Что значит формальное окружение человека

Содержание
  1. ОГЭ. Обществознание. ТЕОРИЯ по кодификатору.1.7 Человек и его ближайшее окружение. Человек в малой группе.
  2. 1.7 Человек и его ближайшее окружение. Человек в малой группе. Межличностные отношения. Общение.
  3. Часть 1.
  4. Человек и его ближайшее окружение. Человек в малой группе.
  5. Малая группа: признаки, классификация, особенности воздействия на человека.
  6. Малая группа.
  7. Признаки малой группы.
  8. Классификация малых социальных групп.
  9. По характеру отношений между членами группы.
  10. По характеру совместной деятельности.
  11. По способу образования:
  12. По величине группы и способу взаимодействия ее членов:
  13. По личностной значимости:
  14. По социальной значимости:
  15. Функции малых социальных групп:
  16. Положительное воздействие малой группы на человека:
  17. Отрицательное воздействие малой группы на человека:
  18. Способы реагирования человека на давление группы:
  19. ТЕРМИНЫ.
  20. 1.7 Человек и его ближайшее окружение

ОГЭ. Обществознание. ТЕОРИЯ по кодификатору.1.7 Человек и его ближайшее окружение. Человек в малой группе.

1.7 Человек и его ближайшее окружение. Человек в малой группе. Межличностные отношения. Общение.

Часть 1.

Человек и его ближайшее окружение. Человек в малой группе.

Малая группа: признаки, классификация, особенности воздействия на человека.

Ближайшее окружение человека оказывает на него самое непосредственное воздействие. Именно в малой группе происходит общение, формирование ценностей, характера.

Малая группа.

Малая социальная группа — это достаточно устойчивое объединение людей, связанных взаимными контактами. Это немногочисленная группа людей (от 2 до 15 человек), которые объединены общей деятельностью, сходным интересами, находятся в непосредственном общении, испытывают чувства и эмоции по отношению друг к другу.

Признаки малой группы.

  • Небольшое количество людей (может колебаться от 2 до 15-25).
  • Личные контакты в пространстве и времени.
  • Наличие общей цели и совместной деятельности.
  • Наличие в группе организующего начала. Это может быть конкретный человек- лидер, руководитель, или функции распределены между членами группы.
  • Разделение ролей.
  • Наличие эмоциональных отношений между членами группы.
  • Формирование межличностных отношений в группе.
  • Выработка специфической групповой культуры — нормы, правила, стандарты жизни, поведения.
Читайте также:  Опиоидные препараты что это значит

Классификация малых социальных групп.

По характеру отношений между членами группы.

  • Формальные группы объединены официальными целями, существует документ, удостоверяющий принадлежность к данной группе (школьный класс, спортивная секция)
  • Неформальные группы не имеют официально установленной структуры. Взаимодействие членов неформальной группы стихийно, определяется их личными отношениями, общностью системы ценностей.

По характеру совместной деятельности.

  • практические (совместная трудовая деятельность);
  • гностические (совместная исследовательская деятельность);
  • эстетические (совместное удовлетворение эстетических потребностей);
  • гедонические (досуговые, развлекательно-игровые);
  • непосредственно коммуникативные;
  • идеологические;
  • общественно-политические;
  • семейные.

По способу образования:

  • неофициальные — официальные
  • реальные — условные

По величине группы и способу взаимодействия ее членов:

  • малые- средние- большие;
  • контактные (первичные);
  • дистанционные (вторичные).

По личностной значимости:

  • референтные — (от лат. referentis — сообщающий), или эталонная, группа — группа, нормы которой признаются личностью как наиболее ценные. Так, специалист ориентируется на определенную группу уважаемых коллег, спортсмен — на нормы ему известных рекордсменов.
  • элитарные – группы социально высокостатусные, получившие всеобщее признание в качестве приоритетных групп в обществе.

По социальной значимости:

  • социально положительные;
  • асоциальные — социально деструктивные;
  • антисоциальные — криминальные, преступные.

Функции малых социальных групп:

  • социализация личности, становление его характера
  • экспрессивная функция, определение места индивида в группе, его самооценка, реализация способностей, профессиональных качеств
  • инструментальная- индивид в группе осуществляет конкретную деятельность
  • психологическая функция- поддержка человека в трудную ситуацию, радость за его успехи.

Именно в малой группе происходит основная часть общения человека. Поэтому очень многое зависит, в какую среду он попадёт, какие люди будут его окружать.

Положительное воздействие малой группы на человека:

  • придаётся уверенность в себе,
  • формируются коммуникативные навыки,
  • формируется самооценка,
  • усваиваются определённые нравственные ценности, ориентиры,
  • формируются навыки выполнения определённых социальных ролей,
  • снабжение положительным эмоциями.
Читайте также:  Пикантная тема что значит

Отрицательное воздействие малой группы на человека:

  • подчинение группе, подавление личности, её самостоятельности инициативности,
  • групповой эгоизм – достижение целей группы в ущерб общественным интересам,
  • конформизм (конформность) – подстраивание под интересы членов группы, выражение внешнего согласия при внутреннем несогласии, поведение в группе по её правилам.

Способы реагирования человека на давление группы:

  • внушаемость – бессознательное принятие целей, линии поведения, действий группы;
  • конформизм – осознанное внешнее согласие при внутреннем расхождением с мнением группы, протесте;
  • коллективизм – сознательное согласие с мнением группы, принятие и отстаивание её ценностей и идеалов.

ТЕРМИНЫ.

ФИЛАНТРОП – это человек, который искренне любит всех людей и старается им помочь.

МИЗАНТРОП — человек, который избегает общества людей, нелюдим, страдает или наоборот наслаждается человеконенавистничеством

СТАТУС – положение человека в межличностных отношениях, определяющее его права, обязанности, привилегии.

СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ – это способ поведения человека, определяемый его статусом.

ЛИДЕР – член группы, за которым она признаёт право принимать ответственные решения в значимых для неё ситуациях, это наиболее авторитетная личность, реально играющая центральную роль в группе.

ГРУППОВЫЕ НОРМЫ – правила и требования, выработанные в группе, регулирующие поведение её членов.

САНКЦИИ – реакция группы на поведение членов, не соответствующее её нормам и принцам: осуждение, внушение, исключение из группы.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

Источник

1.7 Человек и его ближайшее окружение

Человек и его ближайшее окружение

Психология и поведение отдельного человека как личности существенно зависят от социальной среды, в которой люди объединены в многочисленные, разнообразные, более или менее устойчивые соединения, называемые группами. Они делятся на большие (государство, нация, партия, класс, и т.п.) и малые группы.

Человек всегда зависит прежде всего от влияния малой группы, которая пред­ставляет собой небольшое объединение людей — от 2-3 (например, семья) до 20-30 (например, школьный класс), занятых каким-либо общим делом и находящихся в прямых взаимоотношениях друг с другом. Такие малые группы представляют собой элементарную ячейку общества, именно в них человек проводит большую часть своей жизни.

Для участников малой группы характерны общие цели, задачи деятельности, психологические и поведенческие особенности. Мера психологической общности определяет сплоченность группы.

По признаку совместной деятельности выделяются следующие виды малых групп: производст­венные, семейные, учебные, спортивные и т.д.

По характеру взаимоотношений между членами группы они делятся на формальные (официаль­ные) и неформальные (неофициальные).

  • Формальные группы создаются и существуют лишь в рамках официально признанных организаций (например, школьный класс, спортивная команда «Спартак» и т.д.).
  • Неформальные группы обычно возникают и существуют на базе личных интересов их участников, могут совпадать или расходиться с целями официальных организаций. К ним можно отнести, напри­мер, поэтический кружок, клуб любителей бардовской песни, организацию болельщиков какого-либо футбольного клуба и т.д.

Один и тот же человек одновременно является участником неопределенно многих малых групп, и в каждой из них его положение (статус) меняется. Например, один и тот же человек является млад­шим братом, учеником в классе, капитаном сборной команды по футболу, бас-гитаристом в рок-группе и т.д.

Группа всегда оказывает существенное влияние на психологию и поведение человека через отно­шения его с остальными участниками группы. И это влияние может быть как положительным, так и от­рицательным. 1

Положительное влияние

  • члены группы выступают для индивида источниками духовной культуры;
  • в группе происходит усвоение положительных ценностей и социальных норм;
  • в результате внутригруппового общения совершенствуются коммуникативные способности;
  • от членов группы индивид получает объективную информацию о себе, что способствует формированию адекватной самооценки;
  • члены группы поддерживают индивида в его деятельности и начинаниях.

Отрицательное влияние:

  • потеря личностью своей индивидуальности, отказ от собственных взглядов — «обезличивание»; Причины обезличивания:

высокий уровень эмоциональной возбужденности;

сосредоточенность внимания не на собственном поведении, а на том, что происходит вокруг;

высокая сплоченность группы ведет к конформизму;

сниженный уровень самосознания и самоконтроль индивида;

  • группа может снижать уровень творческого потенциала высокоодаренных личностей.
  • Преобладание того или иного эмоционального состояния у личности в период общения с членами группы называется эмоциональным состоянием личности в группе. 2

Иногда человек для того, чтобы оставаться в группе, идет на внутренний конфликт и ведет себя конформно, становится конформистом. Конформным называют такое поведение человека, при кото­ром он, осознанно расходясь в мнениях с окружающими людьми, тем не менее соглашается с ними, исходя из каких-либо соображений.

Существуют три способа реагирования человека на давление группы.

Первый — внушаемость, когда человек бессознательно принимает линию поведения, мнение группы.

Второй — конформизм, т.е. осознанное внешнее согласие при внутреннем расхождении с мнением группы.

Третий способ реагирования на требование группы — сознательное согласие с мнением группы, принятие и активное отстаивание ее ценностей, норм и идеалов. 3

Межличностные отношения

Межличностные отношения — это совокупность связей, складывающихся между людьми в форме чувств, суждений и обращений друг к другу. 4

Формы межличностных отношений:

  • Знакомства — самый распространённый вид межличностных отношений (в круг знакомых обычно входит множество людей).
  • Приятельские отношения — основное условие таких отношений — взаимная тяга, стремление к контакту, симпатия.
  • Товарищество — более близкие межличностные отношения, основанные на деловых связях; участников объединяют общая цель, средства и результаты общей деятельности.
  • Дружба — более высокий уровень отношений; дружба — великая ценность и дорогой дар, она предполагает следование определённым правилам, главное в которых — необходимость взаимопонимания, откровенность, доверие.
  • Любовь — высшее духовное чувство человека, богатое разнообразными эмоциональными переживаниями, основанное на благородных чувствах и высокой морали, сопровождаемое готовностью сделать все возможное для благополучия любимого человека.

Межличностные отношения по стилю делятся на:

  • Официальные — это отношения, которые складываются между людьми в силу их должностного положения (например, учитель — ученик, директор школы — учитель, президент РФ — глава правительства РФ и т.д.). Такие отношения строятся на основе официально утвержденных правил и норм (например, на основе устава образовательного учреждения, Конституции РФ и др.), с соблюдением каких-либо формальностей. Отношения, которые возникают между людьми в связи с их совместной работой, также могут называться деловыми.
  • Личные. Не ограничены заданными формальными правилами, их мир богат и разнообразен.

В основе межличностных отношений лежат определенные чувства людей, их отношение к другому человеку:

  • симпатия — внутреннее расположение, устойчивое одобрительное эмоциональное отношение человека к другим людям, обычно следствие положительных чувств;
  • антипатия — чувство неприязни, нерасположения, отношение, прямо противоположное симпатии, обычно следствие отрицательных чувств;
  • стереотип — обобщённое и упрощённое представление об особенностях людей, принадлежащих к той или иной группе.

Ученые-психологи выделяют несколько факторов, которые мешают правильно воспринимать и оценивать людей. К ним можно отнести:

  • неумение различать намерения и мотивы действия людей;
  • неумение понимать состояние дел и самочувствие людей в момент наблюдения за ними;
  • наличие заранее заданных установок, оценок, убеждений, которые имеются у человека задолго до первого знакомства (например: «А что он может мне сказать такого, что я не знаю. »);
  • наличие стереотипов, в соответствии с которыми все люди заранее относятся к определенной категории (например: «Все мальчишки грубияны», «Все девчонки не умеют держать язык за зубами»);
  • стремление делать преждевременные заключения о личности человека задолго до того, как о нем получена достаточная и исчерпывающая информация;
  • отсутствие желания и привычки прислушиваться к мнению других людей, стремление полагаться только на собственное мнение.

Нормальные отношения между людьми складываются при наличии желания и потребности сочувствовать, сопереживать другим людям, ставить себя в положение другого человека. Основные правила взаимодействия:

  • Чаще искренне и доброжелательно улыбаться.
  • Не жалеть искренних комплиментов.
  • Не спешить делать выводы по первому впечатлению.
  • Не быть навязчивым.
  • Не торопиться с выводами. 5

Общение

Общение представляет собой процесс взаимодействия людей, в результате которого происходит обмен информацией.

Содержание — это та информация, которая передается живыми существами при межиндивидуальных контактах. И человек, и животные могут передавать друг другу информацию о потребностях, об эмоциональных состояниях, сигналы об опасности.

У человека цели общения могут быть достаточно разнообразными: например, развитие, обучение и воспитание, установление деловых контактов и др. У животных цели общения, как правило, ограничены удовлетворением биологических потребностей, у человека — это еще и удовлетворение культурных, эстетических социальных, познавательных и других потребностей.

Средства общения — способы, посредством которых передается перерабатывается и расшифровывается передаваемая информация. Р. С. Немов находит четыре вида классификации видов общения по различным основаниям.

По содержанию:

  • материальное, когда в процессе общения обмениваются продуктами и предметами деятельности служащими для удовлетворения насущных потребностей;
  • кондиционное — общение, в ходе которого происходит определенное влияние на самочувствие друг друга, т. е. общение, рассчитанное на приведение друг друга в определенное физическое или психическое состояние;
  • мотивационное — в процессе общения передаются установки, побуждения, которые готовят к выполнению определенных действий;
  • когнитивное — передача знаний друг другу; 5) деятельное — передача другому умений, навыков, обмен действиями и операциями.

По целям:

  • биологическое — общение, благодаря которому сохраняется, развивается и поддерживается функционирование организма, удовлетворяются органические потребности;
  • социальное — общение, предполагающее установление и развитие межличностных контактов, личностного роста.

Эта классификация может быть расширена до бесконечности, так как можно выдвинуть бесчисленное количество частных целей общения в зависимости от потребностей человека.

По средствам:

  • непосредственное (путем использования данных природой органов — руки, ноги, голосовые связки и т. д.) и опосредованное (с применением специальных средств, предназначенных для передачи информации, — телефон, СМИ и т. п.);
  • вербальное (с помощью языка) и невербальное (путем использования неязыковых средств — мимика, жесты, прикосновения и т. п.).

В зависимости от мотивов общения:

  • деловое — возникает по ходу выполнения какой-либо совместной деятельности и призвано повысить эффективность этой деятельности;
  • личностное — передается информация о внутриличностных проблемах: о мотивах и интересах человека, о поиске смысла жизни, о разрешении внутриличностных конфликтов и т. п. 6

Источник

Оцените статью