Эвристические методы
Что такое эвристические методы?
Эвристические методы — методы рождения новых идей (Эврика – от греч. «нашел»). Эвристические методы – последовательность предписаний или процедур обработки информации, выполняемая с целью поиска более рациональных и новых конструктивных решений.
Эвристические методы решения творческих задач — это система принципов и правил, которые задают наиболее вероятностные стратегии и тактики деятельности решающего, стимулирующие его интуитивное мышление в процессе решения, генерирование новых идей и на этой основе существенно повышающие эффективность решения определенного класса творческих задач.
Эвристические методы обычно противопоставляют формальным методам решения, опирающимся на точные математические модели. В психологической и кибернетической литературе под эвристическими методами понимаются любые методы, направленные на сокращение перебора, или индуктивные методы решения задач.
Впервые учение об эвристических методах разработано и введено в практику Сократом. Архимед в «Учении о методах механики» подробно описал способы рассмотрения и решения новых задач. От него искусство решения трудных проблем получило свое название «Эвристика».
Известно несколько десятков эвристических методов, использование которых позволяет решать самые различные проблемные задачи, возникающие в человеческой деятельности и общении. Существует множество методов поиска идей. С некоторой степенью условности их можно разделить на три группы:
- Методы психологической активизации мышления.
- Методы систематизированного поиска.
- Методы направленного поиска.
Каждый из методов имеет целью облегчить поиск решения творческой задачи по сравнению, с так называемым, методом «проб и ошибок», которым обычно пользуется человек. Целесообразность применения метода, принадлежащего к той или иной группе, в частности, зависит от сложности решаемой задачи. Для решения сравнительно простых задач целесообразно использовать методы, относящиеся к двум первым группам. Методы направленного поиска специально создавались для решения сложных задач и, несмотря на сложность этих методов, их применение в данном случае оказывается оправданным. Применение же методов направленного поиска для простых задач может оказаться нецелесообразным из-за того, что сложность самих методов будет выше сложности решаемой задачи или по причине непригодности этих методов для решения таких задач.
Методы психологической активизации творческого мышления направлены на устранение, так называемой психологической инерции мышления, препятствующей нахождению изобретательских решений и новых бизнес идей, мешающей более всестороннему рассмотрению проблемы. Эти методы позволяют значительно увеличить число выдвигаемых идей и повышают производительность этого процесса. Однако, для решения сложных изобретательских и нестандартных задач, в основе которых заложены противоречия, эти методы малоэффективны.
Мозговой штурм
Мозговой штурм – один из наиболее известных методов коллективного поиска решений. Применяется при поиске решений в различных областях человеческой деятельности при недостатке информации.
Цель этого метода заключается в сборе как можно большего количества идей, освобождении от инерции мышления, преодолении привычного хода мысли в решении творческой задачи.
Правила проведения мозгового штурма
- Количество идей предпочтительнее качества.
- Критика идей на этапе «штурма» запрещена.
- В группе генерации идей не должно быть начальства.
- Нет плохих идей! Приветствуются любые идеи.
- Любая идея должна быть развита, даже если ее уместность кажется в данный момент сомнительной.
- Поощрение шуток, каламбуров, фантастических идей.
- Оказание поддержки и поощрение для освобождения участников от скованности.
- Идеи излагайте кратко.
- Все выдвинутые идеи фиксируются и затем редактируются.
- При оценке идей заведомо ошибочные и нереальные отбрасываются.
План действий
- Ознакомить участников с правилами мозгового штурма.
- Четкое формулирование проблемы и представление ее в форме, наиболее удобной для участников.
- Строго выполнять правила мозгового штурма.
Этапы мозгового штурма
- Подготовка
- Назначение ведущего.
- Обучение и инструктаж участников.
- Обеспечение деятельности участников.
- Выдвижение идей
- Уточнение задачи.
- Генерация (штурмование) идей.
- Объединение, уточнение и редактирование списка идей.
- Оценка и отбор идей
- Определение критериев оценки.
- Классификация и оценка идей.
- Развитие идей на основе анализа.
Достоинства
- Легкость освоения и простота в обращении.
- Незначительные затраты времени на проведение.
- Универсальность метода.
- Наиболее эффективен при решении организационных проблем, а также технических задач невысокого уровня сложности.
Недостатки
- Решение относительно простых задач.
- Отсутствие критериев, дающих приоритетные направления выдвижения идей.
- Нет гарантии нахождения сильных идей.
Теневая мозговая атака
Теневая мозговая атака – метод организации коллективного генерирования новых идей, являющийся разновидностью мозгового штурма (мозговой атаки) и разработанный преимущественно для использования в целях обучения и тренинга творческих способностей.
Теневая мозговая атака позволяет вовлечь в процесс коллективного творчества всех участников процесса без ограничений. Во время проведения теневой мозговой атаки в аудитории формируется группа активных генераторов идей из нескольких человек, которая работает по правилам обычного мозгового штурма. Из остальных участников учебного процесса формируется одна или несколько групп «теневого кабинета» (между ними может быть организовано соревнование). Генераторы «теневого кабинета» следят за ходом работы активных генераторов, воспринимая и фиксируя выдвигаемые ими идеи и решения, но не высказывая своих предложений вслух.
«Теневые» и активные генераторы идей во время проведения теневой мозговой атаки могут находиться в одном или различных помещениях (в последнем случае «теневой кабинет» следит за ходом работы активных генераторов по видеомонитору).
При анализе результатов и развитии выдвинутых идей привлекают известные методы. Данная модель нашла широкое применение в школах изобретательства, она может быть использована в любой аудитории.
Карты Проппа
Характерной чертой гения Леонардо является то, что он, впервые в истории, стал рассматривать машину не как нечто органически цельное, а как сочетание более простых устройств. Леонардо да Винчи «расчленил» машины на отдельные элементы – «функции». Например, он специально изучил «функцию» трения, что позволило ему сконструировать подшипник, шариковый и конусный.
Нечто подобное леонардовскому расчленению механических устройств на «функции» проделал с народными сказками советский фольклорист Владимир Яковлевич Пропп в своей книге «Морфология сказки» и в своем исследовательском труде «Трансформации волшебных сказок».
Проанализировав структуру народной сказки, причем особенно тщательно – ее русский вариант (являющийся в значительной мере частью индоевропейского наследия) В.Я. Пропп сформулировал следующие три принципа:
- «Постоянными, устойчивыми элементами сказки служат функции действующих лиц, независимо от того, кем и как они выполняются».
- «Число функций, известных волшебной сказке, ограниченно».
- «Последовательность функций всегда одинакова».
Согласно системе Проппа, этих функций — тридцать одна:
- Отлучка кого-либо из членов семьи
- Запрет, обращенный к герою
- Нарушение запрета
- Выведывание
- Выдача
- Подвох
- Невольное пособничество
- Вредительство (или недостача)
- Посредничество
- Начинающееся противодействие
- Герой покидает дом
- Даритель испытывает героя
- Герой реагирует на действия будущего дарителя
- Получение волшебного средства
- Герой переносится или приводится к месту нахождения предмета поисков
- Герой и антагонист вступают в борьбу
- Героя метят
- Антагонист побежден
- Беда или недостача ликвидируется
- Возвращение героя
- Герой подвергается преследованиям
- Герой спасается от преследования
- Герой не узнанным прибывает домой или в другую страну
- Ложный герой предъявляет необоснованные притязания
- Герою предлагается трудная задача
- Задача решается
- Героя узнают
- Ложный герой или антагонист изобличается
- Герою дается новый облик
- Враг наказывается
- Герой вступает в брак.
Разумеется, не во всех сказках наличествуют все функции; строгая последовательность функций может и нарушаться, возможны перескоки, добавления, синтез, однако это не противоречит основному ходу. Сказка может начинаться с первой функции, с седьмой или с двенадцатой, но – если, конечно, сказка достаточно старинная – вряд ли она будет возвращаться вспять, восстанавливать пропущенные куски.
Функция, именуемая «отлучкой» и поставленная Проппом на первое место, может осуществляться любым персонажем. Это может быть принц, отправляющийся на войну, купец, собравшийся в дальний путь по делам, один из родителей, уходящий на работу (наказав детям – это и есть «запрет» – никому не открывать дверь или не притрагиваться к какому-нибудь предмету) и т.п.
На этом мы свои наблюдения над «пропповскими функциями» закончим; посоветуем лишь – тем, у кого появится охота, – сравнить приведенный перечень с сюжетом любого приключенческого фильма; удивительно, как много совпадений вы обнаружите. Что и говорить традиция сказки живет в нашей культуре!
Нас эти функции интересуют потому, что на их основе мы можем строить бесконечное множество рассказов, подобно тому, как можно сочинять сколько угодно мелодий, располагая двенадцатью нотами.
Разбейте лист ватмана на десять квадратов, в каждом из которых обозначена определенная функция и приведен пример к ней. Это позволит ученикам быстро понять назначение каждой функции. С целью закрепления и апробации можно предложить ученикам придумать сказку о классе и попросить сделать зарисовки того, как они представляют сюжеты каждой карты. Таким образом, вы получите коллективный комикс.
1. Отлучка кого — либо из членов семьи.
Жила-была старая коза. Было у нее семеро козлят, и она их так любила, как может любить только мать. Раз собралась она идти в лес, корму принести.
«Волк и семеро козлят». Братья Гримм
2. Запрет, обращенный к герою.
— Доченька, — говорила мать, — мы пойдем на работу, береги братца. Не ходи со двора, будь умницей — мы купим тебе платочек.
«Гуси-лебеди». Русская народная сказка
3. Нарушение запрета.
В ту пору Иван-царевич отлучился потихоньку, побежал домой, нашел там лягушачью кожу и бросил ее в печь, сжег на огне.
«Царевна-лягушка». Русская народная сказка
4. Вредительство (или недостача).
Пошел волк на реку, опустил хвост в прорубь, сидит и приговаривает:
— Ловись, рыбка, и мала и велика
Ловись, рыбка, и мала и велика!
А лисица ходит около волка и приговаривает:
— Ясни, ясни на небе звезды,
Мерзни, мерзни, волчий хвост.
«Лиса и волк». Русская народная сказка
5. Получение волшебного средства (даритель).
Вытащила его наверх ведьма, и вот он опять на дороге, только теперь карманы его, и сапоги, и ранец, и кивер полны денег.
— На что тебе огниво? — спросил солдат.
— Не твое дело! — отвечала ведьма. -Получил свое — отдавай мое! Ну же!
— Как бы не так! — сказал солдат. — Сей же час говори, на что оно тебе, не то саблю из ножен — и голова с плеч!
— Не скажу! — упорствовала ведьма.
«Огниво». Ганс Христиан Андерсен
6. Начинающееся волшебное действие.
Уехал вельможа, а Емеля полежал еще и говорит:
— По щучьему веленью,
По моему хотенью
Ну-ка, печь, поезжай к царю.
Тут в избе углы затрещали, крыша зашаталась, стена вылетела, и печь сама пошла по улице, по дороге, прямо к царю..
«По щучьему веленью». Русская народная сказка
7. Беда ликвидируется.
Открылись ворота, и когда девушка оказалась под ними, вдруг пошел сильный золотой дождь, и все золото осталось на ней, так что вся она была сплошь покрыта золотом.
— Это тебе за то, что ты так хорошо работала, — сказала госпожа Метелица и вернула ей также и веретено, упавшее в колодец.
«Госпожа Метелица». Братья Гримм
8. Возвращение героя.
— Что невесел, муж дорогой? — спрашивает Василиса Премудрая.
— Ах, жена моя любимая, видел я во сне отца с матерью, дом родной, сад большой, а по саду детки бегают. Может, то братья мои да сестры милые, а я их наяву и не видывал.
Опустила голову Василиса Премудрая:
— Вот когда беда пришла! Если уйдем мы, будет за нами погоня великая. Сильно разгневается морской царь, лютой смерти нас предаст. Да делать нечего надо ухитряться.
«Василису Премудрая». Русская народная сказка
9. Герою предлагается трудная задача.
Стало на сердце попа веселее,
Начал он глядеть на Балду посмелее.
Вот он кричит: «Поди-ка сюда,
Верный мой работник Балда.
Слушай: платить обязались черти
Мне оброк до самой смерти;
Лучшего б не надобно дохода,
Да есть на них недоимки за три года.
Как наешься ты своей полбы,
Собери-ка с чертей оброк мне полный».
«Сказка о попе и работнике его Балде». А.С.Пушкин
10. Победа, подарок, радость.
Сыграли свадьбу царевны с Иванушкой и сделали пир на весь мир.
«Сивка-бурка». Русская народная сказка
Метод фокальных объектов
Метод фокальных объектов – метод поиска новых идей путем присоединения к исходному объекту свойств или признаков случайных объектов. Применяется при поиске новых модификаций известных устройств и способов, и для тренировки воображения.
Цель метода. Совершенствование объекта за счет получения большого количества оригинальных модификаций объекта с неожиданными свойствами.
Суть метода. Перенесение признаков случайно выбранных объектов на совершенствуемый объект, который лежит как бы в фокусе переноса и поэтому называется фокальным. Возникшие необычные сочетания стараются развить путем свободных ассоциаций.
План действий
- Из условий задачи выделить объект (прототип), подлежащий усовершенствованию (Фокальный объект), уточнить цель.
- Выбрать 3-4 случайных объектов.
- Выписать для каждого из них несколько характерных признаков.
- Полученные признаки перенести на фокальный объект – получить новые сочетания.
- Новые сочетания развить путем свободных ассоциаций. Зафиксировать все интересные идеи.
- Оценить новые идеи и отобрать наиболее эффективные с точки зрения реализации.
Результат
Списки идей и предложений по новым модификациям объекта.
Достоинства
- Простота освоения и неограниченные возможности поиска новых подходов к проблеме.
- Нешаблонность выдвигаемых идей.
- Универсальность метода.
Недостатки
- Непригодность при решении сложных задач.
- МФО и все его разновидности дают только простые сочетания.
- Отсутствие правил отбора и внутренних критериев оценки получаемых идей.
Пример применения МФО:
Совершенствуемый объект
Случайные объекты
Очки, валенок, парашют.
Характерные свойства или признаки случайных объектов
- Очки: солнечные, защитные, модные.
- Валенки: теплые, мягкие, деревенские.
- Парашют: раскрывающийся, цветной, надежный.
Новые сочетания
- Фонарик солнечный, фонарик защитный, фонарик модный.
- Фонарик теплый, фонарик мягкий, фонарик деревенский.
- Фонарик раскрывающийся, фонарик цветной, фонарик надежный.
Новые идеи
- Фонарик с подзарядкой от солнечного света, фонарик с электрошоком, фонарик в виде украшения.
- Фонарик плюс обогреватель, фонарик в виде мягкой игрушки, фонарик-маячок для домашних животных.
Фонарик складной, фонарик с цветными фильтрами, фонарик ударопрочный.
Метод «Шесть шляп мышления»
Назначение метода
Применяется при проведении любой дискуссии как удобный способ управлять мышлением и переключать его. Один из инструментов развития творческого мышления.
Цель метода
Научить людей лучше понимать особенности своего мышления, контролировать свой образ мыслей и более точно соотносить его с поставленными задачами с целью более эффективного использования процесса мышления при решении проблем.
Суть метода
Шесть шляп мышления — простой и практический способ, позволяющий преодолеть три фундаментальные трудности, связанные с практическим мышлением: эмоции, беспомощность, путаницу. Метод позволяет разделить мышление на шесть типов, или режимов, каждому из которых отвечает метафорическая цветная «шляпа». Такое деление позволяет использовать каждый режим намного эффективнее, и весь процесс мышления становится более сфокусированным и устойчивым.
План действий
- Пройти обучение принципам и применению метода, что позволяет запомнить правила, научиться использовать и сознательно применять их на практике.
- После этого использовать определенные «режимы мышления» для осознания, контроля и приспособления образа мышления при решении конкретных проблем.
- Надевая, снимая, сменяя шляпу мышления или только называя «шляпу», чтобы просто обозначить свое мышление, мы принимаем на себя определенную роль, на которую эта шляпа указывает.
Особенности метода
В цветной печати основные цвета наносятся на бумагу по отдельности. Но, в конце концов, все они смешиваются и дают цветную печать. Метод шести шляп — это применение того же принципа в мышлении: попытка научиться уделять внимание разным аспектам мышления по одному за раз. В результате сочетание этих различных аспектов дает мышление в полном объеме.
Шесть метафорических шляп разных цветов представляют каждый из основных типов мышления. Большее число шляп было бы громоздким и запутывающим. Меньшее — не адекватным.
Шесть шляп мышления предназначены для творческого и конструктивного мышления, которые дополняют оценочное и аналитическое.
Правила использования шляп
- Надевая шляпу мышления, мы принимаем на себя роль, на которую эта шляпа указывает.
- Снимая шляпу конкретного цвета, мы уходим от этого типа мышления.
- При смене одной шляпы на другую происходит мгновенное переключение мышления. Такой метод позволяет призвать к переключению хода мысли, не обижая человека. Мы не нападаем на высказываемые мысли, а просим об изменении.
- Для обозначения своего мнения можно просто назвать шляпу и тем самым показать, какой тип мышления предполагается использовать. Например, просто сказав, что надеваете черную шляпу, вы получаете возможность обсуждать идею , не нападая на человека, предложившего ее.
Шесть шляп мышления
Красная шляпа. Красный цвет наводит на мысль об огне. Красная шляпа связана с эмоциями, интуицией, чувствами и предчувствиями. Здесь не нужно ничего обосновывать. Ваши чувства существуют, и красная шляпа дает возможность их изложить.
Желтая шляпа. Желтый цвет наводит на мысль о солнце и оптимизме. Под желтой шляпой мы стараемся найти достоинства и преимущества предложения, перспективы и возможные выигрыши, выявить скрытые ресурсы.
Черная шляпа. Черный цвет напоминает о мантии судьи и означает осторожность. Черная шляпа — это режим критики и оценки, она указывает на недостатки и риски и говорит, почему что-то может не получиться.
Зеленая шляпа. Зеленый цвет напоминает о растениях, росте, энергии, жизни. Зеленая шляпа — это режим творчества, генерации идей, нестандартных подходов и альтернативных точек зрения.
Белая шляпа. Белый цвет наводит на мысль о бумаге. В этом режиме мы сосредоточены на той информации, которой располагаем или которая необходима для принятия решения: только факты и цифры.
Синяя шляпа. Используется в начале обсуждений, чтобы поставить задачу мышления и решить, чего мы хотим достичь в результате. Это режим наблюдения за самим процессом мышления и управления им (формулировка целей, подведение итогов и т. п.).
Дополнительная информация:
- Почему шляпы? Шляпу легко надеть и снять. Это относится и к нашей ситуации, поскольку мы должны уметь менять различные типы мышления с такой же легкостью, как и цветные шляпы.
- До 90% ошибок в мышлении (в нетехнических областях) — это ошибки восприятия. Логические ошибки очень редки.
- Метод шести шляп обогащает наше мышление и делает его более всесторонним. Если мы просто просим других о чем-то подумать, часто они приходят в растерянность. однако если их приглашают исследовать предмет, используя схему шести шляп, широта их восприятия быстро возрастает.
Достоинства метода
- Наглядность, простота освоения и применения.
- Умение видеть ситуацию и решение с нескольких точек зрения.
- Позволяет отстранить свое эго от мышления.
Недостатки метода
- Для эффективного применения требуется развитое воображение и тщательная тренировка.
- Большая психологическая нагрузка.
Ожидаемый результат
Более эффективное использование процесса мышления при решении проблем.
Сайт создан и администрируется Кемеровской региональной общественной организацией «Молодежная инициатива».
Источник