Что значит феодальные владения

Феодал — кто это и что такое феодализм

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Из фильмов и книг, посвященных эпохе Средневековья, мы помним доблестных рыцарей.

Они сражались на турнирах, ходили в военные походы, чтили даму сердца и проявляли благородство к нищим и больным.

Однако не все знают, что они относились к категории феодалов - господствующего класса Средневекового общества.

Сегодня мы узнаем, что это за люди, чем они жили и кому служили.

Феодализм — это.

Феодализм (от лат. Feufum) — это вид социально-правовых отношений в обществе, который характеризуется жесткой иерархией (это как?) и существованием системы подчинения зависимых крестьян феодалам.

Начал формироваться в V-VI вв н.э и просуществовал до Нового времени. В основе феодализма лежит особый способ производства, основанный на сочетании крупных феодальных владений (вотчин) и мелкого крестьянского индивидуального хозяйства.

Крестьяне испытывают внеэкономическое принуждение со стороны феодалов, которое выражается в ограничении их личной свободы (это как?) и присвоении производимого ими продукта в виде натурального или денежного оброка.

Еще одной формой феодальной зависимости выступала барщина, во время которой крестьяне обрабатывали господское поле, убирались в замке, чинили мосты и дороги, а также выполняли другую работу.

Кто такие феодалы

Феодал — это представитель господствующего слоя феодального общества, владелец земли с зависимыми крестьянами (феода).

После реформы Карла Мартелла, проведенной во Франкском государстве, феоды (бенефиции) стали выдаваться за службу у сеньора.

В средневековых государствах Западной Европы феодалы были выстроены в виде социальной иерархии, называвшейся феодальная лестница.

На ее вершине находился король, власть которого зачастую носила над подчиненными номинальный характер. Далее располагались:

Феодал, занимавший более низкую ступень, назывался вассалом, а его непосредственный «начальник», дававший землю за службу, сеньором.

Вассальные отношения возникали только между соседями по феодальной лестнице, поэтому рыцари не подчинялись королю напрямую.

Во время раздробленности герцоги и графы обладали по отношению к королю большой вольностью, которая давала им право выступать судьями, чеканить собственную монету и облагать налогами подвластное население.

Сеньор по отношению к вассалам выступал не только как лицо, требующее выполнения служебных обязанностей, но и как защитник в случае военной угрозы.

Особую категорию составляли рыцари — военные феодалы, которые жили в замках, принимали участие в турнирах и ходили в военные походы.

Чтобы получить этот статус претендент (обязательно феодал) должен был пройти обряд посвящения. В разное время он включал вручение оружия, облачение в кольчугу и каску, а также удар ладонью по шее (colee).

У каждого рыцаря была своя прекрасная дама (нередко вымышленная), а их поведение регулировал «Кодекс рыцарской чести», требовавший проявление благородства, мужества и доблести.

Признаки феодализма

Отвечая на вопрос, что такое феодализм нужно знать основные признаки этого общественного строя.

К ним относится:

  1. господство натурального хозяйства (производство продуктов для собственного потребления);
  2. преобладание традиционной экономики;
  3. присутствие крупной земельной собственности (феоды, лены, вотчины);
  4. вассальные отношения - иерархическое соподчинение социальных групп;
  5. существование мелкого производства зависимых крестьян, отличавшегося низким уровнем развития агрокультуры;

Подробнее о феодальной системе смотрите в этом видео:

Феодальная вотчина

В средневековых государствах феодальной вотчиной называлось крупное землевладение, принадлежавшее феодалу. Она представляла собой хозяйственный комплекс, который включал землю, хозпостройки, инвентарь, церковь, а также аппарат управления (администрация, судебный орган).

С развитием вотчин в руках крупных землевладельцев концентрировалась большая власть, которая включала судебные, налоговые, административные функции.

Со временем они получили юридическое оформление в качестве феодального иммунитета - особой привилегии, которая препятствовала вмешательству королевской администрации в дела вотчины.

Неизменным атрибутом вотчины был принудительный труд зависимых крестьян в хозяйстве феодала, который вытекал из их зависимости по отношению к сеньорам.

Земли крестьян были разделены чересполосно и относились к категории тягловых (обложенных оброком и барщиной). Здесь преобладал принудительный севооборот, сопровождавшийся выпасом скота по пару и жнивью.

Феодальные междоусобицы

Между феодалами нередко вспыхивали внутренние вооруженные конфликты, которые назывались феодальными междоусобицами. Участниками столкновений были не только люди, причастные к конфликту, но и члены их семей.

Это приводило к затяжным, многолетним тяжбам, вовлекающим в оборот войны несколько поколений феодалов.

Причины усобиц часто были связаны с делением земли и хозяйственными спорами. Также они могли возникать из-за личных оскорблений и недопониманий. Фактором, вовлекавшим в междоусобицу, служила месть за обиженного и убитого родственника.

Независимо от причин, подобная борьба уносила жизни многих феодалов, поэтому власти старались ограничить или запретить усобицы. Вспомним «Русскую правду», разрешившую кровную месть только для близких родственников.

Вместо заключения

Феодализм господствовал в Западной Европе свыше тысячи лет. За это время он преодолел эволюционный путь от более прогрессивного общественного строя, сменившего рабовладение, до социального явления, из недр которого стали вызревать капиталистические отношения (это как?).

В эпоху позднего феодализма в Европе возникли абсолютные монархии (это как?), совершились Великие географические открытия, началось первоначальное накопление капитала, прошли первые буржуазные революции.

В общем, появились условия, способствовавшие переходу общества на капиталистическую стадию развития.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (5)

Хоть внешне это не так заметно, по сути со времен феодализма мало что изменилось. Прогресс немного сгладил кастовые различия, но не стер их.

Тогда и государств практически не существовало, феодал сам был как государь. Непонятно, почему крестьяне не устраивали бунты ни на Западе, ни у нас, ведь это же огромная сила, которая могла снести феодала, ну или хотя бы заставить его считаться с мнением крестьян.

Откуда у феодалов было столько средств на содержание своей армии, на содержание своей усадьбы? Небось грабили всех и вся, другого объяснения трудно найти.

Виктор: ну, Вы прям. Правду матку режете, да еще в такой резкой форме. Открыли нам глаза на феодализм и его гнилое нутро. Недемократичный строй был, как они могли так поступать? Куда смотрел феодальный уполномоченный по правам человека?

Меня удивляет, что эти феодалы жили в огромных замках, ведь в те времена технологии строительства были весьма примитивны, даже сейчас попробуйте построить замок или дворец, это очень непросто. Современные люди предпочитают жить в компактных коттеджах, ибо замок слишком дорогое удовольствие.

Источник

Такой разный феодализм

Сегодня речь пойдет об отличительных чертах феодальных систем разных государств и регионов. Многими феодализм считается ступенью развития общества, предшествующей буржуазному укладу. Но все ли так однозначно?

При определении понятия феодализма уже возникают большие разногласия. Само слово изначально использовали английские юристы в 17 веке, обозначая им тип собственности. Позже, оно появилось в лексиконе французских философов-просветителей (Буленвилье, Монтескье, Гизо), где носило исключительно негативную окраску в связи с отношением вышеупомянутых ученых к Средним векам. Далее, за эту тему взялся Маркс со своей теорией общественно-экономических формаций, располагая ее между рабовладельческой и капиталистической.

Как итог, перед современным обывателем феодализм предстает в виде общей формулы: сеньор(феодал) — вассал, а также известна фраза “вассал моего вассала— не мой вассал”. Однако не все так просто — Марк Блок, французский ученый-историк, оказавший огромное влияние на изучение западноевропейского феодализма, призывал разделять общественный и экономический строй. Его цитата:

“Привычка, укоренившаяся даже у историков, стремится смешать самым досадным образом два выражения: «феодальная система» и «сеньориальная система». Это целиком произвольное уподобление комплекса отношений, характерных для господства военной аристократии, типу зависимости крестьян, который полностью отличается по своей природе и, вдобавок, сложился намного раньше, продолжался дольше и был гораздо более распространен во всем мире.”

В пользу этой теории говорит использование всеми известной клятвы— оммажа. В переводе с французского оммаж это “становление человеком” (имеется в виду “человеком государя/хозяина”), и из себя этот действо представляет простую картину- будущий вассал вкладывает свои руки в руки будущего господина и произносит клятву, после чего они целовались в губы в знак согласия и дружбы. Позже, к данному языческому обряду присоединился обряд христианский- так называемое «обещание», в котором клятва совершались с рукой на Евангелие. Интересно, что «обещание» без оммажа могло совершаться, но не наоборот. Главное— что оммажем могли скреплять не только землевладельцев с их подданными— к примеру, был зафиксирован оммаж, с помощью которого бедные “отдавали себя” под покровительство состоятельных людей. Это значит, что оммаж помимо государственного инструмента стал нормальной в социуме практикой, вышедшей за рамки управленческого аппарата.

Далее, я хотел бы рассмотреть конкретно разные экономические феодальные модели, существовавшие в разных странах и регионах.

Начну с нее как с наиболее классической и понятной всем, кто изучал мировую историю. Тот же Марк Блок считал, что феодализм в общепринятом понятии существовал исключительно в таких странах, как Франция, северная Италия и западная Германия, а в дальнейшем южная Италия и Англия, и выделял следующие его признаки:

  • наличие института феода
  • отсутствие централизованной власти
  • вассальные отношения в воинском сословии
  • превосходство сословия рыцарей-воинов
  • зависимость крестьян
  • одновременное существование в ослабленном виде государства и родственных отношений

Наиболее феодальной страной считается Франция, что логично, так как оформление привычного нам феодализма многие связывают с Карлом Мартеллом— именно он ввел в практику выдачу бенефиций, тем самым перераспределяя земли между феодалами.

По мнению японского просветителя Нитобэ Инадзо, японский феодализм сильно схож с его западноевропейским аналогом, с чем лично я не согласен— основной земельной единицей был сеэн, ее держатель- шики, который многократно дробился, что приводило к росту количества мелких феодалов. Как итог, шики как звание упраздняется, и появляется даймё (владетельный князь). Они не раздают землю в награду, а лишь выплачивают с нее ренту рисом и шелком. Примерно в это же время и возникает социальный институт самураев, так как эти воины стояли на службе у даймё.

Также добавлю, что в становлении японского феодализма право играло незначительную роль— больший вклад вносили разные религиозно-нравственные нормы, как, например, многими известное “Бусидо”.

Византия была переходным вариантом между западными и восточными (азиатскими) системами— рабовладельческие традиции античности уходили крайне долго и неохотно. В отличие от Европы, держатель земли не имел полной свободы в своем поместье— государство регулировало количество земли, крестьян и размер налогов, более того, только власти могли вести высший суд над крестьянами. В то же время, многие земли были частными, что не позволяет причислить византийскую систему к числу азиатских.

Считается, что важными факторам в образовании византийского феодализма были многочисленные славянские крестьяне, разорившиеся из-за набегов арабов и других кочевников, а также процесс противостоянию иконоборчеству, когда государство отбирало огромные угодья у монастырей и церквей.

После падения Византии, в возникшую Никейскую империю крестоносцы принесли многие феодальные традиции запада, вследствие чего новоиспеченное государство стало похоже на державы Европы: император Михаил VIII Палеолог сделал пронии (поместья) наследственными и основным костяком армии сделал наемников, также появилась традиция оммажа. Несмотря на это, государственные налоги сохранились, что было нехарактерно для многих западных стран.

Начнем с того, что русская система принадлежала к типу азиатских— в них вся земля принадлежит государству, которую оно использовало для содержание армии. Из-за подобной монополии, дворянство находилось в полном экономическом подчинении властей. Другой особенностью являлась позиция крестьян— во-первых, они прикреплялись не к земле, а к помещику, во-вторых, не было никаких правовых актов, регламентирующих взаимоотношения барина с крестьянами, что ставило второго в крайне трудное положение. К тому же, крепостной в принципе находился почти что на правах раба, что сильно рознится с западной системой.

Арабская система кардинально отличалась от всех вышеперечисленных— она также была азиатского типа (султан был монополистом), но феоды отдавались даже не в распоряжение помещикам— вместо этого правитель раздавал право на сбор ренты с определенной территории (такая система называется ильтизам, налог— ашар, а человек, обладающий правом сбора— мультазим). Домены были непостоянными во многих регионах- в Сирии и Палестине феодал каждый год получал новый удел “на попечение”, лишь в Египте можно было получить пожизненное, но не наследственное право (наследники были в приоритете на выбор, но никакой гарантии не было). Из-за этого лишь группа помещиков представляла силу, способную противостоять султану. Более того, этот в такой прослойке можно было проводить чистки, в процессе которых на место помещика ставились всеми известные мамлюки.

Также интересна сама система распределения земель, так как она походила на присвоение какого-либо чина: “эмиры сотни” получали ежегодный доход от 80 тыс. до 200 тыс. динар, “эмиры-аль-табль” – от 23 тыс. до 30 тыс., “эмиры десятка” – 9 тыс., “эмиры пяти”—3 тыс. и т. д.

По причине такой жесткой централизации, города напоминали собой военные лагеря, а гильдии (хирефы),которые были превращены в госструктуры, не играли значимой роли в развитии экономики.

В данном регионе феодализм развивался крайне медленно в силу его географического положения— во-первых, ограниченность плодородных земель не позволяла использовать их в качестве награды, да и в принципе мало где можно было увидеть латифундию, во-вторых, Скандинавию обошло влияние Рима (это важно, так как одним из объяснений возникновения “военной демократии” является столкновение Империи и варварского мира). Как итог, феодальные социальные институты не были развиты (или в принципе почти отсутствовали, как это было в Норвегии), и вассальная система была крайне слаба.

Источник

Читайте также:  Что значит единица физической величины
Оцените статью