- КЛАССИФИКАЦИЯ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА
- Логопедическое занятие по теме «Гласные 2-го ряда, их функции». 2-й класс
- Что такое гласные второго ряда?
- Какие звуки относятся к гласным – как их правильно классифицировать и характеризовать
- Что такое гласный звук?
- Акустика
- Сколько звуков может обозначать гласная буква?
- Гласные буквы
- Какие бывают гласные звуки?
- Различительные признаки гласных
- Подъём
- Огубленность (лабиализация)
- Назализация
- Фонация
- Положение корня языка
- Дополнительные артикуляции
- Эризация
- «Напряжённость»
- Долгота
КЛАССИФИКАЦИЯ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА
Гласные звуки – это звуки речи, образуемые свободным проходом воздушной струи через голосовые связки, состоящие главным образом из голоса (голосового тона) при почти полном отсутствии шума.
В русском языке гласные классифицируются по трём признакам:
1) по ряду (место образования);
2) по подъему (способ образования);
3) по наличию или отсутствию лабиализации.
При классификации гласных по ряду учитывается различие между гласными, вызываемое движением языка в горизонтальном направлении.
При этом гласные делятся на три группы:
1) гласные переднего ряда, при артикуляции которых язык сильно продвинут вперед: [и], [э];
2) гласные среднего ряда, при артикуляции которых язык немного отодвигается назад: [ы], [а];
3) гласные заднего ряда, при произнесении которых язык сильно отодвинут назад: [у], [о].
При классификации гласных по подъему языка учитывается различие между гласными, вызываемое движением языка в вертикальном направлении. При этом гласные делятся на три группы:
1) гласные верхнего подъёма, при произношении которых язык сильно поднят вверх, т.е. занимает самое высокое положение: [и], [ы], [у];
2) гласные среднего подъёма, при произношении которых язык занимает более низкое положение: [э], [о];
3) гласные нижнего подъёма, при произношении которых язык занимает самое низкое положение: [а].
По широте раствора рта (что связано со степенью подъема спинки языка) гласные разделяются на:
1) широкие, т.е. акустически наиболее звучные: [а];
2) средние, т.е. акустически средней звучности: [э], [о];
3) узкие, т.е. акустически наименее звучные: [и], [ы], [у].
Третьим признаком классификации является наличие или отсутствие лабиализации, т.е. вытягивания или округления губ.
При этом гласные делятся на:
1) гласные лабиализованные (огубленные): [у], [о];
2) гласные нелабиализованные (неогубленные): [а], [э], [и], [ы].
Классификация гласных может быть представлена в таблицах.
Простейшая таблица артикуляции гласных звуков
Ряд Подъем | Передний | Средний | Задний |
Верхний | и | ы | у |
Средний | э | о | |
Нижний | а |
Деление на три ряда и три подъёма не отражает всего богатства гласных звуков.
Есть так называемые редуцированные гласные звуки: [Λ], [и э ], [ы э ], [ъ], [ь].
[Λ] – редуцированный гласный [а], [о] в первом предударном слоге и абсолютном начале слова; этот звук называют «а – узкое»;
[и э ] – звук, средний между [и] и [э]; это звук, произносящийся с несколько большей открытостью рта и чуть более низким подъемом языка, чем звук [и]; звук называют «[и] открытый» или «[и] с призвуком [э]», или «[и], склонный к [э]»;
[ы э ] – звук, средний между [ы] и [э]; звук называется «[ы] с призвуком [э]», или «[ы], склонный к [э]»;
[ъ], [ь] – редуцированные гласные [а], [о], [э] во всех безударных слогах, кроме первого предударного; [ъ] – звук, средний между [ы] и [а];
Оттенки звуков можно рассматривать как особые звуки. Тогда и таблица гласных должна быть более детальна.
Таблица артикуляции гласных звуков
Источник
Логопедическое занятие по теме «Гласные 2-го ряда, их функции». 2-й класс
Класс: 2
Цель: закрепление знаний о гласных 2 ряда, их функции мягкости впереди стоящего согласного.
Задачи:
- закреплять знания о значимости гласных 2 ряда для обозначения мягкости звука.
- упражнять в нахождении и назывании твердых и мягких согласных в слогах и словах.
- корректировать работу зрительно- слухового анализатора в упражнениях на определение гласных 2 ряда, стоящих перед ними мягких согласных.
- развивать мышление, внимание при работе с предложениями и текстом.
- способствовать формированию связной, выразительной речи.
- продолжать формировать учебные навыки, навыки самоконтроля.
Материал: таблица звуковых символов гласных 2 ряда (Я — йа, Е — йо, Е — йэ, Ю — йу); таблица с гласными буквами 1 и 2 ряда попарно (А-Я, О-Е, Э-Е, У-Ю, ы-И); карточки со словами (рад — ряд; нос — нес; лук — люк; мыл- мил); песочные часы; знаки “+”, “-”, “галочка”.
На каждого ребенка: тетради в линейку; карточки со слогами, словами, текстом; карандаши (красный, синий, зеленый); “пятерки”.
“Перекличка” — садится тот, кто назовет себя по имени.
— О каких гласных мы говорили на прошлом занятии? (Гласных 1 ряда: А,О,У,Э,ы) Как мы их произносили? (Протягивали и пели) Какие согласные стоят перед этими гласными (Твердые) Вспомните и назовите слоги с гласными 1 ряда.
Учитель-логопед сообщает тему занятия: “Гласные 2 ряда”; цель занятия — закрепление знаний о гласных 2 ряда, их влиянии на стоящий перед ними согласный, об одном из способов смягчения согласных.
— Гласные 2 ряда состоят из двух звуков (показывается таблица со звуками). Мы договоримся, что не будем тянуть эти звуки, как маленькие, глупые ослики. Мы будем называть гласные 2 ряда коротко и четко: “Я, Е, Е, Ю”. (Называет учитель-логопед, затем дети.) Какой гласный из 2 ряда можно протянуть и даже пропеть? (Гласный “И”).
Вносится таблица с гласными 1 и 2 ряда. Дети называют гласные 1 ряда, протягивая их, 2 ряда — коротко, четко. Затем учитель-логопед читает стихотворение, дети называют гласные по парам. Еще раз обращается внимание на то, что гласные 2 ряда “Я, Е, Е, Ю” дети называют коротко, четко, не протягивая их.
- Называем букву “А”, а подружка буква — “Я”,
- Тянем с вами букву “О”, а подружка буква — “Е”,
- Спела песню буква “У”, а ответила ей “Ю”,
- Мы пропели букву “Э”, а в ответ мы слышим “Е”,
- А с малышкой буквой “ы” тянет песню буква “И”.
Работа в тетрадях. Напомнить детям об осанке при выполнении заданий в тетрадях.
Учитель-логопед показывает карточки со словами, записанными попарно (рад — ряд; нос — нес; лук — люк; мыл — мил), предлагает прослушать два слова на первой карточке; установить их значение; определить характер звучания согласных; уточнить, что для обозначения мягкости согласных используется гласный 2 ряда.
— Я скажу два слова, а вы подумайте, чем они отличаются: рад — ряд.
— Что такое рад? А что такое ряд? Значит, эти слова отличаются значением.
— А еще чем? Как звучат первые согласные? “РАД” (пауза). твердо. Назовите звук (“Р”). Запишем это слово. Читайте, что получилось: . РАД. (Цветом выделяются гласные буквы, твердые, мягкие. Уточняется, что для обозначения гласных используется красный цвет, твердых согласных — синий, мягких согласных — зеленый.)
— А теперь нам нужно: “РЯД”. Назовите первый звук (“РЬ”). После “Рь” напишем букву . “Я”. Запишем это слово. Читайте, что получилось: . “РЯД”.
— В нашем слове “ряд” гласный 2 ряда “я” служит . для смягчения звука “Р”.
Аналогично проводится работа с парами слов “нос — нес; лук — люк; мыл — мил”. Дети придумывают предложения с этими словами.
— Для чего же служат гласные 2 ряда? (Гласные 2 ряда нужны для смягчения согласного, стоящего перед ним).
— Существует два способа обозначения мягкости согласных на письме. Первый способ: с помощью гласных второго ряда “я, е, е, ю, и”. Второй — . О нем мы будем говорить на следующих занятиях.
Игровое упражнение “Капитаны”. Дети выполняют движения только в том случае, если учитель-логопед дает команду “Капитаны”. (Например, “Капитаны, хлопнули в ладоши!” — исполняется; “Топнули ногой!” — нет и т.д.)
Задания на карточках.
№ 1 ГА, ГЯ, РО, РЕ, НЯ, НА, ЗЫ, ЛЯ, СИ, ТЮ, ПО, ФЫ, ВЕ, ДЯ, БЮ, МЫ, ШУ, СА, ХИ, ДУ, НЯ, БЕ, РЫ, ПЮ, КО.
№ 2 САНКИ, РЕБУС, КРУГИ, КЛЮКВА, ПЯТНА, ШОФЕР, ВЕДРА, ЗЕРНА, КРЮЧОК, ЛИТРЫ
Коля заболел. Он лежал в постели и глядел в окно. Вдруг он увидел зеленый шарик. На шарике было нарисовано лицо. Коля догадался, что это ребята придумали. Потом пришли Люба, Сережа и Тима. Они принесли книгу с картинками. Коле стало хорошо.
Задание № 1. Чтение слогов, обведение в кружок слогов только с гласными 2 ряда, смягчающими стоящие перед ними согласные.
Речевой материал: га, ГЯ, ро, РЕ, НЯ, на, сы, ЛЯ, СИ, ТЮ, по, фы, ВЕ, ДЯ, БЮ, мы, шу, за, ХИ, со, НЯ, БЕ, ры, ПЮ, кы.
Дети называют слоги с мягкими согласными. Учитель-логопед повторно называет слоги, дети — гласный 2 ряда и мягкий согласный в слоге.
Затем дети ставят знак “+”, если задание понравилось и справились с ним легко; знак “-”, если было трудно или задание не понравилось; “галочка”, если получилось не все, были ошибки.
Устное задание: учитель-логопед называет слова, а дети слоги с гласными 2 ряда и мягкими согласными, стоящими перед ними: РУ-КИ, ГРИ-БЫ, МАР-КИ, ДОС-КА — !, КЛЯК-СА, СТОЛ — !, ТУФ-ЛИ, Ю-ЛА -!, КОС-ТЕР, ДОЖ-ДИ, ЯБ-ЛО-НЯ, ЗЕБ-РА, ЗОН-ТИК, СВЕК-ЛА.
Для развития внимания, мышления, детям даются “провокационные” варианты слов (есть гласный 2 ряда, но нет стоящего перед ним согласного; отсутствуют гласные 2 ряда и мягкие согласные).
После выполнения задания дети ставят на карточках знаки “+”, “-” или галочку.
Задание № 2: записать 5 слов по слогам, обвести красным кружком гласные 2 ряда, подчеркнуть зеленым цветом мягкие согласные, стоящие перед ними.
ПОВЕЛ, РЕБУС, КРУГИ, КЛЮКВА, ПЯТНА, ШОФЕР, ВЕДРА, ЗЕРНА, КРЮЧОК, ЛИТРЫ.
После выполнения задания дети ставят знаки “+”, “-” или галочку.
Физкультминутка.
- 1 вариант: дети выполняют произвольные движения под веселую музыку.
- 2 вариант: дети выполняют движения в соответствии с текстом, проговаривая слова.
Мы ногами топ — топ,
Мы руками хлоп — хлоп!
Мы глазами миг — миг,
Мы плечами чик — чик.
Раз — сюда, два — туда,
Повернись вокруг себя.
Раз — присели, два — привстали.
Руки кверху все подняли.
Раз — два, раз — два,
Заниматься нам пора!
Задание № 3. Работа с текстом:
— выразительное чтение текста учителем-логопедом, определение детьми количества предложений, слов в предложениях (обращается внимание на “маленькие” слова – предлоги);
— чтение текста детьми (можно предложить чтение по предложению — “цепочкой”, по выбору читающего ученика учителем-логопедом);
— чтение предложений, предложенных учителем-логопедом или по выбору самих учеников с различной интонацией.
Упражнение на внимание: дети находят в тексте гласные 2 ряда, обводят их кружком красного цвета (можно предложить подчеркнуть зеленым карандашом мягкие согласные, стоящие перед гласными). Учитель использует песочные часы для того, чтоб дети могли контролировать время выполнения задания.
Коля заболел. (2) Он лежал в постели и глядел в окно. (8) Вдруг он увидел зеленый шарик. (5) На шарике было нарисовано лицо. (5) Коля догадался, что это ребята придумали. (6) Потом пришли Люба, Сережа и Тима. (6) Они принесли книгу с картинками. (5) Коле стало хорошо. (3)
После выполнения задания дети обмениваются карточками, проверяют задания друг у друга, затем на своих карточках ставят знаки “+”, “-” или галочку.
— Для чего нужны гласные 2 ряда? (Гласные 2 ряда нужны для смягчения согласного, стоящего перед ними.)
— Как мы договорились называть гласные 2 ряда? (Коротко, четко, не протягивая)
— Какие задания вам показались трудными? Можете ли вы сказать, что вы сегодня хорошо поработали. Почему?
Дети получают “пятерки” за старание, активную работу на занятии.
После занятия, при проверке выполнения заданий детьми и проставленных ими знаков (“+”, “-”, “галочка”), учитель-логопед анализирует уровень развития навыков контроля и самоконтроля.
Источник
Что такое гласные второго ряда?
Что такое «гласные второго ряда»?
Речь идёт о звуках или о буквах?
В лингвистике термина «гласные второго ряда» нет ни для звуков, ни для букв.
Есть понятие «йотированные буквы» (е, ё, ю, я), а для звуков — гласные переднего — [и], [э], среднего -[ы], [а] и заднего ряда — [у],[о]. Под термином «ряд» в этом случае понимается горизонтальные движения языка в процессе речи.
А вот у логопедов свой взгляд на звуки-буквы, неверный с точки зрения фонетики, но приносящий практическую пользу.
Понять можно: цель — научить не анализировать звуки, а произносить их.
Именно поэтому логопеды используют понятие «гласные второго ряда» для обозначения йотированных букв.
Гласными звуками их назвать нельзя, т.к. они состоят из двух разных звуков: согласный [й*] и один из гласных [й+а]= я, [йо]= ё, [йэ]= е, [йу]= ю. Сюда же причисляют и нейотированный звук [и] по принципу обозначения мягкости согласных.
Термин «гласные буквы первого и второго ряда» встречается во многих учебных пособиях, например у Б.Д. Эльконина, это общеизвестный термин:
А О У Ы Э — I ряд
Я Ё Ю И Е — II ряд
Гласные буквы второго ряда используются для обозначения мягкости согласных звуков, в то время как гласные буквы первого ряда пишутся в твердых слогах: ЛА-ЛЯ, ЛУ-ЛЮ и т.д. Гласные второго ряда Я, Ё, Ю, Е также могут обозначать йотированные гласные звуки: ЙЯ, ЙО и т.д.
Таблица гласных букв, состоящая из двух рядов, наглядно показывает симметрию гласных букв в русском языке в части обозначения мягкости-твердости согласных.
Почему этот термин стали считать логопедическим, а не лингвистическим — это, конечно, загадка. Впрочем, в современном понимании фонетики, связанном с противостоянием разных фонологических школ, очень много загадочного.
Источник
Какие звуки относятся к гласным – как их правильно классифицировать и характеризовать
Что такое гласный звук?
Гласные звуки – это минимальная единица речи, которая произносится только с помощью голоса. Способы образования гласных звуков:
- [а] создадим с помощью широко раскрытого рта: рАб
; - [о] получим, если округлить губы: кОт
; - [у] возникнет при вытягивании губ в трубочку: рУль
; - [и] услышим, если растянем губы в улыбку: кИт
; - [ы] формируется слегка растянутыми губами и немного отодвинутым назад языком: сЫр
; - [э] – губы растягиваем горизонтально, не открывая широко рот: Эхо
.
Акустика
Рассматривая акустические свойства звуков, анализируют такие характеристики колебаний, как:
- частоту, которая определяет высоту звука;
- амплитуду, отвечающую за его силу;
- сочетание разных колебаний, влияющее на тембр.
Акустическая классификация дихотомна, то есть выделяет противоположные друг другу пары. С этой точки зрения, гласные:
- все – вокальные, так как образованы тоном;
- все – неконсонантные, то есть характеризуются большей силой, чем согласные;
- все – непрерывные;
- гласные переднего ряда ([э], [и]) – высокие, а среднего и заднего ряда ([а], [о], [у] [ы]) – низкие;
- гласные нижнего и среднего подъёма ([а], [э], [о]) – компактные, то есть их колебания сравнительно недалеки друг от друга, верхнего ([и], [ы], [у]) – диффузные;
- огубленные гласные [о], [у] – бемольные, неогубленные гласные [а], [э], [и], [ы] – небемольные.
Сколько звуков может обозначать гласная буква?
Проговорите данные слова, «пропевая» первые гласные звуки: ёж, яма, юла, ель.
Прислушайтесь к ним. При произнесении услышим два звука:
Буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука, т.к. ним присоединяется мягкий сонорный согласный Й (йот).
Сравним со словами: арбуз, игла, обруч, крыса, экватор
. Здесь четко произносятся звуки [а], [у], [и], [о], [ы], [э]. Буквы А, У, Ы, И, О, Э имеют один звук.
Гласные буквы
На письме гласные звуки обозначаются соответствующими буквами:
- звук [а] — это буква «а»;
- звуку [о] соответствует буква «о»;
- звук [у] — это буква «у»;
- звук [и] передается буквой «и»;
- звук [ы] — это буква «ы»;
- звук [э] обозначается буквой «э».
Узнаем, что гласных букв, используемых на письме, в русском языке больше, чем звуков. К некоторым гласным звукам присоединяется звонкий согласный [й’] и образует с ними двойные звуки. В письменном виде такие звуки дополнительно обозначаются четырьмя гласными буквами:
Эти гласные буквы пишутся в ряде случаев:
1. в начале слов
2. после разделительных мягкого и твёрдого знака
- счастье, подъезд;
- серьёзный, объёмный;
- вьюнок, предъюбилейный;
- семья, объявление
3. после других гласных букв
Итак, в русском языке в письменной речи используются десять гласных букв:
а, о, у, и, ы, э, е, ё, ю, я
Гласные буквы «а», «о», «у», «ы», «э» выражают твёрдость предыдущих согласных:
Гласные буквы «и», «е», «ё», «ю», «я» обозначают мягкость согласных:
Гласные звуки слышим, а буквы пишем.
Учтем, что гласные буквы «е», «ё», «ю», «я» обозначают один звук после мягкого согласного:
- место [м’ э с т а]
- мёд [м’ о т];
- мясо [м’ а с а];
- люк [л’ у к].
Какие бывают гласные звуки?
Типы гласных звуков определяются позицией в слове:
- ударные, т.е. находятся под ударением: уд[А]р, стан[О]к, к[У]кла;
- безударные: л[е]са, л[и]сток, ст[о]лы.
Звуки, находящиеся в слабой, т.е. безударной позиции, называются орфограммами. Их правописание зависит от правил письменной речи. Для проверки необходимо поместить такие звуки в сильную позицию:
- леса — л[Е]с;
- листок — л[И]ст;
- столы — ст[О]л.
Звуков Е, Ё, Ю, Я в русском языке не существует. Эти буквы обозначают звуки [Э], [О], [У], [А] после согласных:
Йотированные звуки произносятся с [j]:
- в начале слова: юбка [йупка];
- после гласного: поют [пайут];
- после Ь иЪ: бульон [бул`йон].
Различительные признаки гласных
Гласные различаются между собой благодаря нюансам звукообразования. Как правило, это связано с положением и механизмом работы резонатора – ограниченного формой и размером физического тела, воздух в котором производит резонанс.
Самым большим резонатором выступает ротовая полость, поэтому именно эта часть речевого аппарата сильнейшим образом влияет на качество звука. Форма ротовой полости меняется в ответ на изменение положения языка по вертикали и горизонтали.
Губы отвечают за форму отверстия, через которое проходит струя воздуха. Это также влияет на звук и называется губной артикуляцией или лабиализованностью (в переводе с латинского labri – “губы”).
СПРАВКА! Различия гласных нужны для выполнения ими смыслоразличительной функции.
Подъём
Подъём определяется вертикальным положением тела языка. Он может быть:
- верхним – спинка языка ближе всего подходит к нёбу. Такой подъём образует закрытые гласные: [и], [ы], [у].
- Средне-верхним – язык поднимается на 2/3 ротовой полости, образуя полуоткрытые гласные: [э], [о].
- Средне-нижним – звуки произносятся с нижним поднятием языка (на 1/3). Ему соответствуют полузакрытые гласные.
- Нижним – язык остается неподвижным. В результате произносятся открытые гласные: [а]
ВАЖНО! Не все языки различают все четыре подъёма. К примеру, в русской речи не встречаются полузакрытые гласные.
Ряд гласных определяется движением тела языка по горизонтали. В зависимости от положения он может быть:
- передним – язык находится как можно ближе к зубам ([и], [э]),
- средним – язык занимает среднее положение, т.е остаётся без движения ([а], [ы])
- задним – тело языка образует звук в задней части гортани ([у], [о]). Иногда гласные заднего ряда называют “темными”.
ВАЖНО! При дефектах речи возможна передняя артикуляция [у] и [о]. Это происходит, если кончик языка приближен к фронтальным нижним зубам, а спинка языка выгнута. В результате в словах, где в соответствии с нормой произносятся твердые гласные, они смягчаются.
Например: вместо “пол” [пол] – [п’ол], вместо “пульт” [пул’т] – [п’ул’т]. Кроме того, как случай утрированной артикуляции выступает чрезмерное высовывание языка при произнесении звука [э], пока он не коснётся нижней губы.
Огубленность (лабиализация)
Форму резонатора – ротовой полости – можно также менять с помощью губ: их «выпячиванием» вперёд (в виде трубочки) или округлением. Примером первого способа лабиализации является русский звук [у], второго – [о].
СПРАВКА! Вместе с этими гласными лабиализуются согласные звуки, стоящие перед ними.
Замечено, что огубляются только гласные заднего ряда, в то время как звуки переднего и среднего ряда остаются нелабиализованными.
Назализация
В русском языке используется артикуляция через ротовую полость. Однако в других языках применяется назализация – артикуляционный прием, при котором опускается мягкое нёбо (нёбная занавеска), а воздух выходит через носовую полость.
Таким образом, нос действует как дополнительный резонатор. Примеры назализации распространены в английском и французском языках.
Назальные гласные противопоставлены ротовым (оральным, чистым, простым), образующимся при поднятом мягком нёбе без участия полости носа.
СПРАВКА! В русском языке назализация встречается как артикуляционный дефект – гнусавость.
Фонация
Фонация — это звукообразование с использованием гортани. Качество звука определяется напряжением и положением голосовых связок.
Механизм действия можно описать следующим образом: на выходе из трахеи струя воздуха проходит через гортань и расположенные в ней голосовые связки. Дальше возможны следующие варианты развития:
- В случае их напряжения и сближения выдыхаемый воздух вызывает колебание. Так возникает тон, обязательный для гласных и звонких согласных звуков.
- Расслабленные голосовые связки и раздвинутые черпаловидные хрящи пропускают воздушную струю без колебаний. В результате тон отсутствует, что свойственно произношению глухих согласных.
Крайние положения голосовых связок называются модальным голосом (вибрация с максимальной амплитудой) и гортанной смычкой (полное сведение).
Обычно для артикуляции гласных голосовые необходима свободная вибрация, однако в практике мировых языков встречаются случаи:
- скрипучего голоса (вьетнамский),
- глухих гласных (японский).
Положение корня языка
На различие в звучание гласных в некоторых случаях влияет положение корня языка:
- выдвинутое вперёд,
- отодвинутое назад.
СПРАВКА! Контраст между такими артикуляциями не всегда очевиден, кроме ряда языков Западной Африки (бамбара, хауса, йоруба, джерма и др.)
Дополнительные артикуляции
Рассмотренные типы фонаций не исчерпывают всего многообразия возможных сужений в речевом тракте.
К примеру, в в эвенском, кетском, тофаларском и диалектах тувинского языка встречаются гласные, образующиеся в результате сужения глотки. Такие звуки называют фарингализованными. В некоторых случаях фарингализации происходит вибрация не голосовых связок, а надгортанника.
Эризация
Термин образован от названия буквы к («эр-») и суффикса «-изация». На практике означает добавление к слову или слогу суффикса er. Это характерно для английского и пекинского диалекта китайского языка. Эризация выполняет смыслообразующую функцию
При артикуляции приём выражается в лёгком изгибе кончика языка назад при произношении гласных.
«Напряжённость»
В зависимости от того, насколько сильна артикуляция различают:
- «напряжённые» или кардинальные гласные,
- «ненапряжённые» гласные. Во имя их произнесения артикуляторы не достигают крайних точек положения и звуки остаются в промежутках между разными рядами и подъёмами.
СПРАВКА! Это качество не всегда выделяется как фонетический признак, чаще всего ему приписывают фонологическую природу.
Долгота
Долгота – характеристика звуков, отличающихся большей или меньшей длительностью относительно друг друга. В соответствии с этим признаком различают краткие и долгие гласные. Долгие гласные обозначаются при помощи знака двоеточие — [aː], [oː], [иː]
В современном русском языке долгота-краткость не имеет смыслообразующего значения, поэтому зачастую долгая гласная воспринимается как ударение или необычная интонация (например, возглас: “Маааам! Мне дуууует”).
ВАЖНО! Ударный звук всегда длиннее безударного. Звук, расположенный как второй предударный, наоборот – самый короткий.
Например, “Валентин” – содержит краткий [а] и длинный [и:]
Кроме того, долгота характерна для двойных звуков, то есть образованных двумя одинаковыми гласными на стыках морфем (фамилии, реалии, гербарии – [и:] на конце).
Смыслоразличительная роль долгих или коротких гласных очевидна в английском языке. Для сравнения приведены пары слов, отличных по написанию, но почти идентичных по звучанию:
- live — leave,
- dock — dork,
- bins — beans,
- ship — sheep.
Шва (в переводе с иврита “ничего”) – это гласный звук, полученный без специальной артикуляции. При его произнесении артикуляторы не производят никаких сколько-нибудь значительных движений и звук остается нейтральным. При фонетическом разборе обозначается символом [ə].
Шва располагается в среднем ряду среднего подъёма. По звучанию похож на нечто среднее между [а], [э] и [о].
СПРАВКА! Как правило располагается в безударной позиции, характерен для окончаний существительных 1-го склонения: “корова” — [ка′рoвə], “собака” — [са′бaкə].
Источник