Что значит фамилия старцев у чехова

Происхождение фамилии Старцев

Обладатель фамилии Старцев, несомненно, может гордиться своими предками, сведения о которых содержатся в различных документах, подтверждающих след, оставленный ими в истории России.

Фамилия Старцев образована от личного прозвища и относится к распространенному типу русских фамилий.

У славян издревле существовала традиция давать человеку прозвище в дополнение к имени, полученному им при крещении. Дело в том, что церковных имен было сравнительно немного, и они часто повторялись. Поистине неисчерпаемый запас прозвищ позволял легко выделить в обществе человека.

Так, фамилия Старцев происходит от прозвища Старец. Подобное прозвище мог получить долгожитель либо мудрый не по годам человек. Испокон веков на Руси к старым людям относились с особым уважением, без их совета не осмеливались начинать никакое дело. Старцем нередко называли и старожила, коренного жителя. Кроме того, подобным прозвищем награждали еще очень опытного и авторитетного человека, начальника.

Не исключено, что прозвище Старец получил и воспитанник либо последователь одного из столь почитаемых на Руси «старцев» – монахов, отшельников, скитников.

Согласно православной традиции, старчество – это особое благодатное дарование. Старец призывается на это служение самим Богом, достигает бесстрастия, сердечной чистоты, ему открывается воля Божия. Он получает особый дар – направлять души ко спасению и врачевать их от страстей. Отношения между учеником и старцем основаны на полном доверии ученика к своему учителю и ответственности старца за судьбу вручаемой ему души. Возможно, что одним из таких учеников был и родоначальник Старцевых.

Читайте также:  Окна пластиковые неликвид что значит

Уже в XV–XVI веках на Руси начинают закрепляться и передаваться из поколения в поколение фамилии, обозначавшие принадлежность человека к конкретной семье. Это были притяжательные прилагательные с суффиксами -ов/-ев, -ин, изначально указывавшие на имя главы семейства.

Таким образом, потомки человека, обладавшего прозвищем Старец, со временем получили фамилию Старцевы.

Прославленная фамилия Старцевых навсегда останется в истории России благодаря династии русских архитекторов второй половины XVII века. Дмитрий Михайлович Старцев строил с 1671 года Гостиный двор в Архангельске, участвовал в надстройке Троицких ворот Московского Кремля. Осип Дмитриевич Старцев, сын и ученик Д.М.Старцева, продолжил дело отца. Делом его рук стали перестройка церквей при Теремном дворце в Кремле, объединившая Верхоспасский собор (Спас за Золотой решеткой) и церкви Воскресения Словущего и Распятия общим карнизом и крышей с одиннадцатью главами, «Теремок» на Крутицком подворье, трапезная Симонова монастыря (1677–1680 гг.) в Москве.

Говорить о точном месте и времени возникновения фамилии Старцев в данный момент не представляется возможным, поскольку процесс формирования фамилий был достаточно длительным. Тем не менее, фамилия Старцев представляет собой замечательный памятник славянской письменности и культуры.

Источники: Ганжина И.М. Словарь современных русских фамилий. Ведина Т.Ф. Энциклопедия русских фамилий. Тайны происхождения и значения. Федосюк Ю.А. Русские фамилии: популярный этимологический словарь. Хигир Б.Ю. Энциклопедия русских фамилий. Унбегаун Б.О. Русские фамилии.

Анализ происхождения фамилии Старцев подготовлен
специалистами Центра исследований «Анализ Фамилии»

Напишите, что вам известно о происхождении фамилии Старцев:

Источник

Значение фамилии Старцев

Обладатель фамилии отличается хорошими актерскими способностями, тонким умом и наблюдательностью. Этого человека трудно подчинить себе, хотя в некоторых случаях он делает вид, что подчиняется. Старцев стремится к личным достижениям и старается во всем соблюдать порядок и придерживаться определенных жизненных принципов.

Старцев не стремится к предательству и обману, но в некоторых случаях этот человек может обманывать и хитрить, если не видит иного выхода в ситуации. Этому человеку проще притвориться, чем сказать кому-то неприятную правду или проявить резкость в поведении или разговоре.

Достоинства

  • Высокий интеллект;
  • Стремление постоянно развиваться;
  • Коммуникабельность;
  • Порядочность;
  • Хорошие организаторские способности.

Недостатки

  • Принципиальность;
  • Жадность;
  • Отсутствие жалости;
  • Хитрость;
  • Коварство.

Характерные особенности фамилии Старцев

На графике представлены характерные особенности обладателя фамилии Старцев, которые формируют психотип личности этого человека.

Периоды жизненной активности обладателя фамилии Старцев

На графике обозначены возрастные промежутки, характерные периодами жизненной активности обладателя фамилии Старцев. В разных возрастных промежутках активность может быть, как и большей, так и меньшей.

Источник

Урок по литературе «Рассказ А. П. Чехова «Ионыч»

Технологическая карта урока №2 по литературе 10 класс

Тема: Гибель души в рассказе А. П. Чехова «Ионыч»

Дата проведения 15.05 2016

Цель: Раскрыть трагизм повседневно-будничного мещанского существования и духовного оскудения личности в рассказе. Мастерство Чехова в раскрытии темы рассказа. Художественные особенности творческой манеры Чехова; совершенствовать умение анализировать художественное произведение, применять полученные знания для создания связного текста (устного и письменного) на заданную тему.

Урок изучения нового материала

Рассмотреть композицию рассказа, выявить эпизоды, показывающие этапы гибели души главного героя;

Проанализировать причины духовной гибели доктора Старцева;

Раскрыть позицию автора, его отношение к главному герою.

Обучение комментированному чтению в сочетании с эвристическим методом;

Развитие умения анализировать, сопоставлять факты, эпизоды текста;

Обучение лингвостилистическому анализу художественного текста.

Способствовать развитию активной жизненной позиции учащихся ;

Способствовать формированию у учащихся таких нравственных качеств, как доброта, сострадание.

Методы и приёмы: эвристическая беседа, индивидуальная работа, пересказ эпизода, частично-поисковый метод, самостоятельная работа с текстом, художественное чтение эпизода, работа со справочной литературой, информационно-коммуникационные технологии. При этом компьютер – это средство:

1.рационального использования времени на уроке;

2.повышение эстетики и наглядности процесса обучения.

Забирайте же с собою в путь, выходя из мягких

юношеских лет в суровое ожесточайшее мужество,

забирайте с собою все человеческие движения, не

оставляйте их на дороге, не подымете потом.

-Какой сегодня урок по данной теме?

-Какова тема урока?

-Сформулируйте цель урока.

-Актуальна ли проблема, поднятая писателем?

-Как соотносится, на ваш взгляд, эпиграф с темой урока?

Повторение истории создания рассказа (презентация ребёнка)

Анализ выбранных эпизодов духовной гибели главного героя

Создание хорошего микроклимата, побуждение к самостоятельному определению темы, цели, мотивации. Формирование мотивации.

Запись в тетради, осмысление темы, цели, мотивации с помощью учителя.

Повторение, проверка знаний

Индивидуальная работа, аналитическая беседа, рассказ учащегося

Истории создания рассказа «Ионыч»( сообщение ученика с презентацией)

— Какова тема рассказа?

-Какова основная идея произведения?

-Какова композиция рассказа?

Слушает, дополняет, ведёт беседу

Работа со справочной литературой, работа с карточкой, слушание, дополнение рассказа, ответы на вопросы, формулирование вывода

этап актуализации субъектного отношения

Известный писатель 20 века С. Залыгин писал: «Антон Чехов был, вполне вероятно самым тонким знатоком нравственного кодекса, самым неустанным его исполнителем. Кодекса, который может вынести приговор жизненному устройству людей».

-Выясним значение слова «нравственность».

Нравственность – внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами.

\Толковый словарь русского языка Ожегова.

Нравственность .1. Совокупность норм, определяющих поведение человека.

\Толковый словарь Ушакова

Какие, на ваш взгляд, духовные качества входили в состав нравственного кодекса у Чехова?

— Какие сейчас, на ваш взгляд, духовные качества, определяющие поведение современного человека в обществе?

Работа по теме урока

Слово учителя, работа с эпиграфом

1.Чехов в рассказе «Ионыч» исследует процесс духовной капитуляции человека перед тёмными силами жизни. Тема духовного оскудения была одна из самых острых, социальных и политических проблем второй половины 19 века .

Чем объяснить такое пристальное внимание Чехова к вопросу духовной деградации человека? Он обострённо воспринимал новые веяния времени и предчувствовал зреющие в стране перемены. Только в 1898 году им были созданы рассказы «Ионыч», «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви», «Случай из практики», «Душечка», «Новая дача». В этих рассказах критика времён Чехова заметила изменения в авторской манере. «Всюду за фигурою рассказчика, — писал А. Измайлов в «Биржевых ведомостях» 28 августа 1898 года – виден субъективист автор, болезненно чувствующий жизненную нескладицу и не имеющий силы не высказаться… Объективное, спокойное изображение действительности уступает место тревожному философскому обсуждению зол жизни, выступает на сцену не факт, а философия факта».

Как и в любом классическом произведении, в чеховском рассказе затронуты проблемы, которые не лежат на поверхности и для понимания которых требуется неоднократное обращение к тексту.

2. Анализ 1 главы

Обратимся к первым предложениям текста, они несут наибольшую эстетическую нагрузку в данном абзаце. Талантливая и интеллигентная семья Туркиных – украшение города С…. Казалось бы, ничто не вызывает сомнения. Но так ли это? Ещё раз перечитаем начало текста (учитель или один из учеников ещё раз зачитывает первый абзац рассказа)

Что мы узнаём из первого абзаца?

— Почему первое предложение начинается придаточным предложением, стоящим перед главным?

Итак, чеховская манера повествования отличается лаконичностью, простотой. Писатель сразу вводит читателя не только в ход событий, но и одним-двумя предложениями рисует обстановку. Но Чехов редко выражает свою точку зрения, давая, обычно, читателям домыслить то, на что лишь сделан намёк (подтекст). – Что такое подтекст? Строение первого предложения не случайно: оно сразу акцентирует внимание читателя на том, что жизнь в городе С.. скучна и однообразна. Точно так же думают и местные жители, о чём свидетельствует вставная конструкция «как бы оправдываясь».

Нам представлена та обстановка, в которой оказался молодой врач Старцев, ( фамилии у Чехова, как правило, «говорящие»).

О чём заставляет задуматься эта фамилия?

-Каковы взгляды, характер человека?

(Фамилия говорит о том, что ждёт героя в жизни, что он не устоит перед пошлостью мещанской жизни и душевно и физически состарится.)

Итак, о Старцеве известно пока, что он совсем недавно был назначен земским врачом. В городе С… его считали интеллигентным и трудолюбивым человеком.

Прочтите последнее предложение третьего абзаца рассказа, на какую деталь обращает автор наше внимание? Что такое деталь?

Наверное, герой здоров, ходьба доставляет ему удовольствие и вызывает хорошее настроение. Он полон сил и жизнерадостен. Но автор с какой-то целью акцентирует наше внимание на такой художественной детали: «своих лошадей у него не было». Замечание это специально для читателя (вводное предложение выделено скобками, а сам автор знает, что будет дальше). Обратите внимание, на романс, который напевает доктор – это романс на слова Дельвига: герой счастлив, у него интересная работа, он полон надежд, праздничный весенний день наполняет его радостью.

Погуляв в городе, доктор заходит к Туркиным. В первой части рассказа Туркины увидены автором и доктором Старцевым по- разному.

-Где в тексте Старцев и где автор?

Какую оценку дают содержанию романа Веры Иосифовны автор и герой? Какая важная деталь выделена?

(Автор считает, что описываемого в жизни не бывает. Старцев тоже не верит тому, что читает Вера Иосифовна, но после трудного, полного тяжёлой работы дня можно слушать всё, что угодно; было тепло, уютно и не хотелось вставать.) Автор угадывается, когда после прочтения романа, за окном зазвучала «Лучинушка», и в ней было то, что бывает в жизни, но не было в романе Веры Иосифовны.

А как в рассказе подаётся игра Екатерины Ивановны на рояле? Что особенного вы заметили? Найдите описание этого эпизода и прочитайте вслух.

( Старцев впервые видит таланты Ивана Петровича. И снова мы видим глазами автора: «Он, смеясь одними только глазами, рассказывал анекдоты, острил и предлагал смешные задачи и сам же решал их, и всё время говорил на своём необыкновенном языке, выработанным долгими упражнениями в остроумии и, очевидно, давно вошедшим у него в привычку: большинский, недурственный, покорчило вас благодарю…»).

— Какой вывод можно сделать, прочтя этот эпизод?

(Чехов даёт понять, что это остроумие никого не радует и уже давно является всего лишь привычкой).

Вывод: Мы видим, что в городе С… скучная, однообразная жизнь. В самой «приятной» семье – люди бездарные, неталантливые, ничем не отличающиеся от остальных жителей. Вера Иосифовна пишет романы о том, чего не бывает в жизни. Екатерина Ивановна не вкладывает в свою игру ни капли истинного чувства, трудно представить, что она имеет хоть какое-то отношение к музыке как искусству. Иван Петрович пользуется давно заученным набором острот и анекдотов.

Старцев почти того же мнения о творчестве Веры Ивановны, но… на кухне уже стучали ножами и доносился запах жареного лука и не хотелось вставать. Игра Екатерины Ивановны шумная, надоедливая, бездарная, но…. Всё же это культурные звуки.

Сколько времени прошло между событиями в первой и второй главах? Время здесь важная художественная деталь.

-Что изменилось за этот год?

-Какой видели Екатерину Ивановну автор и его герой? Найдите отрывки в тексте рассказа.

-Может быть, Котик – редкое исключение из читателей города С…, и чтение свидетельствует о её духовности?

-Что вынесла Котик из знакомства с Писемским?

(Только одно — смешное, с её точки зрения, отчество писателя. Это не случайная деталь. Чехов использует её ещё раз, чтобы показать легкомысленность этой героини (недаром её называют Котик), неумение видеть главное, настоящее как в литературе, так и в жизни.

Как и многие писатели А. П. Чехов испытывает своих героев любовью. Именно любовь даёт Старцеву ещё один шанс остаться человеком.

Получив записку о свидании, Дмитрий Ионыч ни минуты не сомневается, что на кладбище её не будет, что сам он уже не способен на такие глупости: «так думал Старцев, бродя, в клубе около столов, а в половине одиннадцатого вдруг взял и поехал на кладбище». Историю этого романтического свидания Чехов предваряет великолепной художественной деталью: «У него уже была своя пара лошадей и кучер Пантелеймон в бархатной жилетке».

Когда Старцев оказался на кладбище, его душа отозвалась красоте природы, перед ним как бы приоткрылись тайны бытия, казалось, что он вот-вот должен задуматься, проникнувшись философским настроением, над вечными проблемами жизни и смерти…

Итак, вся третья глава повествует о неудачном визите Старцева с официальным предложением.

Читатель к такому концу уже внутренне готов. Готов и главный герой. Найдите подтверждение в тексте (после сцены объяснения: « У Старцева перестало беспокойно биться сердце….» и т. д. ).

Исследователи творчества Чехова отмечали, что подобное построение рассказа можно считать как бы пунктирным, что подтверждается повторением художественных деталей.

Как всегда эстетически насыщен первый абзац. Зачитывается начало главы. Рассказывая далее о Туркиных, Чехов повторяет: «Но вот прошло 4 года».

-Какие изменения произошли в семействе Туркиных?

-Изменилось ли отношение Дмитрия Ионыча к ним?

Итак, отрезан последний путь к любви, ничто не задерживает деградацию, утрату человеческой личности.

5 глава – итог всей жизни Старцева, Туркиных, города С… Зачитываем первый абзац.

Вспоминаем начало рассказа. Обывательский город С, и Старцев – два противоположных полюса. В конце Старцев уже свой, такой же, как все жители. В Дялиже и в городе его зовут уже просто Ионычем. Чехов не оставляет своему герою никакой надежды вновь почувствовать себя человеком. Эту мысль подчёркивает как бы вскользь замеченное автором: « за всё время, пока он живёт в Дялиже, любовь к Котику была его единственной радостью и, вероятно, последней».

В конце рассказа от этого светлого, человеческого чувства не остаётся и следа. Вот и всё что можно сказать про него.

-А что с Туркиными?

У них всё по-прежнему. Конец рассказа по-чеховски «не закончен». Это как бы кусок, выхваченный из жизни. Потому и глаголы употреблены здесь не в форме прошедшего времени, как во всём рассказе, а в форме настоящего, так называемого абстрактного: «Провожая на вокзал, Иван Петрович, когда трогается поезд, утирает слёзы и кричит:

-Прощайте, пожалуйста! И машет платком».

Ведёт беседу, помогает формулировать выводы

Работают с текстом рассказа, отвечают на вопросы, делают выводы, отвечает ученик, работающий со словарями

Исследовательская работа с текстом

Отыщите в тексте рассказа своеобразные маяки, вехи, по которым можно определить рост материального преуспевания Старцева и параллельно – его моральное и духовное опустошение.

-Что можно сказать о композиции рассказа в целом?

Вывод: Итак, внимательное чтение текста убеждает нас, читателей, в том, что художественная мысль Чехова движется в рассказе от частного к общему: судьба Старцева, превратившегося в Ионыча, — проявление общей неустроенности. Писатель показывает, что решение неустроенности, личных проблем невозможно без решения проблем общественных. Автор мастерски изображает нравственное падение человека. А началось всё, казалось бы, с незначительных недостатков в характере героя: стремление к выгоде в любви, недостаточная чуткость к людям , раздражительность, непоследовательность в своих убеждениях, неспособность их отстаивать, лень и нежелание бороться с пошлостью. Бездуховная жизнь, на которую сознательно обрёк себя Старцев, исключила его из числа живых людей, лишила способности думать и чувствовать. В финале рассказа Старцев и Туркины откровенно поставлены рядом, уравнены между собой как люди, у которых не удалась жизнь: бессмысленны и безнравственны праздные затеи Туркиных, безнравственно и омерзительно бездушное стяжательство Ионыча.

Но всё же, создавая образ Старцева, Чехов ставит проблему личной ответственности человека за свою жизнь.

Задаёт вопросы, , помогает делать вывод

Работа с текстом, делают вывод

Какие выразительные средства несут в рассказе «Ионыч» наибольшую художественно-эстетическую нагрузку и рассказывают основную мысль произведения?

-Как используются художественные детали в раскрытии образа Старцева?

С помощью каких изобразительных средств создаётся автором собирательный образ жителей города С.?

-Почему рассказ является протестом против разрушения человеческой личности?

-Как вы понимаете призыв: «Берегите в себе человека!»?

-Как вы считаете: превращение Старцева в Ионыча является трагедией интеллигентного человека, не справившегося с окружающей обывательщиной, или же это сатира на слабого и безвольного героя?

Задаёт вопросы, вызывает на рефлексию

Отвечают на вопросы, делают выводы с помощью учителя

Написать сочинение миниатюру на тему: «Есть ли настоящая жизнь в рассказе «Ионыч»?

Проведите сравнительный анализ двух эпизодов: первое и последнее свидание Екатерины Ивановны и Старцева. На основе анализа докажите, что развитие Екатерины Ивановны шло по восходящей, а Старцева – по нисходящей линии.

Объясняет домашнее задание (выбрать одно из двух)

История создания рассказа «Ионыч».

Писатель начал работать над «Ионычем» в августе 1897 г. В это время в его записной книжке появляется заметка, которая бесспорно относится к будущему рассказу: «От кредитных бумажек пахнет ворванью». Знаменательно, что тема «Ионыча» началась с мысли о том, что деньги пахнут (причем пахнут дурно). К роли этого мотива в рассказе мы еще вернемся. Этапы работы писателя над «Ионычем» интересно воссозданы в книге Напорного «Записные книжки Чехова». Известна запись Чехова, прямо относящаяся к замыслу будущего рассказа. Речь идет о Туркиных (правда, здесь еще они названы Филимоновыми): «Филимоновы талантливая семья, как говорят во всем городе. Он, чиновник, играет на сцене, поет, показывает фокусы, острит («здравствуйте пожалуйста»), она пишет либеральные повести, имитирует: «Я в вас влюблена. ах, увидит муж!» — это говорит она всем при муже. Мальчик в передней: умри, несчастная! В первый раз в самом деле все это в скучном сером городе показалось забавно и талантливо. Во второй раз — тоже. Через 3 года я пошел в 3-й раз, мальчик был уже с усами, и опять: «Я в вас влюблена. ах, увидит муж!», опять та же имитация: «умри, несчастная», и когда я уходил, то мне казалось, что нет на свете более скучных и бездарных людей».

Вся эта запись, на первый взгляд, может показаться своеобразным конспектом будущего произведения. Но тут еще нет самого главного — нет Ионыча. Кто рассказывает о Филимоновых, кто является, как иногда принято говорить, «носителем речи»? В записи рассказ ведется от первого лица, от имени некоего повествователя, который ничего общего с Ионычем не имеет. Лишь постепенно центр тяжести перемещается. В окончательном тексте тоже по началу можно подумать, что речь пойдет прежде всего о Туркиных. Но вскоре становится понятно, что главным действующим лицом является молодой врач. В центре художественного исследования — его история, его путь постепенного материального обогащения и одновременно духовного обнищания.

Сюжет рассказа «Ионыч» прост — это история несостоявшейся женитьбы Дмитрия Ионыча Старцева. Сюжет, как и в пушкинском «Евгении Онегине» , строится вокруг двух признаний в любви: вначале он признается ей в любви, делает предложение, но ему решительно отказывают. А спустя несколько лет она, поняв, что лучшей встречи в ее жизни не было, говорит ему о своей любви, но теперь уже он выслушивает ее равнодушно: «А хорошо, что я тогда не женился» , — думает он.

Учитель высшей категории Гайтанова Ирина Юрьевна, МБОУ лицей «Технический» г. о. Самара

Источник

Оцените статью
Поделиться ссылкой: