Что значит форма имен прилагательных с именами существительными

Содержание
  1. Что такое прилагательное и его согласование с именем существительным
  2. Полная и краткая форма прилагательных
  3. Определение прилагательного
  4. Полная форма прилагательных
  5. Русский язык
  6. Лексическое значение
  7. Связь имени прилагательного с существительным
  8. Категории рода, числа, падежа прилагательного
  9. Ответы на задания
  10. Прилагательные с именами существительными падеж
  11. Склонение прилагательных в русском языке
  12. Что такое склонение прилагательных?
  13. Склонение прилагательного единственного числа мужского рода
  14. Склонение прилагательного единственного числа женского рода
  15. Склонение прилагательного единственного числа среднего рода
  16. Склонение прилагательных во множественном числе
  17. Правописание безударных окончаний прилагательных
  18. Три типа склонения прилагательных
  19. Склонение притяжательных прилагательных
  20. Склонение прилагательных, перешедших в существительное
  21. Видеоурок «Склонение прилагательных. Правописание окончаний прилагательных. 6 класс»
  22. Все падежи русского языка
  23. Что такое падежи?
  24. Таблица падежей
  25. Вопросы падежей
  26. Именительный падеж
  27. Как определить именительный падеж
  28. Употребление имен существительных в именительном падеже
  29. Родительный падеж
  30. Как определить родительный падеж
  31. Значение имен существительных в родительном падеже
  32. Дательный падеж
  33. Как определить дательный падеж
  34. Значение дательного падежа
  35. Винительный падеж
  36. Как определить винительный падеж
  37. Значение винительного падежа
  38. Творительный падеж
  39. Как определить творительный падеж
  40. Значение имен существительных в творительном падеже
  41. Предлоги творительного падежа
  42. Предложный падеж
  43. Склонение имен существительных в предложном падеже
  44. Значение предложного падежа
  45. Косвенные падежи
  46. Значение косвенных падежей
  47. Разница между родительным и винительным падежами
  48. Предлоги падежей
  49. Несклоняемые существительные
  50. Падежи прилагательных
  51. Несклоняемые прилагательные
  52. Видеоурок на тему падежи русского языка

Что такое прилагательное и его согласование с именем существительным

Добрый день, уважаемый студент!

Сегодня я хотела бы написать немного про имя прилагательное [imya prilagatel’noe] в русском языке.
Прилагательное у русскоговорящих людей обозначает признак (лица или предмета), но самое важное,что необходимо запомнить и знать всегда, это то, что прилагательное согласуется в роде, числе и падеже с существительным. Что же это значит, спросите вы? Прилагательные практически всегда в предложении употребляются на пару с существительным, например:

Читайте также:  157 антитела коронавируса что значит

Красивое платье (A beautiful dress) = красивое [krasivae] является прилагательным + платье [plat’e] является существительным
В этом предложении прилагательное и существительное составляют пару. Так вот, прежде,чем определить форму прилагательного и поставить правильно окончание, мы должны посмотреть на существительное, которое стоит с ним в паре — нам надо определить число, род, падеж. В нашем примере существительное стоит в единственном числе, оно среднего рода и именительного падежа.

Чтобы правильно поставить окончания в прилагательных, давайте просклоняем несколько примеров по падежам:

1. Именительный падеж [Iminitel’nyj padezh] — Nominative case

Это новАЯ сумка [Ehta novaya sumka] — This is a new bag

Мы видим,что существительное сумка женского рода, единственного числа, а мы знаем,что женский род имеет обычно окончания —А/Я, соответственно, ставим окончание аналогичное и в прилагательном (см. статью про имена прилагательные на примере цветов)

2. Родительный падеж [Raditel’nyj padezh] — Genitive case
У меня нет новОГО карандаша [U menya net novava karandasha] — I don’t have a new pencil

В этом примере мы видим, что слово «карандаш» стоит в родительном падеже, соответственно, прилагательное ставим в такую же форму и, если, прилагательное оказывается в родительном падеже, то приобретает окончание — ОГО, т.к. «карандаш» мужского рода.

3. Дательный падеж [Datel’nyj padezh] — Dative case

Я подошел к красивОМУ дереву [Ya padashol k krasivamu derevu] — I came to the beautiful tree.

В дательном падеже прилагательное будет оканчиваться на окончание ОМУ, т.к. существительное «дерево» среднего рода.

Таким образом, можно составить табличку (в Именительном падеже), в которой будут отражаться важные изменения окончаний прилагательных по родам:

Источник

Полная и краткая форма прилагательных

О чем эта статья:

Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат (в правом нижнем углу экрана).

Определение прилагательного

Прилагательное — это часть речи, которая называет самостоятельный признак предмета. Прилагательное отвечает на вопросы: «какой?», «какая?», «какое?», «какие?», «чей?».

Чаще всего прилагательные имеют непроизводную основу, то есть ни от чего не образованы, например: жесткий. Некоторые образованы от существительных — например, прилагательное солнечный образовано от существительного солнце.

В русском языке выделяют полные и краткие формы прилагательных. Это постоянный грамматический признак, который есть только у качественных прилагательных.

Качественные прилагательные — это такой разряд прилагательных, который обозначает внешние признаки одушевленных и неодушевленных предметов, а также внутренние свойства одушевленных предметов. Такими признаками и свойствами могут быть цвет, форма, вкус, характер звука, возраст, размеры, масть и другие качества.

Полная форма прилагательных

Полная форма качественных прилагательных выражает постоянное свойство или качество предмета без привязки ко времени.

Полные прилагательные отвечают на вопросы: «какой?», «какая?», «какое?», «какие?». Благодаря этим вопросам можно узнать, полное прилагательное перед нами или нет.

Другая отличительная черта полной формы прилагательных — это характерное окончание в форме именительного падежа единственного числа.

Окончание -ый/-ий будет у качественных прилагательных мужского рода:

мудрый мужчина;

далекий путь;

белый цвет.

У полных форм женского рода всегда окончание -ая/-яя:

мудрая женщина;

далекая деревня;

белая тарелка.

Окончание -ое/-ее принадлежит полным формам прилагательных среднего рода:

мудрое решение;

глубокое озеро;

белое пальто.

У полных прилагательных во множественном числе будет окончание -ые/-ие:

мудрые слова;

глубокие мысли;

белые листы.

Полные формы прилагательных согласуются с именами существительными в роде, числе и падеже. Вот так:

Источник

Русский язык

Закажи карту Tinkoff Junior сейчас и получи 200 ₽ на счет

С этой картой можно накопить на мечту, жми ⇒

План урока:

Лексическое значение

Прилагательное выполняет важную функцию в нашей речи. Без него мир был бы неинтересным. Почему? Рассудите сами. Перед вами парные картинки. Скажите, что на них изображено? Чем отличаются эти картинки? Слева нераскрашенные изображения, справа – цветные. Какие картинки приятнее рассматривать? Конечно, цветные. Подпишите картинки. Слова: жёлтый, зелёный, красный описывают предметы, обозначают признаки цвета.

Посмотрим на следующие изображения. Чем отличаются медведи? Правильно, один из них большого размера, другой – маленького. Слова: большой, маленький – это признаки размера предметов.Впишите эти определения в клеточки под картинками.

Теперь подумайте, какими отличительными признаками обладают вот эти люди?

Правильно, разница в возрасте: дедушка старый, а мальчик – молодой. Слова: молодой, старый – признаки возраста. Напишите эти слова в клетках.

Какие выводы можно сделать из наших рассуждений? Каждый предмет, явление, человек обладает определёнными признаками. Они обозначаются словами, которые представляют часть речи под именем прилагательное.Рассмотрите таблицу и выучите правило.

Ребята, список признаков предметов можно перечислять долго. Все они будут отличаться по значению. Вы уже знаете о признаках размера, цвета, возраста. К ним можно добавить признаки:

  • температуры: тёплый чай, холодный душ, жаркий климат;
  • свойства материала: жёсткий стул, мягкая кофта, железный гвоздь, деревянные качели;
  • веса: тяжёлый стол, лёгкий портфель;
  • вкуса: солёный, кислый, сладкий, горький;
  • места: лесной, городской, сельский, московский;
  • формы: круглая, овальный, треугольные, квадратный.

Прилагательные не только дают описания предметов, но и украшают нашу речь, обогащают язык.

Предлагаю потренироваться определять имена прилагательные в тексте.

ВНИМАНИЕ:правильные ответы на эти и другие задания вы найдёте в конце урока.

Задание 1.

Найдите и подчеркните в предложениях прилагательные.

Солнечным утром я проснулся рано. Мама оставила на плите вкусный завтрак. Это были румяные оладьи с деревенской сметаной. После завтрака я прочитал интересную книгу. В 11 часов я пошёл на футбольное поле. У нас хороший тренер.

Связь имени прилагательного с существительным

Ребята, подумайте, можно по указанным признакам догадаться, какой предмет имеется в виду? Давайте попробуем.

Тоненькая, стальная, острая. Что это? Игла.

Круглый, резиновый, для игры. Мяч.

Оранжевая, длинная, с зелёным хвостиком. Морковь.

Прилагательные настолько точно и подробно описывают предметы, что нетрудно догадаться, что было загадано.

Задание 2.

Прочитайте текст. Что вы о нём думаете?

На полянке росла ягода. Она …формы и … цвета. Листья …, …, цветочки … На вкус … Из неё делают … варенье.

Из такого текста, в котором отсутствуют признаки предмета, трудно понять, о какой ягоде идёт речь. Текст скучный, безликий.

А теперь вставьте слова, подходящие по смыслу, вместо точек: овальная, красная, зелёные, резные, белые, кисло-сладкая, ароматное.

А теперь можете дать ответ? Конечно же, это земляника. Прочитаем получившийся результат:

На полянке росла ягода. Она овальной формы и красного цвета. Листья резные, зелёные, цветочки белые. На вкус кисло-сладкая. Из неё делают ароматное варенье.

Вы заметили, ребята, какая тесная взаимосвязь установлена между существительным и прилагательным? Можно сказать, что они дружат между собой. При этом прилагательное принимает ту же форму, что и существительное.

Категории рода, числа, падежа прилагательного

Перед вами иллюстрация из известной сказки. Опишите героев, объекты, изображённые на ней, используя прилагательные.

Прочитайте словосочетания, составленные к картинке: синее море, золотая рыбка, песчаный берег, белые чайки.

Определим род существительных: море, окончание – е, средний род; рыбка, оканчивается на – а, женский род; берег, окончание нулевое, мужской род.

А в каком числе эти предметы нам представлены? Верно, в единственном.

Мы уже говорили о том, что прилагательное тесно связано с существительным. Порассуждаем: если предмет один, то и конкретный признак у него тоже в единственном числе. Соответственно, синее, золотая рыбка, песчаный – это прилагательные единственного числа. В словосочетании белые чайки прилагательное, как и существительное, находится во множественном числе.

Аналогичная взаимосвязь отмечается в отношении категории рода и падежа прилагательного.

Предмет женского рода может иметь признак только женского рода: рыбка золотая. Объект мужского рода – признак мужского рода: берег песчаный, предмет среднего рода – признак среднего рода: море синее.

В таблице вы видите, какими бывают окончания прилагательных в форме различных родов и чисел.

ВНИМАНИЕ: если прилагательное находится во множественном числе, род у него не определяется!

Существительные, перечисленные в начале раздела к сказочной иллюстрации, как и прилагательные к ним, имеют форму именительного падежа. Смена формы падежа существительного ведёт к аналогичной смене падежа у прилагательного.

Старик поймал золотую (В.п.) рыбку (В.п.). Жили у самого синего (Р.п.) моря (Р.п.). Стоял на песчаном (П.п.) берегу (П.п.).

Следовательно, выявляют падеж имени прилагательного в тексте по относящемуся к нему существительному.

У хитрой лисички глаз всё подмечает.

Чтобы определить падежную форму прилагательного хитрой, находим существительное, к которому этот признак относится: лисички. Выясняем в каком падеже находится существительное, задав вопрос: У кого? Это вопросительная форма родительного падежа. Значит, и прилагательное хитрой имеет форму родительного падежа.

Закрепите изученный материал, выполнив задания.

Упражнение 1.

Проведите стрелки от прилагательных к существительным, подходящим по смыслу:

Упражнение 2.

Прочитайте предложения, раскрывая скобки. Поставьте прилагательные в правильную падежную форму:

В парке развлечений гуляло много (маленький) детей. Дядя Вася был (удачливый) рыбаком. В машине (удобный) сиденья.Бабушка получила (поздравительный) телеграмму.За горы закатилось (оранжевое) солнце.

Упражнение 3.

Распределите прилагательные по трём столбикам.

Слова:серебристый, заграничные, железная, доброе, нижний, знойное, ответственный, речная, грязная, хрустальное, пушистые.

Какие слова не удалось поместить ни в один столбик? Почему?

Ответы на задания

Задание 1.

Солнечным, вкусный, румяные, с деревенской, интересную,футбольное, хороший.

Упражнение 1.

Упражнение 2.

В парке развлечений гуляло много маленьких детей. Дядя Вася был удачливым рыбаком. В машине удобные сиденья. Бабушка получила поздравительную телеграмму.За горы закатилось оранжевое солнце.

Упражнение 3.

Не распределены слова в форме мн.ч. заграничные, пушистые, так как род у них невозможно определить.

Ребята, наш урок закончился. Мы познакомились с частью речи, без которой наш язык был бы лишён яркости и красок. Разобрались в способе определения рода, числа, падежа у слов-прилагательных. Переходим к тестированию.

Источник

Прилагательные с именами существительными падеж

Склонение прилагательных в русском языке

Склонение при­ла­га­тель­ных — это их изме­не­ние по родам, чис­лам и падежам.

Выясним, что такое скло­не­ние при­ла­га­тель­ных в рус­ском язы­ке, какие типы скло­не­ния раз­ли­ча­ют, какие падеж­ные окон­ча­ния име­ют при­ла­га­тель­ные в зави­си­мо­сти от их родо­вой при­над­леж­но­сти. Приведем при­ме­ры скло­не­ния при­ла­га­тель­ных раз­ных разрядов.

Что такое склонение прилагательных?

Каждое при­ла­га­тель­ное име­ет три грам­ма­ти­че­ские фор­мы рода. Слова этой части речи при­ни­ма­ют такую фор­му рода, кото­рую име­ют опре­де­ля­е­мые ими существительные:

  • зелен ый мыс (м. р.);
  • зелен ая трав а (ж. р.);
  • зелен ое покры­вал о (ср. р.).
  • зелён ый луг — зелен ые луга;
  • городск ой пей­заж — городск ие окраины;
  • лис ий хвост — лись и следы.

Изменение по паде­жам любой само­сто­я­тель­ной имен­ной части речи назы­ва­ет­ся скло­не­ни­ем. Прилагательные име­ют грам­ма­ти­че­ские фор­мы шести паде­жей в един­ствен­ном и мно­же­ствен­ном чис­ле, кото­рые отли­ча­ют­ся окон­ча­ни­я­ми в зави­си­мо­сти от рода и числа.

Рассмотрим на при­ме­рах, как скло­ня­ют­ся при­ла­га­тель­ные трех родов в фор­ме един­ствен­но­го числа.

Склонение прилагательного единственного числа мужского рода

Приведем при­мер скло­не­ния при­ла­га­тель­ных муж­ско­го рода в фор­ме един­ствен­но­го чис­ла муж­ско­го рода:

  • и. п. (какой?) весел ый кло­ун, зимн ий вечер
  • р. п. (како­го?) весел ого кло­у­на, зимн его вечера
  • д. п. (како­му?) весел ому кло­уну, зимн ему вечеру
  • в. п. (како­го?) весел ого кло­у­на, (какой?) зимн ий вечер
  • т. п. (каким?) весел ым кло­уном, зимн им вечером
  • п. п. (о каком?) о весел ом кло­уне, о зимн ем вечере

Если оду­шев­лен­ное суще­стви­тель­ное опре­де­ля­ет­ся при­ла­га­тель­ным муж­ско­го рода, то сов­па­да­ют окон­ча­ния вини­тель­но­го и роди­тель­но­го падежей:

  • пой­ма­ет черн ого гуся (в. п.) — кры­лья черн ого гуся (р. п.).

Если при­ла­га­тель­ное муж­ско­го рода соче­та­ет­ся с неоду­шев­лен­ным суще­стви­тель­ным, то у него оди­на­ко­вые окон­ча­ния вини­тель­но­го и име­ни­тель­но­го падежа:

  • куп­лю черн ый теле­фон (в. п.) — черн ый теле­фон (и. п.).

Прилагательные муж­ско­го рода с окон­ча­ни­ем -ой име­ют удар­ные окон­ча­ния во всех падежах:

Ночной дозор — ночн о́го , ночн о́му , ночн о́й , ночн ы́м , о ночн о́м .

Склонение прилагательного единственного числа женского рода

Понаблюдаем, как изме­ня­ет­ся по паде­жам при­ла­га­тель­ные в фор­ме един­ствен­но­го чис­ла жен­ско­го рода:

  • и. п. (какая?) светл ая ком­на­та, весенн яя листва
  • р. п. (какой?) светл ой ком­на­ты, весенн ей листвы
  • д. п. (какой?) светл ой ком­на­те, весен­ней листве
  • в. п. (какую?) светл ую ком­на­ту, весенн юю листву
  • т. п. (какой?) светл ой ком­на­той, весенн ей листвой
  • п. п. (о какой?) о светл ой ком­на­те, о весенн ей листве

Склонение прилагательного единственного числа среднего рода

Посмотрим, какие падеж­ные окон­ча­ния име­ет при­ла­га­тель­ные сред­не­го рода един­ствен­но­го числа:

  • и. п. (какое?) глу­бок ое озе­ро, осенн ее небо
  • р. п. (како­го?) глу­бок ого озе­ра, осенн его неба
  • д. п. (како­му?) глу­бок ому озе­ру, осенн ему небу
  • в. п. (какое?) глу­бок ое озе­ро, осенн ее небо
  • т. п. (каким?) глу­бок им озе­ром, осенн им небом
  • п. п. (о каком?) о глу­бок ом озе­ре, об осенн ем небе

Во мно­же­ствен­ном чис­ле при­ла­га­тель­ные име­ют оди­на­ко­вые окон­ча­ния для всех трех родов.

Склонение прилагательных во множественном числе

  • и. п. (какие?) громк ие звуки,звонк ие пес­ни, поздн ие яблоки
  • р. п. (каких?) громк их зву­ков, звонк их песен, поздн их яблок
  • д. п. (каким?) громк им зву­кам, звонк им пес­ням, поздн им яблокам
  • в. п. (какие?) громк ие зву­ки, звонк ие пес­ни, поздн ие яблоки
  • вижу (каких?) верн ых друзей
  • т. п. (каки­ми?) громк ими зву­ка­ми, звонк ими пес­ня­ми, поздн ими яблоками
  • п. п. (о каких?) о громк их зву­ках, о звонк их пес­нях, о поздн их яблоках

Правописание безударных окончаний прилагательных

Чаще все­го при­ла­га­тель­ные име­ют без­удар­ные глас­ные в падеж­ных окон­ча­ни­ях. Безударные окон­ча­ния при­ла­га­тель­ных в фор­ме един­ствен­но­го и мно­же­ствен­но­го чис­ла сов­па­да­ют с удар­ны­ми окон­ча­ни­я­ми вопросов:

  • (како́го?) гро́мк о го звука
  • (како́й?) гро́мк о й песни
  • как и́м ? гро́мк и м
  • как и́ми ? гро́мк и ми
  • о как и́х ? о гро́мк и х и т. д.

Это сов­па­де­ние помо­жет в пра­виль­ном напи­са­нии без­удар­ных окон­ча­ний при­ла­га­тель­ных. Достаточно задать к при­ла­га­тель­но­му соот­вет­ству­ю­щий вопрос, с помо­щью кото­ро­го мож­но опре­де­лить напи­са­ние без­удар­ной глас­ной в его окончании.

После шипя­щих соглас­ных осно­вы в окон­ча­нии при­ла­га­тель­но­го под уда­ре­ни­ем пишет­ся бук­ва «о», без уда­ре­ния — бук­ва «е»:

  • чужойчуж о́го
  • хоро́ший — хоро́ш е го
  • све́жий — све́ж е го
  • то́щий — то́щ е го .

Три типа склонения прилагательных

В рус­ском грам­ма­ти­ке у имен при­ла­га­тель­ных выде­ля­ют три типа скло­не­ния в зави­си­мо­сти от осно­вы слова:

  • твер­дое склонение
  • мяг­кое склонение
  • сме­шан­ное склонение.

К твер­до­му скло­не­нию отне­сем сло­ва с осно­вой на твер­дый согласный:

Такие при­ла­га­тель­ные в окон­ча­ни­ях име­ют первую глас­ную «о» или «ы»:

гор­дый — го́рд о го , го́рд о му , го́рд ы м , го́рд ы ми .

Мягкое скло­не­ние объ­еди­ня­ет при­ла­га­тель­ные, име­ю­щие осно­ву на мяг­кий согласный:

Эти при­ла­га­тель­ные харак­те­ри­зу­ют­ся окон­ча­ни­я­ми с пер­вой глас­ной «е» или «и»:

вечер­ний — вече́рн е го , вече́рн е му , вече́рн и м , вече́рн и ми , о вече́рн и х

К сме­шан­но­му скло­не­нию при­ла­га­тель­ных при­над­ле­жат сло­ва с осно­вой на «г», «к», «х», «ц» и шипя­щие согласные:

У при­ла­га­тель­ных сме­шан­но­го скло­не­ния в окон­ча­ни­ях отме­тим нали­чие пер­вых глас­ных «о» и «ы», как у при­ла­га­тель­ных твер­до­го скло­не­ния, и «е», «и», как у при­ла­га­тель­ных мяг­ко­го склонения:

  • глу­хой — глух о́го , глух о́му , глух и́м , глух и́ми ;
  • куцый — ку́ц е го , ку́ц е му, ку́ц ы м , ку́ц ы ми .

Склонение притяжательных прилагательных

Склонение при­тя­жа­тель­ных при­ла­га­тель­ных име­ет неко­то­рые осо­бен­но­сти. Притяжательные при­ла­га­тель­ные на -ий, -ья, -ье, ьи (заячий, заячья, заячье, заячьи) во всех паде­жах, кро­ме име­ни­тель­но­го и вини­тель­но­го паде­жа един­ствен­но­го чис­ла муж­ско­го рода, име­ют раз­де­ли­тель­ный мяг­кий знак перед окончанием:

  • и. п. заячий след, заячь я , шерсть заячь е , заячь и
  • р. п. заячь его , заячь ей , заячь его , заячь их
  • д. п. заячь ему, заячь ей , заячь ему , заячь им
  • в. п. заячий , заячь я , заячь е , заячь и
  • т. п. заячь им , заячь ей , заячь им , заячь ими
  • п. п. о заячь ем , о заячь ей , о заячь ем , о заячь их

Посмотрим, как скло­ня­ют­ся при­тя­жа­тель­ные при­ла­га­тель­ные с суф­фик­сом -ов-:

  • и. п. бра­тов нож, бра­тов а курт­ка, бра­тов о согла­сие, бра­тов ы дети
  • р. п. бра­тов а ножа, бра­тов ой курт­ки, бра­тов а согла­сия, бра­тов ых детей
  • д. п. бра­тов у ножу, бра­тов ой курт­ке, бра­тов у согла­сию, бра­тов ым детям
  • в. п. бра­тов нож, бра­тов у курт­ку, бра­тов о согла­сие, бра­тов ых детей
  • т. п. бра­тов ым ножом, бра­тов ой курт­кой, бра­тов ым согла­си­ем, бра­тов ыми детьми
  • п. п. о бра­тов ом ноже, о бра­тов ой курт­ке, о бра­тов ом согла­сии, о бра­тов ых детям

Изменим по паде­жам при­ла­га­тель­ные с суф­фик­сом -ин-:

  • и. п. сест­рин пла­ток, сест­рин а шаль, сест­рин о зада­ние, сест­рин ы книги
  • р. п. сест­рин а плат­ка, сест­рин ой шали, сест­рин а зада­ния, сест­рин ых книг
  • д. п. сест­рин у плат­ку, сест­рин ой шали, сест­рин у зада­нию, сест­рин ым книгам
  • в. п. сест­рин пла­ток, сест­рин у шаль, сест­рин о зада­ние, сест­рин ы книги
  • т. п. сест­рин ым плат­ком, сест­рин ой шалью, сест­рин ым зада­ни­ем, сест­рин ым книгам
  • п. п. о сест­рин ом плат­ке, о сест­рин ой шали, о сест­рин ом зада­нии, о сест­рин ых книгах.

Учтем, что вини­тель­ный паде­жа при­тя­жа­тель­ных при­ла­га­тель­ных муж­ско­го рода един­ствен­но­го чис­ла и мно­же­ствен­но­го чис­ла сов­па­да­ет по фор­ме с име­ни­тель­ным, если при­ла­га­тель­ное опре­де­ля­ет неоду­шев­лен­ное имя существительное:

  • вижу бра­тов нож (в. п.) — бра­тов нож (и.п.)
  • наде­ну сест­рин пла­ток (в. п.) — сест­рин пла­ток (и. п.)

Форма вини­тель­но­го паде­жа сов­па­да­ет с роди­тель­ным паде­жом, если при­тя­жа­тель­ное при­ла­га­тель­ное опре­де­ля­ет оду­шев­лен­ное существительное:

  • вижу бра­тов а сына (в. п.) — голос бра­тов а сына (р. п.);
  • знаю сест­рин а вну­ка (в. п. ) — зво­нок сест­рин а вну­ка (р. п.).

Склонение прилагательных, перешедших в существительное

В раз­ряд имен суще­стви­тель­ных пере­шли при­ла­га­тель­ные, кото­рые обре­ли вещественность:

Такие суще­стви­тель­ные сохра­ни­ли грам­ма­ти­че­скую фор­му при­ла­га­тель­но­го (род, чис­ло, окон­ча­ния -ый, -ая, -ое) и скло­ня­ют­ся как име­на прилагательные:

  • и. п. (кто?) поли­цейск ий
  • р. п. (кого?) поли­цейск ого
  • д. п. (кому?) поли­цейск ому
  • в. п. (кого?) поли­цейск ого
  • т. п. (кем?) поли­цейск им
  • п. п. (о ком?) поли­цейск ом

Видеоурок «Склонение прилагательных. Правописание окончаний прилагательных. 6 класс»

Все падежи русского языка

В русском языке есть как изменяемые, так и неизменяемые слова. Чтобы разбираться в теме, иметь грамотно поставленную речь, знание падежей обязательно для любого человека. Как освоить материал легче и быстрее, вам расскажут педагоги из базы репетиторов CLASSROOM24.RU.

Что такое падежи?

Паде́ж в языках флективного (синтетического) или агглютинативного строя — словоизменительная грамматическая категория именных и местоимённых частей речи (существительных, прилагательных, числительных) и близких к ним гибридных частей речи (причастий, герундиев, инфинитивов и проч.), выражающая их синтаксическую и/или семантическую роль в предложении.

Падеж – это форма образования и функция слова, наделение слов определенными синтаксическими ролями в предложении, связующее звено между отдельными частями речи предложения. Другое определение падежа – это склонение слов, частей речи, характеризующееся изменением их окончаний.

Владение в совершенстве умением склонять разные части речи по падежам является отличительной чертой человека грамотного, образованного. Нередко школьная программа, детально разъясняющая падежи русского языка, забывается через несколько лет, что приводит к грубейшим ошибкам в составлении правильной структуры предложения, отчего члены предложения становятся не согласованными между собой.

Таблица падежей

Вопросы падежей

Именительный падеж

Именительный падеж в русском языке – это единственный прямой падеж существительных, который противопоставляется другим (косвенным) падежам по значению и синтаксическим функциям. Именительный падеж выражает самостоятельное, независимое положение существительного в речевой конструкции (словосочетании или предложении). Форма именительного падежа единственного числа существительных является начальной формой существительных в русском языке.

Как определить именительный падеж

Существительные в именительном падеже отвечают на вопросы – Кто? Что? Например: прыгнул (кто?) котенок, закончился (что?) разговор), а также имеют особые падежные окончания.

Окончания существительных в именительном падеже для разных склонений представлены в таблице.

Употребление имен существительных в именительном падеже

В русском языке именительный падеж в речи может быть зависимым или независимым.

Независимый именительный падеж может употребляться в качестве:

— Подлежащего (имеет номинативное значение).

Примеры: Чайник закипел. Дверь захлопнулась.

— Главного члена односоставного номинативного предложения (с номинативным значением)

Примеры: Вечер. Тишина. Сумерки.

Обращения (имеет вокативное значение).

Примеры: Катя, помой посуду. Дети, сдайте тетради.

Зависимый именительный падеж может использоваться в роли:

— Именной части составного именного сказуемого (имеет предикативное значение).

Примеры: Конец – делу венец. Днепр – река.

— Приложения (имеет оппозитивное значение – значение добавочного сообщения).

Примеры: Он выписывает роман-газету. Доцент Владислав Виноградов прочел доклад.

Родительный падеж

Родительный падеж в русском языке – косвенный падеж, выражающий значение определения предмета (в сочетании с другим существительным), а также субъектные или объектные отношения (в сочетании с глаголами и отглагольными существительными). Существительные в родительном падеже отвечают на вопросы – Кого? Чего? и сочетаются с предлогами – без, от, до, около, из, с, у, возле, подле,

Существительные в родительном падеже, примеры: ежедневник учителя, ветка шелковицы, чтение романа, не подобрать слов, убирать около дома, налить из кувшина.

Как определить родительный падеж

Чтобы определить родительный падеж, поставьте к существительному падежные вопросы (Кого? Чего?), а также выделите в слове падежное окончание. Окончания существительных в родительном падеже с примерами представлены в таблице.

Обратите внимание! У существительных 2 склонения мужского рода с неподвижным ударением при склонении ударение в родительном падеже остается в той же позиции (примеры: торта, шарфа, возраста, хлебца, договора).

Значение имен существительных в родительном падеже

Значение родительного падежа в русском языке зависит от контекста использования конкретного слова в словосочетаниях и предложениях:

Субъектное значение (приезд гостей, явление героя, нет идей);

Объектное значение (бояться темноты, просить помощи, презентация фильма);

Определительное значение – может обозначать принадлежность, определение либо количество, меру предмета (совет учителя, беседка из дерева, театр Пушкина, бутылка молока).

В предложениях существительные в родительном падеже могут выступать:

Дополнением (Он устал от работы);

Несогласованным определением (Ей подарили букет цветов.);

Обстоятельством (Лена вернулась из Москвы).

Дательный падеж

Дательный падеж в русском языке – косвенный падеж, выражающий в речи определительное, субъектное, объектное и объектно-обстоятельственное значения. Дательный падеж может быть приименным (употребляться при существительных) и приглагольным (употребляться при глаголах). Существительные в дательном падеже отвечают на вопросы – Кому? Чему? и сочетаются с предлогами к, по.

Существительные в дательном падеже, примеры: подарить дочери, гулять по полю, детям весело, котенку полгода, ода славе, приблизиться к цели, купить по дороге.

Как определить дательный падеж

Для определения дательного падежа существительного поставьте к слову соответствующие падежные вопросы (Кому? Чему?) и выделите у него падежное окончание. Окончания существительных разных склонений в Д. п. представлены в таблице.

Обратите внимание! Собственные имена существительные Любовь, Мария, Юлия в дательном падеже имеют окончание «-и» –Любови, Марии, Юлии.

Значение дательного падежа

В словосочетаниях и предложениях формы существительных дательного падежа могут выражать различные значения:

Субъектное (употребляется в безличных оборотах): студенту не думается, женщине грустно, машине четыре года.

Объектное (употребляется в значении адресата или косвенного объекта): отдать другу, поручить курьеру, совет дочерям, письма сослуживцам.

Объектно-обстоятельственное: шагать по дороге, направиться к замку, подойти к перекрестку.

Определительное: памятник Грибоедову, цена словам.

Винительный падеж

Винительный падеж в русском языке является косвенным падежом, выражающим объектное, субъектное или обстоятельственное значения. Винительный падеж отвечает на вопросы – Кого? Что? и может употребляться с предлогами – в, за, на, про, через.

Примеры существительных в винительном падеже: переписать статью, перейти через реку, закончить работу, встретить преподавателя, слушать музыку, указать на доску, ждать подругу.

Как определить винительный падеж

Существительные в винительном падеже отвечают на падежные вопросы (Кого? Что?), а также имеют особые падежные формы, различные у одушевленных и неодушевленных существительных, как видно в таблице.

Обратите внимание! Винительный падеж множественного числа существительных совпадает с формами именительного падежа (у неодушевленных существительных) и родительного падежа (у одушевленных существительных).

Значение винительного падежа

Существительные в винительном падеже в предложениях и словосочетаниях могут выражать различные значения:

Субъектное (машину трясет, больного знобит, девочку тошнит);

Объектное (испечь пирог, посоветовать книгу, убедить учителя);

Обстоятельственное (ждать целый месяц, встречаться каждый день, переделать три раза, собраться в круг).

В предложениях существительные в винительном падеже, как правило, выступают в качестве дополнения и обстоятельства.

Творительный падеж

Творительный падеж в русском языке – косвенный падеж, выражающий субъектное, объектное, определительное и обстоятельственное значения. Творительный падеж отвечает на вопросы – Кем? Чем?, может употребляться в приглагольной либо приименной позициях.

Примеры существительных в творительном падеже: горжусь дочерью, наслаждаются искусством, зажечь спичкой, написано учеником, стоять боком, идти колоннами, быть кассиром.

Как определить творительный падеж

Чтобы узнать падеж существительного, к слову необходимо поставить вопросы творительного падежа (Кем? Чем?), а также выделить у существительного падежное окончание.

Падежные окончания Т. п. представлены в таблице.

Обратите внимание! В форме творительного падежа множественного числа существительные всех склонений имеют одинаковые окончания. Исключение – разносклоняемое существительное «дитя» и некоторые дополнительные формы Т. п. существительных третьего склонения.

Значение имен существительных в творительном падеже

В словосочетаниях и предложениях существительные в творительном падеже могут иметь различные значения:

Субъектное (гвоздь забили молотком, ошибка допущена сотрудником);

Объектное (восхищаться музыкой, обладать навыками);

Определительное (чистка пылесосом, она была неумехой);

Обстоятельственное (чертить карандашом, указать линейкой, работать вечерами, создавать командой, петь альтом).

Предлоги творительного падежа

Существительные в творительном падеже употребляются как в качестве прямого дополнения (украсить узором, говорить басом), так и с предлогами (стоять перед домом, пролететь над морем). С существительными в Т. п. употребляются предлоги – за, перед, под (подо), с (со), над, меж, между.

Примеры существительных в творительном падеже с предлогами: гулять под дождем, блюдце под чашкой, видно за облаками, нести за спиной, спор между учениками, тропинка между деревьями, смеяться над шуткой, выступать перед аудиторией, дача под Москвой, брат с сестрой, говорить с другом.

Предложный падеж

Предложный падеж в русском языке – косвенный падеж, который употребляется в речи исключительно с предлогами (на, в, о, об, обо, при). Существительные в предложном падеже отвечают на вопросы – О ком? О чем? (На ком? На чем?), и имеют объектное, определительное и обстоятельственное значения.

Примеры имен существительных в предложном падеже: говорить о физике, слова о любви, сидеть на диване, проснуться на рассвете, нуждаться в ласке, ехать в лифте, сообщить при встрече, читать при свете.

Склонение имен существительных в предложном падеже

Существительные 1 и 2 склонения мужского, женского и среднего рода с окончаниями в начальной форме -ий, -ия, -ие в предложном падеже единственного числа имеют окончание -и, свойственное формам существительных 3 склонения и разносклоняемым существительным в П. п. единственного числа.

Существительные в предложном падеже множественного числа имеют одинаковые окончания, не зависимо от их склонения.

Особенности изменения существительных всех склонений в предложном падеже с примерами показаны в таблице.

Обратите внимание! У существительных в предложном падеже единственного числа падежные окончания совпадают с окончаниями других падежей. Поэтому при определении предложного падежа обращайте внимание не только на окончание существительного, но и на то, отвечает ли слово на вопросы предложного падежа (О ком? О чем?).

Значение предложного падежа

В словосочетаниях и предложениях предложный падеж может выражать различные частные значения:

Объектное (беседовать об увлечениях, объявить о мероприятии, книга о любви);

Определительное (небо в облаках, стул о трех ножках, поле в цветах);

Обстоятельственное (отдыхать в Греции, жить в деревне, ужинать при свечах, вырастить на огороде).

Косвенные падежи

Косвенные падежи в русском языке выражают синтаксическую зависимость одного слова от другого. Эта категория выполняет огромную функцию в русском языке: она показывает статус слова и говорит о том, является оно главным или зависимым. Именно косвенные падежи показывают нам зависимость одного слово от другого. Прямым падежом является только один — именительный (слова именительного падежа отвечают на вопросы «кто?» и «что?». Остальные падежи называются косвенными и являются отклонениями от прямой правильной формы слова. Традиционно определяются косвенные падежи по вопросам, которые задаются к слову. Это так называемые падежные вопросы. Например, в родительном — «кого?», «чего?»; в дательном — «кому?», «чему?» и так далее. Этот метод самый простой, но однако же у него есть определенное количество недостатков. Одним из них является то, что он не может разграничивать некоторые формы падежей, которые имеют одинаковые вопросы. Например: выпить (чего?) чаю или чая.

Значение косвенных падежей

Падежи имеют несколько значений, которые зависят от семантики слова, которым они управляют. Значение выражает отношение слова, которое изменяется по отношению к остальным действиям, предметам или признакам. Оно может выражаться разными формами падежей слов, которые изменяются с помощью других существительных (неизменяемых).

Например: думать о празднике, довольна купленным пальто. Только именительный падеж выражает значение отношения предмета к тому действию, которое совершается им самим, или к состоянию, которое характеризует предмет, например: мальчик пишет, девочка не сидит на месте.

Что такое косвенный падеж и какие значения он имеет? Объектное значение выражает отношение предмета к действию, направленному на этот самый предмет: писал письмо, любить брата. Определительным называется отношение значения, когда один предмет относится к другому и характеризует его по признаку, свойству или действию: тетрадь в линию, сумка дочери. Обстоятельственные значения выражают отношение к характеристике цели, причины и места: уехать к морю, дом в деревне. Все падежи могут иметь несколько значений из вышеперечисленных.

Разница между родительным и винительным падежами

У некоторых людей вызывают затруднение и некую путаницу два падежа с одинаковыми, казалось бы, вопросами, на которые отвечает склоняемое слово: родительный падеж и вопрос «кого?», и винительный падеж с вопросом «кого?».

Для легкости понимания следует запомнить, что в родительном падеже склоняемое слово отвечает на следующие вопросы:

— на вечеринке не было «кого?» (Павла), «чего?» (шампанского);

— в магазине не было «кого?» (продавца), «чего?» (хлеба);

— в тюремной камере не оказалось «кого?» (заключенного), «чего?» (кровати).

То есть падеж указывает на принадлежность объекта, делая акцент на само событие, а не на предмет.

В винительном же падеже эти же словосочетания звучали бы следующим образом:

— на вечеринку доставили «кого?» (Павла), «что?» (шампанское);

— в магазин не привезли «кого?» (продавца) «что?» (хлеб);

— в тюремной камере не обнаружили «кого?» (заключенного) «что?» (кровать).

Падеж указывает непосредственно на объект, вокруг которого совершается действие.

Предлоги падежей

Несклоняемые существительные

Существуют имена существительные, употребляемые в любом падеже без склонения окончаний и не образующие множественного числа.

кенгуру, такси, метро, фламинго;

некоторые собственные имена иностранного происхождения (Данте, Осло, Шоу, Дюма);

нарицательные иностранные существительные (мадам, миссис, мадемуазель);

русские и украинские фамилии (Долгих, Седых, Грищенко, Стецько);

сложные аббревиатуры (США, СССР, ФБР);

фамилии женщин, обозначающие объекты мужского пола (Алиса Жук, Мария Кроль).

Падежи прилагательных

Имена прилагательные – самостоятельная часть речи, обозначающая признаки и характеристики объекта, отвечающая на вопросы «какая?», «какой?», «какие?». В предложении выступает в роли определения, иногда сказуемого

Так же как существительное, склоняется по падежам путем изменения окончаний. Примеры приведены в таблице.

Несклоняемые прилагательные

Падежи русского языка способны изменять все имена прилагательные, если они не представлены в краткой форме, отвечая на вопрос «каков?». Данные прилагательные в предложении выступают в роли сказуемого и не склоняются. Например: Он умен.

Видеоурок на тему падежи русского языка

Посмотрите небольшой ролик для лучшего усвоения материала:

Знание падежей – не просто прихоть преподавателей, а необходимость для изучения. Невозможно быть грамотным и образованным, не зная этих простых правил.

Источник

Оцените статью