Формирование универсальных учебных навыков у дошкольников
Ирина Кузнецова
Формирование универсальных учебных навыков у дошкольников
В жизни каждого дошколёнка рано или поздно наступает момент важного шага- поступление в школу. Начало этапа обучения- очень непростой период в жизни ребёнка.
Начинает пропадать детская непосредственность, появляется некая манерность. Ребёнок начинает осмысливать свой внутренний мир: всё больше проявляются самолюбие и самокритика, чувство собственного достоинства и самооценка. Речь ребёнка усложняется, расширяется словарный запас, происходит освоение звукового анализа и синтеза; и, наконец, ребёнок начинает читать.
Отсюда многие родители задаются вопросом: как правильно подготовить ребёнка к школе, как определить готовность к школьному обучению?
К сожалению, многие родители в понятие «подготовка к школе» вкладывают лишь обучение счёту, чтению и письму. И совершенно забывают, что собственно все 7 лет жизни дошколёнка- это подготовка. На протяжении всей жизни ребёнок учится: сначала взаимодействовать со взрослым, потом со сверстниками; учится выполнению инструкций, навыкам игровой деятельности (а ведь в игровых приёмах и отрабатываются все необходимые ребёнку навыки); умению доводить дело до конца и оценивать конечный результат- это тоже подготовка к школе.
Сущеструет насколько основных критериев оценки готовности ребёнка к поступлению в школу:
Первым таким критерием является общее состояние здоровья.
Не стоит пренебрегать в данном случае советами врачей. Често болеющий ребёнок будет пропускать многое из учебной программы, что в свою очередь приведёт к неминуемым пробелам в знаниях, и, как результат, к неуспеваемости. Если возраст позволяет подождать, то лучшим вариантом будет отдать ребёнка в школу на год позже. А в оставшееся время активно заняться укреплением его здоровья.
Если же вы всё таки решились поступать в школу, то, чтобы сохранить нервы себе и своему чаду, следует загодя заняться организацией будущего школьника. Распорядок дня по регламенту должен превратиться в своеобразный закон для дошкольника. Как показывает практика, в будущем это явится залогом успешной учебы в школе.
Не забывайте чаще хвалить ребенка, так как подготовка к школе и учеба в дальнейшем должны доставлять ему положительные эмоции. Психика ребёнка в этом возхрасте очень лабильна.Как говориться: что посеешь, то и пожнёшь.
Если в речи ребёнка присутствуют дефекты речи, то нужно неприменно посетить логопеда и стомотолога, т. к. любые нарушения звукопроизношения оказывают негативное влияние на развитие личности ребёнка, на его умственное развитиве и на формирование эмоционально-волевой сферы.
Следующим критерием оценки готовности к школе является состояние общей и мелкой моторики.
Очень часто родители не придают значения тому, что ребёнок неуклюж: постоянно что-то задевает, у него всё валится из рук, он шаркает ногами, испытывает трудности при просьбе нарисовать линию или круг. При разговоре с родителями таких детей выясняется, что ребёнок пропустил одну из самых важный стадий в своём развитии: стадию «ползания».
Если вы зметили у своего ребёнка моторные трудности, не торопитесь в первый класс. Лучше в освободившееся время до школы позанимайтесь развитием моторики. Благо, сейчас много литературы данной тематики.
В том случае, если же в школу ы всё таки собрались, следует удеть больше внимания тонкой координации движений. Ребёнку предстоит ведь учиться письму, а это значительная нагрузка. Отлично развивают мелкую мотрику занятия пластилиновой лепкой и рисование. Одно-два занятия еженедельно необходимо посвящать, как раз, подготовке руки дошкольника к письму. Лучше, все занятия проводить форме игры. К примеру, можно предложить малышу сначала изобразить какое-либо животное, а потом самостоятельно вырезать его из бумаги. Получится своеобразный бумажный зоопарк. Подобные упражнения желательно разнообразить, чтобы ребенок не утомлялся от монотонной деятельности.
В ходе дошкольных занятий не следует слишком усердствовать, заставляя малыша неприрывно выводить буквы на листе.Лучше чередовать момент обучения с отдыхом : 3 минуты пописали- столько же отдохнули.
Также важным аспектом при подготовке к школе является уровень сформированности пространственных представлений. От сформированности данного навыка во многом зависит успешность ребёнка в чтении и письме. Если данный навык не сформирован, или сформирован неполностью, у ребёнка возникнут трудности при ориентировки на тетрадном листе, в написании и расположении элементов буквы, в понимании условия задач.
Для развития данных способностей, поиграйте с ребёнком!. Например, в селедопытов. Нарисуйте вместе карту, где будут указаны направления движения и количество шагов (где шаги это клеточки): «два шага вниз», «три шага вправо», «остановись справа от круга» и т. д.
И последним по счёту, но не по значимости, является умственное развитие ребёнка.
Данное понятие включает в себяи уровень развития познавательных процессов: внимания (объём, концентрация, переключаемость, память (вид, объём, восприятие, мышление, развитие речи.
Для развития внимания, следует приучать ребёнка к усидчивости и умению концентрироваться на задании. Вначале по 10-15 минут, постепенно доведя этот отрезок до получаса. В этой связи, ребенку не помешает собственное место для занятий. Наряду с учебой это приучит его к аккуратности и содержанию в порядке своего «рабочего» места.
Сейчас очень много детской литературы, журнилов, книг, где печатают различные головоломки, кроссворды, задания на поиск аналогий, выделения четвёртого лишнего и т. д. Не пропускайте их мимо. Подобные задания помогут вашему малышу развить мышление и доставят ему и вам массу положительных впечетлений!
В процессе занятий необходимо побуждать вашего ребёнка к пересказу небольших и хорошо понятных. Это способствует усвоению навыка анализа. Заучивание наизусть стихов и песен – безотказный вариант для развития памяти. Кстати, эти мероприятия положительно влияют на развитие грамотного письма и беглого чтения.
Итак, подведём итоги всего вышесказанного:
1. Перед школой и во время учёбы проверяйте здоровье своего ребёнка!
2. Не пугайте ребёнка трудностями в школе! Чтобы ребёнок с радостью и без труда мог выполнить инструкцию и просьбу педагога, обращайте внимание как он понимает ваши инструкции. Они, в свою очередь, должны быть лаконичными, чёткими, и, самое главное, доброжелательными.
3. Развивайте мелкую моторику малыша. Больше играйте в пальчиковые игры, лепите, рисуйте, клейте.
4. Не нагружайте ребёнка избыточным чтением и письмом!. Детская нервная система очень истощаема. Чередуйте эти занятия с отдыхом.
5.Развивайте пространственные представления: больше играйте, проявляйте творчество и воображение. Закрепляйте с ребёнком умение проводить линии и штриховать сверху-вниз и слева-направо.
6. Поощряйте умение ребёнка наблюдать, сравнивать, исправлять, уточнять свою речь. Общайтесь с ним!
И, самое главное!
При подготовке к школе ни в коем случае не примеряйте на себя роль учителя! Вы, прежде всего заботливый и нежный родитель! Мы все знаем, что ребёнок ничего не делает по принуждению. Будте активны! Фантазируйте вместе с ним, придумывайте новые интересные формы работы.
Никогда не сравнивайте достижения ребёнка со своими собственными, старших братьев или сестёр, детей знакомых. У каждого ребёнка свой, индивидуальный темп развития и свои, индивидуальные личностные особенности.
Ваша любовь, терпение и забота будут вознаграждены успехами вашего малыша!
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках физической культуры Актуальность «Если мы будем учить сегодня так, как учили вчера, мы украдём у детей завтра». Джон Дьюи Действительно, в настоящее время.
Презентация «Формирование культурно-гигиенических навыков у дошкольников» Воспитание культурно – гигиенических навыков у детей – первооснова всей дальнейшей работы и основа для развития физически крепкого ребёнка.
Формирования у дошкольников коммуникативной компетентности как условие становления предпосылок универсальных учебных действий Возрастосообразная модель формирования у дошкольников коммуникативной компетентности как условие становления предпосылок универсальных учебных.
Формирование графомоторных навыков у дошкольников с ОНР Воспитатель: Синица Т. П. Учитель-логопед: Исаченко Л. И. В настоящее время отмечается увеличение количества детей дошкольного возраста с.
Проектная деятельность как средство формирования универсальных учебных действий обучающихся в условиях МКШ «Проектная деятельность – как средство формирования универсальных учебных действий обучающихся в условиях малокомплектной школы (далее.
Применение современных образовательных технологий как условие формирования универсальных учебных действий МОУ «Чобручская СОШ № 3» Районное МО учителей начальных классов Доклад на тему: «Применение современных образовательных технологий.
Формирование первичных произносительных навыков у дошкольников Этапы формирования первичных произносительных умений и навыков у дошкольников с нарушением интеллекта Основная его цель — развитие речевого.
Формирование певческих навыков дошкольников «Формирование певческих навыков дошкольников» Музыка, как и другие виды искусства, является специфической формой художественного отражения.
Проектная деятельность как условие формирования универсальных учебных действий младших школьников На современном этапе деятельность учителя начальных классов регламентируется такими нормативными документами, как закон РФ «Об образовании»,.
Источник
Процесс формирования умений и навыков у детей младшего дошкольного возраста
нина кашина
Процесс формирования умений и навыков у детей младшего дошкольного возраста
Рисование – одно из любимых занятий детей, дающее большой простор для проявления их творческой активности.
Тематика рисунков может быть разнообразной. Ребят рисуют все,это их интересует: отдельные предметы и сцены из окружающей жизни, литературных героев и так далее. Им доступно использование выразительных средств рисунка.
Так, цвет применяется для передачи сходства с реальным предметом для выражения отношения рисующего к объекту изображения. Овладевая приемами композиции, дети полнее и богаче начинают отображать свои замыслы в сюжетных работах.
Однако осознание и техническое овладение приемами рисования представляют довольно большую сложность для маленького ребенка, поэтому воспитатель должен с большими вниманием подойти к тематике работ.
В детском саду используются в основном цветные карандаши, акварель, гуашь обладающие разными изобразительными возможностями.
Карандашом создается линейная форма. При этом постепенно вырисовывается одна часть за другой, добавляются различные детали. Затем линейное изображение раскрашивается. Такая последовательность создания рисунка облегчает аналитическую деятельность мышления ребенка. Нарисовав одну часть, он вспоминает или видит на натуре, над какой частью следует работать дальше. Кроме того, линейные контуры помогают в раскрашивании рисунка, ясно показывая границы частей.
В рисовании красками (гуашь и акварелью) создание формы идет от красочного пятка. В этом плане краски имеют большое значение для развития чувства цвета и формы.Красками легко передать цветовое богатство окружающей жизни: ясное небо, закат и восход солнца, синее море и т. п. В исполнении карандашами эти темы трудоемки, требуют хорошо развитых технических навыков.
Изобразительная деятельность тесно связана с познанием окружающей жизни. Вначале это непосредственное знакомство со свойствами материалов (бумага, карандаш, краски, мелки и т. д., познание связи действий с полученным результатом.
О значении рисования для умственного развития писал М. И.Калинин: «Человек, который научился и привык рисовать, особо подойдет к каждому новому предмету. Он прикинет с разных сторон, нарисует такой предмет, и у него будет уже образ в голове. А это значит, что он глубже проникнет в самую суть предмета».
Младший дошкольник в своих рисунках выделяет лишь несколько наиболее ярких признаков, являющая иногда не существенными. Например, рисуя человека, дети иногда изображают очки, пуговицы на несуществующем платье, считая их основными деталями. В результате целенаправленного обучения ребенок начинает выделять главное, существенное в изображаемом.
В процесс изобразительной деятельности уточняются и углубляются зрительные представления детей об окружающих предметах. Детский рисунок иногда говорит о неверном представлении ребенка в предмете, но по рисунку не всегда можно судить о правильности детских представлений. Замысел ребенка шире и богаче его изобразительных возможностей, так как развитие представлений опережает развитие изобразительных умений и навыков. Кроме того, иногда дошкольники сознательно нарушают размеры и цвет изображения, стремясь передать свое эмоциональное отношением к объекту. Чтобы ребенок мог самостоятельно использовать умения, приобретенные при рисовании одного объекта, в изображении ряда однородных, он должен уметь обобщать, оперировать понятиями.
Развитие наглядно-образного мышления происходит в процессе обучения. Исследования известного педагога Н. П. Сакулиной показали, что успешное овладение приемами изображения и создание выразительного образа требуют не только ясных представлений об отдельных предметах, но и установление связей внешнего вида предмета с его назначением в ряду предметов или явлений. Поэтому перед началом изображения дети решают умственные задачи на основе сформировавшихся у них понятий, а затем ищут способы реализации этой задачи. Образное начало в детских рисунках проявляется в младшем дошкольном возрасте при соответствующей воспитательной работе.
В процессе рисования формируются такие важные качества личности, как активность самостоятельность, инициатива, которые являются основными компонентами творческой деятельности. Ребенок приучается быть активным в наблюдении, выполнении работы, проявлять самостоятельность и инициативу в предумывании содержания, подборе материалов, использовании разнообразных средств художественной выразительности. Не менее важно воспитание целеустремленности в работе, умении довести ее до конца.
Важно у детей воспитывать эстетическое отношением к окружающему, умение видеть и чувствовать прекрасное, развивать художественный вкус и творческие способности.
Отношение 2-3 летнего ребенка к окружающей действительности характеризуется недостаточной расчлененностью связываемых чувств. Машина привлекает все яркое, звучащее, движущееся. В этом влечении как бы сочетаются и познавательные интересы, и эстетическое отношение к объекту, которые проявляются как оценочных суждениях о воспринимаемых явлениях, так и в деятельности детей. Нередко младший дошкольник дает положительную оценку всему, что является для него привлекательным, любимым, без учета эстетических достоинств.Например: старую игрушку ребенок считает самой красивой, так как часто она используется в игре.
Изобразительная деятельность содействует развитию творческих способностей детей, которое возможно лишь в процессе усвоения и практического применения знаний, умений и навыков.
Заботясь о развитии у ребят художественных способностей, педагог должен знать моменты, являющиеся первыми побудительными факторами привлечения внимания, интереса детей к рисованию. Одним из таких факторов нередко служит глубокое эмоциональное переживание ребенка при восприятии предмета или явления – яркой картинки, игрушки и т. д. Эмоциональное переживание вызывает у ребенка потребность рассказать окружающем о том или ином явлении и показать это изобразительными средствами. Создавая рисунок, ребенок еще раз переживает тот эмоциональный подъем, который присутствовал во время наблюдения. Он испытывает огромное удовольствие от процесса рисования. У ребенка возникает желание рисовать каждый день и изображать в рисунке все то, что видит вокруг.
Нередко толчком к проявлению интереса к изобразительной деятельности служит наблюдение за рисующими.
Процесс создания взрослыми ярких образов в рисунке производит неизгладимое впечатление на детей, вызывает у них желание попробовать свои силы.
Большое значение для рисования имеет зрение. Для того чтобы нарисовать недостаточно только увидеть и узнать. Изображение предмета требует четкого представления о его цвете, форме, конструкции, которое рисующий может получить в результате предварительных целенаправленных наблюдений. В этой работе особенно важна роль зрительного аппарата.
В процессе изобразительной деятельности активно формируется зрительный память ребенка. Как известно, развитая память служит необходимыми условием успешного познания действительности, поскольку благодаря процессами памяти происходит запоминание, узнавания, воспроизведение познаваемых предметов и явлений, закрепление прошлого опыта.
Изобразительное творчество немыслимо без оперировании образами памяти и представлений ребенка, полученными непосредственно в процессе рисования. Конечной целью для младшего дошкольника является такое знание предмета, которое давало бы возможность владеть умением совершенно свободно изображать его по представлению.
Занятия рисованием способствуют развитию руки ребенка, особенно мускулатуры кисти и пальцев.
Трудовые навыки, приобретаемые детьми в процессе изобразительной деятельности, также развивают руку и глаза ребенка и могут быть использованы в разных видах труда.
Дидактические игры по формированию навыков самообслуживания для детей с нарушением зрения младшего дошкольного возраста Дидактические игры по формированию навыков самообслуживания для детей с ОВЗ (нарушение зрения) младшего дошкольного возраста «Перелей».
Фотоотчёт о воспитании у детей младшего дошкольного возраста культурно-гигиенических навыков «Ну, что за неряха!» — в сердцах восклицает иной родитель, будто и не причастен к тому, что ребёнок таков. А ведь опрятность и аккуратность.
Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста» Доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. Тесную связь пальцевой моторики.
Перспективный план формирования представлений и умений детей младшей группы по образовательной области «Человек и общество» Перспективный план формирования представлений и умений детей младшей группы по образовательной области «Человек и общество». Сентябрь.
Перспективный план формирования представлений и умений детей средней группы по образовательной области «Человек и общество». Представляю Вашему вниманию перспективный план по формированию представлений и умений детей средней группы по образовательной области «Человек.
Перспективный план формирования представлений и умений детей старшей группы по образовательной области «Ребенок и общество». Новый учебный год наступил. Предлагаю очередной перспективный план по образовательной области «Ребенок и общество». Надеюсь, что предложенный.
План заседания ГМО «Формирование исследовательских умений и навыков у детей дошкольного возраста» Доброго времени суток всем! Представляю вашему вниманию план установочного заседания ГМО на тему «Формирование исследовательских умений.
Проблема формирования графомоторных навыков у леворуких детей младшего школьного возраста Среднее число молодого поколения, которые предпочитают левую руку правой, составляет 7-12% от общего числа детей и подростков нашей страны,.
Развитие игровых навыков у детей младшего дошкольного возраста Основной вид деятельности детей в дошкольном возрасте — это игра. На первой ступени развития игры надо развивать у малышей игровые навыки.
Речедвигательные упражнения с элементами формирования базовых графических навыков для детей с ОВЗ Уважаемые коллеги, позвольте представить вам мое авторское пособие: речедвигательные упражнения с элементами формирования базовых графических.
Источник