Что значит формирование профессионально значимых качеств

Формирование профессионально значимых качеств учащихся профессиональных колледжей

Статья просмотрена: 4038 раз

Библиографическое описание:

Алимов, Б. Н. Формирование профессионально значимых качеств учащихся профессиональных колледжей / Б. Н. Алимов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 7 (54). — С. 380-382. — URL: https://moluch.ru/archive/54/7420/ (дата обращения: 22.12.2021).

В статье рассматриваются вопросы формирования профессионально значимых качеств учащихся профессиональных колледжей.

In the article are overlooned the professional important qualities formation problems at student specialired colleges.

Сфера профессионального образования находится в постоянном развитии, реагируя на изменения в экономике и обществе, адаптируясь к их меняющимся потребностям, поскольку в условиях замены традиционных технологий принципиально новыми возникают и качественно новые требования к уровню подготовки будущих специалистов. Обслуживать дорогостоящее оборудование, средства автоматизации, внедрят интеллектуальную новую технику и технологии могут специалисты гармонично сочетающие профессиональную подготовку, творческое отношение к труду, моральную ответственность перед обществом за его результаты, готовые к самостоятельной деятельности по сбору, обработке, анализу информации, умеющие принимать решения и доводить их до исполнения.

Повышение требований к качеству подготовки специалистов определяет необходимость целенаправленной деятельности по формированию и развитию профессионально важных качеств.

Профессионально важные качества будущего специалиста — это те его индивидуальные особенности, что способствуют формированию у человека положительного отношения к своей профессии и людям, с которыми он работает, стремления к личностному росту, профессиональному совершенствованию.

Термин «профессионально значимые качества» трактуется в научной литературе неоднозначно. Поскольку успешность деятельности специалиста определяется не только уровнем профессиональных знаний, умений и навыков, но и степенью сформированности его профессионально-личностных качеств, ими называются те качества личности, которые «призваны обеспечить ее успешный трудовой старт и высокие производственные показатели» [1].

Профессионально значимые качества формируются в ходе учебно-воспитательного процесса под влиянием внешних условий, которые могут ускорить этот процесс и сделать его более успешным. Независимо от специализации и характера будущей профессиональной деятельности, любой начинающий специалист должен обладать фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками. Немаловажное значение имеет опыт творческой, исследовательской и самостоятельной деятельности, позволяющий будущему специалисту определить свою позицию по тому или иному профессиональному вопросу, проблеме.

Вопрос о формировании профессиональных качеств выпускников, связанный с современным этапом научно-технического прогресса, является одним из важнейших в системе профессионального образования.

За последние годы возросли требования к подготовке специалистов среднего звена, обусловленные развитием новых технологий, производств, новыми экономическими условиями.

В этой связи особое внимание уделяется компетентностному подходу к подготовке специалистов в основе которого лежит способность будущего специалиста к проявлению профессионально значимых качеств среднего звена-учащихся профессиональных колледжей является одной из актуальнейших проблем системы образования [2].

Результаты приемов в профессиональные колледжи строительного профиля последних лет заставили нас задуматься о проблеме формирования профессионально значимых качеств сегодняшних учащихся. С этой целью мы провели анкетирование учащихся первого курса, чтобы выяснить, как учащиеся оценивают уже сделанный выбор и изучаемые дисциплины, насколько их удовлетворяют образовательные услуги?

На вопрос «Удовлетворены ли Вы тем, что поступили в наш колледж?» 89 % опрашиваемых ответили «да» и 11 % — «нет». Далее ответы распределились следующим образом: «Нравится ли Вам учиться по избранной специальности?» 75 % учащихся ответили «да» и 25 % — «нет». Наиболее трудными учащиеся считают такие дисциплины, как литература, химия, физика и математика. Легкими — физкультуру, информатику, биологию. На вопрос «Планируете ли Вы поступать в вуз после окончания колледжа?» 59 % ответили «да» и 41 % — «нет».

В числе причин, по которым они избрали обучение в колледже по своей специальности, учащиеся указали: «нравится выбранная специальность» (74 %), «высокий уровень преподавания» (30 %), «надо где-то учится» (33 %), «не трудно учится в колледже» (30 %), т. е. фактически только опрашиваемых с интересом и готовностью будут обучаться выбранной профессии, а остальные не заинтересованы в качественном обучении и в построении дальнейшей карьеры по полученной специальности.

На основе полученных результатов мы выделили две группы учащихся нового набора:

— с высоким уровнем учебной мотивации, что проявляется в следующих характеристиках: направленность на учебно-профессиональную деятельность, на развитие самообразования и самопознания;

— с низким уровнем учебной мотивации. Для этой группы профессиональная сфера еще не имеет того значения, какое имеют для них сферы обучения и развлечения. Такие студенты не задумываются о завтрашнем дне, профессиональная жизнь является для них чем-то непривлекательным и неинтересным. Будущие планы не имеют реальной опоры в настоящем и не подкрепляются личной ответственностью за их реализацию.

При формировании профессионально значимых качеств учащихся большое значение имеет учебная мотивация.

Учебная мотивация — частный вид мотивации включенная в учебную деятельность и определяющий потребность учащегося в получении знаний.

Учебная мотивация начинает складываться в младшем школьном возрасте. Изначально в ее основе лежит интерес к новым знаниям. В обшепсихологическом смысле интересом называют эмоциональное переживание познавательной потребности. В повседневной бытовой речи и в профессиональном педагогическом общении термином «интерес» часто подменяют понятие мотивации, которое в этом случае выступает в качестве синонима: «У него нет интереса к учебе», «Необходимо развивать познавательные интересы» и т. п. Такое смещение понятий связано с тем, что в теории учения именно интерес был первым объектом изучения,

Важнейшие предпосылки формирования у учащихся колледжа интереса к учению — понимание ими смысла учебной деятельности, осознание ее важности лично для себя. Интерес к содержанию учебного материала и к самой учебной деятельности может формироваться только при условии, что учащийся имеет возможность проявлять в учении умственную самостоятельность и инициативу. Чем активнее методы обучения, тем легче заинтересовать учащегося, тогда как преподнесение готового материала без постановки перед учениками определенных задач не вызывает у них интереса, хотя и не мешает пониманию содержания обучения. Отсюда следует, что основным средством воспитания устойчивого интереса к учению является использование педагогом таких вопросов и заданий, которые требовали бы от учащихся активной поисковой деятельности. Большую роль в этом играют и создание проблемных ситуаций, столкновение учащихся с трудностями, которые они не могут разрешить с помощью имеющегося запаса знаний. В этом случае учащиеся колледжа сами убеждаются в необходимости получения новых знаний или применения уже усвоенных знаний новыми способами [3].

Логика анализа подводить нас к выводу, что в подготовке специалистов строительного профиля существует ряд причин, обусловливающих низкий уровень форсированности знаний, умений и навыков:

— слабая базовая (средняя общеобразовательная) подготовка;

— низкая адаптация вчерашних школьников к требованиям образовательного процесса на 1-курсе профессиональных колледжей;

— снижение у молодежи интереса к овладению строительными профессиями.

Отсутствие мотивации привело к тому, что по некоторым специальностям не удается укомлектовать учебные группы, что сдерживает насыщение рынка труда нужными для работодателей профессиями. Данное явление угрожает потерей для строительной отрасли молодых, перспективных кадров, а для тех. кто уходит в коммерцию, — потерей квалификации. Все это отражается в сознании меняются ее ценностные ориентации, потребности, жизненные планы.

По данным социологических опросов, работать не по специальности согласен каждый десятый из опрошенных (предпочтительно в коммерческих структурах). Почти на треть увеличилось число учащихся готовых сменить специальность, лишь бы иметь работу. Продолжить образование планирует только один из семи.

Узбекистанская молодежь называет самыми престижными профессии госслужащего и деятеля искусства. Молодые специалисты выбирают работу, исходя не только из оплаты, но и престижности. «Власть» — вот ключевое слово нынешнего престижа. Отсюда и взлет интереса к госслужбе. Интересно, что совершенно неважным критерием в получении хорошей работы молодые специалисты считаю умение ладить с начальством.

Одну из ведущих ролей в формировании успевающих и неуспевающих учащихся играет система внутренних побуждении личности к учебно-познавательной деятельности в ссузе. В самой сфере профессиональной мотивации большое значение имеет положительное отношение к профессии, поскольку этот мотив связан с конечными целями обучения. Если учащийся правильно оценивает профессию, считает ее и значимой для общества, то это положительно влияет на процесс его обучения. Поэтому в целях повышения уровня учебной деятельности необходимо формирование положительного отношения к профессии.

Перед нами сейчас стоит задача: сформировать будущего профессионала и развить профессионально значимые качества у учащихся, которые предъявляются современным обществом к специалистам данной профессии, влияют на успешность профессиональной деятельности и дают возможность наиболее полно реализовать себя в ней. Но решение этой задачи вряд ли возможно только путем передачи знаний в готовом виде от преподавателя к учащимся. Необходимо перевести учащегося из пассивного потребителя знаний в активного их творца, умеющего сформулировать проблему, проанализировать пути ее решения, найти оптимальный результат и доказать его правильность. Это предполагает ориентацию на активные методы овладения знаниями, развитие творческих способностей учащихся, переход от поточного к индивидуализированному обучению с учетом потребностей и возможностей личности.

Организация обучения в информационно-коммуникационной образовательной среде способствует формированию профессионально-значимых качеств учащихся, так как в этой среде значительно расширяется возможности представления, обработки и передачи учебной информации [4, 5].

Сегодня строительные специальности остаются остро востребованными.

Следовательно, нужно растить кадры профессионалов. Причем готовить младщих специалистов необходимо с учетом современных реалий.

1. Крылова Н. Б. Формирование культуры будущего специалиста: Метод. пособие. М.: Высш. шк., 1990.

2. Корнеев Ю. В. Компетентностный подход в профессиональном образовании // Профессиональное образование. Столица. — 2008. — № 11. — С. 33–34.

3. Ассиев В. Г. Мотивация поведения и формирование личности. — М., 2006.

4. Алимов Б. Н. О педагогическом обеспечении обучения математике в информационно-образовательной среде прфессиональных колледжей // Problems of modern pedagogics in the context of international educational standards development. Materials digest of the XL international Research and prackice confernce and I Stage of the championship in pedagogical sciences (London, January 31 — February 05, 2013) pp 42–44.

5. Темуров С. Ю. Алимов Б. Н., Халимов У. Х. Основные визуальные способы представления и обработки учебной информации по математическим дисциплинам. // Молодой учёный. Ежемесячный научный журнал. — Чита (Россия). — 2013. — № 6 (53). -С. 733–736.

Источник

Профессионально важные качества и их формирование

Психологам, занимающимся изучением субъекта труда, необходимо знать особенности требований профессии к психическим качествам работника, что в дальнейшем позволяет определить степень психологического соответствия человека определенной профессии.

Важным понятием в психологии труда является психограмма, понимаемая как выделение и описание качеств человека, необходимых для успешного освоения конкретной трудовой деятельности и ее эффективного выполнения. Данные качества называются профессионально важными качествами (ПВК). В качестве профессионально важных могут выступать не только психические, но и внепсихические свойства субъекта (конституциональные, соматические, нейродинамические и т.д.). По мнению В.Д. Шадрикова, профессионально важные качества выступают в роли тех внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия и требования деятельности. Они являются узловым моментом формирования психологической системы деятельности.

Профессионально важные качества представляют собой отдельные динамические черты личности, отдельные психические и психомоторные свойства (выражаемые уровнем развития соответствующих психических и психомоторных процессов), а также физические качества, соответствующие требованиям к человеку какой-либо определенной профессии и способствующие успешному овладению этой профессией. С одной стороны, профессионально важные качества являются предпосылкой профессиональной деятельности, а с другой стороны – они сами совершенствуются, шлифуются в ходе деятельности, являясь ее новообразованиями; человек в ходе труда изменяет и самого себя.

Понятие профессионально важные качества вошло в категориальный аппарат психологии труда еще в начале ХХ в. При этом составлялась некоторая модель наиболее важных, задействованных в изучаемой работе психических функций обобщенного субъекта труда – успешного профессионала. Такого рода модель служила основой для подбора психодиагностических методик и прогнозирования с их помощью успешности будущей профессиональной деятельности претендентов на конкретную вакансию (считалось, что успешная работа определяется в первую очередь наличием психических функций, способностей определенного уровня и качества). Контекст практической задачи (профотбор, или карьерное консультирование) задавал рамки требований к ПВК. В данном случае речь шла о выявлении устойчивых профессионально важных качеств, плохо поддающихся тренировке свойств личности (способностей), которые весьма существенны для достижения профессионального успеха.

В психограммах психотехников 1930-х гг. выделялись еще два вида профессионально важных качеств (или характеристик психических функций), которые могли быть целью при составлении модели успешного профессионала. Так, при исследовании профессиональной работоспособности, утомления, в целях диагностики степени снижения психических функций под влиянием проделанной работы следовало выявить профессионально важные качества как наиболее изменчивые, временно нарушаемые в данной профессии под влиянием утомления психические функции. Именно эти функции и их свойства следовало измерять для суждения о степени профессионального утомления. Еще один вид профессионально важных качеств – это тренируемые психические функции, которые обеспечивают успешную работу и могут стать предметом развития, упражнения.

Современные исследования профессионально важных качеств (Е.А. Климов, В.Д. Шадриков, А.В. Карпов) проводятся на основе системного подхода. Любая деятельность реализуется на базе системы профессионально важных качеств. Это означает, во-первых, что каждая деятельность требует определенной совокупности профессионально важных качеств, а во-вторых, последняя является не «механической» суммой качеств, а их закономерно организованной системой. Между отдельными ПВК устанавливаются функциональные взаимосвязи компенсаторного и содейственного типов. Сама система профессионально важных качеств выступает как определенный симптомокомплекс субъектных свойств, специфичный для той или иной деятельности. Он не задан в готовом виде, а формируется у субъекта в ходе освоения им деятельности. Более того, не только для деятельности в целом, но и для ее основных компонентов (ключевых действий, основных функций и др.) также формируются специфические подсистемы профессионально важных качеств. Поэтому с внутренней – собственно психологической стороны – процесс деятельности представляет собой динамическую смену целостных подсистем профессионально важных качеств, обеспечивающих каждый ее основной этап (действие, задачу, функцию).

Формирование подсистемы профессионально важных качеств – достаточно сложный психологический процесс. Суть его А.В. Карпов определяет как функциональное объединение отдельных профессионально важных качеств, когда они начинают проявлять себя в режиме взаимосодействия. К этому есть отдельные внутренние предпосылки, так как основные психические функции онтологически связаны друг с другом. Эта связь в ходе освоения профессиональной деятельности начинает проявляться в своей положительной роли. Таким образом, «в процессе формирования психологической системы деятельности происходит своеобразная функциональная настройка психических функций на достижение целей деятельности».

Ведущей тенденцией развития подсистем профессионально важных качеств является значимое возрастание степени интегрированности – когерентности отдельных качеств. Характерно при этом, что на разных этапах освоения деятельности подсистемы профессионально важных качеств, лежащие в основе ее реализации, могут существенно различаться между собой. Тем самым в ходе освоения деятельности имеет место перестройка подсистем профессионально важных качеств.

Существуют две важнейшие категории профессионально важных качеств. Во-первых, профессионально важные качества, которые характеризуются наибольшей непосредственной связью с параметрами деятельности. Они обозначаются понятием ведущих профессионально важных качеств. Во-вторых, те профессионально важные качества, которые имеют наибольшее число внутрисистемных связей с другими качествами, т.е. характеризуются наибольшим структурным весом и, следовательно, занимают центральное место во всей системе качеств. Они обозначаются понятием базовых профессионально важных качеств. Эти качества могут не коррелировать значимо с параметрами деятельности, однако они не менее, а часто – более – важны для ее реализации. «Именно базовые профессионально важные качества являются основой для формирования подсистем профессионально важных качеств в целом. Вокруг них и на их базе объединяются, структурируются и соорганизуются все иные качества субъекта, необходимые для обеспечения деятельности и (или) ее основных действий, функций» (А.В. Карпов). Поэтому профессионально важные качества являются структурообразующими для той или иной деятельности.

Одно и то же ПВК в разных случаях может выступать либо как ведущее, либо как базовое, либо как то и другое одновременно. В последнем случае значимость профессионально важных качеств для обеспечения деятельности является наивысшей.

Любая деятельность характеризуется определенными основными параметрами, прежде всего производительностью, качеством и надежностью. В психологических исследованиях установлено, что для их обеспечения необходимы различные индивидуальные качества субъекта, поэтому принято выделять профессионально важные качества качества и профессионально важные качества производительности (А.В. Карпов). Они частично перекрываются, однако значительно чаще не совпадают друг с другом, а нередко вступают в антагонистические отношения. В последнем случае одно и то же ПВК является таковым в плане обеспечения качества деятельности и антиПВК в плане обеспечения производительности. При этом наблюдается сложная картина: одни качества могут входить в разные подсистемы профессионально важных качеств, отвечающие за производительность, качество, надежность, другие влияют только на один параметр деятельности.

Не все профессионально важные качества связаны с параметрами деятельности простой, линейной зависимостью, т.е. зависимостью типа «чем выше уровень развития профессионально важных качеств, тем эффективнее деятельность». Ряд профессионально важных качеств связан с параметрами деятельности нелинейной зависимостью типа оптимума: параметры деятельности принимают наибольшие значения не на максимальных и не на минимальных, а на некоторых средних, оптимальных, уровнях развития профессионально важных качеств. Кроме того, наибольшее развитие некоторых профессионально важных качеств нередко ведет к ослаблению других профессионально важных качеств.

Описание системы профессионально важных качеств является основой профессиональной диагностики. Имплицитно в рамках психодиагностики профессионально важных качеств витает убеждение, что чем лучше развито то или иное качество личности, тем выше результат ее профессиональной деятельности. Нередко это так и есть. Например, чем точнее слух у музыканта, тем выше при прочих равных условиях результаты его профессиональной деятельности. Чем выше интеллект, профессиональные знания, тем выше (при прочих равных условиях) результаты профессиональной деятельности ученого и т.д. Однако эффекта «прочих равных условий» практически не бывает: все люди очень разные и более оптимальный уровень развития одного качества сочетается, как правило, с менее высоким уровнем развития другого. Например, лица с более высоким интеллектом с детства привыкают полагаться на свой интеллект, у многих из них повышается самооценка, формируются индивидуалистичный стиль деятельности, неумение работать в коллективе, самоуверенность и т.д. И в процессе реальной профессиональной деятельности уже эти накопленные негативные качества становятся тормозом профессионального прогресса личности в соответствии с уровнем развития ее интеллекта. Одним словом, в индивидуальном стиле профессиональной деятельности удивительно диалектично переплетаются, аккумулируются многочисленные качества личности, которые делают попытку спрогнозировать ее успешность по одному или даже нескольким качествам малоперспективной.

Для некоторых видов деятельности актуальным является выделение профессионально важных качеств, которые выступают таковыми в нормальных условиях ее выполнения, и те, которые необходимы в усложненных или экстремальных условиях. Последнее объясняется тем, что экстремальные условия часто сопряжены с повышенной опасностью, угрозой и требуют от человека иных качеств и свойств, нежели те, которые необходимы в нормальных условиях. Для экстремальных условий не только характерны другие профессионально важные качества (по сравнению с нормальными), но и другие системы профессионально важных качеств в целом.

Таким образом, структура профессионально важных качеств – это сложное и внутренне дифференцированное системное образование, которое детерминирует успешность освоения и выполнения трудовой деятельности.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Профессионально важные качества и их формирование

Источник

Читайте также:  Что значит когда девушка спрашивает у тебя почему у тебя нет девушки
Оцените статью