Что значит гибкий голос

Голос и его качества

Голос для оратора — самый надежный и ничем незаменимый инструмент. В физическом смысле под голосом понимается совокупность разнообразных по высоте, силе, тембру звуков, издаваемых человеком при помощи голосового аппарата. Актеры, певцы проходят специальную школу постановки голоса.

В своей риторике М.В. Ломоносов писал, что кроме дара слова у оратора должен быть еще чистый, звучный и приятный голос. Возникает вопрос: что делать оратору, лишенному привлекательного голоса? Конечно, работать над совершенствованием своих голосовых данных. Классический пример с Демосфеном убеждает, что только упорный труд в сочетании с огромной силой воли приводят к желанному результату.

Как развить эти качества голоса? Это возможно лишь после того, как будет освоено речевое дыхание и снято мышечное напряжение с фонационных путей. Кроме того, необходимо определить и закрепить свой естественный, природный голос.
Исследователи подчеркивают, что сила звука — это реальная величина, энергия звука, которую измеряют в децибелах. Нужно четко различать понятия «сила звука» и «громкость».

Громкость — понятие субъективное, оно отражает наше восприятие звука. Силой голоса оратор убеждает слушателей, влияет на их чувства. Сила звучащей речи создается силой вдохновения, эмоционального настроя оратора. Отсюда неизбежно усиление звука на самых значимых словах, основных тезисах выступления. Звук должен быть слышен в аудитории и без технических средств усиления.

Усилить звук голоса помогает активное речевое дыхание и умелое использование резонаторов — нашей природной акустической системы. Мы пользуемся двумя резонаторными системами. Верхняя система резонаторов (глотка, полости носа и рта, черепная коробка) расположена над связками и носит название верхней надсвязочной .

Нижняя система резонаторов, которая находится под связками, включает грудную полость и называется нижней подсвязочной . Каждая из названных систем выполняет функцию, определенную ей природой. Когда звук направляется в нижние резонаторы, в работу включается грудной регистр голоса. Он отличается богатством дополнительных тонов (обертонов), которые придают каждому голосу неповторимую тембральную окраску.

Читайте также:  Метаболизируется печени это что значит

Сила звука, его выразительность зависят именно от грудного (нижнего) регистра. Звуки высокого тона создаются благодаря головному (т.е. верхнему) регистру. Звучность, слышимость голоса зависит от этого регистра. Он придает звуку голоса звонкость и полетность. Ведущим регистром речевого голоса является смешанный. Он выступает своеобразным регулятором для создания активного и ровного дыхания во всем диапазоне.

При высоких тонах, которые создаются благодаря работе головных резонаторов, оратор должен использовать нижний (грудной) резонатор. Низкие тона отличаются сильной грудной резонацией, поэтому необходимо максимально включать в действие верхний (головной) резонатор.

Для развития динамического диапазона используют специальные упражнения (их называют риторическим тренингом ). Во время их выполнения следует добиваться свободы фонационных путей, правильного дыхания. Так создается (отрабатывается, как говорят специалисты) верная резонация.

Второе важное качество голоса оратора — посыл звука . От него зависит то, что звук долетает до каждого слушателя, т.е. легко воспринимается в любой точке аудитории. Таким голосом обладают прославленные ораторы, лекторы. О великом русском ученом Д.И. Менделееве писал один из его учеников: «Будь я музыкантом, я, думается, мог бы положить лекцию Менделеева на музыку, и любой из тех, на чью долю выпало счастье его слушать, безошибочно узнал бы звуки этого мощного голоса, переходившего от ясно слышного в последнем углу аудитории шепота к громоподобным возгласам».

Важное качество профессионального голоса оратора — подвижность и гибкость голоса, или звуковысотный диапазон. Именно диапазон позволяет «живописать» голосом, т.е. передать мысль оратора во всем разнообразии оттенков человеческих чувств. Оратор не только глубоко раскрывает тему, но и показывает удивительную выразительность русской устной речи, ее интонационно-мелодическое богатство.

Тренированный голос легко изменяется по высоте в пределах двух октав, однако в бытовой речи человек обходится лишь тремя-пятью нотами. Оратору нужно учиться регулировать высоту звука и при этом избегать монотонного, однообразно звучащего голоса, потому что он не только снижает восприятие, но и утомляет слушателей. О высоком мастерстве оратора можно судить, если он сумеет произнести обычную фразу (например, Учитесь слушать) с 10—15 звуковыми оттенками.

Потренируйтесь, проверяя свои возможности! Ведь не только оратору, но и менеджеру, юристу, педагогу надо в совершенстве владеть своими голосовыми средствами. Конечно, весьма желательно расширение звуковысотного диапазона. Специалисты советуют добиваться этого постепенно и осторожно. Стремление к предельной высоте звука может вызвать голосовое напряжение.

Поэтому разумно чередовать повышение и понижение голоса, следить за правильностью дыхания, за тем, чтобы звуки находились в правильной позиции. При этом важно заставить работать одновременно все резонаторы: высокие тона требуют самой активной
работы грудного резонатора, низкие — головного резонатора.

Голос должен быть устойчивым, выносливым. Выносливость — способность голоса выдерживать длительные физические и психологические нагрузки, достигается она путем специальных тренировок речевого аппарата.

Тембр — звуковая окраска голоса — является тонкой и выразительной его характеристикой. У каждого человека тембр голоса индивидуален, неповторим, как и отпечатки пальцев. Тембр определяется главным образом количеством дополнительных тонов (обертонов), образующихся в резонаторах и сопровождающих основной звук. Обертоны придают основному тону особую окраску, особые оттенки.

«Цвет» голоса (как иногда называют тембр) зависит также от величины и формы резонаторов, которые усиливают и обогащают звук. Тембр голоса улучшается, если оратор владеет искусством правильного, контролируемого дыхания.

Тембр обусловлен, с одной стороны, индивидуальным строением речевого аппарата, с другой — эмоциями, мыслями, намерениями оратора. Тембр голоса должен отражать чувства и ощущения, которыми проникнуто публичное выступление. Хороший тембр благоприятно воздействует на чувства слушателей.

Само понятие «хороший» (красивый) тембр в представлении публики ассоциируется с ясным, насыщенным звучанием голоса. Этот голос способен передать разнообразные оттенки мыслей, эмоций. Поэтому оратору нужно работать над обогащением тембра: его можно развить, усилить.

Специалисты по сценической речи советуют тренироваться в чтении художественных произведений. Если оратор «захвачен» содержанием текста, тогда в его голосе прозвучат любовь, радость и печаль, гнев, негодование.

Если текст не вызывает у исполнителя никаких образов, ощущений, то нужно мысленно представить описываемую картину и затем с помощью голоса выразить увиденное. Чтобы справиться с такой задачей, необходима постоянная работа, упорные тренировки. Рекомендуется записывать звучание собственного голоса, чтобы критически оценить свою работу. Упражнения по развитию звуковысотного диапазона голоса являются подготовительным этапом к развитию полетности звука.

Полетность звука понимается как способность голоса «заполнять» пространство, где он звучит, доходить до самых дальних рядов слушателей. Здесь немалую роль играют акустические свойства самого голоса. Разве можно сравнить по степени полетности звонкий, высокий и низкий от природы голос?

По свидетельству современников, уникальный голос нашего оперного певца С.Я. Лемешева «был слышен в шуме, будучи на 28 децибел ниже его уровня, хотя голоса неопытных певцов терялись в том же шуме при силе звука на 18 децибел ниже уровня шума». Заметим, что свойство полетности не обязательно связано с громкостью. Убедиться в этом можно на простом примере.

Опытный оратор может говорить и тихо (почти шепотом), но его услышат и в самых дальних уголках зала, потому что полетность создается, прежде всего, собранностью звука (его концентрацией в передней части рта). Владеть своим голосом — далеко не простое искусство. Опытный оратор, как и профессиональный певец, должен «рассчитывать» свои голосовые данные так, чтобы удержать внимание аудитории до конца выступления и сохранить полетность звука.

Неопытный ритор часто начинает говорить с самой высокой ноты, перенапрягает голосовые связки, а это приводит к хрипоте и порой срыву голоса. Конечно, трудно выступать в большой аудитории и на открытом воздухе. Самое удобное место для выступления перед публикой — закрытое помещение. Кроме целенаправленного посыла звука в аудиторию, нужно владеть правильным дыханием, активно «включать» в работу речевые органы.

Лишь при соблюдении этих условий обеспечивается полетность звука. Оратор должен научиться сохранять ровное звучание и диапазон голоса на негромком звуке. Стараясь говорить негромко, ритор как бы снимает звуковую активность, ослабляет дыхание и незаметно переходит едва ли не на шепот. Такая практика может нанести вред голосу, потому что на голосовые связки идет более тяжелая нагрузка, чем самый громкий
звук. При шепоте наблюдается перенапряженность связок.

Следует помнить, что верное звучание голоса требует каждодневной, кропотливой голосовой работы. Воспитать речевой голос — это значит:

  • освоить навыки фонационного дыхания;
  • снять мышечное напряжение с фонационных путей;
  • добиться собранности звука;
  • выработать звонкость голоса;
  • осознать работу резонаторов, научиться правильно ими пользоваться, т.е. легко и привычно переходить из регистра в регистр;
  • выработать ровность, устойчивость звука (голос должен при любой силе и высоте не терять своего качества).

Оратору нужно следить и за своей бытовой речью: не говорить на одной ноте, уметь собирать звуки на кончиках губ, добиваясь ровного звучания, используя активный посыл звука. Оратор-профессионал обязан всегда быть в хорошей речевой форме.

Источник

Изучение внутреннего состояния собеседника по голосу и манере говорить

Голос и манера говорить содержат для внимательного собеседника первичную незамаскированную информацию о партнере по общению. По громкости речи, ее скорости, отчетливости, высоте голоса и окраске его звучания можно понять внутреннее состояние того, с кем вы разговариваете, а это для делового общения очень важно.

Громкость речи служит хорошим показателем жизненной энергии и происходящей от нее уверенности. Сильные изменения громкости свидетельствуют о повышенной эмоциональности, волнении, сопереживании собеседника. Нерегулярные колебания слабой громкости голоса — показатель нехватки стойкости, склонности к быстрой сдаче позиций при первых же трудностях.

Однако судить собеседника по громкости голоса надо осторожно. Громкий голос может быть специально «сделан» для сокрытия слабого духа, и его обладателя в таком случае можно уподобить путнику в ночном лесу, который от страха начинает громко петь. Чрезмерная громкость голоса может быть и проявлением недостаточной критичности к себе, невладением своими эмоциями, например, у пьяных или в припадке гнева. В то же время слишком тихий голос может быть маскировкой для достижения тайных целей, особенно при общем напряжении говорящего.

Скорость речи всегда соответствует темпераменту и так называемому темпу жизни человека. Если он говорит быстро, напористо, завершая мысль, значит, он энергичен, реактивен, из тех, кто сначала делает, а потом думает. А если человек говорит медленно, как бы взвешивая каждое слово, — он нетороплив, обстоятелен, тщательно анализирует ситуацию, обдумывает каждый свой шаг. Это свойство ученых и политиков. Обратите внимание — среди политиков, за редким исключением, нет быстроговорящих.

Оживленная, бойкая речь, когда ее течение равномерно, характеризует подвижного, легкого на подъем, уверенного в себе человека. Ускоряющийся темп речи (и соответственно жестикуляции) является свидетельством того, что собеседник все больше вдохновляется, погружаясь в то, о чем говорит. Однако, когда такая речь сопровождается нарушением ритма, это свидетельствует о робости (возможно, только в данной ситуации) и неуверенности собеседника. А в тех случаях, когда оживленная речь становится скачкообразной, к тому же сопровождаемой чрезмерной жестикуляцией, мы имеем дело с возбужденным, торопливым, непостоянным, неуправляемым человеком.

Люди, произносящие слова скороговоркой, глотающие окончания, не связывающие фразы логически, по характеру, интеллекту и по жизни — самая неприятная категория. Если только это не «речевая маска», как у Талейрана. Этот умнейший дипломат и политик специально говорил невнятно, бормоча себе под нос, чтобы потом иметь возможность отказаться от своих слов и сказать, что его просто неправильно поняли.

Замедляющаяся скорость речи (и жестикуляции) — свидетель наступления задумчивости, потери уверенности, включения внутренних тормозов по поводу сказанного.

Если у собеседника прослеживаются заметные колебания скорости речи — перед вами, скорее всего, легко возбудимый, недостаточно уравновешенный человек.

Высота голоса, так же, как его громкость и скорость речи, является показателем внутреннего состояния собеседника. Когда у него высокий пронзительный голос, то это может означать, что он испытывает волнение или страх. Низкий тон голоса, наоборот, говорит о спокойствие и достоинстве собеседника, который знает себе цену.

Следует обращать внимание и на отчетливость речи собеседника. Ясное и четкое произнесение им слов (четкие движения нижней челюсти) свидетельствует о его внутренней дисциплине и потребности точно выразить другому свое мнение. Наоборот, нечеткое, неразборчивое произношение (нижняя челюсть двигается мало) служит показателем внутреннего неуважения к собеседнику. Такой человек даже не заботится о том, чтобы другим было легко его понять.

Окраска звучания голоса, как и другие характеристики речи, содержит для внимательного собеседника большую первичную, плохо поддающуюся маскировке информацию о партнере по общению. Это объясняется тем, что интонации, отражающие психологические черты, так же индивидуальны, как узоры на пальцах. Только актеры могут управлять своими интонациями. У остальных же они безошибочно выдают, что собой представляет человек: добрый он или злой, скромен или чванлив, уважает людей или относится к ним свысока.

Мозговые центры, ответственные за восприятие эмоциональной окраски речи, начинают работать чуть не с момента рождения. Двухнедельный малыш безошибочно реагирует на эмоциональную окраску обращенной к нему речи, хотя значение слов начинает понимать гораздо позже. Дети не подойдут к взрослому, если услышат в его речи неприязненный тон, как бы тщательно тот ни пытался его скрыть. Поэтому дети так безошибочно точно делят людей на плохих и хороших.

Голос связан с анатомией и физиологией: он зависит от строения тела и органов голосообразования. Глотка, носоглотка, рот, полость носа — это верхние резонаторы, а трахея, бронхи и легкие — нижние. У каждого человека органы голосообразования имеют индивидуальные особенности, поэтому и голоса так несхожи между собой. И стопроцентно подделать чужой голос практически невозможно.

В криминалистике в этой области развивается целое научное направление. В первую очередь — для составления фотороботов телефонных террористов, шантажистов и прочих преступников по голосу. Так, по голосу можно составить следующие характеристики человека:

  • Рост. Чем больше гортань и длиннее и толще голосовые связки, тем ниже голос, следовательно, обладателем такого голоса является высокий человек. У высоких также в голосе больше обертонов. Низкорослого человека выдают слабые резонаторы. Бывают, правда, исключения из правил: природа может наградить низкорослого человека большой гортанью или мощными резонаторами.
  • Возраст. У детей голосовые связки более эластичные, у взрослых — более жесткие, у пожилых — дряблые, голос у них подсевший. Старики говорят медленнее, чем молодые. Обычно человеческое ухо способно определить возраст по голосу с ошибкой в 5–7 лет, эксперт же может ошибиться всего на два года.
  • Размер рта. Эксперты способны определить его с точностью до миллиметра: тембр голоса у людей с большим и маленьким ртом сильно отличается.
  • Вес. Люди к старости полнеют, и это отражается на звучании их голоса. Щеки у полных людей пухлые, поэтому тембр голоса у них более мягкий.

Голос можно сымитировать, но нельзя скопировать интонации. Это позволяет создавать, например, компьютеры, открывающие информацию только на голос хозяина. В крупнейших банках мира сейфы запрограммированы не только на парольную фразу, но и на сам голос. И если вы охрипли и ваши интонации изменились — «сезам» не откроется.

Окраска голоса складывается из смешения «головных» и «грудных» тонов. Их соотношение зависит от степени эмоционального участия: когда властвует разум — преобладает «головной» тон, когда человек во власти эмоций — «грудной». Замечено, что голос человека становится благозвучным, когда он удачно разрешит свою личную проблему, поэтому по изменению окраски голоса собеседника можно судить, добились ли мы своей цели, сумели ли его успокоить и помочь. Всем известно, что голос может восприниматься как «мягкий» или «твердый», «теплый» или «холодный».

Металлическое звучание голоса говорит об энергичности и твердости собеседника. Елейный, масленый голос происходит от только изображаемого дружелюбия и фальшивого пафоса. По нему всегда легко разоблачить подхалима.

Особенно важно улавливать следующие различия в окраске звучания голоса: певучая речь (сильное подчеркивание гласных) означает темпераментность, чувственность и типична для людей, которых называют «добряками»; речь, в которой гласные отступают на второй план перед остро подчеркиваемыми согласными — показатель преобладания разума и воли, точно анализирующего рассудка; монотонный голос указывает на робость, зажатость, скрытность.

Когда высота, мелодичность голоса меняются в очень широких пределах — это показатель открытости, многообразия интересов. Падение тона к концу каждой фразы свидетельствует о мягкости и слабой воле. Иногда это может быть результатом физической слабости, например, у старых людей.

Ритмические колебания высоты тона говорят об оживлении при внутренней уравновешенности, способности к творчеству. Неритмичные колебания, т. е. неравномерное повышение и падение тона, указывают на неуравновешенность собеседника, отсутствие у него стабильности.

Округло-текучая манера говорить с мягкими переходами отдельных звуков и слов — признак глубокой, полной эмоциональной жизни.

Угловато-отрывистая речь с внезапными изменениями громкости говорит о том, что у собеседника целенаправленное, прагматичное мышление, иногда — о нервозности. Такую речь можно встретить у определенного типа бизнесменов с явной или скрываемой авторитарностью, склонностью к диктату.

Внутреннее состояние собеседника можно определить и по дыханию. «Почерк» дыхания, дыхательный стиль изменить так же трудно, как и устоявшийся почерк письма. Дыхание — основа жизни, значит, в нем отражается весь человек. Поэтому знание дыхательно-голосовых нюансов очень полезно для распознавания внутреннего состояния любого собеседника. Рассмотрим эти нюансы более подробно.

Резкий короткий вдох — это знак внезапного удивления или негодующего изумления. Короткий выдох, фырканье или обрывок смеха — показатель презрения.

Шумное, прерывистое, почти судорожное дыхание говорит о крайней степени волнения, возможно начало истерического припадка.

Непроизвольные задержки, затаивание дыхания являются свидетельством внутреннего напряжения, ярких сильных чувств, интенсивной умственной деятельности.

Непроизвольный «перевод духа» стирает уже ненужное напряжение, являясь признаком избавления от страха, показателем благополучного конца чего-либо.

Очень медленное, почти сонное дыхание всегда подчеркивает полную степень освобождения, покоя, абсолютной отключенности от происходящего, а также скуки.

Беспрестанные резкие вдохи и энергичные выдохи — свидетельство, что перед вами нетерпеливый, раздражительный, высоко-эмоциональный, с низким самоконтролем собеседник.

Шумное, сопящее дыхание указывает на человека напряженных влечений, тяжелого нрава и весьма подозрительного. Однако такое дыхание может быть и у человека, страдающего астмой или другим подобного рода заболеванием.

Дыхание ровное и мощное бывает у уверенного в себе, бодрого и неистощимо оптимистичного собеседника. И, наоборот, вдохи зажатые, словно скрипящие ржавыми тормозами, и такие же выдохи указывают на подавленного, мнительного, неуверенного в себе собеседника меланхолического темперамента.

Феликс Кузьмин
По материалам «Elitarium»

Источник

Оцените статью