Что значит глагольное сказуемое это

1.4. Составные сказуемые. Составное глагольное сказуемое

Составные сказуемые – это сказуемые, в которых лексическое значение и грамматическое значение (время и наклонение) выражаются разными словами. Лексическое значение выражено в основной части, а грамматическое значение (время и наклонение) – в вспомогательной части.

Ср.: Он запел (ПГС). – Он начал петь (СГС); Он болел два месяца (ПГС). – Он был болен два месяца (СИС).

Составное глагольное сказуемое (СГС) состоит из двух частей:

а) вспомогательная часть (глагол в спрягаемой форме) выражает грамматическое значение (время и наклонение);
б) основная часть (неопределённая форма глагола – инфинитив) выражает лексическое значение.

СГС = вспомогательный глагол + инфинитив

Например: Я начал петь ; Я хочу петь ; Я боюсь петь .

Однако не любое сочетание спрягаемого глагола с инфинитивом является составным глагольным сказуемым! Для того чтобы такое сочетание было составным глагольным сказуемым, должно быть выполнено два условия:

Вспомогательный глагол должен быть лексически неполнозначным, то есть его одного (без инфинитива) недостаточно, чтобы понять, о чем идёт речь в предложении.

Cр.: я начал – что делать?; я хочу – что делать?.

Если в сочетании «глагол + инфинитив» глагол знаменательный, то он один является простым глагольным сказуемым, а инфинитив – второстепенный член предложения.

Ср.: Она присела (с какой целью?) отдохнуть .

Действие инфинитива должно относиться к подлежащему (это субъектный инфинитив). Если действие инфинитива относится к другому члену предложения (объектный инфинитив), то инфинитив не входит в состав сказуемого, а является второстепенным членом.

Ср.:
1. Я хочу петь . Хочу петь – составное глагольное сказуемое ( хочу – я , петь буду – я ).
2. Я просил её спеть. Просил – простое глагольное сказуемое, спеть – дополнение ( просил – я , петь будет – она ).

Значения вспомогательного глагола

Значение Типичные глаголы и фразеологизмы Примеры
1. Фазовое (начало, продолжение, конец действия) Начать, стать, пуститься, продолжать, кончить, остаться, перестать, бросить, прекратить и др.
2. Модальное значение (необходимость, желательность, способность, предрасположенность, эмоциональная оценка действия и т.п.) Мочь, уметь, желать, хотеть, мечтать, намереваться, отказываться, пытаться, стараться, рассчитывать, суметь, ухитриться, стараться, предполагать, привыкнуть, спешить, стесняться, терпеть, любить, ненавидеть, бояться, страшиться, трусить, стыдиться, задаться целью, гореть желанием, иметь честь, иметь намерение, дать обещание, иметь привычку и др.

План разбора составного глагольного сказуемого

  1. Указать тип сказуемого.
  2. Указать, чем выражена основная часть (субъектный инфинитив); какое значение имеет вспомогательная часть (фазовое, модальное) и какой формой глагола она выражена.

Старик опять пустился жевать .

Пустился жевать – составное глагольное сказуемое. Основная часть (жевать) выражена субъектным инфинитивом. Вспомогательная часть (пустился) имеет фазовое значение и выражена глаголом в прошедшем времени изъявительного наклонения.

Упражнение к теме «1.4. Составные сказуемые. Составное глагольное сказуемое»

Читайте также другие темы главы 1 «Грамматическая основа предложения»:

Перейти к оглавлению раздела 1 «Простое предложение» книги «Курс русского языка. Синтаксис и пунктуация»

Источник

Составное глагольное сказуемое. Определение и примеры

Составное гла­голь­ное ска­зу­е­мое — это глав­ный член пред­ло­же­ния, выра­жен­ный вспо­мо­га­тель­ным гла­го­лом и неопре­де­лён­ной фор­мой смыс­ло­во­го глагола.

В пред­ло­же­нии ска­зу­е­мое может быть состав­ным гла­голь­ным. Оно скла­ды­ва­ет­ся из вспо­мо­га­тель­но­го глагола-связки со стёр­тым лек­си­че­ским зна­че­ни­ем и инфи­ни­ти­ва. Приведем при­ме­ры пред­ло­же­ний из худо­же­ствен­ной лите­ра­ту­ры с состав­ным гла­голь­ным сказуемым.

Рассмотрим более подроб­но ком­по­нен­ты состав­но­го гла­голь­но­го ска­зу­е­мо­го, кото­рое усло­вим­ся далее обо­зна­чать аббре­ви­а­ту­рой СГС.

Глагол-связка в составном глагольном сказуемом

Необходимым ком­по­нен­том СГС явля­ет­ся вспо­мо­га­тель­ный гла­гол, или глагол-связка.

Глагол-связка обо­зна­ча­ет грам­ма­ти­че­ское зна­че­ние накло­не­ния, вре­ме­ни, чис­ла, лица или рода. Он не обла­да­ет пол­но­цен­ным лек­си­че­ским зна­че­ни­ем, а может выра­жать вре­мен­ные зна­че­ния действия:

  • нача­ло (начать, стать, при­нять­ся, пустить­ся, бро­сить­ся, кинуть­ся и пр.);
  • про­дол­же­ние (про­дол­жать, остать­ся);
  • окон­ча­ние (кон­чить, пере­стать, бро­сить, окон­чить, закон­чить, закон­чить­ся и пр.).

С само­го утра начал н акра­пы­вать мел­кий осен­ний дождь .

Уже вто­рые сут­ки шторм п родол­жал б уше­вать на море.

Мастер закон­чил поли­ро­вать дере­вян­ную шкатулку.

В каче­стве связ­ки могут выступать

а) гла­го­лы со зна­че­ни­ем жела­ния, волеизъявления

  • хотел научить­ся;
  • стре­мил­ся уехать;
  • решил остать­ся;

б) модаль­ные гла­го­лы, выра­жа­ю­щие спо­соб­ность или неспо­соб­ность к действию

  • могу объ­яс­нить;
  • устал повто­рять;
  • успел вер­нуть­ся;

в) неко­то­рые без­лич­ные глаголы

  • сто­ит узнать;
  • при­хо­дит­ся спешить;
  • сле­ду­ет ответить.

Чем выражается связка в составном глагольном сказуемом?

В каче­стве вспо­мо­га­тель­ной части состав­но­го гла­голь­но­го ска­зу­е­мо­го могут исполь­зо­вать­ся сло­ва дру­гих частей речи:

1) крат­кие име­на при­ла­га­тель­ные, не име­ю­щие пол­ной фор­мы или име­ю­щие её, но с дру­гим лек­си­че­ским значением

  • дол­жен рассказать;
  • рад позна­ко­мить­ся;
  • готов помочь;

2) име­на существительные

  • мастер бала­гу­рить;
  • охот­ни­ца сплетничать;
  • люби­тель­ни­ца поболтать;

3) сло­ва кате­го­рии состояния

  • мож­но позвонить;
  • нель­зя опаздывать;
  • надо успеть;

Примеры предложений из художественной литературы

Мало-помалу сол­неч­ные лучи навер­ху елей нача­ли нагре­вать ело­вые шиш­ки (М. Пришвин).

Девушки ско­ро пере­ста­ли стес­нять­ся (К. Паустовский).

Свою посты­лую сво­бо­ду я поте­рять не захо­тел (А.Пушкин).

Признаюсь, я не желаю с вами позна­ко­мить­ся (М.Лермонтов).

Уж не моло­дость ли хочет вер­нуть­ся ко мне опять (М.Лермонтов).

Каждый день мы можем проснуть­ся в огне (Н. Островский).

Густой снег стал валить сплош­ной мок­рой лави­ной (Кожевников).

Гудок про­дол­жал реветь (Н. Островский).

Никто на све­те не уме­ет луч­ше нас сме­ять­ся и любить (В. Лебедев-Кумач).

Она ста­ра­лась отда­лить сколь­ко воз­мож­но мину­ту объ­яс­не­ния (Л. Толстой).

Я хочу пока­зать вам свою рабо­ту (К. Паустовский).

Сложные случаи выражения СГС

К СГС отно­сят­ся и такие, в соста­ве кото­рых вме­сто спря­га­е­мо­го модаль­но­го гла­го­ла высту­па­ют устой­чи­вые сло­во­со­че­та­ния гла­голь­но­го харак­те­ра, кото­рые скла­ды­ва­ют­ся из модаль­но­го гла­го­ла и суще­стви­тель­но­го, например:

  • имел наме­ре­ние = намеревался;
  • горел жела­ни­ем = желал;
  • терял надеж­ду = не надеялся.

Он имел наме­ре­ние встре­тить мать на вокзале.

Девушка не теря­ла надеж­ду успеш­но сдать всту­пи­тель­ные экзамены.

Незнакомец сде­лал уси­лие улыб­нуть­ся , но это у него не получилось.

Составное гла­голь­ное ска­зу­е­мое может содер­жать во вто­рой части неде­ли­мое сло­во­со­че­та­ние с инфи­ни­ти­вом, например:

Парень не мог поте­рять надеж­ду = Парень не мог надеяться.

Спортсмен меч­тал одер­жать побе­ду на Олимпиаде = Спортсмен меч­тал побе­дить на Олимпиаде.

Отличие СГС от синтаксической функции инфинитива

1. Научимся отли­чать состав­ное гла­голь­ное ска­зу­е­мое от тех слу­ча­ев, когда инфи­ни­тив не обра­зу­ет слож­но­го ска­зу­е­мо­го, а явля­ет­ся кос­вен­ным допол­не­ни­ем. В таких пред­ло­же­ни­ях при­сут­ству­ет субъ­ект дей­ствия, кото­рый выпол­ня­ет основ­ное дей­ствие, выра­жен­ное спря­га­е­мой фор­мой гла­го­ла, и объ­ект, кото­ро­му при­над­ле­жит дей­ствие, выра­жен­ное инфи­ни­ти­вом, например:

Режиссер про­сил подой­ти нас бли­же к рампе.

Режиссер про­сил нас о чём? Чтобы мы подо­шли к рампе.

Режиссер про­сит, а подой­дем мы.

Субъект — режис­сер, кото­рый про­сит, объ­ект — мы, кото­рые подойдут.

Каждому при­над­ле­жит свое дей­ствие. В этом пред­ло­же­нии нет СГС. Сказуемое явля­ет­ся про­стым глагольным.

Режиссер про­сил (о чём?) подой­ти (кого?) нас бли­же к рампе.

Аналогичные при­ме­ры:

Нас про­си­ли (о чём?) вер­нуть кни­ги в биб­лио­те­ку вовремя.

Он заста­вил (кого?) нас (что?) повто­рить урок.

2. Не отно­сит­ся к состав­но­му гла­голь­но­му ска­зу­е­мо­му ком­би­на­ции, выра­жен­ные гла­го­лом дви­же­ния и инфи­ни­ти­вом, обо­зна­ча­ю­щим его цель:

Мы пой­дем на луг (с какой целью?) собрать букет ромашек.

Он вер­нул­ся (с какой целью?) узнать , когда состо­ит­ся кон­церт в клубе.

Видеоурок

Источник

Что такое сказуемое

Сказуемое — это глав­ный член пред­ло­же­ния, кото­рый обо­зна­ча­ет дей­ствие или состо­я­ние пред­ме­та, обо­зна­чен­но­го под­ле­жа­щим в фор­ме име­ни­тель­но­го паде­жа, и отве­ча­ет на вопро­сы что дела­ет? что сде­лал? каков он? и пр.

Рассмотрим, что такое ска­зу­е­мое в син­так­си­се рус­ско­го языка.

Термин «ска­зу­е­мое» воз­ник в грам­ма­ти­ке рус­ско­го язы­ка как каль­ка латин­ско­го сло­ва «пре­ди­кат» (predicatum), кото­рое явля­ет­ся про­из­вод­ным от гла­го­ла со зна­че­ни­ем «объ­яв­лять», «про­воз­гла­шать».

Чтобы понять функ­цию ска­зу­е­мо­го, опре­де­лим, когда сло­ва ста­но­вят­ся предложением.

Наша речь состо­ит не из отдель­ных, хао­тич­но рас­по­ло­жен­ных слов. Слова как еди­ни­цы речи орга­ни­зу­ют­ся в выска­зы­ва­ние, кото­рое обра­зу­ет смыс­ло­вое един­ство. Это смыс­ло­вое и грам­ма­ти­че­ски оформ­лен­ное един­ство слов состав­ля­ет пред­ло­же­ние, более круп­ную еди­ни­цу речи.

В каж­дом пред­ло­же­нии обя­за­тель­но есть цен­траль­ные сло­ва. Это глав­ные чле­ны пред­ло­же­ния — под­ле­жа­щее и ска­зу­е­мое. Они обра­зу­ют грам­ма­ти­че­скую осно­ву пред­ло­же­ния. Вокруг них груп­пи­ру­ют­ся осталь­ные чле­ны пред­ло­же­ния. Узнаем, какой член пред­ло­же­ния назы­ва­ет­ся сказуемым.

Что такое сказуемое?

В пред­ло­же­нии име­ет­ся пред­мет речи, то, о чем гово­рит­ся или сооб­ща­ет­ся. К это­му сло­ву мож­но задать вопрос кто? или что? Это глав­ный член пред­ло­же­ния под­ле­жа­щее. В про­стом пред­ло­же­нии под­ле­жа­щее, как пра­ви­ло, пояс­ня­ет­ся дру­гим сло­вом, кото­рое обо­зна­ча­ет действие:

Слово, пояс­ня­ю­щее под­ле­жа­щее, может так­же обо­зна­чать состо­я­ние или при­знак предмета:

Это глав­ный член пред­ло­же­ния, кото­рый назы­ва­ет­ся грам­ма­ти­че­ским тер­ми­ном «ска­зу­е­мое».

В пред­ло­же­нии ска­зу­е­мое под­чер­ки­ва­ет­ся дву­мя пря­мы­ми парал­лель­ны­ми линиями.

С помо­щью ска­зу­е­мо­го мож­но рас­ска­зать, что дела­ет, будет делать или уже сде­лал пред­мет. Этот глав­ный член пред­ло­же­ния харак­те­ри­зу­ет пред­мет, обо­зна­чен­ный под­ле­жа­щим, во вре­мен­ном плане:

На лугу цве­тут ромаш­ки (насто­я­щее время).

Скоро будут цве­сти ромаш­ки (буду­щее время).

Сказуемое — такой же рав­но­прав­ный член пред­ло­же­ния, как и под­ле­жа­щее. Оно соот­но­сит­ся с под­ле­жа­щим по смыс­лу и грам­ма­ти­че­ски. По сути, ска­зу­е­мое — это то, что гово­рит­ся о пред­ме­те речи, что с ним про­ис­хо­дит, како­во его состо­я­ние, каков он, что он такое и пр.

Подлежащее и ска­зу­е­мое — это грам­ма­ти­че­ская осно­ва про­сто­го предложения.

Рассмотрим более деталь­но, что обо­зна­ча­ет ска­зу­е­мое в предложении.

Что обозначает сказуемое?

Как глав­ный член пред­ло­же­ния, ска­зу­е­мое может обозначать

Шестью шесть — это трид­цать шесть ?

Байкал — это самое глу­бо­кое озе­ро на Земле.

Чаще все­го ска­зу­е­мое выра­жа­ет­ся гла­го­лом в раз­ных грам­ма­ти­че­ских фор­мах, но может быть обо­зна­че­но и сло­ва­ми дру­гих частей речи и соче­та­ни­я­ми слов. В зави­си­мо­сти от того, чем выра­же­но ска­зу­е­мое в пред­ло­же­нии, раз­ли­ча­ют три типа:

  • про­стое гла­голь­ное ска­зу­е­мое (ПГС);
  • состав­ное гла­голь­ное ска­зу­е­мое (СГС);
  • состав­ное имен­ное ска­зу­е­мое (СИС).

Виды сказуемого

Виды Способ выра­же­ния Примеры
П
Г
С
Выражено гла­го­лом в форме
одно­го из наклонений
Сейте разум­ное, доб­рое, веч­ное. (Н. Некрасов)
Ещё я дол­го буду петь (С. Есенин)
С
Г
С
Состоит из вспо­мо­га­тель­но­го слова
(выра­жа­ет грам­ма­ти­че­ское зна­че­ние) и неопре­де­лен­ной фор­мы глагола
(выра­жа­ет основ­ное лек­си­че­ское значение)
По реке и кустам начи­на­ет шуметь ред­кий теп­лый дождь. (К. Паустовский)
Я был рад помочь вам.
С
И
С
Состоит из глагола-связки
(выра­жа­ет грам­ма­ти­че­ское значение)
и имен­ной части
(выра­жа­ет основ­ное лек­си­че­ское значение)
Она была не тороп­ли­ва , не холод­на , не говор­ли­ва . (А. Пушкин)
Слово — сереб­ро , мол­ча­ние — золо­то . (Поговорка)

Простое глагольное сказуемое

Простое гла­голь­ное ска­зу­е­мое обо­зна­че­но гла­го­лом изъ­яви­тель­но­го накло­не­ния в любой грам­ма­ти­че­ской фор­ме лица и вре­ме­ни, а так­же гла­го­лом пове­ли­тель­но­го или услов­но­го наклонения.

Скорее прячь­тесь в дом от грозы!

До вече­ра я про­чи­тал бы эту повесть.

Простое гла­голь­ное ска­зу­е­мое может быть выра­же­но слож­ны­ми фор­ма­ми гла­го­лов буду­ще­го вре­ме­ни, состо­я­щи­ми из инфи­ни­ти­ва «быть» в лич­ной фор­ме и неопре­де­лен­ной фор­мы смыс­ло­во­го глагола.

Я буду петь пес­ню. = Я спою песню.

Ты будешь читать эту кни­гу? = Ты про­чтёшь эту книгу?

ПГС ослож­ня­ет­ся части­ца­ми раз­го­вор­но­го характера:

А ста­руш­ка знай себе гово­рит без устали.

В роли про­сто­го ска­зу­е­мо­го исполь­зу­ют­ся инфи­ни­тив и меж­до­ме­тия, обра­зо­ван­ные от глаголов.

Он гово­рить , а мы мол­чать в ответ (Он гово­рит, а мы мол­чим в ответ).

Составное глагольное сказуемое

Составное гла­голь­ное ска­зу­е­мое пред­став­ля­ет собой соче­та­ние вспо­мо­га­тель­но­го гла­го­ла, име­ю­ще­го толь­ко грам­ма­ти­че­ское зна­че­ние лица, вре­ме­ни, накло­не­ния и пр., и смыс­ло­во­го гла­го­ла в фор­ме инфинитива.

Глагол-связка выра­жа­ет­ся модаль­ны­ми гла­го­ла­ми со зна­че­ни­ем наме­ре­ния, жела­ния, спо­соб­но­сти, волеизъявления:

  • хотеть, желать;
  • суметь, уметь, мочь;
  • разу­чить­ся, готовиться;
  • наме­ре­вать­ся, стре­мить­ся, наде­ять­ся, думать и пр.

Я хочу прой­тись по этой аллее парка.

На фло­те наш дедуш­ка научил­ся хоро­шо гото­вить .

В ито­го­вой игре фут­боль­но­го сезо­на мы наде­ем­ся побе­дить наших соперников.

Составляющей частью СГС могут быть сло­ва, обо­зна­ча­ю­щие нача­ло, про­дол­же­ние или конец дей­ствия (фазис­ные глаголы).

Таня нач­нет полоть гряд­ку, а ты, Лена, помо­жешь ей.

Дождь про­дол­жал лить до само­го вечера.

Наконец мы закон­чи­ли обсуж­дать эту проблему.

Составное именное сказуемое

Составное имен­ное ска­зу­е­мое — это ска­зу­е­мое, обо­зна­чен­ное глаголом-связкой в лич­ной фор­ме и имен­ной частью.

В этом типе ска­зу­е­мо­го свя­зоч­ным эле­мен­том явля­ет­ся гла­гол «быть» в лич­ной фор­ме или гла­го­лы с ослаб­лен­ным лек­си­че­ским значением:

  • стать, казать­ся;
  • являть­ся, делаться;
  • выгля­деть, слыть, назы­вать­ся, счи­тать­ся и пр.

Эта дере­вуш­ка была осно­ва­на переселенцами.

Если дей­ствие совер­ша­ет­ся в насто­я­щем вре­ме­ни, то гла­гол «есть» чаще все­го отсутствует.

В эту пору года южная степь (есть) суха и бес­плод­на .

В каче­стве имен­ной части исполь­зу­ют­ся все имен­ные и неко­то­рые дру­гие части речи.

Примеры

Перед нами гор­ная доро­га как змея , упол­за­ю­щая вверх (имя существительное).

Заводь реки чиста и спо­кой­на (имя прилагательное).

Семилетняя девоч­ка ста­ла вто­рой в кон­кур­се пев­цов ( числительное).

Очертания бере­га раз­мы­ты из-за сплош­ной сте­ны дождя (при­ча­стие).

Сыро и тем­но в под­ва­ле (кате­го­рия состояния).

Сверху наш город виден как на ладо­ни (фра­зео­ло­гизм).

Видеоурок «Сказуемое (8 класс)»

Источник

Читайте также:  Что значит 4 с изумрудами
Оцените статью