- Генерировать — это давать идеям свободу. Способы генерирования идей
- Муки творчества или поток идей?
- Найти хорошее в плохом
- Генерировать – это творить
- Записывать новые идеи
- Внешние источники вдохновения
- Что значит генерирование идей
- Что такое «дизайн-мышление»?
- Как решить проблему?
- Незнакомое знакомое, или Функциональная ригидность
- 3 варианта генерировать идеи
- «Моя работа не имеет никакого значения»
- Быть у руля
- 10 лучших методов генерирования идей
- Мозговой штурм
- Как это делается?
- Шесть шляп мышления
- Как это делается?
- Ментальные карты
- Как это делается?
- Метод синектики
- Как это делается?
- Методика SCAMPER
- Как это делается?
- Обратный мозговой штурм
- Как это делается?
- Метод фокальных объектов
- Как это делается?
- Метод морфологического ящика
- Как это делается?
- Метод Уолта Диснея
- Как это делается?
- Автобус, кровать, ванна
- Как это делается?
- Техника квоты идей
- Как это делается?
- Резюме
Генерировать — это давать идеям свободу. Способы генерирования идей
Каждый человек рано или поздно сталкивается с необходимостью создания новых идей. Генерировать – это наиболее подходящее для такого процесса определение. Ведь в разных случаях может понадобиться далеко не одна идея: будь то необходимость пошить костюм ребенку на утренник или же создать новую линейку продуктов, которые привлекли бы клиентов в бизнесе.
Муки творчества или поток идей?
Но, к сожалению, чаще всего люди сталкиваются с трудностями и муками рождения новых начинаний. Идеи не хотят идти в голову. И данный процесс постепенно начинает провоцировать появление стресса. Генерировать – это не означает мучительно давать жизнь каждой идее. Это значит легко и свободно порождать новые потоки оригинальных решений. Как же сделать этот процесс легким, а главное, результативным?
Найти хорошее в плохом
Один из самых известных способов генерировать идеи – перевернуть все понятия вверх дном. Поменять местами хорошее и плохое, черное и белое, порядок и хаос. Этот подход может применяться в любой сфере. Например, если ребенок плохо учится, мать может быть серьезно озадачена этим и начать относится к нему еще строже. В ответ на это дитя способно взбунтоваться, начав приносить домой еще худшие отметки. Но если мать применит этот способ, то ситуация, вполне возможно, изменится к лучшему.
Для этого ей необходимо подумать: что хорошего в том, что ее ребенок учится не так, как этого требуют образовательные учреждения? Во-первых, она может вспомнить тот факт, что далеко не все успешные люди были прилежными учениками. Более того, многие из них даже не смогли закончить средних учебных заведений. В противовес этому, немало отличников на протяжении школьного обучения настолько «выгорают», что после окончания одиннадцатого класса даже не могут смотреть в сторону книг. Повзрослев, они редко становятся успешными бизнесменами или представителями разных популярных и прибыльных профессий. У них попросту не хватает для этого предпринимательской жилки и страсти.
Генерировать – это творить
Не стоит также забывать, что за креативность и творчество отвечают определенные структуры мозга. Они могут работать с настоящим скрипом, если ими не пользоваться в течение длительного времени. Поэтому не нужно пренебрегать такими занятиями, которые помогут вдохнуть жизнь в эти участки серого вещества. Пусть это будет рисование акварелью, лепка из пластилина, шитье детской игрушки. Самое главное – активировать процесс в мозгу. Перед тем как заняться таким творчеством, можно подумать немного о текущей проблеме, которая требует решения. Но затем, беря в руки кисточку и акварель, все размышления нужно выкинуть из головы. Тогда в процессе творческой работы над решением проблемы сможет поработать подсознание. И новая идея придет совершенно неожиданно.
Записывать новые идеи
Часто решение проблемы приходит в самый неподходящий момент – по дороге на работу, в метро, на деловой встрече или даже во время отхода ко сну. Для того чтобы не упустить ценную мысль, необходимо всегда держать под рукой ручку и блокнот. Ведь идея, которая не была записана, забудется в самый короткий промежуток времени.
Внешние источники вдохновения
Какая бы задача не стояла перед человеком – составить бизнес-план для руководителя, написать сочинение по русскому языку, генерировать числа или идеи – всегда необходимо искать источники питания для своего разума. Не всегда это могут быть имеющиеся на данный момент у человека переживания. Ведь повседневная жизнь дает не так уж и много пищи для фантазии. А новые идеи все равно требуется генерировать. Это значит, необходимо обращаться к внешним источникам: держать под рукой список вдохновляющей музыки, любимых фильмов, книг. Это поможет в нужный момент оказаться в состоянии вдохновения и радости – а значит, быть готовым генерировать новые идеи.
Источник
Что значит генерирование идей
А вы уже слышали про дизайн-мышление? Это вид out-of-the-box thinking, или нестандартное мышление. Если вы прокачаете этот навык, то сможете улучшить свою жизнь по всем фронтам. Это подтверждает 48-летний опыт Бернарда Роса — основателя легендарного института дизайна Стэнфорда, где слушателям открывают их собственный мир, заставляя отказываться от привычных стереотипов и демонстрируя множество новых возможностей.
В книге «Привычка достигать» Бернард Рос собрал лучшие идеи по дизайн-мышлению и кучу практических упражнений, которые можно брать и делать прямо сейчас. Вот несколько любопытных отрывков из книги.
Что такое «дизайн-мышление»?
Бернард начал преподавать дизайн-мышление почти 50 лет назад, еще до того, как это стало мейнстримом. Ему слово: «Дизайн-мышление — это набор принципов, которые наша группа разработала для эффективного решения самых разных дизайнерских проблем. Мы ввели этот термин, когда заметили такую штуку: мышление большинства успешных дизайнеров и их подходы к решению проблем существенно отличаются от мышления обычных людей.
Знакомьтесь, Берндард Рос. — Источник
Дизайн-мышление поможет эффективнее решать проблемы, лучше сосредоточиваться на начатом и добиваться большей удовлетворенности жизнью. Вы ощутите энергию, которой обладаете и которая сделает вашу жизнь лучше.
Вы можете взяться за давно откладываемые дела и освободиться от оков, которые ограничивали проявления потенциала, научиться изменять окружающую действительность и, наконец, достигннуть того, чего хотите всерьез.
Как решить проблему?
Вот вам вопрос: «Сколько нужно дизайнерски мыслящих людей для того, чтобы поменять электрическую лампочку?». Ответ дизайнерски мыслящего человека: «А зачем вообще использовать электрические лампочки?».
Именно с этого нужно начинать решение любой проблемы — изменить подход к ней и задать другие вопросы. Правильно заданный вопрос — это половина успеха. Это помогает доходит до сути проблемы.
Мы сами загоняем себя в проблемы
Например, мой друг Кайл искал себе жену. Он задавал вопрос: «Как найти жену?». Но на самом деле суть проблемы был в том, что он просто хотел общения. И когда он поставил вопрос «Как получать достаточное количество общения?», вопрос с «поиском» жены отпал.
Незнакомое знакомое, или Функциональная ригидность
Чтобы находить новые подходы к событиям и отношениям с людьми, нужно смотреть на них по-новому. Большинство людей находятся под влиянием известного когнитивного искажения — «функциональная ригидность». Оно заставляет видеть возможность использования объектов только по их обычному назначению.
Но надо признать: ничто из окружающего нас на самом деле не является тем, за что мы его принимаем. Например, при таком подходе коробка с хлопьями для завтрака — уже не коробка хлопьев. Она может быть разделена на картонную и бумажную части. Она может стать источником биомассы или маленьких гранул и зерен. Содержимое коробки можно превратить в липкую массу.
Что вы видите на картинке? — источник.
Обычный скотч позволяет соединять предметы и материалы, но из него можно создать и самостоятельные конструкции любой формы. А телефон может вполне превратиться в воображении к машину или самолет.
3 варианта генерировать идеи
1. «Что если?»
Это замечательный инструмент для размышления на этапе генерации идей. А что если бы не было силы притяжения? А что если бы краска на доме облупилась? Такие вопросы, которые отвлекают от основных мыслей, обеспечивают свободный подход к проблеме, позволяющий задавать «незацикленные» вопросы.
2. Матрица принятия решений
Матрица состоит из строк и колонок. В строках вы пишете различные объекты, а в колонках — оцениваемые качества и идеи. Например, при подготовке таблицы для выбора ассистента Пол в строках располагал имена кандидатов, а в колонках — интересовавшие его качества: креативность, дисциплинированность, честность. Каждый соискатель набирает баллы. Должность получает тот, кто набрал больше всех.
В книге вы найдете 22 способа генерировать идеи и решать проблемы, — иллюстрация из книги
3. Схемы последовательного развития событий
Графическое изображение этапов развития событий — своеобразная «раскадровка» вроде той, которая широко применяется в киноиндустрии. Изображения могут использоваться всегда, когда вы хотите представить какой-то процесс линейно. Их можно назвать своеобразной «дорожной картой», в которой отображена последовательность событий.
«Моя работа не имеет никакого значения»
Если у вас возникли какие-то трудности, не переживайте. Все проблемы решаемы. Чтобы показать это, я часто даю группе такое упражнение: прошу слушателей выделить что-то особое в жизни и сказать вслух, что в этом нет смысла.
Я показываю, что изначально у объекта нет значения. Например, я могу сказать, что моя работа не имеет для меня значения, а следующий участник — что его жена не имеет для него значения. Другие могут сказать, что их ботинки, волосы, вес, велосипед, математические способности тоже. Все вещи — от мелочей до поистине важных — оказываются в одной категории: они не имеют внутреннего значения.
Суть упражнения не в том, чтобы заставить участников изменить свои взаимоотношения. Скорее, слушателям прививается мысль о том, что они сами выбрали для себя значение, которое вкладывают в эти отношения. Например, неудача может быть поначалу очень болезненной. Но она редко становится катастрофой, если человек не придает ей такого значения.
Быть у руля
Как-то я был в академическом отпуске в Швеции. Днем я вел семинары по креативности и решению проблем. По ночам же ворочался без сна, размышляя, стоит ли мне подать в отставку, потому что я приближался к пенсионному возрасту. Однажды я спросил себя: «Что мне даст отставка?»
Ответ был такой: «Ты перестанешь переживать по поводу того, стоит ли тебе подать в отставку». Меня озарило: полгода я размышлял над неправильно сформулированной проблемой. На деле вопрос должен звучать так: «Как мне перестать переживать из-за того, уходить в отставку или нет?» Ответ был на поверхности: «Перестань об этом думать». Сегодня, спустя 15 лет с того дня, я могу сказать вам: с тех пор я ни разу не подумал об отставке.
Это значит брать на себя ответственность за все, что вы делаете и что происходит в вашей жизни. Даже тогда, когда кажется, что не все в ней вы способны контролировать. Вы вольны выбирать: пассивно плыть по течению или быть в ответе за свое будущее.
Источник
10 лучших методов генерирования идей
Пожалуй, трудно найти в современном мире более важный навык, чем креативность. За последнее десятилетие искусственный интеллект добился невероятных успехов в области обработки данных, однако в одном он практически не сдвинулся с места – в способности генерировать новые идеи. Пока что это остается прерогативой человечества – и мы однозначно должны пользоваться этим. В этой статье мы собрали подборку лучших техник, которые помогают искать оригинальные и полезные идеи.
Мозговой штурм
Первый в мире и уже ставший классикой метод. Он позволяет за короткое время сгенерировать большое количество идей, которые в дальнейшем подвергаются оценке. Брейнсторм предполагает групповую работу, однако ничто не мешает проводить его в одиночку.
Как это делается?
Существует три этапа мозгового штурма:
- Подготовительный – участники формулируют проблему, собирают информацию, выбирают ведущего.
- Генерация идей – каждый из участников придумывает как можно больше идей, руководствуясь следующими правилами:
- принимаются все, даже безумные и фантастические идеи, без какой-либо критики;
- идеи можно комбинировать, улучшать, дополнять.
- Оценка идей – на этом этапе они сортируются и критикуются, самые живучие прорабатываются дальше, остальные – отбрасываются.
Шесть шляп мышления
Продвинутая версия классического мозгового штурма. Она имеет игровую форму, позволяет посмотреть на задачу с разных сторон и улучшает внутрикомандное взаимодействие.
Как это делается?
Каждый участник попеременно «одевает» одну из шляп, т.е. обдумывает проблему под одним из 6 углов:
- Синяя шляпа – ее примеряет только один участник – модератор. Он формулирует цель, следит за правильным использованием всех шляп и подводит итоги.
- Белая шляпа – отвечает за аналитическое осмысление проблемы. Участники обсуждают существующие факты, ищут недостающую информацию.
- Красная шляпа – дает возможность высказать эмоциональное отношение к проблеме и возможным вариантам ее решения, а также позволяет включить интуицию.
- Черная шляпа – предполагает пессимистический взгляд на обсуждаемую задачу. Участники обсуждают ее негативные стороны и последствия, критикуют существующие варианты выхода из положения.
- Желтая шляпа – отвечает за оптимистическую сторону проблемы. Необходимо найти выгоду (даже если она неочевидная), выявить скрытые полезные ресурсы и возможности.
- Зеленая шляпа – в этом режиме предполагается собственно генерирование идей и поиск новых, нестандартных методов решения задачи.
Ментальные карты
Ментальные карты – метод, направленный на визуализацию связей и активизацию ассоциативного мышления. Он позволяет лучше охватывать всю картину изучаемого вопроса и активизирует творческое мышление благодаря использованию графики.
Как это делается?
Нарисуйте (или напишите) образ проблемы в центре. На ветках, которые от него будут отходить – записывайте свои идеи. Включайте ассоциативное мышление, постепенно разворачивайте каждую ветку на более мелкие – это позволит вам детально проработать каждую новую мысль. Используйте рисунки, делайте карту разноцветной – для большей наглядности и задействования образного мышления.
Метод синектики
Синектика основана на генерировании идей с помощью активного использования аналогий. Это достаточно сложный метод с некоторыми ограничениями. Он предполагает работу над конкретной задачей, а группа синектиков должна быть постоянной и пройти соответствующее обучение. В отличие от брейнсторма здесь допускается критика.
Как это делается?
В процессе обсуждения проблемы участники ищут аналогии, которые можно отнести к 4 классам:
- Прямые аналогии – самые очевидные сходства с исследуемым объектом. Обычно ищутся в других технических или природных объектах. Например, крыло у птицы и самолета.
- Субъективные аналогии – в этом случае креативщик перевоплощается в исследуемый объект, он должен «прочувствовать», каково это – быть им, оценить все те аспекты, которые недоступны обычному логическому подходу.
- Символические аналогии – предусматривает использование метафор и необычных определений обычных вещей, поиск парадоксов и конфликтов в устоявшихся стереотипах. Так, автомобиль можно определить как «легкопередвигающаяся тяжесть».
- Фантастические аналогии – предмет обсуждения и возможности синектиков мысленно лишаются любых преград со стороны физических законов. Допускается все, даже использование волшебной палочки. Это позволяет снять ментальные блоки и полностью раскрепостить творческий потенциал.
Методика SCAMPER
Если предыдущие техники позволяли максимально раскрепостить мышление, то SCAMPER задает ему определенное направление. Это позволяет выдать результат именно в тех случаях, когда свободное мышление не работает. В расширенном виде она представляет собой 60 вопросов и 200 ассоциативных слов.
Как это делается?
SCAMPER представляет собой аббревиатуру, которая обозначает 7 ключевых слов, стимулирующих креативное мышление:
- Substitue (Замещать) – разбейте проблему на компоненты и отдельные процессы и подумайте, чем можно заменить каждый из них.
- Combine (Комбинировать) – объединяйте части проблемы между собой и внешними предметами (или идеями), чтобы создать нечто новое.
- Adapt (Адаптировать) – поразмыслите, как можно по другому использовать уже имеющиеся ресурсы и возможности для решения проблемы.
- Modify/Magnify (Модифицировать/Увеличивать) – ищите, как можно видоизменить и улучшить существующие идеи или процессы, как можно поменять их интенсивность или значимость.
- Put to other uses (Найти другое применение) – подумайте, для каких еще целей можно применить вашу идею.
- Eliminate (Устранить) – упрощайте проблему, разделяйте ее на части и отбрасывайте то, чем можно пожертвовать.
- Rearrange (Переставлять, изменять порядок) – что будет, если нарушить последовательность в вашей задаче? Перевернуть ее с ног на голову или перетасовать ключевые блоки?
Обратный мозговой штурм
Ломать – не строить. Именно эта банальная мысль легла в основу данного метода. Суть его состоит в том, что вы ищете идеи не как решить данную проблему, а как вызвать ее, и что можно сделать, чтобы достичь не нужного эффекта. Это позволяет раскрепостить мозг, сделать процесс мозгового штурма более легким и приятным.
Как это делается?
Сформулируйте проблему, а затем переверните ее. Скажем, вам нужно повысить продажи какого-то конкретного продукта. Следовательно, вы должны думать над тем, как свести их до минимума. После того, как вы проведете мозговой штурм, вам потребуется вновь перевернуть эти идеи, чтобы извлечь из них пользу.
Метод фокальных объектов
Случайность и ассоциативное мышление – две вещи, которые удивительно часто сопровождают великие открытия и великие идеи. Метод фокальных (или случайных) объектов основан на этих двух явлениях. Он заключается в мысленном переносе характеристик произвольно выбранных объектов на предмет рассмотрения.
Как это делается?
- Выберите конкретный объект (он и будет назваться фокальным), который необходимо улучшить (например, внешний аккумулятор – Powerbank).
- Произвольно выберите несколько предметов (яблоко, корабль, Яндекс, коробка).
- Опишите свойства каждого предмета (например, яблоко – натуральное, сочное; корабль – военный, подводный; Яндекс – всезнающий; коробка – картонная, деревянная);
- Переносите свойства на фокальный объект, включайте ассоциативное мышление и выбирайте самые сильные варианты (натуральный – можно сделать стильный корпус из дерева, военный, подводный – можно сделать его водонепроницаемым и противоударным, всезнающий – можно добавить удобный индикатор заряда).
Метод морфологического ящика
Еще одно название – метод морфологического анализа. Он построен на разбиении объекта на составные элементы, для которых указываются различные варианты исполнения. Все это заносится в таблицу, а затем проводится поиск новых комбинаций, которые подчас рождают совершенно неожиданные идеи.
Как это делается?
- Выберите предмет (процесс), с которым вы будете работать.
- Разбейте его на ключевые элементы.
- Придумайте как можно больше различных вариантов для каждого элемента.
- Запишите все это в матричную таблицу.
- Ищите в таблице новые комбинации элементов и их вариантов, чтобы создать нечто новое.
Вот как это выглядит на примере уже рассмотренного Powerbank`а:
Мы можем создать powerbank с элементом Пельтье (вырабатывает электричество от тепла) с ударопрочным корпусом и встроенной картой памяти для видеосъемок в экстремальных условиях.
Метод Уолта Диснея
Уж если кто разбирается в творческом мышлении, так это Уолт Дисней, который создал одну из крупнейших кинокомпаний мира. Чем-то его метод напоминает шесть шляп мышления: вам тоже потребуется примерить на себя разные роли, чтобы выйти за рамки.
Как это делается?
Посмотрите на проблему с трех разных точек зрения. Последовательно перевоплощайтесь в каждую из ролей:
- Мечтатель – придумывайте самые безумные идеи и не ограничивайте себя ни в чем. Подумайте, каким могло бы быть идеальное решение идеальными методами.
- Реалист – в этой роли вы рассматриваете замыслы Мечтателя с точки зрения текущих возможностей. Как можно воплотить идею в неидеальном мире. Ищите конкретные пути, в возможности реализации которых уверены.
- Критик – пришло время искать все изъяны в вашем плане. Анализируйте свои идеи, выявляйте слабые места и ошибки.
Автобус, кровать, ванна
Это достаточно нестандартный метод генерирования идей, по сравнению с вышеописанными. Возможно, вы и сами замечали, что многие хорошие идеи приходят в самые неожиданные моменты – в душе или во время поездки на работу. Это связано с тем, что загрузив в свой мозг некую проблему, вы со временем невольно отвлекаетесь от обдумывания. Но ваше подсознание продолжает работать – и в какой-то момент выдает то, что называется озарением.
Как это делается?
- Определите проблему и проработайте над ней любым из вышеприведенных методов. Постарайтесь как можно глубже погрузиться в нее, изучите косвенно связанные с нею вопросы.
- Оставьте проблему на некоторое время. Просто смените род деятельности – погуляйте, послушайте музыку и т.д. В конце концов, поспите.
- Ждите озарения.
- Если предыдущий пункт оказался неудачным – попробуйте снова поработать классическими методами. Вы будете смотреть на проблему уже более свежим взглядом.
- Вариацией этого метода является шоковая терапия. На 2-м этапе вы должны кардинально сменить привычный распорядок – например, отправиться в небольшое путешествие или пробежать полумарафон.
Техника квоты идей
Метод основан на утверждении, что человек всегда недооценивает свои возможности. Скажем, если вы считаете, что можете отжаться 30 раз, то на самом деле вы способны как минимум на 35. Устанавливая рамки, мы стимулируем мозг искать выход из положения, тем самым улучшая свои показатели. Эту технику лучше всего использовать в комбинации с другими методами.
Как это делается?
- Установите для себя минимальное количество идей, которые вы бы хотели придумывать ежедневно (например, 5 за день).
- Каждый день выполняйте свой план.
- Если чувствуете, что способны на большее – не останавливайтесь, продолжайте генерировать идеи.
- Со временем повышайте планку.
Резюме
Это далеко не полный перечень креативных методик. Мы собрали лишь наиболее проверенные и популярные. Во многом именно благодаря им достигли столь невероятных успехов крупнейшие современные компании – начиная с «Apple» и заканчивая «Netflix». Применяйте эти техники дома и на работе, комбинируйте их или же найдите свою любимую – главное придумывайте много идей, чтобы тренировать свою креативность.
Источник