- Что значит этнокультурное положение страны
- Что значит этнокультурное положение страны
- Исследовательские работы и проекты
- Географические положения России во времени
- Этнокультурное положение России
- Эколого-географическое положение России
- Геополитическое положение России
- Заключение
- § 2. Этнокультурные регионы современного мира
- Читайте также
- Зарождение современного диджейства
- Основатель современного даосизма
- II. Человек современного мира
- Тема 13. Австралия и Океания – этнокультурные миры Южного полушария
- ЧАСТЬ ВТОРАЯ Традиционные этнокультурные особенности русских: между Востоком и Западом
- Гардероб современного мужчины
- М. Я. Спивак (Москва) «Провинция идет в регионы»: О некоторых особенностях современного употребления слова провинция
- Столица – регионы: фрактальные структуры взаимодействия в социокультурном пространстве города
- К вопросу об идентичности современного человека
- 7.3. Отражение в семантической системе языка антропосубъектного уподобления реалий внутреннего мира реалиям внешнего мира
Что значит этнокультурное положение страны
Гипермаркет знаний>>География >>География 8 класс>>Геополитическое, этнокультурное и эколого-географическое положение России
§ 4. Геополитическое, этнокультурное и
эколого-географическое положение России
По сравнению с бывшим СССР геополитическое положение России значительно изменилось. Советский Союз существовал в «двухполюсном» мире. Два экономических и военных блока (НАТО и Варшавский пакт) возглавлялись крупнейшими экономическими, политическими и военными лидерами (сверхдержавами) — США и СССР. Они находились на стадии противоборства и «холодной войны». Распад СССР, значительные перемены в Европе, прекращение военного противостояния изменили геополитическую ситуацию вокруг России. На западе осложнились ее отношения с НАТО. В состав этого блока вошли бывшие союзники СССР по Варшавскому Договору (Польша, Венгрия, Чехия).
Геополитическое положение России очень сложное. С военно-стратегической точки зрения оно не очень выгодно, поскольку Россия находится между двумя крупными военными «полюсами». На западе с нашей страной граничат государства — члены военного блока НАТО. На юго-востоке Россия соседствует с Китаем, военная оснащенность которого постоянно растет. С экономической точки зрения сложность положения России определяется ее местом между тремя мощными экономическими центрами: на западе это расширяющийся Европейский союз, на востоке и юго-востоке — Япония, Китай.
На Европейском Севере геополитическое положение России довольно устойчиво.
Этнокультурное географическое положение связано с историческим развитием народов России и окружающего ее мира. В России в результате многовековой истории образовалась огромная область, которую иногда называют Евразийской цивилизацией (или Российским миром). Многочисленные народы, проживающие на территории России, объединились, сохранив при этом особенности культуры, быта, обычаев, религиозных взглядов.
Рис. 6. Геополитическое положение России
Окружают Россию цивилизации, отличающиеся от нее историей, этническими особенностями, своеобразием культуры, языка и господствующих религий. К западу от России находится Европейская цивилизация (Европейский мир). Она охватывает большое число стран и народов с преобладанием католической и протестантской ветвей христианства. К югу от России расположена Исламская цивилизация (Мусульманский мир), охватывающая территорию Западной и Центральной Азии, а также Северной Африки. С востока к России примыкают Китайская я Восточно-Азиатская цивилизации.
Эколого-географическое положение. На территорию России поступает загрязненный воздух из промышленных районов Центральной и Западной Европы. Наряду с воздушными загрязнениями на Северо-Западе России существует угроза морских загрязнений Северо-Атлантическим течением. Оно приходит к российским берегам из районов в Северном и Норвежском морях, где ведется активная добыча нефти и газа.
В то же время сама Россия имеет ряд промышленных районов, оказывающих влияние на соседей. Это прежде всего районы Кольского полуострова, Баренцева, Капского морей, где захоронены отработанные атомные реакторы подводных лодок.
На Дальнем Востоке концентрация промышленности в Северо-Восточном Китае, Японии отрицательно влияет на российские территории. С другой стороны, значительные загрязнения Японского моря связаны с радиоактивными отходами подводных лодок российского Тихоокеанского флота.
Вопросы и задания
1. Перечислите благоприятные черты для географического положения России. Какие возможности это дает для развития нашей страны?
2. Приведите примеры проблем и неблагоприятных моментов для нашей страны, которые связаны с отдельными видами ее географического положения.
3. Можно ли, не зная экономико-географического положения страны, оценить ее геополитические проблемы?
4. Можно ли оценить экономико-географическое и транспортно-географическое положение, не зная физико-географического?
География России : Природа. Население. Хозяйство. 8 кл. : учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений / В. П. Дронов, И. И. Баринова, В. Я. Ром, А. А. Лобжанидзе ; под ред. В. П. Дронова. — 10-е изд., стереотип. — М. : Дрофа, 2009. — 271 с. : ил., карт.
Видеопо географии скачать, домашнее задание, учителям и школьникам на помощь онлайн
Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.
Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь — Образовательный форум.
Источник
Что значит этнокультурное положение страны
Исследовательские работы и проекты
Географические положения России во времени
Этнокультурное положение России
Этнокультурное положение России имеет свои особенности. Длительное историческое развитие России привело к образованию огромной этнокультурной области — Евразийской цивилизации.
В тоже время религиозная общность способствует поддержанию традиционно дружественных связей России с другими православными странами: Грецией, Болгарией, Румынией, Македонией, Сербией, Черногорией, Арменией и др.
1. Стык Европы и Азии
2. Западная часть – европейское влияние.
3. Кавказ – самостоятельная целостность, но очень тесно связан с Ближним и Средним Востоком. Место стыка Христианского и мусульманского мира.
4. Центральная Азия – место встречи разных культур.
5. Крайний Север – «четвертый мир», край народов (26 – 180 тысяч). Территория неблагоприятная для проживания.
Эколого-географическое положение России
При оценке эколого-географического положения необходимо учитывать такие физико-географические особенности, как рельеф, преобладающее направление воздушных масс и морских течений, направление течения рек.
Экологическое загрязнение носит трансграничный характер, т.е. не подчиняется административно-территориальным и политическим границам.
Россия испытывает негативное воздействие антропогенных загрязнений со стороны сопредельных государств.
Например, особенностью «атмосферно-экологического» положения России является открытость ее западных границ (равнинный рельеф), что способствует перемещению загрязняющих веществ с территории Западной и Центр. Европы и некоторых стран-соседей: Украины, Белоруссии, Прибалтики, Скандинавии.
Северо-Атлантическое течение приносит к российским берегам (Баренцево море) воды, загрязненные в Северном и Норвежском морях, где активно ведется нефте- и газодобыча.
Юг России с 1999 г. подвержен опасному вирусному заболеванию — нильской лихорадке (особенно сильная вспышка – в 2010 г.: сотни заболевших, несколько десятков погибло).
Причина — транзит перелетных птиц из Африки: птицы – комары – люди (воспаление мозга)
Геополитическое положение России
Геополитическое положение— это место страны на политической карте, ее отношение к различным государствам.
С военно-стратегической точки зрения оно не очень выгодно, поскольку Россия находится между двумя крупными военными «полюсами».
На западе с нашей страной граничат государства — члены военного блока НАТО.
На юго-востоке Россия соседствует с Китаем, военная оснащенность которого постоянно растет.
С экономической точки зрения сложность положения России определяется ее местом между тремя мощными экономическими центрами: на западе это расширяющийся Европейский союз, на востоке и юго-востоке — Япония, Китай.
На Европейском Севере геополитическое положение России довольно устойчиво.
Геополитическое положение России — это место на политической карте мира и отношение к различным государствам и их группам: СНГ, ЕС, АТР, США, Страны зоны Севера.
Распад Советского Союза имел для России целый ряд важных последствий. Прежде всего, это изменение геополитического и социально-экономического положения страны.
СССР существовал в биполярном мире, в условиях противостояния двух экономических и военных блоков — НАТО и Варшавского пакта. В настоящее время многие бывшие союзники СССР по Варшавскому договору стали стремиться вступить в НАТО.
В его состав уже включена Польша, Венгрия и Чехия, а в перспективе планируется включить и ряд других стран. В связи с этим, России необходимо усилить свое геополитическое влияние, восстановить былой политический авторитет и экономические связи в этом регионе. Наиболее важными сейчас для нашей страны являются региональные соглашения со странами Балтийского и Черноморского бассейнов, их выполнение.
Заключение
В данной работе я представила характеристику географического положения России, и исходя из этого можно сделать следующие выводы:
- Россия самое больше по площади государства мира.
- Огромные размеры территории предопределили значительное разнообразие природы.
- Россия северная страна.
- Существуют объективные трудности для жизни, хозяйственной деятельности и обороны страны.
- На мезоуровне ЭГП России в целом благоприятное. Во внешней торговле ведущая роль принадлежит странам Европы и СНГ.
- Исключительно выгодное ЭГП России на макроуровне позволяет осуществлять связи со всеми странами Северного и Южного полушарий.
Географическое положение можно рассматривать как основной ресурс региона, оказывающее большое влияние на формирование хозяйства, как во времени, так и в пространстве. Оценка географического положения важна для правильного определения, как возможного потенциала, так и усложняющихся условий формирования хозяйства региона.
Оценка ряда видов географического положения стран не является постоянной. Страна изменяется, развивается. Следовательно, меняется их географическое положение.
В результате изученного материала я сделала вывод, что Россия располагается в 3 полушариях, имеет выход в 3 океана осуществляет связи со всеми странами Северного и Южного полушарий.
Источник
§ 2. Этнокультурные регионы современного мира
§ 2. Этнокультурные регионы современного мира
Географический подход в районировании был использован в наибольшей степени теми авторами, которые попытались найти территориальную привязку для всех мировых культурных пространств и подобрать топонимы, определяющие их местоположение. В современном районировании, предложенном ЮНЕСКО, принято выделять 7 крупных культурно-исторических регионов: Европейский, Арабо-мусульманский, Индийский, Дальневосточный, Тропическо-Африканский, Северо-Американский и Латиноамериканский.
Какие районы выделяют на культурной карте мира?
Выделение центров цивилизаций и культур на карте мира – чрезвычайно сложная задача. Можно вслед за А. Тойнби разделить всю историю человечества на 21 крупную цивилизацию, или, как это сделал С. Хантингтон, предложить лишь 9 современных цивилизаций (Западная, Конфуцианская, Японская, Исламская, Индуистская, Буддистская, Славяно-православная, Латиноамериканская и формирующаяся Африканская).
Карта 1. Цивилизации мира по С. Хантингтону
Историко-культурные области – части ойкумены, у населения которых в силу общности социально-экономического развития, длительных связей и взаимного влияния складываются сходные культурно-бытовые (этнографические) особенности. Наиболее отчетливо эти особенности проявляются обычно в материальной культуре – жилище, утвари, одежде. Но в некоторых случаях отражаются и в духовной культуре, прежде всего областях, связанных с хозяйством и бытом (обычаи, обряды, устное народное творчество).
Российский социолог и экономист Н.Я. Данилевский выделял 12 культурно-исторических типов, некоторые из которых уже ушли в историю. Регионы имели достаточно четкую территориальную привязку: египетский, китайский, ассиро-вавилоно-финикийский, индийский, иранский, еврейский, греческий, римский, иовосемитический (или аравийский), германо-романский (или европейский), мексиканский, перуанский. Его схема, таким образом, была динамичной, она подразумевала постоянную «подвижность» культурной карты мира, исчезновение и появление различных культурно-исторических типов.
Во многом похожей и даже более простой оказалась схема О. Шпенглера, выделившего 8 великих культур, часть которых также канули в прошлое. Это египетская, индийская, вавилонская, китайская, греко-римская, культура майя, магическая (византийскоарабская) и фаустовская (западноевропейская) культуры. Причем, как и Н. Данилевский, знаменитый немецкий ученый считал новым центром культурогенеза российские земли, предполагая зарождение русско-сибирской культуры.
В качестве одного из подходов к районированию Л.Н. Гумилев предлагал выделять природно-культурно-географические комплексы. Границы культурных регионов мира формировались на ранних стадиях становления цивилизаций и, по сути, являются физико-географическими рубежами, в пределах которых происходило формирование культур суперэтносов (византийский, мусульманский, монгольский, русский и др.), проходящих или уже завершивших свой жизненный цикл. Ареалы распространения суперэтносов остаются стабильными, невзирая на их переселение, распространение религий, хозяйственное освоение территорий. Это, по мнению автора, связано прежде всего с тем, что к моменту преодоления физико-географических рубежей между этносами уже сложились труднопреодолимые барьеры: культурные различия, язык и образ жизни.
Какова роль территории в развитии культуры?
До сих пор ведутся споры о том, обусловлена ли культура того или иного этноса территорией или, наоборот, территория обусловлена хозяйственной культурой тех этносов, которые ее преобразуют. Крайние трактовки представляют собой географический детерминизм («все то, что есть в культуре, определяется природой») и географический нигилизм («человек – существо общественное, влияние природных факторов на него незначительно»). По мнению географа Я.Г. Машбица, в истории общественного развития выдающуюся роль играли свойства тех цивилизаций, под воздействием которых шли процессы развития человеческих культур. При этом природа была и остается решающим фактором становления человека и человечества.
Пока остается невыясненным, как соотнести между собой «территориальный» опыт культуры и «этнический» опыт народа: имеют ли они пересечения или существуют изолированно. Вероятно, не следует думать, что пространство предопределяет пути развития культуры, оно предполагает многовариантность, в противном случае территориальная дифференциация культуры была бы не нужна. Кроме того, культура пока что выступает главным гарантом многовариантности развития человечества.
Как географы разделяют геокультурное пространство?
В настоящее время географы предпринимают попытки культурно-географического районирования на различных уровнях, от глобального до локального, и на основе различных подходов (хозяйственно-культурного, историко-культурного, ландшафтно-культурного и др.). Однако наибольшую трудность для географов представляет выделение этнокультурных регионов.
Этнокультурный регион – это часть этнокультурного пространства, наполненного определенным этнокультурным содержанием. Это система культурных явлений (процессов) и объектов, сложившихся в результате их пространственной взаимосвязи, взаимодействия и взаимовлияния различных этнокультурных групп. Этнокультурный регион часто имеет в своей основе ядро древней цивилизации, сформировавшееся в ходе интенсивного общения различных этносов. Одна из задач районирования состоит в выделении таких ядер – центров формирования цивилизаций мирового значения.
Карта 2. Этнокультурные регионы мира.
Карта 3. Важнейшие объекты культурного наследия по этнокультурным регионам мира
Этнокультурные регионы мира
Существует распространенное мнение о том, что духовная составляющая культуры определяется в первую очередь исповедуемой религией. Поэтому зачастую этнокультурные регионы выделяются по конфессиональному признаку. Такой подход использует и известный американский политолог С. Хантингтон и ЮНЕСКО в своем районировании. Цивилизации могут быть расположены на территории сравнительно компактно (индуистская, православная) или разбросаны (протестантская в Европе, Северной Америке, Южной Африке, Австралии и Новой Зеландии). Компактность территории усиливает связи субкультур внутри этнокультурного региона.
Таким образом, границы крупных геокультурных регионов мира есть результат взаимодействия природных, хозяйственных и историко-культурных (цивилизационных) составляющих. Видный российский географ В.В. Вольский так определил понятие «цивилизационный макрорегион»: «исторически сложившийся комплекс соседних народов, принадлежащих к одной региональной цивилизации и взаимозависимо развивающихся в определенных географических условиях», при этом выделяя 11 цивилизационных регионов: Западная и Центрально-Восточная Европа, Российско-Евразийский регион, Северная Африка и Средний Восток, Южная, Восточная и ЮгоВосточная Азия, Африка южнее Сахары, Северная Америка, Латинская Америка, Австралия и Океания.
В рамках крупных историко-географических регионов существуют историко-культурные области более низкого ранга, вплоть до местных культурных районов. Например, в пределах Западноевропейского региона можно выделить следующие историко-культурные области: Северная, Центральная, Западная (Атлантическая), Южная (Среднеземноморская). Однако, как полагают некоторые авторы, в условиях смешения культур деление геопространства на историкокультурные миры вообще утратило всякий смысл.
Где находятся объекты всемирного наследия ЮНЕСКО?
Более половины всех объектов Всемирного культурного наследия представлены в Европе, что наглядно отражает вклад западной цивилизации, а также христианства как мировой религии, в сокровищницу человечества. В первую тройку по количеству объектов входят Италия, Испания и Китай. Около четверти всех объектов наследия находится в Азии, где формировались древние и средневековые цивилизации Востока, культурной основой которых послужили такие религии, как индуизм, буддизм, иудаизм, ислам, а также традиционные религии. Очевидно, что каждый этнос представляет определенную культурную ценность, так как внес свой вклад в общемировую «копилку» цивилизаций. Достижения внеевропейских культур не менее значимы для мирового прогресса, чем «цивилизованных европейцев».
Источники информации
1. Гладкий Ю.Н., Чистобаев А.И. Основы региональной политики. СПб., 1998.
2. Гладкий Ю.Н., Чистобаев А.И. Регионоведение. М., 2000.
3. Дугин А.Г. Основы геополитики. М., 1997.
4. Машбиц Я.Г. Основы страноведения. М., 1995.
5. Народы мира. Историко-этнографический справочник / гл. ред. Ю.В. Бромлей. М., 1988.
6. Тойнби А.Дж. Постижение истории. М., 1991.
7. Тойнби А.Дж. Цивилизация перед судом истории. М., 1996.
8. Чебоксаров Н.Н., Чебоксарова И.А. Народы, расы, культуры. М., 1985.
9. Шпенглер О. Закат Европы: Очерки морфологии мировой истории. М., 1993.
10. Яковец Ю.В. История цивилизаций. М., 1997.
Вопросы и задания
1. С чем связаны различия в подходах к районированию культурной карты мира у различных авторов?
2. Какие цивилизации включают в свои границы несколько этносов? Ядром каких цивилизаций является одна этническая общность?
3. Приведите примеры, когда религия объединяла различные этносы в единую цивилизацию.
4. Пользуясь дополнительной литературой, на примере своего региона (области, республики, края) выделите историко-культурные области, расскажите об их культурном своеобразии.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Зарождение современного диджейства
Зарождение современного диджейства Во многих отношениях четверть столетия назад клубный диджей был не менее искусным, чем его нынешний коллега. Он далеко отошел от своей первоначальной роли музыкального официанта, подававшего все, чего желали гости, и занял высокое
Основатель современного даосизма
Основатель современного даосизма Чжан Даолина справедливо считают основателем современного даосизма. В его сочинениях содержатся рецепты для получения порошков бессмертия, описаны талисманы для излечения всех видов болезней. Это не только повышает его авторитет у
II. Человек современного мира
II. Человек современного мира Двойственность Парижа, его болезненность и в то же время прорывающаяся витальность — следствие тяжкой борьбы, происходящей в нем между отчужденным разумом цивилизации и духом природы. Обитатель города страдает теми же недугами, что и
Тема 13. Австралия и Океания – этнокультурные миры Южного полушария
Тема 13. Австралия и Океания – этнокультурные миры Южного полушария § 35. Австралия – фрагмент западноевропейской культуры фрагмент западной цивилизацииАвстралийский континент занимает всего лишь одна страна – Австралия. Это самый малонаселенный материк на планете,
ЧАСТЬ ВТОРАЯ Традиционные этнокультурные особенности русских: между Востоком и Западом
ЧАСТЬ ВТОРАЯ Традиционные этнокультурные особенности русских: между Востоком и Западом «О вкусах не спорят» «На всякий случай — свой обычай» Русские народные пословицы Набор сходных базовых ценностей не отменяет различий, связанных с особенностями материальной
Гардероб современного мужчины
Гардероб современного мужчины Только настоящий джентльмен может умело составить свой гардероб. Внешнее в человеке — это то, что сразу бросается в глаза, и первое впечатление складывается из целого комплекса внешних деталей. И хотя оно бывает обманчиво, тем не менее,
М. Я. Спивак (Москва) «Провинция идет в регионы»: О некоторых особенностях современного употребления слова провинция
М. Я. Спивак (Москва) «Провинция идет в регионы»: О некоторых особенностях современного употребления слова провинция Моя цель – поделиться некоторыми, весьма беглыми наблюдениями над тем, как сегодня функционирует в языке слово «провинция». Речь пойдет не об
Столица – регионы: фрактальные структуры взаимодействия в социокультурном пространстве города
Столица – регионы: фрактальные структуры взаимодействия в социокультурном пространстве города Взаимодействие столицы и регионов чаще всего рассматривается в ракурсе государственно-политических или социально-экономических проблем. Однако одним из наиболее важных
К вопросу об идентичности современного человека
К вопросу об идентичности современного человека Как уже говорилось, в отличие от животного, ценности которого определены естественным образом, человек способен принять за ценность что угодно, и созданные человеком и часто ненужные ему предметы порой сами активно влияют
7.3. Отражение в семантической системе языка антропосубъектного уподобления реалий внутреннего мира реалиям внешнего мира
7.3. Отражение в семантической системе языка антропосубъектного уподобления реалий внутреннего мира реалиям внешнего мира На отражение в семантической системе языка этого типа атропоцентризма обратили внимание А.А. Потебня и М.М. Покровский. Так, А.А. Потебня заметил, что
Источник