Физический диктант как одна из форм письменной проверки знаний учащихся
Разделы: Физика
Проверка знаний, умений и навыков учащихся является важным элементом процесса обучения и воспитания школьников, ею определяется результативность и эффективность обучения.
Проверка знаний, умений и навыков учащихся – сложный этап процесса обучения. Сложный и для учителя, и для учащихся. Для учителя он сложен в теоретическом, методическом и организационном отношении, а для ребят – в психологическом плане.
Письменная проверка позволяет за короткое время проверить знания большого числа учащихся одновременно. Ее специфическая особенность — большая объективность по сравнению с устной, так как легче осуществить контроль за усвоением материала. Для письменной проверки можно выбрать общую для всех школ систему вопросов, определить критерии оценки работы учащихся, что приводит к более полному осуществлению контролирующей и ориентирующей функций проверки.
Основной недостаток письменной проверки знаний заключается в отсутствии непосредственного контакта между учителем и учеником в процессе ее осуществления, что не позволяет учителю непосредственно наблюдать за процессом мышления учащихся.
На основании анализа результатов письменной проверки имеется возможность дать сравнительную оценку знаний и развития учащихся; выявить весь объем ошибок, допускаемых классом в целом по проверяемому материалу, на основании чего учитель может судить о достоинствах и недостатках применяемой им методики.
Для письменной проверки знаний, умений и навыков учащихся всего класса требуется значительно меньше времени по сравнению с устной проверкой, но сам учитель должен затратить время на подготовку к ней и на определение результатов. Учащиеся в процессе письменной проверки должны проявить большую сосредоточенность, умение четко выражать мысли, владеть навыками письменной речи.
Письменная проверка осуществляется в виде физических диктантов, контрольных, проверочных и самостоятельных работ, сочинений и рефератов.
Физические диктанты как форма письменной проверки знаний одновременно большого числа учащихся получила в настоящее время широкое распространение в школах. Физические диктанты дают возможность подготовить учащихся к усвоению нового материала, к урокам решения задач, провести обобщение изученного, являются одним из средств проверки сознательного выполнения домашнего задания, позволяют выявить умение школьников применять знания в учебной практике при решении задач, подготовленность к выполнению эксперимента.
С помощью физических диктантов решаются следующие дидактические задачи обучения физике: диагностирование знаний учащихся, предупреждение возникновения пробелов, корректирование процесса обучения, проверка достижения конечного результата обучения.
Физические диктанты представляют перечень вопросов, которые учитель диктует учащимся и на которые они сразу же должны написать ответ. Чтобы обдумывание не было длительным и занимало примерно одинаковое время у всех учащихся, необходимо круг вопросов, отбирать которые проверяются в форме физического диктанта.
Один из приёмов проведения физических диктантов.
Для того чтобы учащиеся овладели стандартом основного общего физического образования, часто применяю один из психологических приёмов “эффект края”. Суть этого приёма заключается в том, что быстрее запоминается материал, расположенный в начале и в конце заучиваемого текста. То, что находится в середине, “ложится в память” хуже, требует большего времени на заучивание. Поэтому, если есть такая возможность, целесообразно в процессе заучивания менять местами начало и середину, конец и середину.
Физические диктанты, проведённые таким образом, дают высокие результаты.
Пример: Физический диктант. На отработку формул. Тема: Световые кванты.
11 класс. Тема. Световые кванты.
Ф/д. №1.
1. Частота.
2. Длина волны.
3. Скорость света.
4. Постоянная Планка.
5. Ммасса фотона.
6. Импульс фотона.
7. Энергия фотона.
8. Работа выхода.
9. Кинетическая энергия.
10. Уравнение Эйнштейна.
11. Предельная частота (красная граница)
12. Длинноволновая граница.
11 класс. Тема. Световые кванты.
Ф/д. №2.
1. Масса фотона.
2. Импульс фотона.
3. Энергия фотона.
4. Работа выхода.
5. Ччастота.
6. Длина волны.
7. Скорость света.
8. Постоянная Планка.
9. Ккинетическая энергия.
10. Уравнение Эйнштейна.
11. Предельная частота (красная граница)
12. Длинноволновая граница.
11 класс. Тема. Световые кванты.
Ф/д. №3.
1. Частота.
2. Длина волны.
3. Скорость света.
4. Постоянная Планка.
5. Кинетическая энергия.
6. Уравнение Эйнштейна.
7. Предельная частота (красная граница)
8. Длинноволновая граница.
9. Масса фотона.
10. Импульс фотона.
11. Энергия фотона.
12. Работа выхода.
Номер диктанта | Ученик 1 | Ученик 2 | Ученик3 | Ученик 4 |
№1 | 58% | 66% | 75% | 58% |
№2 | 66% | 83% | 83% | 75% |
№3 | 83% | 91% | 100% | 83% |
Как показывает практика работы учителей, диктанты можно использовать на всех этапах обучения физике, но при этом необходимо учитывать возрастные особенности: учащиеся 7 и 8 классов легко возбуждаются, но и быстро утомляются, медленно пишут.
Систематическое проведение физических диктантов оказывает на учащихся психологическое и воспитательное воздействие. Они приучаются вдумчиво и серьезно учить материал. Готовясь к уроку, они предполагают, какие вопросы будут проверены учителем фронтально, какие – индивидуально, а какие – в форме физического диктанта. Учащиеся привыкают к тому, что знания каждого из них будут тщательно проверены и оценены. Это воспитывает дисциплину труда, трудолюбие.
Источник
Роль физического диктанта в изучении физики
статья по физике (7 класс) по теме
Усвоение учащимися изученного материала через физические диктанты
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
diktant.doc | 193.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль физического диктанта в изучении физики .
Вопрос о повышении эффективности изучения физики приобрел за последние годы особую остроту в связи с потребностью специалистов высокой квалификации в области точных наук. Поэтому задача педагога- дать глубокие знания учащимся по физике, воспитать творческого человека, способного самостоятельно изучать этот предмет.
Одним из путей повышения качества обучения учащихся является контроль знаний. С помощью различных методов проверки знаний можно получить полную информацию об уровне достигнутых результатов; готовности к дальнейшему обучению; знаниях, умениях, навыках.
Проверка знаний, умений и навыков учащихся является важным элементом процесса обучения и воспитания школьников, ею определяется результативность и эффективность обучения.
Проверка знаний, умений и навыков учащихся – сложный этап процесса обучения. Сложный и для учителя, и для учащихся. Для учителя он сложен в теоретическом, методическом и организационном отношении, а для ребят – в психологическом плане.
Письменная проверка позволяет за короткое время проверить знания большого числа учащихся одновременно. Ее специфическая особенность — большая объективность по сравнению с устной, так как легче осуществить контроль за усвоением материала. Для письменной проверки можно выбрать общую для всех школ систему вопросов, определить критерии оценки работы учащихся, что приводит к более полному осуществлению контролирующей и ориентирующей функций проверки.
Основной недостаток письменной проверки знаний заключается в отсутствии непосредственного контакта между учителем и учеником в процессе ее осуществления, что не позволяет учителю непосредственно наблюдать за процессом мышления учащихся.
На основании анализа результатов письменной проверки имеется возможность дать сравнительную оценку знаний и развития учащихся; выявить весь объем ошибок, допускаемых классом в целом по проверяемому материалу, на основании чего учитель может судить о достоинствах и недостатках применяемой им методики.
Для письменной проверки знаний, умений и навыков учащихся всего класса требуется значительно меньше времени по сравнению с устной проверкой, но сам учитель должен затратить время на подготовку к ней и на определение результатов. Учащиеся в процессе письменной проверки должны проявить большую сосредоточенность, умение четко выражать мысли, владеть навыками письменной речи.
Письменная проверка осуществляется в виде физических диктантов, контрольных, проверочных и самостоятельных работ, сочинений и рефератов.
Физические диктанты как форма письменной проверки знаний одновременно большого числа учащихся получила в настоящее время широкое распространение в школах. Физические диктанты дают возможность подготовить учащихся к усвоению нового материала, к урокам решения задач, провести обобщение изученного, являются одним из средств проверки сознательного выполнения домашнего задания, позволяют выявить умение школьников применять знания в учебной практике при решении задач, подготовленность к выполнению эксперимента.
С помощью физических диктантов решаются следующие дидактические задачи обучения физике: диагностирование знаний учащихся, предупреждение возникновения пробелов, корректирование процесса обучения, проверка достижения конечного результата обучения.
Физические диктанты представляют перечень вопросов, которые учитель диктует учащимся и на которые они сразу же должны написать ответ. Чтобы обдумывание не было длительным и занимало примерно одинаковое время у всех учащихся, необходимо круг вопросов, отбирать которые проверяются в форме физического диктанта.
Пример: Физический диктант №1. Тема: «Первоначальные сведения о строении вещества». 7 класс.
Источник
Физические диктанты как форма текущего контроля знаний
как форма текущего контроля знаний.
Проверка и оценка успеваемости учащихся составляют важную часть учебного процесса, способствуют повышению качества обучения и воспитания. Проверка успеваемости учащихся позволяет не только определить успехи и недостатки в знаниях и умениях, но на этой основе управлять учебным процессом. Результаты проверки позволяют учителю корректировать время на изучение отдельных вопросов программы, совершенствовать формы и методы работы с учащимися, изменяя виды учебной работы, долю самостоятельной работы каждого ученика, оптимально регулировать учебную нагрузку школьников.
Одной из форм текущего контроля знаний, позволяющей проверить знания учащихся всего класса, являются физические диктанты, получившие в настоящее время широкое распространение в школах. Это кратковременные проверочные работы, рассчитанные на 10-15 минут. Диктанты позволяют выявить прочность усвоения материала, развивают память и внимание ученика, формируют умение работать в заданном темпе, быстро принимать правильные решения, что важно для подготовки к жизни. Физические диктанты дают возможность подготовить учащихся к усвоению нового материала, к урокам решения задач, провести обобщение изученного. Они являются одним из средств проверки сознательного выполнения домашнего задания, позволяют выявить умение школьников применять знания в учебной практике при решении задач, подготовленность к выполнению эксперимента.
Дидактические требования к содержанию и структуре диктанта определяются дидактическими целями: «упражнять», «закрепить», «проверить», «скорректировать». Таким образом, с помощью физических диктантов решаются следующие дидактические задачи: диагностирование знаний учащихся, корректирование процесса обучения, предупреждение возникновения пробелов, проверка достижения конечного результата обучения.
В диктант вводится тот материал, который относится к обязательному и основному: физические формулы; символические обозначения, определения физических величин и их единиц, соотношения между ними; формулировки физических явлений, законов, математические связи между величинами; назначение физических приборов, правила обращения с ними. При подборе вопросов необходимо ориентироваться на репродуктивную деятельность учащихся, которая легко контролируется и самоконтролируется в процессе написания диктанта. Материал, требующий сложных умственных операций, в диктант не вводится.
Содержание диктантов составляют вопросы, требующие от всех учащихся независимо от их уровня знания физики, психологических особенностей примерно одинакового времени на обдумывание ответа и его запись. В диктанты не включаются качественные задачи, так как в этом случае оценка за работу, как показывает педагогический эксперимент, не является объективной.
Каждый диктант состоит из набора фраз физического содержания утвердительного характера. В каждой фразе есть вступительная часть (написанная учителем) и констатирующая (обозначенная многоточием). Вторую часть учащийся должен дописать самостоятельно. В тетрадях учащиеся пишут только констатирующую часть при строгом соблюдении нумерации зачитываемых вопросов. Для удобства записи располагают в столбик. Вопросы диктует учитель (возможно использование магнитофонной записи), время ответа строго регламентируется. Вопрос повторяется два раза. При первом чтении учащиеся уясняют суть вопроса, второе чтение позволяет уточнить детали. При чтении некоторых вопросов учитель в случае необходимости дает варианты ответов, в отдельных утверждениях вместо многоточия возможна постановка вопросов. Например: «Чем дальше тело находится от Земли, тем … (сильнее, слабее) она его притягивает»., «Неравномерное движение характеризуется … (какой?) скоростью».
В классах с малой наполняемостью можно проводить диктант в одном варианте.
Проверка диктанта проходит сразу после его написания. Можно предложить одному из учащихся прочитать свои ответы. Остальные ученики сверяют их со своими, обсуждают, вносят исправления, дают объяснения. Возможно проведение самопроверки или взаимопроверки (обмен тетрадями с соседом по парте). Правильные ответы в этом случае проецируются на экран с помощью графопроектора. Оценивание диктанта проводится согласно критерию, предложенному учителем. Если вопросы диктанта равноценные, то для выставления отметки целесообразно оценить каждый из них долями балла (в случае 10 вопросов каждый оценивается в 0,5 балла).
Такая проверка позволяет учащимся сразу же получить информацию о своих пробелах в знаниях, а учителю – о степени усвоения изученного материала, о готовности класса к выполнению других видов работы.
Вопросы, приведенные в диктантах, можно использовать также для отработки учащимися изученного материала и при повторении в динамических парах путем взаимоопроса, при организации работы в малых группах.
Систематическое проведение физических диктантов оказывает на учащихся психологическое и воспитательное воздействие. Учащиеся знают, что для успешного написания диктанта необходимо готовиться к нему в течение всего времени изучения данной темы, работать с текстом учебника, внимательно слушать объяснение учителя на уроке. Они приучаются вдумчиво и серьезно учить материал, привыкают к тому, что знания каждого из них будут проверены и оценены. Это способствует воспитанию трудолюбия, дисциплины труда, а в конечном итоге положительно влияет на развитие учащихся и их интеллектуальных умений и навыков.
Источник