Что значит гений у пушкина
«Пушкин умер в полном развитии своих сил и бесспорно унес с собою в гроб некоторую великую тайну. И вот эту тайну разгадываем».
Почему гении так притягательны для нас – остальных людей? Мы живем с ними на той же Земле, видим тот же мир, но в этом мире они открывают, вернее, освещают новые горизонты. Не случайно А.С. Пушкина назвали «солнцем нашей поэзии». Он несет позитив, радость. Эта легкость, веселость, порхающий слог, искристость…
Даже жизнь его кажется такой же увлекательной игрой, праздником. Мы и читаем его произведения, чтобы приобщиться к этому приподнятому состоянию.
Возьмем первые строчки «Евгения Онегина»:
«Мой дядя самых честных правил
Когда не в шутку занемог,
Он уважать себя заставил,
И лучше выдумать не мог»
Перекличка с басней Крылова «Осел был самых честных правил». Весело и задиристо – сравнить дядю с ослом, который издавна был олицетворением глупости и упрямства. А по сути строчка – на грани фола. Человек заболел, а над ним смеются… Но с другой стороны, выясняется такой эпизод из биографии А.С. Пушкина. Оказывается, при поездке в лицей Пушкину-мальчику тетка и бабка «сунули 100 рублей на орехи, а дядюшка Василий Львович … одолжил у племянника эти сто рублей – кажется, никогда и не вернул»[1]. Поэтому «честные правила» дядюшки весьма сомнительны, о них можно говорить только с юмором. Это и сделал Александр Сергеевич, походя, «щелкнув по носу дядю» в первых строках своего знаменитого романа. Да, во взрослом состоянии поэт смеялся над незадачливым дядей и этим случаем, А.С. Пушкину – подростку было совсем не до смеха в лицее в начале своего пребывания без денег. Этот эпизод символичен. Но об этом ниже.
Прошло уже более 200 лет, как родился А.С. Пушкин. Другой гениальный писатель, его современник – Гоголь писал, что Пушкин – пример того, кем будет русский человек через 200 лет. Но что-то мы – жители Русской земли мало похожи на Александра Сергеевича. Жизнь явно обыденна. Гений же вырывается из прозы в поэзию. В чем суть прорыва?
Такие великие мыслители и мастера слова, как Пифагор, Платон, Шекспир, Хейзинга (голландский культуролог ХХ века) сравнивали жизнь человека с игрой. Пифагор называл «игрища», то есть большая игра. Жизнь-игра отличается от обыденной жизни большей привлекательностью, сочетанием свободы перевоплощения и строгих правил, дающими гармонию и радость участия. Ведь приходя с работы, мы с удовольствием включаемся в различные игры или хотя бы наблюдаем за ними в качестве зрителей.
Жизнь гениев – это прорыв, она похожа на игру. Игра весела и карнавальна, жизнь сурова.
– Хорошо, но откуда у них этот стиль жизни – игры, переходящий в их произведения? Где исток этой игры, ритма, музыки?
– Из-за углубленности в себя, в результате самосовершенствования!
Платон считал, что образцы всего существующего на Земле находятся вне её в Мире Идей. Согласно этой теории, видимо, не только у вещей, явлений есть свой прообраз, но и у людей тоже существует некий идеал. Прообраз гениальности? – Да.
И чем ближе человек к нему подойдет – тем он совершеннее. Радость, счастье, слава – показатели временного или длительного совпадения человека и его идеала, и его лучшей судьбы.
Гении смогли себя настроить на восприятие своего прообраза – гениальной сущности. Отсюда солнечность гения. Они прикоснулись к Вечности и Миру Идей. И через мизер – листки бумаги, картины, звуки музыки, камень выразили единую сущность мира – такой, какой она должна быть (по идее). Имеется в виду, конечно, классическое искусство.
Парацельс из Гогенгейма писал: «Человек, настроив свою душу должным образом может познать природу и сущность вещей».[2] Гении сумели это сделать, так как поняли и преобразили себя.
Их работу над собой можно также сравнить с явлением резонанса в физике. Никола Тесла описывал случай, который произошел у него в детстве. Катаясь на санках зимой, он заметил громаду снега на горе и, играясь, бросил в нее снежок. И целая лавина снега упала от слабого удара снежка. Вот он – резонанс! Так и гении создают не так уж и много, а резонанс велик. Мы постоянно возвращаемся к их книгам, картинам и пр.
Это все мифы, сравнения и теории, а где же факты? Факты не простые, а факты, связанные с детством гения. Если мы возьмем не только А.С. Пушкина, но еще О. Бальзака и Леонардо да Винчи и увидим, что детство гениев было несчастным. Пушкина и Бальзака не любили их матери, да и отец не проявлял особых чувств. То есть будущие гении были на периферии внимания даже в своей семье.
О Леонардо известно, что он незаконнорожденный. Но главное – его разлучили с матерью в три года. И он всю жизнь пытался воссоздать ее образ в своих шедеврах.
Красноречивую характеристику отношения матери А.С. Пушкина – Надежды Осиповны к сыну дает Л.Н. Павлищев: «…Надежда Осиповна умела дуться по дням, месяцам и даже годам. Так, рассердясь за что-то на Александра Сергеевича, которому в детстве доставалось от нее гораздо больше, чем другим детям, она играла с ним в молчанку круглый год, проживая под одной кровлею; оттого дети предпочитали взбалмошные выходки и острастки Сергея Львовича, игре в молчанку Надежды Осиповны, боялись ее несравненно более, чем отца». Совсем не случайно А.С. Пушкина не оставили в семье, а отдали в лицей.
Оноре Бальзак. Известно, что родители мало занимались сыном. В Вандомский колледж он был помещен против воли. Встречи с родителями там были запрещены круглый год, за исключением рождественских каникул. Первые годы учебы он провел в карцере. В четвертом классе Оноре смирился, но исписал парту пародиями на учителей. В 14 лет он тяжело заболел, и родители забрали его домой из колледжа по просьбе начальства колледжа. 5 лет Бальзак тяжело болел, считалось, что надежды на выздоровление нет, но после переезда в Париж в 1816 году Оноре поправился.
Какой же выход из своего несчастья в детстве нашли будущие гении?
У А.С. Пушкина и Оноре Бальзака были сестры, и этих сестер они искренно любили. Через любовь к сестрам они стали преодолевать «пустыню безлюбия».
Так Бальзак в детстве брал на себя наказание сестры, если даже она была виновата. Вообще его сестру Лору все обожали.
Тоже восторженное отношение было и к прелестной сестре А.С. Пушкина – Ольге. По свидетельству Пущина, друга А.С. Пушкина, в «Евгении Онегине» автор зашифровал себя в образе главной героини – Татьяне Лариной. Он дал такое описание ее – своего положения в семье – «…она в семье своей родной казалась девочкой чужой…». Кстати говоря, у темноволосой Татьяны была сестра по имени Ольга – беленькая, очаровательная и легкомысленная. То есть имени сестры Татьяны (героини «Евгения Онегина») Пушкин даже не изменил, оставил имя своей собственной сестры.
Итак, в детстве А.С. Пушкин и О. Бальзак перенесли свои нерастраченные чувства с родителей на подрастающих подруг – сестер, которых все обожали. Как же они хотели быть на их месте! И в своем воображении, играя, постепенно научились представлять себя на месте любимиц. То есть, будущие гении получили многолетнюю школу понимания существ другого пола. В детстве, когда дети недавно вышли из небытия, разница между детьми разного пола невелика. Но с возрастом – увеличивается.
Таким образом, из-за несчастного детства их душа начала расширяться и углубляться. Они стали понимать не только мужчин, но и женщин, а также постепенно и другие существа и даже явления. В детстве мир еще волшебен и идеален, все возможно. Нет жесткой духовной скованности в определенном теле.
У А.С. Пушкина в лицее было прозвище – Протей. Это древнегреческий Бог, основное его свойство – перевоплощение. Такая особенность развития будущего гения не могла не сказаться на развитии воображения. Мысли и чувства, облеченные в образы становятся у них второй, а может быть и первой реальностью, в которой они живут и описывают нам. Они при помощи слов или красок останавливают нас и гипнотизируют – и мы уже с ними в божественном мире Идей, и этот фантастически – реальный мир интереснее, чем наш обыденный. В нем мы с ними вездесущи. Нет стен. Все проницаемо. Вместе с ними мы – читатели, зрители летаем, чуть прикасаясь к земле! Быть может, это возможный мир лучшего будущего? Оно – гуманно и удивительно.
Вот оно – осуществление «золотого правила нравственности» в жизни. Это ключ. Оно гласит: «Поступай так по отношению к другому, как ты хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе». Этот лозунг провозглашается, но делается больно редко. Для гения такой стиль поведения только естественен. Он настолько понимает другого, что другой или другая – это он сам! А другой – это и мужчина, и женщина, и младенец, и старик, и животное, и растение и даже минерал, а может даже явление, например, буря и пр. Любые особенности: возрастные, половые, национальные, социальные, экономические – не являются преградой. Это то самое всеединство отечественного философа серебряного века В.С. Соловьева или та самая всеотзывчивость, охватывающая все и всея, о которой писал Ф.М. Достоевский.
Вот откуда – из истока все отзывчивости – мысль А.С. Пушкина: «Гений и злодейство – есть вещи не совместные». Вспомним также знаменитое высказывание Флобера: «Мадам Бовари – это я». Вот что значит пережитые в детстве страдания, и последующая работа над собой – путь рождения гениев. Они преодолели отчуждение и ощутили родственность между всем и всеми существующими на Земле. К. Маркс считал, что преодолеть отчужденность можно через революцию в обществе. Нет, революция, вернее эволюция должна произойти внутри человека.
Суть происходящего – обретение большей симметрии. Поэтому силы умножаются. Все живое симметрично не случайно. Правая и левая половинки поддерживают друг друга. Если гений своим творчеством помещает себя в центр мира, то обретает всеобщую поддержку за счет сочувствия. Это круговая симметрия. А начало этого преобразования обычного человека в гения – верное понимание представителей противоположного пола.
Еще раз вспомним Платона, его миф о первых людях на Земле – андрогинах, совмещающих в себе и мужчин, и женщин в одном теле. Они имели четыре руки, четыре ноги, две головы, по могуществу равнялись Богам Олимпа. Именно поэтому Боги разделили их на две части: мужчин и женщин. И любовь – это поиск второй потерянной половины. Если человек находит её, то силы его возрастают.
Получается, что гении являются духовными андрогинами или гермафродитами, имеющими широкую душу и мужскую и женскую одновременно. Поэтому поэты и писатели легко представляют себя женщинами. Как уже было сказано, Пушкин описывал себя в Татьяне Лариной, а также в образе Акулины в «Барышне-крестьянке». В 1825 году по свидетельству крепостного Архипа «он барина учил мужицкой походке, обхождению, и прическу и бороду все примеряли…».[3]
Великолепны портреты и женщин, и мужчин у О.Бальзака. Недаром название главного его произведения – «Человеческая комедия».
Хорошо, а где же симметрия у Леонардо? Он не интересовался женщинами, не был женат. Различные мнения высказывают об его отношениях с любимым учеником. Его симметрия – почерковая. Он писал так, что прочесть можно было только при помощи зеркала. Вообще к зеркалам он питал большой интерес. Даже пытался создать агрегат, состоящий из зеркал. Но из-за обвинения в связях с потусторонним миром прекратил эту деятельность. Интересно, что бы мы узнали, если бы Ему удалось создать эту зеркальную машину?!
Не является ли женщина зеркальным отражением мужчины и наоборот – мужчина – отражение женщины с определенными коррективами не только физиологическими, но и интеллектуальными и психо-эмоциональными? Интересно, что представители разных полов застегивают одежду в разные стороны в зеркальном отражении.
Закономерности духовного понимания и проникновения в человека другого пола можно увидеть и на примере талантливых женщин. Так писательница Жорж Санд взяла себе мужское имя, носила мужскую одежду и вела себя совсем не как слабая женщина.
Если учесть, что каждый человек, по сути, гениален (Чернышевский), то нужно в себе «раскопать» скрытые ростки этой самой гениальности.
Гениальность не субъективна и не объективна, а она – их сочетание. Это цельность человека – субъективная объективность, которая обнимает в единстве не только женщин и мужчин, а весь мир в его многообразии и красочности. И в результате гений говорит голосом каждого существа этого удивительного мира, который постепенно откроет нам свои тайны.
Человеку всего мало: времени, пространства и любви. Гений завоевывает и то, и другое, и третье не путем Наполеона – жестокости и захвата, а тонким путем – всепонимания. И в духовном плане он становится бессмертным. Ему резонирует вечность: прошлое, настоящее и будущее, – и… все мироздание. Мы – обычные люди это чувствуем и воскрешаем его каждодневно, читая стихи или любуясь картинами. Быть может это будущее человека – гениальность? Гений божественен.
Сила гения в доброте, отсюда самоуглубленность гения, происходящая из-за несчастий его жизненного пути и понимания тяжести страданий других существ.
Завершить этот панегирик гениям можно словами Н.А. Бердяева: «Культ святости должен быть заменен культом гениальности». Стоит признать, что гениальность совсем не всегда сочетается со святостью. Сочетание гениальности и святости – восторга и доброты имело место в детстве, как мы заметили, при формировании замечательного человека. Далее было совсем по-разному.
Поэтому не стоит приукрашивать гениев. Они были люди и имели свои слабости. Последние оказали влияние на их судьбу и даже длительность их жизни.
[1] Эйдельман Н. «Большой Жанно». 2004, С. 297.
[2] Афоризмы великих врачей. М., 2011. С. 139.
Источник
ГЕНИАЛЬНОСТЬ А.С. ПУШКИНА КАК ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ
Словосочетания «гений Пушкина», «гениальные произведения Пушкина» настолько привычны, что мы подчас не задумываемся, в чем же суть пушкинского гения, какие особые, отличительные черты имеет это явление. Человечество издавна волновала проблема гениальности. Этим вопросом занимаются философия, естественные науки, литературоведение. Открыв любой сборник афоризмов, мы утонем в потоке определений гениальности. Известно, что, с точки зрения йоги, у человека идеального заполнены шесть уровней отражения, заполнение пяти уровней соответствует понятию гениального человека[1].
Анализируя личность Пушкина на основе этих представлений, можно предположить, что первым, наиболее заполненным уровнем отражения у него, по-видимому, является эстетизм. Пушкин — величайшая творческая личность, провозвестник эзотерических, философских, научных, исторических, эстетических и других новых идей.
Его принято называть «солнцем русской поэзии». Он внес огромный вклад в формирование русского литературного языка и литературы. Пушкин много работал с эстетикой формы, причем стремление к этой деятельности пробудилось у него в раннем детстве. Глубокие и многоплановые произведения Пушкина являются источником познания |h сегодня.
Пушкин получил прекрасное аристократическое воспитание. Как аристократ он понимал значение традиций в обществе. Мы знаем его как знатока и тонкого ценителя истинно значимого в литературе и искусстве. Он также занимался изысканиями в области исторических традиций русского народа и знакомил читателей со своими открытиями.
Заполненность уровня абстрактного мышления проявляется во всех областях творческой деятельности Пушкина. Это один из способов его постижения мира на метауровне. Абстрактный уровень связан с научной стороной пушкинского творчества. Огромный интерес представляют, в частности, исторические выводы и обобщения Пушкина. Особое значение имеют архивы Пушкина.
Даже по тем отрывочным сведениям, которыми мы располагаем, можно судить о глубине и разносторонности научных интересов поэта.
Интуиция Пушкина проявляется в каждом его произведении. Тонкое психологическое проникновение в суть явлений, событий, взаимоотношений между людьми мы находим и в стихах, и в художественной прозе, и в статьях, заметках, набросках, письмах, мимолетных беглых замечаниях. Это не только отражается в словах, их точном и строгом отборе, но и воспринимается на уровне подсознания и сверхсознания. Многие прозрения и провидческие высказывания Пушкина актуальны и сегодня.
Альтруистическое начало в жизни и творчестве Пушкина связано прежде всего с абсолютными идеями человечности, нравственности, гуманистической просвещенности, уважения к личности. Поэт выступал против насилия и войн. Как человек своего времени он ратовал за воплощение евангельских заветов, в частности, он писал, что прекращение кавказской войны следует начать с проповедования Евангелия[2].
Интеллектуально он почитал Евангелие своим идеалом, но в художественных произведениях он во многом не следует христианским заповедям и традициям, а творит по природным, общечеловеческим законам. И в той универсальности, отнесенности ко всему человечеству независимо от религиозных представлений тоже проявляется гений Пушкина.
Однако мы не должны забывать о том, что Пушкин, прежде всего, — человек, из которого не следует делать кумира. Как у человека у него были свои недостатки, поэтому нельзя абсолютизировать все, что связано с именем великого поэта. Подчас в своих произведениях он стоит выше, чем в человеческих проявлениях. И здесь мы затрагиваем шестой уровень отражения — уровень социальной ориентации.
Пушкин был противоречив, поэтому необходимо отделять его жизнь от его произведений. В жизни он достаточно сильно критиковал, осуждал людей, общество, нравы, довольно едко, язвительно и обидно насмехался над людьми. Ярким примером этого являются его эпиграммы. Зачастую он проявлял изрядную гордыню: вспомним многократно повторенную мысль «презренная толпа», «поэт и толпа». В письме к М.П. Погодину в 1832 году он пишет: «Христос запретил метать бисер перед . публикой»[3].
Наверное, здесь речь идет о нарушении и природных, и социальных законов.
Наряду с этим вспоминаются другие строки Пушкина: «Хвалу и клевету приемли равнодушно. » Это уже высокая этическая позиция поэта, обретенная им в постоянном столкновении с цензурой, властями, так как он отстаивал право на свободу творчества и независимость творца. В одном наброске статьи у него есть строчка о неподсудности произведения и правах писателя.
Многие герои Пушкина являются воплощением дворянской чести, уважения к людям. У них отсутствуют презрение и сословные предрассудки (например, Гринев, Екатерина II). Гринев даже в борьбе со Швабриным проявляет достоинство и уважение к противнику. Таким образом, у многих героев Пушкина нет тех недостатков, которые были у самого поэта.
Всесторонне анализируя творчество и личность Пушкина, мы, пожалуй, можем сделать вывод о том, что у Пушкина не было полного заполнения уровня социальной ориентации. И если мы говорим о том, что мы учимся у Пушкина, то и этот пример может стать поучительным.
Вся трагедия Пушкина, его безвременная смерть и, возможно, не полностью осуществленная жизненная миссия связаны именно с недоработками в области социальной ориентации. Общество не прощает жесткого нонконформизма и высокомерия. Известно, что кроме формальных санкций существуют неформальные санкции со стороны общества: насмешки, клевета, анекдоты, обидные, оскорбительные сплетни, интриги, целью которых является спровоцировать, выбить из седла, ударить по больному месту. Ответ Пушкина на эти санкции был прямолинеен и ожидаем: вызов на дуэль и принципиальный отказ от примирения. С одной стороны, это по-человечески понятно, с другой же стороны, человек уровня Пушкина мог, наверное, выйти из подобной |ситуации по-другому, для него это была учеба, но он се так не воспринял. Давайте вспомним стихи М.Ю. Лермонтова и немного сместим акценты:
«Не вынесла душа Поэта
Позора мелочных обид,
Восстал он против мнений света
Один, как прежде . и убит«
Известные с детства строки оказываются наполненными иным смыслом, иным пафосом. В памяти всплывают пушкинские слова: «Учитесь властвовать собою. » Поистине непреходяща мудрость древних: «Imperare sibi maximum imperium est (Власть над собой — высшая власть»).
Источник