- Звонок для учителя или для учеников — что говорит закон
- А для кого звонок?
- Что я сам об этом думаю
- «Звонок для учителя» и ещё 5 знаменитых фраз, которые не говорит современный учитель
- 1. «Звонок для учителя»
- 2. «Выйди и войди нормально», «Вон из класса!»
- 3. «Родителей завтра в школу!»
- 4. «Дневник на стол»
- 5. «А голову ты дома не забыл?»
- 6. «Вы самый худший класс»
- Для кого звенит звонок?
- Звонок теперь звонит для учеников, а не для учителя
- Школьников официально лишили перемен
- «Звонок для учителя» и ещё 5 знаменитых фраз, которые не говорит современный учитель
- 1. «Звонок для учителя»
- 2. «Выйди и войди нормально», «Вон из класса!»
- 3. «Родителей завтра в школу!»
- 4. «Дневник на стол»
- 5. «А голову ты дома не забыл?»
- 6. «Вы самый худший класс»
Звонок для учителя или для учеников — что говорит закон
Каждый хоть раз в жизни слышал знаменитое учительское «Куда! Звонок для учителя!». Эта фраза уже давно вошла в золотой фонд цитат наших педагогов (а также «А голову ты дома не забыл?» и «А оценку вам одну на двоих ставить?»).
Однажды ко мне обратился молодой человек школьного возраста с активной жизненной позицией. Он посетовал, что один из учителей в школе имеет нехорошую привычку регулярно задерживать учеников после урока. Её урок как раз последний, поэтому учитель «продлевает» его иногда на 5 минут, а иногда и на 10-15. Дети негодуют, но учитель настаивает на своей правоте.
Меня попросили пояснить, кто же прав в этой ситуации и на какие законы можно сослаться.
А для кого звонок?
Такое правило в школе было и у нас. Но сейчас я могу точно сказать, что оно незаконно. Два года назад разбирательствами со школьными звонками занялись даже органы прокуратуры.
В 2019 году сразу несколько школ Новосибирска решили закрепить правило «звонок для учителя» в школьном уставе и в Правилах поведения учащихся, тем самым придав ему больший вес. Однако недовольные родители обратились в прокуратуру.
«Звонок об окончании урока даётся для учителя, только когда учитель объявит об окончании занятий, учащийся вправе покинуть класс» Цитата из спорного распоряжения директоров
Прокуроры указали, что такие положения на самом деле не только не соответствуют законодательству России об образовании, но и нарушают права детей.
По действовавшему тогда СанПиНу (2.4.2.2821-10) продолжительность занятий не могла составлять более 45 минут для большинства школьников, кроме первого класса. Для первоклассников уроки должны быть не более 35 минут с сентября по декабрь и не более 40 минут с января по май. Длительность перемен должна быть не менее 10 минут.
В новой версии санитарных правил, которые действуют с 2020 года, эти положения не изменились (п. 3.4.16 СП 2.4. 3648-20).
Если длительность урока вдруг была увеличена по требованию учителя («Куда собрались! Звонок для учителя!») — это нарушение прав детей на отдых.
После вмешательства прокуратуры правила в школах были отменены.
Что я сам об этом думаю
Во-первых, это хорошо, что прокуратура создала прецедент отмены школьных актов и прояснила правовой статус таких ситуаций — незаконно задерживать детей после звонка.
Но я вообще не сторонник категоричного подхода в любой ситуации. Бывает и такое, когда объективно необходимо немножко задержаться: не может же педагог прерваться на полуслове (естественно, учитель должен заранее рассчитывать материал, чтобы уложиться в урок). А иногда и некоторые из учеников пытаются «сорвать урок». В итоге время урока уходит на то, чтобы всех успокоить.
Я считаю, что между учениками и педагогами должно быть взаимопонимание и уважение. Если учителю надо доформулировать материал, то можно и задержаться на минутку-другую, но педагог должен понимать, что перемена — законное время детей на отдых.
А вы как считаете?
Подпишитесь на мой блог, чтобы не пропускать свежие публикации!
Источник
«Звонок для учителя» и ещё 5 знаменитых фраз, которые не говорит современный учитель
Все мы помним эти любимые учительские фразочки и теперь, повзрослев, даже смеемся над ними. Слышат ли наши дети те же знаменитые слова, или современная школа изменилась настолько, что оставила позади эти бородатые стереотипы? Ответ от нашего блогера, молодого учителя русского языка. Согласитесь? Мы бы со многим поспорили.
1. «Звонок для учителя»
Раздаётся звонок с урока. Радостные, предвкушающие обед в столовой ученики срываются с мест, сгребают тетради и ручки с парт в портфели. Они готовы в ту же секунду выбежать из класса, но слышат суровый голос педагога: «Звонок для учителя! Сядьте, мы еще не закончили». Знакомо?
Когда я сама училась в школе, эти слова от учителя мы слышали часто. Садились обратно за парты и продолжали, пока учитель не закончит урок. Это было нормально. Наши родители тоже с этим знакомы. Беспрекословно слушались, хотя мысли каждого в этот момент были уже давно за пределами кабинета. Никому в голову бы не пришло ответить: «Вы не имеете права!»
В современной школе задержать учеников после урока недопустимо. По нормам ФГОС учитель должен успеть дать материал за положенные 45 минут. У каждого типа урока есть определенный тайминг. В конце педагог должен провести рефлексию и успеть объяснить домашку. Если задерживаешь учеников после звонка, значит неправильно составил план урока, и впредь этого нужно избежать. Иначе полетят помидоры от недовольных родителей. Ученик может ответить: «Вы не имеете права». И он будет прав. Такова современная реальность.
2. «Выйди и войди нормально», «Вон из класса!»
08:05, в класс не спеша, вразвалочку заходит Петя. Он всегда опаздывает. И каждый раз, когда Петя опаздывает на первый урок алгебры, МарьИванна ему говорит: «Выйди и войди нормально! Заваливаешься как к себе домой. Посмотрите-ка на него».
Петя разворачивается и нехотя повинуется учителю. Стучит, открывает дверь и спрашивает: «Здравствуйте, можно войти в класс?». МарьИванна недовольно отвечает: «Заходи, куда тебя девать-то». И начинает опрос по домашнему заданию.
«Звонок будет, тогда выйдешь»: почему школам не нужно выбирать между дисциплиной и свободой
В каждом классе раньше был такой Петя. Сейчас эти «Пети» тоже есть, но вот подход к их поведению изменился. По нормам ученик не может во время урока находиться вне кабинета. Если раньше, когда учащийся начинал спорить с учителем, его могли выставить из класса, то сейчас педагог за это может получить выговор от администрации.
3. «Родителей завтра в школу!»
Учитель советской и постсоветской школы вызывал родителей через дневник его нашкодившего обладателя. Современный учитель вызывает родителей, позвонив им по телефону после уроков или написав в вотсап или вайбер.
Никаких криков на уроке: «Родителей завтра в школу!» или «Отца в школу». В этом плане реакция родителей на происходящее ускорилась, а ещё пропала возможность просто вырвать страницу из дневника и понадеяться, что МарьИванна остынет и не вызовет маму в школу.
4. «Дневник на стол»
То же самое и со знаменитым учительским: «Дневник на стол!» Многие современные школы вовсе отказываются от бумажного варианта ученического дневника. А там, где эта практика еще действительна, ученик в записывает в дневник только домашние задания, а по итогу четверти видит в нём только четвертные оценки.
Вся оперативная информация передается либо через электронный журнал, либо напрямую родителю, поэтому современные учителя не произносят и эту, ставшую крылатой, фразу.
5. «А голову ты дома не забыл?»
— Сидоров, почему ты не сдал тетрадь на проверку?
— МарьИванна, я её дома забыл.
— А голову ты дома не забыл?
Диалог «сквозь века», рождённый ещё во времена Аристотеля. 🙂 В современной школе от учителя можно услышать эту коронную фразу, наверное, лишь в ироническом ключе. Учитель идёт в ногу со временем, и теперь говорят что-то вроде: «А вот айфон дома не забыл» или «Лучше бы наушники дома забыл, а не тетрадь».
6. «Вы самый худший класс»
И, наконец, венчает эту подборку фраза, которую раньше каждый класс слышал, наверняка, хотя бы единожды за 9-11 лет: «Вы самый худший класс за мои 10/20/30 лет работы».
Обычно эта фраза была в контексте какого-то ужасающего поведения или скверно написанной всем классом контрольной. Очень хочется надеяться, что эти слова, которые говорились лишь сгоряча, канули в Лету. Современный учитель не кидается в своих учеников градом обидных слов. Новые образовательные стандарты диктуют необходимость искать причину плохой успеваемости и дисциплины в первую очередь в методике преподавания, а не в учениках, хотя они тоже иногда бывают не сахар.
«Ученики должны оставаться живыми. Мёртвая тишина стоит только в кабинете у мёртвого учителя»
Что же говорит современный учитель, когда видит не тот результат работы, который ожидал? «Кто вас учит вообще? Какой кошмар!»
На такие слова дети, конечно, радостно отвечают: «Вы». Тогда мы начинаем разбирать ошибки и возвращаемся к теме, которая осталась непонятой. Самоирония и здоровое чувство юмора ослабляют напряжение и помогают понять, что всё, что происходит на уроке — это коллаборация учеников и учителя, а значит и ответственность за результат обоюдная.
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Источник
Для кого звенит звонок?
Для учителя или для учеников?
Помните эту сакраментальную фразу из нашего детства, которую любили говорить многие учителя: «Звонок прозвенел для учителя!» — это означало, что рано радоваться, урок еще не окончен, и преподаватель вправе закончить начатую мысль и задать домашнее задание, и все это за счет перемены.
Кто-то из педагогов продолжает эту печальную для школьников традицию. А в Новосибирской области и вовсе решили ввести это правило во внутренний распорядок ряда школ. Но прокуратура Маслянинского района Новосибирской области опротестовала локальные акты школ , где решили узаконить правило «звонка для учителей». По мнению надзорного ведомства, подобные положения внутреннего распорядка, когда «звонок об окончании урока дается для учителя, и только когда учитель объявит об окончании занятий, учащийся вправе покинуть класс» — нарушают права и законные интересы учеников.
«Это положение противоречит законодательству об образовании и нарушает права детей на отдых между занятиями. Согласно санитарным правилам, продолжительность урока не должна превышать 45 минут, за исключением 1 класса, где продолжительность урока не должна превышать 40 минут», – говорится в сообщении прокуратуры Новосибирской области.
Так что, дорогие учителя, будьте любезны успевать все сделать за 45 минут урока и смиритесь с тем, что звонок для учеников. Согласно предписаниям прокуратуры Новосибирской области, это то же самое, что стартовый выстрел для легкоатлетов на соревнованиях, после которого они тут же должны убежать. И не пытайтесь задержать учащихся – иначе у вас будут серьезные проблемы за нарушение санитарных норм! Оно вам надо?
Если Вам понравился наш материал, ставьте лайк и подписывайтесь на наш канал — давайте вместе обсуждать актуальные проблемы российской системы образования! А если хотите узнать о возможностях Центра Ломоносова в вопросах подготовки к ГИА и олимпиадам или об условиях обучения в Академическом лицее имени М.В.Ломоносова, то заходите на наш сайт – и найдёте ответы на все интересующие Вас вопросы.
Источник
Звонок теперь звонит для учеников, а не для учителя
Так решила прокуратура.
Все мы знаем любимую фразу учителей после звонка на перемену:
Это значит, что ученики должны оставаться на своих местах и ждать разрешения пойти на перемену. И не имеет значения, что она всего 10 минут, а следующий предмет физкультура, на которую еще нужно успеть переодеться. А еще не мешало бы забежать в туалет.
В мою школьную пору была учительница по математике, которой вечно не хватало урока, чтобы что-то объяснить, записать и т.д. И она просто забирала у нас всю перемену, отпуская нас только после звонка на следующий урок, когда в кабинет уже буквально ломился следующий класс. Мы много раз опаздывали из-за нее на следующие уроки. И так продолжалось до тех пор, пока русский язык не начала преподавать директор школы. А так управы на это не было никакой.
Школьников официально лишили перемен
Вот и в Маслянинском районе Новосибирской области родители учеников одной из школ в поисках управы на администрацию школы, которая закрепила правило «звонок для учителя» в своих нормативно-правовых актах, дошли аж до прокуратуры. Родители были обеспокоены тем, что запрет покидать свои места и класс после звонка ограничивает права детей на отдых на переменках. Между тем официальный приказ по школе гласил:
Звонок об окончании урока дается для учителя, только когда учитель объявит об окончании занятий, учащийся вправе покинуть класс.
Новосибирская прокуратура с позицией родителей согласилась и сочла приказ незаконным и нарушающим права учеников. В ведомстве отметили, что такие школьные правила действительно противоречат законодательству об образовании и нарушают права учеников. В частности, право на отдых между занятиями. И неважно, что большинство учителей не задерживает детей после звонка. В прокуратуре подчеркнули, что этого не должно быть даже в теории.
Прокуратура опротестовала спорные локальные нормативные акты школ, признав их противоречащими федеральному законодательству об образовании. Учителю не дано право определять время окончания урока, ведь это уже регламентировано утвержденными нормативами. В частности:
- В 1 классе урок не может быть более 35 минут;
- Со 2 по 4 класс — не более 40 минут;
- С 5 по 11 класс — не более 45 минут.
При этом перемены между уроками не должны быть менее 10 минут каждая, а также одна большая перемена для посещения столовой. В надзорном ведомстве уточнили, что это установлено санитарными правилами, поэтому не может быть нарушено учебным заведением. В итоге положение о «звонке для учителя» было исключено из нормативных актов. Другим школам, чтобы не повадно было, прокуратура сделала предупреждение о недопущении введения подобных правил.
Теперь все школьники могут покидать класс по звонку, а не по разрешению учителя. Как это повлияет на дисциплину в надзорном ведомстве, видимо не подумали. Как бы не вышло очередных злоупотреблений, теперь уже со стороны учеников. Но это уже другая история.
А на ваш взгляд, для кого в школе звонок — для учителя или для учеников?
Источник
«Звонок для учителя» и ещё 5 знаменитых фраз, которые не говорит современный учитель
Все мы помним эти любимые учительские фразочки и теперь, повзрослев, даже смеемся над ними. Слышат ли наши дети те же знаменитые слова, или современная школа изменилась настолько, что оставила позади эти бородатые стереотипы? Ответ от нашего блогера, молодого учителя русского языка. Согласитесь? Мы бы со многим поспорили.
Оригинальный текст читайте на сайте mel.fm
1. «Звонок для учителя»
Раздаётся звонок с урока. Радостные, предвкушающие обед в столовой ученики срываются с мест, сгребают тетради и ручки с парт в портфели. Они готовы в ту же секунду выбежать из класса, но слышат суровый голос педагога: «Звонок для учителя! Сядьте, мы еще не закончили» . Знакомо?
Когда я сама училась в школе, эти слова от учителя мы слышали часто. Садились обратно за парты и продолжали, пока учитель не закончит урок. Это было нормально. Наши родители тоже с этим знакомы. Беспрекословно слушались, хотя мысли каждого в этот момент были уже давно за пределами кабинета. Никому в голову бы не пришло ответить: «Вы не имеете права!»
В современной школе задержать учеников после урока недопустимо. По нормам ФГОС учитель должен успеть дать материал за положенные 45 минут. У каждого типа урока есть определенный тайминг. В конце педагог должен провести рефлексию и успеть объяснить домашку. Если задерживаешь учеников после звонка, значит неправильно составил план урока, и впредь этого нужно избежать. Иначе полетят помидоры от недовольных родителей. Ученик может ответить: «Вы не имеете права». И он будет прав. Такова современная реальность.
2. «Выйди и войди нормально», «Вон из класса!»
08:05, в класс не спеша, вразвалочку заходит Петя. Он всегда опаздывает. И каждый раз, когда Петя опаздывает на первый урок алгебры, МарьИванна ему говорит: «Выйди и войди нормально! Заваливаешься как к себе домой. Посмотрите-ка на него» .
Петя разворачивается и нехотя повинуется учителю. Стучит, открывает дверь и спрашивает: «Здравствуйте, можно войти в класс?». МарьИванна недовольно отвечает: «Заходи, куда тебя девать-то». И начинает опрос по домашнему заданию.
В каждом классе раньше был такой Петя. Сейчас эти «Пети» тоже есть, но вот подход к их поведению изменился. По нормам ученик не может во время урока находиться вне кабинета. Если раньше, когда учащийся начинал спорить с учителем, его могли выставить из класса, то сейчас педагог за это может получить выговор от администрации.
3. «Родителей завтра в школу!»
Учитель советской и постсоветской школы вызывал родителей через дневник его нашкодившего обладателя. Современный учитель вызывает родителей, позвонив им по телефону после уроков или написав в вотсап или вайбер.
Никаких криков на уроке: «Родителей завтра в школу!» или «Отца в школу». В этом плане реакция родителей на происходящее ускорилась, а ещё пропала возможность просто вырвать страницу из дневника и понадеяться, что МарьИванна остынет и не вызовет маму в школу.
4. «Дневник на стол»
То же самое и со знаменитым учительским: «Дневник на стол!» Многие современные школы вовсе отказываются от бумажного варианта ученического дневника. А там, где эта практика еще действительна, ученик в записывает в дневник только домашние задания, а по итогу четверти видит в нём только четвертные оценки.
Вся оперативная информация передается либо через электронный журнал, либо напрямую родителю, поэтому современные учителя не произносят и эту, ставшую крылатой, фразу.
5. «А голову ты дома не забыл?»
— Сидоров, почему ты не сдал тетрадь на проверку?
— МарьИванна, я её дома забыл..
— А голову ты дома не забыл?
Диалог «сквозь века», рождённый ещё во времена Аристотеля. 🙂 В современной школе от учителя можно услышать эту коронную фразу, наверное, лишь в ироническом ключе. Учитель идёт в ногу со временем, и теперь говорят что-то вроде: «А вот айфон дома не забыл» или «Лучше бы наушники дома забыл, а не тетрадь».
6. «Вы самый худший класс»
И, наконец, венчает эту подборку фраза, которую раньше каждый класс слышал, наверняка, хотя бы единожды за 9-11 лет: «Вы самый худший класс за мои 10/20/30 лет работы».
Обычно эта фраза была в контексте какого-то ужасающего поведения или скверно написанной всем классом контрольной. Очень хочется надеяться, что эти слова, которые говорились лишь сгоряча, канули в Лету. Современный учитель не кидается в своих учеников градом обидных слов. Новые образовательные стандарты диктуют необходимость искать причину плохой успеваемости и дисциплины в первую очередь в методике преподавания, а не в учениках, хотя они тоже иногда бывают не сахар.
Что же говорит современный учитель, когда видит не тот результат работы, который ожидал? «Кто вас учит вообще? Какой кошмар!»
На такие слова дети, конечно, радостно отвечают: «Вы». Тогда мы начинаем разбирать ошибки и возвращаемся к теме, которая осталась непонятой. Самоирония и здоровое чувство юмора ослабляют напряжение и помогают понять, что всё, что происходит на уроке — это коллаборация учеников и учителя, а значит и ответственность за результат обоюдная.
Источник