- Семиты — это кто такие? Происхождение семитов
- Родина семитов
- Колонизаторы и переселенцы
- Общество кочевников
- Амореи
- Арамеи
- Евреи
- Ассирийцы
- Халдеи
- Арабы
- Появление ислама
- Семитские языки
- Евреи, семиты, иудеи, сионисты. Кто они все?
- Семиты
- Евреи
- Иудеи
- Сионизм и Израиль
- LiveInternetLiveInternet
- —Рубрики
- —Метки
- —Фотоальбом
- —Поиск по дневнику
- —Подписка по e-mail
- —Постоянные читатели
- —Статистика
- Терминология: еврей, иудей, семит.
- Заключительные штрихи
Семиты — это кто такие? Происхождение семитов
Название «семиты» – это слово, взятое из Библии. В книге Бытия повествуется о родословной Ноя и его сыновей. Одним из них был Сим. Он стал отцом Елама, Ассура и Евера, от которых соответственно произошли арамейцы, древние евреи и ассирийцы.
Родина семитов
Термин «семиты» появился в XVIII веке, когда европейские ученые назвали так в честь Сима этническую группу, в которую входили античные и современные народы Ближнего Востока. Тот факт, что они родственны по отношению друг к другу, подтверждается схожестью их языков. В дальнейшем термин расширили и модифицировали. Археологический бум и раскопки на Ближнем Востоке показали, что раньше существовали и другие народы, которые можно отнести к этой группе.
Древние семиты населяли территорию Аравии, Сирии, Палестины и Месопотамии. Во время набегов и военных компаний они покидали свою историческую родину. Некоторым семитам даже удалось закрепиться в Северной Африке. Задолго до появления христианства они мигрировали в современную Эфиопию. Колонистов привлекали природные богатства этого края. Так на побережье Красного моря появились торговые поселения, население которых позже создало государство Аксум.
Колонизаторы и переселенцы
Кроме уже упомянутых народов, семиты — это еще и финикийцы, обладавшие славой самых выдающихся колонизаторов и мореплавателей своего времени. Сеть их торговых постов и поселений покрыла все Средиземноморье. Колонии финикийцев появились в Испании, Африке и на Сицилии. Хотя позже этот народ пережил упадок и исчез, элементы его культуры сохранились во многих регионах Средиземноморья.
История семитов показательна на примере мальтийцев – коренных жителей небольшого острова Мальты. По всей видимости, они являются потомками финикийцев. Мальтийцы на протяжении долгого времени жили под властью других народов. Их островом владели римляне, византийцы и даже норманны. Затем Мальта стала собственностью католического Мальтийского орден, а в XIX веке оказалась колонией Великобританией. Независимое государство на небольшом клочке земли посреди Средиземного моря появилось только в 1964 году. И тем не менее, несмотря на длительную жизнь под чужим владычеством, мальтийцам удалось сохранить собственную самобытную культуру и язык.
Еще одним фактором распространения семитских языков и обычаев была еврейская миграция. Иудеи стали селиться в чужих странах еще до разрушения Иерусалима римлянами, а после этого события переселение приняло всеобщий характер.
Общество кочевников
Поведение и мировоззрение семитов сформировалось согласно тем природным условиям, в которых они жили и живут. Еще на заре цивилизации эти пастухи стали кочевниками. Так как условия пустынь за многие века почти не изменились, некоторые изолированные группы и сегодня продолжают вести этот архаичный образ жизни. Семиты – это кочевники, которые смогли приспособиться к существованию на Аравийском полуострове благодаря одомашниванию верблюдов. На краях пустыни эти народы пасли овец и ослов.
Основной ячейкой в их обществе была семья. Наследование шло по мужской линии, верховная власть принадлежала отцу. Семьи объединялись в коллективные организации – племена. Они могли включать сотни человек. Каждый древний семит, входивший в племя, был связан со своими сожителями кровью и общностью интересов. Среди этих античных жителей пустынь было сильно развито чувство солидарности. В случае нападения на любого члена племени, его товарищи обязательно мстили обидчикам. Именно у семитов появилось правило «зуб за зуб» и «око за око». Принцип кровной мести стал частью большинства законодательных сводов народов Ближнего Востока.
Амореи
Амореи – один из самых древнейших семитских народов, появившийся в III тысячелетии до н. э. Эти племена никогда не отличались единством. Напротив, среди них постоянно возникали внутренние конфликты и междоусобицы, которые в итоге не позволили защититься от агрессивных соседей.
Главным аморейским городом считается Угарит. Его руины были обнаружены французскими археологами в 1929 году. Сегодня это территория Сирии. Здесь процветало скотоводство и земледелие. Амореи выращивали зерно, изготавливали оливковое масло и вино. Их древесина чрезвычайно ценилась в Египте и Месопотамии. Угарит стал одним из первых международных портов. Он являлся точкой пересечения торговых путей из Анатолии, Эгейского моря, Вавилона, Ближнего Востока и Египта. Аморейские города пришли в упадок в XVI веке до н. э. в результате разрушительных нашествий хеттов и касситов.
Арамеи
Другими коренными жителями Сирии были арамеи. Первые упоминания о них относятся к III тысячелетию до н. э. Арамеям удалось проникнуть на средний Евфрат и заселить почти весь Ближний Восток. К началу нашей эры их язык стал основным разговорным наречием в Палестине, Аравии и Месопотамии.
Крупнейшим арамейским центром являлся Дамаск. Вокруг этого города образовалось царство, существовавшее в X-VIII вв. до н. э. Дамасское государство было покорено Ассирией. Различные царства Ближнего Востока враждовали друг с другом даже несмотря на то, что всех их населяли семиты. Это была борьба за плодородные земли и другие важные ресурсы античности.
Евреи
Если Аравия всегда была пустынной страной, то Месопотамия, Финикия и Нижний Египет, окружающие этот скудный полуостров, в античную эпоху стали главной сельскохозяйственной житницей человечества. Именно здесь в Плодородном полумесяце селились первые семиты. Фото этих мест демонстрируют развалины памятников, оставшихся от древних цивилизаций.
Одним из таких народов были евреи. Они появились во II тысячелетии до н. э. в Палестине в результате сложных этнологических процессов. Семиты-скотоводы, жившие на западе Плодородного полумесяца, перемешались с земледельцами сельскохозяйственных оазисов из числа амореев. Так зародилась новая цивилизация.
История происхождения евреев тесно переплетена с библейскими легендами, изложенными в Ветхом Завете. Уникальной особенностью этого народа стала его вера – древнейшая авраамическая религия иудаизм. Некоторые его черты много веков спустя повлияли на формирование христианства и ислама.
Евреи правили Палестиной вплоть до завоевания Иудеи Римом в I веке до н. э. Затем последовал длинный период изгнания. Евреи расселились по всей территории Римской империи, а после и возникших на ее обломках варварских государств. Долгое время они предавались гонениям и дискриминации как со стороны христиан, так и со стороны мусульман. Только после Второй мировой войны евреям удалось добиться воссоздания собственного национального государства в Палестине – Израиля.
Ассирийцы
Ассирийский народ сформировался во II тысячелетии до н. э. в Северной Месопотамии. Основой нового этноса стали общины амореев, харритов и субареев. Отличительной чертой народа был аккадский язык, над расшифровкой которого билось несколько поколений археологов Нового времени. Государство Ассирия считается первой империей в истории человечества. Сердцем ее территории оказалось среднее течение Тигра и долины Малого и Большого Заба. Здесь появились важнейшие города древности: Ашшур и Ниневия.
В период своего расцвета ассирийцы контролировали всю Месопотамию, соседнюю Палестину, современную Турцию, Сирию, Египет и даже Кипр. Как и полагается любой империи на просторах этого огромного государства жило множество покоренных народов. Именно поэтому ассирийская культура обратилась в калейдоскоп, составленный из обычаев соседних племен. Царство достигло вершины могущества в VIII веке до н. э. В 609 году до н. э. Ассирийская держава была разрушена вавилонянами.
Халдеи
В ассирийских анналах, относящихся к 878 году до н. э., историки обнаружили первое упоминание о еще одном семитском народе – халдеях. Они жили на побережье Персидского залива. Их родными местами были озера и болота нижнего течения Евфрата и Тигра. Халдейский народ отличался малочисленностью – известно лишь шесть его племен. Говорили они на повсеместно распространенном арамейском языке.
В VII-VI вв. до н. э. Халдейская династия правила Вавилоном (именно она основала Нововавилонское царство). Эти семиты были язычниками. Упоминания о них встречаются в Библии. Оттуда же распространился второй смысл слова «халдей» – так стали называть магов, колдунов, волхвов, астрологов и гадателей. Следы этого народа можно найти в самых неожиданных местах. Одна из версий теологов гласит, что волхвы, шедшие на поклон только что родившемуся Иисусу, были халдеями. Некоторые современные христиане Ближнего Востока продолжают относить себя к этой семитской народности.
Арабы
Примерно в X веке до н. э. в пустынях Аравии и Месопотамии появилась новая отколовшаяся семитская народность. Это были арабы. Семиты данной группы создали Сабейское царство, которое образовалось на территории современного Йемена.
На севере своей страны арабы построили Пальмиру, Набатею, Лахм и Гассан. Это были богатые торговые города, руины которых стали известными символами античности. Между северными и южными арабами лежали пески аравийской пустыни. Кочевники поддерживали связь с помощью купеческих путей через Хиджаз.
Появление ислама
В V веке арабская цивилизация пережила серьезный упадок. Казалось, что этот народ навсегда исчезнет под натиском своих агрессивных соседей – Персии и Византии. Однако в начале VII столетия в Аравии стала набирать популярность новая религия ислам. Ее проповедником был торговец из Мекки по имени Мухаммед. Он создал Исламский халифат, который в период своего расцвета контролировал весь Ближний Восток, Северную Африку и Испанию. По уровню экспансии это был самый серьезный политический успех, которого добились семиты.
Евреи, несмотря на общие этнические корни с арабами, стали их противниками. Конфликт между двумя народами заключался и заключается в разной религии. Сегодня противостояние между евреями и арабами является одним из взрывоопасных факторов на Ближнем Востоке.
Семитские языки
Лингвистические особенности языков – это еще одна уникальная черта, которой отличаются семиты. Народы данной группы даже спустя много веков и сегодня имеют много общего в морфологии, синтаксисе, фонологии и словарном запасе. К примеру, когда арабы в Средние века вторглись в Испанию, местные евреи, давно не знавшие исторической родины, обнаружили, что их язык удивительно похож на язык чужаков.
Семитская фонология характеризуется большим количеством согласных звуков – горловых, гортанных, эмфатических и увулярных. В европейских языках нет ничего подобного или хотя бы близко похожего. Особенной самобытностью отличаются южные семитские языки – эфиопский и арабский. В них принят уникальный способ формирования множественного числа. Происхождение семитов и их дальнейшее членение на несколько народов привело к появлению вариаций прежде общего прасемитского языка.
Источник
Евреи, семиты, иудеи, сионисты. Кто они все?
Все мы знаем такое явление, как антисемитизм. Почему нелюбовь к евреям называется антисемитизмом? Кто такие семиты? И какое отношение они все имеют к евреям и иудеям?
Семиты
Начнем с начала. Семиты — это целая группа народов, имевшая когда-то общий язык. Со временем эти народы разошлись, а с ними возникла и целая группа семитских языков на Ближнем Востоке. Наверное, вы удивитесь, но к семитской группе относятся вместе с евреями еще десяток народов и, в том числе, арабы. Арабы, как и евреи, тоже семиты.
Откуда пошло название семиты? От имени Сима. Сим был одним из трех сыновей того самого Ноя, который построил ковчег и пережил потоп. Арабы и евреи это потомки Сима. Однако, надо иметь в виду, что термин антисемитизм, как форма национальной нетерпимости, относится только к евреям.
Евреи
С семитами разобрались, идем далее к евреям. У Сима тоже были сыновья, внуки и правнуки. Одним из правнуков Сима был Авраам, тот самый, который был готов принести в жертву Богу своего сына Исаака. Авраам считается первым евреем, от которого все они произошли. Авраам не только стал праотцом всех евреев физически, но и заключил с Богом завет, благодаря которому евреем может стать каждый, кто примет иудейскую веру, даже не будучи евреем по плоти. И сегодня чтобы считаться евреем нужно либо родиться от еврейской матери, либо принять иудейскую веру.
Иудеи
Тут мы дошли до иудеев. Почему вера Авраама называется иудейской? Надо сказать, что во многих языках понятия еврей и иудей неразличимы, но в нашем языке еврей — это национальность, а иудей — вероисповедание.
Иудаизм, как несложно догадаться, берет свое название от имени Иуды. (Известный всем Иуда Искариот, предавший Христа, этому Иуде лишь тезка). Кем же был наш Иуда? У Исаака, которого Авраам хотел было принести в жертву Богу, родился сын Израиль. Израиль родил 12 сыновей. По имени каждого из этих сыновей получили названия народы Израиля (колена). Вот одним из этих двенадцати и был Иуда. Этот Иуда — правнук Авраама.
Каждое из колен Израиля имело свой надел земли и каждое колено существовало, как самостоятельное царство. Но со временем в результате войн все колена Израиля были рассеяны и потеряли свои земли. Последним, кто устоял, был Иуда. Иудеи — стали последними, кого можно было идентифицировать, как представителей 12 колен Израиля. Поэтому и вера, которую они сохранили, стала называться иудейской.
Сионизм и Израиль
Кстати, попутно мы выяснили, откуда взялось название еврейского государства — Израиль. Несмотря на 3000-летнюю историю, государство Израиль возникло лишь 70 лет назад. Политическое движение, которое ставит целью объединение всех евреев на исторической родине носит название сионизм. Сионизм от слова Сион. Так называется гора рядом с Иерусалимом, которая издавна является символом Израиля. Территориально современный Израиль занимает лишь часть территорий, которые исторически принадлежали 12 коленам Израиля.
Было интересно? Ставьте лайк, подписывайтесь на канал. Спасибо, что дочитали! Если есть замечания или вопросы, пишите в комментариях!
Источник
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
- ИСТОРИЯ ЕВРЕЙСКОГО НАРОДА (2016)
- НОВОЕ И НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ (372)
- ДРЕВНИЙ МИР (278)
- СРЕДНИЕ ВЕКА (63)
- ИСТОРИЯ В ЛИЦАХ (787)
- евреи в России (697)
- ХОЛОКОСТ (497)
- ИУДАИЗМ (1097)
- НЕДЕЛЬНЫЕ ГЛАВЫ (162)
- ТОРА (129)
- молитвы (116)
- библейские образы (106)
- ТОРА И НАУКА (78)
- ПРАЗДНИКИ (657)
- Песах (103)
- ХАНУКА (97)
- Пурим (80)
- РОШ А-ШАНА (77)
- СУККОТ (69)
- Шаббат (44)
- Йом Кипур (43)
- Шавуот (31)
- Йом Ацмаут (30)
- ТУ БИ-ШВАТ (25)
- Шмини-Ацерет и Симхат Тора (25)
- Лаг ба-Омер (22)
- ЕВРЕЙСКИЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ (1114)
- ЕВРЕЙСКИЕ ЖЕНЩИНЫ (375)
- ЕВРЕЙСКАЯ КУХНЯ (272)
- СЕМЬЯ (176)
- календарь (93)
- ИМЕНА И ФАМИЛИИ (55)
- самоидентификация (92)
- ЕВРЕИ В МИРЕ (887)
- ВКЛАД ЕВРЕЕВ В МИРОВУЮ ЦИВИЛИЗАЦИЮ (222)
- АНТИСЕМИТИЗМ (353)
- ИЗРАИЛЬ (2077)
- ИЕРУСАЛИМ (276)
- сельское хозяйство (52)
- СТИХИ И ПРОЗА ОБ ИЗРАИЛЕ (38)
- ИЗРАИЛЬ СЕГОДНЯ (941)
- АРАБО-ИЗРАИЛЬСКИЙ КОНФЛИКТ (426)
- ПРОГУЛКИ ПО ИЗРАИЛЮ (393)
- ИСТОРИЯ СОВРЕМЕН. ГОС. ИЗРАИЛЬ (295)
- НАУКА И ТЕХНИКА (214)
- ПРИРОДА ИЗРАИЛЯ (262)
- деревья (79)
- фауна (55)
- цветы (47)
- горы (19)
- ЕВРЕЙСКИЕ СИМВОЛЫ (161)
- СИМВОЛИКА ЧИСЕЛ (22)
- ПРЕДМЕТЫ-СИМВОЛЫ (48)
- ОСНОВНАЯ СИМВОЛИКА (41)
- СИМВОЛИКА БУКВ (35)
- СИМВОЛИКА РАСТЕНИЙ И ЖИВОТНЫХ (26)
- иврит (121)
- идиш (45)
- ИСКУССТВО и ЛИТЕРАТУРА (1654)
- ЛИТЕРАТУРА (509)
- КИНО (404)
- живопись (171)
- фольклор (93)
- театр (59)
- скульптура (55)
- музыка (437)
- МУЗЕИ (72)
- ЕВРЕЙСКАЯ МУДРОСТЬ (148)
- ИЗВЕСТНЫЕ ЛЮДИ О ЕВРЕЯХ (101)
- АФОРИЗМЫ О ЕВРЕЯХ (11)
- ЮМОР (242)
- АНЕКДОТЫ (79)
- ЛЮБИМЫЕ АВТОРЫ (46)
- Краткая еврейская энциклопедия (44)
—Метки
—Фотоальбом
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Постоянные читатели
—Статистика
Терминология: еврей, иудей, семит.
Воскресенье, 13 Мая 2012 г. 11:04 + в цитатник
Терминология
Е.Иванов. Еврейский квартал.
В русском языке есть два слова «еврей» и «иудей» . В английском такого различия, кажется, нет; есть бытовое Jew (джу)- «еврей», более официальное Hebrew (хиибру)- «еврей», «иврит». Интересно, что jewel (джуэл)- драгоценность происходит, с большой долей вероятности, от jew, поскольку в сознании европейца средних веков «еврей» и «ювелир» сливались в одно целое. Аналогично, и judical (джудишл) -«юридический», «рассудительный», поскольку евреи часто были и адвокатами. Латинское judex (юдекс) означает «судья». Последнее совпадение замечательно тем, что римлян, чей вклад в мировую культуру ассоциируется с юриспруденцией, вряд ли можно заподозрить в особом расположении к иудеям. Еще одно совпадение заключается в имени Иуда: во-первых, это одного из колен Израильских; во-вторых, это географическое название одного из двух еврейских государств (Иудея=И’hудa [O]); в-третьих, имя предавшего Христа за 30 серебренников; в-четвертых, имя сына Иакова, продавшего Иосифа за 20 серебренников Исмаилитам ([H], Быт.37:26-28).
Впрочем, эти совпадения, которые допускают мистическое толкование, можно нейтрализовать: первое- вполне вероятным предположением о том, что рассеянные в Риме евреи занимались или даже монополизировали адвокатскую деятельность в период 3в.до н.э.-3в.н.э., а второе- предположением о вымышленности легендарного Иуды [O], т.е. что предательство совершил «еврей из поселка». Тем не менее, все-таки остается мистический вариант, ведь здесь аргументом является история: наличие на страницах Библии Иуды-предателя вызвало в веках волну ненависти к евреям со стороны примитивно религиозных христиан.
Следуя [O], необходимо внести некоторые уточнения в значение слов семит, еврей, израильтянин и иудей (хотя бы в библейском понимании этих слов). Семиты — потомки библейского Сима (Быт.9:18)- общепринято, что арабы так же, как и евреи, являются семитами. Слово еврей, по утверждению Иосифа Флавия, произошло от библейского Евера (Быт.10:24); само имя Евер, или, точнее, Эбэр, является по своей этимологии (его корень означает переходить) воплощением жителей за Евфратом. Слово еврей, или, точнее, ибрu, впервые встречается в Библии в связи с Авраамом (Быт.14:13). Евреями считаются потомки Авраама от Сарры. Израиль, он же Иаков, — внук Авраама (Быт.25:26); потомки Иакова называются израильтянами (Израиль, т.е. «боровшийся с Богом», Быт.32:38). Иуда — один из двенадцати сыновей Иакова (Быт.35:23); его потомки называются иудеями (в Славянской Библии — жидовинами). Подметим третье совпадение: «еврей»- значит «тот, кто переходит», и, дополняя, «от народа к народу» (1-я Пар. 16:20) с мистическим предвидением рассеяния (диаспоры). Хотя, конечно, не возбраняется принять «речную» точку зрения.
А вот, что пишет вдохновенно Рид[H], домысливая Библию: «Кочевники Хабиру вытеснили коренное население Ханаана путем вторжения, поселения и смешанных браков, выделив из своей среды племя Бен Израиль («Дети Израиля»), которое в свою очередь распалось на ряд новых племен, слабо связанных одно с другим и часто воевавших между собой. Главное из этих племен, израильтяне, заселило северную часть Ханаана. На юге образовалось племя иудеев, изолированное и окруженное коренным населением. Здесь в ходе столетий, выросла расовая доктрина и появились слова «иудаизм» и «еврей». Странные черты отличали иудейское племя с первого дня его появления. Оно всегда было изолировано и никогда не уживалось со своими соседями. Его происхождение окутано тайной, а в его зловещем имени слышится некое предзнаменование, как будто с самого начала это племя было скорее отделено, нежели «избрано». Писания левитов причисляют его к израильским племенам, однако, поскольку эти последние смешались позже с другими народами, то это, казалось бы, оставляет иудеев последними претендентами на дары, обещанные Иеговой «избранному народу».
И вправду, нам неизвестно многое из того, что происходило на заре еврейской истории (ориентировочно 16-14вв. до н.э.), в частности, датировка знаменитого Исхода (ок.1233г?) из Египта в Палестину (от искаженного греческого названия филистимлян), или, иначе, Ханаан (Ханаан простирался узкой полосой вдоль восточного побережья Средиземного моря — от южных предгорий Ливана на севере до Синайской пустыни на юге (около 350 км) и от берега Средиземного моря на западе до Сирийской пустыни на востоке (в среднем около 100 км), являясь южной оконечностью «плодородного полумесяца», т.е. стран Передней Азии.). Во всяком случае, 500 или даже тысяча лет выпадают из поля зрения этнографов. Однако, достоверным фактом [Z] является образование объединенного еврейского государства, которое в 922г. до н.э. [Z] (928г. по [P]) распалась на два царства: Израиль (северное, соответствующее 10 коленам (племенам?)) и Иудею (южное, меньшее по территории, соответствующее коленам Иуды, Вениамина). Колено Левия, по-видимому, играло связующую роль, и было древнееврейским жречеством (Втор. 10:8-9). При внимательном чтении книги Бытия становится ясно [O], что первая глава этой книги возникла на севере, а вторая (или древняя ее часть) — на юге, и лишь впоследствии они были скомпилированы; этим и объясняются противоречия в последовательности сотворения мира в текстах этих двух глав. Итак, можно принять такую точку зрения: древние израильтяне (те, кто жили в Израиле) и древние иудеи (те, кто жили в Иудее) относятся друг к другу в таком же родственном отношении, как русские и украинцы. Дальнейшие исторические пертурбации привели к смешению народов, т.е. справедлива формула: «древние израильтяне»+ «древние иудеи»= «древние евреи».
Кого мы назовем «евреем»? Как его различить в толпе людей? Или возьмем, например, проблему ассимиляции (в смысле смешения крови). Следует ли считать фюрера евреем, поскольку [B] отец Гитлера — Шикльгрубер был незаконным сыном иудейского банкира из Гратца и его прислуги (фамилия банкира была Франкенбергер)? Следует ли считать евреем, например, премьер-министра Англии Вениамина Дизраэли (1804-1881), который был немного «конспирологом» [H] и принял христианство? И считать ли евреями почти четверть населения современного Израиля [J], практически переставшую соблюдать обычаи иудаизма? В качестве иллюстрации утраты внешних национальных признаков приведу пример [6]: «Мне запомнилась беседа с одним моим соучеником ругательски ругавшим «нацменов». Когда я заметил, что я тоже нацмен, он искренне оскорбился. «Как ты мог подумать», — бил себя в грудь мой собеседник,- «ты же наш». Это весьма типичное и понятное отношение большинства разумных русских людей».
Выше сформулированы два различных вопроса: о дефиниции и об идентификации. Ответим вначале на первый. Еврей- это человек, восходящий по отцовской или материнской линии к «древним евреям», и либо обладающий выраженными расово-типическими признаками, либо внутренне считающий себя евреем. Иудей- это еврей, подвергшийся обрезанию крайней плоти, исполняющий минимум предписаний иудаизма и являющийся монотеистом. Я думаю, что справедлива такая оценка- более 50% современных евреев являются иудеями (в древности эта цифра, вероятно, около 90%). Сформулированные определения допускают некую нечеткость ввиду присутствия слов «выраженный», «минимум» и, возможно, «монотеист». Предлагаю читателю придумать самому более четкое определение, адекватное реальности!
Первый критерий еврейства имеет отчасти религиозный характер, отчасти биологический. Религиозное значение связано со словами благословения (Быт. 22:18) и приобретает еще большее значение ввиду концепции «списка рода человеческого» [N]. Биологическое значение связано с наследованием генетически закрепленных признаков в изолированной популяции и коррелирует с обыденным пониманием слова «национальность». В еврейской традиции, однако, признается наследование еврейства только по материнской линии [2,J], хотя в Ветхом завете я не нашел этой нормы. Во всяком случае «Закон и возвращении» современного Израиля полагает такое определение [J]: «евреем считается тот, чья мать — еврейка или тот, кто прошёл процедуру гиюра».
Второй критерий селекторного типа: первая альтернатива обусловлена тем, что слабая степень выраженности физиологических признаков еврейства в человеке приведет к тому, что он не будет восприниматься как еврей и к нему не будет в среде специфически юдофобского или юдофильского отношения; вторая альтернатива открывает возможность «седьмой воде на киселе» при ощущении единства с еврейским народом оставаться евреем (первый критерий запрещает фантазию, например, интеллигента почитать себя евреем [C]). Сильно эмансипированный еврей, порвавший связь с еврейством и рьяно исповедующий принцип Маугли, тем не менее, будет оставаться евреем. Во многих случаях человек, генеалогически восходящий к Аврааму, по законам Менделя будет иметь соответствующие расово-типические признаки и в силу рассудочного признания их у себя будет считать себя евреем. Оборот «считающий себя евреем» при строгом рассмотрении тоже может быть оспорен с указанием на его субъективность. Но здесь, как и в случае «состояния веры», субъективная характеристика становится объективным признаком.
Теперь обратимся к вопросу об идентификации. Итак, идентифицировать «восхождение к Аврааму» практически невозможно, если только с глубокой древности семья не вела книги с родословной. Таким образом, первый критерий неидентифицируем. Вторая альтернатива второго критерия- наоборот. Если человека спросить на улице (в безразличной обстановке), не давая более трех секунд на раздумие: «Вы еврей?» [6], то его ответ «да или нет» и будет идентификацией. Первая альтернатива второго критерия также вполне идентифицируема, но о ней чуть ниже.
В истории иудейство тесно связано с еврейством. Как следует из сказанного выше, иудеи составляют подмножество евреев. Теоретически возможен случай прозелитизма: не-еврея, который перешел в иудейскую веру. Например, известны случаи перехода из иудаизма в христианство или ислам, или из протестантства в буддизм. Как будто, почему бы не быть случаям перехода в иудаизм? С.Лурье приводит такой исключительный пример [A]: «Царь Адиабены, Изат, настолько проникся нравственной высотой еврейской религии, что хочет подвергнуться обрезанию и стать евреем всецело… Однако другой еврей, Элеазар из Галилеи, требует от царя, чтобы он, если хочет стать евреем, прежде всего подвергся обрезанию, и царь так и поступает».
Один из современных евреев пишет [6]: «… выспрашивает, а чистопородный ли я еврей, может быть, как он выражается, у меня синдром Жириновского. Торжественно заявляю, что все известные мне предки были чистокровные евреи, кроме одного дедушки, который был меламедом. Более того, я был обрезан на восьмой день после рождения. К нашему сайту вообще необрезанные не допускаются, кроме шабес-гоя у сервера». Таким образом, можно заключить, «перейти в иудейство» и «сделать себе обрезание» — почти синонимы. Поэтому прозелит иудаизма должен быть очень волевым человеком, чтобы без давления со стороны в здравом уме не только согласиться с какой-то идеологией, не только с какими-то поведенческими нормами, но согласиться с некоторым телесным ущербом. Естественным образом, таких прозелитов мало, и можно зарезервировать для них слово «гер» (прошедший процедуру гиюра).Сомнительными выглядят случаи с двумя народами (идумеи и позже хазары), принявшими иудаизм- если такое имело место в истории, то все-таки и они не иудеи, а «геры».
Следующим по значимости признаком принадлежности иудаизму является соблюдение de facto норм Закона («галаха»), например, пресловутой «субботы» или «запрета есть свинину». Вопрос в том, что считать «минимумом», ведь обязательных к выполнению заповедей 613 [F,L]. По оценке [L], «Галаха» детерминирует 10% жизни иудея: «Все самые важные вопросы не входят в Галаху. Например, я с утра просыпаюсь. Да, конечно, нужно читать Шахарит. Да, конечно, нужно при еде читать благословение, мыть руки и т.д. Но потом-то я живу остальную часть дня». Например, в Израиле общественный транспорт в субботу не ходит, а разрешены только частные коммерческие маршруты для туристов [J]. Или еще [6]: «Иудаизму, как и исламу, совершенно чуждо такое разделение сфер ( светской и религиозной,- Matigor) .
Центральное место в иудаизме занимает вовсе не запрет включать свет в субботу, наливать горячую воду в холодную или обязательство ходить в черном лапсердаке в любую погоду. Центральное место в иудаизме занимает установление Моисеева закона. Закона, а не «морали», которая является (по крайней мере, как замена закону) христианским понятием, совершенно чуждым иудаизму. Закона, который обязаны выполнять все жители святой земли, а не только те кто этого пожелает».
Третий по значимости критерий, возможно, избыточный, заключается в признании Единого Бога, с чем согласятся все без исключения исповедующие иудаизм. Именно таким «общим знаменателем» в сфере духа мы пытаемся исключить случай человека, обрезанным в несознательном состоянии детства родителями, а потом из страха перед общественным мнением соблюдающим 613 заповедей, но внутренне не верящим ни в Бога, ни в черта. Симптоматично, что покинувших лоно иудаизма евреев считали «мертвыми» для своего народа (см., например, [F] о Спинозе).
Что касается идентификации человека в качестве «иудея», то необходимо помимо решения вопроса о национальной принадлежности проверить каждый из трех пунктов. Наличие первого признака сравнительно просто выяснить непосредственным осмотром. Второй признак чуть более сложно проверяется наблюдением за внешней жизнью человека. С третьим признаком, который имеет психологический характер, просто лишь в том случае, когда человек поставлен в обстоятельства, исключающие его ложь. Теперь, когда мы определились со словоупотреблением «еврей» и «иудей», нам осталось прояснить еще одно темное слово- «антисемитизм», но вначале три замечания:
- Многие авторы, пишущие по «еврейскому вопросу», пренебрегают четким определением терминов, поэтому область действия определенных нами терминов распространяется лишь на данную статью
- Мы не будем употреблять без нужды слово «жид», синонимичное слову «еврей», как имеющее безусловно негативный характер (этимология, вероятно, связана с произношением буквы j,- ср. Иосиф-Джозеф), однако ряд однокоренных слов будем оставлять без изменений ввиду их устойчивости в литературе (например, «жидомасонский заговор»). В словаре Даля (по изд. до 1935г!) статья «жид» выглядела так: «Жидъ, жидовинъ, жидюкъ [-юка] м., жидюга об. собир. жидова или жидовщина ж., жидовьё ср. [стар. народное название еврея. // Презрит. название еврея.] Скупой, скряга, корыстный скупецъ. Еврей, не видал ли ты жида? — дразнят жидовъ. [Жидъ жидъ — свиное ухо, пошлый, вульгарный способ дразнить евреев.]. На всякого мiрянина по семи жидовиновъ. Живи, что братъ, а торгуйся какъ жидъ. Жидъ крещоный, недруг примиреный да волкъ кормленый. Родом дворянинъ, а делами жидовинъ.
- Мы не будем употреблять без нужды слово «гой», антоним к слову «еврей», как имеющее безусловно негативный характер (у меня ассоциируется с русским «изгой»-«чужой», однако, по-еврейски «гоим»- народ ), однако в ряде случаев, характеризуя крайний национализм, оставим его; вместо него будем обычно писать «нееврей»
Цитата «С иудеями очень уж сложно — чуть что не так, обвинят в антисемитизме или, наоборот, в сионизме (почему-то в Украине до сих пор третьего не дано)» указывает нам на актуальность дефиниций. Вот что пишет Британская энциклопедия [Z]: «Антисемитизм- это враждебность по отношению к или дискриминация евреев как расовой или религиозной группе. Слово «антисемитизм» был придумано в 1879г. немецким агитатором Вильгельмом Марром (Wilhelm Marr) для обозначения антиеврейских кампаний, прошедших в центральной Европе того времени. Хотя этот термин сейчас имеет широкое хождение, это определение неправильно, поскольку оно подразумевает дискриминацию против всех семитов. Арабы- также семиты, но они еще не являются мишенями для антисемитизма, как это часто понимается. Этот термин особенно неуместен в качестве ярлыка для антиеврейских предубеждений, установок или действий арабов и других семитов».
Мнение католика [7]: «Антисемитизм сегодня не что иное, как один из изъянов секуляризованного христианства, в котором перемешано добро и зло, подобно заблуждению и пороку разума, развращающему христиан». Шафаревич возмущается [C]: «Но никто никогда не разъяснил то, с чего, казалось бы, надо было начать, что это такое, антисемитизм, что подразумевается под этим словом? По сути-то, речь идет о том самом запрете: не допустить даже как предположения, что действия каких-то еврейских групп, течений, личностей могли иметь отрицательные последствия для других. Но так открыто его формировать, конечно, нельзя. Поэтому и напрасно добиваться ответа, его дано не будет, ибо тут и заключается мощь этой атомной бомбы: в том, что вопрос уводится из сферы разума в область эмоций и внушений. Мы имеем дело с символом, знаком, функции которого — мобилизовать иррациональные эмоции, вызвать по сигналу прилив раздражения, возмущения, и ненависти. Такие символы или штампы, являющиеся сигналом для спонтанной реакции, — хорошо известный элемент управления массовым сознанием».
Другой автор тоже подчеркивает эту особенность антисемитизма [I]: «В результатах социологических опросов, исследующих уровень антисемитизма в массовом сознании, известен даже довольно распространенный феномен «отрицания ксенофобии». Респондент отказывается признавать свой антисемитизм, утверждает, что нормально воспринимает евреев и людей других национальностей вообще. Более того, он уверен, что он лично и все русские относятся к евреям лучше, чем евреи к русским. При этом в ходе «глубокого» опроса, выявляющего настроения, которые сам респондент не осознает, выясняется, что человек вполне способен продемонстрировать весьма высокий уровень подсознательного антисемитизма». Наконец, о том же пишет Форд [F]: «Преследования, сами по себе, не новость для евреев; новым явилось для них желание проникнуть глубоко в их сущность и сверхнациональный дух. В течение 2.000 лет они чувствовали на себе гнет антисемитизма других рас; но это к ним отвращение никогда ясно не сознавалось, не получало разумного определения и не выливалось в определенную формулу». Далее, он же: «Выражение «антисемитизм» употребляют вообще слишком легкомысленно. Его следует применять только для обозначения активного антиеврейского настроения, основанного на чувстве и на предрассудках». А.Дикий определяет [B] «антисемитизм» как «взаимное отталкивание евреев и не-евреев».
На мой взгляд, весьма трудно дать рассудочную дефиницию явлению, происхождение которого идет из глубин бессознательного. Наиболее удачное название этой эмоции -«отталкивание», от которой производно все остальное: идеологический (рационализированный) антисемитизм и погромы (слово pogrom даже перекочевало в английский [Z]). Итак, будем считать, что антисемитизм- это явление отталкивания неевреями евреев. Вместо «антисемитизма» иногда будем писать «юдофобия».
Как будто, антонимом слову «антисемитизм» служит «сионизм». Во всяком случае, один человек, попав на сайт «Иудаизм против сионизма», выказал реакцию «чего на свете не бывает!». Очевидно, что исходный корень слова- Сион, гора, на которой стоит г.Иерусалим (800м над уровнем моря)- произносится «Циййон» (англ.- Zion) [O]. Точнее даже, Сион- крепость на горе, которая стала «городом Давидовым» или Иерусалим (1-я Пар. 11:5), впрочем, в этом вопросе не все ясно [Z]. Но часто слово «Сион» употребляется в смысле «еврейский народ» (например, Плач Иеремии 1:4-6 или Пс. 146:10), причем с оттенком национальной гордости. Таким образом, завязываются в один узел земля и народ, который жил на этой земле (вспомните старинный русский обычай брать в странствие щепотку родной земли). «Сионизм- это еврейское националистическое движение, которое имело своей целью создание и поддержку Еврейского национального государства в Палестине, древней родине евреев («Эрец-Исраэль», или «земля Израиля»)» [Z].
Основателем сионизма считается Теодор Герцль, австрийский журналист еврейского происхождения, написавший книгу «Еврейское государство» (1896), и добившийся проведения в швейцарском Базеле 1-го Всемирного сионистского конгресса (1897). Хотя основоположником современного сионизма считается Герцль, более верным было бы назвать его основателями немецкого еврея Мозеса Хесса и российского еврея Льва Пинскера, которые заговорили о еврейском государстве на десятки лет раньше Герцля [Z,18]. Более того, мессианские движения в 16-17 среди еврейства в Европе выдвигали сионистскую идею [Z]. Бытует мнение, что сионизм изжил себя [14], и наступила эра постсионизма [J]: «Концепция «постсионизма», появившаяся в конце 70-х гг. и активизировавшаяся в середине 90-х, утверждает следующее: «Сионизм выполнил поставленную перед ним историческую задачу — независимо от того, была ли последняя «разумной», «хорошей», «правильной», «справедливой», «исторически обоснованной» — или нет.
Сегодня Израиль — это обыкновенная более-менее западная страна, которая должны заниматься обеспечением собственной безопасности и уровня жизни населения, но не собиранием евреев со всего мира, возрождением родной земли и т. д. Сионизм кончился — начался новый, пост-сионистский период». Постсионизм моден в левых и особенно экстремистско-левых кругах… Идеи постсионизма зачастую служат пристойным заменителем слишком одиозно звучащему обороту «де-евреизация Израиля»». Относительно того, является ли сионизм лишь разновидностью национализма, единодушия нет [12]: «В нобелевской лекции, прочитанной Е. Боннэр в Осло 10 декабря 75-го г., Сахаров выразил сожаление по поводу принятия Генеральной Ассамблеей резолюции, объявивший сионизм формой расизма и расовой дискриминации. «Все беспристрастные люди знают, — с неподдельным волнением читала Боннэр, — что сионизм — это идеология национального возрождения еврейского народа после двух тысяч лет рассеяния, и что эта идеология не направлена против других народов».
Может показаться на первый взгляд, что сионизм- это просто и невинно- возвращение евреев на историческую родину. Но как следует в [Z]-определении понимать слово «поддержка»? Отсюда следует такое эмоциональное мнение юдофоба [4]: «Сионизм, как исход иудеев и всех сочувствующих ему евреев из стран рассеяния в Израиль, — политическое явление, которое все человечество должно холить и лелеять, создавая все условия для выезда евреев в Израиль». Также показателен исторический эпизод, связанный с министром внутренних дел России в нач. ХХ-го века Плеве [39,B]: «В письме Плеве к Герцлю говорится, что «поскольку сионизм имеет целью создать независимое государство в Палестине, и в этом случае сионизм приведет к эмиграции известного числа евреев — подданных России, постольку русское правительство могло бы отнестись к нему благожелательно. Но с тех пор, как сионизм стал уклоняться от своей прямой цели и стал заниматься пропагандой еврейского национального единства в самой России — такого направления Правительство не может потерпеть, ибо оно приведет к тому, что в стране возникнут группы людей, чуждых и враждебных патриотическим чувствам, на коих основано каждое государство». Тогда получается, что границы сионизма простираются недопустимо далеко.
Мы будем понимать под сионизмом теоретическую доктрину, согласно которой: а) все евреи составляют единый народ; б) каждый еврей, если не желает обратного, должен проживать на территории Эрец-Исраэль; в) в Палестине должно быть создано государство, все граждане которого являются евреями. Таким образом, сионистом может быть любой человек, разделяющий все три вышеупомянутые положения. Если этот человек- еврей, то он должен ощущать себя частицей мирового еврейства, тем самым, считая любого другого еврея состоящим к себе в более близком родстве, чем нееврея. При этом он не признает внешних препятствий для переезда на постоянное место жительства в Эрец-Исраэль, но допускает лишь идейные мотивы нежелания поселиться в Эрец-Исраэль. А также он стремится к тому, чтобы границы Эрец-Исраэль лежали внутри или совпадали с политическими границами государства Израиль (поскольку оно уже создано), и единственным и достаточным условием получения гражданства считает принадлежность к еврейству (все остальные национальные меньшинства не имеют вовсе никаких прав, и за лучшее им будет эмигрировать). Наше определение «сионизма» говорит только о цели, никак не раскрывая методы ее достижения. Без а), даже если наличествуют условия б) и в), сионизм мертв. Без б), на наш взгляд, неполноценно а). Условие в) есть логичное продолжение б); заметим, что государство вполне может быть для своих граждан демократическим, несмотря на выполнение дискриминационного условия в). Если еврей считает, что, например, приносит пользу своему народу, находясь вне Эрец-Исраэль, то условие б) допускает такой вариант.
Кратко остановимся на термине «диаспора» (лат.), или «рассеяние» (рус.) или «галут» (евр., более точно: изгнание). Его мы будем употреблять одновременно в двух значениях: во-первых, состояния, т.е. как историческую форму существования евреев в среде других народов; во-вторых, применительно ко всем еврейским общинам, проживающим на территории определенного государства или территории. Обратный термин «алия» (в пер.- «возвышение») означает возвращение еврея на историческую родину.
Вернемся к вопросу идентификации расово-типических признаках еврея (сугубо для полноты картины). Я без особого желания рассматриваю его, поскольку смешение кровей привело к невозможности выделить чистопородного еврея, а также, поскольку попытки разбора этих признаков напоминают «копание в грязном белье», чем обычно занимаются радикальные националисты. В обычной прессе избегают как-то касаться этой темы, поэтому мне пришлось ограничиться бытовыми разговорами и материалами форумов, что сказывается на достоверности такой информации. Одно издание насчитало аж 50 внешних признаков еврея; если приложить их все к человеку, то получится какой-то урод (это отвратительное чтиво может служить памятником юдофобии). Но даже Гитлер в расовом законе 36-го года, вводя понятия «ариец», «полный еврей», «полуеврей», «четверть еврей», не смог найти приемлемых идентификационных признаков еврея. [36] Например, просионистски настроенная секта любавичских хасидов регулярно проводит кампании на улицах Нью Йорка и других американских городах с целью привлечь секулярных евреев в свою секту. Чтобы найти секулярных евреев в уличном потоке людей они спрашивают всех проходящих «Вы еврей?», другого способа у них нет [6].
Итак, мы будем говорить об идеальном, чистопородном (махровом) евреем. Он встречается с трудностью в дикции букв «р» и «л», имеет выпуклые глаза, обладает укрупненным носом с горбинкой. К этому с большой долей сомнения прибавим специфический запах, согласно столь распространенной среди юдофобов версии. Собственно говоря, вот и все основные физиологические признаки; еще раз подчеркну, они применимы только к идеальному еврею. Наследуются ли они через аутосомы или же сцеплены с полом, а, может, виновата цитоплазменная митохондриальная ДНК яйцеклетки? Надеемся, что развитие молекулярной биологии и антропологические исследования дадут более нам более ясное представление. Любопытно в этой связи, что традиция наследования еврейства только по матери, быть может, оправдано биологической неравноценностью родителей (мать дает больше, чем отец). Указывается также, что статистически евреи- брахицефалы (с широким черепом) в отличие от других семитов, которые являются долихоцефалы [27]. На мой взгляд, заслуживает внимание версия [30] смешанного происхождения евреев от семитов и армян, чему порукой схожесть формы носа и упоминание о горах Араратских при описании Ноева потопа (Быт.8:4). Лингвистическая особенность евреев также может пролить свет на их этическое происхождение; мне почему-то вспоминается библейский «шибболет» (Судьи 12:5-7), сходный с этим.
Еще пара непроверенных научных данных. На основании анализа мужской (Y) выяснилось, что евреи мужского пола из семи разных общин имеют генетическое сходство друг с другом и с современным населением Палестины и Сирии, но отличаются от населения стран в которых они родились. Хотя разнообразие митохондриальной ДНА меньше чем ожидалось, в ашкеназийской общине, в отличии от других еврейских общин, не наблюдается признаков происхождения от небольшого числа праматерей. «Известно, что самой высокой частоты болезнь Тея-Сакса (ювенильная амавротическая идиотия) достигает среди евреев ашкенази. Этот факт хорошо объясняется эффектом родоначальника (Chase, McKusick, 1972). Аналогичные данные приводят в отношении частоты гена болезни Гоше. Согласно расчетам, при высокой частоте этого заболевания среди евреев распространение гена в разных этнических группах Израиля неравномерно. Среди ашкенази его частота достигает 0,02, а среди евреев другого происхождения — меньше 0,005 (Fried, 1974)»- В.П.Эфроимсон, М.Г.Блюмина «Генетика олигофрений, психозов, эпилепсий» (с Инет-форума). Последнее сообщение, однако, представляется тенденциозно подобранным, как и еще одно «исследование», касающееся структуры узоров отпечатков пальцев. С другой стороны, уже доказано, например, различие в частотах встречаемости групп крови среди разных народов.
Хотя этот признак не является физиологическим, тем не менее, он достаточно показателен: это ФИО. Почти наверняка, человек с именем Моисей Яковлевич Рабинович- еврей. Справедливо замечено с другой стороны, что «не всякий Рабинович- еврей, и не всякий Иванов- русский». Очень часто евреи, опасаясь преследований, изменяли фамилию (мне довелось, читая какой-то материал по космологии, встретить фамилию «Зельманов»- наивная попытка маскировки суффиксом «ов»). Известный польский раввин Эльхонон Вассерман, героически погибший в нацистском лагере, вероятно, был потомком немецкого еврея (wasser- вода, mann- человек, нем.). Доподлинно известно, что великий Ньютон, нареченный Исааком, никоим образом не был евреем, но огромные силы его интеллекта пленились иудаизмом (о Ньютоне, например, [3],[10],[67]).
Заключительные штрихи
Заключая данный раздел, приведу несколько метких выражений касательно еврейской самоидентификации, чтобы было ясно многообразие точек зрений по данному вопросу.
- «Кричим беспрерывно «Цион! Цион!», вместо того чтобы кричать «Тора! Тора! Что же станет с ней?» Без Торы мы беспомощны и наше положение безнадежно. С Торой — нет никого в мире сильнее нас» (Э.Вассерман, 1937)
- «Евреи без иудаизма представляют собой временное явление в мировой истории» (Григорий Синайский)
- «Изрaиль — этo oснoвнaя и глaвнaя чaсть иудaизмa» (с форума)
- Едва утихомирится разбой,/ немедля разгорается острей,/ извечный спор славян между собой -/ откуда среди них и кто еврей./ Ах, как бы нам за наши шутки/ платить по счету не пришлось!/ Еврей! Как много в этом звуке/ для сердца русского слилось! (И.Губерман)
- «Приезжайте к нам в Америку! У нас тут хоть и много евреев и раввинов, но запахов нет, потому что все граждане соблюдают правила личной гигиены» (с форума)
- «Больше, чем народ Израиля бережет субботу, суббота бережет народ Израиля» (евр. Изречение)
- «Еврей — это человек, ощущающий себя чужим всюду. Даже в Израиле» (с форума)
- «Не забывай, что еврей, — напомнят» (Г.Хазанов)
- «Однажды один русский офицер спросил еврейского банкира из Варшавы: что такое пархатый жид? Банкир объяснил. Когда я вам даю деньги взаймы, я для вас еврей. Когда требую их обратно, то я жид. А когда я прихожу к вам с судебным испролнителем за своими деньгами, то я уже жид пархатый» (анекдот)
- «На Земле жило только два человека — Эйнштейн и Ньютон. Они — евреи. Все остальные просто коптят небо. Кто ненавидит евреев — необразованный.
30 лет назад Папа снял с них коллективную ответственность за распятие Исуса Христа» [13]
Источник