Что значит фиктивная конституция

Что значит фиктивная конституция

Реальные и фиктивные конституции

По сущности, Фердинанд Лассаль первым предложил это основание: «Реальной конституция бывает только тогда, когда законы действительно совпадают с реальной жизнью».

Реальные конституции — когда то, что написано в основном законе, действительно осуществляется в реальной жизни. Большинство демократических высокоразвитых стран имеют реальные конституции.

В тоталитарных государствах тоже есть реальные конституции, напр., конституция ЮАР 1938-го года: «…вся власть в стране принадлежит белому меньшинству. Белые пользуются правами, а коренное население имеет только обязанности».

Что такое фиктивная конституция

Фиктивная конституция – это когда основной закон и действительность расходятся или находятся в вопиющем противоречии. Эти конституции представляют собой юридическую фикцию, конституции всех социалистических стран фиктивные.

Конституции фашистских государств также фиктивны. Существуют конституции, которые не могут быть реализованы из-за отсутствия материально-финансовых возможностей.

Поэтому независимо от воли законодателя, нормы конституции превращаются в программные нормы, в те же конституционные фикции.

К фиктивным конституциям относится конституция Танзании, Конго, Анголы, Фиджи и многих других стран, которые относятся к числу слаборазвитых.

В конституции Индии 1950-го года закреплено равноправие граждан, право на здравоохранение, право на жилище и ряд других важнейших демократических прав и свобод, но в тоже время в Индии каждый год от истощения погибает более 5-ти миллионов человек.

Фиктивными конституциями называют такие основные законы государства, нормы которых расходятся с реальным содержанием конституционно-правовых отношений.

Виды конституций с примерами стран

Фактическая конституция — это реально существующие общественные отношения. Расхождение между юридической и фактической конституцией свидетельствует о фиктивности первой и является, как правило, результатом изменения в соотношении политических сил.

Соотношение этих понятий выражает степень соответствия пли несоответствия основного закона страны реальному, фактическому положению в ней. И если здесь имеют место принципиальные расхождения, то говорят, что конституция (юридическая) носит фиктивный, номинальный.

Источник

Формализм и фиктивность конституций

Конституция-система правовых норм, имеющих, как правило, высшую юридическую силу и регулирующих основы отношений между человеком и обществом, с одной стороны, и государством – с другой, а также основы организации и деятельности самого государства.

Конституция в так называемом материальном смысле (значении) представляет собой писаный акт, совокупность актов или конституционных обычаев, которые прежде всего провозглашают и гарантируют права и свободы человека и гражданина, а равно определяют основы общественного строя, форму правления и территориального устройства, основы организации центральных и местных органов власти, их компетенцию и взаимоотношения, государственную символику и столицу.

Однако в материальном смысле термин «конституция» употребляется редко. Гораздо чаще мы говорим о конституции в формальном смысле (значении), то есть о законе или группе законов, обладающих высшей юридической силой по отношению ко всем остальным законам и другим актам. Конституция в данном смысле – это в своем роде закон для законов. Она не может быть изменена путем издания обычного закона, и, наоборот, внесение поправок в конституцию требует соответствующего изменения тех законов и подзаконных актов, которые были ранее изданы на основании или в развитие действовавших тогда ее положений, но перестали теперь ей соответствовать.

все государства обладают конституцией в материальном смысле, но не у всех у них есть конституция в смысле формальном. Британская конституция существует в первом смысле, но не во втором: ее нормы могут быть изменены в том же порядке и теми же органами, которые создали действующие нормы. К конституции в материальном смысле относятся лишь те правовые нормы, которые регулируют указанные выше общественные отношения.

Различаются также понятия юридической и фактической конституции. Юридическая конституция в материальном или формальном смысле – это всегда определенная система правовых норм, регулирующих указанный выше круг общественных отношений. Фактическая же конституция – это сами такие отношения, то есть то, что реально существует. Она, следовательно, не охватывается данным выше определением конституции. Например, Конституционный закон о Чехословацкой Федерации № 143 1968 года предусмотрел создание системы конституционных судов, однако на практике до победы антибюрократической революции 1989 года эти суды так и не были созданы.

Фиктивность конституций обычно характерна для стран с авторитарными и особенно тоталитарными политическими режимами. Юридические конституции в таких странах нередко содержат демократические положения, которые не получают реализации на практике, ибо включаются только для того, чтобы скрыть антидемократическую сущность режима. Характерный пример давала практика Советского Союза и других социалистических стран, где конституционно провозглашалась власть народа, осуществляемая через представительные органы, а на практике власть принадлежала аппарату коммунистических партий, которые по существу и партиями только назывались, не будучи таковыми на деле. Не случайно в этих странах, как правило, не существовало ни конституционной, ни административной юстиции, а общая юстиция конституцию непосредственно не применяла, ибо власть не была заинтересована в последовательной реализации демократических конституционных норм.

Виды конституций

В теории конституционализма принято выделять виды конституций по форме их выражения, субъектам и порядку принятия, действенности их положений.

Виды конституций по форме выражения:

Писаная конституция — нормативный правовой акт, целостно регулирующий вопросы конституционного значения. Писаная конституция может быть единым и единственным актом, например Конституция США. Однако она может представлять собой несколько актов (их частей), содержательно дополняющих друг друга и формально провозглашенных составными частями единой конституции.

Неписаная конституция — совокупность обычных по форме законов, судебных актов, обычаев (конституции Великобритании, Новой Зеландии). Составляющие неписаную конституцию источники не дают каждый по отдельности цельную модель общественно-государственной жизни в своих странах. Они формально не соединены между собой в рамках единого акта или официального свода актов и не отграничивают себя от других правовых источников по признаку особой юридической силы.

Виды конституций по субъектам принятия:

Дарованная конституция вводится в действие актом главы государства (высшего исполнительного органа власти), например Конституция Катара.

Народная конституция может приниматься на референдуме, парламентом, высшим органом власти, сформированным исключительно для принятия конституции (учредительное собрание, конституционное собрание).

Виды конституций по порядку принятия и изменения:

Гибкая конституция — основной закон, принимаемый и изменяемый в том же порядке, что и обычные законы государства.

Жесткая конституция — основной закон, принимаемый и изменяемый в более усложненном порядке, чем обычные законы соответствующей страны. Ужесточение изменения конституции диктуется в условиях конкретных государств разными причинами: стремлением политически и экономически преобладающих в обществе групп, заинтересованных в неизменности конституции, обеспечить ее устойчивость; необходимостью обеспечить устойчивое развитие общества, государства, законодательства без постоянных «встрясок» и др.

Выделяют также юридические и фактические конституции.

Юридическая конституция — это писаная или неписаная, дарованная или народная, гибкая или жесткая конституции.

Фактическая конституция — действительный строй общественно-государственных отношений, в той или иной мере воспроизводящий его модель, закрепленную в юридической конституции.

С точки зрения действенности конституционных норм юридические конституции еще разделяют на реальные и фиктивные.

Реальнаяконституция — та, предписания которой воплощены в действительности, а юридическая и фактическая конституции совпадают.

Фиктивная конституция закрепляет принципы и институты либо отсутствующие в действительности, либо на практике отличающиеся от их конституционной модели.

Источник

Юридическая и фактическая конституция. «Фиктивность» юридической конституции.

Конституция – особый нормативно-правовой акт, принятый на референдуме, обладающий высшей юридической силой и учредительным характером.

Юридическая конституция – один или несколько правовых актов или конституционных соглашений, которые в совокупности определяют правовые основы конституционного строя, взаимодействия общества, государства и личности.

Большая часть действующих конституций – это кодифицированные правовые акты, в которых систематизировано излагаются нормы конституционного права

Все эти многочисленные изменения приводят к тому, что в стране устанавливается такая обстановка – фактическая Конституция, которая значительно отличается от того, что закреплено в конституции.

Например, федеральные округа и т.д. Это расхождение принято называть «фиктивностью» юридической конституции.

Различие юридической и фактической конституцийприсутствует во всех странах, т.к. не бывает абсолютной законности.

Фиктивность может быть и отрицательной, и положительнойразнознаковой.

Положительная фиктивность – менять конституцию (пример– Великобритания.)

отрицательную – работать над конституционной законностью (пример — Франция в послевоенный период.)

Классификация конституций по способу оформления. Форма Конституции РФ.

· Писаные (кодифицированные), т.е. в качестве одного документа. подразделяются:

· Неписаные (фактические) – совокупность реально действующих конституционных правил, которые не зафиксированы в документах и функционируют в общественном строе.

В РФ конституция является Писаной, развернутой

Классификация конституций по способу внесения поправок. Внесение поправок в Конституцию РФ.

1. Жесткие – такие, которые изменяются и дополняются в особом и сложном порядке, чем при осуществлении обычного законодательного процесса. (Например, США)

Жесткие конституции обеспечивают стабильность, но они не успевают за потребными изменениями в обществе => Не соответствуют им.

2. Гибкие – такие, изменения которых происходит путем принятия обычного закона (Великобритания)

Возможность быстро и гибко изменять конституционные взаимоотношения согласно требованиям общества отрицательно влияют на стабильность таких конституций.

Внесение поправок и изменений в конституцию РФ закреплено в главе 9 конституции РФ:

Предложения о внесении поправок и пересмотре положений конституции может вносить:

· Президент Российской Федерации,

· Совет Федерации, Государственная Дума,

· Правительство Российской Федерации,

· (представительные) органы субъектов Российской Федерации, а также группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.

(ст. 135 К РФ) Положения глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием.

Если предложение о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание.

Конституционное Собрание либо подтверждает неизменность Конституции Российской Федерации, либо разрабатывает проект новой Конституции Российской Федерации, который принимается Конституционным Собранием двумя третями голосов от общего числа его членов или выносится на всенародное голосование. При проведении всенародного голосования Конституция Российской Федерации считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей.

(ст. 136 К РФ) Поправки к главам 3 — 8Конституции Российской Федерации принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, и вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации.

Источник

Конституция не про нашу жизнь

Конституция и реальность часто расходятся друг с другом: неудивительно, что немалая часть общества воспринимает ее как формальный документ, а не закон прямого действия. То, что выглядит как запрос на изменение Основного закона, на самом деле – петиция к власти и призыв меняться. Нет необходимости часто править Конституцию и у власти – ей вполне хватает и монопольного права трактовки ее положений.

12 декабря, в День Конституции, Владимир Путин на даче в Ново-Огареве встретился с судьями Конституционного суда. Толкование Конституции – одна из важнейших функций Конституционного суда, заявил президент, однако интерпретация – «это процесс непрерывный»: «сама жизнь, ее развитие требуют все нового и нового осмысления Конституции».

Когда президент вспоминает о Конституции

Новые и новейшие осмысления Конституции происходят, впрочем, и за рамками дискуссий в Конституционном суде, поскольку разрыв между тем, что написано в Конституции о разграничении и ограничении власти, о конституционных правах и свободах, и тем, что граждане наблюдают в реальности, значителен – и только увеличивается. Ссылки на Конституцию руководства страны часто выглядят чисто риторическим приемом, лишенным реального наполнения, а отсылки к ней же критиков власти – как крик отчаяния или призыв к бунту. Это особенно заметно на примере ст. 3, гласящей, что единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ, который осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления, что высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы, что никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Неудивительно, что попытка просто читать Конституцию омоновцам на летних акциях протеста в Москве 17-летней Ольгой Мисик выглядела как демарш.

Большинство россиян, опрошенных ФОМом в декабре 2019 г., считают, что Конституция не определяет жизнь страны и что это чисто формальный документ; 51% не знает ее основные положения, 40% ее вообще не читали. Однако доля тех, кто считает, что в Конституцию следует внести правки, растет: с 44% в 2013 г. до 68% в декабре 2019 г. Дело не в «плохой» Конституции: россияне предлагают прописать в ней то, что в ней и так есть (например, социальную ориентированность государства), – другое дело, что в глазах граждан эти нормы не работают. Рост запроса на изменение Основного закона – это укор в первую очередь государству: Конституция, перестав играть роль закона прямого действия в интересах граждан, символизирует для россиян госполитику, считает социолог ФОМа Григорий Кертман. Перемены стали важнее стабильности, но менять надо не Конституцию, а реальность, исполняя Основной закон.

Источник

Читайте также:  Что значит особое существительное
Оцените статью