Что значит если умирает младенец

Смерть ребенка. Пережить. Понять. Принять

Дет­ская смерть – огром­ная тра­ге­дия и шок для семьи. Для роди­те­лей непо­сти­жимо, как после такого жизнь может про­дол­жаться. Как не утра­тить веру? Где найти силы? Для каж­дого ответы будут раз­ными. А нахо­дить их можно в таин­ствах Церкви, бесе­дах с духов­ни­ком, обра­ще­нию к собы­тиям Свя­щен­ной исто­рии и ее хри­сти­ан­ским смыслам.

Споря с абсурдом

С утра­той ребенка, осо­бенно ново­рож­ден­ного, миро­воз­зре­ние его близ­ких рушится, никуда не спря­таться от боли и острого пере­жи­ва­ния абсурд­но­сти бытия, а любые слова сочув­ствия при­чи­няют еще боль­шее страдание.

Осо­бенно маме, кото­рая ближе к малышу телесно – девять меся­цев вына­ши­вала свое чадо, в муках про­из­вела на свет, остро испы­тала радость рож­де­ния, пер­вого при­кос­но­ве­ния, корм­ле­ния, взгляда.

Пупо­вина с рож­де­нием не обры­ва­ется, это ведь пожиз­нен­ная связь. Но только выныр­нул малень­кий чело­век из око­ло­плод­ного про­стран­ства, вошел в новое изме­ре­ние, вдох­нул воз­духа, начал жить, и вдруг – нет. А ведь был, состо­ялся – улы­бался, щурился на свет, дер­жал за палец, имел свой осо­бен­ный цвет глаз, был на кого-то похож.

Роди­те­лям умер­шего малыша кажется, что они ока­за­лись в ваку­уме, в чер­ной дыре, в пре­дель­ном оди­но­че­стве, и вокруг ни души. Ред­кий друг, не каж­дый свя­щен­ник и далеко не вся­кий пра­во­слав­ный пси­хо­лог спо­со­бен в этой ситу­а­ции на умест­ное и муд­рое слово собо­лез­но­ва­ния и сопереживания.

Утешить и утешиться

Сочув­ствуя роди­те­лям, важно под­хо­дить к этому с рас­суж­де­нием. Активно и эмо­ци­о­нально уте­шать – зна­чит, про­буж­дать новые слезы и жалость к себе, а это не сни­мет душев­ного раз­лада и напря­же­ния. При­во­дить в чув­ство хлест­кими фра­зами маму или папу, поте­ряв­ших ребенка, и вме­сте с ним и важ­ные жиз­нен­ные смыслы – тоже не выход. Все равно, что бить лежа­чего боль­ного за то, что он не может встать. Пси­хо­те­ра­пев­ти­че­ский эффект от уго­во­ров, упре­ков, уве­ще­ва­ний вер­нуться к нор­маль­ной повсе­днев­но­сти, взы­ва­ния к сове­сти и разуму – тоже весьма сомнительный.

Читайте также:  Что значит смайл звезда с колечком

Попро­буйте хотя бы отча­сти понять это состо­я­ние – почти древ­не­гре­че­ское ощу­ще­ние ужаса от неумо­ли­мо­сти судьбы. Горе затме­вает созна­ние, вызы­вает сопро­тив­ле­ние, про­тест, вопль биб­лей­ского Иова к небе­сам. В горь­ких собы­тиях поте­ряв­шему ребенка видится не Про­мысл Божий, а демо­ни­че­ское сле­пое суще­ство с повяз­кой на гла­зах. А все пра­виль­ные в любое дру­гое время аргу­менты – «у Бога все живы», «одна­жды мы встре­тимся», пред­ло­же­ния позвать зна­ко­мого свя­щен­ника домой или пойти вме­сте при­ча­ститься и испо­ве­до­ваться зву­чат почти что саркастически.

Что же делать? Раз­мыш­ляет свя­щен­ник Сер­гий Круг­лов: «Маме не надо особо про­по­ве­до­вать и про­па­ган­ди­ро­вать о детях. Она все знает сама. Серд­цем, нут­ром своим. Спа­сите лучше в первую оче­редь не детей – маму. Вот ее. Вот эту Рахиль. Дайте ей отды­шаться. И она запла­чет. В голос. И пла­чем рас­ска­жет всё и обо всём…»

Сло­вом, пожа­леем мам (и отцов) мол­ча­ли­вым своим сочув­ствием, поз­во­лим им отры­дать своё. И попро­буем дать надежду.

Вет­хо­за­вет­ные люди счи­тали рож­де­ние ребенка бла­го­сло­ве­нием, а без­дет­ность – нака­за­нием, поэтому потеря детей была для них страш­ным и оглу­ши­тель­ным горем. Про­рок Иере­мия вос­кли­цал: «Глас слы­шен в Раме, плач и рыда­ние и вопль; Рахиль пла­чет о детях своих и не хочет уте­шиться, ибо их нет» ( Иер.31:15 ). Внуки и пра­внуки нашей пра­ма­тери Рахили сим­во­ли­че­ски опла­каны ею за 17 веков, про­шед­ших от ее плача и до Рож­де­ства Хри­стова. Но родился Хри­стос – и все изме­ни­лось. У зем­ной жизни откры­лось окошко, а в нем обо­зна­чи­лась веч­ная перспектива.

Несбывшиеся надежды

«За что мне это? Почему он появился на свет и его забрали обратно? Что я делала не так? Отчего так невы­но­симо плохо? Как дальше жить?» – вот те отча­ян­ные мате­рин­ские вопросы, перед кото­рыми съе­жи­ва­ется и цепе­неет душа. И в основе всех этих горест­ных вопро­ша­ний, как бы жестко это не про­зву­чало – в первую оче­редь, тре­вога и забота о себе.

Да, это есте­ственно – наше эго­и­сти­че­ское стрем­ле­ние удер­жать то, что мы полу­чили в пода­рок от Бога, мыс­ленно при­сво­или и не готовы вер­нуть обратно. И можем ли мы рас­суж­дать по-дру­гому, если житей­ская пси­хо­ло­гия дик­тует нам свои пред­став­ле­ния о сча­стье и несча­стье – сожа­ле­ния о сыне или дочери, так и не вку­сив­ших благ сада зем­ного? Будем же откро­венны сами с собой. Опла­ки­вая ребенка, на самом деле мы опла­ки­ваем самих себя и соб­ствен­ные несбыв­ши­еся мечты в его ожи­да­нии. Не при­го­див­ши­еся вещи и игрушки, школь­ные празд­ники с буке­тами, выпуск­ные с лен­тами и шам­пан­ским, сту­ден­че­ство, первую запись в тру­до­вой книжке, пер­вый зара­бо­ток, сва­дьбу, вну­ков, путе­ше­ствия, дач­ную идил­лию, семей­ные будни и быт, – все то, что могло бы быть и не состо­я­лось. Все пошло не по нашему сце­на­рию, не так, как мы себе запла­ни­ро­вали. И поэтому наш мир рушится.

Почему так? Отча­сти потому, что та же обы­ва­тель­ская житей­ская пси­хо­ло­гия пред­став­ляет нам смерть как нака­за­ние и ката­строфу, а зем­ную жизнь как некую бес­ко­неч­ность, где глав­ными цен­но­стями оста­ются здо­ро­вье и дол­го­ле­тие, а дни еще долго про­дол­жают «мотать колесо». И после них мая­чат туман­ные пер­спек­тивы – вроде бы что-то там есть, но это будет не скоро, можно поду­мать об этом потом.

Хри­сти­ан­ство иначе рас­став­ляет акценты: про­ис­хо­дя­щее здесь и сей­час важно постольку, поскольку каса­ется жизни буду­щего века, лич­ной встречи со Хри­стом и воз­мож­но­сти нашего спа­се­ния в Цар­ствии Небес­ном. И если центр тяже­сти наших стрем­ле­ний и упо­ва­ний сме­ща­ется от повсе­днев­но­сти в Веч­ность, то и взгляд наш на жизнь и смерть тоже в корне меня­ется. В резуль­тате этой духов­ной мета­мор­фозы мы иначе видим при­выч­ные вещи. В том числе и то, что состав­ляет истин­ное благо для нас и наших детей.

Обитатели чистой земли

Именно такой, отлич­ный от обще­при­ня­того, взгляд на дет­скую смерть пред­ла­гают свя­тые отцы Церкви.

Самым поэ­тич­ным и уте­ши­тель­ным язы­ком гово­рит о ней свт. Иоанн Зла­то­уст: «… Итак, не будем пре­да­ваться печали, когда уви­дим, что наших детей пости­гает та участь, кото­рой мы не желали бы и для себя. Ведь это только для нас чаша смерти испол­нена опас­но­сти, для детей же она спа­си­тельна, и то, что во всех воз­буж­дает ужас, желанно для них, что для нас явля­ется нача­лом име­ю­щего постиг­нуть нас там нака­за­ния, ста­но­вится для них источ­ни­ком спа­се­ния.

За что, в самом деле, потре­бо­вали бы отчета у тех, кото­рые совер­шенно не испы­тали греха? За что под­верг­лись бы нака­за­нию те, кото­рые не имели позна­ния ни добра, ни зла? О, бла­жен­ная смерть счаст­ли­вых детей! О, смерть невин­ных! Ты поис­тине начало новой веч­ной жизни. О, конец, ста­но­вя­щийся нача­лом бес­ко­неч­ной радости!»

А вот что утвер­ждает Ефрем Сирин: «Хвала Тебе, Боже наш, из уст груд­ных мла­ден­цев и детей, кото­рые, как чистые агнцы в Едеме, упи­ты­ва­ются в Царстве!

По ска­зан­ному Духом Свя­тым (см.: Иез. 34, 14 ), пасутся они среди дере­вьев, и архан­гел Гав­риил – пас­тырь сих стад. Выше и пре­крас­нее сте­пень их, нежели дев­ствен­ни­ков и свя­тых; они – чада Божии, питомцы Духа Свя­таго. Они – сообщ­ники гор­них, дру­зья сынов света, оби­та­тели чистой земли, дале­кие от земли про­кля­тий.

В тот день, когда услы­шат они глас Сына Божия, воз­ра­ду­ются и воз­ве­се­лятся кости их, пре­кло­нит главу свою сво­бода, кото­рая не успела еще воз­му­тить дух их.

Кратки были дни их на земле, но блю­дется жизнь их в Едеме; и роди­те­лям их всего жела­тель­нее при­бли­зиться к их обителям.

Зало­гом у Тебя, , да будут дети , да вку­шают они бла­жен­ство горе на небе­сах, да пред­стоят там молит­вен­ни­ками за всех нас, потому что дет­ская молитва чиста. Бла­го­сло­вен Дару­ю­щий детям бла­жен­ство в чер­тоге Своем!

Вос­приял неко­гда Спа­си­тель наш детей на руки Свои, бла­го­слов­ляя их перед сон­мами народа, а тем пока­зал, что любит Он дет­ство, потому что чисто оно и далеко от вся­кой скверны. Бла­го­сло­вен Все­ля­ю­щий детей в чер­тоге Своем! Пра­вед­ный видит, что лукав­ство умно­жи­лось на земле, и над всеми вла­ды­че­ствует грех; потому посы­лает Ангела Сво­его поять отселе сонм пре­крас­ных детей и при­зы­вает их в чер­тог радо­стей.

Как лилии в поле, пере­са­жен­ные в рай дети и, как жем­чу­жины в венце, пере­се­лен­ные в цар­ство мла­денцы неумолч­ную вос­пе­вают там хвалу.

Кто не будет радо­ваться, видя детей, отво­ди­мых в брач­ный чер­тог? Кто ста­нет опла­ки­вать юность, если избе­гает она гре­хов­ных сетей? И нас, Гос­поди, вме­сте с ними воз­ве­сели в брач­ном чер­тоге! Хвала Тому, Кто изво­дит отселе юность и пере­се­ляет ее в рай! Хвала Тому, Кто поем­лет детей и остав­ляет их в чер­тоге бла­женств! Без­опасно там раду­ются они».

«В раю нужны цветочные бутоны»

Не дале­кий от нас по вре­мени духов­ный авто­ри­тет – ста­рец Паи­сий Свя­то­го­рец в бесе­дах с при­хо­дя­щими к нему не раз выска­зы­вался по поводу смерти детей. Вот фраг­менты из неко­то­рых бесед.

Геронда, одна мать девять лет назад поте­ряла ребёнка. Сей­час она про­сит Вас помо­литься, чтобы она уви­дела его хотя бы во сне и уте­ши­лась.

– А сколько лет было ребёнку? Он был малень­ким? Это имеет зна­че­ние. Если ребё­нок был малень­кий и если мать нахо­дится в состо­я­нии таком, что когда он явится, она не поте­ряет душев­ного покоя, то он ей явится. При­чина того, что ребё­нок не явля­ется, нахо­дится в ней самой.

– Геронда, а может ли ребё­нок явиться не своей матери, кото­рая об этом про­сит, а кому-то ещё?

– Как же не может! Ведь Бог устра­и­вает всё в соот­вет­ствии [с нашей поль­зой]. Когда мне гово­рят о том, что какой-то юноша умер, я скорблю, но скорблю по-чело­ве­че­ски. Ведь, иссле­до­вав вещи глубже, мы уви­дим, что, чем взрос­лее ста­но­вится чело­век, тем больше ему надо бороться и тем больше у него накап­ли­ва­ется гре­хов. Осо­бенно люди мира сего: чем дольше они живут, тем больше – сво­ими попе­че­ни­ями, неспра­вед­ли­во­стями и тому подоб­ным – они ухуд­шают свое состо­я­ние, вме­сто того чтобы его улуч­шить. Поэтому чело­век, кото­рого Бог заби­рает из этой жизни в дет­стве или в юно­сти, больше при­об­ре­тает, чем теряет.

Геронда, почему Бог попус­кает, чтобы уми­рало так много молодых?

– Никто еще не под­пи­сы­вал с Богом кон­тракт о том, когда ему уме­реть. Бог заби­рает каж­дого чело­века в наи­бо­лее под­хо­дя­щий момент его жизни, заби­рает осо­бым, только для него при­год­ным обра­зом – так, чтобы спа­сти его душу. Если Бог видит, что чело­век ста­нет лучше, Он остав­ляет его жить. Однако, видя, что чело­век ста­нет хуже, Он заби­рает его, чтобы его спа­сти. А дру­гих – тех, что ведут гре­хов­ную жизнь, но имеют рас­по­ло­же­ние сде­лать добро, Он заби­рает к Себе до того, как они успе­вают это добро сде­лать. Бог посту­пает так, потому что знает, что эти люди сде­лали бы добро, если бы им пред­ста­ви­лась для этого бла­го­при­ят­ная воз­мож­ность. То есть Бог всё равно что гово­рит им: “Не тру­ди­тесь: хва­тит и того доб­рого рас­по­ло­же­ния, кото­рое у вас есть”. А кого-то еще – очень хоро­шего, Бог заби­рает к Себе, потому что в Раю нужны и цве­точ­ные бутоны.

Наши молитвенники

Авва Паи­сий гово­рит нам и сле­ду­ю­щее: «Конечно, роди­те­лям и род­ствен­ни­кам умер­шего ребёнка всё это понять нелегко. Посмотри: когда уми­рает малыш, Хри­стос берёт его к Себе словно малень­кого Ангела, а его роди­тели рыдают и бьют себя в грудь, тогда как им сле­до­вало бы радо­ваться. Ведь откуда они знают, кем бы он стал, когда вырос? Смог бы он спастись?

Когда в 1924 году мы уез­жали из Малой Азии на корабле, я был мла­ден­цем. На корабле было полно бежен­цев. Я лежал на палубе, заку­тан­ный мате­рью в пелёнки. Один мат­рос слу­чайно на меня насту­пил. Мать поду­мала, что я умер, и начала пла­кать. Одна жен­щина из нашей деревни раз­мо­тала пелёнки и убе­ди­лась, что со мной ничего не про­изо­шло. Но если бы я умер тогда, то точно был бы в Раю. А сей­час мне уже столько лет, я столько под­ви­зался, но в том, ока­жусь я там или нет, всё равно ещё не уверен.

Но, кроме того, смерть детей помо­гает и их роди­те­лям. Роди­тели должны знать, что с того момента, как у них уми­рает ребё­нок – у них появ­ля­ется молит­вен­ник в Раю. Когда роди­тели умрут, их дети… при­дут к двери Рая, чтобы встре­тить души отца и матери. А это ведь нема­лое дело! Кроме того, малень­ким детям, кото­рые были изму­чены болез­нями или уве­чьем, Хри­стос ска­жет: “При­дите в Рай и выбе­рите в нём самое луч­шее место”. А дети отве­тят Хри­сту так: “Здесь пре­красно, Хри­сте, но мы хотим, чтобы вме­сте с нами была и наша мамочка”, и Хри­стос, услы­шав про­ше­ние детей, най­дет спо­соб, чтобы спа­сти их мать».

Опасная прелесть

По сло­вам отца Паи­сия, роди­те­лей в горе под­сте­ре­гают иску­ше­ния. «Конечно, матери не должны бро­саться и в дру­гую край­ность. Неко­то­рые матери верят, что их умер­ший ребё­нок стал свя­тым, и от этого впа­дают в пре­лесть. Одна такая мать хотела дать мне что-то из вещей сво­его умер­шего сына – в бла­го­сло­ве­ние, потому что верила, что он стал свя­тым. “Бла­го­сло­вите, – спро­сила она меня, – давать людям его вещи в бла­го­сло­ве­ние?” – “Нет, – ска­зал я ей, – лучше не надо”. А дру­гая такая мать в Вели­кий Чет­верг при­кре­пила к сто­я­щему посреди храма Рас­пя­тию фото­гра­фию сво­его ребёнка, кото­рого убили немцы. Она гово­рила: “И мой сын постра­дал так же, как Хри­стос”. Жен­щины, кото­рые оста­ва­лись в храме на ночь перед Рас­пя­тием, не стали ей мешать, оста­вили её в покое, чтобы её не ранить. А что ей было гово­рить? Ведь её душа была травмирована».

Дей­стви­тельно, слу­чаи, опи­сан­ные аввой Паи­сием, не редки.

Один из при­ме­ров про­изо­шел в совре­мен­ной нам Рос­сии и отра­жен в псев­до­пра­во­слав­ной лите­ра­туре. Будьте осто­рожны! Сочи­не­ния об отроке Вяче­славе, маль­чике, умер­шем и затем, можно ска­зать, «кано­ни­зи­ро­ван­ном» его мамой в Туль­ской обла­сти, содер­жат откро­вен­ный оккуль­тизм. Как рас­ска­зы­вает в бро­шюр­ках мама маль­чика, объ­явив­шая его «свя­тым» – когда ребе­нок был жив, она запо­до­зрила в нем необы­чай­ные про­ро­че­ские свой­ства и повезла в Тро­ице-Сер­ги­еву Лавру, чтобы там его «посмот­рели» и при­знали духов­ные дары. Но этого не про­изо­шло – ничего не при­знали, и после Лавры вме­сте со Сла­ви­ком они отпра­ви­лись пря­ми­ком к какому-то экс­тра­сенсу, кото­рый и под­твер­дил у маль­чика нали­чие «дара пророчества».

Вскоре Сла­вик умер, и мама пре­вра­тила память о нем в рели­гию. В соц­се­тях есть видео­ро­лик (а ведь это доку­мент!), где бед­ная жен­щина серьезно гово­рит: «Вяче­слав нас учил, что Земля плос­кая». В интер­нете суще­ствует сооб­ще­ство, кото­рое выстра­и­вает «палом­ни­че­ские» марш­руты, согла­со­вы­вает раз­ме­ще­ние «веру­ю­щих» на месте – сло­вом, орга­ни­зует поездки к могилке Сла­вика, куда «веру­ю­щие» при­но­сят запи­сочки, «заря­жают» воду и откуда берут «свя­тую» землю. Так мамино горе, воз­ве­ден­ное в сте­пень, отвра­щает от пра­во­слав­ной хри­сти­ан­ской веры, сби­вает с истин­ного пути, а зна­чит, при­но­сит духов­ный вред.

Горе находит выход

Хоте­лось бы упо­мя­нуть тот факт, что отно­ше­ние к дет­ской смерти в поза­про­шлом и начале про­шлого века в нашей стране было совсем иным. Да, лич­ное горе также остро при­чи­няло боль, но его легче пере­но­сили и сми­рен­нее при­ни­мали, потому что почти в каж­дой семье детей было много – в мла­ден­че­ском воз­расте часто умирали.

Кар­тина извест­ного худож­ника-пере­движ­ника Ивана Крам­ского «Неутеш­ное горе» пере­дает его лич­ную драму, когда умерли сразу двое его малень­ких сыно­вей. На лице геро­ини полотна, по мне­нию совре­мен­ни­ков, очень похо­жей на жену живо­писца, отра­жа­ется глу­бо­кое и силь­ное пере­жи­ва­ние утраты. Горе ее – на душев­ной глу­бине, но у зри­те­лей оно про­буж­дает не ужас, а раз­ду­мья о смысле жизни, и вос­при­ни­ма­ется как напо­ми­на­ние иметь память смерт­ную. Здесь нет ни тра­ги­че­ских жестов, ни залом­лен­ных рук, ни глаз, пол­ных отча­я­ния и без­на­деж­но­сти. Это горе, кото­рое нахо­дит выход и может быть излечено.

Слу­ча­лись такие тра­ге­дии не только в обыч­ной, но и в цар­ской семье. При­чин мно­же­ство – низ­кий уро­вень меди­цины, слож­ные усло­вия быта и про­чее. Прот. Алек­сандр Илья­шенко, обра­ща­ясь к исто­рии Рос­сии, гово­рит в одном из своих послед­них интер­вью, что в начале ХХ века были «высо­кие темпы при­ро­ста насе­ле­ния, но при этом и очень высо­кие пока­за­тели смерт­но­сти, осо­бенно дет­ской. В цар­ское время дет­ская смерт­ность была такова, что уми­рал каж­дый чет­вер­тый мла­де­нец до года. Я смот­рел ста­ти­стику, в Англии и Гер­ма­нии смерт­ность была в те годы ниже, чем в России».

Преображающее свойство

Для мам и пап оди­на­ко­вой тра­ге­дией бывает и сид­ром вне­зап­ной дет­ской смерти, когда ребе­нок ухо­дит бес­симп­томно, а его пере­ходу в мир иной ничто не пред­ше­ствует, как гово­рится, ни что не пред­ве­щает. И мно­го­ме­сяч­ные мытар­ства и том­ле­ния в дет­ской гема­то­ло­гии и онко­ло­гии, когда тихий конец ребенка во сне кажется им един­ствен­ным и желан­ным выхо­дом и осво­бож­де­нием. Такова наша при­рода – рас­ста­ва­ние все­гда горестно, даже если пони­ма­ешь, что оно исце­ляет от всех болез­ней и что оно не навсегда.

Время лечит. Боль пере­жи­ва­ется. При­хо­дит и пони­ма­ние, и при­ня­тие. И жела­ние пойти в храм на литур­гию, испо­ве­до­ваться и при­ча­ститься. И подойти к батюшке, с кото­рым можно поде­литься и попро­сить совета. И попла­кать перед ико­ной Виф­ле­ем­ских мла­ден­цев-муче­ни­ков, и молит­венно обра­титься к ним. Все это будет, когда при­дет нуж­ный момент и назреет душев­ная потребность.

Дет­ская смерть обла­дает свой­ством менять нас изнутри. Она спо­собна пре­об­ра­жать не только тех, кто теряет свое чадо. Она пре­об­ра­жает всех окружающих.

Ино­гда уви­дишь корот­кую новость в СМИ, а за ней про­гля­ды­вает целая малень­кая жизнь. Про­чтешь, что в област­ной боль­нице от ожо­гов рано утром Страст­ной недели умерла двух­лет­няя девочка, и эта новость обжи­гает душу. Изу­ча­ешь дру­гие газеты и сайты, а потом от зна­ко­мых вроде бы слу­чайно узна­ешь имя девочки, ее печаль­ную исто­рию, все детали ее болезни и пере­хода в мир иной. И видишь как наяву горя­чий чай­ник на плите, слу­чайно заде­тый в игре. Обо­жже­ные руки и тело, боле­вой шок, пол­ные страха глаза мамы. Слы­шишь сирену «ско­рой» и как пере­го­ва­ри­ва­ются врачи в при­ем­ном. И пони­ма­ешь, что неда­ром узнала всю эту скорб­ную исто­рию. Воз­можно, об этом мла­денце некому помо­литься, и эта важ­ная мис­сия почему-то пору­чена именно тебе.

Моли­тесь о своих чадах, где бы они ни были. Именно это, а не слезы и рыда­ния, будет луч­шим про­яв­ле­нием вашей любви. И она обя­за­тельно будет иметь продолжение.

Пепель­ный ангел

При­снился пепель­ный ангел

И девочка на руках…

Не празд­нич­ный Исаакий —

Узкой ком­наты страх.

Лег­кую плоть Посыльный

При­нял из моих рук.

Жизни ее светильник

Гас­нул, как на ветру…

В личике полусонном

Не дал он мне читать.

Зав­тра про­чту: в больнице

Двух с поло­ви­ной лет

Утром Страст­ной Седмицы

Чадо поки­нуло свет.

Небо сгу­стит потемки,

Парк, ожо­го­вый центр…

Как Рахиль о ребенке,

Пла­чет пепель­ный цвет.

Знаю, что это – та.

Выйди встре­чать невинных.

Много их нынче… там?

Мария Солунь

Фото из откры­тых источников

Источник

Оцените статью