Что значит глобальные компетенции

Глобальные компетенции: мировое сообщество вырабатывает новые подходы в образовательной политике

Международная образовательная политика ищет ответы на вызовы современности, стоящие перед поколениями будущего. Центральное значение мировым сообществом уделяется глобальным навыкам (global skills). Международная система оценки образования, проводимая Организацией экономического сотрудничества и развития (существует с 1967 года, 34 страны-участницы) — это трехгодичный опрос, который призван оценивать системы образования во всем мире путем тестирования навыков и знаний 15 -летних молодых людей. На сегодняшний день в тестировании приняли участие учащиеся, представляющие более 70 экономик мира. Теперь в эту программу будут включены «глобальные навыки» и культурное развитие.

Международный стандарт для сравнения систем образования по всему миру, может включить новые критерии для измерения глобальных навыков в следующем раунде испытаний в 2018 году. ОЭСР, которая проводит тесты по математике, чтению и науке, рассматривает возможность добавления ещё одного теста, который будет смотреть на то, как хорошо ученики могут ориентироваться во всё более разнообразном мире с пониманием различных культур и верований.

Директор по образованию ОЭСР Андреас Шлейхер объясняет, почему существует необходимость в новых рейтингах, чтобы показать компетентность молодых людей в мире, где глобализация является мощной экономической, политической и культурной силой.

Читайте также:  Что значит девушка воняет

Лидеры образования во всем мире все чаще говорят о необходимости преподавания «глобальной компетенции» как способ решения проблем, связанных с глобализацией. Это была одна из ключевых тем встречи в мае министров образования из G7 группы ведущих промышленно развитых стран, состоявшейся в Японии.

Глобализация может означать разные вещи для разных людей. Это может означать инновации и рост уровня жизни для некоторых — но он также может внести свой вклад в социальное разделение и экономическое неравенство. Автоматизацию и цифровую экономику можно рассматривать как предпринимательские возможности или как ослабление безопасности труда. Для некоторых «перекрестная миграция» означает возможность поездок на работу в различные страны, в то время как для других это означает спасение от нищеты и войны.

Педагоги борются за то, чтобы подготовить студентов к культурному разнообразию и цифровой среде с подключенными к ней сообществами, в которых они работают и общаются. В прошлом образование было про обучение людей чему-либо. Теперь, это также о том, чтобы убедиться, что дети развиваются по надежным ориентирам, приобретают навигационные навыки и качества характера, которые помогут им найти свой путь в неопределенном, изменчивом, энергозависимом и неоднозначном мире.

Школы должны готовить к миру, где во многом придется сотрудничать с людьми разного культурного происхождения. Они должны будут оценить различные идеи, перспективы и ценности. Это мир, в котором люди должны решить, как преодолеть различия для взаимного доверия и сотрудничества. Школы могут предоставить возможности для молодых людей, чтобы те узнали о глобальном развитии, оборудовать их средствами доступа и анализа различных культур, помочь ученикам участвовать в международных и межкультурных отношениях, а также развить способность ценить разнообразие людей.

Читайте также:  Что значит ошибка выполнения ejudge

Эти цели уже есть в учебных программах многих стран. Но нигде ни политики, ни преподаватели не имеют готовых ответов на вопросы о том, как внедрить глобальную компетентность в школах и программах обучения. Большая часть проблемы заключается в том, что не существует четкого определения того, что должны охватывать глобальные компетенции, и как сделать их измеримыми для образовательной политики и практики.

Программа ОЭСР по международной оценке образовательных достижений учащихся (PISA) заложила это в свою глобальную повестку. Она определяет «глобальные компетенции» как: » Потенциал для анализа глобальных и межкультурных вопросов критически и с разных точек зрения, чтобы понять, как различия влияют на восприятие, суждения и идеи (свои и других), а также участвовать в открытых, адекватных и эффективных взаимодействий с другими людьми из разных слоев общества на основе общего уважения человеческого достоинства «. Идея заключается в том, чтобы обеспечить на международном уровне сравнительную оценку, которая показала бы впервые всеобъемлющий обзор достижений систем образования в подготовке молодежи таким глобальным компетенциям. Она могла бы оценить знания и понимание 15 -летних глобальных проблем и взаимодействия с другими культурами.

Предложение также включает в себя задавать студентам вопросы по поводу общения надлежащим образом и эффективно с людьми из других культур и стран. Насколько хорошо они могут понять чужие мысли, убеждения и чувства, видят мир со своей точки зрения? Как они могут настроить свои собственные мысли, чувства или поведение, чтобы соответствовать новым контекстам и ситуациям? Могут ли они анализировать и критически мыслить, чтобы тщательно исследовать информацию, предоставленную им? Существует также дискуссия о том, как оценить открытость по отношению к людям из других культур. Какова их восприимчивость, любопытство и готовность взаимодействовать с другими людьми и других точек зрения на мир? PISA находится в начале пути к изучению того, как измерить эти параметры.

Сравнительные данные по результатам испытаний смогут помочь странам изучить, насколько хорошо их молодежь подготовлена к жизни и занятости в глобализованном мире. Тестирование помогло бы узнать, сколько учащихся подвергаются глобальным новостям и как они понимают и критически анализируют глобальные проблемы. Каковы различные подходы к разным культурам и глобальному образованию в разных странах? Как обучают культурно разнообразные группы молодежи? Насколько сильны в школах сложные культурные и гендерные предубеждения и стереотипы?

ОЭСР видит, что глобальные компетенции формируются тремя принципами — «справедливость», «сплоченность» и «устойчивость».

Справедливость: Увеличение неравенства доходов и возможностей, наряду с тем, что бедные дети получают некачественное образование, ставит вопрос об включении вопросов справедливости в глобальные повестки, направленные на повышение темпов роста. Цифровая экономика размывает рабочие места, состоящие из стандартных задач, и коренным образом меняет характер занятости. Для многих это представляется освобождающим и захватывающим. Это отличный момент, чтобы стать двадцатилетним предпринимателем с прорывной интернет бизнес-моделью. Но для других, это означает конец существования.

Сплоченность: Во всех частях мира мы видим беспрецедентные перемещения людей, причем наиболее драматические потоки, поступающие из стран, погрязли в нищете и войне. Как принимающие страны могут интегрировать различные группы людей и избегать роста экстремизма и фундаментализма?

Устойчивость: Осуществление целей устойчивого развития ООН является одним из приоритетов в международном сообществе. Развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, не ставя под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности, более актуальна, чем когда-либо прежде, в условиях ухудшения состояния окружающей среды, изменения климата, чрезмерного потребление и роста численности населения.

На сегодняшний день все три принципа находятся под угрозой. ОЭСР видит глобальные компетенции в качестве центрального элемента для более широкого понимания Образования 21-го века.

Источник

Диалог со всем миром

Вы заметили, как за последние годы мир в корне изменился? Появилось много новых профессий, и теперь мы можем приобрести одежду, пищу (да что угодно!), не выходя из дома? Благодаря распространению Интернета мы можем читать книги, смотреть фильмы без рекламы и просматривать фото тех людей, с которыми много лет не виделись

Е щё в 1997-м доступ к Интернету имело 1,7 % населения мира, а уже в 2014-м — 40,4 %. Быстрые темпы развития технологий раздвинули границы и повлияли на процессы информатизации и глобализации мира. К чему это приведёт? К реформированию всех сфер образования. Школа должна готовить людей, которые отвечают запросам современности. Основной целью подготовки молодых специалистов станет формирование глобальной компетентности. Главными требованиями к специалистам новой генерации станут адаптированность и конкурентноспособность.

Что это означает? Ученики должны уметь анализировать тенденции в мировой экономике, политике и культуре. Это даст возможность понимать свои перспективы и оценивать перспективы других. Нужно учитывать рост роли культурного взаимодействия и разнообразия в мире.

Глобальная компетентность

П онятие это достаточно новое и многостороннее. Оно появилось несколько лет назад. Поэтому единодушного чёткого определения этого термина пока нет. Национальная ассоциация образования США определяет глобальную компетенцию, как процесс получения обстоятельных знаний и понимания международных процессов, навыка коммуникации с людьми с разными языковыми и культурными традициями, способность к быстрому обучению и ориентированию в информационном пространстве.

А какое определение глобальной компетентности дают отечественные специалисты? Они определяют её просто как умение применять полученные знания на практике.

Спросим себя: зачем нам нужна глобальная компетентность?

Знаете ли вы, чем отличаются современные ученики от выпускников предыдущих лет? У современных школьников другое чувство времени и пространства благодаря тем же гаджетам. Сегодняшние дети находятся в непрерывном диалоге с миром.

Сделайте себя сами!

В аши ученики любят смотреть видео на Youtube и играть в онлайн-игры. Конечно, это отвлекает от учёбы. Но это ещё и замечательная возможность изучать иностранный язык. И пример того, как информационное пространство стало интерактивным и мультикультурным.

Глобальная компетентность предусматривает владение иностранным языком, а лучше — не одним. Это необходимо, чтобы читать и анализировать зарубежные тексты — понимать мировые тенденции и глобальные проблемы. А благодаря этому формируется критическое отношение к источнику и качеству информации.

Глобализация касается не только учеников и их компетенций. Учителя также имеют возможность повысить свой профессионализм — обмениваться опытом с коллегами из всех уголков мира. Глобальная компетентность — не только возможность путешествовать, но и сотрудничать с иностранными работодателями, коллегами.

Задача современной школы — сформировать навыки в работе со значительным количеством информации и определение авторитетности источников. Следовательно, учитель, который имеет глобальную компетентность, должен уметь сам критически мыслить и анализировать и саму информацию, и источники.

Почему важно формировать глобальную компетентность со школы? Во-первых, в школу идут дети, которые более открыты для восприятия информации, умеют пользоваться Интернетом. У них другое ощущение и восприятие реальности, информационного и культурного пространства. Современным детям нужны современные методы воспитания. Во-вторых, формируя у ребёнка глобальную компетентность, мы и сами развиваемся.

Формирование глобальной компетентности предусматривает такие приоритетные направления:

Равенство Глобальная компетентность направлена на преодоление культурных барьеров. Эффективность человека зависит исключительно от его компетентности, то есть умения на практике применять знания.

Сплочённость Навыки эффективной межкультурной коммуникации. Преодоление предубеждений и стереотипов относительно людей из другой культурной среды.

Экология Ориентация на безопасность и экологичность деятельности. Важно не создавать угрозу следующим поколениям. Это касается и экологии, и информации.

Как стать «продвинутым» учителем?

Н ужно ориентироваться на три уровня — составные части глобальной компетентности: знаниевая, навыковая и ценностная.

На знаниевом уровне идёт изучение вопросов мультикультурного общества, взаимодействие регионов и стран, информационного общества и медиа. Нужно ознакомиться с концепцией прав человека и принципами социальной справедливости, гендерного равенства.

опыт критического мышления и анализ
умение распознавать и противостоять несправедливости и предубеждённости
формирование прогностического мышления на основе разных точек зрения на определённую ситуацию
работу в команде и партнёрство для достижения общей цели
способность не зависеть от внешнего влияния и оценок, самостоятельно регулировать своё эмоциональное состояние.

Ценностный уровень помогает учителю создать эффективный учебный процесс, а также сформировать ценности учеников и развить активную гражданскую позицию. Главными ценностями является уверенность, самоуважение и уважение к другим и их происхождению и взглядам.

В условиях изменяющего мира, школьное образование не может быть в стороне. Благодаря техническому развитию появились новые требования к учебному процессу. Но и открылись замечательные возможности обмена опытом и сотрудничества с другими странами.

Глобальная компетентность — первый шаг к новому современному обществу.

Источник

Глобальные модели компетенций

educationxxi.newtonew.com (ресурс с 2020 года не работает)

1. Зачем нужны глобальные модели компетенций?

Реформировать образование сложно — эта сфера традиционно инертна, старается сохранить устоявшиеся традиции и учебную программу. Это происходит и на уровне политических процессов (органы власти предпочтут косметические изменения глубоким реформам), и на индивидуальном экспертном уровне (эксперты, разрабатывающие новые программы реформ, зачастую принимают решение соответствовать традиционным стандартам).

Тем не менее, осознание необходимости перемен сегодня стало одной из главных повесток дня практически во всех государства мира. Реформаторы в разных точках планеты стараются определить и сформулировать компетенции, необходимые растущим личностям в стремительно меняющуюся эпоху. Естественно, в разных странах рождаются разные типологии: где-то разделяют возможные компетенции одним образом, а где-то — совсем другим.

Решить эту проблему стараются международные организации, консорциумы, экспертные группы, которые проводят долгосрочные исследования реформ в разных странах и ищут объединяющие принципы классификации компетенций, которые можно было бы использовать в глобальных масштабах. Этим, в частности, занимается и ЮНЕСКО, и Всемирный экономический форум, и ОЭСР, и многие другие.

Ниже мы познакомимся с самыми актуальными на сегодня масштабными моделями компетенций.

2. Ключевые компетенции ОЭСР (Модель 3К)

Страны-участницы Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в 1997 году запустили PISA, международную программу оценки образовательных достижений учащихся.

Результаты PISA, которая проводится раз в 4 года, помогают выяснить, формируются ли у школьников разных стран навыки и умения, необходимые для полноценной жизни в современном обществе. Изначально PISA проверяла 4 разных вида грамотности: грамотность работы с текстом, математическая грамотность, естесвеннонаучная грамотность и способность решать задачи. Однако со временем стало очевидно, что этих четырёх областей для оценки недостаточно. Проект DeSeCo (Definition and Selection of Competencies, Определение и выбор компетенций) призван определить те компетентностные области, которые важны сегодня и в прогнозируемом будущем, чтобы оценка PISA стала ещё точнее. Помимо этого, в результатах исследования компетенций DeSeCo заинтересованы многие государства и образовательные системы мира, поскольку человеческий капитал наконец становится главной частью политики.

Чтобы компетенция стала ключевой, по мнению экспертов DeSeCo, она должна соответствовать трём критериям:

  1. она должна иметь ценность для личности и общества
  2. она должна помогать индивидууму встраиваться в различные контексты
  3. она должна иметь ценность не только в профессиональном смысле, но и в личностном

В отчёте DeSeCo формируется три крупных категории компетенций:

  1. грамотное и интерактивное использование инструментов (языка, текста, информации, технологий)
  2. взаимодействие в неоднородных группах (доброжелательное отношение, работа в команде, кооперация, умение решать конфликты)
  3. независимое поведение (иметь развёрнутый взгляд на вещи, строить собственные жизненные планы, отстаивать собственные права и защищать права других)

3. Ключевые компетенции Всемирного экономического форума (WEF)

Всемирный экономический форум в 2015 году опубликовал результаты своего долгосрочного исследования компетенций по 100 странам мира — New Vision for Education: Unlocking the Potential of Technology.

Экспертная группа выделила следующие большие группы компетенций, которые можно считать ключевыми параметрами для оценки успеха личности в XXI веке:

  1. Базовые компетенции (умение читать, писать и считать, использовать научные знания, работать с цифровыми технологиями и информацией, управлять собственными финансами и жить в цивилизованном обществе)
  2. Профессиональные компетенции (критическое мышление, креативность, общение и сотрудничество)
  3. Личностные компетенции (любопознательность, инициативность, настойчивость, гибкость, лидерские качества, уважение к другим обществам и культурам)

4. Ключевые компетенции P21

Некоммерческая организация Partnership for 21st Century Learning (или P21) была основана в 2002 году для исследовательской деятельности и привлечения внимания общественности к проблеме формирования новых навыков в системе школьного образования. В работе над исследованиями P21 принимали участие корпорации-гиганты: Dell, Cisco, Apple, Microsoft и другие.

P21 разработала модель ключевых компетенций из 7 элементов (в источнике так! 7 элементов, но ниже перечислены 6):

  1. критическое мышление и умение решать задачи
  2. креативность
  3. уважение к другим культурам
  4. информационная, коммуникационная и медиаграмотность
  5. ИТ-грамотность
  6. способность к самообразованию и построению карьеры

Эта же организация представила модель ключевых компетенций из 4 более широких категорий (Модель 4К):

  1. коллаборация
  2. коммуникация
  3. критическое мышление
  4. креативность

5. Ключевые компетенции ЦПУП (модель четырёхмерного образования)

ЦПУП — Центр Перепроектирования Учебных Программ(англ. CCR — Center for Curriculum Redesign). Это некоммерческая международная организация, которая ищет подходы к реформированию образования. Основатель организации, Чарльз Фейдл, вместе с коллегами написал книгу «Четырёхмерное образование», в которой постулировали свой подход к переосмыслению компетенций.

В сотрудничестве с проектом ОЭСР «Образование-2030»эксперты ЦПУП проанализировали 32 модели компетенций со всего мира, и обнаружили, что все компетенции можно разделить по четырём граням образования:

  1. Знания (владение областями изучения и инструментами)
  2. Навыки (общения, креативности, взаимодействия и т. д.)
  3. Личные качества (социальные и эмоциональные навыки, культурная осведомлённость и т. д.)
  4. Мета-обучение (аналитическое мышление, критическое мышление, навык самостоятельного познания)

На основании этих четырёх граней ЦПУП разработал свою общую матрицу компетенций:

  1. Что мы знаем и понимаем (традиционные предметы — например, математика; новые предметы — например, предпринимательство; междисциплинарность)
  2. Как мы используем наши знания (креативность, критическое мышление, кооперация, коммуникация)
  3. Как мы ведём себя и вовлекаемся в окружающий мир (любознательность, осознанность, жизнестойкость, нравственность, лидерство)

Источник

Оцените статью