Что рисует ваш ребенок?
То, что все дети любят рисовать, родителям прекрасно известно. Более того, родители очень рады, когда их ребенок затихает, склонившись над листком бумаги, и в упоении украшает его разноцветными каракулями. Но вот вопрос, уверены ли вы, в том, что эти каракули так мало значат, что можно не обращать на них внимание?
Рассматривая рисунки внучки моей приятельницы, у меня вдруг возник вопрос – а почему ребенок рисует именно так, почему на картинке, где малышка изобразила всю семью, нет бабушки, а младший братишка отмечен чуть ли не точкой? Я стала расспрашивать девочку, кто изображен на ее картинке, почему он такой и т.д. Ответы маленькой девочки подвигли меня поискать мнение специалистов по детской психологии, которое, как мне показалось, заинтересует многих родителей.
Психологи утверждают, что, рисуя, дети выливают на бумагу свои эмоции, которые вызывает у них окружающий мир и все события, происходящие с ними самими. Поэтому детский рисунок – своего рода отражение его чувств, души ребенка. Вы хотите знать, что чувствует ваш малыш? Попросите нарисовать его вашу семью, а потом внимательно вглядитесь и проанализируйте его рисунок с учетом рекомендаций и разъяснений специалистов по детской психологии.
Обратите внимание, прежде всего, на то, в какой последовательности ребенок нарисовал членов семьи. Если первым он рисует себя, это совсем не означает, что у вас растет эгоист. Это как раз нормально, потому что мир для малыша вращается вокруг него и его ощущений. Но вот если он нарисовал только себя самого, это может означать, что он не чувствует себя членом семьи, и существует в своем представлении сам по себе.
Нарисовав себя, как правило, дети рисуют того члена семьи, которого считают самым важным, главным, и так дальше, в последовательности их значимости с точки зрения ребенка. Обычно последними дети рисуют кошку или собаку. Но если домашний любимец оказался вторым по счету, значит ваш малыш не чувствует поддержки самых родных людей. Вы не увидели на рисунке кого-то из членов семьи? Это повод для беспокойства, потому что тут кроется или недавняя обида, или несправедливость, которая больно ранила ребенка.
Размеры фигурок на рисунке тоже имеют большое значение. Вот, к примеру, если малыш нарисовал себя очень маленьким, вероятно, он чувствует сильную зависимость от родителей, которая мешает ему, подавляет и не дает проявить индивидуальность.
Рассмотрите, как ребенок расположил семью по отношению друг к другу. Если он нарисовал всех членов семьи стоящими рядом и держащимися за руки, можете быть уверены, что ваш ребенок уверен, что его любят, и чувствует себя частью единого целого под названием «семья». И ближе всего будет нарисован человек, которому малыш больше и доверяет. Кстати, если родители в семье мало общаются друг с другом и с ребенком, то они могу оказаться на рисунке в разных углах, да еще разделенными линиями или в разных окошках.
Если в семье несколько детей, то это обязательно найдет отражение и на рисунке. Младшие сестренка или брат могут оказаться на бумаге в стороне от всех остальных, да еще крохотных размеров. Если это так, то это означает, что ребенок ревнует и считает, что ему уделяется мало внимания со стороны родителей.
Имеет значение и то, как украшен рисунок и насколько прорисованы детали в изображениях на картинке. Если у всех улыбки, цветочки, солнышки, воздушные шарики и пр., то вашему малышу хорошо живется, он чувствует любовь и радость от окружающего мира.
Что касается деталей изображения лица или фигуры, то тут родителям есть повод задуматься. Обычно малыши четко прорисовывают все части тела и лица, но если кто-то из взрослых часто ругается, то ребенок может «забыть» нарисовать ему рот. Чересчур длинные руки могут быть пририсованы тому из родителей, который может наказать или даже ударить – ребенок боится этого и подсознательно изображает этот страх на картинке.
Если в семье напряженные отношения, то не исключено, что у фигурок будут большие и толстые ноги, а вот длинноногие изображения говорят о стремлении малыша к независимости. Если вашему малышу неуютно в этом мире, он боится, чувствует себя неуверенно, то скорее всего он нарисует страшноватые изображения людей с раскинутыми в разные стороны руками и длинными пальцами, а если у всех на рисунке подняты руки, то это плохой симптом – значит ребенку нравится внушать страх, нравится, когда его боятся.
Что касается цветов, то можете быть уверены, что самого любимого члена семьи малыш раскрасит теми же цветами, что и себя самого. Причем, яркие теплые краски, красный, малиновый, оранжевый, выбирают обычно активные и непоседливые дети, а вот тихие, серьезные и задумчивые малыши выберут синий, голубой, бедно-желтый, то есть холодные спокойные тона. Вызывает опасение и использование ребенком в рисунке черно-белых контрастов – это говорит о внутреннем конфликте в душе у малыша, и о том, что он не может с ним справиться и нуждается в помощи.
Даже то, как ребенок раскрашивает свой рисунок, имеет значение. Если карандаш выскакивает за контуры, значит, ваш малыш стремится к независимости и свободе. А вот если все фигурки раскрашены чересчур аккуратно или, тем более, между контуром и раскраской остается белая не закрашенная полоска, это значит, что ребенок чувствует себя беззащитным и очень нуждается в вашей поддержке.
Часто малыши не могут рассказать словами об обуревающих их чувствам, о беспокойстве и своих внутренних проблемах, но это совсем не означает, что таковых у детей не имеется. Внимательные и заботливые родители всегда найдут возможность прочувствовать, узнать, понять, что волнует ребенка. Ребенок не должен чувствовать себя одиноким – ему очень важно сознавать, что рядом с ним любящие и заботливые родители, которые защитят его, помогут, ободрят и поймут. Не жалейте времени для своих детей – они так в вас нуждаются!
Источник
Интерпретация психологических особенностей и развития ребёнка по его рисунку. Часть 2
Кому интересны психологические тесты и всякое подобное, и если ещё не успели подробно прочитать первую часть, рекомендую потренироваться сначала на себе – нарисовать человека на вертикально расположенном листе формата А4, используя карандаш и ластик. А потом почитать интерпретацию – очень познавательно Важно: для объективности интерпретации стоит учесть условия проведения тестирования, описанные в начале предыдущего поста
https://www.baby.ru/blogs/post/586820606-181805786/
Характер изображения
Головоног: норма до 4-х лет, позже — задержка в развитии изобразительной функции (далее ЗРИФ) и, возможно, в общем умственном развитии (далее ОУР); иногда умственная отсталость.
Схематический (руки и ноги одинарные линии-палочки): до 5,5 лет норма, позднее — либо нежелание выполнять задание, либо ЗРИФ или в ОУР; негативизм, нарушение обучаемости.
Одни конечности изображены одинарной линией, другие — двойной: до 6,5 лет соответствует норме, позднее — импульсивность, ЗРИФ и, возможно, в ОУР; иногда нарушение обучаемости, органическое поражение мозга, умственная отсталость.
Руки и ноги изображены двойной линией: до 8-ми лет соответствует норме, позже — формальное отношение к заданию, ЗРИФ и, возможно, в ОУР; иногда нарушение обучаемости, органическое поражение мозга, умственная отсталость.
Промежуточный между схематическим и пластическим: до подросткового возраста соответствует норме, позже — импульсивность, ЗРИФ и, возможно, в ОУР; иногда нарушение обучаемости.
Карикатурный: демонстративное поведение, обычно в сочетании с негативизмом, асоциальностью или антисоциальностью, желание «закрыться» от проверяющего.
Изображение наклонённой фигуры говорит о психологической неуравновешенности и нестабильности.
Развернутое анфас тело с головой в профиль, как на египетских фресках, может быть знаком испытываемой социальной напряженности. Если тело повернуто на три четверти, рисунок свидетельствует о творческой направленности ребёнка. О том же и вдобавок о высокой активности — если фигура движется или выполняет какую-то работу.
Сидячая или лежачая фигура — признак пассивности, особенно если подтверждение находится в других деталях картинки (например, у человека безвольно опущены руки).
Если ребёнок рисует фигуру, закрытую предметами, изображенными на переднем плане (большим столом, например), это может говорить о негативизме, сложностях в общении и проблемах социализации.
Тип персонажа
В целом изображение человека в определенной роли — это показатель демонстративности, то есть повышенной потребности во внимании и похвале, склонности к театральным эффектам и чрезмерным чувствам. Особенно наглядно она проявляется в выборе персонажа, на которого обычно с восхищением смотрит масса людей — артиста, фигуриста, актера и других.
Некоторые типажи принято толковать определенным образом. Например, шут или клоун — знак сниженной самооценки, а иногда и негативного самопредъявления (позиции «ужасного ребёнка», который нарушает нормы и правила, чтобы быть замеченным окружающими). Король, принц или вельможа символизируют высокий уровень притязаний. Военный может указывать на агрессивность, а любой «плохой» персонаж (вор, грабитель, наркоман, пьяница) или отрицательный сказочный герой — на негативизм, асоциальность или антисоциальность, а также негативное самопредъявление.
Любопытно, что изображение полицейского или милиционера имеет тот же смысл, что и рисунок преступника (ярко выраженная антисоциальность), несмотря на любые комментарии автора.
Стариков и нищих рисуют при депрессии, плохом настроении. Изображение человека с подчеркнутыми признаками богача или бедняка свидетельствует о недовольстве своим материальным положением.
Наконец, робот и инопланетянин выражают интровертность автора, говорят о чувстве одиночества, иногда — о шизоидной акцентуации (типе характера, который отличается чрезмерной замкнутостью и закрытостью для окружающих).
Символика частей фигуры
Голова: сфера интеллекта и место, где ребёнок размещает свое «я». В норме дети начинают рисовать человека с головы и уделяют ей максимум внимания. На голове обычно больше всего деталей, и появляются они раньше других (ресницы, очки, головные уборы, усы, украшения, элементы прически и прочее). Если голова нарисована небрежно, а детали отсутствуют, это может говорить о плохой социальной адаптации.
Наоборот, «зацикленность» на голове показывает ослабление умственных способностей или самоконтроля.
Иногда дети, отстающие в психическом или умственном развитии, рисуют непропорционально большую голову. Стоит подумать и о другой причине: неприятных физических ощущениях в этой области — головных болях, травме. Маленькая голова в сочетании с подчеркнутой физической силой — показатель агрессивности.
Важно обращать внимание и на соотношение пропорций головы и туловища, оно показывает баланс духовного и физического в ребёнке.
Волосы: большое внимание к волосам, изображение пышных причесок в рисунках девочек свидетельствует о сексуальном созревании.
Лицо: центр коммуникации, сфера общения. Исследователи называют его «самой социальной частью рисунка». Слабо и нечетко прорисованные черты лица выявляют сложности в общении, робость, уход от проблем и конфликтов в отношениях с окружающими. Об этом же говорит последовательность рисования, при которой лицо изображается в конце.
Если лица не видно вообще, потому что оно не прорисовано или человек изображен со спины, это свидетельствует о негативизме (иногда то же самое значит и рисунок человека в профиль). Сильное подчеркивание черт лица может указывать на попытку создать образ успешного и социально адаптированного человека — в качестве компенсации настоящему положению дел. Закрашенное лицо — знак того, что ребёнок утратил чувство собственного «я». Голова робота или животного на человеческом теле также является сигналом негативных переживаний.
В нормальном изображении лица все детали должны быть расположены на своих местах: глаза — симметрично в верхней части, нос — ниже и примерно посередине, под носом — рот. Нарушение нормы может быть признаком асоциальности или отклонений в развитии.
Очень важно обращать внимание и на выражение лица. Грустное — сниженное настроение, неглубокая депрессия, слабость и утомление, чувство одиночества, иногда сильная депрессия. Растерянное лицо говорит о неуверенности, тревоге, ощущении бессилия, иногда невротическом состоянии. Отстраненное лицо отражает интровертность автора, его погруженность в свой внутренний мир и склонность к защитному фантазированию; иногда — шизоидный склад личности.
Мрачное лицо может говорить о негативизме, асоциальности, депрессии или дисфории (болезненно-пониженном настроении) и ригидности — психологической негибкости, неспособности приспособиться к меняющейся ситуации. Также возможны эпилептоидная акцентуация (тип характера, отличающийся раздражительностью, склонностью к недовольству и гневу, вязкостью мышления и педантичностью), психопатия. Наконец, свой отпечаток накладывает и отрицательное отношение к обследованию.
Злое лицо — признак агрессивности, импульсивности, негативизма. Возможны остро протекающий подростковый кризис, отрицательное отношение к обследованию; иногда психопатия. Странное лицо — шизоидность, недостаточная социализированность, сниженная конформность (способность изменять поведение и мнение под давлением позиции большинства); иногда психическое заболевание. Неприятное и отталкивающее лицо говорит об отрицательном отношении к обследованию, негативизме, подростковом кризисе, асоциальности или антисоциальности, негативном отношении к изображаемому персонажу. Иногда это также признак психического заболевания.
Тревожным знаком является и полностью обезличенное изображение, ничего не выражающее, застывшее лицо.
Лоб: символ самоконтроля, область социальных контактов. Лоб всегда открыт для окружающих. Отсутствие лба на рисунке — сознательное игнорирование интеллектуальной сферы.
Глаза: в норме ребёнок рисует глаза со зрачками, глядящие прямо на зрителя.
Пустые глаза без зрачков обозначают проблемы в общении, иногда являются признаком аутизации. Кроме того, такие глаза характерны при наличии страхов и устойчивых фобий. При фобиях появляется также плотная штриховка глаз или же сами глаза могут быть чересчур большими.
Широко открытые, но не преувеличенные глаза — показатель любознательности. Если глаза маленькие, то автор рисунка скрытен и поглощен собственными переживаниями.
Персонаж с закрытыми глазами выражает желание отгородиться от внешнего мира и избежать контактов с окружающими.
Направленный в сторону взгляд свидетельствует о подозрительности. Прямой, но не дружелюбный, а пронизывающий взгляд выдает склонность к демонстративному и вызывающему поведению, агрессии.
Брови: симметричные, ровные и аккуратные брови говорят о внимании к собственной внешности. Густые брови могут быть признаком резкости, грубости, строптивости. Слишком высоко поднятые брови символизируют высокомерное отношение к окружающим.
Ресницы: желание вызвать восхищение окружающих, потребность во внимании, похвале, признании собственной привлекательности.
Нос: сам по себе не несет смысловой нагрузки. Отсутствие носа может указывать на некоторую степень интеллектуальной недостаточности. Слишком большой, подчеркнутый нос может быть интерпретирован как недовольство своей внешностью (у детей с семи лет).
Рот: оскаленные зубы или, наоборот, поджатые маленькие губы выдают агрессивность и враждебность. Тщательно прорисованные зубы указывают на речевую агрессию, о том же свидетельствует открытый рот.
Если рот уменьшен или перекошен, то с шести лет это интерпретируется как негативизм (поведение наперекор).
Губы: символ сексуальной сферы. В детских изображениях человека при помощи губ передается выражение лица. Пухлые губы у фигуры, нарисованной девочкой, — признак верной половой идентификации.
Подбородок: символ властности, воли, упорства. Если ребёнок перерисовывает подбородок, выделяет его, это может свидетельствовать о компенсации собственной нерешительности, боязни ответственности (в сочетании с остальными плохо прорисованными деталями). Акцент на подбородке также может быть знаком стремления к превосходству, страсти к соревнованию.
Шея: связывает тело (физическое начало, импульсивность) и голову (интеллектуальный центр, контроль).
Эту деталь обычно выделяют люди, которые озабочены отношениями телесных побуждений и контролирующего сознания, неуверенные в себе.
Длинная шея говорит о зажатости, скованности, манерности, чрезмерном самоконтроле. Короткая шея — прямолинейность и естественность. Отсутствие шеи — признак незрелости.
Уши: если ребёнок обычно уже рисует уши (на других, «нетестовых», картинках), то они обозначают открытость и восприимчивость. Большие уши могут быть признаком излишней подозрительности и настороженности. Отсутствие ушей на рисунке, при том, что ребёнок изображает их всегда, — возможное неприятие критики, упрямство, повышенная чувствительность.
Руки: символ активности и готовности к контакту. Разведенные в стороны руки — признак общительности, желания взаимодействовать с миром. Если руки спрятаны за спиной, то автор рисунка замкнут или испытывает сильное напряжение.
Как отказ от общения интерпретируется изображение рук в карманах, скрещенных на груди, упертых в бока. Гибкие, свободно расположенные руки свидетельствуют о хорошей социальной адаптации.
Негнущиеся и механически расставленные руки указывают на поверхностность в отношениях, неэмоциональные контакты. Руки, поднятые вверх, выражают враждебность (то же самое — заштрихованные, закрашенные руки).
Полное отсутствие рук выдает крайнюю степень пассивности, необщительности и интеллектуальной незрелости. В сочетании с такими особенностями рисунка, как отсутствие рта, туловища и общая гротескность изображения, «безрукость» свидетельствует о плохой приспособленности ребёнка. Также это может быть сигналом испытываемого чувства вины, переживания собственной агрессии.
Также стоит уделить внимание длине и силе рук. Короткие руки означают замкнутость, стремление держать себя в строгих рамках. Длинные — направленность во внешний мир, контактность и желание приобретать.
Изображение мускулистых рук указывает на приоритет силы (с его помощью может компенсироваться и собственная слабость). Хрупкие и тонкие руки говорят о страхе, нерешительности, слабости, в том числе болезненности.
Кисти рук и ладони: кисти нормального размера, с проработанными деталями указывают на благополучие в сфере общения. Если они слишком большие, то автор испытывает высокую потребность в общении, и наоборот, преуменьшенные кисти говорят о проблемах и нарушениях в этой области. Руки, сжатые в кулаки, обозначают агрессивность, особенно если в руках у персонажа есть оружие. Кулаки, плотно прижатые к телу, — подавленная агрессия, тенденция к бунту, скрытая враждебность.
Большие ладони говорят о деятельном, активном характере, а их отсутствие — о неприспособленности, чувстве собственной непригодности и незначимости. Если ладони едва намечены, то у автора имеются проблемы с общением: недостаточная контактность, ограниченный круг знакомств. Также это признак низкой продуктивности в практической деятельности.
Хорошо прорисованные пальцы показывают способность контролировать ситуацию, управлять событиями.
Слишком длинные пальцы и ногти, удлиненные как у хищной птицы, свидетельствуют об агрессии и воинственности.
Туловище: отражает представления ребёнка о физическом облике человека.
Сильное тело, нарисованное хрупким ребёнком, — признак компенсации. Также крепкое, крупное туловище можно интерпретировать как показатель силы характера. Широкие плечи изобличают физическую мощь и желание превосходства.
Слабое тело может указывать на негативное переживание в прошлом, стресс, общую подавленность. Такое тело в сочетании с маленькой головой обозначает стремление избежать самоконтроля.
Угловатое и худощавое туловище типично для интровертного (углубленного в себя) типа личности.
Прямоугольное туловище выражает мужественность и экспрессивность.
Дополнительные аксессуары и детали на теле в целом свидетельствуют об эгоцентризме и повышенном внимании к своей персоне. Пупок на рисунке ребёнка старшего возраста — признак инфантильности или стремления уйти в себя. Крайне негативным показателем и знаком психических отклонений считается изображение внутренних органов.
Если туловище изображено штрихами без контура, возможна острая тревога, иногда психическое заболевание (с пяти лет). Нарочито уродливое тело с искаженными формами указывает на негативизм, асоциальность или антисоциальность, импульсивность, острый стресс. Иногда речь идет о психическом заболевании или органическом поражении мозга (с шести лет).
Ноги: символ опоры. Широко расставленные ноги — экстравертная поза, говорящая об устойчивой позиции.
Слишком тонкие, короткие, плохо прорисованные или заштрихованные ноги выражают неуверенность, слабость, чувство собственной никчемности, упадок духа. Если ноги нарисованы в профиль, автору присуща уверенность в себе. Отсутствие ступней или ступни, обращенные пальцами к зрителю, говорят о неуверенности, поиске опоры. Вообще, непропорционально маленький размер ступней или их отсутствие характеризуют эмоциональную незрелость, а в сочетании с общей неустойчивостью фигуры (которая может дополнительно на что-то опираться) — плохую приспособленность в быту. Очень большие ступни интерпретируются как потребность в опоре, ощущение ненадежности собственного положения в мире.
Если ступни одетого человека изображаются с пальцами, то это может свидетельствовать о крайней агрессивности рисующего.
Гениталии: обычно отсутствуют на рисунках даже в подростковом возрасте, когда ребёнок изображает признаки пола. Как правило, сексуальная символика выражается подчеркиванием области груди (у девочек) и гениталий (у мальчиков и у девочек), рисованием экстравагантной или прозрачной одежды. Особая фиксация на изображении груди, бедер, генитальной области свидетельствует о серьезном неблагополучии в сексуальной сфере. Аналогичным образом выделение области тела, близкой к гениталиям, также говорит о проблемах (что типично для подростков). Отсутствие на картинке нижней половины тела обозначает избегание сексуальной тематики или проблемы половой идентификации.
Подчеркнутые признаки противоположного пола на рисунке человека свидетельствуют о несформированной половой идентификации, а иногда о ее нарушении (но в подростковом возрасте такой рисунок считается нормальным).
О том же говорит изображение персонажа без каких-либо признаков пола.
Иногда на рисунках рука персонажа прикрывает область гениталий. Это интерпретируют как контроль за сексуальными импульсами. Изображение полового члена с пятилетнего возраста трактуется как негативизм, асоциальность или антисоциальность.
Дополнительные детали: в сочетании с теми или иными особенностями рисунка помогают расшифровать его значение. Украшения, карманы, отделка, тщательно вырисованная одежда, шляпа и др. — признаки демонстративности.
Игрушка, шарик, флажок и прочие «детские» вещицы в рисунке подростка или взрослого человека указывают на инфантильность. Многочисленные пуговицы обозначают ригидность, иногда закрытость, стремление к самоконтролю, с подросткового возраста — опять же инфантильность. Оружие, режущее или рубящее орудие, палка — признаки агрессивности. Сигарета, рюмка, татуировка на лице или теле говорят о негативизме, асоциальности, иногда об антисоциальности. Раны и шрамы указывают на невротическое состояние, иногда — на асоциальность или антисоциальность. Изображение «открытых» внутренних органов — признак ипохондрии, невроза, иногда психического заболевания. Если к изображению персонажа добавлено окружение — пейзаж, интерьер и прочая «обстановка», — то причиной может быть творческая направленность автора или его демонстративность.
Из книги «О детском рисовании» Марины Озеровой
Источник