- Что значит фонетический принцип орфографии
- Что являет собой фонетический принцип орфографии в русском языке?
- Содержание:
- Прочтите статью и узнайте: что такое фонетический принцип, как он описывается; что такое фонетические написания
- Примеры принципов; какие правила соответствуют принципам
- Фонетический принцип
- Содержание
- Принципы построения орфографии
- Морфологический
- Фонетический
- Семантический
- Орфография русского языка
- См. также
- Примечания
- Литература
- Полезное
- Смотреть что такое «Фонетический принцип» в других словарях:
Что значит фонетический принцип орфографии
§ 16. ФОНЕТИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП
Фонетический принцип орфографии традиционно понимается как такой, при котором следующие друг за другом цепочки звуков в словоформах обозначаются на основе прямой связи «звук — буква», без учета каких-либо иных критериев. Коротко этот принцип определяется девизом «пиши, как слышишь».
Но очень важным является вопрос, какие же звуки следует обозначать при фонетическом принципе, с какой их детализацией.
В практическом письме, каким является любое буквенно-звуковое письмо, и при фонетическом принципе правописания могут и должны обозначаться только фонемы.
Фонетический принцип правописания с появлением понятия и термина «фонема» можно было бы назвать фонемным принципом правописания, но поскольку последний термин в современной лингвистической литературе (учеными МФШ) используется в другом смысле (см. об этом ниже, с. 145 и след.), удобнее оставить для него прежнее наименование 1 .
Фонетический принцип как определенное орфографическое начало провозглашается тогда, когда на письме специально отражаются позиционные чередования фонем (если они имеют место). Фонетический принцип — это такой принцип обозначения фонем, когда фонемы слабых позиций, с которыми чередуются фонемы сильных позиций, обозначаются буквами, адекватными фонемам слабых позиций на основе прямой связи «фонема — адекватная ей буква» 2 .
Но в сферу фонетического принципа попадает и обозначение некоторых фонем сильных позиций. Это обозначение ударного гласного /о/ после шипящих (как это имеет место и при морфологическом принципе), что связано с «переходом» /э/ в /о/ и особенностью буквенного ряда е — ё — о, например: галч о нок, шапч о нка и др.
Фонетический принцип — антагонист морфологического принципа. Орфограммы, пишущиеся по фонетическому принципу, могут, если это будет сочтено целесообразным, писаться по морфологическому принципу; именно поэтому их принято считать нарушениями морфологического принципа.
Орфограмм, отвечающих фонетическому принципу, в русском правописании немного. Рассмотрим их.
1. Написание приставок с конечным з: без-, воз-, вз-, из-, низ-, раз-, роз-, чрез- (через-).
Морфологически эти приставки следовало бы писать всегда с з, т.е. следовало бы писать не только безболезненный, но и «безпартийный«, не только избежавший, но и «изпачканный» и т.д. Именно так, не меняя графического вида, пишутся все остальные приставки: с пел и с дал, от платил и от благодарил, под сел и под бежал и т.д.
Между тем приставки на —з мы пишем, исходя из фонетического принципа: они пишутся то с буквой з, то с буквой с в зависимости от произношения (см. «Правила. «, § 50). По закону чередований звук /з/ перед следующим глухим согласным заменяется на /с/, и это звуковое чередование, вопреки морфологическому принципу, отражается на письме:
и з бранным | и с полненный |
во з бужденный | во с паленный |
ни з вергнувший | ни с провергший |
бе з брежный | бе с пощадный |
ра з битый | ра с паханный |
чре з вычайный | чере с полосный |
Нельзя не отметить того, что приставки на —з пишутся не полностью фонетически. Так, в словах бе з жалостный и бе с шабашный на месте конечного орфографического з в приставке без— звучит /ж/, а на месте конечного орфографического с в приставке бес— звучит /ш/. В этих словах происходит иное по своему характеру чередование — чередование по месту образования.
Таким образом, фонетичность написания приставок на —з имеет предел: она ограничивается показом на письме либо звонкости, либо глухости конечного согласного звука приставки перед последующими звонкими (перед которыми пишется з) и глухими (перед которыми пишется с) согласными. Имеется здесь и одно своеобразное исключение. Слово бе з вкусный пишется с орфографическим вариантом без-, хотя на месте орфографического з в приставке произносится глухой звук /с/: бе/с/вкусный (перед последующим глухим звуком /ф/, произносимым на месте буквы в). Но поскольку на письме мы видим знак звонкого согласного, а именно букву в, а не ф, то приставку без— пишем с буквой з (т.е. со знаком звонкого согласного) применительно к последующей букве в (знаку звонкого согласного), а не к обозначаемому ею глухому звуку /ф/. Здесь реальное звучание отступает в нашем сознании перед силой воздействия буквы 1 .
2. Написание приставки роз-.
В написании этой приставки, помимо отражения чередования /з/ с /с/ — роздал, но роспись, — отражается еще и позиционное чередование ударного /о/ с безударным /а/. В «Правилах. » сказано: «. не под ударением всегда пишется приставка раз— (рас-), например: р а зда́ть (при р о́ здал), р а списа́ние, р а спи́ска (при р о́ спись)».
Таким образом, приставка роз— имеет четыре письменных варианта: роз-, рос-, раз-, рас-.
Изъятию безударных вариантов раз— (рас-), т.е. возможности писать «раздать» вместо принятого сейчас разда́ть (так как есть ро́здал); «росписка» вместо принятого сейчас распи́ска (так как есть ро́спись) и т д., мешают некоторые случаи ударения на /а/: ра́звит, ра́звито, ра́звиты — от развито́й; ра́звит (наряду с разви́т), ра́звито (наряду с разви́то), ра́звиты (наряду с разви́ты) — от разви́тый 1 .
Но фонетичность написания гласного в приставке рoз— долгое время была ограничена одним исключением: слово розыскно́й с безударным /а/ писалось с о (так как ро́зыск). Последнее издание Орфографического словаря русского языка (М., 1991) дает написание этого слова с а — разыскной, разыскник (см. с. 305).
3. Написание ы вместо начального и (по произношению) в корне после приставок 2 , оканчивающихся на твердый согласный: без ы скусственный, из ы сканный, без ы дейный, пред ы юльский и т.п. 3
Эти написания являются фонетическими. После приставок, оканчивающихся на твердый согласный, произносится в соответствии с фонетическими законами русского языка /ы/.
До выхода в свет в 1956 г. «Правил русской орфографии и пунктуации» ы вместо этимологического и после приставок писалось только в русских словах (разыграть, розыск и т.п.), в иноязычных корнях по правилам писалось и («безидейный«, «безинтересный» и т.п.). Поскольку в современном языке такие слова, как идея, интерес, история и мн. др., уже не воспринимаются как иноязычные, в 1956 г. было признано целесообразным дать единое правило как для русских, так и для заимствованных слов. И действительно, пишущий не всегда легко
может определить, является ли корневая часть слова заимствованной. Не случайно поэтому были и колебания: безидейный и безыдейный, безинтересно и безынтересно, имевшие место в практике печати до выхода в свет «Правил. » 1956 г.
Написание начального и в корне после твердых согласных сохраняется в настоящее время после русских приставок меж— и сверх-, а также после иноязычных приставок и частиц . После приставки меж- и пишется в силу общего правила, согласно которому после ж не пишется ы, а после сверх— — потому, что русскому языку не свойственны сочетания гы, кы, хы. После иноязычных приставок и сохраняется для того, чтобы пишущий мог быстрее увидеть и осознать корень, например в слове субинспектор и т.п., и благодаря этому быстрее понять слово. Правило изложено в § 7 «Правил русской орфографии и пунктуации».
4. Написание о в суффиксах —онок, —онк(а) после шипящих: галч онок , шапч онк а и т.п. (ср.: совенок, избенка и т.п.). Морфологическому принципу отвечало бы написание с е.
Традиционно считалось отвечающим фонетическому принципу написание е/о после шипящих и ц в окончаниях существительных и прилагательных, а также написание е/о в суффиксе —ок— (-ек-) после шипящих 1 . Но эти написания можно рассматривать как морфологические (см. выше, с. 109).
В общей системе русского правописания, построенной на морфологическом принципе, написания, основанные на фонетическом принципе, как выпадающие из системы, затрудняют пишущих в большей степени, чем морфологические, и им следует поэтому уделять особое внимание.
Необходимо еще раз подчеркнуть, что такие написания, как дом, трюм, пол и т.п., не входят в сферу действия фонетического принципа (как не входят они и в сферу действия любого другого орфографического принципа). Здесь нет орфограмм 2 .
Не отвечают фонетическому принципу и такие написания, как страна, сук и т.п. 3 Буквы а и к пишутся не на основе прямой связи «фонема — буква», а на основе морфологических сопоставлений (стр а на́, так как стр а́ ны; су к , так как сук и́ ), т.е. по морфологическому принципу.
Источник
Что являет собой фонетический принцип орфографии в русском языке?
Содержание:
Орфография — раздел лингвистики, объектом которого являются законы отражения звуковых образов слов на письме с помощью буквенных и небуквенных символов.
Прочтите статью и узнайте: что такое фонетический принцип, как он описывается; что такое фонетические написания
Фонетические написания — это отражение на письме не фонемы, а звука. Следствием действия данного принципа является совпадение произношения и написания. Данное правило письма является преобладающим в некоторых языках, например, белорусском.
Примеры фонетического принципа в русской орфографии проявляются в написании приставок на -З/С: разбежаться, расспросить, возмутиться, воспарить. Последняя согласная приставок пишется в соответствии с произношением, озвончается или оглушается под воздействием соседнего согласного.
Проявление фонетического принципа — это отражение на письме букв О/А в приставках РАЗ/РАС, РОЗ/РОС: розвальни, развалиться; расстояние, роспуск. В ударной позиции слышится О — эту букву и пишем, вне ударения звук редуцируется до А.
Рассматриваемому принципу подчиняется правило выбора Ы после Ц в корнях исключений аффиксах: цыпленок, молодцы, куцый.
Примеры принципов; какие правила соответствуют принципам
Кроме рассмотренного, в русской орфографии действуют несколько принципов:
- Фонематический принцип русской орфографии — пример написания всех морфем по тому, как они выявляют себя в сильной позиции. Так пишутся безударные гласные, сомнительные и непроизносимые согласные: река — рЕки, просьба — проСить, вестник — весТи. Фонематическому принципу русского письма соответствуют правила написания сочетаний ЧК, НЧ, НЩ и др. без Ь; написание И, У, А после шипящих; выбор буквы в окончаниях (о дереве, на селе, от воли, от земли); написание Ы после приставок на согласную (подыграть). Данный принцип отражает на письме реальный звуковой облик слова.
- Морфологический — подразумевает одинаковое написание морфем вне зависимости от фонетических влияний. Так пишется постфикс -СЯ, который может быть отражен в разных условиях звуками [С’] (мойся), [Ц] (учиться). Морфологический принцип подчеркивает осознание родственности конкретных морфем. Благодаря ему в русском правописании отражено понимание носителями языка структуры слова. Этот принцип облегчает восприятие и понимание написанного текста.
- Грамматический. Отражает стремление учитывать языковые характеристики слова. Он проявляется в требовании различать частеречную принадлежность единиц, имеющих совпадения в звуковом составе, например, рожь — нож, где Ь указывает не на мягкость согласного, а на принадлежность слова к типу склонения.
- Традиционный. По его требованиям сохраняются написания, не соответствующие современным нормам, для некоторых языковых единиц. Например, в окончаниях прилагательных пишется -ого/его, несмотря на произношение [В]: большого, синего.
Данным принципом регулируется слитное, раздельное и дефисное написание слов, особенно наречий: в обнимку, вприпрыжку, по одному, поодиночке и т. д.
Источник
Фонетический принцип
Орфогра́фия (от др.-греч. ὀρθός — правильный и γράφω — пишу) — правописание, система правил, определяющих единообразие способов передачи речи (слов и грамматических форм) на письме.
Общественная функция орфографии проявляется в том, что единообразное написание слов, независимо от индивидуальных и диалектных особенностей произношения, обеспечивает понимание письменной речи.
Содержание
Принципы построения орфографии
Так как орфография непосредственно связана с письменностью, то появление письмености оказывает основное влияние при формировании принципа построения орфографии языка, который не диктуется языком [1] . Для языков, где письменность древняя, можно говорить о том, что письмо отражает старое состояние языка и отстало от жизни (напр., английский язык).
Морфологический
Морфема пишется одинаково, независимо от позиционных фонетических изменений: голова́, го́ловы, голо́вка — везде одинаковое написание через «голов», но разное произношение
Фонетический
Особенности произношения передаются на письме
Характерен для белорусского [2] (не абсолютно), грузинского, татарского языков (абсолютно)
Кириллическая орфография была введена примерно в 1907 году, до этого единой принятой кириллической орфографии не было.
На письме отражается именно звучание, включая позиционные изменения, независимо от принадлежности звуков морфемам: галава́, гало́вы, галоўка (белор. ) — разное написание, произношение такое же как написание. Новые правила белорусской орфографии и пунктуации (от 23 июля 2008 года) рекомендуют переходить на такое, напр., написание: маёр, маярат, маянэз, раён, Нью-Ёрк. [2]
Белорусская орфография не абсолютно фонетическая (в отличие от грузинской или татарской).
Отражает ослабление безударных гласных (вместо О и Е пишется А и Я), некоторые явления, связанные с согласными (пишется ЦЦА вместо ТСЯ/ТЬСЯ). Не отражает явлений, связанных с согласными (напр., звонкие согласные в конце слова оглушаются, но пишутся всё равно буквы, соответствующие звонким).
Семантический
Написание никак не связано со звучанием, а отражает только семантику.
Во вьетнамском языке такой принцип был вначале, затем сменился на фонетический и латиницу (принцип орфографии был заменён в пределах того же языка)
Орфография русского языка
В СССР действовали правила русской орфографии и пунктуации, утверждённые в 1956 году [3] АН СССР, Министерством высшего образования СССР и Министерством просвещения РСФСР.
В настоящее время действуют уточнённые и дополненные правила, утверждённые Орфографической комиссией Российской Академии наук в 2007 году.
См. также
Примечания
Литература
- Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник. М.: Эксмо, 2007, 480 с. ISBN 978-5-699-18553-5.
Wikimedia Foundation . 2010 .
Полезное
Смотреть что такое «Фонетический принцип» в других словарях:
Фонетический принцип письма — основан на передаче звуков речи, которые могут быть графически оформлены, как слоговые или буквенные (алфавитные) знаки. На фонетическом принципе основаны слоговые, буквенно слоговые и буквенные системы письма. Консонантную систему письма семито… … Грамматологический словарь
ФОНЕТИЧЕСКИЙ НАВЫК — ФОНЕТИЧЕСКИЙ НАВЫК. Способность правильно воспринимать звуковой образец, ассоциировать его со значением и адекватно воспроизводить. Показателем сформированности Ф. н. является доведение указ. способности до совершенства. Это значит, что… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
Международный фонетический алфавит — Запрос «IPA» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Запрос «МФА» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Не следует путать с фонетическим алфавитом НАТО. Международный фонетический алфавит Тип Алфавит Языки Зарезервирован для … Википедия
Международный Фонетический Алфавит — Запрос «IPA» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. Запрос «МФА» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. Не следует путать с термином «Фонетический алфавит НАТО». Международный фонетический алфавит Тип Алфавит Языки… … Википедия
Международный Фонетический алфавит — Запрос «IPA» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. Запрос «МФА» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. Не следует путать с термином «Фонетический алфавит НАТО». Международный фонетический алфавит Тип Алфавит Языки… … Википедия
Орфография — (греч. ὀρθογραφία, от ὀρθός правильный и γράφω пишу) 1) исторически сложившаяся система единообразных написаний, которая используется в письменной речи (см. Письмо); 2) раздел языкознания, изучающий и разрабатывающий систему правил,… … Лингвистический энциклопедический словарь
принципы орфографии — Закономерности, лежащие в основе орфографической системы, общие основания для написания слов при наличии выбора, предоставляемого графикой. Каждый принцип орфографии объединяет группу правил. Принципы частично могут варьироваться в разных языках … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило
Орфография — (греч. orthós «правильный», graphē «письмо»), или правописание, система общепринятых правил письма для какого нибудь языка. Так, из возможных написаний «другова», «другово», «другого» правилам русской орфографии отвечает лишь последнее; следуя… … Литературная энциклопедия
Орфография — ОРФОГРАФИЯ (греч.) или правописание. Система правил, устанавливающих единообразные способы передачи речи в звуковом письме, т. е. в таком письме, знаки которого (буквы) служат для передачи звуков. При возникновении звукового письма у к. н.… … Словарь литературных терминов
орфография — (греч.) или правописание. Система правил, устанавливающих единообразные способы передачи речи в звуковом письме, т. е. в таком письме, знаки которого (буквы) служат для передачи звуков. При возникновении звукового письма у к. н. народа… … Грамматический словарь: Грамматические и лингвистические термины
Источник