Что значит глаголы настоящего времени

Настоящее время глагола

Настоящее вре­мя гла­го­ла — это непо­сто­ян­ный грам­ма­ти­че­ский при­знак, кото­рый выра­жа­ет, что дей­ствие про­ис­хо­дит в момент речи.

Узнаем, что такое насто­я­щее вре­мя гла­го­ла, ука­жем его грам­ма­ти­че­ские осо­бен­но­сти, как опре­де­лить гла­гол в фор­ме насто­я­ще­го вре­ме­ни и в какой после­до­ва­тель­но­сти выпол­нить мор­фо­ло­ги­че­ский разбор.

Прежде чем выяс­нить, что такое насто­я­щее вре­мя, ука­жем, что дей­ствие, обо­зна­чен­ное гла­го­лом свя­за­но с тече­ни­ем вре­ме­ни. Грамматическая кате­го­рия вре­ме­ни гла­го­ла выра­жа­ет отно­ше­ние дей­ствия к момен­ту речи о нём. С этой точ­ки зре­ния у гла­го­лов изъ­яви­тель­но­го накло­не­ния мож­но ука­зать три фор­мы времени:

  • насто­я­щее вре­мя — я (что делаю?) тан­цую (в момент речи);
  • буду­щее вре­мя — я (что буду делать?) буду тан­це­вать (пла­ни­рую дей­ствие в будущем);
  • про­шед­шее вре­мя — я (что делал?) тан­це­вал (дей­ствие состо­я­лось в прошлом).

Рассмотрим более подроб­но, что такое насто­я­щее вре­мя гла­го­ла в рус­ской грамматике.

Что такое настоящее время глагола?

Глагол может обо­зна­чать дей­ствие, кото­рое про­ис­хо­дит непо­сред­ствен­но в момент речи о нем.

Все эти гла­го­лы обо­зна­ча­ют дей­ствие, кото­рое совер­ша­ет­ся сей­час. Слова этой части речи могут обо­зна­чать так­же посто­ян­ное дей­ствие, без­от­но­си­тель­ное к тече­нию вре­ме­ни или регу­ляр­но повторяющееся:

Читайте также:  Сепарироваться от мамы что это значит

Перечисленные сло­ва обо­зна­ча­ют реаль­ное дей­ствие в насто­я­щем вре­ме­ни и отве­ча­ют на вопрос что дела­ет? Обратим вни­ма­ние, что все эти гла­го­лы име­ют посто­ян­ный грам­ма­ти­че­ский при­знак — несо­вер­шен­ный вид.

Выяснив это, сде­ла­ем сле­ду­ю­щий вывод.

Цветущая вес­на (что дела­ет?) сме­ня­ет мороз­ную зиму.

Луна (что дела­ет?) вра­ща­ет­ся вокруг Земли.

Вечером солн­це (что дела­ет?) ухо­дит за горизонт.

Как образуется настоящее время глагола?

Чтобы понять, как обра­зу­ет­ся насто­я­щее вре­мя гла­го­ла, ука­жем, что в рус­ской грам­ма­ти­ке гла­го­лы в насто­я­щем вре­ме­ни изме­ня­ют­ся по лицам и чис­лам, что назы­ва­ет­ся спря­же­ни­ем. В зави­си­мо­сти от лич­ных окон­ча­ний раз­ли­ча­ют I и II спря­же­ние глаголов

Понаблюдаем, как изме­ня­ет­ся в насто­я­щем вре­ме­ни по лицам и чис­лам глаголы:

укра­шать I спряжение

  • 1 лицо я (что делаю?) укра­ша ю — мы (что дела­ем?) укра­ша́ е м
  • 2 лицо ты (что дела­ешь?) укра­ша́ е шь — вы (что дела­е­те?) укра­ша́ е те
  • 3 лицо он (что дела­ет?) укра­ша́ е т — они (что дела­ют?) укра­ша́ ю т

пла­тить II спряжение

  • 1 лицо я плач у — мы пла́т и м
  • 2 лицо ты пла́т и шь — вы пла́т и те
  • 3 лицо он пла́т и т — они пла́т я т

Настоящее вре­мя гла­го­лов харак­те­ри­зу­ет­ся нали­чи­ем лич­ных окон­ча­ний, кото­рые при­со­еди­ня­ют­ся к осно­ве слов.

Личные окон­ча­ния гла­го­лов I спряжения

Лицо

Окончания

Примеры

Ед. ч.

Мн. ч.

Ед. ч.

Мн. ч.

1-е -у (-ю) -ем (-ём) иду, узнаю идем, узна­ем 2-е -ешь (-ёшь) -ете (-ёте) идешь, узна­ешь иде­те, узнаете 3-е -ет (-ёт) -ут (-ют) идет, узна­ет идут, узна­ют

Личные окон­ча­ния гла­го­лов II спряжения

Лицо

Окончания

Примеры

Ед. ч.

Мн. ч.

Ед. ч.

Мн. ч.

1-е -у (-ю) -им слав­лю, научу сла­вим, научим 2-е -ишь -ите сла­вишь, научишь сла­ви­те, научите 3-е -ит -ат (-ят) сла­вит, научит сла­вят, научат

Как определить глагол настоящего времени?

Чтобы пра­виль­но опре­де­лить, что гла­гол име­ет фор­му насто­я­ще­го вре­ме­ни, пред­ла­га­ем вос­поль­зо­вать­ся сле­ду­ю­щим алгоритмом:

  1. в пред­ло­же­нии оты­щем гла­гол (сло­во, обо­зна­ча­ю­щее дей­ствие или состо­я­ние предмета);
  2. зада­дим к нему соот­вет­ству­ю­щий вопрос что делаю? что дела­ешь? что дела­ет? и пр.
  3. опре­де­лим, что гла­гол обо­зна­ча­ет дей­ствие в момент речи, сейчас;
  4. посмот­рим на лич­ное окон­ча­ние (-у/-ю, -ешь/-ишь, -ет-/ит и т. д.);
  5. сде­ла­ем вывод.

Образец рассуждения

За окном бушу­ет осен­няя непогода.

Слово «бушу­ет» обо­зна­ча­ет дей­ствие и отве­ча­ет на вопрос:

Это гла­гол, кото­рый обо­зна­ча­ет дей­ствие в этот момент речи о нём. Слово име­ет лич­ное окон­ча­ние -ет. Значит, это гла­гол в фор­ме насто­я­ще­го времени.

Как выполнить морфологический разбор глагола настоящего времени?

Морфологический раз­бор гла­го­ла в фор­ме насто­я­ще­го вре­ме­ни выпол­ним после­до­ва­тель­но, ука­зав его посто­ян­ные и непо­сто­ян­ные признаки.

В каче­стве при­ме­ра исполь­зу­ем сло­во «бушу­ет».

I. Часть речи. Общее значение

«Бушует» — это гла­гол, обо­зна­ча­ет дей­ствие и отве­ча­ет на вопрос что дела­ет?

Начальная фор­ма «буше­вать».

II . Морфологические признаки

а) посто­ян­ные признаки:

  • несо­вер­шен­ный вид;
  • непе­ре­ход­ный
  • невоз­врат­ный
  • I спря­же­ние

б) непо­сто­ян­ные признаки:

  • изъ­яви­тель­ное наклонение
  • насто­я­щее время
  • 3 лицо
  • един­ствен­ное число

III . Синтаксическая роль

В пред­ло­же­нии явля­ет­ся про­стым гла­голь­ным сказуемым.

Видеоурок

Источник

Что значит глагол настоящего времени

Времена глагола – что отличает прошедшее время, настоящее и будущее, как они образуются и что про них обязательно надо знать

Время глагола – это его непостоянный признак. То есть один и тот же глагол может быть в разных временах: читаю (сейчас), читал (вчера), буду читать (завтра). Эта морфологическая категория нужна для того, чтобы привязать описываемое действие к какому-то реальному моменту времени. В русском языке времен только три: настоящее, прошедшее и будущее.

Время есть только у реальных действий, то есть только у глаголов в изъявительном наклонении. Если наклонение повелительное или сослагательное – времени вообще нет и быть не может.

Настоящее время

Оно обозначает два типа действий: которые происходят в данный момент и которые происходят регулярно.

Например, мы используем форму настоящего времени, чтобы сказать «Я рисую, мама печет блины, брат смотрит мультики». А также: «После лета наступает осень. Планеты вращаются вокруг солнца. Теплый воздух всегда поднимается вверх».

В русском не различаются формы глаголов, которые показывают действие «в данный момент» и действие, которое протекают постоянно, регулярно.

В английском эта разница есть. Например: «I am painting» – «я рисую» (сейчас, в данный момент занимаюсь этим), «I paint» – «я рисую» (уже в смысле, что увлекаюсь рисованием, то есть у меня на стенах везде есть рисунки, я хожу в художку и пр).

Настоящее время образуется от инфинитива глагола двумя способами:

  1. Просто с помощью личных окончаний: везти – везу, молить – молю, плыть – плыву.
  2. С помощью суффикса j: играть – играет (игра-j-эт), мечтать – мечтает (мечта-j-эт), вить – вьет (в-j-от).

Настоящее время есть только у глаголов несовершенного вида. То есть у таких, к которым мы задаем вопрос «что делать?»: выть, пить, читать, играть, учиться, вспомнить и пр. Подробнее об этом читайте в моей статье про вид глагола.

Или смотрите в видео. Оно тоже мое

Если вид совершенный, то есть глагол отвечает на вопрос «что Сделать?» (если есть буква С в вопросе, значит вид Совершенный) – настоящего времени нет. Смотрите: (что сделать?) сыграть – сыграл (прошедшее), сыграет (будущее). Как образовать настоящее? Никак, его нет. Нельзя говорить «играет», потому что «играет» – «что делает?» – это глагол другого вида, несовершенного.

Глаголы в настоящем времени не изменяются по родам. Смотрите: он/она/оно прыгает, он/она/оно зевает – никакой разницы, окончания всегда одинаковые.

Но они меняются по лицам: Я молчу, Ты молчишь, Он молчит. И по числам: кукую – кукуем, кукуешь – кукуете, кукует – кукуют.

Прошедшее время

Обозначает действия, которые произошли до момента речи. Как давно это было – без разницы. Я написал сочинение (только что), я писал сочинение (два дня назад), Я писал сочинения (сто лет назад, когда в школе учился).

  • Действие произошло только что и результат «налицо»: I have written a composition – я написал сочинение (вот оно, мам, похвали меня).
  • Происходило в прошлом, с настоящим не связано: I wrote compositions at school (я писал сочинения в школе).
  • Длилось в прошлом небольшое время, человек был занят только этим: I was writing a composition from 2 to 3 p.m. yesterday (вчера с 2 до 3 я был занят тем, что писал сочинение).
  • Длилось в прошлом долго, человек этим регулярно занимался: I have been writing compositions for 11 years at school (В школе я одиннадцать лет писал сочинения).
  • Закончилось в прошлом к какому-то моменту: I had written a composition by 3 p.m. yesterday (Вчера я написал сочинение к 3 часам – закончил его в три).

В русском это время образуется с помощью суффикса -л, который присоединяется к инфинитиву: написать – написал, звать – звал, обедать – обедал.

Иногда он не используется: везти – (что делал?) вез, нести – нес. Но все равно появляется в женском и среднем роде: она везла, несла, оно везло, несло.

Если у вас инфинитив заканчивается на -чь, то в прошедшем времени будет чередование: стеречь – стерег, печь – пек, помочь – помог, смочь – смог.

Перед -л пишется тот же гласный, что и перед -ть: белеть – белел, молить – молил.

Я один раз блестяще ответил это правило, но затупил со словом «клеить» – сказал, что там «я» перед «-ть». Запомните, там «и»: клеИть, клеИл.

Здесь мы уже можем увидеть род: он прыгал, она прыгала, оно прыгало. По числу тоже есть изменения: прыгал – прыгали.

А вот изменения по лицам нет: я прыгал, ты прыгал, он прыгал.

Прошедшее время есть у глаголов любого вида: сорвать (что сделать? – совершенный) – сорвал, срывать (что делать? – несовершенный) – срывал.

Будущее время

Обозначает такие действия, которые произойдут после момента речи. Бывает простым и сложным. Простое образуется от глаголов совершенного вида: прочитать (что сделать?) – прочитаю, потанцевать (что сделаю?) – потанцую.

Сложное образуется от глаголов несовершенного вида. Оно называется так потому, что появляется формообразующая частица «быть»: читать (что делать?) – буду читать, танцевать (что делать?) – буду танцевать.

Вообще «быть» – это глагол, но при образовании будущего времени он «превращается» в частицу. Запомните это.

Что обязательно надо знать

Сложное будущее время – это всегда простое глагольное сказуемое. Оно не составное, потому что его можно заменить одним глаголом: буду радоваться – порадуюсь, будем смеяться – посмеемся.

Глагол – это второй по важности после существительного член предложения

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru.

Уверен, о том, что такое ГЛАГОЛ, знают все! Ну, или хотя бы имеют представление и могут объяснить своими словами.

Но в этой статье мы расскажем о многочисленных нюансах, связанных с этим понятием.

О том, что все без исключения проходят в школе, но могли уже и подзабыть.

Что такое глагол

Глагол – это часть речи, которая в первую очередь обозначает действие, совершенное кем-то или чем-то, а также над кем-то или над чем-то. Также это процесс, отношение и состояние любых одушевленных лиц, предметов или явлений.

По частоте употребления в нашей речи глагол занимает почетное второе место после существительного. Распознать его очень просто.

Он отвечает всего на два вопроса – «Что делать?» и «Что сделать?», а также их различные формы.

(что делает?) парус одинокий. (М.Лермонтов)
Итак, она (что делала?) Татьяной. (А.Пушкин)
(что делаю?) грозу в начале мая. (Ф.Тютчев)
Все теперь (что сделано?) без возврата. (С.Есенин)

Как уже было сказано, глаголы обозначают:

  1. Действие – мыть, стелить, бежать;
  2. Процесс – объяснять, изучать, готовить;
  3. Состояние – любить, болеть, грустить;
  4. Отношение – нравиться, интересовать, предпочитать.

Глагол относится к так называемым самостоятельным частям речи. Это те, которые могут существовать сами по себе. К ним же относятся существительные, прилагательные, местоимения, наречия и причастия.

А вот предлоги, союзы и частицы – это зависимые части речи, потому что сами по себе они не имеют смысл и употребляются только вместе с другими словами.

История глагола

Слово «глагол» имеет древнеславянские корни, и тогда говорили с мягким знаком на конце – «глаголь». А славяне полностью заимствовали его из древнегреческого и латыни, где оно произносится точно также.

Но вот что интересно! Изначально «глаголь» обозначал вовсе не действие. Его дословный перевод был «слово, речь». Соответственно, глаголить – разговаривать, произносить. Глаголевый – многословный, разговорчивый.

Более того, азбука древних славян называлась «Глаголица». А четвертая буква в ней, как и сейчас это «Г», называлась «глагол» и означала все то же «слово».

Или вспомните знаменитые строчки из стихотворения Александра Сергеевича Пушкина «Пророк»:

Глаголом жги сердца людей.

В этом контексте имеется в виду именно старое значение слова. То есть Пушкин хотел сказать, чтобы пророк шел и словами (глагол) будил (жги) что-то хорошее в людях или доносил до них какие-то истины.

Но кстати, и сегодня мы иногда употребляем слово глагол в значении «слово, речь». Когда мы говорим «разглагольствует», подразумеваем «много говорит, болтает».

Начальная форма глагола

Начальную форму глагола называют ИНФИНИТИВ от латинского слова «infinitivus», что означает «неопределенный». Ее так иногда и называют неопределенной формой глагола.

Инфинитив отвечает на вопрос «Что делать?» и бывает нескольких видов:

  1. С окончанием на «-ть». Это самый распространенный вариант. Здесь «ть» является суффиксом, а перед ним чаще всего стоит главная буква. Например: стоять, читать, готовить, учить, любить. Но есть и варианты, когда перед «-ть» стоит согласная. Например: лезть.
  2. С окончанием на «-ти». Этот суффикс используется, когда корень глагола оканчивается на согласную букву. А на само «-ти» ставится ударение. Например: идти, везти, нести.
  3. С окончанием на «-чь». Например: стеречь, печь, беречь. Но частица «-чь» здесь является не суффиксом, а частью корня.

Морфологические признаки глагола

У глаголов есть следующие признаки:

  1. Лицо. Их всего три, и зависят они от местоимений, которые можно поставить перед глаголом.
    1. Первое лицо – я, мы (читаю, читаем)
    2. Второе – ты, вы (читаешь, читаете)
    3. Третье – он, она, оно, они (читает, читают)

    Интересный факт! В древние времена у глаголов было четыре времени. Было еще дополнительное «прошлое», которое после того, как произошло еще какое-то действие. Например, он сел читать, когда пришел домой.

    1. Изъявительное, которое показывает реальное положение дел (я читаю, читал, буду читать).
    2. Условное или сослагательное – выражает желание и возможность (я бы почитал).
    3. Желательное – выражает желание, подтвержденное действием (давай почитаю, почитаю-ка).
    4. Повелительное – приказ другому человеку (читай!).
    5. Позволительное – разрешение сделать что-то (пусть читает).
    6. Предлагательное – предложение другому человеку сделать что-то сообща (давай почитаем).
    1. Совершенный – отвечает на вопрос «Что делать?» (читать).
    2. Несовершенный – отвечает на вопрос «Что сделать?» (почитать).

    У большинства глаголов возможны оба вида, но есть и такие, которые употребляются только в одном.

    Спряжение глаголов

    Еще один признак глаголов, о котором стоит поговорить отдельно. Это целая система изменений слов в настоящем и будущем времени (изменение глаголов по временам, числам, лицам и родам).

    Спряжения бывают двух видов – первое и второе, и обозначаются они римскими цифрами I и II. Чтобы определить спряжение глагола, нужно смотреть на окончание. Какое оно – ударное или безударное.

    Если окончание ударное

    Для определения спряжения надо просто запомнить:

    1. К первому спряжению относятся глаголы, которые оканчиваются на ут/ют, ете/ёте, ем/ём, ет/ёт, ешь/ёшь и у/ю.
    2. Ко второму спряжению относятся глаголы, у которых на конце ат/ят, ите, им, ит, ишь, у/ю. Например: лететь – летят – летите – летим – летит – летишь .

    Глагол с приставкой спрягается точно так же, как и без нее. И для простоты эту приставку можно просто не замечать. Например: закричать – кричать, переспать – спать, дописать – писать.

    Если окончание безударное

    В этом случае все несколько сложнее. И какой бы глагол нам ни попался, надо будет переводить его в инфинитив.

    И если начальная форма глагола имеет окончание «ить», то это второе спряжение. Например: спорить, помнить, верить. Но в данном случае есть исключения, которые надо просто запомнить – слова зыбиться, зиждиться и брить относятся к первому спряжению.

    А вот к первому спряжению относятся все остальные глаголы, у которых окончания заканчиваются не на «ить», а на любые другие буквы. Хотя и здесь есть исключения – зависеть, вертеть, обидеть, терпеть, ненавидеть, смотреть, видеть, слышать, держать, дышать, гнать.

    Вместо заключения

    Многие писатели и лингвисты очень тепло отзывались всегда о глаголах. Они считали эту часть весьма сложной, но способной оживить любой текст. Вот вам только несколько подобных примеров:

    Найти нужный глагол для фразы, означает дать движение этой фразе (А.Толстой)

    Глагол придает предложению жизнь. И оживляет некоторые слова рядом с собой. (Н.Грач)

    Глаголы оживляют все, к чему приложены. (А.Пешковский)

    Вот и все, что мы хотели рассказать о глаголах.

    Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

    Эта статья относится к рубрикам:

    Комментарии и отзывы (2)

    Оживить текст — это мягко сказано, без глагола я себе не представляю выражение хоть какой-нибудь здравой мысли, а в английском языке вообще не может быть предложений без глагола.

    Сразу вспомнила нашу любимую учительницу русского языка Людмилу Георгиевну и ее уроки. Как она учила нас запомнить глаголы-исключения, относящиеся ко второму спряжению. Это было почти стихотворение:

    гнать, держать, смотреть и видеть, ненавидеть и обидеть, дышать, слышать и вертеть и зависеть и терпеть.

    Источник

Оцените статью