- ОГЭ. Обществознание. ТЕОРИЯ по кодификатору.1.7 Человек и его ближайшее окружение. Человек в малой группе.
- 1.7 Человек и его ближайшее окружение. Человек в малой группе. Межличностные отношения. Общение.
- Часть 1.
- Человек и его ближайшее окружение. Человек в малой группе.
- Малая группа: признаки, классификация, особенности воздействия на человека.
- Малая группа.
- Признаки малой группы.
- Классификация малых социальных групп.
- По характеру отношений между членами группы.
- По характеру совместной деятельности.
- По способу образования:
- По величине группы и способу взаимодействия ее членов:
- По личностной значимости:
- По социальной значимости:
- Функции малых социальных групп:
- Положительное воздействие малой группы на человека:
- Отрицательное воздействие малой группы на человека:
- Способы реагирования человека на давление группы:
- ТЕРМИНЫ.
- 1.7 Человек и его ближайшее окружение
ОГЭ. Обществознание. ТЕОРИЯ по кодификатору.1.7 Человек и его ближайшее окружение. Человек в малой группе.
1.7 Человек и его ближайшее окружение. Человек в малой группе. Межличностные отношения. Общение.
Часть 1.
Человек и его ближайшее окружение. Человек в малой группе.
Малая группа: признаки, классификация, особенности воздействия на человека.
Ближайшее окружение человека оказывает на него самое непосредственное воздействие. Именно в малой группе происходит общение, формирование ценностей, характера.
Малая группа.
Малая социальная группа — это достаточно устойчивое объединение людей, связанных взаимными контактами. Это немногочисленная группа людей (от 2 до 15 человек), которые объединены общей деятельностью, сходным интересами, находятся в непосредственном общении, испытывают чувства и эмоции по отношению друг к другу.
Признаки малой группы.
- Небольшое количество людей (может колебаться от 2 до 15-25).
- Личные контакты в пространстве и времени.
- Наличие общей цели и совместной деятельности.
- Наличие в группе организующего начала. Это может быть конкретный человек- лидер, руководитель, или функции распределены между членами группы.
- Разделение ролей.
- Наличие эмоциональных отношений между членами группы.
- Формирование межличностных отношений в группе.
- Выработка специфической групповой культуры — нормы, правила, стандарты жизни, поведения.
Классификация малых социальных групп.
По характеру отношений между членами группы.
- Формальные группы объединены официальными целями, существует документ, удостоверяющий принадлежность к данной группе (школьный класс, спортивная секция)
- Неформальные группы не имеют официально установленной структуры. Взаимодействие членов неформальной группы стихийно, определяется их личными отношениями, общностью системы ценностей.
По характеру совместной деятельности.
- практические (совместная трудовая деятельность);
- гностические (совместная исследовательская деятельность);
- эстетические (совместное удовлетворение эстетических потребностей);
- гедонические (досуговые, развлекательно-игровые);
- непосредственно коммуникативные;
- идеологические;
- общественно-политические;
- семейные.
По способу образования:
- неофициальные — официальные
- реальные — условные
По величине группы и способу взаимодействия ее членов:
- малые- средние- большие;
- контактные (первичные);
- дистанционные (вторичные).
По личностной значимости:
- референтные — (от лат. referentis — сообщающий), или эталонная, группа — группа, нормы которой признаются личностью как наиболее ценные. Так, специалист ориентируется на определенную группу уважаемых коллег, спортсмен — на нормы ему известных рекордсменов.
- элитарные – группы социально высокостатусные, получившие всеобщее признание в качестве приоритетных групп в обществе.
По социальной значимости:
- социально положительные;
- асоциальные — социально деструктивные;
- антисоциальные — криминальные, преступные.
Функции малых социальных групп:
- социализация личности, становление его характера
- экспрессивная функция, определение места индивида в группе, его самооценка, реализация способностей, профессиональных качеств
- инструментальная- индивид в группе осуществляет конкретную деятельность
- психологическая функция- поддержка человека в трудную ситуацию, радость за его успехи.
Именно в малой группе происходит основная часть общения человека. Поэтому очень многое зависит, в какую среду он попадёт, какие люди будут его окружать.
Положительное воздействие малой группы на человека:
- придаётся уверенность в себе,
- формируются коммуникативные навыки,
- формируется самооценка,
- усваиваются определённые нравственные ценности, ориентиры,
- формируются навыки выполнения определённых социальных ролей,
- снабжение положительным эмоциями.
Отрицательное воздействие малой группы на человека:
- подчинение группе, подавление личности, её самостоятельности инициативности,
- групповой эгоизм – достижение целей группы в ущерб общественным интересам,
- конформизм (конформность) – подстраивание под интересы членов группы, выражение внешнего согласия при внутреннем несогласии, поведение в группе по её правилам.
Способы реагирования человека на давление группы:
- внушаемость – бессознательное принятие целей, линии поведения, действий группы;
- конформизм – осознанное внешнее согласие при внутреннем расхождением с мнением группы, протесте;
- коллективизм – сознательное согласие с мнением группы, принятие и отстаивание её ценностей и идеалов.
ТЕРМИНЫ.
ФИЛАНТРОП – это человек, который искренне любит всех людей и старается им помочь.
МИЗАНТРОП — человек, который избегает общества людей, нелюдим, страдает или наоборот наслаждается человеконенавистничеством
СТАТУС – положение человека в межличностных отношениях, определяющее его права, обязанности, привилегии.
СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ – это способ поведения человека, определяемый его статусом.
ЛИДЕР – член группы, за которым она признаёт право принимать ответственные решения в значимых для неё ситуациях, это наиболее авторитетная личность, реально играющая центральную роль в группе.
ГРУППОВЫЕ НОРМЫ – правила и требования, выработанные в группе, регулирующие поведение её членов.
САНКЦИИ – реакция группы на поведение членов, не соответствующее её нормам и принцам: осуждение, внушение, исключение из группы.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.
Источник
1.7 Человек и его ближайшее окружение
Человек и его ближайшее окружение
Психология и поведение отдельного человека как личности существенно зависят от социальной среды, в которой люди объединены в многочисленные, разнообразные, более или менее устойчивые соединения, называемые группами. Они делятся на большие (государство, нация, партия, класс, и т.п.) и малые группы.
Человек всегда зависит прежде всего от влияния малой группы, которая представляет собой небольшое объединение людей — от 2-3 (например, семья) до 20-30 (например, школьный класс), занятых каким-либо общим делом и находящихся в прямых взаимоотношениях друг с другом. Такие малые группы представляют собой элементарную ячейку общества, именно в них человек проводит большую часть своей жизни.
Для участников малой группы характерны общие цели, задачи деятельности, психологические и поведенческие особенности. Мера психологической общности определяет сплоченность группы.
По признаку совместной деятельности выделяются следующие виды малых групп: производственные, семейные, учебные, спортивные и т.д.
По характеру взаимоотношений между членами группы они делятся на формальные (официальные) и неформальные (неофициальные).
- Формальные группы создаются и существуют лишь в рамках официально признанных организаций (например, школьный класс, спортивная команда «Спартак» и т.д.).
- Неформальные группы обычно возникают и существуют на базе личных интересов их участников, могут совпадать или расходиться с целями официальных организаций. К ним можно отнести, например, поэтический кружок, клуб любителей бардовской песни, организацию болельщиков какого-либо футбольного клуба и т.д.
Один и тот же человек одновременно является участником неопределенно многих малых групп, и в каждой из них его положение (статус) меняется. Например, один и тот же человек является младшим братом, учеником в классе, капитаном сборной команды по футболу, бас-гитаристом в рок-группе и т.д.
Группа всегда оказывает существенное влияние на психологию и поведение человека через отношения его с остальными участниками группы. И это влияние может быть как положительным, так и отрицательным. 1
Положительное влияние
- члены группы выступают для индивида источниками духовной культуры;
- в группе происходит усвоение положительных ценностей и социальных норм;
- в результате внутригруппового общения совершенствуются коммуникативные способности;
- от членов группы индивид получает объективную информацию о себе, что способствует формированию адекватной самооценки;
- члены группы поддерживают индивида в его деятельности и начинаниях.
Отрицательное влияние:
- потеря личностью своей индивидуальности, отказ от собственных взглядов — «обезличивание»; Причины обезличивания:
высокий уровень эмоциональной возбужденности;
сосредоточенность внимания не на собственном поведении, а на том, что происходит вокруг;
высокая сплоченность группы ведет к конформизму;
сниженный уровень самосознания и самоконтроль индивида;
- группа может снижать уровень творческого потенциала высокоодаренных личностей.
- Преобладание того или иного эмоционального состояния у личности в период общения с членами группы называется эмоциональным состоянием личности в группе. 2
Иногда человек для того, чтобы оставаться в группе, идет на внутренний конфликт и ведет себя конформно, становится конформистом. Конформным называют такое поведение человека, при котором он, осознанно расходясь в мнениях с окружающими людьми, тем не менее соглашается с ними, исходя из каких-либо соображений.
Существуют три способа реагирования человека на давление группы.
Первый — внушаемость, когда человек бессознательно принимает линию поведения, мнение группы.
Второй — конформизм, т.е. осознанное внешнее согласие при внутреннем расхождении с мнением группы.
Третий способ реагирования на требование группы — сознательное согласие с мнением группы, принятие и активное отстаивание ее ценностей, норм и идеалов. 3
Межличностные отношения
Межличностные отношения — это совокупность связей, складывающихся между людьми в форме чувств, суждений и обращений друг к другу. 4
Формы межличностных отношений:
- Знакомства — самый распространённый вид межличностных отношений (в круг знакомых обычно входит множество людей).
- Приятельские отношения — основное условие таких отношений — взаимная тяга, стремление к контакту, симпатия.
- Товарищество — более близкие межличностные отношения, основанные на деловых связях; участников объединяют общая цель, средства и результаты общей деятельности.
- Дружба — более высокий уровень отношений; дружба — великая ценность и дорогой дар, она предполагает следование определённым правилам, главное в которых — необходимость взаимопонимания, откровенность, доверие.
- Любовь — высшее духовное чувство человека, богатое разнообразными эмоциональными переживаниями, основанное на благородных чувствах и высокой морали, сопровождаемое готовностью сделать все возможное для благополучия любимого человека.
Межличностные отношения по стилю делятся на:
- Официальные — это отношения, которые складываются между людьми в силу их должностного положения (например, учитель — ученик, директор школы — учитель, президент РФ — глава правительства РФ и т.д.). Такие отношения строятся на основе официально утвержденных правил и норм (например, на основе устава образовательного учреждения, Конституции РФ и др.), с соблюдением каких-либо формальностей. Отношения, которые возникают между людьми в связи с их совместной работой, также могут называться деловыми.
- Личные. Не ограничены заданными формальными правилами, их мир богат и разнообразен.
В основе межличностных отношений лежат определенные чувства людей, их отношение к другому человеку:
- симпатия — внутреннее расположение, устойчивое одобрительное эмоциональное отношение человека к другим людям, обычно следствие положительных чувств;
- антипатия — чувство неприязни, нерасположения, отношение, прямо противоположное симпатии, обычно следствие отрицательных чувств;
- стереотип — обобщённое и упрощённое представление об особенностях людей, принадлежащих к той или иной группе.
Ученые-психологи выделяют несколько факторов, которые мешают правильно воспринимать и оценивать людей. К ним можно отнести:
- неумение различать намерения и мотивы действия людей;
- неумение понимать состояние дел и самочувствие людей в момент наблюдения за ними;
- наличие заранее заданных установок, оценок, убеждений, которые имеются у человека задолго до первого знакомства (например: «А что он может мне сказать такого, что я не знаю. »);
- наличие стереотипов, в соответствии с которыми все люди заранее относятся к определенной категории (например: «Все мальчишки грубияны», «Все девчонки не умеют держать язык за зубами»);
- стремление делать преждевременные заключения о личности человека задолго до того, как о нем получена достаточная и исчерпывающая информация;
- отсутствие желания и привычки прислушиваться к мнению других людей, стремление полагаться только на собственное мнение.
Нормальные отношения между людьми складываются при наличии желания и потребности сочувствовать, сопереживать другим людям, ставить себя в положение другого человека. Основные правила взаимодействия:
- Чаще искренне и доброжелательно улыбаться.
- Не жалеть искренних комплиментов.
- Не спешить делать выводы по первому впечатлению.
- Не быть навязчивым.
- Не торопиться с выводами. 5
Общение
Общение представляет собой процесс взаимодействия людей, в результате которого происходит обмен информацией.
Содержание — это та информация, которая передается живыми существами при межиндивидуальных контактах. И человек, и животные могут передавать друг другу информацию о потребностях, об эмоциональных состояниях, сигналы об опасности.
У человека цели общения могут быть достаточно разнообразными: например, развитие, обучение и воспитание, установление деловых контактов и др. У животных цели общения, как правило, ограничены удовлетворением биологических потребностей, у человека — это еще и удовлетворение культурных, эстетических социальных, познавательных и других потребностей.
Средства общения — способы, посредством которых передается перерабатывается и расшифровывается передаваемая информация. Р. С. Немов находит четыре вида классификации видов общения по различным основаниям.
По содержанию:
- материальное, когда в процессе общения обмениваются продуктами и предметами деятельности служащими для удовлетворения насущных потребностей;
- кондиционное — общение, в ходе которого происходит определенное влияние на самочувствие друг друга, т. е. общение, рассчитанное на приведение друг друга в определенное физическое или психическое состояние;
- мотивационное — в процессе общения передаются установки, побуждения, которые готовят к выполнению определенных действий;
- когнитивное — передача знаний друг другу; 5) деятельное — передача другому умений, навыков, обмен действиями и операциями.
По целям:
- биологическое — общение, благодаря которому сохраняется, развивается и поддерживается функционирование организма, удовлетворяются органические потребности;
- социальное — общение, предполагающее установление и развитие межличностных контактов, личностного роста.
Эта классификация может быть расширена до бесконечности, так как можно выдвинуть бесчисленное количество частных целей общения в зависимости от потребностей человека.
По средствам:
- непосредственное (путем использования данных природой органов — руки, ноги, голосовые связки и т. д.) и опосредованное (с применением специальных средств, предназначенных для передачи информации, — телефон, СМИ и т. п.);
- вербальное (с помощью языка) и невербальное (путем использования неязыковых средств — мимика, жесты, прикосновения и т. п.).
В зависимости от мотивов общения:
- деловое — возникает по ходу выполнения какой-либо совместной деятельности и призвано повысить эффективность этой деятельности;
- личностное — передается информация о внутриличностных проблемах: о мотивах и интересах человека, о поиске смысла жизни, о разрешении внутриличностных конфликтов и т. п. 6
Источник