- Что значит евангелист компании
- Бренд-евангелист. Что это значит и как использовать?
- Евангелист в ИТ-компании: кто это, как им стать и сколько можно заработать
- Зачем нужны евангелисты
- Какие задачи решает евангелист
- Профессиональные знания, качества и опыт
- Надежность и ответственность
- Коммуникабельность
- Готовность к публичности
- Где искать евангелиста
- Назначить сотрудника из команды
- Найти со стороны
- Как евангелисту найти работу и сколько за это платят
- Заключение
- Зачем нужны евангелисты и как их искать
Что значит евангелист компании
Бизнес-евангелист
В двух словах Евангелист — это эксперт, блестяще знающий некий продукт, который он самозабвенно любит, но за деньги. Притом любит не молча, а умеет рассказывать всему миру, чем его продукт хорош и интересен. Евангелист завоевывает сердца новых клиентов и партнеров, а также убеждает сотрудников компании в том, что им очень повезло, что они работают с таким прекрасным продуктом. Профессия «бизнес-евангелист» стала мелькать среди вакансий сферы IT и B2B последние несколько лет — хотя популярная точка зрения гласит, что отцом всех проповедников в новом бизнес-маркетинге стал Гай Кавасаки из Apple.
Дмитрий Гарин
Yammer Customer Success Manager, Microsoft
«Я выступаю как евангелист корпоративной социальной сети Yammer. На встречах и конференциях я объясняю клиентам, чем наша корпоративная сеть отличается от электронной почты, систем электронного документооборота, корпоративных форумов и чатов, как наш продукт ускорит и упростит общение в компании и сделает это эффективнее, чем другие соцсети.
Я помогаю существующим клиентам найти варианты применения Yammer и осознать его ценность. И здесь главное качество евангелиста — интерес к своему продукту. Может быть, даже любовь. Хотя иногда даже любви к продукту мало. Для успеха не помешают навыки организации тусовок, важно уметь вызвать интерес к своему продукту.
Задача евангелиста не только презентовать продукт со сцены, но и создать правильную среду для общения. Поэтому я провожу встречи сообщества Yammer в неформальой обстановке: в коворкингах, за ужином, на вечеринках. Нестандартная и прямая коммуникация между клиентами оказывается куда эффективнее классических презентаций со сцены, как бы хорошо они ни были сделаны.
В евангелисты приходят в основном специалисты из маркетинга и PR. До Microsoft я работал директором по корпоративным IT-сервисам в компании Yota. Уже там я занимался внедрением инструментов, повышающих продуктивность сотрудников, в том числе улучшающих коммуникацию между ними. И как раз с моей подачи Yota стала первым клиентом Yammer в России.
Уровень зарплат в нашей компании разглашать не принято, но я могу сказать, что зарплатой я доволен».
Источник
Бренд-евангелист. Что это значит и как использовать?
Мы часто говорим о человеке как о евангелисте, но можем ли мы сказать что-то похожее о продукте?
Евангелизм основан на желании каждого человека сделать мир лучше.
Понятие «евангелизм» происходит от греческого слова, обозначающего «приносить добрые вести». Клиенты, опираясь на свою веру в продукт или услугу, «проповедуют», привлекая последователей.
Клиенты-евангелисты распространяют свои рекомендации и привлекают новых клиентов благодаря своей вере, а не за материальные поощрения.
Для продуктовых команд, которые столкнулись с проблемами после релиза продукта.
- Влюбляем в продукт.
- Обучаем принципам использования продукта.
- Хабитализируем продукт.
- Помогаем в работе над ошибками после релиза.
- Создаем образ идеального «я» в связке с продуктом.
Клиенты становятся добровольными адвокатами бренда, действующими от лица компании.
Бренд-евангелизм не просто показывает ценность продукта. Он создает полноценный нарратив продукта, встраивая его в идеальное «я» клиента.
Уникальная концепция + умный онбординг = бренд становится лучшим евангелистом для самого себя
Теперь он — друг и ближайший единомышленник для тех, кто его использует.
Источник
Евангелист в ИТ-компании: кто это, как им стать и сколько можно заработать
В мире диджитал-профессий постоянно появляется что-то новое, так как рынок быстро растёт. И если с контент-менеджерами, UX-писателями и многими другими всё более менее понятно, то про евангелистов мало кто слышал даже внутри рынка. О том, кто такой евангелист, как им стать и сколько за это платят, разберём в сегодняшней статье. Своим опытом работы с евангелистами поделилась Камила Шин, директор по маркетингу компании Selectel.
ИТ-евангелист или ИТ-проповедник (IT evangelist, technology evangelist) — это популяризатор новых неизвестных технологий. Как правило, это специалисты высшего звена, они занимаются разработкой и развитием IT-продуктов и сервисов, а ещё продвигают их в качестве стандарта отрасли. Евангелисты поддерживают развитие бренда компании и ее разработок, могут донести конкурентные преимущества решений до целевой аудитории. Они создают экспертные материалы, блоги, посты от своего имени в социальных сетях, дают выступления на разных внешних мероприятиях в качестве спикеров.
Евангелист как отдельная профессия появилась в мире более 20 лет назад, а в России примерно пять лет назад.
Почти все евангелисты трудятся в IT-компаниях. Такой эксперт нужен больше для направления B2B — аудитория потенциальных клиентов не приходит из привычной рекламы.
Зачем нужны евангелисты
Евангелист — это эксперт, который трудится на стыке продуктового и маркетингового направлений. Он отлично разбирается в технологиях, знает продукты компании и решения конкурентов, у него есть видение развития отрасли в целом. Он хорошо знаком с позиционированием, миссией и продуктовой стратегией компании. Часто в международных IT-компаниях евангелисты — это топовые технологические эксперты. Их приглашают на брифинги с аналитиками и важные выступления перед журналистами, когда нужно презентовать последние обновления в рамках продуктов или прокомментировать roadmap. В стартапах, особенно на ранних этапах проекта, евангелистами технологии часто выступают сами основатели.
Евангелисты не только продвигают технологии, но и транслируют рынку философию компании. Технологические стартапы могут нанимать евангелистов для формирования своего имиджа, а известные бренды — для поддержки своей влиятельности на рынке. Свой евангелист есть и у социальной сети Instagram — Джессика Золлман присоединилась к компании в августе 2011 года. Некоторые глобальные IT-корпорации формируют целый пул сотрудников-евангелистов, за каждым из них закрепляют определенное направление.
Помимо продвижения бренда продукта евангелисты продвигают и бренд работодателя. Потенциальные соискатели видят выступления специалистов и сами хотят быть в команде с профессионалами.
Какие задачи решает евангелист
Конкретный пул задач таких экспертов может меняться в зависимости от целей и структуры компании. Так или иначе задачи направлены на продвижение бренда и технологии через общение с целевыми аудиториями. Иногда евангелисты в том числе занимаются организацией и развитием лояльного комьюнити экспертов из других компаний — клиентов, партнеров и других игроков рынка.
Евангелист не рекламирует компанию напрямую. В своих выступлениях он дает аудитории полезные знания и интегрирует в них информацию о продукте, но это не должно быть похоже на рекламу.
Профессиональные знания, качества и опыт
Это смежная специальность, она требует знаний в программировании, если это ИТ-евангелист, а также навык общаться и давать выступления на публике.
Чтобы справляться с пулом задач компании, евангелисту необходимо знать и понимать актуальные тренды рынка, разбираться в продуктах и решениях, которые продвигает компания. Эти сотрудники — уверенные спикеры, которые могут долгое время держать внимание аудитории и «чувствовать» ее. У них богатый опыт публичных выступлений и презентаций.
Надежность и ответственность
Это важно в любой работе, в том числе для евангелиста. Основа надежности сотрудника — тайм-менеджмент и умение соблюдать дедлайны. Такой человек не может опаздывать на выступления и вебинары, выходить к аудитории без качественной подготовки материала.
Коммуникабельность
Неважно, работает эксперт в штате или на аутсорсе, он должен уметь:
- грамотно формулировать и отстаивать своё мнение;
- уметь влиять на процессы, работая в команде с другими сотрудниками;
- работать с аудиторией — корректно вести себя с любой публикой, спокойно отвечать на вопросы в ходе выступлений, не раздражаться и уметь никого не обидеть;
- объяснять просто и понятно — зачастую слушатели — это люди, которые далеки от технологий — например, представители СМИ.
Готовность к публичности
Евангелисту не получится быть в тени: он даёт выступления перед десятками человек, стоит перед камерами, транслирует экспертность и информацию о бренде. Такая работа подойдет не каждому: если специалист боится публичности, то из него вряд ли получится евангелист.
Где искать евангелиста
Не всегда евангелист — это эксперт в штате компании. Также он может быть сторонним подрядчиком.
Назначить сотрудника из команды
Хорошо, если эксперт давно работает в компании и его не нужно погружать в детали проектов и технологий. Евангелистом может стать кто-то из сотрудников — эксперт с нужными навыками, готовый к публичности. Например, разработчик, маркетолог, специалист PR, рекламщик или продакт-менеджер.
Отдельный евангелист в штате — это достаточно дорогой сотрудник, для малого бизнеса такие затраты не обязательно окупятся. В этом случае разделить функции можно среди сотрудников компании.
Найти со стороны
Нанять ИТ-евангелиста, ИТ-проповедника сложно, потому что об этой профессии мало кто знает на рынке. Готовые сотрудники в России есть, но их не больше нескольких десятков и они уже работают в крупных IT-компаниях. Искать стоит специалиста с навыками выступлений и написания статей, а в сам продукт погрузить отдельно.
В трудовой книжке можно написать «евангелист», а в названии должности для поиска лучше указать «специалист в … сфере с навыками выступлений и написания текстов». Также можно совместить две должности в названии — PR-менеджер/ИТ-евангелист.
Как евангелисту найти работу и сколько за это платят
Чаще всего в евангелисты идут люди с опытом работы в маркетинге и рекламе. Если вакансию с таким названием вам не найти, рекомендуем попробовать откликаться на поиски PR-менеджеров в ИТ-компании и предлагать свои услуги. Также можно написать в те компании, которые вам лично интересны. Укажите, чем вы можете быть им полезны. Возможно, они как раз задумывались о поиске такого эксперта.
На hh.ru по запросу «евангелист» есть всего 7 вакансий. Зарплату указывают не везде, но деньги обещают хорошие — от 180 до 260 тысяч рублей.
В требованиях к кандидатам у таких вакансий на первых местах всегда публичные выступления, но и базовый опыт работы в IT-проектах тоже нужен. Проще всего ИТ-евангелистом стать разработчику: он знает технические тонкости продукта или сам его создаёт.
Заключение
Сейчас профессия ИТ-евангелиста, ИТ-проповедника не сильно распространена в России, а схожие функции выполняют PR-менеджеры и маркетологи. За рубежом таких вакансий уже много, по данным PayScale в 2021 году у ИТ-евангелиста средняя зарплата в США — $145 тыс. в год до вычета налогов. Это около 10 млн рублей в год и почти 900 тысяч рублей в месяц.
Тренд на этих экспертов продолжает расти вместе с ростом объёма новых разработок. Если вы уже сейчас чувствуете, что ИТ-евангелист — это работа для вас, то смело откликайтесь на вакансии. А если чего-то не хватает — бегите прокачивать скилы. Есть крутой шанс высоко обосноваться в новой нише за счёт крупных кейсов и личного бренда. К моменту, когда евангелистов будет столько же, сколько и копирайтеров, вы станете как Ильяхов в мире редактуры или Лебедев в мире дизайна.
Источник
Зачем нужны евангелисты и как их искать
Кто такой евангелист, какие задачи он решает и как найти такого специалиста — читайте в статье.
Евангелист — это эксперт в своей отрасли, который через обучение рынка доносит до людей ценность компании и ее продуктов. В разных организациях обязанности таких специалистов могут различаться. В этой статье я расскажу, чем евангелисты занимаются в eLama, как мы их находим и какие требования предъявляем к кандидатам.
Сейчас в eLama два штатных евангелиста, и мы планируем найти третьего. Основная задача этих людей — демонстрировать ценность нашего продукта, вызывать доверие к нему через экспертность и знание предметной области. Вот как они это делают:
- выступают на конференциях по интернет-маркетингу;
- дают комментарии для СМИ;
- проводят вебинары;
- пишут статьи;
- записывают обучающие видеоролики и курсы;
- представляют компанию в профессиональных сообществах и социальных сетях: участвуют в дискуссиях, оставляют комментарии и отвечают на вопросы.
При этом евангелист не рекламирует компанию «в лоб». На выступлениях он дает людям полезные знания и интегрирует в них информацию о продукте и инструментах так, чтобы это не выглядело рекламной вставкой. Например, в прошлом году один из наших евангелистов выступил на 91 вебинаре и 13 конференциях. Если посчитать в сумме, то на двух специалистов приходится около 200 выступлений ежегодно.
Евангелисты не прямо, но косвенно влияют:
1. На продуктовый бренд — их лица мелькают везде, компания становится все более узнаваемой. Мы получаем новых клиентов за счет увеличения охвата аудитории.
2. На бренд работодателя. Люди охотнее идут в компанию, которая на слуху или где есть крутые эксперты — все хотят работать в команде профессионалов. Например, на вебинарах мы бесплатно даем ценные знания об интернет-маркетинге, поэтому в них участвуют не только потенциальные клиенты, но и начинающие специалисты. Некоторые из них рассматривают компанию как возможного работодателя. Кстати, кандидаты часто говорят, что смотрели наши вебинары и выступления.
В eLama нет супертехнологии превращения сотрудников в евангелистов. Но любые инициативы коллег в этом направлении получают поддержку. Если специалист хочет написать статью, то мы сделаем все, чтобы ему помочь: отредактируем и вычитаем материал, договоримся о публикации со СМИ. Если человеку интересно выступать, то привлекаем его к вебинарам и конференциям.
Например, по пятницам у нас проходит демо, где каждый отдел рассказывает, что было сделано за определенный промежуток времени. Люди говорят, а мы слушаем: если тема интересная, то можем попросить сотрудника выступить на внешнюю аудиторию или написать статью. Другой пример: ребята из нашей службы заботы ежедневно отвечают на сотни вопросов клиентов. Они глубоко погружены в продукт и знают о нем все, поэтому я прошу их время от времени готовить публикации.
Мотивация здесь нефинансовая: сотрудник получает канал, через который можно транслировать экспертность и прокачивать личный бренд. Даже если он когда-то покинет компанию, портфолио останется с ним.
Но стоит учитывать два момента:
1. Не всегда среди сотрудников получается найти того, кто горит желанием стать публичным человеком и при этом сочетает в себе все качества, необходимые евангелисту.
2. У сотрудников есть основные должностные обязанности, и дополнительные задачи не должны мешать их выполнению.
У нас есть клиент — участник партнерской программы eLama, который пишет статьи и кейсы об использовании наших инструментов. Эти статьи мы публикуем в СМИ и нашем блоге. Фактически этот клиент — наш внештатный евангелист.
Как-то раз я спросила его: «Зачем вы это делаете?» — а он ответил, что так продвигает свой бренд профессионала. Мы даем ему возможность размещаться в СМИ, и с каждой публикации он собирает лиды — так и зарабатывает.
Вряд ли этот клиент когда-нибудь перейдет к нам в штат: у него свое дело, его все устраивает. Получается, что мы просто взаимовыгодно сотрудничаем.
Штатный евангелист — это довольно дорогой сотрудник: в случае с малым бизнесом такие затраты вряд ли окупятся. Тогда будет выгоднее распределить эти функции среди действующих специалистов.
Более того, евангелист не волшебник, а создатель экспертного контента. Но этот контент еще нужно распространить: сделать так, чтобы статьи читали, вебинары посещали, видеоролики смотрели, обучающие курсы проходили. Если в компании нет четкой системы дистрибуции контента, то евангелист вряд ли поможет. Конечно, бывают настолько крутые эксперты, что каждое их слово разлетается по рынку само по себе, но это огромная редкость.
Для нас идеальный евангелист — человек, который сочетает в себе качества профессионального оратора, интернет-маркетолога и автора текстов. Нанять такого специалиста сложно, потому что рынок труда в этой сфере совсем не развит: штатные евангелисты есть только в крупных IT-компаниях вроде ВКонтакте, Google, Mail.ru.
Мы не пытаемся найти готового евангелиста, потому что их мало, они все известны и уже где-то работают. Лучше целиться в сильного эксперта с опытом выступлений и написания статей. При этом стоит ориентироваться на функции, а не на название должности — многие люди даже не знают, кто такой евангелист, поэтому отклик на подобную вакансию будет низким. Можно попробовать сформулировать запрос шире, например «эксперт в такой-то сфере с функциями публичных выступлений и написанием статей».
Евангелист должен хорошо разбираться в своей области. Например, сначала мы решили искать универсала, который умеет практически все. Прописали жесткое требование, что нужен опыт работы не менее 2 лет в каждой из систем:
- Facebook Ads,
- Яндекс.Директ,
- Google Ads,
- ВКонтакте,
- TikTok Ads,
- myTarget,
- Яндекс.Метрика,
- Google Analytics.
Вдобавок хотелось, чтобы кандидат продемонстрировал сертификаты об успешной сдаче официальных экзаменов по этим рекламным и аналитическим системам.
Потом мы вспомнили, что ищем не просто интернет-маркетолога, а евангелиста. Но с такими запросами подобрать его было бы сложно, поэтому решили смягчить требования. Остановились на том, что кандидату нужно досконально разбираться в работе хотя бы двух рекламных систем, одна из которых — Facebook Ads. Также желательно, чтобы он ориентировался в инструментах автоматизации интернет-рекламы и аналитики, а также успел поработать на западных рынках.
Евангелисту предстоит много выступать и готовить статьи, поэтому мы хотим, чтобы у кандидата был такой опыт не менее года. Но это не значит, что человек должен был весь год провести в гастрольном туре. Достаточно, чтобы за это время он хотя бы пару раз выступил, а в перерывах написал несколько материалов.
В сопроводительном письме просим кандидатов дать ссылки на статьи, записи выступлений и презентации.
Главное здесь — тайм-менеджмент и умение работать с несдвигаемыми дедлайнами. Евангелист не должен опаздывать на конференции и вебинары, выступать неподготовленным.
Если опоздал на полчаса — твое выступление уже прошло. Если опоздал на сутки с подготовкой доклада, то прошла уже вся конференция.
Евангелист должен постоянно отслеживать, что происходит на рынке, изучать и тестировать новинки, проводить эксперименты, собирать фактуру у коллег и других экспертов, мониторить публикации вендоров и кейсы.
Это требование связано со спецификой интернет-маркетинга: в рекламных системах постоянно происходят обновления. Если специалист решит, что все уже знает, и выпадет из потока информации хотя бы на месяц, то вернуться обратно будет не так-то просто.
Кроме того, ему предстоит погружаться во внутренние процессы компании: подключаться к разным командам разработки, ходить на демо и узнавать, что нового произошло. Вообще, хороший евангелист не столько реагирует на изменения в продукте, сколько их инициирует.
Евангелист постоянно аккумулирует внутри себя знания о рынке и компании, которую представляет.
Наших евангелистов постоянно отмечают в соцсетях и о чем-нибудь спрашивают. На выступлениях бывают разные ситуации, например участники конференции или вебинара могут задавать эксперту каверзные вопросы, чтобы проверить, насколько он «в теме».
Важно, чтобы евангелист не терялся — мог дать точный ответ и обосновать его.
Мы стремимся к тому, чтобы сотрудники проявляли самостоятельность, расширяли зону ответственности и стремились влиять на процесс в целом. Допустим, евангелист недоволен аудиторией, которая пришла к нему на вебинар. Тогда он не просто выказывает недовольство, а пытается разобраться в причинах проблемы. Если видит недочеты, то подсказывает, как скорректировать процесс, чтобы в следующий раз получилось лучше.
Многие наши вебинары ориентированы на людей, которые не разбираются в интернет-маркетинге. Поэтому участники могут задавать эксперту элементарные вопросы, ответы на которые легко найти в справке рекламных систем за несколько минут. Важно, чтобы он реагировал спокойно, а не раздражался от того, что приходится по 20 раз отвечать на один и тот же вопрос.
Еще бывает, что люди неправильно формулируют вопросы: кажется, что спрашивают одно, а оказывается — другое. Евангелист должен уметь корректно уточнять, что имел в виду собеседник, так, чтобы никого не обидеть.
Евангелисту нельзя находиться в тени: ему предстоит выступать перед сотнями людей, работать на камеру, транслировать экспертность и информацию о компании в том числе и через личные аккаунты в соцсетях. Такая роль подойдет не всем: если кандидат боится публичности, то из него вряд ли получится евангелист.
1. Евангелисты — это эксперты, которые делятся знаниями и при этом продвигают бренд компании.
2. В основном такое продвижение происходит через выступления на конференциях и вебинарах, размещение статей в СМИ, представление компании в профессиональных сообществах и соцсетях.
3. Евангелисты помогают формировать сильный бренд компании, чем косвенно влияют на верхнюю часть воронки продаж и подбора команды.
4. Не всем нужны штатные евангелисты. Для небольших компаний выгоднее распределять эти задачи между действующими сотрудниками, привлекать клиентов к созданию экспертного контента.
5. Если вы придете на рынок труда в поисках именно «евангелиста», то столкнетесь с ограниченным выбором. Поэтому можно попробовать сформулировать запрос шире, например «эксперт в такой-то сфере с функцией публичных выступлений и подготовкой статей».
6. Евангелиста можно найти и среди собственных сотрудников. Для этого мотивируйте их на выступления, помогайте с подготовкой и обеспечивайте канал для трансляции экспертности. Главное, чтобы это не мешало выполнять их основные должностные обязанности.
7. Клиенты тоже способны стать евангелистами, если дать им возможность высказываться и продвигать свой бренд через ваши каналы.
Источник