- Значение слова «этический»
- эти́ческий
- Делаем Карту слов лучше вместе
- Синонимы к слову «этический»
- Предложения со словом «этический»
- Цитаты из русской классики со словом «этический»
- Сочетаемость слова «этический»
- Что (кто) бывает «этическим»
- Понятия, связанные со словом «этический»
- Афоризмы русских писателей со словом «этический»
- Отправить комментарий
- Дополнительно
- Предложения со словом «этический»
- Синонимы к слову «этический»
- Сочетаемость слова «этический»
- Что (кто) бывает «этическим»
- Морфология
- Правописание
- Карта слов и выражений русского языка
- «Этический» — это термин, заслуживающий внимания
- Определение термина
- История формирования термина
- Особенности
- Современность
- Этика как наука
- Заключение
- Лекция № 3 Раздел IV . Этические формы общения.
Значение слова «этический»
1. Прил. к этика. Этические нормы поведения. □ Я задержался — на заседании (оно экстренное). Рвусь душой, но не могу уйти по этическим условиям. Станиславский, Письмо Б. М. Сушкевичу, 30 мая 1922.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
ЭТИ’ЧЕСКИЙ, ая, ое (книжн.). Прил. к этика. Этические задачи воспитания.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
эти́ческий
1. относящийся к этике ◆ «Это серьёзный этический поступок», — тщательно подбирая слова, выговариваю я. Э. Л. Джеймс, ««50 оттенков серого»»
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: кошерный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Синонимы к слову «этический»
Предложения со словом «этический»
- Такой подход позволяет быстро выявить причину нарушения этических норм и обеспечивает простое, интуитивно понятное объяснение происшедшего.
Цитаты из русской классики со словом «этический»
- Я совершенно отрицательно всегда относился к этическому формализму Канта, к категорическому императиву, к закрытию вещей в себе и невозможности, по Канту, духовного опыта, к религии в пределах разума, к крайнему преувеличению значения математического естествознания, соответствующего лишь одной эпохе в истории науки.
Сочетаемость слова «этический»
Что (кто) бывает «этическим»
Понятия, связанные со словом «этический»
Афоризмы русских писателей со словом «этический»
- Эстетическое и этическое — два плеча одного рычага: насколько удлиняется и облегчается одна сторона, настолько укорачивается и тяжелеет другая сторона. Как только человек теряет нравственный смысл, так он делается особенно чувствителен к эстетическому.
Отправить комментарий
Дополнительно
Предложения со словом «этический»
Такой подход позволяет быстро выявить причину нарушения этических норм и обеспечивает простое, интуитивно понятное объяснение происшедшего.
Некоторые из них, должно быть, знали тягу души к богу или искали более высокие этические принципы по сравнению с нормами своего времени.
Автор трошевской книги мне известен, но из этических соображений называть его не могу.
Синонимы к слову «этический»
Сочетаемость слова «этический»
Что (кто) бывает «этическим»
Морфология
Правописание
Карта слов и выражений русского языка
Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.
Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.
Сайт оснащён мощной системой поиска с поддержкой русской морфологии.
Источник
«Этический» — это термин, заслуживающий внимания
«Этический» — это важный термин, который заслуживает подробного рассмотрения и изучения. Те нравственные нормы, которые существуют в современном обществе, стали результатом продолжительного процесса установления взаимоотношений между людьми. Этические проблемы касаются культурных, экономических, политических отношений. Без соблюдения определенных норм сложно говорить об уважении и доверии между людьми.
Определение термина
Что означает слово «этический»? Это прилагательное тесно связано со словом «этикет». Оно имеет французское происхождение, означает определенную манеру поведения. К данному термину относят вежливость и учтивость.
История формирования термина
Какую историю имеет прилагательное «этический»? Значение данного слова пришло к нам из далеких времен. В современном этикете присутствуют обычаи всех поколений, начиная с древних времен, заканчивая современностью.
Правила поведения должны соблюдаться не только членами одного общественного строя, но и людьми, которые относятся к различным политическими культурным системам, существующим в современном мире.
Как воспринимается в настоящее время термин «этический»? Значение слова зависит от особенностей страны. В него стараются вкладывать особенности исторического развития, обычаи, традиции.
Особенности
По мере развития цивилизации, наблюдается корректировка правил поведения. Нормы поведения, считающиеся неприличными ранее, становятся нормой для общества. Этический — это не идеальный вариант поведения. В зависимости от обстоятельств, времени, места, могут вноситься некоторые изменения либо дополнения в установленные нормы внутренней культуры.
В отличие от морали, термин «этический» — это условное понятие. Культурный человек понимает, знает, выполняет правила взаимоотношений. Манеры являются отражением нравственных и интеллектуальных качеств личности.
Человеку, который умеет себя вести в обществе, значительно проще устанавливать контакты с окружающими людьми, создавать устойчивые и полноценные взаимоотношения с коллегами.
Воспитанный и тактичный человек демонстрирует нормы этикета не только во время официальных церемоний и приемов, но и в домашней обстановке. В основе подлинной вежливости находится доброжелательность, которая обусловлена чувством меры, такта. Этикет — это важная и существенная часть человеческой культуры, нравственности, морали, которая вырабатывалась разными народами на протяжении многих веков. Представления о добре и зле, благоустройстве, порядке, красоте — все это включает в себя этикет.
Французский философ Леви-Строс говорил о том, что двадцать первый век станет временем гуманитарной культуры. Он подчеркивает, что только духовность станет возможностью развития человеческой цивилизации.
Современность
В настоящее время система духовных ориентиров основывается на противостоянии двух принципов, разных мировоззренческих установках: гуманизма и технократизма.
Техническая революция, базирующаяся на технологиях и инновациях, внесла свой вклад в духовность. Человек стал средством для реализации научно-технических достижений, их применения. Гуманистический подход подразумевает выведение общества из состояния типичного потребления, направлен на возрождение духовных ценностей. Терпимость, сострадание, добро, совесть — все это слова, составляющие основу этики. Именно такие понятия помогают превращать человека в гуманистическую личность.
Этика как наука
Термин «этический» был придуман Аристотелем, он означал нравы, обычаи, привычки. Этику называют учением о нравственности, морали.
Философия содержит в себе гносеологию, онтологию, эстетику, этику. В качестве философской дисциплины этика объясняет суть морали, ее природу, поясняет устремления человека, противоречивость нравственных отношений между людьми. Она характеризует логическую связь между суждениями и поступками, моральными оценками и действиями.
Ее познавательная функция состоит в изучении поведения личности, осознании основ добра и зла, порядочности и бесчестия. Этика помогает человечеству достигать истинных благ, учитывая особенности исторического периода.
Нормативная задача этики заключается в поиске выходов из сложных моральных ситуаций, преодолении препятствий на пути к самосовершенствованию и развитию.
Заключение
Подводя конечный итог, отметим, что нравственность (мораль) выступает в качестве сложной сферы духовной жизни общества и отдельной личности, она является основным предметом исследования этики. Она не создает правил, специальных принципов, нормы общественного поведения, идеалов и оценок. Скорее занимается теоретическим обобщением, систематизацией ценностей, идеалов, моральных норм. Только при соблюдении этических норм у человечества есть шанс к развитию.
Источник
Лекция № 3 Раздел IV . Этические формы общения.
Лекция № 3 Раздел IV . Этические формы общения.
Тема 4.1.Общие сведения об этической культуре
1. Понятие: этика и мораль.
2. Категории этики.
4. Моральные принципы и нормы как основа эффективного общения.
Мораль (от латинского moralis — нравственный; mores — нравы) – это один из способов регулирования поведения людей в обществе. Она представляет собой систему принципов и норм, определяющих характер отношений между людьми в соответствии с принятыми в данном обществе понятиями о добре и зле, справедливом и несправедливом, достойном и недостойном. Соблюдение требований морали обеспечивается силой духовного воздействия, общественным мнением, внутренним убеждением, совестью человека.
Особенностью морали является то, что она регулирует поведение и сознание людей во всех сферах жизни (производственная деятельность, быт, семейные, межличностные и другие отношения). Мораль распространяется также на межгрупповые и межгосударственные отношения.
Моральные принципы имеют всеобщее значение, охватывают всех людей, закрепляют основы культуры их взаимоотношений, создаваемые в длительном процессе исторического развития общества.
Всякий поступок, поведение человека может иметь разнообразное значение (правовое, политическое, эстетическое и др.), но его нравственную сторону, моральное содержание оценивают по единой шкале. Моральные нормы повседневно воспроизводятся в обществе силой традиции, властью общепризнанной и поддерживаемой всеми дисциплины, общественным мнением. Их выполнение контролируется всеми.
Мораль включает в себя моральные нормы, моральные принципы, нравственные идеалы, моральные критерии и др.
Моральные нормы – это социальные нормы, регулирующие поведение человека в обществе, его отношение к другим людям, к обществу и к себе. Их выполнение обеспечивается силой общественного мнения, внутренним убеждением на основе принятых в данном обществе представлений о добре и зле, справедливости и несправедливости, добродетели и пороке, должном и осуждаемом.
В отличие от простых обычаев и привычек, когда люди однотипно поступают в сходных ситуациях (празднование дня рождения, свадьбы, проводы в армию, различные ритуалы, привычка к определенным трудовым действиям и др.), моральные нормы не просто выполняются вследствие заведенного общепринятого порядка, а находят идейное обоснование в представлениях человека о должном или недолжном поведении как вообще, так и в конкретной жизненной ситуации.
В основу формулирования моральных норм как разумных, целесообразных и одобряемых правил поведения положены реальные принципы, идеалы, понятия о добре и зле и т. д., действующие в обществе.
Моральные нормы могут выражаться как в негативной, запрещающей форме (например, Моисеевы законы – Десять заповедей, сформулированных в Библии), так и в позитивной (будь честен, помогай ближнему, уважай старших, береги честь смолоду и т. д.).
Моральные принципы – одна из форм выражения нравственных требований, раскрывающая содержание нравственности, существующей в обществе. Они выражают требования, касающиеся нравственной сущности человека, характера взаимоотношений между людьми, определяют общее направление деятельности человека и лежат в основе норм поведения, где служат критериями нравственности.
Выделяют общепризнанные, важные в теоретическом и практическом отношении категории: добро и зло, благо, справедливость, долг, совесть, ответственность, достоинство и честь, смысл жизни, счастье и др.
1. Добро и зло – наиболее общие формы моральной оценки, разграничивающие нравственное и безнравственное.
Добро – категория этики, объединяющая все, имеющее положительное нравственное значение, отвечающее требованиям нравственности, служащее отграничению нравственного от безнравственного, противостоящего злу.
Зло – категория этики, выражающая представление о безнравственном, противоречащем требованиям морали, заслуживающем осуждения. Это общая абстрактная характеристика отрицательных моральных качеств.
2. Благо – все, что способствует человеческой жизни, служит удовлетворению материальных и духовных потребностей людей, является средством для достижения определенных целей. Это и природные блага, и духовные (познание, образование, предметы культурного потребления). Полезность не всегда совпадает с благом. Например, искусство лишено утилитарной пользы; развитие промышленности, материального производства приводит человечество на грань экологической катастрофы.
Справедливость
Справедливость в обществе понимается в различных аспектах. Это категория морально-политическая и правовая. В этике справедливость – категория, означающая такое положение вещей, которое рассматривается как должное, отвечающее представлениям о сущности человека, его неотъемлемых правах, исходящее из признания равенства между всеми людьми и необходимости соответствия между деянием и воздаянием за добро и зло, практической ролью разных людей и их социальным положением, правами и обязанностями, заслугами и их признанием[2].
Аристотель впервые разделил справедливость на уравнительную (справедливость равенства) и распределительную (справедливость пропорциональности). Эти аспекты справедливости сохраняют свое значение и в современных условиях.
Несправедливость противоположна справедливости. Она там, где человек принижен, его права и достоинство не обеспечены, между людьми нет равенства, а блага, воздаяние за добро и зло распределяются непропорционально.
4. Долг – категория этики, означающая отношение личности к обществу, другим людям, выражающееся в нравственной обязанности по отношению к ним в конкретных условиях.
Чувство совести ограждает человека от дурного, порочного, стимулирует благородство, ответственность – люди нередко апеллируют к собственной совести и к совести других, дают оценку себе и другим, используя понятия «чистая совесть», «нечистая совесть», «уснувшая совесть», «совестливый человек», «бессовестный», «угрызения совести» т.п.
6. Ответственность – категория этики, характеризующая личность с точки зрения выполнения ею нравственных требований, соответствия ее моральной деятельности нравственному долгу, рассматриваемого с позиций возможностей личности.Ответственность – обязанность и необходимость давать отчет в своих действиях, поступках, отвечать за их возможные последствия.
7. Достоинство и честь – категория этики, означающая особое моральное отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества, окружающих, основанное на признании ценности человека как личности.
Кодекс чести судьи Российской Федерации, принятый в 1993 году, обязывает судью в любой ситуации сохранять личное достоинство, заботиться о своей чести, избегать всего, что могло бы причинить ущерб репутации.
8. Гуманизм как этический принцип (от латинского humanus – человечный) – принцип мировоззрения, в том числе нравственности, означающий признание человека высшей ценностью, веру в человека, его способность к совершенствованию, требование свободы и защиты достоинства личности, идею о праве человека на счастье, о том, что удовлетворение потребностей и интересов личности должно быть конечной целью общества.
Вербальный этикет
Культура поведения в деловом общении немыслима без соблюдения правил вербального (словесного, речевого) этикета, связанного с манерами и формами речи, словарным запасом, т. е. со всем стилем речи, принятым в общении круга деловых людей.
Культура речи предполагает не только её грамматическую и стилистическую правильность, но отсутствие вульгарных слов, нецензурных выражений, слов-паразитов, а также элементарная вежливость, которая предполагает умение здороваться, прощаться, говорить «пожалуйста», «будьте добры», «будьте любезны», «извините», благодарить за помощь, услугу, желать спокойной ночи, доброго утра, хорошего аппетита, здоровья и т.д.
В этикете высоко ценятся внимательность, умение выслушать говорящего, оказать услугу нуждающемуся в ней.
Американский психолог Дейл Карнеги в книге «Как завоевать друзей и оказать влияние на людей» предложил шесть правил искусства нравиться:
Первое — искренне интересоваться другими людьми. Чтобы познать других, надо меньше говорить о себе, больше слушать других, в беседе меньше употреблять местоимения. Стараться выяснить, что ваш собеседник думает по тому или иному вопросу, как он живёт, чем интересуется.
Второе — улыбаться людям. Человек с улыбкой в глазах и на губах всегда нравится людям. Улыбка без иронии, идущая изнутри человека, скажет: “Я рад тебя видеть, мне приятно говорить с тобой”.
Третье — обращаться к собеседнику по имени. Чтобы лучше запомнить имена тех, с кем знакомишься, надо мысленно повторить несколько раз это имя, а еще лучше — записать.
Четвёртое — уметь слушать собеседника, при этом задавать вопросы, на которые самому хотелось бы ответить. Уметь посочувствовать человеку, если он нуждается в этом. Если у вас возникло желание перебить собеседника, сделайте глубокий вдох и дайте собеседнику продолжить свою мысль. Внимательный собеседник заметит это и оценит.
Пятое — говорить с собеседником о том, что его интересует. Это самый верный путь к сердцу человека.
Шестое — внушать друзьям, коллегам осознание их собственной значимости для вас, коллектива, семьи. Но делать это надо искренно. Надо видеть достоинства других людей, хвалить их и благодарить за то доброе, что они делают для нас. Хорошие слова приятны окружающим. После хороших слов, сказанных людям, вы сами почувствуете, что становитесь добрее.
Все, о чем здесь было сказано, адресовано как руководителю предприятия, офиса, компании, так и всем её служащим.
Телефонный этикет
Общепринятые правила телефонных разговоров:
Ø если разговор прервался, то перезвонить должен тот, по чьей инициативе состоялся разговор;
Ø следует говорить максимально кратко и по существу;
Ø нельзя говорить слишком громко в трубку, избегая в то же время и слишком тихой речи;
Ø приветствие и представление обязательны;
Ø если вы звоните кому-то и на ваш звонок не отвечают, не кладите трубку, пока не услышите 4-6 длинных гудков — вашему собеседнику может потребоваться некоторое время для того, чтобы подойти к телефону;
Ø как минимум несколько раз подумайте перед тем, как звонить в неурочное время — слишком рано утром или поздно вечером. Как правило, не следует звонить до 8 утра и после 11 вечера, а также в обеденное время;
Ø нельзя звонить по ставшему вам известным номеру домашнего телефона вашего партнера, если только он сам не дал этот номер вам и не сказал, что ему можно позвонить домой. Следует избегать деловых звонков по домашним номерам в выходные и праздничные дни;
Ø особенно важны правильность и вежливость речи, приятность интонации;
Ø очень важно вежливо и позитивно закончить разговор.
Этикет делового письма
Общие правила к оформлению делового письма.
1. Должно быть не длинным — 1,5 страницы, чётким и ясным. Старайтесь избегать в деловом письме многосложных, непонятных слов и выражений. Лаконичные письма, написанные односложными словами, характеризуют пишущих как хороших собеседников, владеющих искусством общения.
2. Письмо должно отражать индивидуальность автора, отдела или компании. Но, не смотря на строгие правила и стандарты, всегда остаётся место для творчества. Письмо, подготовленное с творческим подходом, покажет получателю, что его готовила личность.
Деловое общение — это сложный многоплановый процесс развития контактов между людьми в служебной сфере. Его участники выступают в официальных статусах и ориентированы на достижение цели, конкретных задач. Специфической особенностью названного процесса является регламентированность, т. е. подчинение установленным ограничениям, которые определяются национальными и культурными традициями, профессиональными этическими принципами.
Известны «писаные» и «неписаные» нормы поведения в той или иной ситуации официального контакта. Принятый порядок и форма обхождения на службе называется деловым этикетом. Его основная функция — формирование правил, способствующих взаимопониманию людей. Второй по значению является функция удобства, т. е. целесообразность и практичность.
Современный отечественный служебный этикет имеет интернациональные признаки, потому что его основы были заложены в 1720 году «Генеральным регламентом» Петра I, в котором были заимствованы зарубежные идеи.
Общим из требований считается приветливое и предупредительное отношение ко всем коллегам по работе, партнерам, независимо от личных симпатий и антипатий.
Регламентированность делового взаимодействия выражается во внимании к речи. Обязательно соблюдение речевого этикета — разработанных обществом норм языкового поведения, типовых готовых «формул», позволяющих организовать этикетные ситуации приветствия, просьбы, благодарности и т. д. (например, «здравствуйте», «будьте добры», «разрешите принести извинения», «счастлив познакомиться с Вами»). Эти устойчивые конструкции выбираются с учетом социальных, возрастных, психологических характеристик.
Виды делового общения
По способу обмена информацией различают устное, письменное и деловое общение.
Устные виды делового общения разделяются на монологические и диалогические.
К монологическимвидам относятся:
· Торговая речь (реклама);
· Доклад (на заседании, собрании).
· Деловой разговор — кратковременный контакт, преимущественно на одну тему;
· Деловая беседа — продолжительный обмен сведениями, точками зрения, часто сопровождающийся принятием решений.
· Переговоры — обсуждение с целью заключения соглашения по какому — либо вопросу;
· Интервью — разговор с журналистом, предназначенный для печати, радио, телевидения;
· Контактный деловой разговор — непосредственный, «живой» диалог.
· Телефонный разговор (дистанционный), исключающий невербальную коммуникацию.
В прямом контакте и непосредственной беседе наибольшее значение имеют устная и невербальная коммуникации.
Беседа или передача сообщений по телефону являются самыми распространенными формами коммуникаций, их отличает непосредственный контакт и большое разнообразие способов общения, что позволяет без труда сочетать деловую (формальную) и личную (неформальную) части разнообразного сообщения.
Письменные виды делового общения — это многочисленные служебные документы: деловое письмо, протокол, отчет, справка, докладная и объяснительная записка, акт, заявление, договор, устав, положение, инструкция, решение, распоряжение, указание, приказ, доверенность и др.
По содержанию общениеможет быть разделено на:
Ø Материальное — обмен предметами и продуктами деятельности;
Ø Когнитивное — обмен знаниями;
Ø Мотивационное — обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями;
Ø Деятельностное — обмен действиями, операциями, умениями, навыками.
По средствам общения возможно деление на такие четыре вида:
Непосредственное — осуществляемое с помощью естественных органов, данных живому существу: руки, голова, туловище, голосовые связки и т.д.;
Опосредованное — связанное с использованием специальных средств и орудий;
Прямое — предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг другом общающихся людей в самом акте общения;
Косвенное — осуществляется через посредников, которыми могут выступать другие люди.
Практическое занятие
Лекция № 3 Раздел IV . Этические формы общения.
Источник