- ПАМЯТЬ ФЕНОМЕНАЛЬНАЯ
- Смотреть что такое «ПАМЯТЬ ФЕНОМЕНАЛЬНАЯ» в других словарях:
- Что такое феноменальная память?
- Реально ли развить феноменальную память?
- Методы запоминания информации
- Развитие памяти у детей
- Книги по теме
- Феноменальная память и приемы, улучшающие запоминание
- Особенности феноменальной памяти
- Готовые работы на аналогичную тему
- Виды феноменальной памяти
- Приемы развития памяти и процесса запоминания
- Феноменальная память — что это такое, методы развития запоминания информации
- Что такое феноменальная память
- Реально ли ее развить
- Упражнения и методы для запоминания информации
- Развитие феноменальной памяти у детей
- Примеры людей с такой памятью
- Книги по теме
- Видео
ПАМЯТЬ ФЕНОМЕНАЛЬНАЯ
Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК . Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко . 2003 .
Смотреть что такое «ПАМЯТЬ ФЕНОМЕНАЛЬНАЯ» в других словарях:
феноменальная — • феноменальная глупость • феноменальная невозмутимость • феноменальная память • феноменальная прожорливость • феноменальная рассудительность • феноменальная сила • феноменальная скорость • феноменальная способность • феноменальная щедрость … Словарь русской идиоматики
память — • блестящая память • изумительная память • исключительная память • колоссальная память • невероятная память • незаурядная память • необыкновенная память • поразительная память • потрясающая память • редкостная память • удивительная память •… … Словарь русской идиоматики
память — и, ж. 1) Способность сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления, сведения, а также сам запас полученных впечатлений. Зрительная память. Феноменальная память. Память на лица. Обладать хорошей памятью. Напрячь память. Я, бывало,… … Популярный словарь русского языка
память — дырявая (Лесков); свежая (Даль); смутная (Блок) Эпитеты литературной русской речи. М: Поставщик двора Его Величества товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон . А. Л. Зеленецкий. 1913. память 1. Способность сохранять и воспроизводить в сознании… … Словарь эпитетов
гипермнезия — (от греч. hyper над, сверх, mnesis воспоминание) необычное, иногда болезненное усиление возможностей воспоминания. В патологических и пограничных случаях характеризуется удержанием в памяти обилия малосущественных деталей (расписания движения… … Большая психологическая энциклопедия
Дега, Эдгар — Эдгар Дега Edgar Degas … Википедия
Мнемоника — Содержание 1 Основной метод запоминания в современной мнемонике 2 История … Википедия
Слюсарчук — Слюсарчук, Андрей Тихонович Андрей Тихонович Слюсарчук Да … Википедия
Бандера, Степан Андреевич — Степан Андреевич Бандера укр. Степан Андрійович Бандера Дата рождения … Википедия
верва — ы, ж. verve f. Воодушевление, пыл, остроумие. Ведь этот Муходавлев очень глуп, а как говорит! Quelle verve, quelle éloquence, quel jargon! Удивительно. Губерн. карнавал. // Соврем. 1859 75 1 295. Их неистощимая верва, запугивающее умничанье одних … Исторический словарь галлицизмов русского языка
Источник
Что такое феноменальная память?
Многие уверены в том, что запомнить большой поток информации могут только уникальные люди. Однако обучиться феноменальному запоминанию под силу всем психически здоровым людям, при этом интеллект не играет абсолютно никакой роли. Феноменальная память представляет собой умение запоминать большие объемы информации, которые не имеют никакой смысловой связи. Данный феномен характеризуется тем, что человек способен удерживать в своей голове любую зрительную информацию. Феноменальной памяти могут способствовать:
- наследственная предрасположенность;
- наличие каких-либо особенностей в развитии мозга;
- обучение по ранним методикам, которые предназначены для развития детей;
- феноменальная работа головного мозга.
Каждый человек может иметь особенности в запоминании информации. У кого-то лучше развита визуальная память и способность запомнить какой-то большой текст, посмотрев на него несколько минут. Другие же, наоборот, отличаются абсолютным слухом. К людям с подобными способностями необходимо искать особый подход, так как даже уникальный ученик, способный запоминать все на раз, не всегда может похвастаться отличными отметками и успеваемостью в школе. Часто это возникает по причине того, что человек просто чувствует себя не в своей тарелке.
Реально ли развить феноменальную память?
Бывают ситуации, когда человек уже рождается с подобными задатками, но в большинстве случае нужно потрудиться, чтобы развить в себе феноменальную память. Для этого необходимо делать следующее:
- При тренировках не следует перегружать мозг и нужно давать ему время отдохнуть.
- Выбранная для тренировок программа должна соответствовать возрасту.
- Начинать занятие необходимо с более простой информации, а уже после изучать сложное.
Идеальным для запоминаний является яркий и простой образ. Но он должен обладать и мелкими деталями, с помощью которых человек будет развивать концентрацию внимания. Также следует обратить внимание на чтение, с помощью которого можно хорошо натренировать мозг. Литература может быть на любом понятном языке.
Методы запоминания информации
Существует достаточно большое количество методов, направленных на удержание информации в голове. Специалисты рекомендуют наиболее популярные психологические методы:
- Ассоциативный метод направлен на то, чтобы запомнить информацию с помощью каких-либо ассоциаций.
- Мнемотехника направлена на то, чтобы в голове задержать перечень слов, которые не связаны друг с другом. Далее мнемонисту следует составить из представленных слов предложение.
- Создание запоминающегося образа на основе услышанного.
- Отработка скорости чтения.
Представленные методы можно использовать поочередно в зависимости от определенной ситуации.
Развитие памяти у детей
Чтобы натренировать ребенка, следует уделять время регулярным занятиям. Начать заниматься можно уже с трех месяцев, показывая малышу яркие предметы и описывая их. Несмотря на то, что ребенок еще не в состоянии разговаривать, он способен держать в голове достаточно большой объем информации. Отличные результаты показывают также занятия иностранными языками, ведь чем ребенок младше, тем легче он запоминает. Однако следует заметить, что подобные уроки должны проходить исключительно с профессионалом.
Школьникам полезно читать быстро произведения, так как именно с помощью скорочтения ребенок хорошо усваивает информацию. Подобный подход не подойдет тем детям, которые имеют нарушения в письме и речи.
Книги по теме
Понять психологию и методику запоминания помогают специализированные книги. Одним из самых подходящих изданий является книга Станислава Матвеева, где он подробно описывает, как можно натренировать память. Его произведение можно найти и в онлайн доступе. Лучше всего начинать тренировку с раннего возраста, однако, можно начать упражняться в запоминании в подростковом и более зрелом возрасте. Курс Викиум «Мнемотехники» поможет развить память и научиться запоминать большие объемы информации.
Источник
Феноменальная память и приемы, улучшающие запоминание
Вы будете перенаправлены на Автор24
Феноменальная память — это умение запоминать большие объемы информации, не имеющие никакой смысловой связи. Этот феномен связан с тем, что индивид имеет способности удерживать в своей голове любую зрительную информацию.
Особенности феноменальной памяти
Феноменальная память представляет собой способность человека к исключительному запоминанию информации с высокой скоростью. Впоследствии он может ее произвести точно. Люди, обладающие подобной памятью, не нуждаются в смысловой связи между элементами материала. Они могут запоминать случайные цифры, даты, данные.
Исключительная память была присуща многим известным личностям, но и простой человек имеет возможность ее развивать путем постоянного выполнения упражнений. Для выработки аналогичных умений, необходимо разобраться, каким образом действует память, какие ее виды существуют и как правильно тренировать свой мозг.
Исследователи так и не смогла обнаружить феномен работы долгосрочной памяти, поскольку не удалось изучить точные механизмы запоминания информации, включая ее хранение. По этому поводу есть только догадки и предположения. Тем не менее, в науке выявили алгоритм запоминания, который работает на всех здоровых людях:
- Запечатление информации;
- Сохранение информации в мозгу;
- Воспроизведение;
- Забывание.
Для человека характерно быстро забывать информацию, которая не представляет ценности и не пользуется актуальностью. Подобное рациональное использование нейронных сетей дает возможность не задумываться о том, что известно. Это предполагает возможность сосредоточения на новых знаниях.
Феноменальную память также не исследовали до конца. Так, человек, обладающий ею, может крайне быстро обрабатывать в своем мозгу новую информацию и сохранять ее. Тогда ка обычный человек быстро забудет случайные данные, которые не подкреплены эмоциями или смыслом.
Человек с феноменальной памятью способен посмотреть на листок бумаги со случайными записями цифр (дат, слов, фактов), запоминая их наизусть за несколько секунд. Впоследствии он может озвучить увиденное в полной точности. Это поражает и способно открыть новые границы человеческих возможностей.
Готовые работы на аналогичную тему
Виды феноменальной памяти
Феноменальная память классифицируется на несколько видов в соответствии с областью, которая отвечает за вид воспоминаний, что значит, что люди могут помнить не абсолютно все. Лучше всего человек запоминает информацию определённым образом.
Самая популярная разновидность памяти представлена фотографической памятью. Для нее присуще полное воспроизведение картинки увиденного (например, определенный маршрут, расположение вещей в помещении). Люди, обладающие подобной памятью, легко вспоминают даже после многолетнего отсутствия, что и где располагалось, было построено и др.
Более редко можно встретить слуховую феноменальную память. Как правило, ею обладают композиторы и музыканты. Человек с таким видом запоминания легко воспроизводит аудиоинформацию. Стоит ему что-то услышать, то это мгновенно сохраняется у него в мозгу. Он может записывать услышанное на память в нотную тетрадь или повторить сразу же на своем музыкальном инструменте.
Отдельно можно выделить людей с математической памятью. Они легко производят в уме сложные вычисления, запоминая данные процессы. Есть также те, кто более просто и быстро воспроизводит информацию, которая получена в текстовом виде. Такому человеку достаточно один раз прочитать текст, он способен наизусть рассказывать параграфы, романы, повести и др.
Приемы развития памяти и процесса запоминания
Феноменальная память может быть дана человеку с рождения (передаваться генетически). До сегодняшнего дня до конца ученые не определили, только ли наследственный фактор влияет на ее развитие и становление. Многие исследователи считают, что феноменальная память подвергается тренировке. По этой причине для того, чтобы удивлять окружающих людей моментальным воспроизведением информации, важно правильно и ежедневно заниматься тренировкой памяти.
Человеческий мозг обладает безграничными возможностями при условии его постоянного развития. В первую очередь в этой сфере необходимо ввести в привычку упражнения на запоминание. Результат от этих действий можно увидеть в том случае, когда человек будет заниматься каждый день в течение долгого периода времени.
Для начала упражнений необходимо сосредоточиться и попытаться воспроизводить информацию в мозгу в образы:
- Цвет (чем ярче и эффектнее, тем лучше отложатся сведения);
- Объем (необходим, когда работает пространственное мышление для рассмотрения воспоминаний с разных сторон и ракурсов);
- Увеличение (чем масштабнее образ, тем большее место он займет мозгу и лучше запомнится);
- Детали (не следует забывать про подробности и мелочи, поскольку часто они обладают большим значением);
- Яркость (чем ярче образы, тем легче запомнить, поскольку тусклые и невзрачные образы быстро могут потеряться).
Кроме развития памяти с помощью образности существует множество других методик. Одной из самых популярных стала ассоциативная мнемотехника. Сущность ассоциативных упражнений заключается в определении ассоциаций к чему-угодно. Благодаря этому укрепляется смысловая связь и сохраняется информация Некоторые люди пытаются определить в цифрах закономерность (например, путем ассоциации их с днем рождения родных). Кто-то ассоциирует цифры не с датами, а с образами (например, двойка в виде лебедя, пятерка в качестве английской S).
Для мнемотехники характерно развитие событийных цепочек для лучшего запоминания. Если людям дать случайные слова, которые никаким образом не связанные между собой, то необходимо придумать историю, которая возьмет в действие все предметы.
Например, к ряду слов: конфета, пугало, чашка, чулок, дождь, с помощью мнемотехники можно придумать ряд событий (Пугало нашло конфету в чашке и пересыпало их в чулок, пока шел дождь). Основной целью техники является не только разработка цепочки действий, но и четкое ее представление.
Данный тип запоминания, как правило, используют в приложениях для изучения языка. Пока человек учит слова, программа предлагает посмотреть на изображение. Это способствует возникновению связи со словом. Далее предлагается прочесть фразу с участием изучаемого слова. Это поможет создать образ и яркое событие.
Источник
Феноменальная память — что это такое, методы развития запоминания информации
Современные люди живут в эпоху интенсивного обмена информацией. Для того, чтобы оперативно усваивать большие объемы данных, следует ежедневно тренировать память. Однако существуют люди, которые без труда запоминают огромное количество информации и не страдают при этом от умственных перегрузок. Такое явление носит название «феноменальная память».
Умение быстро запоминать информацию – залог успеха в жизни
Что такое феноменальная память
Вопреки распространенному заблуждению, умением запоминать большое количество информации в считанные секунды владеют не только «избранные». Развить эти уникальные способности может любой психически здоровый человек, с любым уровнем интеллекта. Пол, возраст и социальное положение значения не имеют.
Феноменальной можно считать способность к усвоению и точному запоминанию большого объема данных, не имеющих смысловой связи. Это значит, что человек, обладающий такой способностью, может длительное время удерживать в мозгу «фотографию» любого зрительного образа: текста на родном или иностранном языке, картинки, комбинации цифр и символов.
Это необычное явление, определение которого встречается во всех учебниках по психологии, может быть вызвано следующими причинами:
- Генетическая предрасположенность;
- Врожденные аномалии в развитии некоторых участков коры головного мозга;
- Занятия с детьми младшего возраста по методикам раннего развития;
- Высокая скорость работы мозга.
Люди демонстрируют уникальные способности в запоминании разного вида информации: у некоторых блестящая звуковая память (или, выражаясь музыкальными терминами, «абсолютный слух»), кто-то может с первого взгляда запомнить большой письменный текст, кто-то в мельчайших подробностях пересказать длинную историю, услышанную только один раз. Некоторые психологи считают уникальные способности к запоминанию аномалией. С этим можно поспорить. Однако, нельзя не согласиться с тем, что люди с таким талантом (особенно дети и подростки) требуют индивидуального подхода. Несмотря на свои способности, они часто бывают плохими учениками в школе, чувствуют себя некомфортно в коллективе и могут испытывать трудности в социальной адаптации.
Искусство быстрого запоминания можно развить
Реально ли ее развить
Иногда феноменальная память является врожденным свойством конкретной личности, но в 80% из 100 ее можно успешно развить при помощи целенаправленных тренировок. Чтобы работа увенчалась успехом, необходимо помнить о том, что:
- Во время тренировок мозг не должен испытывать перегрузку;
- Программа по развитию уникальных способностей должна соответствовать возрасту человека. Нельзя предлагать детям задания для взрослых. Однако, для взрослых, которые только начинают развивать память, детские задания вполне подойдут;
- Тренировки будут эффективнее, если дополнительно принимать препараты, улучшающие мозговое кровообращение. Перед тем, как пить любые лекарства, следует проконсультироваться с невропатологом;
- Занятия должны проходить по правилу «от простого к сложному», но не наоборот.
Чтобы визуальные образы легко запоминались, они должны быть яркими, простыми и доступными для понимания. В то же время образ должен содержать большое количество мелких деталей. Это необходимо для развития концентрации внимания.
Активному развитию уникальных способностей способствует интенсивное чтение. Можно выбирать любую литературу на родном или иностранном языке, главное – читать вдумчиво, уделяя внимание деталям, и ничего не пропускать. Тогда прочитанное отложится в голове до мельчайших подробностей.
Проводить занятия можно самостоятельно или на курсах с педагогом-психологом
Упражнения и методы для запоминания информации
Для того чтобы удержать в голове большое количество данных, можно использовать разные методы. Все они довольно простые, но эффективные. Обычно психологи рекомендуют следующие техники:
- Метод ассоциаций. Например, для запоминания номера телефона нужно найти в нем цифры, связанные с каким-то важным событием или образом (день рождения родственника, собственный возраст, текущий год);
- Мнемотехника – используется для удержания в голове группы слов, не связанных друг с другом по смыслу. Из этих слов необходимо составить предложение и представить его визуально;
- Мысленное создание цветного, красочного образа на основе прочитанного или услышанного текста;
- Развитие скорости чтения и концентрации внимания на прочитанном.
Эти методы можно чередовать друг с другом и использовать в разных ситуациях, в зависимости от типа информации, подлежащей запоминанию. Для того чтобы развить быструю музыкальную память, психологи рекомендуют как можно чаще слушать музыку и пытаться воспроизводить услышанное голосом или при помощи любого инструмента.
Внимание! Ежедневные тренировки по 10-15 минут будут гораздо полезнее, чем занятия 2-3 раза в неделю по часу. Слишком долгие интенсивные тренировки могут привести к перегрузке мозга. После каждого занятия необходимо проводить умственное и физическое расслабление.
Быстро развить способности помогает совмещение нескольких методик
Развитие феноменальной памяти у детей
Натренировать ребенка несложно, главное – придерживаться определенной системы занятий. Работать над развитием уникальных способностей к запоминанию можно с раннего детства. Начиная с трех месяцев, когда малыш начинает активно познавать окружающий мир, его нужно знакомить с яркими, выразительными образами и подробно рассказывать о них. Известно, что ребенок, еще не умея говорить, уже держит в голове огромный объем информации, поэтому не стоит недооценивать важность интенсивного интеллектуального развития до года. Занятия на формирование визуальной памяти следует чередовать с освоением памяти тактильной и слуховой. Хороший результат дает раннее обучение чтению и иностранным языкам, но оно должно проходить под руководством профессионального педагога, знакомого с психологией детей младшего возраста и с передовыми методиками дошкольного образования.
Для школьников очень полезно обучение быстрому чтению. Медленное чтение по слогам с фиксацией на самом процессе часто приводит к тому, что ребенок плохо запоминает прочитанное. Скорочтение, напротив, помогает школьнику мысленно «фотографировать» текст и «сканировать» его смысл. Однако, ученикам с серьезными нарушениями речи и письма такие занятия категорически противопоказаны.
Интересно. Работая с детьми, не умеющими читать и писать, следует учитывать индивидуальные особенности конкретного ребенка. У некоторых детей лучше развито зрительное восприятие информации (хорошо запоминают увиденные картинки), у других – слуховое (лучше усваивают слова).
Дети и подростки быстрее запоминают яркие интересные образы
Примеры людей с такой памятью
Феноменальная память – это явление, характерное для многих выдающихся личностей. Известно, что такими способностями в разное время обладали:
- Физик Николо Тесла;
- Композитор и пианист Сергей Рахманинов;
- Папа Римский Иоанн Павел Второй;
- Гарри Каспаров, знаменитый шахматист;
- Юлий Цезарь, древнеримский император.
Примечательно, что большинство выдающихся личностей с супер способностями было так же успешно в других областях (например, Юлий Цезарь был не только влиятельным политиком, но и прекрасным полководцем). Поэтому эксперты психологии, считающие неординарную память аномалией, не всегда правы.
Большая скорость запоминания поможет на пути к славе
Книги по теме
Заслуживает внимания книга Станислава Матвеева (на некоторых сайтах автор ошибочно представлен как «Матвей»). В своей работе Станислав делится методами запоминания информации и на практических примерах доказывает, что достичь быстрого и качественного запоминания информации может любой человек, а не только личность-феномен.
Интересную методику работы предлагает Константин Дудин. С его методом можно ознакомиться онлайн. По мнению Дудина, для того чтобы иметь суперпамять, нужно, прежде всего, научиться забывать ненужную информацию, то есть освобождать место для новой, более актуальной. Это поможет разгрузить мозг во время запоминания и спасет от перегрузок. В курс Дудина включен отдельный раздел, посвященный забыванию.
На Западе большой популярностью пользуется курс Гарри Лорейна, его можно рекомендовать учащимся любого возраста, адаптируя упражнения к конкретной целевой аудитории.
Перед тем, как начинать занятия, следует ознакомиться с учебно-методической литературой
Тренировку памяти у мальчиков и девочек рекомендуется начинать с самого детства, тогда достичь желаемых результатов можно будет быстрее и лучше. Однако, можно развить у человека феноменальные таланты к запоминанию и в подростковом, и в зрелом возрасте. Главное – упорство, настойчивость и работа по системе, в соответствии с выбранной методикой.
Видео
Источник