Что значит форсированный мат

Форсированный ход

На каждом ходу шахматной партии противникам приходится выбирать лишь одно из нескольких возможных продолжений. Иногда у них нет возможности выбора, потому что только один ход в принципе возможен или не ведет к заметному ухудшению позиции. Такой ход называется форсированным.

Вот что нужно знать о форсированных ходах:

Что такое форсированный ход в шахматах?

Форсированный ход приходится делать в ответ на угрозы или действия противника. Например, если король одного из шахматистов находится под шахом, он обязан сделать ход, защищающий короля от шаха. К другим примерам форсированных ходов относятся защита от нападения на другую важную фигуру или защита от иной серьезной угрозы, например, мата.

Король под шахом, белые обязаны защититься от нападения, поэтому отступление королем — форсированный ход.

Иногда ход, вынуждающий противника ответить определенным образом, называют форсирующим. На диаграмме сверху ход Лh1 — форсирующий, поскольку он вынуждает белых отступить королем из-под шаха.

В чем значение форсированных ходов?

Форсированные и форсирующие ходы — важнейшая часть шахматной тактики, поскольку именно из них состоят комбинации, включая матовые.

Форсированные ответы на угрозы шаха связаны с самими правилами шахмат. Не защищаться от шаха невозможно, потому что это нарушило бы правила игры. С другой стороны, можно не обращать внимания на менее серьезные угрозы, но это может привести к ухудшению позиции.

Разберем следующий пример. Как вы видите, черные дали шах белому королю своей пешкой h5. Король белых не может остаться под шахом, поэтому они вынуждены сделать форсированный ход, чтобы защититься от угрозы черных.

Читайте также:  Что значит биссектриса угла при основании равнобедренного треугольника

Белым шах, и они вынуждены отступить королем.

Заметим, что у белого короля остается всего одно поле — h4. Белые не просто вынуждены отступать королем, но вынуждены отступать им на h4, где они получат мат на следующем ходу, когда ферзь пойдет на f4.

Белый король вынужден занять поле h4, где он получит мат на следующем ходу.

Вы можете увидеть другой форсированный ход, анализируя следующую позицию. Белый конь только что вышел на d5, нападая на ферзя f6 и угрожая вилкой на c7. Черные могут не обращать внимания на угрозы и сделать любой ход, но это позволит белым разменять коня на ферзя и получить выигранную позицию.

Белый конь нападает на ферзя и на пешку c7, взяв которую он нападет на короля и ладью.

Черным приходится спасать ферзя и защищать пешку c7. У них два приемлемых хода — отступление ферзем на поле d8 или на поле d6. Можно сказать, что эти ответы черных форсированы.

После любого ответа, кроме Фd8 или Фd6, черные попадут в большую беду.

Как можно увидеть на примерах, понимание форсированных ходов и их последствий очень важно для любого шахматиста. Вы сможете использовать знание этой концепции, чтобы лучше защищаться или угрожать противнику сокрушительными атаками.

Проверим себя

Мы узнали, какой ход можно назвать форсированным. Теперь пора испытать свое мастерство. Решаем задачи и ищем форсированные ходы.

Задание 1: черная ладья атакована белым слоном. Могут ли черные спасти ладью?

Могут ли черные защитить ладью b1?

Вы правы! Черные не могут сохранить ладью, потому что их король под шахом, и они вынуждены от него защищаться.

Черная ладья не может спастись, потому что черные должны отступить королем из-под шаха.

Задание 2: Как оттеснить белого короля на край доски, чтобы дать ему мат и выиграть партию?

Заключение

Мы узнали больше о форсированных ходах и о том, как атаковать противника и защищаться от его угроз. Перейдем к решению Задач, чтобы совершенствовать свое комбинационное мастерство.

Источник

Словарь шахматных терминов

А

  • Адванс– игра, в которой разрешается использовать помощь компьютера.
  • Армагеддон — заключительная, решающая партия матча в случае ничейного исхода как основной части матча, так и тай-брейка.
  • Атака – наступление на позицию короля неприятельской стороны с целью мата. В более узком смысле – нападение на фигуру.
  • Атакёр —игрок, предпочитающий атакующий стиль игры.

Б

  • Батарея —тандем двух фигур, каждая из которых усиливает потенциал другой фигуры или атаки. Например: сдвоенные ладьи.
  • Баранка(бублик) — нолик в турнирной таблице.
  • Безнадега – безнадежная позиция.
  • Белопольник —слон белопольный.
  • Белоцветчик —шахматист, который намного лучше играет белыми, нежели черными
  • Бешеная ладья— фигура (ладья), которую бесконечно жертвуют с целью получить позицию пата на доске.
  • Блиц— игра, при которой контроль времени, как правило, не превышает 5 минут на партию. С добавлением или без добавления нескольких секунд на ход по истечении времени.
  • Блицор— игрок, который умеет и любит играть блиц.
  • Блокада— один из приемов ограничения подвижности фигур соперника.
  • Блокер —любая фигура, препятствующая продвижению пешки противника.
  • Быстрые шахматы(другое название — рапид) — игра, при которой контроль времени, как правило, находится в диапазоне 15-30 минут на всю партию.

В

  • Вертикаль— все поля доски, идущие вверх от наименования. Например, вертикаль А: все поля от А1 до А8.
  • Вечный шах— положение, когда один из игроков дает повторяющиеся шахи, а второй не может от них уклониться.
  • Взятие на проходе— взятие пешкой пешки противника, которая пересекает своим первым ходом на два поля – поле, которое бьется пешкой противника.
  • Вилка— одновременное нападение на две фигуры соперника конем или пешкой
  • Висячие пешки— пара центральных пешек, которые невозможно защитить другими пешками. Например пешки С и D при отсутствии пешек В и Е.
  • Вскрытый шах— шах, возникающий при «отскоке» фигуры и открытии нападения на короля от другой фигуры.
  • Выжидательный ход— ход, цель которого не ухудшить позицию или выяснить намерения партнера.
  • «В одну калитку»- более, чем убедительная победа.

Г

  • Гамбит— один из видов дебюта, в котором одна из сторон жертвует материал ради достижения свои целей. Например, перевес в развитии, инициатива.
  • Гарде (от французск. gardez — берегись) — жаргон начинающих, означающий нападение на ферзя.
  • Голый король— ситуация, когда король не защищен своими фигурами
  • Горизонталь— поля на доске и одинаковым цифровым индексом. Например: первая горизонталь.
  • Гроб— (безнадега, горшок, жбан, труба, ящик) — плохая или безнадежная позиция.

Д

  • Дальнобойная фигура— дальнобойными считаются ферзь, ладья и слон.
  • Двух слонов преимущество— открытая позиция, когда у одной из сторон два слона против слона и коня или двух коней.
  • Движок— это уникальная программа, которая встраивается в шахматную оболочку (например «Фриц», «Арена», «Шредер»), тем самым сила игры оболочки увеличивается во много раз.
  • Дебют— начальная стадия партии.
  • Демаркационная линия— условное название линии разделяющей четвертую и пятую горизонталь.
  • Диагональ— группа полей на доске одного цвета. Например все поля от а1 до h8 по прямой линии.
  • Детский мат— быстрый мат ферзем и слоном в дебюте.
  • Доминация— подавляющее преимущество, которое проявляет себя в полном контроле над ключевыми полями и пространством шахматной доски в целом.
  • Доплывать (доползать)— играть на ничью в заключительной части турнира.
  • Дракон— один из вариантов сицилианской защиты, при котором чернопольный слон черных фиакетируется на поле g7. Например 1.e4 c5 2.Nf3 d6 3.d4 cxd4 4. Nxd4 Nf6 5.Nc3 g6
  • Дыра— очень уязвимое поле.
  • Длинная рокировка— рокировка в длинную сторону. Кроме того, рокировкой в шутку называют три ноля подряд в турнирной таблице.

Е

  • Ёж— расположение черных пешек на полях шестой горизонтали d6 и е6 в некоторых вариантах сицилианской защиты.

Ж

  • Жертва— отдача или невыгодный (неэквивалентный) размен материала ради достижения других целей. Например: атака на короля.
  • Жертва корректная— обоснованная жертва
  • Жертва некорректная(блеф) — необоснованная жертва в расчете на ошибку.
  • Жертва позиционная— жертва, которая не предполагает отыгрыш материала в ближайшей перспективе.

З

  • Задача шахматная— позиция, в которой дается задание найти единственный путь к мату в определенное количество ходов.
  • Забор— пешечная фаланга или ряд.
  • Закрытая игра— игра при закрытом пешечными цепями центре.
  • Засада— дальнобойная фигура находится в укрытии своих фигур до поры до времени.
  • Заснуть—задуматься на долгое время.
  • Звон— разговоры во время игры блиц.
  • Зевок— очевидная ошибка, просмотр фигуры или пешки.
  • Зрение комбинационное– способность видеть тактические возможности позиции.

И

  • Игра вслепую— игра без фигур. При этом разрешается пользоваться пустой доской. Ходы передаются словами шахматной нотации.
  • Игра на три результата— непредсказуемое положение на доске, когда возможен любой исход партии.
  • Играть руками— игра на автомате, без особых раздумий.
  • Изолятор— жаргонное название изолированной пешки.
  • Инициатива— возможность навязывать сопернику характер борьбы: темп, стиль, направление.
  • Испанка— упрощенное название испанской партии.
  • Испортить прическу— разрушить монолитность пешечного построения.
  • Итальянка— упрощенное название итальянская партия.

К

  • Капкан — невыгодная ситуация, в которую попадает игрок в результате расставленной соперником ловушки.
  • Катать— играть много и поверхностно.
  • Китайская ничья— смахнуть фигуры с доски и выйти изо стола.
  • Качество— наличие соотношения ладья против легкой фигуры. Виграть качество – выиграть ладью ценой легкой фигуры.
  • Квалификация шахматная— признанный уровень игры шахматиста. Документируется присвоением разрядов и званий в соответствии с шахматной иерархией.
  • Кингчесс— экзотический вид шахмат. В процессе игры соперники поэтапно выставляют свои фигуры на пустую в начале партии доску.
  • Классика — игра с традиционным, «классическим» контролем времени.
  • Клиент— легкий соперник, у которого уже выигрывал не раз.
  • Комбинация— форсированная последовательность ходов.
  • Комбинатор, комбайнёр— шахматист, любящий и умеющий комбинировать.
  • Комодо (Komodo)— шахматная программа.
  • Коновал— шахматист, любящий играть конями.
  • Контргамбит— противовес гамбиту, — дебют, в котором на жертву следует ответная жертва.
  • Контригра— встречная игра против активности соперника.
  • Конь Каспарова— черный конь, которого водрузили на поле d3.
  • Конь Тарраша— фигура (конь), расположенный на краю доски.
  • Кооперативный мат— мат, который возник благодаря «усилиям» обеих сторон.
  • Короткая рокировка— рокировка в сторону королевского фланга.
  • Крепость— позиция, в которой при правильной игре обороняющейся стороны невозможно одержать победу.
  • Круговик— соревнование (шахматный турнир) по круговой системе. Все участники должны сыграть каждый с каждым.
  • Криттер (Critter)— шахматная программа.

Л

  • Лавирование— позиционная игра без явных активных действий.
  • Ладейник— ладейный эндшпиль.
  • Ласкеровская компенсация — ситуация, в которой за ферзя есть компенсация в виде ладьи, слона и пешки.
  • Лёгкая партия— шахматная партия в неофициальном формате и без контроля времени.
  • Лёгкая фигура—конь и слон.
  • Ловушка — прием в расчете на опрометчивую или неумелую игру соперника.
  • Лошадь —жаргонное, шутливое название коня.

М

  • Мат— положение на доске, когда король нахдится под шахом и не имеет возможности уйти из-под шаха или защититься другим способом.
  • Мат Легаля— матовая комбинация с жертвой ферзя в дебюте.
  • Мат линейный— ситуация мата одной или двумя тяжелыми фигурами на крайней горизонтали.
  • Мат спёртый— ситуация мата конем, при которой король зажат собственными фигурами.
  • Матовая сеть— положение, когда через несколько ходов будет неизбежно поставлен мат.
  • Материал— пешки и фигуры.
  • Матч— соревнование, в котором два шахматиста играют между собой определенное количество партий.
  • Мельница— комбинация последовательных вскрытых шахов.
  • Миниатюра— 1) короткая по количеству ходов партия, завершившаяся победой одной из сторон 2) Этюд или задача с небольшим количеством фигур.
  • Миттельшпиль— срединная часть игры. Между дебютом и эндшпилем.
  • Мишень— объект атаки на шахматной доске.

Н

  • Ничья— итог партии, в которой никто из игроков не победил. Каждый получает по пол-очка.
  • Насиловать позицию— игра без учета позиции, как правило, себе во вред.
  • Не выйти из дебюта— потерпеть поражение в дебюте.
  • Ничья в кармане— ситуация, при которой есть возможность играть без риска потерпеть поражение.
  • Новинка— новое продолжение в известном варианте.
  • Нокаут-система— формат турнира, схожий с олимпийской системой в других видах спорта. В следующий круг выходит только победитель. По сути – плэй-офф.
  • Нотация шахматная — система правил, согласно которым ведется запись партии.

О

  • Обезьянья игра — стремление одного из игроков к симметричному повторению ходов.
  • Обдернуться— сделать не тот ход, что задумал.
  • Обжорный ряд— горизонталь, на которой ворвавшиеся ладь или ферзь собирает «урожай» пешек.
  • Окучить— уверенное, методичное давление на позицию соперника с последующим выигрышем материала.
  • Отжарить— красивая, убедительная победа.
  • Откладывание партии — процесс, при котором партия прерывается и затем (через несколько часов или на следующий день) доигрывается. В современных шахматах практически не применяется.
  • Открытая игра — игра в открытых позициях.
  • Открытая линия— свободная от фигур вертикаль.
  • Открытые дебюты— дебюты, возникающие после первого хода e4 e5.
  • Отравленная пешка — пешка, взятие которой влечет за собой неприятные сюрпризы и последствия.
  • Отсталая пешка— пешка, отставшая от своих собратьев, ставшая объектом атаки.

П

  • Пат— положение на доске, при котором игрок, за которым право хода, — не может сделать ход, не нарушая шахматных правил и его король не находится под шахом.
  • Первая линия— лучшее продолжение, предлагаемое шахматной программой.
  • Пешка— шахматная единица, имеющая минимальную ценность.
  • Пешечник— пешечный эндшпиль.
  • План игры— идея, воплощенная в конкретные последовательные действия в шахматной партии.
  • Пластуны— пешки, которые двигаются к полю превращения на разных флангах.
  • Плотный ход— синоним понятия сильный ход.
  • Поддавки— формат игры, в котором побеждает игрок, отдавший все свои фигуры, в том числе короля.
  • Подкрутить позицию— создать дополнительное напряжение на доске игровыми способами.
  • Позиция — положение на доске.
  • Поле— единица пространства в шахматах, другие названия — клетка или пункт.
  • Полтинник— половина набранных очков от количества возможных.
  • Поле «слабое» — поле, которое может быть использовано для вторжения соперником.
  • Поплыть— растеряться, перейти на игру «на автомате».
  • Похоронить вариант— однозначно оценить вариант, как невыгодный и непригодный для применения.
  • Превращение— изменение статуса пешки другой фигурой аналогичного цвета, кроме короля при достижении 8 или 1 горизонтали
  • Прихватить соперника в дебюте— поставить перед соперником трудноразрешимые проблемы в дебюте.
  • Провисать— нахождение фигуры «под боем» без защиты.
  • Промежуток— то же, что промежуточный ход.
  • Программа шахматная— разновидность компьютерных программ, способных делать ходы, анализировать и оценивать позицию.
  • Промежуточный ход— неожиданный, не очевидный ход в форсированном варианте.
  • Пространство— объем игрового поля шахматной доски. Является фундаментальным ресурсом шахматной игры.
  • Профилактика — управление рисками, предупреждение угроз.
  • Проходная пешка— пешка, которая может двигаться к полю превращения перед которой отсутствуют пешки соперника.
  • Преимущество— превосходство над соперником в каком либо аспекте.

Р

  • Размен— ход или несколько ходов, при которых происходит взаимный обмен фигурами.
  • Раздача люлей— победы с подавляющим преимуществом.
  • Разноцвет— положение в эндшпиле, когда у сторон по одному слону разного цвета полей. Не считая других фигур.
  • Расписать— сыграть быструю ничью без борьбы.
  • Рассыпаться— получить в несколько ходов проигранную позицию из приемлемой или хорошей.
  • Рейтинг—уровень относительной силы игрока, измеряемый числовым коэффициентом.
  • Рентген— эффект от действия дальнобойной фигуры (например фианкетированного слона), при котором фигуры соперника потенциально под угрозой взятия.
  • Ретроградный анализ — задание в шахматной композиции на выяснение последнего хода в партии.
  • Рокировка— ход с участием сразу двух фигур. А именно, короля и ладьи. При рокировке король перемещается изначальной позиции через поле (вправо, или влево). а ладья перескакивает через короля, становясь на соседнее поле.
  • Ряд «обжорный» — вторая или седьмая горизонталь, на которой «свирепствует» ладья и поедает пешки.
  • Рубить флаг— умышленная игра на время.
  • Рыба (жаргон)— ничья.
  • Рыбка (Rybka)— один из продвинутых шахматных программ.

С

  • Связка— нападение на фигуру противника, которая прикрывает собой более важную фигуру. Или же ключевое поле.
  • Связанные пешки— пешки, находящиеся на соседних вертикалях рядом друг с другом.
  • Сдвоенные пешки— две пешки одного цвета на одной вертикали.
  • Сеанс одновременной игры — формат игры, когда шахматист играет с несколькими соперниками одновременно на разных досках. Ходы делаются поочередно.
  • Скахография— жанр шахматной композиции, когда расположение фигур образует очертания букв, цифр или рисунки.
  • «Слабое» превращение— превращение пешки в фигуру, отличную от ферзя.
  • «Слепота» шахматная— что-то вроде затмения, когда игрок не видит очевидный ход.
  • Стратегия шахматная— набор принципов, методов и план игры против определенного соперника.
  • Самоходки— связанные пешки, близкие к полю превращения.
  • Сбор урожая (шут.)— перевод позиционного или другого преимущества в материальное.
  • Сицилианка— сицилианская защита.
  • Скинуть— принести в жертву материал или вернуть жертву сопернику.
  • Славянка— славянская защита.
  • Слоны Горвица— два слона рядом одного цвета, простреливающие диагонали.
  • Слон Гуфельда— фианкетированный слон g7 в староиндийской защите.
  • Слон Фишера—белопольный слон белых в испанской партии и сицилианской защите.
  • Соскок— неожиданное спасение в тяжелой позиции.
  • Сплав— умышленный проигрыш.
  • Старушка (шут.)— староиндийская защита.
  • Стокфиш (Stockfish)— одна из лучших шахматных программ.
  • Стоять— придерживаться выжидательной тактики.
  • Строчка— решающий перевес. Произносятся как «плюс-минус в строчку» (когда перевес у белых) и «минус-плюс в строчку» (когда у чёрных).
  • Стучать— играть блиц или во взаимном цейтноте.

Т

  • Табия— хорошо изученная позиция.
  • Тактика шахматная— набор комбинационных приёмов. Вилка, двойной удар, отвлечение, завлечение и т.д.
  • Темп— динамика ходов. Потеря темпа — лишний ход, потеря времени.
  • Теория шахматная— область анализа и обобщения знаний в шахматах, выявление закономерностей. Обычно имеют ввиду дебютную теорию.
  • Топталка— неоднократное повторение позиции.
  • Треугольник — способ передачи очереди хода сопернику для достижение цели поставить его в положение цугцванга.
  • Тура— жаргонное название ладьи.
  • Туристы— (юмор) слабые шахматисты, не претендующие на победу в турнире.
  • Турнир— разновидность шахматного соревнования, в котором участвуют более двух игроков.
  • Турнирная таблица— документ, в котором фиксируются результаты партий участников турнира.
  • Тычок— движение пешки навстречу неприятельским силам.
  • Тяжёлая фигура—ферзь и ладья.

У

  • Угроза— потенциальная или реальная опасность.
  • Уконтрапупить— уверенно обыграть.

Ф

  • Фаланга— пешечная цепь.
  • Фейерверк—комбинация с каскадом жертв.
  • Фианкетто—фианкетирование, развитие слона в «домик» из пешек (к примеру слон на g2 при пешках f2, g3 и h2).
  • Фишка (жаргон) — шахматная фигура.
  • Фланг—вертикали a, b, c, f, g, h.
  • Фланг королевский — фланг на вертикалях f, g, h.
  • Ферзевый фланг— фланг на вертикалях a, b, c.
  • Фишеровские шахматы— в начальной позиции фигуры расположены произвольно, за исключением: пешки занимают второй ряд, —слоны стоят на полях разного цвета, ладьи с разных сторон от короля.
  • Форпост— внедренная во вражеский лагерь фигура под защитой пешки. Например, конь на d6 под защитой пешки е5.
  • Форсаж— форсированный вариант.
  • Форсирование— серия ходов, в которой соперник отвечает только вынужденным образом.
  • Форточка — поле, для ухода короля от шаха по первой (восьмой) горизонтали. Как правило h2 или g2.

Х

  • Ход— передвижение фигуры с одного поля на другое.
  • Хвост— группа участников-аутсайдеров в турнире. Иногда так называют последние доски в командных соревнованиях.

Ц

  • Цейтнот— нехватка времени для обдумывания.
  • Цементировать— сверхнадежная защита.
  • Ценность фигур— номинальная значимость фигуры в игре по отношению к другим фигурам. Например, конь равен трем пешкам.
  • Центр— поля e4,e5,d4 и d5.
  • Цугцванг (цуг)— ситуация, при которой любой ход ведет к ухудшению позиции.

Ч

  • Часы шахматные— специальная разновидность часов, в которых имеются два циферблата и механизм переключения часов таким образом, что ходят часы игрока, обдумывающего ход.
  • Часы Фишера— шахматные часы, в которых предусмотрено прибавление нескольких секунд к каждому ходу.
  • Чернопольник— чернопольный слон.

Ш

  • Шах— ситуация нападения на короля. Король находится под шахом означает, что он находится под боем фигуры противника и должен защититься.
  • Шах двойной — ситуация, в которой шах объявлен сразу двумя фигурами.
  • Шахматная композиция— разновидность шахмат, в которой составляют позиции для решения задач и этюдов.
  • Шахматная фигура— король, ферзь, ладья, конь, слон.
  • Швейцарка— турнир с большим количеством участников. Основное правило — между собой должны встречаться игроки, имеющие одинаковое или максимально близкое количество очков на данный момент.
  • Швиндель — неожиданный комбинационный удар.
  • Шлёпать— играть быстро и плохо.
  • Шпилер—игрок, делающий ставки на ловушки и использование ошибок партнера.
  • Штаны— ситуация, когда слон не может удержать две проходные пешки на разных флангах.
  • Шреддер (Shredder)— одна из продвинутых шахматных программ.

Э

  • Эстетика шахмат — способность игры вызывать эстетическое удовольствие.
  • Эндшпиль— завершающая часть партии.
  • Этюд шахматный— элемент шахматной композиции. Созданная позиция, в которой требуется найти единственный путь к решению поставленной задачи – достижения выигрыша или ничьей.

Источник

Оцените статью