- Феодал — кто это и что такое феодализм
- Феодализм — это.
- Кто такие феодалы
- Признаки феодализма
- Феодальная вотчина
- Феодальные междоусобицы
- Вместо заключения
- Комментарии и отзывы (5)
- В чем сущность феодальных пережитков
- Заметки по истории.
- Вводное слово.
- 1. Пережитки и обновление
- Читайте также
- 176. Обновление
- Пережитки язычества
- ОБНОВЛЕНИЕ КАДРОВ
- 1. Пережитки «белой» истории: Йоханнесбург
- Пережитки средиземноморской культуры
- Принудительное соавторство и другие «пережитки прошлого»
- В) Античные пережитки в кельтской Британии
- Пережитки многомужества в Индии
- Кризис и обновление
- 20. Октябрьская революция и коммунистический акт спасения. Предшественники превращаются в «пережитки»
- Пережитки поганства
- ДУХОВНО-РЕЛИГИОЗНОЕ ОБНОВЛЕНИЕ
- Партия «Обновление»
- 4. Пережитки старого и ростки нового на пограничьях дробной системы судов
Феодал — кто это и что такое феодализм
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Из фильмов и книг, посвященных эпохе Средневековья, мы помним доблестных рыцарей.
Они сражались на турнирах, ходили в военные походы, чтили даму сердца и проявляли благородство к нищим и больным.
Однако не все знают, что они относились к категории феодалов - господствующего класса Средневекового общества.
Сегодня мы узнаем, что это за люди, чем они жили и кому служили.
Феодализм — это.
Феодализм (от лат. Feufum) — это вид социально-правовых отношений в обществе, который характеризуется жесткой иерархией (это как?) и существованием системы подчинения зависимых крестьян феодалам.
Начал формироваться в V-VI вв н.э и просуществовал до Нового времени. В основе феодализма лежит особый способ производства, основанный на сочетании крупных феодальных владений (вотчин) и мелкого крестьянского индивидуального хозяйства.
Крестьяне испытывают внеэкономическое принуждение со стороны феодалов, которое выражается в ограничении их личной свободы (это как?) и присвоении производимого ими продукта в виде натурального или денежного оброка.
Еще одной формой феодальной зависимости выступала барщина, во время которой крестьяне обрабатывали господское поле, убирались в замке, чинили мосты и дороги, а также выполняли другую работу.
Кто такие феодалы
Феодал — это представитель господствующего слоя феодального общества, владелец земли с зависимыми крестьянами (феода).
После реформы Карла Мартелла, проведенной во Франкском государстве, феоды (бенефиции) стали выдаваться за службу у сеньора.
В средневековых государствах Западной Европы феодалы были выстроены в виде социальной иерархии, называвшейся феодальная лестница.
На ее вершине находился король, власть которого зачастую носила над подчиненными номинальный характер. Далее располагались:
Феодал, занимавший более низкую ступень, назывался вассалом, а его непосредственный «начальник», дававший землю за службу, сеньором.
Вассальные отношения возникали только между соседями по феодальной лестнице, поэтому рыцари не подчинялись королю напрямую.
Во время раздробленности герцоги и графы обладали по отношению к королю большой вольностью, которая давала им право выступать судьями, чеканить собственную монету и облагать налогами подвластное население.
Сеньор по отношению к вассалам выступал не только как лицо, требующее выполнения служебных обязанностей, но и как защитник в случае военной угрозы.
Особую категорию составляли рыцари — военные феодалы, которые жили в замках, принимали участие в турнирах и ходили в военные походы.
Чтобы получить этот статус претендент (обязательно феодал) должен был пройти обряд посвящения. В разное время он включал вручение оружия, облачение в кольчугу и каску, а также удар ладонью по шее (colee).
У каждого рыцаря была своя прекрасная дама (нередко вымышленная), а их поведение регулировал «Кодекс рыцарской чести», требовавший проявление благородства, мужества и доблести.
Признаки феодализма
Отвечая на вопрос, что такое феодализм нужно знать основные признаки этого общественного строя.
К ним относится:
- господство натурального хозяйства (производство продуктов для собственного потребления);
- преобладание традиционной экономики;
- присутствие крупной земельной собственности (феоды, лены, вотчины);
- вассальные отношения - иерархическое соподчинение социальных групп;
- существование мелкого производства зависимых крестьян, отличавшегося низким уровнем развития агрокультуры;
Подробнее о феодальной системе смотрите в этом видео:
Феодальная вотчина
В средневековых государствах феодальной вотчиной называлось крупное землевладение, принадлежавшее феодалу. Она представляла собой хозяйственный комплекс, который включал землю, хозпостройки, инвентарь, церковь, а также аппарат управления (администрация, судебный орган).
С развитием вотчин в руках крупных землевладельцев концентрировалась большая власть, которая включала судебные, налоговые, административные функции.
Со временем они получили юридическое оформление в качестве феодального иммунитета - особой привилегии, которая препятствовала вмешательству королевской администрации в дела вотчины.
Неизменным атрибутом вотчины был принудительный труд зависимых крестьян в хозяйстве феодала, который вытекал из их зависимости по отношению к сеньорам.
Земли крестьян были разделены чересполосно и относились к категории тягловых (обложенных оброком и барщиной). Здесь преобладал принудительный севооборот, сопровождавшийся выпасом скота по пару и жнивью.
Феодальные междоусобицы
Между феодалами нередко вспыхивали внутренние вооруженные конфликты, которые назывались феодальными междоусобицами. Участниками столкновений были не только люди, причастные к конфликту, но и члены их семей.
Это приводило к затяжным, многолетним тяжбам, вовлекающим в оборот войны несколько поколений феодалов.
Причины усобиц часто были связаны с делением земли и хозяйственными спорами. Также они могли возникать из-за личных оскорблений и недопониманий. Фактором, вовлекавшим в междоусобицу, служила месть за обиженного и убитого родственника.
Независимо от причин, подобная борьба уносила жизни многих феодалов, поэтому власти старались ограничить или запретить усобицы. Вспомним «Русскую правду», разрешившую кровную месть только для близких родственников.
Вместо заключения
Феодализм господствовал в Западной Европе свыше тысячи лет. За это время он преодолел эволюционный путь от более прогрессивного общественного строя, сменившего рабовладение, до социального явления, из недр которого стали вызревать капиталистические отношения (это как?).
В эпоху позднего феодализма в Европе возникли абсолютные монархии (это как?), совершились Великие географические открытия, началось первоначальное накопление капитала, прошли первые буржуазные революции.
В общем, появились условия, способствовавшие переходу общества на капиталистическую стадию развития.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (5)
Хоть внешне это не так заметно, по сути со времен феодализма мало что изменилось. Прогресс немного сгладил кастовые различия, но не стер их.
Тогда и государств практически не существовало, феодал сам был как государь. Непонятно, почему крестьяне не устраивали бунты ни на Западе, ни у нас, ведь это же огромная сила, которая могла снести феодала, ну или хотя бы заставить его считаться с мнением крестьян.
Откуда у феодалов было столько средств на содержание своей армии, на содержание своей усадьбы? Небось грабили всех и вся, другого объяснения трудно найти.
Виктор: ну, Вы прям. Правду матку режете, да еще в такой резкой форме. Открыли нам глаза на феодализм и его гнилое нутро. Недемократичный строй был, как они могли так поступать? Куда смотрел феодальный уполномоченный по правам человека?
Меня удивляет, что эти феодалы жили в огромных замках, ведь в те времена технологии строительства были весьма примитивны, даже сейчас попробуйте построить замок или дворец, это очень непросто. Современные люди предпочитают жить в компактных коттеджах, ибо замок слишком дорогое удовольствие.
Источник
В чем сущность феодальных пережитков
Цели и задачи совместной борьбы рабочего класса и крестьянства видоизменяются в зависимости от того, в каких условиях они живут. В тех странах, где еще сохранились феодальные отношения или сильны пережитки этих отношений, на первый план выдвигается задача борьбы против феодализма, против феодальных форм эксплуатации крестьян классом помещиков. Это относится, как уже говорилось, к южным районам Италии, ко всей Испании и многим странам Востока и Латинской Америки.
Остатки феодальных экономических отношений проявляются в разных формах. Назовем главные, наиболее типичные.
Это, во-первых, широко сохранившаяся собственность на землю крупных землевладельцев-помещиков. Большинство крестьян ввиду своей бедности не может приобрести землю и вынуждено арендовать ее у помещиков на кабальных условиях.
Во-вторых, натуральная или издольная арендная плата в пользу помещиков. Крестьяне отдают помещикам значительную часть урожая — иногда половину и даже больше.
В-третьих, система отработок в помещичьем хозяйстве. Крестьяне вынуждены обрабатывать землю помещика при помощи своего примитивного инвентаря. Это ставит крестьян фактически в положение крепостных, выполняющих барщину на феодала.
В-четвертых, густая паутина долговых обязательств, опутывающая большинство крестьян, делающая их неоплатными должниками, усиливающая зависимость крестьян от помещиков и ростовщиков.
Последствия всех этих пережитков феодализма известны: крайняя техническая отсталость сельского хозяйства, безвы-
ходная нищета подавляющего большинства крестьян, худосочность внутреннего рынка, отсутствие средств для индустриализации страны.
В странах, где сохранились феодальные отношения, невозможно ликвидировать экономическую отсталость и нищету народа без аграрной революции или радикальной аграрной реформы. Эту историческую миссию может выполнить только союз рабочего класса и крестьянства — единственная сила, способная до конца ликвидировать пережитки феодализма, безвозмездно передать помещичьи земли в собственность крестьянам.
Союз рабочего класса и крестьянства, направленный своим острием против феодально-помещичьего гнета, — необходимое условие для создания широкой демократической коалиции, объединяющей все прогрессивные силы.
Дата добавления: 2014-12-22 ; просмотров: 2403 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Источник
Заметки по истории.
Вводное слово.
Сразу стоит предупредить, что автор данного сайта не является ни профессиональным историком, ни профессиональным публицистом-пропагандистом. Поэтому он не претендует ни на авторитетность своих суждений, ни на то, что привлечет внимание массы читателей. Однако, иметь собственное мнение и публиковать его не запрещается. И каждое мнение имеет право на существование, пока его не удалось опровергнуть фактическим материалом (но не мнениями разных авторитетов). Тем более оно имеет право на существование, если имеет под собой какие-то обоснования (фактические, документальные и логические). Потому автор считает, что он вправе высказывать свое мнению по любым вопросам, тем более по тем, в которых понимает больше профессиональных историков и писателей.
Итак, на этом сайте будут публиковаться мнения автора по самым разным историческим вопросам и проблемам. Публиковать только свое мнение автор считает неправильным, поэтому будут размещаться и мнения других специалистов и «специалистов», нередко с замечаниями. Некоторые вещи раздела «Мнения» слишком велики, и их пришлось выносить в отдельные разделы. Вот они:
Также будут размещаться исторические документы, мемуары и сопутствующие материалы (в частности, электронные копии старых фотографий, рукописных и печатных документов, рисунков, карт и т.п.). Для облегчения восприятия будут появляться на страницах сайта и современные дополнительные материалы. Будем надеяться, что получится нечто интересное.
Автор сайта снимает с себя всякую ответственность за недостоверность опубликованных материалов. Все мнения, как известно, субъективны; а все документы можно подделать. В этом смысле история совершенно непредсказуема. Смена эпох кардинально может поменять взгляд на одно и то же событие, а любой впервые обнаруженный документ способен изменить трактовку событий.
Все свои небольшие заметки автор размещает в разделе «Наше». Эти заметки объединяются в циклы и группы, перечень которых можно найти справа. При переходе в соответствующий цикл заметок, можно найти ссылки на дополнительные материалы: документы, мнения, графику. Отдельно будут размещены крупные формы, которым тесно в жанре заметок. Скоро некоторые из них будут представлены вашему вниманию. Ссылки на главные из них публикуются на этой странице на самом верху.
Источник
1. Пережитки и обновление
1. Пережитки и обновление
Начиная с середины XIII века европейские общества окончательно прощаются с феодальным строем. Но все изменения, происходящие в среде, наделенной памятью, происходят медленно, ни одна социальная система не умирает целиком, сразу и навсегда.
Сеньориальный режим, отмеченный печатью феодализма, надолго пережил сам феодализм. Безусловно, он подвергся большим изменениям, но эти изменения не наша тема. Мы отметим только вот что: режим сеньориальных отношений, перестав быть частью общей, родственной ему, системы управления, не мог не казаться все более непонятным, бессмысленным, а потом и ненавистным. Из всех форм зависимости внутри сеньории наиболее присущей феодальному строю был серваж. Изменившийся, превратившийся из личной зависимости в зависимость, связанную с землей, серваж просуществовал до Революции. Никто уже не задумывается о том, что среди сервов могла сохраняться память о предках, которые обрели покровительство защитника, и это отдаленное воспоминание облегчало тяготу устаревших отношений.
За исключением Англии, где первая революция XVII века уничтожила все различия между феодами рыцарей и всеми остальными держаниями, и во Франции, и в Пруссии вассальные и феодальные обязательства, связанные с землей, просуществовали столько же, сколько и сеньориальный режим. Пруссия только в XVIII веке произвела аллодификацию феодов. Поскольку вся лестница зависимых оказалась в ведении государства, король видел в ней инструмент, обеспечивающий поставку воинов, и не хотел отказываться от него. Еще Людовик XIV предпринимал не одну попытку собрать вассальное ополчение. Но эти попытки уже не свидетельствовали о нехватке воинской силы, они свидетельствовали о нехватке денег и были в чистом виде налоговыми мероприятиями со штрафными санкциями. Среди специфических особенностей феодов практическую ценность после феодальной эпохи имели только оставшиеся за ними денежные повинности и правила, по которым они передавались по наследству. Поскольку домашних вассалов больше не было, то оммаж остался только в виде ритуала при вступлении во владение землей. «Бессмысленная», в глазах юристов, сформированных новым временем <342>, церемония не оставляла равнодушной аристократию, придававшую значение этикету. Вместе с тем обряд, наполненный когда-то таким важным человеческим содержанием, стал возможностью получить права на имущество, а иногда уплатой налога. Став спорной темой, феодальное наследие занимало юристов. Оно послужило материалом для множества исследований, создав изобильную литературу как для теоретиков, так и для практиков. Однако наследие было ветхим, выгоды от него, каких ждали наследники, тощими, поэтому оно легко рассыпалось, когда от него постарались избавиться. Расставание с феодами и вассалитетом оказалось неизбежностью, легким завершением долгой агонии… Зато расставание с сеньориальным режимом проходило тяжело, вызывало множество сопротивлений, поскольку было связано с перераспределением имущества.
Между тем общество продолжало подвергаться всевозможным потрясениям, и нужды, которые в свой час породили сначала содружества, а потом вассалитет, не исчезли, не забылась и практика подобных взаимоотношений. Среди множества причин, по которым в XIV–XV вв. появилось такое обилие рыцарских орденов, решающей было стремление государей объединить магнатов в сообщества высокопоставленных верных, связать их друг с другом связями особой прочности. Рыцари ордена Сен-Мишель по статуту, данному им Людовиком XI, обещали королю «добрую и верную любовь» и верную службу вместе со своими воинами. Попытка, надо сказать, такая же тщетная, как попытка Каролингов: в самом старинном списке лиц, удостоенных знаменитого обруча, третьим стоит коннетабль де Сен-Поль, который так подло предаст своего господина.
В хаосе последних лет Средневековья более действенной мерой, но и более опасной оказалось восстановление отрядов частных воинов, подобия «вассалов-сателлитов», на разбои которых жаловались писатели времен Меровингов. Их обычно одевали в костюмы тех цветов, которые были на гербе их господина, подчеркивая тем самым их зависимость. Филипп Смелый покончил с этим обычаем во Фландрии <343>, но зато он был очень распространен в Англии при последних Плантагенетах, Ланкастерах и Йорках, отряды этих воинов даже получили название «livr?es» — отданных. В эти отряды, точно так же, как когда-то в отряды «воинов без поместий», попадали вовсе не одни худородные авантюристы. Основную их часть составляло мелкопоместное дворянство, джентри. Если частного воина вызывали в суд, то авторитет лорда служил ему защитой. Практика поддержки в суде была незаконной, как свидетельствуют об этом публикуемые парламентом запреты, но распространенной и следовала в точности mithium, закону, по которому во франкской Галлии покровительство сильного защищало его верных. И поскольку государи тоже пользовались такими отрядами, то Ричард II рассылал по всему королевству своих слуг-телохранителей, похожих на других vassi dominici, но с белым сердечком на одежде, по которому их можно было отличить <344>.
Во Франции во времена первых Бурбонов дворянин, который хотел проложить себе дорогу к успеху, нанимался в услужение к сильному и могущественному. Разве это не напоминает начальный период вассалитета? С прямотой, достойной старинного языка феодалов, о нем говорили: такой-то — человек принца или кардинала. Честно говоря, для полноты картины не хватает оммажа. Но его часто заменяли письменным договором. Уже в конце Средневековья «обещание дружбы» заменяет лишившийся силы оммаж. Прочитайте это «обязательство», которое 2 июня 1658 года дал господину Фуке некий капитан Деланд: «Я обещаю и клянусь господину генеральному прокурору… что буду принадлежать только ему и только ему отдаю всю свою привязанность, какую имею; я обещаю быть только за него против любого другого без исключения; только ему повиноваться и не вступать в общение с теми, на кого он наложит запрет… Я обещаю пожертвовать жизнью за тех, кто ему близок… без единого исключения…» <345>. Не эхо ли это самой трогательной из формул клятвы верности: «Твои друзья будут моими друзьями, твои враги будут моими врагами»? Исключение не делается даже для короля!
И если институт вассалитета уцелел в виде формальных ритуалов и закосневших юридических форм, то дух вассальных отношений вновь воскресает из пепла, как феникс. Проявление этого духа, потребность в нем мы можем увидеть и в более близких к нам обществах. Но это только всплески, частные проявления в той или иной среде, которые государство уничтожает, если чувствует в них себе угрозу. Частные проявления уже не могут вписаться в сложившуюся государственную структуру, и тем более окрасить ее своей тональностью.
Читайте также
176. Обновление
176. Обновление Губительный рейд чумы по Европе унес около четверти населения, но не повлиял ни на феодальную структуру общества, ни на блестящую культуру Средневековья. Это неудивительно. Природные факторы не влияют на социальную форму движения материи, а население,
Пережитки язычества
Пережитки язычества Ростовскую землю окрестили во второй половине XI века — усилиями епископов Леонтия и Исайи. Примерно тогда же окрещен и полуфинский Муром. Но это опять-таки крещение городского населения.В летописях XI в. утверждалось, что многие в деревнях приносят
ОБНОВЛЕНИЕ КАДРОВ
ОБНОВЛЕНИЕ КАДРОВ Протоколом N 200 заседания президиума ЦК КПСС от девятого января пятьдесят девятого года было утверждено положение о КГБ и его органах. Этот секретный документ оставался в силе до самой перестройки: «Комитет государственной безопасности при Совете
1. Пережитки «белой» истории: Йоханнесбург
1. Пережитки «белой» истории: Йоханнесбург «– Скажи, мама, почему не любят евреев? – Потому что они убили Иисуса и отравляли колодцы: когда я была маленькой, меня так учили по Катехизису… Гейдрих: Я знаю, все это ложь, но какая разница; эта традиция может быть нам
Пережитки средиземноморской культуры
Пережитки средиземноморской культуры Возвращаясь от nimia potentia Ургулании к дерзкому честолюбию Танаквили, нельзя не заметить следов, наполовину стертых или запутанных предусмотрительными историками — свидетельств социального статуса женщины, сильно отличающегося от
Принудительное соавторство и другие «пережитки прошлого»
Принудительное соавторство и другие «пережитки прошлого» Характер образа жизни, этических проблем взаимоотношений литераторов с годами практически не менялся. Отношения между писателями были не всегда простыми. Порой на них оказывала влияние политическая
В) Античные пережитки в кельтской Британии
В) Античные пережитки в кельтской Британии Территории, оставшиеся за бриттами, были наименее романизированными на острове. Если не считать сохранения христианства, кажется, все указывает на стремительное вытеснение античных традиций: в языке практически ничего не
Пережитки многомужества в Индии
Пережитки многомужества в Индии Женское начало в культуре Индии проявляется в сохранении пережитков матриархата в системе родства и в организации семьи. Индия – одна из немногих стран мира, где живут народы, практикующие полиандрию – многомужество. В прошлом
Кризис и обновление
Кризис и обновление Финляндия была отнюдь не единственной европейской страной, которую в начале 90-х годов поразил экономический кризис. Дерегуляция международных денежных рынков в середине 80-х привела к быстрому и недисциплинированному увеличению кредитования во всем
20. Октябрьская революция и коммунистический акт спасения. Предшественники превращаются в «пережитки»
20. Октябрьская революция и коммунистический акт спасения. Предшественники превращаются в «пережитки» — Привыкли считать, что главная цель революции — создать нового человека. Это не восходит к 2000-летней попытке христианства обновить человеческую натуру?— Проще
Пережитки поганства
Пережитки поганства Те, що ми так мало знаємо про поганський світогляд України, не випливає виключно з того, що він був невироблений і неусталений. Дуже багато причинилося до цього становище христіянського духовенства, що за всяку ціну старалося затерти сліди поганства й
ДУХОВНО-РЕЛИГИОЗНОЕ ОБНОВЛЕНИЕ
ДУХОВНО-РЕЛИГИОЗНОЕ ОБНОВЛЕНИЕ Все те, кто во времена поздней Республики размышлял о причинах гражданских войн, о дезинтеграции римских граждан, особенно сенаторского слоя, и о бедах того времени, были единодушны в том, что политический распад и явления разложения были
Партия «Обновление»
Партия «Обновление» В политическом плане результатами съезда было формирование парламентских блоков, в частности, был создан центристский блок конструктивной оппозиции: «Созидательные силы», в который вошли «Смена — Новая политика», Промышленный союз и «Рабочий союз
4. Пережитки старого и ростки нового на пограничьях дробной системы судов
4. Пережитки старого и ростки нового на пограничьях дробной системы судов Как бы ни была раздроблена, как бы ни была подчинена феодальной иерархии система правосудия, было бы большой ошибкой считать, что в феодальном мире не сохранилось никаких институтов старого
Источник