Что значит форма стихотворения

III. Форма стихотворения.

Алгоритм анализа стихотворения.

I.Вступление.

  1. Творческая биография автора. (Даётся не всегда, только если есть посвящение, конкретные названия, имена, даты.)
  2. История создания произведения. (Даётся не всегда, только если углубляет, расширяет понятие.)
  3. Мировоззрение автора. (Система взглядов.)
  4. Тип лирического произведения: любовная лирика, философская, гражданская, вольнолюбивая, пейзажная лирика.
  5. Определение жанра:

Ода, послание, элегия, песня, баллада, эпиграмма, чаще — лирическое стихотворение.

— чистая лирика – прямой разговор о чувствах;

— лирика мысли – лирическое размышление, прямое высказывание;

— ролевая лирика – запечатление переживаний персонажа, который сам говорит о себе; иногда персонаж – полная противоположность автору;

— описательная лирика – показ конкретной картины (сюда входит и лирика пейзажная);

-повествовательная лирика – передача событий, вызвавших переживание.

II. Содержание стихотворения.

6. Выявление лирического сюжета.

В лирике изображается момент внутренней жизни человека, динамика его переживаний. Под переживанием следует понимать любое чувство, эмоцию, настроение, мысль, вызванные любыми обстоятельствами жизни. Это может быть любовное чувство, патриотическое высказывание, философское суждение, радость и тревога.

Обозначение предмета поэтического высказывания, вопроса, которого касается автор, жизненного явления, которое вызвало заключённое в стихотворении переживание.

Обобщающее значение лирического произведения, авторское отношение к изображённому.

9. Истолкование названия, которое обычно указывает на тему или идею, иногда на сюжет и жанр.

10.Проблема – сложный вопрос, поставленный в произведении, острое жизненное противоречие, точка напряжённости между существующим и должным, желаемым и реальным.

11. Пафос – эмоционально – оценочное отношение писателя к описываемому, отличающееся большой силой чувств (глубокое страстное чувство). Пафос может быть утверждающим, отрицающим, оправдывающим, возвышающим.

— героический – стремление показать величие человека, совершающего подвиг; утверждение величия подвига;

— драматический – чувство страха и страдания, порождаемое пониманием противоречивости общественной и личной жизни человека; сострадание героям, чья жизнь оказывается под угрозой поражения и гибели;

— трагический – высшее проявление противоречивости и борьбы, возникающей в сознании человека и его жизни; конфликт приводит к гибели героя и вызывает острейшее чувство сострадания и очищения через страдание;

— сатирический – негодующе – насмешливое отрицание определённых сторон общественной и частной жизни человека;

— комический – насмешливое отношение к безобидным комическим противоречиям; смех, соединённый с жалостью;

— сентиментальный – повышенная чувствительность, умиление, способность к самопознанию;

— романтический – восторженное состояние души, вызванное стремлением к возвышенному идеалу.

12. Конфликт – острое столкновение характеров и обстоятельств, взглядов и принципов, противоречие между героем и обществом, внутренняя борьба героя с самим собой.

13. Характеристика образов – лирические образы необычайно ёмки, тесно связаны между собой, поэтому говорят об образном строе стихотворения. Истолкования требуют:

образ лирического героя – тот, переживания которого отражены в произведении. В повествовательной и описательной лирике этот герой, который именно так увидел событие и картину. (Лирического героя не следует отождествлять с автором.);

аллегорические образы — под непосредственно изображаемыми образами подразумеваются другие лица, явления, предметы;

символические образы – образы, выражающие смысл какого – либо явления в предметной форме (так, хлеб-соль – символ гостеприимства);

III. Форма стихотворения.

Лирика не создаёт сложных композиционных форм. Но возможно выделить композиционные части: кульминационную часть, повествовательный, описательный фрагменты, строфы, выражающие чувства и эмоции или, напротив, содержащие прямое высказывание. Стихотворение может иметь кольцевую композицию. Композиция может основываться на контрасте изображаемых явлений (выражений противоположности черт, явлений), на антитезе (резком противопоставлении явлений).

15. Выявление организации поэтической речи.

Система стихосложения:

— тоническая (строки соизмеряются количеством равномерно расположенных ударных слогов, а количество безударных слогов неопределённое);

— силлабическая (равное количество слогов);

— силлабо – тоническая (строки выравниваются стопами).

Размер и ритм– метрическая схема, упорядоченное сочетание ударных и безударных слогов, реальное количество стоп. Русская литературная поэзия знает ограниченное количество стихотворных размеров:

— ямб (− ‌‌‌׀‌‌) –ритм сильный, энергичный, живой;

— хорей (׀−) –ритм более мягкий, плавный, завораживающий, спокойный, создающий картину умиротворения;

— дактиль (׀− −) –ритм тревожный, волнующий, в то же время однообразный, размеренный;

— анапест (− −׀) –ритм сбивчивый, взволнованный, часто употребляются неметрические ударения(спондей);

— амфибрахий(−׀−) –ритм гибкий, пластичный, близкий к разговорной речи, отличающийся разнообразием интонации.

В тоническом стихосложении возникли свободные размеры:

дольник —размер, в котором стопу заменяет доля (может быть двусложной и трехсложной). Длину стиха измеряют числом иктов, т.е. сильными слогами, интервалы (слабые слоги) между которыми колеблются от одного до двух слогов(не больше!)

тактовик – размер, в котором количество междуударных интервалов колеблется от одного до трёх слогов;

акцентный стих – самая свободная форма стиха, где ритмичность определяется только счётом ударных слогов, количество безударных между ними неопределённо. В акцентном стихе элементарной единицей ритма является слово, т. е. длина акцентного стиха измеряется не числом стоп (или иктов), а числом слов, а значит, и ударений;

свободный стих (верлибр) – это форма стиха, лишённая рифмы и упорядоченного ритма. Обладает только раздельностью текста на ограниченные поэтом строки – стихи.

Ритмможет быть однородным и неоднородным, плавным или динамическим, монотонным, преднамеренно нарушаемым, с нарастанием или постепенным снижением энергии. Важнейшие факторы ритма – это пиррихий(придаёт стиху гибкость и разнообразие звучания, выделяет слово в середине строки), спондей(два ударных слога, стоящие рядом, произносятся с усилием, резко выделяются в стихе), паузы( цезура, которая делит стих; пауза, которая фиксирует конец стиха) , длина стиха (например, 5-стопный ямб, 3-стопный дактиль),разностопность, рифма, слово.

Рифма –повтор звуков, связывающих окончания двух или более строк.

Рифмы бывают точные (звуки полностью совпадают) и неточные(совпадение звуков приблизительное).

По месту ударения рифма бывает мужская (ударение падает на последний слог в стихе), женская(на предпоследний) , дактилическая(ударение падает на третий от конца строки слог) и гипердактилическая(ударение падает на 4 слог с конца). Мужская рифма придаёт стиху энергичное, резкое звучание женская рифма звучит напевнее, мягче; чем дальше ударение от конца стихотворной строки, тем мягче звучание стиха.

По расположению в строфе рифма бывает парная(две рифмующиеся строки рядом), кольцевая(опоясывающая) и перекрёстная. Расположение рифмы в стихотворении важно, т.к. образует строфу.

Строфа – это группа стихотворных строк, объединённых общим смыслом и характером рифмовки. Она создаёт членение стихотворного текста. Каждая строфа – группа стихов, которая обозначена графически (межстрочным пробелом). Различают строфы по количеству строк и способу рифмовки: дистих (двустишие) терцет (трёхстишие), катрен(четверостишие), пятистишие, шестистишие(секстина), октава(восьмистишие),девятистишие(нона), одическая строфа(десятистишие — абабввгддг), триолет(восьмистишие, в котором первые две строки повторяются в конце, а четвёртая строка – рефрен ещё раз как первая), рондо(наиболее употребительная форма состоит из двух пятистиший и трёхстишия между ними – 13 строк, после трёхстишия и в конце повторяются как рефрен слова первого стиха), сонет(состоит из 14 стихов, разделённых на два четырёхстишия и два трёхстишия), онегинская строка(14-стишие:АбАбВВггДееДжж- состоит из трёх четверостиший с перекрёстной, парной, кольцевой рифмовкой и завершающего двустишия )и т.д.

Строфа – композиционная единица.Это фрагмент картины, переживание, мысль: от строфы к строфе происходит переход к новой теме, поворот темы.

Астрофический стихзвучит более взволнованно, эмоционально.

Источник

Занятие 33. Виды стиха

БЕЛЫЙ СТИХ — стих без рифм. Чаще всего белый стих встречается в народных сказаниях, былинах, сказках, отличающихся большой напевностью, лиричностью и выразительностью.

Высоко стоит
Солнце на небе,
Горячо печёт
Землю-матушку.
А. Кольцов

Белые стихи, в отличие от безрифменных, — это сознательное отступление от правил стихосложения, своеобразный художественный приём. На слух белый стих более приятен, чем верлибр. Метрическая организация остаётся неизменной — при прочтении одноразмерных стихов с рифмой и без, дискомфорта от перехода не ощущается. Белым стихом написаны многие сказания и авторские стилизации под них.
Можно привести ещё один пример белого стиха: Это небольшой отрывок из сказки Геннадия Апановича:

Наступило красно утро
В середине где-то марта,
А по тропочке средь леса
Добрый молодец идет.
Он ходил в далеки страны,
Повидал немало дива.

БЕЗРИФМЕННЫЙ СТИХ — зародился в античные времена. Безрифменным стихом писали Овидий, Гораций, Вергилий и другие поэты древности. Этот вид стиха можно назвать далёким предком белого стиха.

Нет, не завидую я, скорей удивляюсь; такая
Смута повсюду в полях. Вот и сам увожу я в печали
Коз моих вдаль, и одна еле-еле бредёт уже, Титир.

ВЕРЛИБР — свободный стих. Нерифмованные стихи без метра. Они разделены на стихотворные строки, не обладающие признаками соразмерности.

. Оказалось, что большой пёстрый кот
С трудом лепится на краю крыши,
Подстерегая целующихся голубей.
Я рассердился больше всего на то,
Что целовались не мы, а голуби,
И что прошли времена Паоло и Франчески.
А. Блок

В верлибре нет никаких правил, абсолютно никаких. Не нужно соблюдать метра, рифмовать. Почему же в данном случае верлибр относится к поэзии? Потому что верлибр — это текст, максимально изобилующий декоративной поэтической техникой. Тут работает аксиома: чем дальше автор в стихотворении отступает от метра, тем больше декоративных техник должно быть применено. Иного не дано. Разбирать верлибр с точки зрения строения скелета занятие абсолютно пустое.

Я думаю о том
что возможно существует язык
в котором эта цепочка следов
и есть вторая половина
моей истории.

ВОЛЬНЫЙ стих — сочетание стихов с различным количеством стоп в них. При всей своей гибкости стихотворные размеры не всегда могут удовлетворять автора, который пытается передать какие-то конкретные особенности простой разговорной речи — его сковывает необходимость чередовать ударные и безударные слоги, выдерживать количество стоп. . Чтобы уйти от этого поэты иногда прибегают к такому виду стихосложения, как вольный стих. Виды такого стиха определяются в зависимости от вида стоп. Например, ямб с различным числом стоп называют стихом. Образец такого ямба мы видим у Крылова:

Две бочки ехали: одна с вином,
Другая
Пустая.
Вот первая себе без шуму и шажком
Плетётся.
Другая вскачь несётся.

У вольного стиха имеется одна особенная разновидность — стих смешанный, который отличается тем, что у него чередуются строки различных размеров:
Давно в любви отрады мало:
Без отзыва вздохи, без радости слезы;
Что было сладко — горько стало,
Осыпались розы, рассеялись грезы.

В этом примере ямбические четырехстопные строки чередуются с четырехстопными же амфибрахическими стопами. Но так как один размер двусложный, а второй — трехсложный, то общее количество стоп разнится.

ХОЛОСТЫЕ СТИХИ — стихи, в которых кроме зарифмованных строк, есть и не зарифмованные (не имеющие рифмованной пары). Схема рифмовки холостых стихов может быть различной АВСВ, АВАС, ААВА и т.п. Этот вид стихосложения пришел в Россию из немецкой поэзии (холостой рифмовкой часто пользовался Г.Гейне). С начала девятнадцатого столетия холостые стихи стали обычными в русской литературе.

Месяц тянется любовь —
И ещё ни поцелуя!
Сохнут жаркие уста,
В одиночестве тоскуя.
Г. Гейне

СТИХОТВОРЕНИЕ В ПРОЗЕ — небольшое нерифмованное эмоционально насыщенное лирическое произведение отличающееся мелодичностью и напевностью. Примером такого произведения может служить «Песня о соколе» М.Горького.

«Безумство храбрых — вот мудрость жизни! О, смелый Сокол! В бою с врагами истёк ты кровью. Но будет время — и капли крови твоей горячей, как искры, вспыхнут во мраке жизни и много смелых сердец зажгут безумной жаждой свободы, света!»

Стихи в прозе являются как бы промежуточной художественной формой между свободным стихом и прозой . Это произведение поэтическое по содержанию и прозаическое по форме (в начале 20 века его однозначно относили в поэзии). Как правило, в стихах в прозе есть размер. Сейчас такой вид стихосложения встречается редко, но поэтам забывать его не стоит.

У М. Ю. Лермонтова есть прекрасные строки:

«Синие горы Кавказа, приветствую вас! вы взлелеяли детство мое; вы носили меня на своих одичалых хребтах, облаками меня одевали, вы к небу меня приучили, и я с той поры все мечтаю о вас да о небе. Престолы природы, с которых как дым улетают громовые тучи, кто раз лишь на ваших вершинах творцу помолился, тот жизнь презирает, хотя в то мгновенье гордился он ею. «

МОНОРИМ — стих, построенный на одной рифме. В Европе и России применяется редко. Распространён в странах Ближнего и Среднего Востока. Рубаи Омара Хайяма также могут быть отнесены к монориму.

Куда уйти от пламенных страстей,
Что причиняет боль душе твоей?
Когда б узнал, что этих мук источник
У той в руках, что всех тебе милей.
Омар Хайям.

Разновидности монорима: газель, фард и др. Пример фарда:
Тогда лишь слово в ход пустить твой долг,
Когда уверен ты, что будет толк.
Саади

Пример старинного европейского монорима:

Холодеет жар камина,
Смолкли звуки пианино,
Отзвучала каватина.
Где ж иных небес картина,
Белый лебедь Лоэнгрина?

АЛФАВИТНЫЙ СТИХ — стих, ведущий своё начало от Азбучной молитвы, написанной в Х веке. В этом стихе каждый стих или строфа (часто двустишие) начинаются с одной буквы.

Азь словом сим молюся Богу
Боже всея твари и зиждителю
Видимыимъ и невидимыимъ!
Господа духа посъли живущаго
Да въдъхнёть в сердце ми слово
Еже будеть на успехъ вьсемъ.

Сочетание стихов, написанных разными стопами (и количество их также меняется в стихах) образует СВОБОДНЫЙ СИЛЛАБО — ТОНИЧЕСКИЙ СТИХ. Например, в «Русалке» М.Ю.Лермонтова:

Русалка плыла по реке голубой,
Озаряема полной луной.

Однако такой стих в литературе явление не очень распространенное.
Кроме вышеперечисленных видов стиха, часто применяемых в русской литературе существуют так называемые экспериментальные (или экзотические) стихи, построенные на нетрадиционном построении строф, чередовании рифм и пр. К таким стихам относятся: акростихи, панторим, реверс, бесконечный стих, буриме, шарада и др.

АКРОСТИХ — стих, первые буквы всех строк которого образуют слово. Это достаточно редкий, но весьма интересный и многими любимый вид стихотворения. Первые буквы всех строк в нем образуют какое-нибудь слово или словосочетание, позволяя зашифровать таким образом послание или придать ему новый смысл. Написание таких стихов требует изрядной доли мастерства и удается не каждому. Это несколько напоминает буриме и может использоваться в качестве прекрасной игры или поэтической тренировки.
Примером акростиха могут служить следующие отрывки:

Храня покой Отчизны милой
Родных селений, тучных нив,
У рубежей страны любимой
Щитом надёжным мы стоим.
Ей нашу молодость и силу
Всегда готовы мы отдать.

(Стихотворный памфлет, написанный в 70-ых годах прошлого века)
или:

Лазурный день
Угас, угас.
Ночная тень
Ах! Скрыла нас.

Известны еще две разновидности подобного стихотворного творчества: это — мезостих (слово образуют буквы в середине каждой строки) и телестих (где используются конечные буквы).

ПАНТОРИМ — стих, в котором рифмуются все слова. В чистом виде встречается редко.
Опьяняет смелый бег,
Овевает белый снег,
Режут шумы тишину,
Нежат думы про весну.
В.Брюсов

БЕСКОНЕЧНЫЙ СТИХ — стихи с кольцевой рифмой, в котором конец переходит в начало. Примером может служить всем известное стихотворение:

У попа была собака
Он ее любил,
Она съела кусок мяса,
Он её убил.
И на камне написал:
— У попа была собака. и т.д.

БУРИМЕ — сочинение стихов на заранее заданные рифмы. Как стихотворная форма буриме зародилось во Франции в первой половине семнадцатого века. В ХV11-ХV111 веках эта игра была модной в великосветских салонах многих стран Европы. В наше время буриме продолжает оставаться популярной игрой среди любителей поэзии.

ШАРАДА — стихотворение — загадка, иносказательно описывающая то или иное явление.
Начало слова — зверь морской,
В лесу растёт конец шарады,
Отгадку в швейной мастерской
Сошьёт портной вам, если надо.
(кит + ель = китель)

Источник

Читайте также:  Что значит видеть синий цвет
Оцените статью