Отрицательные значения в бухучете и отчетности: за и против
«Промышленность: бухгалтерский учет и налогообложение», 2017, N 8
Поводом для написания статьи послужил вопрос, который возникает у бухгалтеров на практике, когда они видят в регистрах бухгалтерского учета отрицательные значения — «красноту» в программном продукте, в котором все обычные положительные значения не выделяются особым цветом. Могут ли показатели бухгалтерского учета принимать отрицательные значения?
О бухгалтерском учете и его объектах
Начнем с того, что бухгалтерский учет — это формирование документированной систематизированной информации об объектах, предусмотренных Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ (далее — Закон о бухгалтерском учете). Объектами бухгалтерского учета экономического субъекта являются факты хозяйственной жизни, активы, обязательства, источники финансирования его деятельности, доходы, расходы (ст. 5 названного Закона). За пояснением по объектам бухучета обратимся к Концептуальным основам финансовой отчетности , разработанным международными методологами в дополнение к МСФО. Это документ более современный по сравнению с национальным аналогом — Концепцией бухгалтерского учета в рыночной экономике России .
minfin.ru/common/upload/library/2014/06/main/kontseptualnye_osnovy_na_sayt_bez_predisloviya_-_kopiya.pdf.
Одобрена Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Минфине РФ, Президентским советом ИПБ РФ 29.12.1997.
Итак, с точки зрения международных методологов актив — ресурс, контролируемый организацией в результате прошлых событий, от которого ожидается поступление в будущем экономических выгод в организацию. Заключенная в активе будущая экономическая выгода представляет собой потенциал прямого или косвенного увеличения поступлений в организацию денежных средств и эквивалентов денежных средств. Этот потенциал может быть производственным и являться частью операционной (прочей) деятельности организации.
Обязательство — существующая обязанность организации, возникающая в результате прошлых событий, погашение которой, как ожидается, приведет к выбытию из организации ресурсов, содержащих экономические выгоды. Необходимой характеристикой обязательства является наличие у организации существующей обязанности. Обязанность предполагает надобность выполнения определенных действий или достижения определенных показателей либо ответственность за это. Из обозначенных положений не ясно, какой знак имеет обязательство. Однако ответить на данный вопрос можно самостоятельно, если знать основы бухучета.
А именно: бухгалтерский учет предполагает двойную взаимосвязанную запись, а потому в корреспонденции счетов активы и обязательства отражаются с одним знаком. Если исходить из того, что активы представляют собой некий ресурс (имущество), имеющий стоимостную оценку, такая оценка должна иметь положительное значение. Это показывает, какие выгоды можно получить от указанного имущества, а выгоду нет оснований определять отрицательным значением, она является положительной величиной. Значит, как актив, так и обязательство в бухучете отражаются в плюсе, причем в отчетности работает то же правило, только активы и обязательства «разведены» по разные стороны баланса.
Аналогичные рассуждения можно применить к доходам и расходам. Под доходами понимается увеличение экономических выгод в течение отчетного периода в форме поступлений или улучшения качества активов либо уменьшения величины обязательств, которые приводят к увеличению собственного капитала, не связанному с взносами участников капитала. Увеличение всегда отражается со знаком плюс.
Под расходами понимается уменьшение экономических выгод в течение отчетного периода в форме выбытия или «истощения» активов либо увеличения обязательств, которые приводят к уменьшению собственного капитала, не связанному с его распределением между участниками капитала. Казалось бы, здесь нужен знак минус. Он, кстати, ставится в отчете о финансовом положении (Приказ Минфина России от 02.07.2010 N 66н). Но это нужно лишь для удобства восприятия отчета и определения финансового результата путем тривиального суммирования всех показателей отчета.
На самом деле знак минус просто напоминает, что расходы уменьшают полученные доходы. В бухгалтерском учете расходы показываются в корреспонденции с обязательствами, а доходы — вместе с соответствующими требованиями (активами). Если исходить из того, что активы и обязательства в учете отражаются с положительными значениями, значит, и корреспондирующие с ними доходы и расходы также не могут представлять собой отрицательные величины в бухгалтерском учете.
Описанную логику отчасти подтверждает Закон о бухгалтерском учете. В нем сказано, что одним из обязательных реквизитов первичного документа, которым оформляется операция, связанная с объектами бухучета, является величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения. Денежное измерение не может быть отрицательным, ведь деньги — это актив. Он либо есть (положительный), либо его нет (нулевой). Потому и оценка активов, обязательств, доходов и расходов в первичном документе может быть только положительная.
Обратим внимание еще на один момент. Как правило, для определенных активов и обязательств, доходов и расходов используются счета (субсчета) бухгалтерского учета. Отдельные счета являются активными (используются для учета активов) или пассивными (применяются для учета обязательств и капитала). Но есть активно-пассивные счета. Как правило, это счета учета расчетов, на них могут оставаться как дебетовые, так и кредитовые остатки и в зависимости от них признается либо актив (с плюсом), либо обязательство (тоже с плюсом).
Но иногда активные счета получают отрицательные значения, равно как и счета учета обязательств переходят в несвойственную им позицию, то есть в дебет, хотя они должны отражаться по кредиту. Тогда программа показывает «краснотой» методологически неверные характеристики активов и пассивов. Похожая нестыковка бывает и с доходами и расходами, но такое случается реже. Как бы там ни было, когда тот или иной актив стоит в учете и в отчетности со знаком минус, это говорит о просчете бухгалтера. Актив не может приносить убытки, в противном случае он должен быть списан в состав расходов, которые уменьшат полученные предприятием доходы.
Но есть все же ситуации, когда отрицательные значения уместны в бухучете.
Исправление допущенных ошибок
Данная ситуация не обязательно может быть связана с исправлением «отрицательных» активов или вставших на их место обязательств. Бухгалтер может завысить стоимость и отнести в увеличение стоимости имущества лишние расходы. Как в таком случае исправить допущенную ошибку? В стандарте, посвященном этому вопросу, — ПБУ 22/2010 «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности» — не описано, как исправить ошибку в текущем периоде, но на практике существуют два базовых способа внесения исправлений в бухгалтерский учет.
Итак, первый способ заключается в корректировке сделанной ошибки сторнировочными записями. Они производятся на сумму, которая в результате сложения с неверно отраженным в учете значением дает правильный результат. Но иногда этот подход не позволяет прийти к нужному результату, когда взамен одних проводок необходимо сделать совершенно другие. Тогда приходится сторнировать полностью неправильные записи, после чего отражать как нужно — операцию в полной сумме.
Пример 1. Бухгалтер отразил расходы на дооборудование станка в увеличение его первоначальной (текущей) стоимости. Однако бухгалтер не учел тот факт, что сроки службы станка и установленного на него оборудования различны. Разница настолько существенна, что позволяет учитывать оборудование как отдельный объект основных средств. Стоимость станка — 2 000 000 руб., установленного оборудования — 500 000 руб. Срок полезного использования станка — 7 лет (84 мес.), оборудования — 3 года (36 мес.).
В бухгалтерском учете первоначально были сделаны следующие проводки:
Источник
Что такое дебет и кредит простыми словами
Выражение «свести дебет с кредитом» знакомо, наверное, каждому. При этом многие даже примерно не понимают, что это значит. Поэтому ниже попытаемся как можно проще объяснить, что же такое дебет и кредит.
Дебет и кредит — что это
У любого действия в организации должно быть 2 операции — приходная и расходная.
Чтобы было легче вести такой учет, были введены понятия «дебет» и «кредит». В переводе с латыни языка «дебет» означает «должен он», а «кредит» — «должен я».
Таким образом, каждый счет делится на две половинки:
- Дебет — это приход, левая колонка счета, обозначается ДТ.
- Кредит — это расход, правая колонка счета, обозначается КТ.
Чтобы было понятнее, рассмотрим простой пример. Представьте, что вы идете в магазин(назовем «Касса», достаете из кошелька 100 000 рублей и покупаете платье. В этом случае сумма уходит из кредита счета «Кошелек покупателя» и приходит дебету счета «Касса». Чтобы отразить это в бухгалтерском учете, надо взять оба этих счета и записать 100 000 рублей 2 раза:
Обратите внимание, что стоимость всегда уходит из кредита счета, а попадает в дебет. Такой перевод стоимости называется двойной проводкой.Следовательно:
Дебет – это часть бухгалтерской проводки, указывающая на получателя средств. КрЕдит показывает источник, откуда поступили эти средства.
Что такое дебетовое и кредитовое сальдо
Дебетовое сальдо — это превышение итоговой суммы по дебет счету по сравнению крЕдитом.
Кредитовое сальдо — это превышение итоговой суммы по кредиту счета в сравнении с дебетом.
Итак, вы решили открыть торговую точку по продаже теплиц. Дело было осенью. При этом, чтобы нам было проще, ни денег, ни долгов, ни даже самих теплиц у вашей организации пока нет. Но зато уже есть покупатель, который хочет купить у вас три теплицы на общую сумму 100 000 рублей и оставить их (теплицы) у вас на хранение до весны.
- Шаг 1. Покупатель оплачивает вам 100 000 рублей и спокойно ждет весны, т. е. теплицы вы ему пока не отгрузили. Составим бухгалтерскую проводку: т. к. деньги ушли из кошелька покупателя в вашу кассу, то получается такая двойная проводка (названия счетов у нас условные, конечно):
- Шаг 2. Почти всю полученную от покупателя сумму (а именно 90 000 рублей) вы решаете переложить на свой р/с в банке. Т. е. из вашей кассы эти деньги ушли (записываем в кредит), а на расчетный счет пришли (пишем в дебет). Так выглядит эта операция в двойной записи:
- Шаг 3. Вы находите изготовителя, который будет поставлять вам теплицы, и заключаете договор на сумму 160 000 рублей. При этом договариваетесь, что в этом месяце перечислите только половину суммы (т. е. 80 000 рублей), а остальное выплатите потом. Вы перечисляете поставщику 80 000 рублей с расчетного счета. В учете это отразится так:
- Шаг 4. Вам пришли теплицы от поставщика на сумму 160 000 рублей. Значит, в кредите счета «Поставщик» пишем 160 000, в дебете счета «Склад» сумма будет такая же:
На этом первый месяц вашей работы закончился и пора подводить итоги.
Кредитовый и дебетовый оборот
В конце месяца необходимо подсчитать дебетовые и кредитовые обороты.
Дебетовый оборот — совокупность операций прихода денежных средств, а кредитовый оборот — отражает совокупность операций расхода денежных средств.
Для счета «Кошелек покупателя» кредитовый оборот составил 100 000 рублей, а дебетовый — 0.
«Касса»: дебетовый оборот — 100 000 рублей, кредит — 90 000 рублей.
«Р/с в банке»: дебетовый оборот — 90 000 рублей, кредит — 80 000 рублей.
«Поставщик»: дебетовый оборот — 80 000 рублей, кредит — 160 000 рублей.
«Склад»: дебетовый оборот — 160 000 рублей, кредит — 0.
Что такое дебетовое сальдо
Теперь остается вывести остаток, который получился по всем счетам. Эта величина будет называться «Итоговое сальдо». Чтобы посчитать сальдо, надо из большего оборота минусовать меньший.
Рассмотрим для примера «Р/с в банке». Оборот по дебету составляет 90 000 рублей, а по кредиту — 80 000. Первая сумма больше, значит, сальдо здесь дебетовое: 90 000–80 000=10 000 рублей. Запишем его в дебетовой части счета и заключим в красный прямоугольник.
Теперь обратите внимание на счет «Поставщик»: здесь сальдо по дебету 80 000 рублей, а по кредиту — 160 000. В данном случае сальдо получилось кредитовым: 80 000 – 160 000 = 80 000 рублей (также в красном прямоугольнике).
То же самое проделываем и с остальными счетами. В итоге у нас получается такой результат:
Разберем, что означает сальдо по каждому из этих пяти счетов.
По счету «Кошелек покупателя» сальдо кредитовое и оно напоминает, что весной вы должны отдать покупателю теплицы на сумму 100 000 рублей.
Сальдо на счете «Касса» дебетовое. Оно означает, что в кассе вашей организации лежит 10 000 рублей.
Дебетовое сальдо по третьему счету показывает, что на счете в банке у вас есть еще 10 000 рублей.
По четвертому счету получилось кредитовое сальдо, которое не даст забыть, что вы должны производителю 80 000 рублей.
Ну и последний счет с дебетовым сальдо рассказывает о том, что на вашем складе лежат теплицы на сумму 160 000 рублей.
Что дальше?
Вы продолжаете работать, и в балансе надо отражать последующие операции. Но вначале необходимо перенести конечные сальдо прошлого периода на начало нового. Такие сальдо будут называться входящими, записывать их надо в соответствующую колонку: дебетовое сальдо — в левую, кредитовое — в правую.
Вернемся к примеру. Вы решили перечислить из кассы на расчетный счет еще 7 000 рублей. Задействуются два счета. Сначала не забываем перенести по ним входящие остатки (на рисунке ниже обведены зеленым), затем записываем проводку на 7 000 (в Кт «Касса» и в Дт «Р/с»).
Больше никаких действий за этот период по счетам не проводилось.
В конце 2-го месяца сначала вычисляем обороты, при этом на входящее сальдо внимание пока не обращаем (обороты обведены голубым). Затем считаем итоговое сальдо (в красном прямоугольнике), уже учитывая входящий остаток. Получается следующая картина:
Конечно, это довольно примитивные примеры. На деле в бухгалтерском учете все гораздо сложнее. Но получить базовые понятия, что такое дебет, кредит и сальдо, из этой статьи вполне можно.
Источник