Что значит футляр чехова

Что такое «футляр»: значение и происхождение слова, рассказ Чехова

Футляр используется для хранения очков. Мы с детства знаем об этом. Бывает разных форм и цветов. Продается в любой оптике, ценовые категории разные. Начиная от 200 рублей и заканчивая несколькими тысячами.

Что такое футляр, кроме привычного нам значения? Скоро узнаем.

Происхождение и значение слова

В русском языке данного слова не существовало. Оно пришло к нам из страны «заморской». Родиной слова стала Германия. Futteral переводится с немецкого как «коробка для хранения вещей».

В нашем языке слово «футляр» означает коробочку или ящичек, куда кладут вещи. Как мы видим, речь идет о многочисленных вещах. Не только об очках, как мы привыкли.

Футляр в литературе

Что такое футляр,мы выяснили. Это коробка или ящик для хранения некоторых вещей. Причем здесь литература? Давайте вспомним знаменитый рассказ Антона Павловича Чехова. Он называется «Человек в футляре». В рассказе речь идет о неком человеке, замкнутом и необщительном.

Все начинается с ночлега двух охотников. Они находятся в сельском сарае, остановились на ночлег у старосты. Перед сном, как это часто бывает, ведут беседы. Один рассказывает другому о смерти человека, жившего в одном городке с ним. Он носил фамилию Беликов, был смешон и нелеп. Такие люди — одиночки, они способны жить только в своей раковине. Охотники обсуждают Беликова. Им непонятен его образ жизни.

Читайте также:  Постоянно сводит кисти рук что это значит

Этот человек прятался от реальности. Он принадлежал к категории людей, не терпящих перемен. Мнительный и осторожный, Беликов донимал своим нытьем окружающих. Странно одевался, в любую погоду носил плащ с высоко поднятым воротником. Словно пытался спрятаться за ним от мира.

Судьба жестоко пошутила над Беликовым. Ему понравилась девушка по имени Варвара. Их пытались поженить, но нытик Беликов сомневался в такой необходимости. Он все время говорил, что брак — слишком серьезный шаг.

У Варвары был брат, который терпеть не мог Беликова. Он постоянно потешался над ним, даже придумал обидное прозвище. Как-то раз жених-трусишка увидел Варю на велосипеде. Он был глубоко шокирован, ведь девушке не пристало кататься на таком транспорте. Беликов пошел к ее брату. Тот, в свою очередь, хорошенько помял ухажера сестры, спустив его с лестницы. Падение увидела Варя. Она не разобралась, что случилось. И посмеялась над Беликовым, думая, что он сам упал. Жених вернулся домой, лег на кровать и больше не встал. Проболев месяц, он умер.

Человеком в футляре называют того, кто боится перемен. Он пытается скрыться от них в собственных иллюзиях.

Заключение

Мы разобрались со значением слова «футляр», его происхождением. Поговорили и о рассказе Чехова, в котором употребляется данное слово по отношению к человеку.

Источник

Человек в футляре. В чем заключается понятие «футлярность жизни»?

Антон Чехов — писатель, который в свое врем был очень наблюдательным. Это его качество давало возможность выявлять все человеческие пороки, которые автор раскрывал в своих произведениях. Так в своих рассказах писатель касался философских и нравственных проблем, среди которых проблемы футлярности жизни общества. Раскрыл данные вопросы Чехов в своих работах О любви, Крыжовник, а также в рассказе Человек в футляре, о котором мы сегодня напишем сочинение.

Человек в футляре сочинение

Трилогия Чехова Человек в футляре — это одно из его знаменитых произведений, что раскрывает узость человеческой души. Здесь автор обличает стремление подчинить свою жизнь установленным законам, каким-то нормам и правилам. При этом мы видим, что люди, живущие в футляре, даже не замечают, как их жизнь пролетает зря, считая свою футлярную жизнь идеальной.

Что такое футлярность и что вкладывает писатель в понятие футлярной жизни? Как по мне, футлярность — это внутреннее рабство человеческой души. Это подчинение ограничениям, соблюдение правил, что не позволяют раскрыться человеческим чувствам, не дающим возможность духовно развиваться и обогащаться. Это соблюдение правил и законов, что препятствуют свободе личных отношений. Футлярность — это замкнутость. Именно таким человеком и является Беликов — главный герой рассказа Чехова. Уже в его внешности мы видим всю его необычность, ведь он, как в тот футляр, пытается все время запрятаться. Он постоянно ходит в очках, с зонтом, в пальто, как бы прячась от мира, при этом все его предметы, в том числе часы, очки, тот же зонт, также находятся в своих футлярах и чехлах.

Это человек — который никак не может принять действительность, и тут проблему футлярности жизни можно аргументировать, ведь Беликов постоянно нахваливает прошлое, он постоянно хвалит то, чего никогда не было и не будет. Он боится настоящего.

Проблема футлярности жизни

Герой рассказа подчиняется правилам, он понимает только те статьи что печатают в газетах, где имеются запреты, другую информацию не приемлет, особенно, если там имеются какие-то разрешения. Что самое страшное, персонаж не только загнал себя в рамки, он пытается повлиять и на окружающих, пытаясь подчинять их своим правилам.

Беликов зажат, его внутренний мир полон страхов, он не уверен. Все это мешает жить Беликову полноценно, вкушать все прелести жизни. Очень сложно жить таким людям, как Беликов, который болезненно воспринимает любую трудность в жизни. Такие люди не счастливы. Загоняя себя в рамки, они себя морально уничтожают.

Герой рассказа умирает, не выдержав морального унижения в глазах любимой, умирает от внутреннего страха перед чем-то новым. Он ушел в мир иной, так как устал от жизни с ее угрозами и постоянными волнениями по поводу правильности поступков. Только в гробу его черты лица приобрели некое веселое выражение, он обрел умиротворение. Как пишет Чехов, герой был рад оказаться в футляре, в котором он останется навсегда.

Хоронили Беликова все вместе, и учителя надеялись, что со смертью героя придет к ним свобода, но прошли дни и жизнь потекла привычным руслом. Все так же бестолково, сурово и утомительно, а все потому, что героя похоронили, однако осталось еще очень много людей, подобных ему. Людей, что живут футлярной жизнью. Футлярные люди имеются и в наше время, а значит, рассказ Чехова Человек в футляре актуален и по настоящее время.

Источник

Что такое футляр по-чеховски. Почему главный герой выбрал для себя футляр-жизнь. А.П.Чехов «человек в футляре».

Тема «футлярной жизни» в рассказах Чехова имеет различные
оттенки, так как шаблоны, футляры, стереотипы мышления
и поведения разные у каждого героя.
В рассказе «Человек в футляре» футляр носит социально-
политическую окраску.
Футляром здесь является страх перед жизнью,
«не запрещенной окончательно, но и не разрешенной вполне».
Вся логика, конкретность образов рассказа,
внутреннее содержание направлены против футляра,
холодного нежелания посмотреть в лицо действительности.
Чехов раскрывает суть философии «малых дел», прикрывающей
равнодушие к главным жизненным вопросам.
Футлярная жизнь по Чехову это- безотрадная картину утраты
человеком своих
духовных богатств, потери своего «Я».
Футляр — это оболочка, защищающая человека от внешних
влияний, отъединяющая его, позволяющая прятаться от
действительной жизни.
Древние языки — футляр, защищающий от современности;
любовь к порядку, к ясным и точным запрещениям — футляр
для мысли.
Всё это вместе взятое — олицетворение консервативной,
охранительной силы.
Незаметно для себя каждый может попасть в “футляр”
собственных предрассудков, перестав думать и размышлять,
искать и сомневаться.

Главный герой Беликов смешон благодаря своему наряду,
поведению, образу жизни.
Чехов с иронией описывает, как этот человек старается
отгородиться от всего мира, “надеть” на себя “защищающий”
его футляр.
Тут Беликов использует все средства: от ваты в ушах и тёмных
очков до вечной фразы “Как бы чего не вышло! ”

Источник

Футляр. Человек в футляре

ФУТЛЯР. ЧЕЛОВЕК В ФУТЛЯРЕ. В рассказе Чехова «Человек в футляре»: «У этого человека наблюдалось постоянное и непреодолимое стремление окружить себя оболочкой, создать себе, так сказать, футляр, который уединил бы его, защитил бы от внешних влияний. Действительность раздражала его, пугала. »; «И мысль свою Беликов также старался запрятать в футляр»; «А на педагогических советах он просто угнетал нас своею осторожностью, мнительностью и своими чисто футлярными соображениями. »; «Даже наоборот, решение жениться подействовало на него как-то болезненно, он похудел, побледнел и, казалось, еще глубже ушел в свой футляр. »; «Когда он лежал в гробу, выражение у него было кроткое, приятное, даже веселое, точно он был рад, что, наконец, его положили в футляр, из которого он уже никогда не выйдет. »; «И в самом деле Беликова похоронили, а сколько еще таких Человеков в футляре осталось, сколько их еще будет».

Но ср. совсем иное смысловое наполнение тех же слов в таком их сопоставлении у Лескова в повести «Островитяне»: «Но всего замечательней в этом лице были глаза, эти окна души, как их называли поэты, – окна, в которые внутренний человек смотрит на свет из своего футляра».

Заметка публикуется впервые по рукописи, сохранившейся в архиве на 1 листке, исписанном с двух сторон.

К выражению человек в футляре В. В. Виноградов обращается в статье «Основные этапы истории русского языка»: «Содействуя сближению литературного языка с народной речью, очищая литературную речь от всякого лексического и фразеологического мусора, намечая новые пути словесного творчества, художественная литература обогащает инвентарь общей литературной речи новыми образами, меткими словами, фразами, новыми выразительными средствами. В общий оборот входит множество цитат, изречений, названий разных типов и характеров (например: обломовщина; от ликующих, праздно болтающих; жупел; мягкотелый интеллигент; лишние люди; кисейная барышня; мещанское счастье; человек в футляре; Иудушка; бывшие люди и мн. др.)» (Основные этапы истории русск. яз. // Виноградов. Избр. тр.: История русск. лит. яз., с. 60). – Е. К.

Источник: История слов : Ок.1500 слов и выражений и более 5000 слов, с ними связ. / В. В. Виноградов; Рос. акад. наук. Отд-ние лит. и яз. Науч. совет «Рус. яз.». Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова. — М., 1999. — 1138 с. ISBN 5-88744-033-3

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Источник

«Футлярные люди» в творчестве А.П. Чехова (Чехов А. П.)

Футляр — коробка или чехол, куда кладётся вещь для хранения или для предохранения от чего-нибудь. Там можно держать вещи, а можно «хранить» себя или свои чувства, как делают «футлярные люди» Антона Павловича Чехова. Образ «футлярных людей» так или иначе просматриваются практически во всех произведениях писателя Чехова — косвенно об этом говорится или напрямую, но образ человека в футляре, который замкнулся в кругу узких, обывательских интересов, боится всяких нововведений можно найти во многих «людях», которые вышли из-под пера Антона Павловича.

Наиболее ярким произведением с «футлярной» темой является «Человек в футляре». Главный герой рассказа — Беликов — показан этаким замкнутым и нелюдимым, тем, с кем вы не пожелаете встретиться на улице. Он смешон и одновременно с тем мрачен, и эта его «футлярность» давит на всех вокруг. Он ходит в темной плотной одежде, закрывает лицо, хранит свои вещи в футлярах — то есть закрывается от всех и вся в своей маленькой черной коробочке, из которой вылезает из-за чувства долга и с большой неохотой: «Придет к учителю, сядет и молчит и как будто что-то высматривает. Это называлось у него «поддерживать добрые отношения с товарищами», и, очевидно, ходить к нам и сидеть было для него тяжело, и ходил он к нам только потому, что считал своею товарищескою обязанностью».

Как отмечает господин Буркин — непосредственно рассказчик — «это постоянное и непреодолимое стремление окружить себя оболочкой, создать себе, так сказать, футляр, который уединил бы его, защитил бы от Внешних Влияний». И никто не способен вытащить оттуда Беликова — ни коллеги, которые его побаиваются и недолюбливают, ни Варенька, которая была, в некотором роде, возлюбленной Беликова. Беликова можно назвать — «футляр в футляре», поскольку он прячет в этой оболочке себе самого, потом создает еще одну, чтобы прятать туда свои чувства. И когда сразу несколько футляров дают трещины, он оказывается в последней коробке своей жизни — гробу. Причем Чехов дает понять, что для его героя это был наилучший выход: «точно он был рад, что, наконец, его положили в футляр, из которого он уже никогда не выйдет. Да, он достиг своего идеала!»

Футляр иного рода присутствует в рассказе «Крыжовник», только там футляризм иного рода. В отличие от Беликова, замыкание в футляр которого мы не наблюдали, Николай, брат рассказчика, добровольно и почти осознанно загнал себя в такое положение. И хотя изначально цель подразумевается вовсе не плохая — у человека есть мечта, и он к ней стремится — в итоге это превращается в одержимость. Николай живет своей мечтой, делает смыслом своего существования. Герой искал, мечтал, голодал, и вот она — жизнь в футляре. Футляр, где крестьяне обращаются к нему не иначе как «Ваше благородие», а на столе всегда есть кислый крыжовник.

В рассказе «Ионыч» сам футляр представлен иного вида, и смысл самого рассказа скорее влияние окружающей среды на человека. Но семья Туркиных тоже подвержена сжатию себя в оболочку — все, кроме Котика. И пусть футляры этой семьи и, к примеру, Беликова, различные, Иван Петрович и Вера Иосифовна тоже создают для себя комфортную, теплую оболочку. Она никому не мешает, не давит, хотя очень очевидна, да и самим героям в ней удобно. Не страдают сами и не вынуждают страдать других. Уже потом под их влияние попадает Старцев. И если Туркины в своем мирке не меняются, что тоже не вредит им, то Старцев начинает приобретать крайний вид «человека в футляре». Он теряет себя как личность; исчезают ум, целеустремлённость, которые присущи ему в начале. Старцев растворяется, превращаясь в серую массу, которую сам отчаянно недолюбливает. Футляризм не идет ему на пользу, но Старцева этого не волнует.

Футляр — не всегда плохо. Бывают ситуации, в которых он необходим, чтобы спрятаться в нем от того, что причиняет тебе боль, но не стоит рассматривать футляр как постоянное убежище. Помещая себя в него, стоит набраться новых сил для жизни, и снова выходить из него. Да, иногда это бывает сложно, и ты делаешь этого с неохотой, но доставать себя необходимо. Жить надо прожить так, чтобы уходя с твоих похорон, люди не боялись «обнаружить этого чувства удовольствия».

Источник

Оцените статью