детских садах, тёмные дворики, компьютерные клубы;
- Распространена привычка сидения на корточках, ведущая происхождение из мест заключения или ассоциирующаяся с таковыми.
- Гопников характеризует развязная («борцовская» или раскачивающаяся) походка и агрессивная манераповедения: разглядывание прохожих в упор, фамильярное обращение, провоцирование на конфликты (например, «Ты чё такой дерзкий?», «Чё смотришь?!»), вымогание денег (например, «Слышь, мелочи ненайдётся?») и других ценностей (например, «У тя мобила есть? Мне позвонить надо.», «Попрыгай!») упрохожих;
- Избыток свободного времени может заполняться курением, распитием доступных алкогольных напитков (например, пиво, алкогольные коктейли), а также потреблением семечек («семачки», «семки»). Шелуха от семечек при этом сплевывается на тротуар; · Любовь к блатной музыке, русскому шансону (см. Михаил Круг, «Бутырка»), презрение всей остальноймузыки · Активное использование ненормативной лексики; · Для представителей субкультуры характерна гомофобия, в их среде постоянно используютсяоскорбительные ярлыки типа «пидор», «пидарас», «гомосек», «петух» и др. даже по отношению к тем, ктоне является геем;
- Из автомобилей предпочтение отдается российским моделям – «восьмёрке» или «девятке» из семейства«Лада Самара», нередко – с кустарным «тюнингом» низкого качества и с тонированными тёмнымистеклами; · В речи большое количество слов-паразитов, подавляющее большинство из которых – «короче», «типа» и «слышь» (испорченное от «слышишь»), практически повсеместное изменение имён кого-либо на «Вася». Угопников «Вася» это просто абстрактный или конкретный человек, даже при обращении друг к другу. Не считается оскорбительным. «Слышь, Вася» – любимая форма обращения у гопников.
Отражение в музыкальной культуре
Гопникам посвящено множество музыкальных произведений. Одно из первых упоминаний гопниковзафиксировано в песне Леонида Утёсова – «Гоп со смыком» из его репертуара 1929–1933. Наиболее широкую известность получила песня «Гопники» Майка Науменко и группы «Зоопарк» (1984). Один из куплетов песни характеризует манеры поведения гопников:
Кто хлещет в жару портвейн, кто не греет пива зимой, Кто плюется как верблюд, кто смеется как козодой? Кто гадит в наших парадных, кто блюет в вагонах метро, Кто всегда готов подбить нам глаз и всадить вам в бок перо? Это гопники! Они мешают нам жить! »
Впоследствии на песню «Зоопарка» было записано несколько кавер-версий самыми разнымиисполнителями: «DDT», «Последние Танки в Париже», «Разные люди», «Азъ», «FRONT» и другие.
Среди повествующих о гопниках песен известных исполнителей:
- «Дети Сатаны» группы Bad Balance
- «Иди в отмах» группы «Lumen»
- «Уличная драка» и «До последней капли крови» группы «Ничего хорошего»
- «Псы с городских окраин» группы «Чайф» (название песни нередко используется в качестве нарицательногодля обозначения молодёжной уличной преступности)
- «Гоп-стоп» группы «Сектор газовой атаки»
- «Гопник» группы «Бен Ганн»
- «Долой Гопоту» группы «Бригадный Подряд» и кавер-версия этой песни, записанная солистом группы «Король и Шут» Михаилом Горшенёвым (альбом «Я Алкоголик Анархист»). С другой стороны, в жанре блатной песни гопники и их деятельность описывается с симпатией. Среди такихпесен можно выделить «Гоп-стоп» (известна в исполнении Александра Розенбаума) и «Гоп со смыком» (известна в исполнении Андрея Макаревича и Алексея Козлова).
В 2000-х годах появились артисты, всё творчество которых посвящено пародированию типичных чертгопников и их хулиганского поведения в стиле так называемого «пацанского рэпа»: группы «Гопота», «Gopnik» (Украина), «Чорные GUN Доны», «a.b.i.b.a.s», «Ночные псы», а также исполнитель Рэпер Сява. Дэвид Браун посвятил новый альбом группы Brazzaville «Teenage Summer Days» русским гопникам.
Почему гопники сидят именно на корточках?
Поза «на корточках», как и многие другие атрибуты гоп-стиля, происходит из арестантских обычаев и известна еще со времен дореволюционной России. При этапировании заключенных конвоиры, с целью предотвратить нежелательные действия со стороны арестантов, традиционно командовали: «Руки в гору! Всем на корточки!» Намерения сидящего на корточках легче предугадать, заключенным же эта поза дает возможность отдохнуть, поскольку на этапе, в короткие минуты перекура, удобнее сидеть на корточках, чем на промороженной земле или в грязи.
В переполненной камере СИЗО тоже бывает сложно найти сидячее место, поэтому зэку ничего не остается, как проводить время сидя на корточках. Очень скоро эта поза настолько прочно входит в привычку, что от нее бывает непросто избавиться даже на свободе. Бывшие сидельцы нередко узнают друг друга издалека именно по привычке сидеть на корточках.
Видео
Источник
Откуда взялось слово «гопник»? Почему оно зародилось в культурной столице России
В России слово «гопник» знакомо всем, но не каждый сможет объяснить, откуда оно взялось и что значит. Большинство людей связывают его с блатным миром, а между тем, по мнению некоторых языковедов, оно появилось в Санкт-Петербурге — культурной столице нашей страны.
Участник «гоп-стопа»
По мнению большинства лингвистов, слово «гопник» произошло от «гоп-стопа» — уличного грабежа, который происходил мгновенно. Жертву брали на испуг, пользуясь временным оцепенением, грабили. Отсюда появляется устойчивое выражение «брать на гоп-стоп» или «брать на испуг».
Существует еще одно выражение «гоп со смыком», говорящее о быстроте проведения грабежа. Слово «смыкать» — производное от слова «шмыгать», которое означает «быстро двигаться». Этот грабеж проходил очень быстро. Слово «гопник» обозначает человека, который участвовал в грабеже такого вида.
Происхождение от слова «ГОП»
Этимология слова происходит от аббревиатуры ГОП (городское общество призрения). Такие общества в конце XIX века организовывались губернскими комитетами и благотворительными организациями. Призрение подразумевало заботу, помощь, попечение. Первое ГОП появилось Санкт-Петербурге, на улице Лиговской (современный Лиговский проспект), которая в те времена была окраиной города. Здесь собирались бездомные, проститутки, всякого рода шпана и уголовники.
За этой улицей прочно закрепилась дурная слава. Добропорядочные граждане обходили ее стороной. Здесь, в доме № 10, размешался первый дом ГОП, куда привозили беспризорников, которые бродяжничали, занимались воровством. Впоследствии в этом здании размещалась гостиница «Октябрьская». Средств на содержание не хватало, и поэтому это, скорее всего, был ночлежный дом для малолетних. Его обитатели целыми днями занимались своими делами, приходя сюда переночевать.
Другие версии
После революции дом получил новое название — «государственное общежитие пролетариата», но по своей сути остался домом призрения. Но теперь здесь жили самые бедные и обездоленные люди, приезжающие в Петроград со всей России. Преступления, пьянство здесь были обыденным делом. По старой памяти всех проживающих в этом доме и районе называли гопниками. Поэтому в эту категорию стали относить горьких пьяниц, бездомных бродяг.
Существует еще одна версия происхождения слова «гопник». Оно происходит от русского слова «гоп». В словаре В. Даля оно объясняется как «прыжок», «скачок», «удар». Его обычно произносят при прыжке. Скорее всего, поэтому стремительный грабеж носил название «гоп-стоп».
В советское время это слово стало забываться. Оно оставалось только атрибутом воровской романтики, но в начале 90-х снова стало довольно популярной приметой времени. Песня «Гоп-стоп» в исполнении Александра Розенбаума звучит и поныне. Аббревиатуру ГОП во времена перестройки использовали сотрудники МВД и расшифровывали как «гражданин опасного поведения».
Источник