- «Говорящая» одежда: надписи на футболках как социопсихологический фактор
- О чем расскажет надпись на футболке?
- О чем расскажет надпись на футболке?
- Что значит футболка с надписью
- На заметку мерчеделу: какими бывают футболки с надписями и зачем их носят
- Текстовый принт в коммуникативной культуре
- Что сейчас пишут на одежде?
- «Смотрите, есть что-то важное!» (сигнальная функция)
- «Я в белом пальто с надписью стою красивый» (демонстрационная функция)
- «Осторожно, злой мизантроп» (защитная функция)
- «Я посылаю сигналы в космос» (магическая функция)
- Пользовательский контент или репост?
- Латиница против кириллицы
- Латиница красива и немногословна
- На латинице все смелые
- Латиницы слишком много
- Слоганы на футболках как часть информационного поля
«Говорящая» одежда: надписи на футболках как социопсихологический фактор
В настоящее время мы все чаще сталкиваемся с тем, что люди предпочитают обычным монотонной одежде вещи с надписями. Первоначально надписи на одежде были чисто функциональными и указывали, например, на профессию человека, род занятий. Позднее, когда значимость приобрела реклама , одежду стали украшать логотипами фирм-производителей. Но с демократизацией общества одежда стала формой самовыражения. Ее стали украшать надписи. Сусанна Альперина в своей статье «Я – майка» , посвященной восприятию маек с надписями, приводит легенду о том, что первые надписи на майках делали хиппи, демонстрируя миру свою философию. Многие молодые исследователи обращались к анализу англоязычных надписей на футболках (Головушкина М.В., Воячек О.С., Бриткина Д.С. и др.), большое количество публикаций СМИ, посвященных моде и молодежной субкультуре, касается темы одежды с надписями как формы самовыражения.
В современном обществе надписи на одежде начинают восприниматься несколько иначе. Все больше молодых людей не обращают внимания на то, что написано на их футболках или куртках, воспринимая надписи как часть орнамента, однако «говорящая» одежда продолжает влиять на восприятие человека обществом, на его самооценку, отношение к жизни.
Цель нашего исследования – определить, как выбор надписи влияет на характер, манеры общения человека и его поведение в целом, под воздействием каких социальных и психологических факторов люди покупают одежду с надписями, как воспринимается человек в «говорящей» одежде сверстниками, старшим поколением, может ли одежда с надписями повлиять на мнение общества о человеке, который ее носит. Поскольку выбор одежды с надписями очень широк, мы выбрали в качестве предмета исследования футболки с надписями, но исследование может быть продолжено с привлечением более широкого спектра «говорящей» одежды.
Проведя необходимые анкетирования, мы пришли к выводу, что текст, напечатанный на одежде, является своеобразным посланием, сообщением всем окружающим. Надел ли человек футболку с надписью с определенной целью или без нее, эта надпись будет влиять на мнение окружающих.
У большинства опрошенных молодых людей (15-25 лет) и представителей старшего поколения (26-66 лет) надписи на одежде ассоциируются с самим человеком, ее носящим. Надпись на одежде воспринимается так, как если бы эти слова произносил ее хозяин.
Как показываю данные опроса, далеко не всегда человек обращает внимание на то, что написано на его одежде и поддерживает позицию дизайнера, создавшего надпись.
Анализ материалов прессы, посвященной данному вопросу, позволяет заметить, что часто подобное отношение к одежде приводит к недоразумениям и серьезным проблемам. Были зафиксированы десятки случаев, когда люди с надписями на одежде (на арабском языке или содержащие шутки о терроризме, бомбах) не были пропущены службой охраны аэропорта на рейс в самолет. 16,7 % опрошенных отметили, что хотя бы раз находились в ситуации, когда надпись на футболке настраивала негативно кого-то из окружающих.
Психологи давно отмечают, что надписи могут управлять общественным мнением. К примеру, в 2007 году одна из коллекций одежды немецкого стилиста Филиппа Пляйна вылилась в международный скандал, затронувший Германию и Китай. Бренд выпустил футболки с надписью «Пошел ты, Китай». Таким образом, модельер пытался подчеркнуть свое негативное отношение к китайским подделкам. Но модельер не учел, что оскорбленными сочтут себя все китайцы. Компания получила массу писем с угрозами и обвинениями в расизме, продукция Пляйна, реализуемая и в Китае, бойкотировалась местным населением. Прошло десять лет, но скандала вспоминают вновь и вновь, что вредит репутации компании.
Надписи на одежде могут рассказать о том, как человек позиционирует себя в социуме. О его интересах, а так же то, каким бы он сам хотел себя ощущать и восприниматься людьми. Ярким примером тому является та одежда, которую предпочитают представители различных групп людей. Они стремятся подчеркнуть принадлежность к той или иной группе или субкультуре и приобретают одежду с соответствующими надписями. У русских греков популярны кофты с принтами «Греция», «Я грек». Рокеры носят одежду с названиями любимых рок-групп и надписью «IloveRock!». 41,67 % молодых людей, принявших участие в анкетировании, носят футболки с надписями, говорящими об их музыкальных увлечениях или кинопристрастиях.
Несомненно, выбор надписи влияет и на поведение человека. Он становится более уверенным в себе, когда приобретает вещь с модной, популярной надписью.
Часто молодые люди, выбирая футболки с надписями, не отдают себе отчета в том, что надписи прочтут не только сверстники, но и люди старшего поколения. 68 % из опрошенных представителей старшего поколения отметили, что испытывают предубеждение против человека, который носит футболку с провокационной или оскорбительной надписью.
Данные исследования говорят о том, что надпись на одежде транслирует информацию о человеке, который эту одежду носит, о его интересах, взглядах на мир, о характере, ценностях, принадлежности к тем или иным социальным, этническим группам, субкультурам. «Говорящая» одежда несет в себе определенный «месседж», послание, которое считывается окружающими и создает первичное мнение о человеке еще до того, как он сам получил возможность рассказать о себе. Если это послание негативное, оскорбительное, шанса исправить мнение, сложившееся у окружающих под воздействием надписи на футболке, может не представиться.
Источник
О чем расскажет надпись на футболке?
Вы никогда не задумывались, о чем говорит Ваша футболка? Какую информацию она о Вас несет в массы? Заряжает Вашим позитивом или демонстрирует Вашу уверенность в себе. А может, делится Вашими мыслями, жизненной позицией или предпочтениями?
Надписи на футболках делают вещи живыми. Они чудесно передают черты характера и настроение своего владельца. Давным-давно вышло из моды быть грустным и тусклым, потому что на пике популярности сейчас разнообразные футболки с надписями, которые сделают Ваш мир ярче. Это вещи с положительным зарядом эмоций на каждый день.
О чем расскажет надпись на футболке?
- О Вашем характере. Такие надписи, как «99% ангел» или «Да – я вредина» без лишних слов продемонстрируют какая их обладательница. А надпись «Хороший человек» на мужской футболке подействует располагающе.
- О Ваших интересах. Футболка с надписью «Осторожно рыболов!», «Люблю пиво» говорит сама за себя.
- О музыкальных предпочтениях. Если Вы – истинный фанат музыкального коллектива, то Ваша футболка будет тому подтверждением.
- О важных событиях в Вашей жизни. Вы можете гордо заявить на весь мир «Я невеста!», а чуть позже рассказать о Вашем интересном положении, облачив любимый животик в футболку с надписью «Растет мой пузик, а в нем карапузик».
- О Ваших желаниях. Ну как не понять, чего хочет парень со смелой надписью на футболке «Может котят замутим?».
- О Вашем чувстве юмора. Прикольные надписи на футболках – это лучший способ продемонстрировать Ваше остроумие. Только неунывающий оптимист оденется в яркую вещь с веселой надписью «Лучше стыдно, чем никогда».
- О Вашей профессии. И не просто расскажут, а по-доброму над ней подшутят. А ее отсутствие и вовсе превратят в жизненную философию – «Кто понял жизнь, работу бросил».
- О Вашей любви к родным людям. Выбирая футболку с надписью в подарок родственникам, Вы проявляете внимание и заботу. Массу положительных эмоций у дедушки от футболки с надписью «Любимый дед» не заменят никакие сокровища мира.
- О Вашей уникальности. Если Ваше хобби нумизматика, а любимый вид спорта – керлинг, вряд ли Вы найдете футболку с подобной надписью. Отказаться от комфортной вещи и промолчать о своих интересах? Никак нет. Закажите футболку с Вашей надписью. Магазин с удовольствием выполнит Ваше пожелание, а Вы будете обладателем эксклюзивной вещи.
Именно такие «говорящие» футболки с надписями и не только представлены на витринах онлайн магазина Futbolki.ru. Арсенал наших предложений насчитывает сотни разнообразных футболок на любой вкус и цвет с разнообразными тематическими надписями.
Помните, Вы и Ваша футболка – одно целое. Заказывайте эксклюзивные вещи с надписями прямо сейчас и подчеркните свою оригинальность и неподражаемость.
Источник
Что значит футболка с надписью
Если у вас есть любимая футболка хорошего качества, то ее можно использовать в качестве рекламы. Для этого достаточно разработать слоган или логотип и отдать вещь в топографию для нанесения на ее поверхность эксклюзивного изображения.
Какой подарок сделать человеку, который вам дорог? Можно подарить книгу или косметику, но это будет не самое лучшее решение. Иногда нужно проявить фантазию, придумать что-то особенное. Например, футболки с логотипом могут стать лучшим решением для вас и вашего коллеги, друга и т.п.
Современные возможности печати позволяют дизайнерам безгранично фантазировать: придумывать различного рода приколы, фирменную символику, рекламные слоганы и т.п. В некоторых странах Европы, к примеру, надписи на футболках используют студенты определенных ВУЗов. Корпоративная лексика, понятная только посвященным лицам, позволяет общаться с друзьями в учебное время. Согласитесь, такой подарок точно понравится. Ведь именинник может получить футболку, к примеру, с логотипом своей компании или своего вуза.
Современная молодежь с помощью надписей на одежде показывает свое отношение к окружающему миру и, прежде всего, самому себе. Если у человека на спине надпись «Я — толcтый», то к его основным качествам можно отнести самокритику. С завышенной самооценкой люди обычно носят футболки с надписями типа «Я клевый» или «The Best of the Best». Так или иначе, такие личности косвенно утверждают, что они лучше всех.
При помощи футболок можно завести знакомство. К примеру, некоторые студенты указывают на одежде свой адрес и электронную почту. В большинстве случаев находятся желающие написать письмо таким отчаянным людям.
В качестве оригинального подарка на свадьбу подойдет не только уникальная гравировка на металле, но и футболка с запоминающимся позитивным логотипом. Кроме того, на одежду можно нанести фотографии в уменьшенном виде жениха и невесты, а также подписи и комментарии лучших друзей.
Также можно сделать подарок и компании-партнеру. К примеру, вы знаете, что вскоре у них будет выставка или презентация нового товара. Для применения футболки в рекламных целях рекомендуется выбрать краску хорошего качества. Также качественные фото только улучшат одежду и сделают рекламу более эффективной. Профессионалы советуют наносить логотип только на качественную одежду, поскольку в противном случае, рекламный слоган или изображение товара просто-напросто отклеятся или порвутся.
Как видно, при помощи футболки с изображением можно не только делать отличные подарки и рекламировать продукцию, но и знакомиться с людьми, показывать свое отношение к окружающему миру и т.д.
Источник
На заметку мерчеделу: какими бывают футболки с надписями и зачем их носят
Мало того, что тексты окружают нас на фасадах зданий и на экранах смартфонов: переносчиками информации становятся еще и люди. Те люди, которые носят одежду со слоганами.
Надписи на вещах – это акт самовыражения и символ времени. Хотя придумали их задолго до прихода постмодерна, именно сейчас футболки, куртки и майки с текстовым принтом можно рассматривать как полноценный вид контента. Давайте разберемся, какими они бывают, для чего нужны и нужны ли вообще.
Текстовый принт в коммуникативной культуре
Надпись на одежде – это средство общения с внешним миром. У наших далеких предков общение начиналось с рисунков: сначала на коже, затем на одежде. Образ знака был связан с его смыслом. Потом появился язык в том виде, к которому мы привыкли: знак произволен, и начертание слова «бегемот» больше не напоминает настоящего бегемота.
Буквы на одежду начали наносить древние греки, чтобы указывать свои имена. Потом европейцы вышивали девизы своих знатных родов. С приходом индустриализации слова появились на форме рабочих. С развитием модных брендов дизайнеры начали маркировать свою одежду.
Но сейчас мы имеем дело с целыми фразами и предложениями. До такого впервые додумались хиппи в 60-х годах, которые писали пацифистские слоганы и антиправительственные манифесты. Теперь разнообразие тем для надписей более широко: от сексистских шуточек до патриотических слоганов или загадочных ругательств – без адреса и без объяснения причин.
Известные модельеры печатают на одежде собственные фразы: люди в такой одежде становятся ходячей рекламой, в которой есть не только есть название марки, но и своя история.
Слоганы полюбились не только модным домам, но и любым брендам. Мерч просто с названием компании – скучный и, по сути, никому не нужен, кроме самих сотрудников. А с помощью правильных слов можно создать то, что люди действительно захотят надеть, если они разделяют заявленные ценности.
Конечно, основная масса наших футболок с надписями не имеют отношения к конкретным брендам. Они просто транслируют всякую житейскую мудрость.
Итак, магазины масс маркета и бизнесмены из «Инстаграма» сейчас продают кучу разных футболок со слоганами. А если заморочиться, можно немного поработать в фотошопе, пойти в типографию и напечатать себе все, что душе угодно. Надписи бывают смешные, грустные, феминистские, сексистские, патриотические, оппозиционные, понятные и загадочные, провокационные и снобистские, философские и дурашливые.
Все как в интернете, только в реале. Давайте смотреть, думать и классифицировать.
Что сейчас пишут на одежде?
Я решила, что человеческая природа со времен палеолита радикальных изменений не претерпела. Предлагаю найти в контенте на футболках те же самые месседжи, которые знаками на одежде жаждали выразить наши дальние предки.
«Смотрите, есть что-то важное!» (сигнальная функция)
Слоган на футболке может быть реакцией на краткосрочные политические и социальные потрясения. Или на более продолжительную вселенскую несправедливость, которую хочется поправить. А чтобы поправить – обратить на нее внимание.
Сигнальные слоганы мне больше всего нравятся. Я одежду с надписями не ношу, но вполне могу представить на себе подобную футболку – если какое-то происшествие в мире вдруг заденет меня за живое. Целесообразность надписей в иных ситуациях мне непонятна, но наследие палеолита оставило нам еще целых три коммуникативных функции. Так что продолжим.
«Я в белом пальто с надписью стою красивый» (демонстрационная функция)
Сюда, пожалуй, можно отнести большинство слоганов – человек в них заявляет миру о своем существовании, о своем расположении духа или о положении в иерархии.
Тут очень яркая параллель с контентом в соцсетях: демонстрационные слоганы то ли напоминают устаревшие статусы в VK, то ли современные сторис. Это то, что человек хочет заявить о себе миру, похвастаться, пожаловаться, показать свой характер, убеждения и стиль жизни.
«Осторожно, злой мизантроп» (защитная функция)
Негатив отлично продается. Но используют это не только продажники, а еще и простые смертные. Рассказать миру, как все надоело, какие все вокруг идиоты и как тебя потрепала жизнь – святое дело. Снобы, циники, мизантропы и социопаты в тренде, но не очень разговорчивы – на радость полиграфистам, производящим футболки под стать их загадочной душе.
Такой контент предупреждает, что от человека надо держаться подальше. Это как красный цвет мухомора или окраска тигра. В обществе, испорченном культурой, функция довольно бессмысленная, но отдельным эстетам нравится.
«Я посылаю сигналы в космос» (магическая функция)
Наши предки любили всевозможные символы и тексты для общения с высшими силами. Сейчас это тоже актуально – даже если не брать религию, многие выбирают надписи на одежду для собственного вдохновения, спокойствия, уверенности.
Например, вот так:
Это сложная категория футболок – в нее слоганы попадают в зависимости от того, что человек в них вкладывает. Часто «магические» надписи актуальны для боди-позитивщиков, борцов с насилием, представителей меньшинств.
Пользовательский контент или репост?
Лично мне в футболках со слоганами некомфортно, потому что автор текста – не я. Не встретился мне еще слоган, в котором все было бы идеально под меня. Непреодолимого желания напечатать чего-нибудь самой тоже нет. Впрочем, мало у кого найдется мотивация заказывать себе персональную футболку, так что слоганы на футболках как вид контента напоминают мне именно репосты.
Судя по тому, как часто встречаются всякие провокационные надписи, кажется, что «говорящая» одежда – это способ высказаться, не выходя из зоны комфорта. Вроде как пообщался с миром, а вроде никаких вопросов к тебе нет – ты ведь просто купил готовую вещь с буквами. Это сродни цитированию, очень удобно и вполне в духе интернет-контента.
Латиница против кириллицы
Мы привыкли читать на футболках преимущественно английские слова. Но одежду с русскоязычными надписями в качестве экзотики выпускают западные дизайнеры и носят мировые знаменитости.
Кириллица периодически входит в моду и в Азии. Вот, например, корейский музыкант Пак Чи Мин решил поматериться по-русски:
Когда я подбирала примеры для всей статьи, хотелось найти побольше русскоязычных, но это оказалось непросто. Кириллица иногда попадает в хайп в разных уголках мира, но в России господствуют преимущественно латинские надписи. Это печально, но на это есть причины.
Латиница красива и немногословна
Даже самые простенькие слоганы на футболках – это вам не кусок текста в файле «Ворда». Это графическая композиция, построенная с учетом правил типографики. А дизайнерам известно, что красиво скомпоновать латинские буквы гораздо проще, чем русские. Они ближе друг к другу по ширине и начертаниям, фразы короткие, емкие, читаются на одном дыхании.
С кириллицей все сложнее. Во-первых, наши слова очень длинные, а пытаться впихнуть в футболку предложение на пять строк совсем не весело. Во-вторых, некоторые буквы сильно шире других, они выделяются из общего ряда и зачастую не очень хорошо смотрятся в коротких слоганах. Эти ограничения приводят к тому, что в две строчки английского текста можно вложить много смысла, а, чтобы ту же идею объяснить по-русски, потребуется гораздо больше места. Это я про нормативную лексику говорю, конечно – мат у нас краток, красноречив и прекрасен для слоганов.
На латинице все смелые
Иностранный язык и родной – это огромная разница в выборе формулировок. Я считаю, что футболка с англоязычным слоганом в Америке и в России – это два очень разных явления. До недавнего времени, лет двадцать назад, большинство наших соотечественников английским не владели, а футболки с латиницей уже носили.
Сейчас молодежь – основные потребители «говорящей» одежды – свободно читают слоганы, но воспринимаются они примерно так же, как technical shit в моем примере. Единицы решатся надеть футболку с русским матом, а английские ругательства носятся совершенно спокойно. Читая на родном языке, мы мгновенно улавливаем смысл, а надпись на иностранном (даже знакомом) языке – это в значительной степени орнамент, в который можно вчитаться, а можно проигнорировать.
Латиницы слишком много
Come on, guys, мы же не в Америке! Если на западе кириллицей слегка разбавляют латинские слоганы ради эксцентрики, у нас 90% «говорящей» одежды составляют футболки с английскими словами. Поэтому большинство наших слоганов с одежды – будто вовсе и не слоганы, а рисунки с бонусами.
Письменная речь – интересная штука, которую мы воспринимаем сразу с трех позиций: внешний вид начертаний, звучание нашего внутреннего голоса при чтении и, наконец, смысл. Когда мы читаем англоязычный слоган, мы скорее воспринимаем его аудиально и визуально. Как название бренда или как строчку из песни. Помните «КГБ» на Кристен Стюарт? Примерно с таким же легким комичным оттенком мы читаем английские слоганы.
Хотя какая-то часть меня рада, что русскоязычных надписей на одежде у нас мало. Сейчас объясню, почему.
Слоганы на футболках как часть информационного поля
Графический дизайн нужен, чтобы снижать уровень стресса. Многие рекламщики с этим поспорят, хотя даже изначальная цель рекламы – проинформировать о товаре тех, кому он интересен, а не довести публику активными продажами до нервного тика. Но конкуренция высока: надписей и текстов в городе так много, они такие яркие, что без преувеличения загрязняют собой окружающую среду. Добавим к этому тягу каждого второго к самовыражению через слоганы на одежде, и получится настоящий информационный ад.
Соцсети стали местом, где громкие заявления может делать каждый. В результате, производителей контента чуть ли не больше, чем потребителей. Каждый что-нибудь фотографирует, пишет, снимает, и в меньшей степени желает вчитываться и всматриваться в чужое – разве что чтобы сделать репост.
Футболки с надписями подчиняются той же тенденции. По сути, у всех у них «магическая» функция, потому что интересны они в первую очередь своим владельцам. Редкие слоганы заставляют задуматься или хотя бы улыбнуться – обычно на них просто натыкаешься взглядом и становишься невольным потребителем ненужной информации. Я бы предпочла видеть текст в более привычных для него местах. А вам нравится контент на живых людях?
За разработкой графического дизайна обращайтесь к специалистам TexTerra.
Источник