- Глагол плюс предлог плюс существительное
- Падежи примеры словосочетаний
- Глагол+существительное в косвенном падеже
- Родительный падеж
- Дательный падеж
- Винительный падеж
- Предложный падеж
- Существительное и глагол. Падежи существительных и предлоги при них
- Составление словосочетаний существительное с предлогом + глагол. Определение падежа существительных
- Творительный падеж
- Что такое творительный падеж?
- Как определить творительный падеж?
- Значение имен существительных в творительном падеже
- Предлоги творительного падежа
- Примыкание глагол плюс глагол
- Пример примыкания в русском языке. Словосочетания со связью примыкание: примеры
- Что нельзя отнести к словосочетаниям?
- Словосочетание со связью примыкание: примеры
- Главное слово в примыкании: чем выражено
- Как узнать примыкание в предложении?
- Согласование
- Управление
- Виды словосочетаний: согласование, управление, примыкание
- Таблица с примерами
- Согласование
- Примеры
- Управление
- Примеры
- Примыкание
- Способы подчинительной связи. Примыкание
- Ход урока
- I. Организационный момент.
- II. Тема урока, постановка целей.
- III. Задание на повторение (Синтаксическая разминка).
- IV. Закрепление.
- V. Тест.
- VI. Оценки за урок.
- VII. Домашнее задание.
Глагол плюс предлог плюс существительное
Падежи примеры словосочетаний
Приведем примеры словосочетаний «глагол+существительное», в которых глагол управляет падежными формами существительных как с предлогом, так и без него. В таких сочетаниях существует синтаксическая связь управления. Также глагол может управлять несклоняемыми существительными.
Рассмотрим словосочетания с глаголом в качестве главного слова, который управляет существительными в форме косвенных падежей с предлогом и без него, начиная с родительного и заканчивая предложным падежом. Форма предложного падежа существительного употребляется только с предлогами.
Узнаем более подробно с примерами о словосочетаниях со связью согласования, управления и примыкания.
Обратим внимание на такой нюанс, что переходные глаголы управляют существительными в форме родительного и винительного падежа без предлога. Остальные глаголы, которые управляют существительными в форме косвенных падежей с предлогами и без них, являются непереходными. Приведем примеры словосочетаний:
Глагол+существительное в косвенном падеже
Родительный падеж
- выпить чаю, купить колбасы, собрать грибов;
- остановиться у дома, снять с крыши, пройти мимо озера, ходить вокруг стадиона, вымокнуть из-за ливня, приехать после ужина, разговаривать в течение часа, встречаться близ вокзала, очутиться вне зала, остаться без помощи, пройти мимо здания, ехать впереди колонны, посадить между рядов, побелеть от злости, смотреть ради удовольствия.
Дательный падеж
- помочь матери, радоваться солнцу, передать брату, подарить другу;
- обратиться к соседу, вернуться к вечеру, идти по тропинке, скучать по сыну, поступить согласно правилам, бежать навстречу волне, достичь благодаря совету, уехать наперекор воле (родителей), поступить вопреки соглашению.
Винительный падеж
- любить ребенка, угостить друзей, приветствовать соседей, наполнить корзину, отнести сумку, поймать окуня;
- лезть на чердак, прилечь на спину, сесть на лавочку, прыгать через планку, вернуться спустя год, рассказать про собаку, зайти за дом, заглянуть под стол, положить в ящик, вырасти по пояс.
- накормить супом, угостить квасом, напоить соком, угостить пирогом, складывать конвертом, петь дискантом, падать каплями, рисовать красками;
- пройти между рядами, парить над полем, остановиться перед клубом, посадить за верандой, приехать с другом, пойти за продуктами, встретиться перед отъездом.
Предложный падеж
- оставить на столе, скакать на лошади, прогуливаться в парке, собирать в лесу, плавать в бассейне, написать о друге, спеть об осени.
Приведем примеры словосочетаний, в которых глагол управляет несклоняемыми существительными:
- спуститься в метро, закрыть жалюзи, угостить драже, налить кофе, надеть пальто, любоваться плато;
- наслаждаться безе, выйти в боа, встретиться в кафе, поехать на такси, зайти в гороно, обсудить с завкафедрой.
Смотрите примеры словосочетаний «существительное+глагол».>Составь и запиши словосочетания глагол плюс существительное с предлогом укажи падеж существительных
Существительное и глагол. Падежи существительных и предлоги при них
Глагол и существительное — части речи в русском языке.
Глагол обозначает действие предмета, а существительное — предмет.
Глагол отвечает на вопросы: что делать? что сделать?, а существительное — кто? что?
Вспомним падежи и вопросы на которые они отвечают. Их шесть:
- именительный (кто? что?) не употребляется с предлогом;
- родительный (кого? чего?) может употребляться с предлогами: от, до, из, без, около и др.;
- дательный (кому? чему?) может употребляться с предлогами: к, по;
- винительный (кто? что?) может употребляться с предлогами: в, во, на, за и др.;
- творительный (кем? чем?) может употребляться с предлогами: с, за, под, над и др.;
- предложный (о ком? о чём?)может употребляться с предлогами: о, об, в, на, при.
Следует помнить, что правильно заданный вопрос поможет определить падеж наиболее точно и не ошибиться. Словосочетание не должно быть набором бессвязных слов. Глаголы и существительные изменяются по смыслу словосочетания, так как словосочетание — это два или более слов связанные по смыслу, не являющиеся основой предложения.
Составление словосочетаний существительное с предлогом + глагол. Определение падежа существительных
Составим словосочетания и определим их падеж:
- поехать (к кому?) к бабушке — дательный падеж;
- гулять (около чего?) около дома — родительный падеж;
- пролетать (над чем?) над городом — творительный падеж;
- вспоминать (о ком?) о друзьях — предложный падеж;
- размышлять (над чем?) над существованием — творительный падеж;
- задыхаться (без чего?) без воздуха — родительный падеж;
- идти (по чему?) по шпалам — дательный падеж;
- мечтать (о чём?) о будущем — предложный падеж;
- повиноваться (по чему?) по приказу — дательный падеж;
- закричать (в чём?) в лесу — винительный падеж;
- вернуться (за чем?) за ключами — творительный падеж;
- действовать (по чему?) по инструкции — дательный падеж;
- объезжать (вокруг чего?) вокруг дома — родительный падеж;
- посидеть (у чего?) у окна — родительный падеж;
- поиграть (с кем?) с сестричкой — творительный падеж.
Творительный падеж
Творительный падеж употребляется как в приименной (с существительным), так и в приглагольной (с глаголом) позиции. Интересно, что существительные в творительном падеже могут иметь разные значения, которые подробно описаны здесь. В статье приведены способы определения творительного падежа с примерами, дан список наиболее распространенных предлогов.
Что такое творительный падеж?
Творительный падеж в русском языке – косвенный падеж, выражающий субъектное, объектное, определительное и обстоятельственное значения. Творительный падеж отвечает на вопросы – Кем? Чем?, может употребляться в приглагольной либо приименной позициях.
Примеры существительных в творительном падеже: горжусь дочерью, наслаждаются искусством, зажечь спичкой, написано учеником, стоять боком, идти колоннами, быть кассиром.
Как определить творительный падеж?
Чтобы узнать падеж существительного, к слову необходимо поставить вопросы творительного падежа (Кем? Чем?), а также выделить у существительного падежное окончание.
Падежные окончания Т. п. представлены в таблице.
Обратите внимание. В форме творительного падежа множественного числа существительные всех склонений имеют одинаковые окончания. Исключение – разносклоняемое существительное «дитя» и некоторые дополнительные формы Т. п. существительных третьего склонения.
Значение имен существительных в творительном падеже
В словосочетаниях и предложениях существительные в творительном падеже могут иметь различные значения:
ТОП-5 статейкоторые читают вместе с этой
1. Родительный падеж
2. Правописание — творительный падеж
3. Предложный падеж отвечает на вопрос ..
4. Дательный падеж отвечает на вопрос ..
5. Винительный падеж отвечает на вопросы ..
- Субъектное (гвоздь забили молотком, ошибка допущена сотрудником);
- Объектное (восхищаться музыкой, обладать навыками);
- Определительное (чистка пылесосом, она была неумехой);
- Обстоятельственное (чертить карандашом, указать линейкой, работать вечерами, создавать командой, петь альтом).
Предлоги творительного падежа
Существительные в творительном падеже употребляются как в качестве прямого дополнения (украсить узором, говорить басом), так и с предлогами (стоять перед домом, пролететь над морем). С существительными в Т. п. употребляются предлоги – за, перед, под (подо), с (со), над, меж, между.
Источник
Примыкание глагол плюс глагол
Пример примыкания в русском языке. Словосочетания со связью примыкание: примеры
Словосочетание — структурная единица языка, состоящая из двух или более слов, объединенных подчинительной связью. Одно из них считается главным, остальные — зависимыми. От первого ко второму можно поставить вопрос. Пример: отправиться (куда?) в магазин. Главное и управляемое слова перекликаются друг с другом по смыслу и грамматически.
В русском языке существует всего три типа подчинения: согласование, управление, примыкание.
Необходимо уметь отличать различные словосочетания от фраз, которые таковыми не являются.
Что нельзя отнести к словосочетаниям?
Довольно часто люди принимают за словосочетание любую пару слов, которые связаны между собой. Возникает подобное недоразумение из-за их неграмотности и незнания правил русского языка. Следует помнить, что к словосочетаниям нельзя отнести:
- основу предложения (он пританцовывал);
- фразеологизмы и устойчивые сочетания (застать врасплох); или наречия (более трогательно, менее бордовый);
- форму сложного будущего времени глагола (буду подпрыгивать);
- сочетание союзного слова или предлога и знаменательной части речи (навстречу ветру, словно стекло);
- слова, связанные при помощи сочинительного союза (красный и зеленый);
- причастные, деепричастные, сравнительные обороты вместе со словом, к которому они относятся.
Теперь, когда мы выяснили, какие элементы не являются словосочетаниями, познакомимся с их разновидностями. Рассмотрим пример примыкания, согласования, управления. Это поможет нам легко узнавать типы связи словосочетаний в предложении.
Словосочетание со связью примыкание: примеры
При типе связи примыкание главное и зависимое слова сочетаются только по смыслу и интонационно. Связано это с тем, что управляемый член всегда выражен неизменяемой частью речи.
Давайте подробнее рассмотрим примыкание. Примеры словосочетаний с неизменяемыми частями речи вы видите в таблице.
Смотрел не мигая
Простая сравнительная степень прилагательного
Важно помнить, что существуют два разряда местоимений, которые являются омонимами: личные и притяжательные. Первые участвуют в образовании словосочетаний с типом связи управление, вторые — примыкание. Различить их можно, правильно поставив вопрос.
Для начала рассмотрим тип связи примыкание. Примеры: штаны (чьи?) его, мнение (чье?) ее, песня (чья?) их.
Для управления характерен другой вопрос: «Кого?». К примеру, сфотографировать (кого?) его, нарисовать (кого?) ее, услышать (кого?) их.
Главное слово в примыкании: чем выражено
Главное слово может быть выражено: глаголом, прилагательным, наречием или существительным. Для лучшего усвоения материала рассмотрим пример примыкания:
- Лететь (как?) быстро. Главное слово выражено глаголом, зависимое — наречием.
- Юбка (какая?) клеш (существительное и неизменяемое прилагательное).
- Веселый (как?) невероятно. Главный член — прилагательное, управляемый — наречие.
- Замечательно (насколько?) слишком (сочетание двух наречий).
Как узнать примыкание в предложении?
Найти словосочетания с примыканием в тексте бывает непросто. Для того чтобы справиться с этой задачей надо не только выучить теоретический материал, но и потренироваться определять тип словосочетаний.
Для закрепления полученных знаний разберем пример примыкания в предложении: «Он всегда мечтал рисовать лучше». Чтобы найти необходимое словосочетание, будем следовать алгоритму:
- Найдем основу предложения. Подлежащее — «он», сказуемое — «мечтал»;
- От слова «мечтал» задаем вопросы к второстепенным членам: мечтал (о чем?) рисовать.
- Определяем части речи. Главное слово выражено глаголом в прошедшем времени, зависимое — инфинитивом.
- Вспоминаем теорию: если зависимое слово выражено неизменяемой частью речи — это примыкание.
Мы рассмотрели словосочетания с типом связи примыкание в русском языке. Примеры помогут вам лучше усвоить полученную информацию. А использованный алгоритм пригодится в других случаях.
Однако не стоит забывать, что помимо примыкания существуют другие типы подчинения. Вспомним их, чтобы при необходимости узнать в тексте.
Согласование
При согласовании управляемое слово уподобляется в своей грамматической форме главному. То есть изменяет свой род, число, падеж в соответствии с ситуацией.
Главное слово при таком типе связи выражено существительным. В качестве зависимого может быть:
- местоимение (моя покупка, твой выбор, наш кабриолет);
- полное и краткое прилагательное (зеленое платье, красивый закат, полон дом), но под эту категорию не подходят простая сравнительная степень и образованная от нее превосходная;
- причастие (сделанная работа, подготовленный отчет, заработанные деньги);
- существительное, если оно подстраивается под признаки главного слова (папой-директором, к дяде-тренеру); в форме косвенного падежа (обеих девчонок, обоим претендентам);
- порядковое числительное (шестая неделя, восьмой попытки, третьи представители).
Управление
При связи типа управление зависимое слово уподобляется главному только в падеже. Управляющий член обычно выражен глаголом, прилагательным, существительным или количественным числительным.
В качестве зависимого слова в сочетаниях такого типа выступают существительные, местоимения. Несколько примеров:
- Взглянул (на кого?) возлюбленную. Главное слово — глагол, зависимое — существительное, перешедшее из разряда прилагательных (субстантивированное).
- Прикоснулся (к кому?) к ней. Глагол и местоимение с предлогом.
- Завел (что?) машину. Первое слово выражено глаголом в прошедшем времени, второе — существительным в винительном падеже.
Образцы сочетаний с управлением и согласованием, как и пример примыкания, помогут вам с легкость определить тип подчинительной связи в словосочетании, если возникнет такая необходимость.
Виды словосочетаний: согласование, управление, примыкание
В русском языке слова связаны в словосочетание согласованием, управлением и примыканием.
Между словами, чтобы они стали словосочетанием, должна существовать подчинительная связь или связь по смыслу. В зависимости от этого в русском синтаксисе различают три вида словосочетаний: со связью согласования, управления или примыкания.
Таблица с примерами
Согласование
ОпределениеСогласование — вид подчинительной связи, при которой зависимое слово принимает грамматические формы главного слова.
При такой связи оба слова, и главное, и зависимое, полностью совпадают в роде, числе и падеже. Делаем вывод, что оба слова являются изменяемыми.
Обычно согласуются существительные с прилагательными, причастиями, порядковыми числительными, с местоимениями-прилагательными, местоимения с существительными.
Примеры
- желтые листья
- пожелтевшие страницы,
- третий звонок
- моя сумка
- чистая столовая
- передовой рабочий
- загорелый отдыхающий
- диван-кровать.
Управление
ОпределениеУправление — вид подчинительной связи, при которой зависимое слово употребляется в том косвенном падеже, которого требует главное слово.
Примеры
- писать (что?) книгу,
- щелкать (чем?) зубами,
- три (чего?) гриба,
- улыбаться (чему?) солнцу.
В зависимости от того, какими частями речи выражены главное и зависимое слово, различаем виды словосочетаний со связью управления:
- глагол + существительное (заказать фотографу, посмотреть фильм, встретить маму),
- прилагательное + местоимение (никому не нужный),
- существительное + существительное (директор школы, покраска забора),
- наречие + существительное (грустно до слез),
- числительное + существительное (двое ребят, три медведя),
- деепричастие + существительное, местоимение (благодаря хозяйку, улыбаясь мне).
Примыкание
ОпределениеПримыкание — вид подчинительной связи, при которой неизменяемое зависимое слово присоединяется к главному только по смыслу.
В качестве зависимого слова выступают неизменяемые части речи и их формы:
инфинитив, наречие, деепричастие, неизменяемые прилагательные, форма сравнительной степени прилагательного.
Примеры
- наука наблюдать
- позволил высказаться
- намерен отдохнуть
- читать быстро
- поворот направо
- стриженная по-мальчишески
- спартански строгий
- разговаривал улыбаясь
- летел кувырком
- пойду бегом
- взгляд искоса
- прыгать выше
- чуть севернее
- краска индиго
- цвет хаки
- час пик.
Между словами, связанными связью примыкания, невозможен падежный вопрос.
Дополнительный материалСмотрите ещё примеры словосочетаний со связью согласования, управления, примыкания.
Способы подчинительной связи. Примыкание
Назад Вперёд
Загрузить презентацию (447 кБ)
Цели урока:
- актуализировать знания о способах связи слов в словосочетании;
- формировать умение устанавливать связи слов в предложении и словосочетании;
- учить выделять словосочетания из предложения;
- учить определять способ подчинительной связи в словосочетании;
воспитательная: воспитывать умение внимательно слушать одноклассников, уважать чужое мнение;
- развивать логическое мышление;
- развивать языковое чутьё;
- развивать умение работать в группе;
- развивать умение систематизировать изученный материал.
Ход урока
I. Организационный момент.
Сегодня на уроке русского языка мы продолжим изучение интересной темы, знание которой поможет сделать вашу речь грамотной и красивой.
II. Тема урока, постановка целей.
(Слайд 2)
III. Задание на повторение (Синтаксическая разминка).
Выпишите из предложенных слов только словосочетания:
- 1) подо мной, 2) красивую тетрадь, 3) вышли из дома, 4) дом высок, 5) две подруги,
- 6) четырёх мальчиков, 7) улыбающийся нам, 8) радуясь встрече, 9) чесать языком,
- 10) восьми карандашей, 11) будем танцевать, 12) желание спеть, 13) то дерево
- 14) второй дом, 15) каждый из нас, 16) мини юбка, 17) видеть это, 18) петь громко,
- 19) весело и быстро;
– Выступление учащихся, обсуждение затруднений.
В этом задании ученики часто отмечают сочетания дом высок, чесать языком, будем танцевать как словосочетания.
Не являются словосочетаниями:
- сочетание самостоятельного слова со служебным:в течение лета, пусть расскажет и др.;
- сочетания слов в составе фразеологизмов:обетованная земля, точить лясы, не покладая рук;
- подлежащее и сказуемое:мальчик умён, начался дождь;
- составные словоформы:менее красивый, будешь знать;
- однородные члены:снег и ветер; ни сегодня, ни завтра.
– После прочтения и обсуждения ученики выясняют, что не являются словосочетаниями слова под номерами 1, 4, 9, 11, 19. Остальные словосочетания записываются в тетрадь.
– Прочитайте следующий материал, внесите, если необходимо, изменения в свои записи.
Словосочетание – это соединение двух или нескольких знаменательных слов, связанных друг с другом по смыслу и грамматически. Словосочетание состоит из главного и зависимого слов. От главного слова к зависимому задаётся вопрос.
– Вспомните и расскажите, какие есть способы подчинительной связи в словосочетании, как определить этот способ.
Ученики называют три способа: согласование, управление, примыкание, рассказывают, что в словосочетании нужно определить главное и зависимое слово, затем выяснить, какой частью речи выражено зависимое слово, и уже по этому зависимому слову определить способ подчинительной связи.
В словосочетании слова связываются тремя главными способами подчинительной связи: согласованием, управлением, примыканием.
Согласование – такая связь, при которой зависимое слово – имя прилагательное и все слова с признаками прилагательного ( причастие, местоимение, порядковое числительное): весёлая песня, поющие птицы, моё послание, пятый день и др.
При согласовании с изменением формы главного слова (имени существительного) изменяются и все формы зависимого: весёлую песню, весёлой песне, весёлых песен.
Управление – такая связь, при которой зависимое слово – имя существительное и все слова с признаками существительного ( местоимение, числительное): рассказал (кому?) другу (дат. п.), рассказал (кому?) всем (дат. п.), четверо (из кого?) из десяти (род. п.), четверо(из кого?) из вас (род. п.), выпеченный ( кем?) мамой (твор. п.), выпеченный(из чего?) из теста (род. п.).
При управлении главное слово (глагол, причастие, деепричастие, прилагательное, числительное) требует от зависимого постановки в определённом падеже с предлогом или без предлога. При управлении с изменением формы главного слова форма зависимого не изменятся: напишу письмо, написал письмо, напишем письмо.
В сочетании слов типа три дерева (с неодушевлённым существительным) числительное в им. и вин. падежах управляет существительным, а в остальных падежах согласуется с ним.
В сочетаниях типа три дочери ( с одушевлённым существительным) управление наблюдается только в им. падеже, а в остальных падежах – согласование. ( 1. С. 5)
Примыкание – такая связь, при которой зависимое слово – неизменяемое знаменательное слово ( наречие, деепричастие, инфинитив, сравнительная форма, неизменяемое прилагательное): быстро говорить, говорил улыбаясь, очень легко, цвета беж.
При примыкании зависимое слово связано с главным ( глагол, деепричастие, причастие, наречие, прилагательное, существительное) только по смыслу и интонационно.
IV. Закрепление.
– Работа с учебником
Упражнение 57, стр. 30
(Спишите предложения. Выделите в них словосочетания с подчинительной связью примыкания).
- Сперва мы перекликались с ним весьма усердно; потом он стал реже отвечать на наши возгласы.
Из предложений выпишите словосочетания с указанным видом связи.
Большинство иностранцев считают, что русские мало улыбаются (примыкание)
Человек мнителен, тревожен и замкнут, болезненно реагирует на малейшие неудачи (примыкание).
Оттуда открывается изумительный вид на Волгу, красота неописуемая (управление).
В этом случае “плоды учения ”еще более очевидны (согласование).
Эти чувства в нас не убиты – они подавлены (управление).
Но и те и другие были снисходительны к ошибкам своего кандидата (согласование).
V. Тест.
Способ подчинительной связи, при котором зависимое неизменяемое слово связано с главным только по смыслу, называется
A) сочинением.
B) управлением.
C) примыканием.
D) согласованием.
E) связью между компонентами грамматической основы.
По способу примыкания слова связаны в словосочетании
A) его грядущее.
B) печально гляжу.
C) ошибками отцов.
D) на наше поколенье.
E) гляжу на поколенье.
По способу примыкания слова связаны в словосочетании
A) летят на юг.
B) летят далеко.
C) перелетают на юг.
D) перелётные птицы.
E) улетевшие на зиму.
По способу примыкания слова связаны в словосочетании
A) идти в школу.
B) войти в класс.
C) хорошо учиться.
D) строгий учитель.
E) серьёзный ученик.
По способу примыкания слова связаны в словосочетании
A) записать дату.
B) чистая тетрадь.
C) записать красиво.
D) записать в тетрадь.
E) ученическая тетрадь.
По способу примыкания слова связаны в словосочетании
A) белеющая вдали.
B) решённая задача.
C) сдавший экзамен.
D) старик сапожник.
E) идущий по следам.
По способу примыкания слова связаны в словосочетании
A) горят в огне.
B) белая береза.
C) обходя лениво.
D) в золотом огне.
E) под моим окном.
По способу примыкания слова связаны в словосочетании
A) звучал долго.
B) развеял мечты.
C) чистой красоты.
D) чудное мгновенье.
E) мимолетное виденье.
По способу примыкания слова связаны в словосочетании
A) волею моей.
B) жги, обходя.
C) обходя моря.
D) в пустыне мрачной.
E) шестикрылый Серафим.
По способу примыкания слова связаны в словосочетании
A) задержать дыхание.
B) задержаться надолго.
C) задержав преступника.
D) задержанный гражданин.
E) задержаться в командировке.
По способу примыкания слова связаны в словосочетании
A) зван на форели.
B) будущей недели.
C) по моему расчету.
D) с разодранным локтем.
E) прискорбно поминают.
По способу примыкания слова связаны в словосочетании
A) громкий шепот.
B) говорить шепотом.
C) шепчущий человек.
D) прошептать на ушко.
E) назойливый шепоток.
Ключ к тесту
Взаимопроверка
VI. Оценки за урок.
VII. Домашнее задание.
Упражнение 80, стр.38 (Спишите, вставляя пропущенные буквы. Укажите способ связи).
Источник