Что значит фантазия детей

Консультация «Детские фантазии. Выдумка и ложь»

Бабкова Мария
Консультация «Детские фантазии. Выдумка и ложь»

Фантазируют все дети. Зачастую это огорчает их родителей, поскольку иногда отличить фантазию от реальности очень сложно. Что же такое фантазии? Нужно ли их поощрять? Запрещать? Как определить где ложь, а где выдумка?

Мир детской фантазии невероятно многообразен. Из таких мечтателей вырастают скульпторы, художники, дизайнеры, писатели, композиторы. Не будь фантазии, не развивалась бы наука, и нашим уделом был бы каменный век. Человек увидевший в обыкновенном камне палку-копалку был наверняка фантазером. А наши сказки? Ковер-самолет, печка-самоходка. Ну, чем не космический корабль и автомобиль? Не имея воображения, нынешний школьник не усвоит ни одного предмета, поскольку не смог бы оперировать абстрактными понятиями. Однако в мире детской фантазии не все радужно. Есть у нее и «темная» сторона. Это ложь, фантазии, растущие из агрессии, детских страхов. В светлой головке дошкольников живет много того, что способно сильно удивить родителей. Речь идет о двух сторонах фантазии и разделяющей их грани.

Фантазия начинает развиваться еще в дошкольном возрасте, как правило, после 2,5 лет. А до этого идет интенсивная подготовка. Насколько у малыша развито воображение, зависит периода жизни с года до трех лет. Это период манипулирования предметами и изучения их свойств. Оказать помощь в познании предметного мира должны близкие малыша.В этом возрасте ребенок познает мир через мамины руки: ведь именно она показывает, как играть куклой или машинкой, собирать пирамидку.Чтобы развивалось воображение необходимо:

— читать ребенку различные книги: рассказы, стихи, сказки.К двум годам он должен знать кто такие: «Курочка Ряба» или «Колобок». Сказочные образы служат «кирпичиками» фундамента фантазии.

Читайте также:  Ebit отрицательное значение что это значит

— играть с предметами-заместителями. Пусть стулья станут машиной, крышка от кастрюли — рулем. Одеяло — гаражом для машины, а детский носочек — танцующим человечком. Проявите свою фантазию и дайте старт развитию детского воображения.

— предлагайте образы-заместители. Пусть малыш будет собачкой или киской. Имитируйте их движения, говорите «гав-гав» или «мяу-мяу».Выбор огромен: лошадки, курочки, лягушки. Это прекрасно развивает воображение и влияет на развитие моторики.Из такой игры ребенок получит представление о профессиях: строитель, няня, водитель.

МАЛЕНЬКИЕ ФАНТАЗЕРЫ

3-7 лет. Следующий этап развития фантазии. Главенствует здесь Игра. В игре у детей развивается внимание, восприятие, память, интеллект, воображение. Она является ведущей деятельностью.Здесь важны сюжетно-ролевые игры: «войнушка», «дочки-матери». В игре дети пользуются двумя «реальностями» — настоящей, где они дети, и выдуманной, фантазийной, где они полицейские, индейцы, учителя или ковбои. Здоровые дети способны различать выдумку и реальность. Однако чем младше ребенок, тем сложнее это сделать. Поэтому трехлетние малыши, захваченные театральным представлением или игрой, способны всерьез испугаться, к примеру, Деда Мороза или Бабу-Ягу. То, что малыш стал фантазировать и научился отделять вымысел от реальности можно понять по появившимся в его речи словам «как будто» и «понарошку».

Они необходимы для игр. К сожалению, предельная реалистичность современных игрушек мешает развитию фантазии. Практически настоящие мечи, пистолеты, чайники воображение не будят, поскольку додумывать тут нечего, ведь чайник он и есть чайник. Дети быстро теряют интерес к таким игрушкам. Зато бьются палками, делают куколок из травы и «ездят» камушками. Эти предметы дают простор фантазии. Ведь простой камушек может стать машиной, поездом, самолетом, стулом, а палка — мечом, ружьем и посохом. Не ругайтесь за приносимый домой и такой важный для ребенка мусор. Пусть он складывает его в коробку. Сделайте игрушки самостоятельно. Вырежьте из картона или сшейте из тряпочек. Малышу понравится.

Иногда плоды детских фантазий пугают взрослых. Поскольку в них явственно видны агрессия, детские страхи, соперничество, отвержение родителей, нелюбовь к сестрам и братьям. И, очень часто родители не могут отличить фантазия это или ребенок их обманывает.

По статистике, каждый второй ребенок от трех до пяти лет боится неожиданных звуков, сказочных персонажей. Каждый третий – воды, транспорта, замкнутого пространства, одиночества. Потом появляется страх смерти. Дети боятся чудовищ под кроватью, темноты, огромных монстров в шкафу. Это не «больное» воображение. Подобные фантазии даже полезны. Все дети проходят через такие страхи. Более того, они необходимы, будучи переработанными психикой, они помогают развить осторожность, предусмотрительность, инстинкт самосохранения. Со страхами можно и нужно бороться тогда, когда они приобретают определенную форму. В этом могут помочь рисунки. Пусть малыш добавит страшному монстру бантик и это лишит его устрашающей силы. Пусть слепит его из пластилина и добавит смешных деталей. Сделайте волшебную палочку или всесильный меч. Заведите кошку и убедите малыша, что там, где она живет, монстров нет.

ЛОЖЬ ИЛИ ФАНТАЗИЯ?

Ложь, является преднамеренным искажением фактов для приобретения личной выгоды, тогда как фантазия — свободный полет воображения, причем безвредный. Обман начинает процветать с 3,5 лет. Зачастую он становится привычкой, однако понятие «лжи» и «правды» приходит позже, в школьном возрасте. Часто ложь является средством самообороны.

КАКОВЫ ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ ЛЖИ?

Боязнь наказания. Ребенок, которого за разбитую нечаянно чашку могут лишить прогулки постарается утаить случившееся. Может быть вы слишком строги? Подумайте. Если малыш будет знать, что, за разбившуюся чашку нужно извиниться и убрать осколки, то необходимость во лжи вряд ли появится.

Множество запретов. «Пирожное дала бабушка», «пуговицы рассыпала влетевшая в окно птичка». Подумайте, возможно, вы злоупотребляете запретами. Если ребенок будет знать, что с пуговицами можно поиграть в мамином присутствии, а пирожное съесть после обеда, то необходимость во лжи отпадет.

Желание показаться лучше, чем он есть. Это означает неудовлетворенность ребенка своим положением. Для этого приумножаются успехи и преувеличиваются заслуги. Это должно вас встревожить. Наверно, ребенку недостаточно признания, заинтересованности, поддержки, тепла.

Для самооправдания. «Она/он первым начал (а!». Такую ложь искоренить труднее всего. Это ложь, поднимающая самооценку, и используется и во взрослой жизни (меня не увольняли, я сама ушла, а шеф глупец). Дайте ребенку понять, что вы любите его, даже если он «первый начал». Обсудите ситуацию в спокойном, дружеском ключе и обмана стане меньше.

Фантазии же друзья детей. У них под креслом живут чудесные гномики, малыши летают на чудо-паровозах и владеют волшебными палочками, танцуют с феями и спасают от беды лисичек. Радуйтесь. У малыша прекрасное воображение. Не пугайтесь, если ребенок солгал. Все решаемо, главное подойти к этому рассудительно и с умом.

Детские фантазии. Консультация для родителей Консультация для родителей Выполнила: воспитатель 1 кв. кат. Шинкарева О. В. Детские фантазии: хорошо или плохо?.

Консультация «Детские конфликты» Детские конфликты. С детскими конфликтами взрослые сталкиваются довольно рано. Их появление ученые относят к возрасту от одного года. У.

Консультация для родителей «Что такое детская ложь и как с ней бороться?» Консультация для родителей: «Что такое детская ложь? И как с ней бороться?» Ребёнок – зеркало поступков родителей. Иоганн Генрих Песталоцци.

Консультация для родителей «Детская фантазия или ложь?» Все мы хотим, чтобы наши дети росли честными людьми, и вдруг: — Кто разбил чашку? — Это не я! Понимаешь, мама, прилетал Карлсон… Что же.

Консультация для родителей «Детская ложь» МБДОУ №83г. Оренбург Подготовила и провела: Воспитатель МБДОУ № 83 Карикова Фаина Федоровна Консультация для родителей: «ДЕТСКАЯ ЛОЖЬ».

Консультация для родителей «Детская ложь» Детская ложь Ах, обмануть меня нетрудно! Я сам обманываться рад! Пушкин А. С. О чем следует задуматься родителям, обеспокоенным детской.

Консультация для родителей «Детская ложь — что делать?» О чем следует задуматься родителям, обеспокоенным детской ложью? Насколько честны они сами. Родители – главный образец для подражания. Психологи.

Консультация для родителей дошкольников «Ложь и фантазирование ребенка» Консультация для родителей «Ложь и фантазирование ребенка» Родители хотят слепить из своего ребенка нечто идеальное, и их очень злит,.

Консультация «Детская ложь» О чем следует задуматься родителям, обеспокоенным детской ложью? Насколько честны они сами. Родители – главный образец для подражания. Психологи.

Консультация «Детские страхи» Каждый человек чего-то боится и это не зависит от возраста. Страх – это вполне естественная и предсказуемая реакция организма на определённый.

Источник

Выдумка и ложь: детские фантазии

Фан­та­зи­руют все дети. Зача­стую это огор­чает их роди­те­лей, поскольку ино­гда отли­чить фан­та­зию от реаль­но­сти очень сложно. Что же такое фан­та­зии? Нужно ли их поощ­рять? Запре­щать? Как опре­де­лить где ложь, а где выдумка?

Мир дет­ской фан­та­зии неве­ро­ятно мно­го­об­ра­зен. Из таких меч­та­те­лей вырас­тают скуль­пторы, худож­ники, дизай­неры, писа­тели, ком­по­зи­торы. Не будь фан­та­зии, не раз­ви­ва­лась бы наука, и нашим уде­лом был бы камен­ный век. Чело­век уви­дев­ший в обык­но­вен­ном камне палку-копалку был навер­няка фан­та­зе­ром. А наши сказки? Ковер-само­лет, печка-само­ходка… Ну, чем не кос­ми­че­ский корабль и авто­мо­биль? Не имея вооб­ра­же­ния, нынеш­ний школь­ник не усвоит ни одного пред­мета, поскольку не смог бы опе­ри­ро­вать абстракт­ными поня­ти­ями. Однако в мире дет­ской фан­та­зии не все радужно. Есть у нее и “тем­ная” сто­рона. Это ложь, фан­та­зии, рас­ту­щие из агрес­сии, дет­ских стра­хов. В свет­лой головке дошколь­ни­ков живет много того, что спо­собно сильно уди­вить роди­те­лей. Речь идет о двух сто­ро­нах фан­та­зии и раз­де­ля­ю­щей их грани.

Свет­лая сторона

Фан­та­зия начи­нает раз­ви­ваться еще в дошколь­ном воз­расте, как пра­вило, после 2,5 лет. А до этого идет интен­сив­ная под­го­товка. Насколько у малыша раз­вито вооб­ра­же­ние, зави­сит пери­ода жизни с года до трех лет. Это период мани­пу­ли­ро­ва­ния пред­ме­тами и изу­че­ния их свойств. Ока­зать помощь в позна­нии пред­мет­ного мира должны близ­кие малыша. В этом воз­расте ребе­нок познает мир через мамины руки: ведь именно она пока­зы­вает, как играть кук­лой или машин­кой, соби­рать пира­мидку. Чтобы раз­ви­ва­лось вооб­ра­же­ние необходимо:

— читать ребенку раз­лич­ные книги: рас­сказы, стихи, сказки. К двум годам он дол­жен знать кто такие: «Курочка Ряба» или «Коло­бок». Ска­зоч­ные образы слу­жат «кир­пи­чи­ками» фун­да­мента фантазии.

— играть с пред­ме­тами-заме­сти­те­лями. Пусть сту­лья ста­нут маши­ной, крышка от кастрюли — рулем. Оде­яло — гара­жом для машины, а дет­ский носо­чек — тан­цу­ю­щим чело­веч­ком. Про­явите свою фан­та­зию и дайте старт раз­ви­тию дет­ского воображения.

— пред­ла­гайте образы-заме­сти­тели. Пусть малыш будет собач­кой или кис­кой. Ими­ти­руйте их дви­же­ния, гово­рите «гав-гав» или «мяу-мяу». Выбор огро­мен: лошадки, курочки, лягушки. Это пре­красно раз­ви­вает вооб­ра­же­ние и вли­яет на раз­ви­тие мото­рики. Из такой игры ребе­нок полу­чит пред­став­ле­ние о про­фес­сиях: стро­и­тель, няня, водитель.

Малень­кие фантазеры

3–7 лет. Сле­ду­ю­щий этап раз­ви­тия фан­та­зии. Гла­вен­ствует здесь Игра. В игре у детей раз­ви­ва­ется вни­ма­ние, вос­при­я­тие, память, интел­лект, вооб­ра­же­ние. Она явля­ется веду­щей дея­тель­но­стью. Здесь важны сюжетно-роле­вые игры: «вой­нушка», «дочки-матери». В игре дети поль­зу­ются двумя «реаль­но­стями» — насто­я­щей, где они дети, и выду­ман­ной, фан­та­зий­ной, где они поли­цей­ские, индейцы, учи­теля или ков­бои. Здо­ро­вые дети спо­собны раз­ли­чать выдумку и реаль­ность. Однако чем младше ребе­нок, тем слож­нее это сде­лать. Поэтому трех­лет­ние малыши, захва­чен­ные теат­раль­ным пред­став­ле­нием или игрой, спо­собны все­рьез испу­гаться, к при­меру, Деда Мороза или Бабу-Ягу. То, что малыш стал фан­та­зи­ро­вать и научился отде­лять вымы­сел от реаль­но­сти можно понять по появив­шимся в его речи сло­вам «как будто» и «пона­рошку».

Игрушки

Они необ­хо­димы для игр. К сожа­ле­нию, пре­дель­ная реа­ли­стич­ность совре­мен­ных игру­шек мешает раз­ви­тию фан­та­зии. Прак­ти­че­ски насто­я­щие мечи, писто­леты, чай­ники вооб­ра­же­ние не будят, поскольку доду­мы­вать тут нечего, ведь чай­ник он и есть чай­ник. Дети быстро теряют инте­рес к таким игруш­кам. Зато бьются пал­ками, делают куко­лок из травы и “ездят” камуш­ками. Эти пред­меты дают про­стор фан­та­зии. Ведь про­стой каму­шек может стать маши­ной, поез­дом, само­ле­том, сту­лом, а палка — мечом, ружьем и посо­хом. Не ругай­тесь за при­но­си­мый домой и такой важ­ный для ребенка мусор. Пусть он скла­ды­вает его в коробку. Сде­лайте игрушки само­сто­я­тельно. Вырежьте из кар­тона или сшейте из тря­по­чек. Малышу понравится.

Тем­ная сторона

Ино­гда плоды дет­ских фан­та­зий пугают взрос­лых. Поскольку в них явственно видны агрес­сия, дет­ские страхи, сопер­ни­че­ство, отвер­же­ние роди­те­лей, нелю­бовь к сест­рам и бра­тьям. И, очень часто роди­тели не могут отли­чить фан­та­зия это или ребе­нок их обманывает.

По ста­ти­стике, каж­дый вто­рой ребе­нок от трех до пяти лет боится неожи­дан­ных зву­ков, ска­зоч­ных пер­со­на­жей. Каж­дый тре­тий – воды, транс­порта, замкну­того про­стран­ства, оди­но­че­ства. Потом появ­ля­ется страх смерти. Дети боятся чудо­вищ под кро­ва­тью, тем­ноты, огром­ных мон­стров в шкафу. Это не “боль­ное” вооб­ра­же­ние. Подоб­ные фан­та­зии даже полезны. Все дети про­хо­дят через такие страхи. Более того, они необ­хо­димы, будучи пере­ра­бо­тан­ными пси­хи­кой, они помо­гают раз­вить осто­рож­ность, преду­смот­ри­тель­ность, инстинкт само­со­хра­не­ния. Со стра­хами можно и нужно бороться тогда, когда они при­об­ре­тают опре­де­лен­ную форму. В этом могут помочь рисунки. Пусть малыш доба­вит страш­ному мон­стру бан­тик и это лишит его устра­ша­ю­щей силы. Пусть сле­пит его из пла­сти­лина и доба­вит смеш­ных дета­лей. Сде­лайте вол­шеб­ную палочку или все­силь­ный меч. Заве­дите кошку и убе­дите малыша, что там, где она живет, мон­стров нет.

Ложь или фантазия?

Ложь, явля­ется пред­на­ме­рен­ным иска­же­нием фак­тов для при­об­ре­те­ния лич­ной выгоды, тогда как фан­та­зия — сво­бод­ный полет вооб­ра­же­ния, при­чем без­вред­ный. Обман начи­нает про­цве­тать с 3,5 лет. Зача­стую он ста­но­вится при­выч­кой, однако поня­тие “лжи” и “правды” при­хо­дит позже, в школь­ном воз­расте. Часто ложь явля­ется сред­ством самообороны.

Каковы основ­ные при­чины лжи?

Боязнь нака­за­ния. Ребе­нок, кото­рого за раз­би­тую неча­янно чашку могут лишить про­гулки поста­ра­ется ута­ить слу­чив­ше­еся. Может быть вы слиш­ком строги? Поду­майте. Если малыш будет знать, что, за раз­бив­шу­юся чашку нужно изви­ниться и убрать осколки, то необ­хо­ди­мость во лжи вряд ли появится.
Мно­же­ство запре­тов. “Пирож­ное дала бабушка”, “пуго­вицы рас­сы­пала вле­тев­шая в окно птичка”… Поду­майте, воз­можно, вы зло­упо­треб­ля­ете запре­тами. Если ребе­нок будет знать, что с пуго­ви­цами можно поиг­рать в мами­ном при­сут­ствии, а пирож­ное съесть после обеда, то необ­хо­ди­мость во лжи отпадет.
Жела­ние пока­заться лучше, чем он есть. Это озна­чает неудо­вле­тво­рен­ность ребенка своим поло­же­нием. Для этого при­умно­жа­ются успехи и пре­уве­ли­чи­ва­ются заслуги. Это должно вас встре­во­жить. Наверно, ребенку недо­ста­точно при­зна­ния, заин­те­ре­со­ван­но­сти, под­держки, тепла.
Для само­оправ­да­ния. «Она/он пер­вым начал(а)!». Такую ложь иско­ре­нить труд­нее всего. Это ложь, под­ни­ма­ю­щая само­оценку, и исполь­зу­ется и во взрос­лой жизни (меня не уволь­няли, я сама ушла, а шеф глу­пец). Дайте ребенку понять, что вы любите его, даже если он “пер­вый начал”. Обсу­дите ситу­а­цию в спо­кой­ном, дру­же­ском ключе и обмана стане меньше.
Фан­та­зии же дру­зья детей. У них под креслом живут чудес­ные гно­мики, малыши летают на чудо-паро­во­зах и вла­деют вол­шеб­ными палоч­ками, тан­цуют с феями и спа­сают от беды лиси­чек. Радуй­тесь. У малыша пре­крас­ное вооб­ра­же­ние. Не пугай­тесь, если ребе­нок солгал. Все реша­емо, глав­ное подойти к этому рас­су­ди­тельно и с умом.

Источник

Оцените статью