Что значит физические качества человека

Основные физические качества: показатели, особенности

  • 21 Июля, 2018
  • Здоровье
  • Катерина Пчельникова

Под физическими качествами человека понимают совокупность его биологических и психических особенностей, которые обеспечивают активную, целесообразную деятельность. Они заложены природой, но имеют свойство развиваться. У каждого человека проявляются по-разному и только при решении двигательных задач. В данной статье разберемся в том, что такое физические качества человека, каковы их показатели и особенности развития.

Организм человека, как известно, развивается неравномерно (или гетерохромно). Так, в детский период некоторые физические качества проявляются более интенсивно, нежели другие. Специалисты называют это сенситивным временем, когда для гармоничного развития необходимо грамотное педагогическое воздействие.

Выделяют всего 5 физических качеств человека. К ним относятся: быстрота, ловкость, сила, выносливость и гибкость. Они обусловлены аспектами наследственности и развития. Первый сопряжен с физиологией человека, работой его нервной системы и энергетическими возможностями. Второй требует внимания со стороны самого человека и связан с его стремлением к развитию физических возможностей. Рассмотрим подробнее каждое качество.

Быстрота

Быстротой называют способность человека выполнять определенные двигательные действия в минимальный период времени для данных условий. При этом эффективность техники не должна страдать.

Быстроту делят на два вида:

  • Одиночного действия (например, бег).
  • Двигательных реакций (предполагает процесс получения мотивации и начало ответных действий).
Читайте также:  Если сразу идут короткие гудки что это значит

Нередко у человека наступает период, когда он не в состоянии побить личный рекорд. В спорте это явление называют скоростным барьером, и оно связано с быстротой. Возникает привычка выполнять определенные действия с определенной скоростью. Такой подход не ведет к развитию быстроты как основного физического качества.

Сенситивным временем здесь определяют возраст 10-11 и 14-15 лет.

Ловкость

Ловкость также относится к основным физическим качествам человека. Она предполагает его способность менять направление двигательных реакций в соответствии с изменением внешних условий. Различают два вида ловкости:

  • статическое равновесие (без перемещения);
  • динамическое равновесие (с перемещением).

Показателями этого физического качества являются точность выполнения движений и быстрота реакции. Развитие ловкости происходит при необычном положении тела в пространстве, например, во время активных спортивных игр, в единоборствах, боксе и т. п. На тренировках необходимо часто менять упражнения, повышая их сложность.

Сенситивный период здесь определяется возрастом 8-9 лет. Нередко ловкость сопряжена с координацией — способностью человека за короткий промежуток времени решать двигательные задачи. Однако в чистом виде она физическим качеством не является. Это более глубокое понятие, связанное с физиологией человека. Хотя координационные упражнения всегда входят в комплекс развития ловкости человека. То есть эта способность человека тоже подвержена развитию.

Сила — это основное физическое качество, которое предполагает внешнее и внутреннее сопротивление за счет активности мышечного аппарата. Это всегда произвольное усилие. И зависит оно от трех факторов: разминки, интенсивности напряжения и угла тяги мышц. Специалисты подразделяют силовые качества на виды:

  • Абсолютные (или максимальные).
  • Относительные (это отношение максимума усилий на килограмм веса).

Иногда говорят о специальной силе. Она характеризует показатель проявления действия в каком-то определенном виде спорта.

Средствами развития силы являются упражнения с отягощением (собственное тело или штанги и гири), упражнения на тренажерах (или механотерапия) и силовые упражнения в усложненных условиях (например, бег по песку или рыхлому снегу).

К методам развития силы относятся:

  • максимальные усилия (до двух повторений с большим отягощением);
  • малые усилия (частые подходы с малым отягощением, весом);
  • флэшинг (несколько разных упражнений на одну группу мышц: например, жим штанги + разводка);
  • градиент силы (увеличение в единицу времени).

Сенситивный период развития силы у юношей и девушек разный. В первом случае он определяется возрастом 13-14 и 17-18 лет, во втором — 11-12 и 15-16 лет. Естественным путем сила развивается примерно до 25 лет.

Гибкость

Гибкостью называют основное физическое качество человека, позволяющее ему совершать двигательные действия с максимальной амплитудой. Она зависит от многих факторов. Среди них:

  • эластичность мышц и связок;
  • строение суставов;
  • общее состояние организма (в том числе возраст);
  • внешняя температура;
  • суточный период (утро, вечер).

Различают также два вида гибкости:

  • активную (увеличение амплитуды за счет напряжения мышц);
  • пассивную (увеличение амплитуды за счет внешнего воздействия).

К средствам развития гибкости относятся растягивающие упражнения (с постепенным увеличением амплитуды) и медленные маховые движения без болевых ощущений. Стоит помнить, что упражнения на гибкость совершаются только после разминки. Именно поэтому растяжка на тренировочных занятиях происходит в заключительной части.

Сенситивный период развития гибкости определен в 5-6 и 9-14 лет.

Выносливость

Замыкает список 5 физических качеств человека выносливость. Это способность организма противостоять усталости. Под последней понимается временное снижение работоспособности вследствие физической и умственной нагрузки.

Различают два вида усталости:

  • Компенсированная (в этом случае возможно поддержать мощность работы за счет волевых усилий).
  • Некомпенсированная (снижение мощности работы или полное прекращение ее).

Развитие выносливости возможно и необходимо. Оно требует немало терпения и времени, осуществляется за счет постепенного увеличения нагрузки. Помогут в этом три метода развития:

  • круговая тренировка;
  • повторно-интервальные занятия;
  • игровой метод.

Лучше всего выносливость развивается в беге, в преодолении различных дистанций. Сенситивный период в зависимости от пола определяется 12-13 годами у девочек и 14-16 годами у мальчиков.

Заключение

Воспитание основных физических качеств человека взаимосвязано. Поэтому корректно говорить не об индивидуальных процессах, а о разных сторонах единого развития. Наиболее тесные взаимосвязи можно наблюдать между воспитанием силы и быстроты, ловкости и гибкости, выносливости и силы и т. д. Однако сегодня еще нет полного согласия между специалистами о единых критериях и оценках физических качеств. Это определение находится в обсуждении физиологов труда и спорта, так как зависит от нервной регуляции, энергетических возможностей и слаженной мышечной работы организма.

Люди же все чаще выбирают вид спорта не по желанию, а по успешности проявления отдельных сторон физического воспитания. Поэтому вопрос о всестороннем (равномерном) развитии сейчас особенно актуален. Дисгармония же ведет к отклонениям от нормы, диспропорции в телосложении.

Источник

Сообщение «Физические качества человека»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Физические качества человека: быстрота, ловкость, сила, гибкость и выносливость

Начнем с того, что такое физическое качество.

Физическое качество — это совокупность биологических и психических свойств личности человека, выражающие его физическую готовность осуществлять активные двигательные действия.

Физические способности — это задатки человека. Они заложены природой в каждом, но проявляются в конкретном двигательном действии, у каждого человека по-разному.

Одна физическая способность может выражаться в разных физических качествах. И наоборот, одно физическое качество может выражаться в разных физических способностях.
И так, приступим к пяти физическим качествам:

Быстрота — это способность человека выполнять двигательные действия в минимальное для данных условий время, без снижения эффективности техники, выполняемого двигательного действия.

делиться на 2 группы:

a) быстрота одиночного движения (например бег)

b) быстрота двигательных реакций — это процесс, который начинается с восприятия информации побуждающих действия и заканчивается с началом ответных реакций.

Сенситивные периоды развития быстроты: 10 — 11 лет и 14 — 15

Ловкость — это способность человека решать двигательную задачу за короткий период обучения, а также перестраивать свои двигательные действия, в изменяющихся внешних условиях.

делиться на две группы:

a) статическое равновесие (без перемещения)

b) динамическое равновесие (с перемещением)

Ловкость развивается в необычных положениях, которые выполняются при изменении внешних условий выполнения упражнения.

Очень хорошо развивают ловкость подвижные и спортивные игры.

Сенситивные периоды развития ловкости: 8 и 14 лет.

А сложная координация: 9 — 10 и 12 — 13 лет.

Сила — это способность человека преодолевать внешние и внутренние сопротивления, по средству мышечных напряжений.

a) абсолютная сила — это величина максимальных усилий

b) относительная сила — это величина абсолютной силы отнесенная на килограмм массы тела

Средства развития силы

1. упражнения с внешним отягощением (штанги, гири)

2. упражнения отягощенные весом собственного тела

3. упражнения на тренажерах (механотерапия)

4. статические упражнения в изометрическом режиме

5. силовые упражнения в усложненных условиях (бег по рыхлому снегу)

Методы развития силы

1. метод максимальных усилий (1 -2 повторений с максимальным весом)

2. флэшинг: суть его заключаться в том, что на конкретную группу мышц делается не одно упражнение, а несколько последовательно идущих (например жмем штангу, потом выполняем разводку)

3. метод малых усилий (большое количество подходов с малым весом)

Сенситивные периоды развития силы: у юношей (13 -14 лет и 17 -18), у девушек (11 — 12 и 15 — 16)

Естественным путем развивается до 25 лет.

Гибкость — это способность человека выполнять движения с максимальной амплитудой.

1. эластичности и податливости мышц связок

2. от температуры внешней среды

3. от суточной периодики (утром, вечером)

4. от строения суставов

5. от общего состояния организма

a) активная гибкость — увеличение амплитуды за счет напряжения мышц

b) пассивная гибкость — амплитуда достигается за счет внешних растягивающих сил

разница между активной и пассивной гибкостью называется «запас гибкости»

Средства развития гибкости

1. упражнения на растягивания с постепенным увеличением амплитуды

2. маховые упражнения в медленном темпе (не должно быть болевых ощущений)

Не забывайте! Прежде чем приступить к выполнению упражнения на развитие гибкости обязательно нужно провести разминку. В связи с этим, упражнения на растяжку обычно выполняются в заключительной части.

Сенситивные периоды развития гибкости: 5 — 6 и 9 — 14 лет

активная гибкость развивается: 10 — 14 лет

пассивная гибкость: 9 — 11 лет

Выносливость — это способность человека противостоять утомлению, выполнять работу без ее эффективности.

Утомление — это временное снижение работоспособности, вызванное умственной или физической нагрузкой.

a) усталость: это субъективное ощущение утомления.

Эта фаза защищает организм от утомления.

b) компенсированное утомление: при этой фазе возможно поддержание мощности работы за счет дополнительных волевых усилий.

c) некомпенсированное утомление: это снижение общей мощности работы, вплоть до ее прекращения.

Основным средством развития выносливости является упражнения, достаточно длительной нагрузки.

Методы развития выносливости

1. метод круговой тренировки

Сенситивные периоды развития выносливости: аэробная выносливость (14 — 16 лет), у женского пола в (12 — 13 лет).

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Физические качества человека: быстрота, ловкость, сила, гибкость и выносливость

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Физические качества человека: быстрота, ловкость, сила, гибкость и выносливость

Начнем с того, что такое физическое качество.

Физическое качество — это совокупность биологических и психических свойств личности человека, выражающие его физическую готовность осуществлять активные двигательные действия.

Физические способности — это задатки человека. Они заложены природой в каждом, но проявляются в конкретном двигательном действии, у каждого человека по-разному.

Одна физическая способность может выражаться в разных физических качествах. И наоборот, одно физическое качество может выражаться в разных физических способностях.

Все знают, что организм человека развивается неравномерно (гетерохромно).

У ребенка есть периоды, в которых отдельные физические качества развиваются лучше, чем в другие. Их называют сенситивными.

Сенситивный период — это чувствительный период развития организма ребенка.

Если в эти периоды оказать опережающее педагогическое воздействие, то эффект будет значительно выше, чем в другие.
И так, приступим к пяти физическим качествам:

Быстрота — это способность человека выполнять двигательные действия в минимальное для данных условий время, без снижения эффективности техники, выполняемого двигательного действия.

делиться на 2 группы:

a) быстрота одиночного движения (например бег)

b) быстрота двигательных реакций — это процесс, который начинается с восприятия информации побуждающих действия и заканчивается с началом ответных реакций.

У каждого человека существует такое явление, когда он не может «побить» свой результат.

Скоростной барьер — это привычка преодолевать расстояния с определенной скоростью.

Мы не будем говорить про него. Я думаю вы сами поняли, что от этой привычки надо избавляться. =)

Сенситивные периоды развития быстроты: 10 — 11 лет и 14 — 15

Ловкость — это способность человека решать двигательную задачу за короткий период обучения, а также перестраивать свои двигательные действия, в изменяющихся внешних условиях.

делиться на две группы:

a) статическое равновесие (без перемещения)

b) динамическое равновесие (с перемещением)

Ловкость развивается в необычных положениях, которые выполняются при изменении внешних условий выполнения упражнения.

Очень хорошо развивают ловкость подвижные и спортивные игры.

Сенситивные периоды развития ловкости: 8 и 14 лет.

А сложная координация: 9 — 10 и 12 — 13 лет.

Сила — это способность человека преодолевать внешние и внутренние сопротивления, по средству мышечных напряжений.

a) абсолютная сила — это величина максимальных усилий

b) относительная сила — это величина абсолютной силы отнесенная на килограмм массы тела

Градиент силы — это способность человека приращивать усилия в единицу времени (например подтягивание на время)

Средства развития силы

упражнения с внешним отягощением (штанги, гири)

упражнения отягощенные весом собственного тела

упражнения на тренажерах (механотерапия)

статические упражнения в изометрическом режиме

силовые упражнения в усложненных условиях (бег по рыхлому снегу)

Методы развития силы

метод максимальных усилий (1 -2 повторений с максимальным весом)

флэшинг: суть его заключаться в том, что на конкретную группу мышц делается не одно упражнение, а несколько последовательно идущих (например жмем штангу, потом выполняем разводку)

метод малых усилий (большое количество подходов с малым весом)

думаю со временем мы поговорим о них подробнее, в отдельных статьях

Сенситивные периоды развития силы: у юношей (13 -14 лет и 17 -18), у девушек (11 — 12 и 15 — 16)

Естественным путем развивается до 25 лет.

Гибкость — это способность человека выполнять движения с максимальной амплитудой.

эластичности и податливости мышц связок

от температуры внешней среды

от суточной периодики (утром, вечером)

от строения суставов

от общего состояния организма

a) активная гибкость — увеличение амплитуды за счет напряжения мышц

b) пассивная гибкость — амплитуда достигается за счет внешних растягивающих сил

разница между активной и пассивной гибкостью называется «запас гибкости»

Средства развития гибкости

упражнения на растягивания с постепенным увеличением амплитуды

маховые упражнения в медленном темпе (не должно быть болевых ощущений)

Не забывайте! Прежде чем приступить к выполнению упражнения на развитие гибкости обязательно нужно провести разминку. В связи с этим, упражнения на растяжку обычно выполняются в заключительной части.

Сенситивные периоды развития гибкости: 5 — 6 и 9 — 14 лет

активная гибкость развивается: 10 — 14 лет

пассивная гибкость: 9 — 11 лет

Выносливость — это способность человека противостоять утомлению, выполнять работу без ее эффективности.

Утомление — это временное снижение работоспособности, вызванное умственной или физической нагрузкой.

a) усталость : это субъективное ощущение утомления.

Эта фаза защищает организм от утомления.

b) компенсированное утомление : при этой фазе возможно поддержание мощности работы за счет дополнительных волевых усилий.

Но при этом наблюдаются некоторые изменения в биохимической структуре движения.

c) некомпенсированное утомление : это снижение общей мощности работы, вплоть до ее прекращения.

Основным средством развития выносливости является упражнения, достаточно длительной нагрузки.

Методы развития выносливости

метод круговой тренировки

Сенситивные периоды развития выносливости: аэробная выносливость (14 — 16 лет), у женского пола в (12 — 13 лет).

Источник

Оцените статью