Что значит эцп для торгов

Содержание
  1. Что значит эцп для торгов
  2. Как получить
  3. Где можно применять
  4. Недостатки
  5. Неквалифицированная электронная подпись
  6. Как получить
  7. Где можно применять
  8. Недостатки
  9. Квалифицированная электронная подпись
  10. Как получить
  11. Где можно применять
  12. Недостатки
  13. ЭЦП для физических лиц и самозанятых для торгов
  14. Какая электронная подпись нужна для торгов для физических лиц и самозанятых
  15. На каких ЭТП физлица и самозанятые могут работать с электронной подписью
  16. Что для физических лиц и самозанятых, кроме подписи, нужно для участия в электронных торгах
  17. Документы для получения ЭЦП для торгов
  18. Для чего еще можно использовать ЭЦП для торгов
  19. Как получить ЭП физическим лицам и самозанятым для участия в торгах
  20. Как выбрать электронную подпись для торгов: обзор для поставщиков
  21. Электронная подпись для госзакупок по 44-ФЗ
  22. Электронная подпись для торгов по 223-ФЗ и коммерческих закупок
  23. Электронная подпись для торгов банкротов
  24. Как получить электронную подпись для торгов
  25. Что понадобится для работы подписи
  26. Документы для оформления подписи
  27. На кого оформить
  28. Ответим на вопросы

Что значит эцп для торгов

Это комбинация цифровых данных, с помощью которых можно идентифицировать личность. Простой пример — логин и пароль, которые вводим на сайтах для авторизации, или смс-код, который присылают на телефон для входа в личный кабинет. Это электронная подпись для повседневной жизни.

Как получить

Простую электронную подпись (ПЭП) можно создать с помощью программного обеспечения, например:

Для оформления простого электронного сертификата (подписи) нужно создать документ, открыть меню «Файл», выбрать пункт «Защита документа», а потом выбрать «Добавить цифровую подпись». Если подпись создаётся впервые, программа выдаст запрос на получение программного обеспечения от партнеров. В этом случае поможет русскоязычная версия приложения «Карма», которое установит подпись в операционную систему.
После завершения всех действий нужно сохранить файл.

Читайте также:  Что значит розыгрыш грин карты

Приложение КриптоПро CSP

Этот метод сложнее, зато с помощью этого ПО можно создать усиленные ключи.

Ещё один способ — получить заверенную простую электронную подпись в удостоверяющем центре, где сертификат запишут на USB-токен. Этот вариант подойдёт тем, кто создаёт документы в текстовых программах: с помощью сертификата получится защитить документ от плагиата и подтвердить авторство.

Где можно применять

  • Для регистрации или авторизации на интернет-сайтах.
  • В качестве ключа доступа к файлам и базам данных, защищенным паролем.
  • Для заверения электронных документов.

Недостатки

Простая электронная подпись не имеет юридической силы. Её нельзя использовать для подачи документов в государственные инстанции, а также для участия в торгах по 44-ФЗ и 223-ФЗ.

Чтобы при помощи ПЭП можно было подписывать обычные документы (например, договоры с контрагентами), нужно составить соглашение о простой электронной подписи. Такое соглашение должно содержать пункты об обязанности соблюдать конфиденциальность сведений и правила определения подписавшего лица — подлинности подписи. И подписывать его придётся всем сторонам, участвующим в электронном взаимодействии. Иначе все документы, подписанные ПЭП, закон признает недействительными.

Неквалифицированная электронная подпись

Неквалифицированная электронная подпись (НЭП) — чаще всего это ключ, хранящийся на USB-носителе. Иногда НЭП может создать программа, в которой работаете (только она и опознает эту подпись). Функционал такой подписи тоже частично ограничен, но, по сравнению с ПЭП, она обладает рядом преимуществ.

Как получить

Юридические лица и ИП могут оформить неквалифицированную подпись в удостоверяющих центрах или даже сделать её самостоятельно при помощи опытного программиста.

Где можно применять

  • В рамках внутреннего документооборота компании.
  • Для взаимодействия с контрагентами, если заключено соглашение с указанием условий использования НЭП (аналогично ПЭП).

Для аккредитации и участия в торгах на электронных площадках с помощью неквалифицированной подписи поставщик может создавать заявки и осуществлять сделки при наличии дополнительного соглашения между сторонами. Однако НЭП позволяет совершать не все типы операций.

Недостатки

НЭП подходит скорее физлицам. Юридическим лицам и ИП неквалифицированная электронная подпись подойдёт только при внушительном объёме внутреннего или внешнего документооборота, в других ситуациях её функционала может быть недостаточно.

Квалифицированная электронная подпись

Наиболее совершенный вид электронной подписи — усиленная квалифицированная подпись (КЭП). Это ключ, сформированный с помощью сертифицированных криптографических средств, который записывается на USB-носитель.

Ключ электронной подписи указан в сертификате, который выдаёт удостоверяющий центр, аккредитованный в Минкомсвязи.

КЭП состоит из двух частей:

  • проверочного сертификата для ключа подписи (USB-носитель);
  • лицензированного дистрибутива — установочного пакета специальной программы, который можно использовать в течение ограниченного периода действия ключа.

КЭП способна обеспечить надёжную защиту информации от посторонних лиц, а степень конфиденциальности данных владелец устанавливает сам. Данные будут защищены даже когда срок действия ключа истечёт.

Как получить

Для подачи заявления в аккредитованный удостоверяющий центр придётся собрать пакет уставных документов организации и документов, удостоверяющих личность владельца.

Для работы с квалифицированной подписью потребуются:

  • Флеш-накопитель.
  • Компьютерная программа, которая устанавливается с флэш-накопителя к ЭЦП. Например, КриптоПро.
  • Установленный личный сертификат.
  • Установленные библиотеки для электронной подписи.

Где можно применять

Если коротко — везде.

  • Для (пере)регистрации онлайн-кассы в ФНС.
  • Для удалённой подачи документов.
  • Для работы с государственными порталами, включая ФНС, ПФР и другие.
  • Для участия в коммерческих и государственных торгах или покупки имущества банкротов на множестве площадок.

Недостатки

У КЭП существует один недостаток: нужно ежегодно оплачивать сертификат электронной подписи.

Источник

ЭЦП для физических лиц и самозанятых для торгов

Большое количество закупок проходит в электронном виде. Для участия в торгах физическим лицам и самозанятым необходима электронная подпись (ЭП). О том, какая подпись нужна, какие подготовить документы для ее получения и на каких электронных площадках можно участвовать в торгах, рассказываем в статье.

Оформить электронную подпись для торгов вы можете в Удостоверяющем центре Контура.

Какая электронная подпись нужна для торгов для физических лиц и самозанятых

Электронные торги, проводимые в электронной форме, бывают нескольких видов:
запрос котировок,

  • запрос предложений,
  • аукцион,
  • конкурс,
  • закупка у единственного поставщика.

Законы 44-ФЗ и 223-ФЗ регулируют электронные торги в сфере закупок.

44-ФЗ определяет закупочные процедуры, осуществляемые государственными и муниципальными учреждениями.

223-ФЗ регламентирует аналогичные закупки, которые проводят компании, на половину или более принадлежащие государству.

Законодательство о государственных и муниципальных закупках прямо упоминает физических лиц среди возможных участников закупок (п. 4 ч. 1 ст. 3 44-ФЗ).

Физическое лицо может оформить статус плательщика налога на профессиональный доход (самозанятого) для того, чтобы его деятельность на торгах не была признана незаконным предпринимательством и для большего количества возможностей в сфере закупок.

Для регистрации на площадке, участия в электронных торгах и подачи заявки физическим лицам и самозанятым гражданам нужна квалифицированная электронная подпись (КЭП).

КЭП придает документу юридическую силу, показывает, кто его подписал и позволяет отследить, вносились ли изменения.

Некоторые площадки, например, те, на которых осуществляют закупки по 223-ФЗ, сами определяют требования к электронной подписи. Для участия в торгах на таких площадках может понадобиться неквалифицированный сертификат, КЭП или КЭП со специальным платным расширением — OID-ом.

OID — это атрибут сертификата, который содержит дополнительную информацию, например, о владельце подписи, удостоверяющем центре, ключах и тп. Для участия в торгах на определенной ЭТП OID включает в себя идентификатор этой торговой площадки.

Физические лица могут также участвовать на торгах по реализации имущества предприятий-банкротов. Этот вид торгов регулирует 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» и приказ Минэкономразвития от 15.02.2010 № 54. Для участия понадобится КЭП.

Оформить электронную подпись для торгов вы можете в Удостоверяющем центре Контура.

На каких ЭТП физлица и самозанятые могут работать с электронной подписью

Закупки по 44-ФЗ организуют и проводят на восьми аккредитованных ЭТП (электронных торговых площадках). Их актуальный перечень размещен на специализированном интернет-ресурсе ЕИС Закупки:

  • АО «Агентство по государственному заказу Республики Татарстан»,
  • АО «Единая электронная торговая площадка»,
  • АО «Российский аукционный дом»,
  • АО «Электронные торговые системы»,
  • АО «Сбербанк — Автоматизированная система торгов»,
  • АО «ТЭК-Торг»,
  • ООО «РТС-тендер»,
  • ООО «Электронная торговая площадка ГПБ».

Участие в торгах предусматривает обязательную регистрацию в Единой информационной системе.

На площадке — АСТ ГОЗ, на которой проводят электронные торги по гособоронзаказу, физические лица и самозанятые участвовать не могут, только юридические лица.

Организация и проведение закупок по 223-ФЗ осуществляют на различных ЭТП, которых множество. Большая часть из них создана ключевыми заказчиками.

Для закупок с участием субъектов, отнесенных к малому или среднему бизнесу, к которым приравнивают самозанятых, действует ограничение. Подобные торговые процедуры проводят исключительно на восьми ЭТП, аккредитованных в соответствии с требованиями 44-ФЗ.

Для реализации имущества предприятий-банкротов Минэкономразвития определено несколько ЭТП:

  • АО «Сбербанк — Автоматизированная система торгов»,
  • АО «Российский аукционный дом»,
  • ООО «Система Электронных Торгов»,
  • ООО «Центр реализации»,
  • «НЭП-Фабрикант»,
  • uTender и др.

Что для физических лиц и самозанятых, кроме подписи, нужно для участия в электронных торгах

Для того, чтобы физическому лицу или самозанятому стать полноценным участником госзакупок, кроме ЭП, необходимо зарегистрироваться в Единой информационной системе (ЕИС).

ЕИС — это портал, на котором представлена информация о заказчиках, участниках закупок, контролирующих органах и др. На портале размещаются все закупки, а также хранится информация об уже заключенных контрактах.

При регистрации ЕИС перенаправит на портал ЕСИА (Госуслуги), авторизацию можно пройти с помощью электронной подписи.

После регистрации физическое лицо или самозанятый будут внесены в Единый реестр участников закупок (ЕРУЗ).

Найти нужную закупку можно на официальном сайте ЕИС или на восьми аккредитованных по 44-ФЗ ЭТП.

Для участия в государственных закупках также необходимо открыть специальный счет, на который будет переводиться обеспечение заявки. Счет открывают в уполномоченном банке, список утвержден распоряжением Правительства РФ от 13.07.2018 № 1415-р. Обеспечение закупки обязательно для контракта с суммой выше 1 млн рублей, однако некоторые заказчики могут запросить обеспечение и с меньшей суммой.

Перед участием в торгах нужно зарегистрировать электронную подпись на площадках. Сделать это можно в личном кабинете, привязав ЭП к аккаунту. Процесс регистрации занимает несколько рабочих дней.

Участие в коммерческих закупках происходит на специализированных и на своих собственных электронных ресурсах. Для участия в торгах нужно уточнить правила аккредитации на каждой интересующей площадке и выполнить их.

Документы для получения ЭЦП для торгов

Для физического лица необходимы документы:

  • Паспорт — оригинал или заверенная копия.
  • Заявление на выдачу сертификата. При обращении в сервисный центр заявление выдаст сотрудник УЦ после предоставления документов. При оформлении заявки через личный кабинет сначала необходимо скачать заявление, подписать его и загрузить скан-копию, затем при подтверждении личности в Удостоверяющем центре (УЦ) отдать оригинал заявления.

Также необходимо сообщить номера ИНН и СНИЛС, а в случае, если они не пройдут проверку в государственных органах (ПФР и ФНС России), представить их оригиналы или заверенные копии.

Для самозанятых необходим такой же пакет документов.

Теперь вы знаете как стать полноценным участником закупок. Участвуйте в торгах с электронной подписью Контура.

Для чего еще можно использовать ЭЦП для торгов

С КЭП можно решать все «бумажные» вопросы онлайн: подписывать акты выполненных работ, договоры оказания услуг и другие документы без дополнительных соглашений.

КЭП также можно использовать для личных нужд:

  • получать государственные услуги на интернет-порталах,
  • оплачивать налоги без посещения ФНС,
  • получать налоговые вычеты,
  • контролировать пенсионные накопления и штрафы ГИБДД,
  • регистрировать авторские права на сайте Роспатента,
  • вести документооборот с судами и пр.

С усиленной квалифицированной подписью можно легко стать представителем малого бизнеса, для этого доступна подача документов на регистрацию юрлица или ИП в электронном виде. Готовые документы также не нужно забирать, выписка из реестра придет на почту с электронной подписью от ФНС.

Как получить ЭП физическим лицам и самозанятым для участия в торгах

Заказать электронную подпись можно в Удостоверяющем центре Контура. УЦ разработал несколько тарифов, стоимость зависит от вида ЭП и ее задач:

  • Тариф «Электронная подпись 3.0» — ЭП подходит для торгов по 44-ФЗ, 223-ФЗ, коммерческих торгов и на площадках по реализации имущества банкротов, подпись можно использовать для отчетности, прочего электронного документооборота. Стоимость от 5900 руб. за год.
  • Тариф «Марафон» — двухлетняя подписка на сертификат ЭП с необходимыми дополнениями для участия в торгах, бесплатные перевыпуски сертификата, консультации экспертов в сфере закупок: законодательство, правила участия в торгах, законность действий заказчика и другие вопросы. Стоимость 13900 руб. за 2 года.

Если у вас нет возможности посетить УЦ лично, то вы можете заказать выезд курьера к себе домой. Курьер удостоверит личность, заберет документы и передаст токен.

При приобретении сертификата сервис самостоятельно установит программы для ЭП, и вы сможете использовать подпись сразу после завершения процедуры.

В УЦ клиентам Контура доступна круглосуточная техподдержка, которая поможет решить все вопросы по работе с электронной подписью.

Начните участвовать в электронных торгах. Закажите электронную подпись в Контуре.

Источник

Как выбрать электронную подпись для торгов: обзор для поставщиков

В электронном виде проходят большинство госзакупок и значительный объем коммерческих тендеров. Чтобы участвовать в них, поставщикам нужна электронная подпись (ЭП). Из нашего обзора вы узнаете, какой вид подписи выбрать для торгов, на кого оформить ЭП и как ее получить.

иллюстратор — Марго Федосеева

Электронная подпись для госзакупок по 44-ФЗ

С 2019 года большая часть государственных закупок проходит в электронном виде. Извещения о них размещают в Единой информационной системе закупок (ЕИС), а проводят на восьми федеральных электронных торговых площадках (ЭТП):

  • Сбербанк-АСТ,
  • РТС-тендер,
  • Единая электронная торговая площадка (ЕЭТП),
  • Агентство по государственному заказу Республики Татарстан (Заказ.рф),
  • Национальная электронная площадка (НЭП),
  • Российский аукционный дом (lot-online),
  • ТЭК-Торг,
  • ЭТП Газпромбанка (ЭТП ГПБ).

Какая нужна подпись?

Для участия в электронных госзакупках по 44-ФЗ нужен квалифицированный сертификат электронной подписи (КЭП). Подпись подойдет и для закупок по капремонту (615-ПП) и торгов по 223-ФЗ среди малого и среднего бизнеса, которые тоже проходят на указанных восьми площадках.

Участники госзакупок используют КЭП на всех этапах торгов:

Отправить заявку на участие в закупке.

Подать свое ценовое предложение на аукционе.

Электронная подпись для торгов по 223-ФЗ и коммерческих закупок

Торги по 223-ФЗ проводят компании с государственным участием, их «дочки» и «внучки», а также естественные монополии. Например, РЖД, Газпром, Сбербанк и Россети.

Закупки по 223-ФЗ для крупного бизнеса и коммерческие тендеры публикуют на отдельных электронных торговых площадках. Активно работают около 200 таких ЭТП. Их можно разделить на две группы:

  • Универсальные — для любых заказчиков, товаров и регионов. Например, B2B-center, Фабрикант, коммерческая секция ЕЭТП.
  • C пециализированные — для нефтяной или строительной отрасли, в определенном регионе или для конкретного холдинга. Например, ТЭК-Торг, «Электронный магазин Москвы», «Электронные аукцион Сибири», закупки Газмпромнефть, Тендер.РЖД, закупки Корпорации Росатом.

Какая нужна подпись?

Не всем коммерческим ЭТП подойдет обычная КЭП. На некоторых площадках работает только КЭП со специальным платным расширением — OID-ом. Какую подпись принимать, решают сами ЭТП. Например, стандартную КЭП принимают коммерческие секции площадок Сбербанк-АСТ, ЕЭТП, РТС‑тендер. А КЭП с OID-ом — B2B-center и Фабрикант.

Это не означает, что поставщикам нужно покупать несколько разных подписей для разных ЭТП. Можно заказать одну квалифицированную подпись и добавить в нее все необходимые OID-ы. Такую услугу оказывают удостоверяющие центры, которые сотрудничают с торговыми площадками. Правда, за каждый OID площадка требует доплаты.

Так, в подпись для торгов от Контура можно добавить OID интересующей вас площадки. Сделать это можно даже после того, как начнете пользоваться подписью — например, если захотите участвовать в закупке на новой площадке. Добавить до трех OID-ов можно через месяц после выпуска подписи, если подключите специальную услугу, или в любое время при покупке подписи для торгов «Марафон».

В обоих случаях удостоверяющий центр перевыпустит вашу подпись, добавив к ней необходимое расширение.

Электронная подпись для торгов банкротов

Имущество обанкротившихся предприятий тоже продают на электронных торгах. Их проводят примерно на 60 площадках, треть из которых требует электронную подпись с платным OIDом. Например, расширение нужно для самых популярных ЭТП — uTender, B2B-center, Фабрикант, Центр реализации и Центр дистанционных торгов.

С 2019 года все больше площадок запрашивают КЭП с дополнительным расширением. Поэтому, если вы хотите участвовать в торгах банкротов, проверьте, требует ли ваша площадка OID.

Как получить электронную подпись для торгов

Заказать КЭП в любом аккредитованном удостоверяющем центре (УЦ) могут:

— поставщики по 44-ФЗ,

— заказчики и поставщики по 223-ФЗ,

— участники торгов по реализации имущества банкротов.

Чтобы получить электронную подпись, будущий владелец должен лично приехать в офис УЦ либо прислать курьера с доверенностью. После того как сотрудники удостоверяющего центра подтвердят личность владельца, они оформят заявку на выпуск КЭП. Время проверки и согласования заявки — от одного часа до нескольких дней.

Для выпуска электронной подписи нужно будет вновь посетить УЦ. С собой нужно взять оригиналы или заверенные копии документов, на основании которых был оформлен сертификат.

Цена КЭП начинается с 3 000 рублей и зависит от расширений, которые включены в сертификат. Сертификат выпускают максимум на 15 месяцев, по окончанию этого срока нужно получать новую подпись.

Что понадобится для работы подписи

Дополнительно к сертификату подписи нужно приобрести инструменты для его работы:

  • Лицензию на средство криптозащиты Крипто Про CSP. Оно позволяет создавать электронную подпись при подписании документов, использовать сертификат в любых сервисах и программах, а также шифрует подписанную информацию и обеспечивает ее конфиденциальность. Стоимость начинается от 1 000 рублей.
  • Токен. Это устройство в виде usb-флешки, защищенной паролем. На него записан закрытый ключ электронной подписи. Вместо токена электронную подпись можно записать на компьютер, но это менее надежный способ хранения.
  • OID-ы — дополнительные расширения, которые дают доступ к определенным электронным торговым площадкам.

Кроме того, некоторые УЦ добавляют к подписи дополнительные услуги. Например, в составе Электронной подписи 3.0 идут опции, упрощающие участие в закупках:

  • Экспертная техподдержка, которая отвечает на вопросы о торгах.
  • Электронный агент банковской гарантии , который помогает оформить гарантию и спецсчет онлайн.
  • Бесплатный перевыпуск сертификата в течение срока действия, например, если уволится тендерный специалист.
  • Возможность выпустить подпись на 3, 6, 9 месяцев, а не на стандартный год.

Документы для оформления подписи

Для получения сертификата КЭП подготовьте:

  • Паспорт будущего владельца сертификата,
  • Номер СНИЛС и ИНН,
  • Заявление на выдачу подписи,
  • Доверенность, если сертификат получает не сам заявитель, а курьер.
  • Доверенность от имени руководителя (если ЭП получает уполномоченное лицо)

Это стандартный список документов. Какие документы нужны именно вам, расскажут в удостоверяющем центре.

На кого оформить

Электронную подпись для участия в торгах нужно оформлять на сотрудника, который будет работать на ЭТП и подписывать контракты. Это может быть руководитель компании, тендерный специалист или другой человек, имеющий полномочия участвовать в закупках. Если он уволится или поменяет фамилию, подпись придется перевыпустить.

КЭП на руководителя обязательно нужна, чтобы зарегистрировать компанию в ЕИС. После прохождения регистрации руководитель может не заниматься торгами, а передать эту работу сотрудникам. Таким сотрудникам понадобится своя КЭП.

Не советуем оформлять подпись на одного человека, например, гендиректора, а потом передавать ее другим сотрудникам. Если подпись окажется в руках у ненадежного человека, он сможет взять кредит на гендиректора, продать имущество компании или ликвидировать юрлицо. Безопаснее выпустить КЭП для каждого сотрудника, который на основании доверенности будет подписывать документы от имени компании.

Ответим на вопросы

Эксперты ответят на ваши вопросы по теме статьи в первые сутки после публикации. Потом отвечают только участники закупок, а вопрос экспертам можно задать в специальной рубрике .

Источник

Оцените статью