Что значит форма щита

ОПРЕДЕЛИТЕЛЬ МУЗЕЙНЫХ ПРЕДМЕТОВ
сводный электронный предметно-тематический иллюстрированный каталог

Гербовый щит

Гербовый щит

Гербовый щит:
столб, глава (верх. 1/3 щита), пояс, оконечность; левый верхний угол, левый нижний угол, во главе, центр, в оконечности, правый верхний угол, правый нижний угол.

Источники:

  • Энциклопедический словарь, изд. Брокгауза и Ефрона. — Винклер П.Ф. Герб. — Кн.15. — СПб., 1892. — С. 461, 462.

Составитель: Шилов Н.И.
Дата создания: 18.05.2009, дата редактирования: 18.07.2012.

Гербовый щит. Формы его

  1. Варяжский (треугольный)
  2. Итальянский (овальный)
  3. Испанский (квадратный с закруглением внизу)
  4. Французский (четырехугольный с заострением внизу)
  5. Вырезной (или германской формы)

Источники:

Составитель: Шилов Н.И.
Дата создания: 18.05.2009, дата редактирования: 18.07.2012.

Деление гербового щита

Щит может быть не только цельным, но и разделенным. Основных способа деления щита три — пересечение, рассечение и скошение, они могут комбинироваться:

  1. Пересечение
  2. Рассечение
  3. Скошение слева и справа
  4. Четверочастный щит

Деления могут осуществляться не только прямыми линиями, но и зубцами, остриями, волнами и пр. линиями — такие деления считаются второстепенными.

Источники:

Составитель: Шилов Н.И.
Дата создания: 02.03.2010, дата редактирования: 18.07.2012.

Формы гербовых щитов

Наиболее часто встречающиеся формы щитов:

  1. Французский щит
  2. Испанский щит
  3. Варяжский щит
  4. Польский щит
  5. Немецкие щиты
  6. Английские щиты
  7. Овальный (итальянский) и круглый (восточный) щиты
  8. Щит московской формы

Исторически в России наибольшее применение получил т.н. «французский щит».
По правилам геральдики форма щита в блазоне никогда не описывается, т.к. считается, что за основу гербу может быть взят щит любой формы. По правилам геральдики всегда первичен блазон (т.е. описание герба), по которому воспроизводится сам рисунок. Поэтому возможно существование несколько художественно разных прорисовок одного и того же герба, каждая из которых равнозначна. Принятие какого-либо изображения за эталон по канонам классической геральдики считатется недопустимым (хотя в обычной современной практике стараются все-таки придерживаться по возможности оригинала).
К тому же щит всегда изображается как бы смотрящим на наблюдателя — поэтому правая сторона сторона щита будет левой от наблюдателя (и соответственно наоборот). Именно поэтому геральдические «лево/право» зеркальны обычной практике.

Источники:

Составитель: Шилов Н.И.
Дата создания: 02.03.2010, дата редактирования: 18.07.2012.

Источник

Что значит форма щита

Первой характеристикой любого щита является его форма. Она бывает очень разной и зависит от многих факторов. Можно выделить 9 основных (наиболее распространенных) форм геральдического щита, наиболее часто используемых в геральдике.
Наименования (польский, немецкий, французский . ) – это просто дань традициям и истории. Вовсе не обязательно, что варяжский щит должен использоваться только в странах Скандинавии, а «испанский» на юге. Просто так принято.
При чтении щита наименование формы щита не упоминается. Если говорить о распространенности в мире среди 9 наиболее популярных форм геральдического щита, то наиболее распространенной будет как раз французский щит.

Второй важнейшей характеристикой щита является его сечение (или по-другому деление). Сечение (деление) четко регламентируется геральдикой. Выделяется 4 основных простых деления, а также составные деления и еще фигурные. Основные – это те, которые делят щит пополам. Это вертикально (рассечение), горизонтально (пересечение), диагонально слева (скошение справа) и диагонально справа (скошение слева)

Геральдическими называют гербовые фигуры, которые наиболее часто использовались при создании гербов. Эти фигуры можно разделить на Почетные и Простые. Первые получили такое название потому, что часто жаловались в знак особого отличия и, кроме того, они занимают в щите главнейшие положения.По правилам Геральдики почётная геральдическая фигура в описании герба провозглашается первой, непосредственно после упоминания щита.

Простые же геральдические фигуры, обладая некоторыми свойствами почетных, меньше последних по величине и составляют как бы переход от фигур геральдических к фигурам негеральдическим.

  • Тинктуры
  • Негеральдические фигуры
  • Расположение негеральдических фигур
  • Порядок описания

Тинктуры – это наименование красок и покрытий в геральдике, они являют важным аспектом составления гербовых щитов.
В геральдике используется семь цветов: два металла и пять эмалей. Первоначально было только четыре цвета – красный (червлень), синий (лазурь), черный (чернь) и белый, но затем появились дополнительные цвета: зеленый (зелень), желтый и пурпурный (пурпур). Желтый и белый, сначала независимые от золота и серебра цвета, позднее стали заменять эти два металла, и как самостоятельные уже не использовались. Особым типом геральдических цветов являются меха – горностаевый и беличий. Ограничение набора цветов в геральдике продиктовано практическими соображениями.
Герб служил, прежде всего, военным опознавательным знаком, а поэтому должен был хорошо различаться на расстоянии. Его окраска должна была быть яркой и контрастной. Это практическое правило выражается в одном из основном правиле Геральдики, гласящим, что финифть может наноситься только на металл, а металл только на финифть (меха и натуральные цвета могут помещаться как на эмалях, так и на металлах).

Все негеральдические фигуры можно разделить на 3 части: естественные негеральдические фигуры (к ним можно отнести различные изображения животных и растений);
искусственные негеральдические фигуры (оружие, инструменты и т. п.)
и мифические геральдические фигуры (Драконы, единороги, грифоны и иже с ним и т. п.).
Животные идентифицируется, кроме названия, еще по трём признакам — позе, цвету и атрибутам. Это все важно! Животное может стоять, шествовать, сидеть, бежать или лететь; существует целый подраздел геральдики, который изучает принятые позы и положения. Обычно геральдическое животное, почти всегда изображаемого в профиль, то есть обращённое геральдически вправо. Животное же, обращённое в противоположную сторону — геральдически влево — называется обращённым.
Есть некоторые основы, наиболее часто упоминаемые позы для определенных животных. Для льва, например, стандартное положение — вздыбленное. А для орла — обращённое впрям, с головой, повёрнутой вправо, с распростёртыми крыльями, с расставленными лапами с растопыренными пальцами, с хвостом, опущенным вертикально вниз.

Положение фигуры (или расположение, если фигур несколько) на щите подчиняется определённым правилам.

Количество и расположение фигур определяется максимальным заполнением свободного пространства, оставленного в щите главной фигурой. При этом одна и та же фигура может встречаться неоднократно, в соответствии с симметрией и гармонией. Эти условия определяют и соответствующий размер фигур.
Все фигуры должны быть ориентированы передней частью к правому краю, иначе, обращённые влево, а не вправо, они будут называться обращёнными, но такое встречается крайне редко

Порядок описания Если гербовый щит имеет два поля или более, то его описание дается в установленном порядке, исходя из преимущества правой стороны и верхней части щита.

Источник

Что значит форма щита

Герб может изображаться малым, средним или большим. Малый герб состоит только из щита с гербом. Средний герб изображается в сопровождении шлема с навершием и намёта. Большой герб включает в себя все геральдические атрибуты — шлем и нашлемник, намёт, щитодержателей, мантию, корону и девиз. Все основные элементы большого герба содержит представленный здесь герб князей Барклай-де-Толли-Веймарн: щит, шлем с нашлемником, щитодержатели, девиз, основание, мантия, княжеская корона. Рассмотрим подробнее каждый из этих элементов.

Основой герба является щит. С описания этого главного элемента мы и начнём изложение правил геральдики. В геральдике встречаются щиты самых разных форм — от простых до весьма замысловатых. Самой распространённой формой рыцарского щита в эпоху зарождения геральдики была треугольная, которая и стала основной. Но в разные исторические периоды появлялись и другие конфигурации. Сегодня форма щита может служить отправной точкой для экспертизы герба.

Поскольку герб в основе своей есть атрибут рыцарства, геральдический щит — прежде всего щит конного рыцаря, и его форма изменялась вместе с развитием военного искусства. Вот как говорит об этом П. фон Винклер в своей книге «Оружие» (С.-Петербург, 1894 г.)

«В истории развития оружейного дела Европы нет ни одного периода, который бы имел большее значение, чем период Х и XI столетия. Причина и повод к этому был дан северным народом, который уже в VIII столетии наводил ужас на всю древнюю Европу своими отважными набегами. Это были норманны. Утвердившись на севере Франкского государства (912), они принимают деятельнейшее участие в развитии рыцарства, благодаря своим способностям, деятельности и предприимчивости они вскоре сделались первыми людьми в военном деле, в них повсюду видели пример и образец всего того, что к асается войны, ее средств и способа ведения. Еще в IX столетии норманны были в Андалузии, высаживались на африканский берег, проходили через Италию, вынесли из этих походов необыкновенную военную опытность и под огнем и мечом не упустили из виду ничего, что было для них нового и полезного у других народов. Таким образом, они сделали значительные преобразования в военном деле, преобразования, которые стали основным положением для всех средних веков и которые своей организацией с наступательной тактикой соответствовали феодальному строю, элементы для этих преобразований они большей частью заимствовали у восточных народов. На обоях Байо, изображающих картины завоевания Англии, с первого взгляда заметно в вооружении влияние востока, хотя дальнейшее развитие, нельзя не признать, совершается согласно своеобразным национальным верованиям. Там мы впервые находим рядом с древним пилумом острый шлем с характерным наносником, плотно облегающий панцирь, но, в то же время, замечаем, что нормандец, равно как и саксонец, удерживает употребление своего большого национального щита с длинным мечом».

Древний гобелен из Байо, изображающий завоевание Англии норманнами — свиток длиной 73 метра, выполненный способом аппликации — стал для историков ценным источником информации о норманнах. На гобелене можно видеть, что англосаксы, как и их противники, вооружены большими вытянутыми щитами, специально разработанными для защиты как можно большей площади тела.В этот период и в следующие столетия воины сражались преимущественно пешими, а вытянутые по росту щиты «bodylength» обеспечивали хорошую защиту от лучников.Однако конница приобретает все большее значение. Норманны, выходцы из Скандинавии, были моряками, но быстро овладели искусством конного боя. Их предки, викинги, захватили полуостров на севере Франции, и сейчас называемый Нормандией, и поселились там. Норманны создали сильное государство и стремились к расширению своих владений. Под руководством герцога Вильгельма Завоевателя они вторглись в Англию. 14 октября 1066 года в битве при Гастингсе состоялось сражение между девятитысячной армией Вильгельма и десятью тысячами английской пехоты, возглавляемой королем Гарольдом. Англосаксы успешно оборонялись, но тысячный отряд норманнских всадников, предприняв ложную атаку, выманил их с позиций, после чего они были полностью разгромлены, а сам король Гарольд погиб в бою.

В конце IX века воинственные норманны с энтузиазмом восприняли идею завоевания Святой земли. Началась эпоха крестовых походов, оказавшая огромное влияние на военную тактику и вооружение. Возросла роль конницы в европейских войнах. Форма щита претерпела существенные изменения, так как рыцарю теперь требовалась защита не от фронтальных, а от боковых ударов, так как с появлением нового стрелкового оружия, такого как самострел, способного пробивать своими «болтами» стальные доспехи, важность щита как средства защиты от стрелков снизилась. Здесь надо отметить, что конные рыцари держали щит наклонно, отчего многие художники изображают геральдический щит «couche», то есть наклоненным под углом между 25 и 45 градусами. Итак, высота щита уменьшалась, и щит в конце концов приобрел форму, известную как «heater». Классический «heater» имеет точные размеры и изображается по определенной схеме.

Первоначально форма геральдических щитов повторяла форму боевых, реально существующих, и менялась вместе с развитием оружия. Но со временем в гера льдике произошел отход от классических (правдоподобных) форм. Широкие возможности для фантазии художников открыло появление «bouche» — круглого выреза с правой стороны щита, служившего опорой для копья.

Можно выделить по крайней мере девять основных форм геральдических щитов: «варяжский», «испанский», «итальянский», «французский», «английский», «византийский», «немецкий», ромбический, квадратный. Однако эти «национальные» названия являются чисто условными, а в описании герба форма щита вообще не упоминается. Самым удобным с точки зрения свободного места является так называемый французский щит, предоставляющий, по сравнению со щитами более сложных форм, максимальную площадь для заполнения. Этот щит уже давно применяется в геральдике как основной. Он представляет собой прямоугольник с основанием, равным 8/9 высоты, с выступающим в средней нижней части остриём и закруглёнными нижними углами.

Шлем помещается над щитом. Форма геральдического шлема менялась со временем, в зависимости от моды и усовершенствования доспехов. Постепенно были выработаны правила, по которым шлем изображался в соответствии с титулом, достоинством или званием владельца герба. Вот как эта система выглядит в английской геральдике. Золотой шлем с решётчатым забралом, повёрнутый прямо — для гербов суверенов и принцев королевской крови. Серебряный шлем с золотым решётчатым забралом, повёрнутый геральдически вправо — для пэров. Серебряный шлем с поднятым забралом, повёрнутый прямо — для баронетов и рыцарей. Серебряный турнирный шлем, повёрнутый геральдически вправо — для эсквайров и джентльменов. Многочастный герб князей Барклай-де-Толли-Веймарн сложился в процессе слияния нескольких знатных родов, имеющих свои собственные гербы. Составной частью этих гербов были и нашлемникы, в определённых случаях также передающиеся по наследству, вот почему на гербе пять шлемов с разными навершиями. Легко определить, какой части щита соответствует каждое из них (добавим, что в данном случае центральный шлем, в отличие от остальных четырёх, увенчан княжеской короной, соответствующей титулу обладателя герба).

Навершие, нашлемник или шлемовый нашлемник — укреплённое на верхушке шлема украшение, первоначально из рогов животных и перьев птиц. Этот элемент получил развитие во время рыцарских турниров. Он служил дополнительным опознавательным знаком, по которому можно было узнавать рыцаря в общей свалке турнирного побоища, так как издали эту фигуру было видно лучше, чем герб, изображённый на щите. Нашлемники делались из лёгкого дерева, кожи и папье-маше, но со временем их стали изготовлять и из более ценных материалов. Непременной частью герба нашлемники стали не сразу. В Англии герольды в XVI веке узаконили этот элемент, чтобы иметь возможность взимать за него дополнительную плату. В настоящее время нашлемники автоматически включаются в новые гербы. Шлем и нашлемник должны быть повёрнуты в одну сторону. Нашлемник укрепляется на шлеме обычно вместе с бурлетом или шлемовой короной. Сам нашлемник представляет собой повторение главной фигуры герба, но часто может быть отдельным, самостоятельным знаком. Некоторые самые ранние гербы не имеют нашлемников, так как они были утверждены до того, как нашлемники вошли в моду.

Нашлемники должны по возможности соответствовать по раскраске гербовому щиту, хотя это не всегда соблюдается.

Главные типы нашлемников следующие: 1. Рога 2. Крылья 3. Перья и флаги 4. Естественные фигуры (человека или животных) 5. Искусственные фигуры 6. Щитовые доски 7. Головные уборы

Простые рога Открытые рога Олений рог

Утыканные рога Рога с фигурой Рожок

Рога бывают двух видов — воловьи, в виде полумесяца, и бычьи, S-образные. Они всегда изображаются парами, выступающими по обе стороны шлема. До XIV века шлемы украшались серповидными заостренными рогами, а позднее приобрели более изогнутую форму с отпиленными концами. Отсюда появился второй тип геральдических рогов — S-образных, открытых, то есть имеющих на концах небольшие раструбы, что делает их похожими на слоновьи хоботы. Они также напоминают охотничьи рожки, из-за чего у некоторых геральдистов происходило смешение этих двух терминов. Впрочем, охотничьи рожки иногда изображались на подобие рогов, парно, выходящими по сторонам шлема, мундштуком вверх. Уже на самых ранних гербах рога украшаются всаженными в них веточками, перьями и бубенчиками, в отверстия открытых рогов втыкались ветки, перья и т.п.

Простые крылья (закрытый лёт) Крылья с крестом Раскрытые крылья (открытый лёт) Усеянные крылья

Крылья как правило изображаются парами, причем их положение — прямое или профильное — зависит от положения шлема. Если шлем обращен прямо, крылья изображаются распростертыми, на шлеме, обращенным в профиль, крылья изображаются параллельно друг другу, с обращенными назад острыми концами.

Павлинье перо Павлиньи перья Страусовые перья Перья в колчане

Перья бывают трех типов — петушиные, павлиньи, страусовые. Они изображаются по отдельности, по три, по пять и т.д., обычно в виде веера.

Петушиные, изображаемые в виде пучка узких длинных перьев неравной длины, являются самыми древними. Они укрепляются на верхушках головных уборов, надетых на шлем, или вставляются в особые колчаны.

Перья часто вставляются в колчаны, имеющие цилиндрическую, удлиненную или заостренную книзу, раскрашенные гербовыми фигурами в соответствии с раскраской щита.

Флажки изображаются маленькими, на подобие вымпелов, треугольными или квадратными. Если флажков несколько, они располагаются веерообразно и симметрично относительно центра шлема. Флажки должны иметь гербовые цвета, изображенные на них фигуры всегда обращены к древку. Иногда флажками бывают утыканы рога.

Естественные фигуры (человека и животных)

Мавр Лев Голова собаки Лапа

Самое разнообразное и живописное семейство образуют нашлемники, несущие изображения человека и животных. Существуют следующие типы таких нашлемников:

1. Отдельные части тела человека или животного. Это прежде всего головы, а также полные руки, кисти рук и ноги.

Геральдика располагает большим количеством так называемых негеральдических фигур, любая из которых может быть перенесена в нашлемник или отдельно, или в совокупности с другими фигурами, образуя сложную конструкцию. Особенно интересны такие нашлемники, в которых с помощью нескольких фигур зашифрован какой-либо сюжет, повторяющий или дополняющий изображение на гербовом щите.

Щитовые доски имеют круглую, шестиугольную или веерообразную форму. Они достаточно велики для того, чтобы полностью воспроизвести изображение на гербовом щите. Края и углы этих досок часто украшаются кисточками, бубенчиками, перьями. Сами доски иногда устанавливаются на подушку, украшенную по углам кистями, которая покоится на шлеме.

В качестве нашлемника используются самые разнообрвзные и, главное, характерные, головные уборы. В средневековых гербах можно видеть архаичные формы головных уборов — высокие остроконечные шляпы с отворотами, колпаки с развоенными верхушками. Нашлемниками служат и епископские митры. В российской геральдике целая серия так называемых «лейб-компанских» гербов имеет шлемы, увенчанные гренадерскими шапками.

Бурлетом (англ. wreath, torse) или бурелетом называется предмет, похожий на жгут (венок) из разноцветной ткани, который надевается на шлем и обычно является переходным звеном от шлема к нашлемнику. Так же, как и намёт, бурлет должен быть окрашен в основные цвета герба, причем первый виток должен быть металлическим, второй — финифтяным и далее в такой же последовательности. Обычно бурлет состоит из шести витков. О происхождении геральдического бурлета рассказано в разделе «История геральдики».

Корона помещается на шлем или, как в государственных гербах, прямо над щитом (например, княжеская корона в гербе Лихтенштейна). Корона в гербе указывает на титул обладателя герба. Существует множество разновидностей корон, и любая из них может встретиться в гербах, помещённая на шлем, над щитом или над мантией. Можно выделить следующие типы геральдических корон: императорские, королевские и княжеские короны, которые изображаются в гербах монархов и в государственных гербах (а также в гербах административных областей), символизируя суверенитет; короны маркизов, графов, виконтов, баронов; дворянские диадемы; тиары, митры и шляпы духовенства; стенные короны, составленные из крепостных башен и стен, помещаемые в городских гербах.

Намёт (lambrequin, mantling), напоминающий целый или изорванный плащ, изображается в виде прикреплённой к шлему материи. О происхождении геральдического намёта рассказано в разделе «История геральдики». Внешняя и внутренняя поверхности намёта должны быть окрашены переменно финифтью и металлом, причем в современной геральдике принято окрашивать поверхность намёта главным цветом щита, а изнанку (подбой) — главным металлом щита. Последнее правило считается искусственно привнесенным в геральдику в период, когда «живая геральдика» уступила место «канцелярской» («бумажной»). Таким образом, принципы классической геральдики не будут нарушены, если:
а) поверхность намёта будет металлической, а подбой — финифтяным;
б) расцветка намёта не будет соответствовать расцветке гербового щита.

Можно выделить три типа шлемового намёта, каждый из которых соответствует определенному периоду развития геральдики.

Целый, с ровным или вырезанным краем (XIV век)

В виде узких длинных
полос материи (XV век)
В виде растительного орнамента (XVI век)
Герб немецкого княжества Липпе (Детмольд) Герб немецкого княжества Шварцбург-Зондерсхаузен

Мантия (mantling, lambrequin) — традиционная часть парадного облачения монарха. В геральдике этот атрибут суверенитета присутствует в гербах монархов и суверенов, а также представителей высшей аристократии. На геральдическую мантию можно смотреть как на предмет одежды, но, вероятно, и как на напоминание о шатре, в котором рыцарь отдыхал и переодевался во время турнира, и о палатках, в которых крестоносцы укрывали от непогоды оружие и доспехи во время военных походов. Мантия как правило изображается пурпурной, подбитой горностаем и стянутой по углам золотыми шнурами с кистями. На некоторых больших государственных гербах (например, на большом гербе Российской империи) поверх мантии изображается сень — круглый шатёр из той же материи.

Щитодержателями называются фигуры, расположенные по сторонам щита и поддерживающие его. Как правило это те же геральдические животные — львы, орлы, грифоны, единороги, или человеческие фигуры — дикари с дубинами, ангелы или воины. Впрочем, щитодержатели могут быть взяты не из классической геральдики, а выступать самостоятельными символами чего-либо. Например, во множестве государственных гербов относительно молодых стран Африки, Азии и Америки щитодержателями являются наиболее характерные представители местной фауны — кенгуру, страус (Австралия), антилопы, тигры, зебры.

Герб австрийских земель Австрийской империи (рис. Х.Штрёля)

Основание

Большой герб королевства Пруссия (рис. Х.Штрёля)

Основанием называется платформа, на которой стоят щитодержатели и на которой располагается весь герб в целом. Это может быть холм или лужайка, как на гербе Великобритании, льдина, как на гербе Исландии, резная плита, как на гербах Греции и Швеции, горы, как на гербе Малави, или остров в море, как на гербе Мальты. Основанием может быть и причудливо изогнутая ветка, похожая на деталь чугунной решётки, как на гербе князей Барклай-де-Толли- Веймарн. Основание не является обязательным элементом герба, им часто служит девизная лента. Щитодержатели всегда должны стоять на основании, какой бы формы оно ни было. Исключением являются только щитодержатели, парящие в воздухе, то есть летящие ангелы.

Девиз — краткое изречение, как правило, написанное на ленте внизу щита. Иногда девизы размещаются в гербе без ленты, если щит круглый, девиз обычно пишется вокруг щита. Очевидно, основой для девиза первоначально мог служить рыцарский боевой клич (как например «Crom boo», девиз герцогов Фицджеральдов, означающий «Кром (старый родовой замок) навсегда!», но девизом может быть короткое высказывание, напоминающее о каком-то важном историческом событии. или выражающее кредо владельца герба. Текст девиза может быть зашифрован и понятен только посвящённым. В западной геральдике было принято писать девизы на латыни, хотя это правило не обязательно. Смысл некоторых старинных девизов вообще невозможно понять — либо история не сохранила данных о событиях, о которых говорил девиз, либо в силу различных обстоятельств фраза искажалась, в неё вкрадывались ошибки. Девиз не является обязательной и постоянной частью герба, поэтому владелец может изменять его по своему желанию. При составлении новых гербов девиз всегда включается в их конструкцию. В государственных монархических гербах девиз иногда помещается на сени — шатре, располагающемся над мантией. Цвета ленты и букв должны соответствовать основным цветам и металлам герба. Вот примеры геральдических девизов. «С нами Бог» — государственный девиз Российской империи. «Gott mit uns» (нем.) — германский императорский государственный девиз аналогичного содержания. «Dieu et mon droit» (франц.) — «Бог и моё право» — девиз Великобритании.. «Dieu protege la France» (франц.) — старый французский девиз «Бог хранит Францию».
На современном французском гербе начертаны слова:
«Liberte, Egalite, Fraternite» (франц.) — «Свобода, равенство, братство». «Je maintiendrai» (франц.) — «Я сохраню» — Нидерландов.. «Nihil sine Deo» (лат.) — «Ничто без Бога» — Румынии.. «L’union fait la force» (франц.) — «Объединение даёт силу «— Бельгии. «Providentiаe memor» (лат.) — «Помню о предопределении» — Саксонии.

Из дворянских девизов можно привести следующие примеры. «Treu auf Tod und Leben» — девиз немецких графов Тотлебенов, в котором обыгрывается их фамилия —
«Верен в смерти и в жизни». «Labore et Zelo» — латинский девиз графов Аракчеевых — «Трудом и усердием». «Semper immota fides» — девиз графов Воронцовых — «Верность всегда непоколебимая «. «Deus conservat omnia» — девиз графов Шереметевых — «Бог сохраняет всё». «Честь и верность» — девиз светлейших князей Варшавских, графов Паскевичей-Эриванских.

Девизная лента как правило расположена внизу герба, под основанием или на его фоне (кроме шотландской геральдики, в которой девиз помещается над нашлемником).

Хотя в некоторых больших гербах флаги встречаются, они не являются геральдическим элементом. Тем не менее, о них стоит упомянуть из-за тесной связи с геральдикой.

Флаги и знамёна издавна использовались как опознавательные знаки, хорошо различимые на расстоянии. Они были незаменимы на поле боя, но также и во время рыцарских турниров. С развитием военной технологии турнирные доспехи приобрели такую массивность и прочность, что рыцари могли отказаться от щита, как от основного элемента защиты. В связи с этим потребовалось перенести изображение герба со щита на вымпел, который заменял щит с гербом в качестве опознавательного знака.

Средневековый флаг, несущий изображение герба владельца, был вертикально вытянутым прямоугольником с отношением ширины к высоте как 2 к 3. Противоположный древку край флага мог быть снабжён многочисленными «язычками», или одним большим «языком» в верхнем правом углу (тогда он назывался «schwenkle»).

Томаса Ховарда Генри Стаффорда (1475 г.)
Сира Роберта Веллеса (1470 г.) Сира Мейстера Гилфорда
Графа Эдмунда Рооса (1460 г.) Лорда Роберта Уиллогби (1440 г.)

Штандарт представляет собой длинное полотнище, сужающееся к концу и закруглённое. Причём закруглённый конец раздваивался, если штандарт не принадлежал принцу королевской крови. Штандарт, величина которого варьировалась от 11 ярдов (10 метров) у императора до 4 ярдов (1,5 метра) у барона, обычно разделялся на три части: в первой помещался рыцарский или национальный герб, во второй — гербовый значок, а в третьей части — изображение его навершия (были и другие варианты). Эти части разделялись полосами, на которых был начертан рыцарский боевой клич или девиз. Цвет штандарта соответствовал фамильным цветам рыцаря или цветам его гербового одеяния.

Это флаг, или вымпел, среднего размера (около трёх футов или одного метра), имевший треугольную форму и прикреплявшийся к древку копья. Как и знамя, он указывал на физическое присутствие человека, изображение герба которого нёс. Треугольный флажок меньшего размера назывался «pavon pennon». Здесь показан флажок с раздвоенным концом — вымпел Суверенного Военного Мальтийского Ордена.

Рисунки гербов и нашлемников, размещенные на странице, выполнены И.Лоуда (Jiri Louda).

Источник

Читайте также:  Pos 1 or feed что значит
Оцените статью