Что значит эпатажный стиль

Эпатаж

Эпата́ж (фр. épatage ) — умышленно скандальная выходка или вызывающее, шокирующее поведение, противоречащие принятым в обществе правовым, нравственным, социальным и другим нормам, производимые с целью привлечения к себе внимания. Свойственен авангардному, и отчасти модернистскому (так или иначе, но любому деструктивному) искусству, однако относится «к внеэстетическим и тем более к внехудожественным реакциям» [1] . С точки зрения психологии эпатаж является одной из форм демонстративного поведения [источник не указан 238 дней] .

Содержание

Термин

Слово «эпатаж» соответствует жаргонному фр. épatage , «подножка» из русского выражения «дать/подставить подножку» [2] . Слово приводится в словарях арго, отсутствует в литературном французском, образовано от глагола фр. épater — ошеломлять, приводить в изумление (буквальное значение — «отколоть ножку [рюмки]»). Жаргонизм появился во Франции около 1835 года [2] ; в русский язык слово вошло в XIX веке вместе с желанием фр. épater les bourgeois («ошеломить буржуев»), которое проповедовали французские деятели искусства 1830-х годов [3] . Во многих языках, включая английский, слово не имеет эквивалента.

Роль эпатажа в искусстве

Понятие эпатажа возникло в художественной среде, но исследователи расходятся в объяснении причин его появления и роли в современном искусстве (эпатаж стал популярен с приходом модернизма). Принято считать, что классическому искусству эпатаж не свойственен [1] , хотя, по мнению некоторых учёных [4] , само явление возникло в европейской культуре ещё в античную эпоху.

Некоторые авторы утверждают, что эпатаж стал составной частью современного искусства. Так, по мнению М. И Шапира [5] , «в авангардном искусстве прагматика выходит на первый план. Главным становится действенность искусства — оно призвано поразить, растормошить, взбудоражить». При этом, естественно, «ценность такого искусства прямо пропорциональна силе реакции (идеальный случай — скандал)». В такой трактовке эпатаж является частью искусства, основой скандального искусства. Схожей позиции придерживается И. К. Вовчаренко [6] :

Читайте также:  Что значит родная для мужчин
Скандал, как частое следствие новаторских устремлений, трансформируется в эпатаж — самопровозглашённую причину художественных поисков. Если поиск нового нередко влечёт за собой скандал, то поиск самого скандала, соответственно, ведёт к новым открытиям

Другие исследователи связывают эпатаж с психологическим состоянием художника. Например, Е. А. Рогалевa рассматривает эпатаж как средство выхода из неопределенного и неустойчивого положения, порождённого отсутствием единой «культурной матрицы» для принятия решений в условиях современного столкновения культур [4] . Эпатаж у Рогалевой — это проявление девиантного поведения вследствие утраты самоидентификации и одновременно поиск новой идентификации. Она считает, что присутствующий в эпатаже элемент игры позволяет использовать художникам девиантное поведение не для разрушения, а для творчества, так как игра создает порядок за пределами пространства повседневной жизни. Схожую позицию занимает С. Даниель [7] ; в его понимании эпатаж — это девиантность, переходящая из жизни художника в его творчество: «…авангардное поведение есть…ролевое девиантное поведение…[где]…скрыта граница, разделяющая художественно-эстетическое творчество и жизнестроение».

Альбер Камю [8] считает, что эпатаж — это предельное проявление «метафизического бунта» (восстание «человека против своего удела и против всей вселенной»). При этом эпатаж является бесполезным бунтом художника, который «замыкается в абсолютном отрицании».

И. К. Вовчаренко также старается отделить скандальные выходки художников, не связанные напрямую с их творчеством, от «эпатажной эстетики» скандального искусства. Так, поэтический образ С. Есенина Вовчаренко рассматривает как часть творческой биографии поэта, «в отрыве от специфической эпатажной эстетики» [6] .

Разногласия в определении эпатажа заставляют некоторых исследователей избегать самого термина. Так, А. Флакер [9] использует два термина, «эстетическая провокация» и «эстетический вызов» вместо эпатажa, так как последний с точки зрения А. Флакера обременён «историческими и классовыми коннотациями».

Читайте также:  Что значит шизен по немецки

Коммерческое использование

Привлечение внимания к товарам и услугам с помощью эпатажа используется в рекламе и маркетинге.

В России использование нецензурной или оскорбительной рекламы является незаконным. Существуют прецеденты применения значительных санкций против рекламодателей, допустивших размещение такого рода рекламы [10] .

Примеры эпатажа

В искусстве

Эпатаж как компонент направления в искусстве ярче всего проявился в эпоху модернизма, который ставил своей целью радикальное отрицание прежних традиций и канонов. В частности, «Первый Манифест футуризма» (1909) гласил: «Пора избавить Италию от всей этой заразы — историков, археологов, антикваров. Слишком долго Италия была свалкой всякого старья. Надо расчистить ее от бесчисленного музейного хлама — он превращает страну в одно огромное кладбище… Для хилых, калек — это еще куда ни шло, будущее-то все равно заказано? А нам все это ни к чему! Мы молоды, сильны, живем в полную силу, мы футуристы!».

Похожие настроения выражал Г. Грасс, повествуя о дадаистском периоде своего творчества: «Мы с легкостью издевались надо всем, ничего не было для нас святого, мы все оплевывали. У нас не было никакой политической программы, но мы представляли собой чистый нигилизм».

Маринетти утверждал, что «без наглости нет шедевров», потому «главными элементами нашей поэзии будут храбрость, дерзость и бунт», в ходе реализации которых следует «плевать на алтарь искусства», «разрушать музеи, библиотеки, сражаться с морализмом». В программе движения «диких» — Матисс, Дерен, Вламинк, др. — отрицание эстетического канона сопровождалось отказом от традиционных моральных норм в духе ницшеанского понимания свободы.

Эпатирующим поведением и высказываниями отличался художник-сюрреалист Сальвадор Дали. В частности, он сам публично рассуждал о своей гениальности, а также заявлял, что «сюрреализм — это Сальвадор Дали». Его «Дневник одного гения» с шокирующей откровенностью повествовал об особенностях жизнедеятельности его собственного организма. В этой же книге автор представил изобретенную им классификацию «разновидностей пуков».

Эпатаж и молодёжные субкультуры

Субкультуры

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации.

Некоторые, преимущественно молодёжные, субкультуры в своей основе содержат вызов, протест против социальных или нравственных норм. Например, субкультура панков уделяет внимание внешнему виду, радикально нарушающему общепринятые нормы и традиции в прическах («ирокезы») и одежде (цепи, булавки).

Субкультура хиппи, возникшая в 1960-х годах в США, также провозглашала протест против общепринятой морали, пропагандируя свободную любовь и пацифизм. Хиппи открыто употребляли наркотики (марихуану, гашиш, ЛСД).

Критика

Российский писатель Виктор Ерофеев, рассуждая о тенденциях в современной литературе, в своей книге «Русские цветы зла» пишет:

«Разрушилась хорошо охранявшаяся в классической литературе стена […] между агентами жизни и смерти (положительными и отрицательными героями). Каждый может неожиданно и немотивированно стать носителем разрушительного начала; обратное движение затруднено. […] Красота сменяется выразительными картинами безобразия. Развивается эстетика эпатажа и шока, усиливается интерес к „грязному“ слову, мату как детонатору текста. Новая литература колеблется между „черным“ отчаянием и вполне циничным равнодушием. В литературе, некогда пахнувшей полевыми цветами и сеном, возникают новые запахи — это вонь».

Примечания

  1. 12 Власов В. Г. Авангардизм. Модернизм. Пост-модернизм: Терминологический словарь / В. Г. Власов, Н. Ю. Лукина. — СПб., 2005. С. 309
  2. 12Le Français moderne. Т. XXIV. L.L.d’Artrey, 1956. С. 49.
  3. Lucien Rigaud. Dictionnaire d’argot moderne. P. Ollendorff, 1881. С. 152. La prétention des artistes en 1830 était d’épater les bourgeois.
  4. 12 Рогалева Е. А. Эпатаж в ХХ веке: теория игры в анализе эпатажа // Вестник Самарского государственного университета. Социология. — 2001. — № 3. — С. 37-39.
  5. Шапир М. И. Что такое авангард? // Даугава. — 1990. — № 10. — С. 3-6.
  6. 12 И. К. Вовчаренко. Эпатаж как эстетическая характеритика авангарда. // Вестник ВГУ. Серия: Филология. Журналистика. 2010, № 2.
  7. Даниэль С. Авангард и девиантное поведение // Авангардное поведение. — СПб., 1998. — С. 41-46.
  8. Альбер Камю. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство. М.: Политиздат, 1990.
  9. Флакер А. Эстетический вызов и эстетическая провокация // Живописная литература и литературная живопись. — М., 2008. — С. 88-99.
  10. «Евросеть» заплатит за эпатаж. РБК, 02.04.2007.

Литература

  • Рогалева Е.А. Эпатаж в ХХ веке: теория игры в анализе эпатажа // Вестник Самарского государственного университета. Социология. — 2001. — № 3. — С. 37-39.
  • И.К. Вовчаренко. Эпатаж как эстетическая характеритика авангарда. // Вестник ВГУ. Серия: Филология. Журналистика. 2010, №2.
  • Флакер А. Эстетический вызов и эстетическая провокация. // Живописная литература и литературная живопись. — М., 2008. — С. 88-99.
  • Клющчинский Р. Эксцентризм и эксцентричность. О подвижности границ в искусстве // Киноведческие записки. — 1990. — № 7. — С. 151-154.
  • Даниэль С. Авангард и девиантное поведение // Авангардное поведение. — СПб., 1998. — С. 41-46.

Философские эссе по вопросу:

Источник

Эпатаж – что это такое и хорошо ли быть эпатажным

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Этикет – механизм, с помощью которого общество сдерживает личностные порывы, позволяя людям реализовывать собственные амбиции в приемлемой для окружающих форме.

Однако социальные нормы зачастую становятся тяжким бременем, и тогда не только творческие личности, но и публичные деятели совершают поступки в равной степени безрассудные, вызывающие и яркие.

Суть эпатажа как явления

Происхождение одного из коннотационных маркеров слова «эпатаж» непосредственно связано с неким революционным настроем, что вполне объяснимо, поскольку это явление – отголосок социалистической борьбы с прежним общественным укладом.

Звучный жаргонизм «épater les bourgeois» («ошеломить буржуев») приписывают авторству французской творческой интеллигенции примерно 1835 года. Стремление «эпатировать буржуазию» первыми проявили художники-модернисты, поскольку в тот период отношение к традиционному искусству оставляло желать лучшего: классические каноны обесценивались и воспринимались скорее как олицетворение консервативных идей.

При этом оригинальный глагол «e’pater» использовался в основном в сугубо специфических ситуациях, подразумевая действие, схожее с отламыванием рюмочной ножки, – такое действие отождествлялось с демонстративным отказом следовать этикету.

Эпатаж — это запланированное, экстраординарное, самодостаточное нарушение общепринятых норм за рамками традиционного восприятия, имеющее своей целью привлечение внимания.

Эпатаж, сегодня один из основных инструментов пиара. Его цель — завладеть вниманием, удивить, иногда обескуражить. Термин «эпатаж» происходит от французского глагола е’ра1ег — ошеломлять, приводить в величайшее изумление.

Непосредственный перевод слова ограничивался такими трактовками:

  1. ошеломлять;
  2. ошарашивать;
  3. приводить в изумление.

А вот производное «épatage», которое впоследствии было заимствовано носителями русского языка, практически не встречается в литературном французском. Некоторые лингвисты считают превалирующим буквальное значение термина:

  1. «отколоть ножку рюмки»;
  2. «ставить подножку»;
  3. «лишить ноги».

В широком смысле это означает либо «выбивать землю из-под ног», либо «переворачивать все с ног на голову».

Сегодня эпатажность – это:

  1. любое нетрадиционное поведение, выходящее за рамки приличий и/или общепринятых норм;
  2. публичные провокации в чей-либо адрес;
  3. шокирующие поступки (выходки);
  4. необычный имидж (прически, макияж, стиль одежды);

И если полтора столетия назад эпатажные действия считались грубым нарушением правовых или нравственных норм, то в XXI веке отношение к ним кардинально изменилось.

Различные проявления эпатажности

Эпатаж – это в первую очередь часть модернизма, одна из его ярких особенностей. И хотя многие искусствоведы обнаруживают эпатажные черты еще в античных работах, большинство экспертов придерживается мнения, что именно XX век стал пиком расцвета эпатирующего творческого поиска.

Так, художники «новой волны» (особенно авангардисты) стремились не только перещеголять предшественников, но и вызвать животрепещущую реакцию публики – они шли на все, чтобы поразить поклонников, взбудоражить их или просто шокировать. И чем сильнее были эмоции, тем более значимой считалась работа.

Однако говоря об эпатаже в искусстве в целом, мы подразумеваем некий творческий прием, переворачивающий наши представления как об эстетике, так и о морали и нравственности. Это своего рода не совсем здоровая экспрессия, жесткий эффект, основанный на нестандартности восприятия.

Но даже с постепенным оттеснением живописи на «фоновый» план современное искусство не желало отказываться от такого эффектного и действенного инструмента. Сегодня мировые выставки изобилуют эпатажными полотнами с откровенной провокацией, включая сюжеты однополой любви и сцены намеренной жестокости.

Когда такие вызовы стали нормой, эпатажность вышла за рамки искусства и начала проявляться в самых разных формах:

  1. в моде;
  2. в кино;
  3. в рекламе;
  4. в публичных выступлениях.

Спорные и запретные темы неизменно привлекали внимание аудитории, провоцировали бурные обсуждения и повышали узнаваемость бренда, продукта, конкретного человека. Со временем даже скандальную или сомнительную популярность стали использовать, чтобы превратить в доход.

Ситуация зашла настолько далеко, что в современных государствах даже начали принимать законы, ограничивающие попытки шокировать публику: например, реклама товаров через тему секса может привести не только к весомым штрафным санкциям, но и к более серьезным последствиям.

Что значит «эпатажный человек»

Трудно переоценить всю широту медийного потенциала эпатажности. Увы, слишком многим из нас импонирует стремление некоторых людей к разрушению устоев социума и традиционных представлений общества о творчестве, об искусстве, о нормах поведения на публике.

Но суть этого явления, как ни крути, остается неприглядной: эпатировать – это в любом случае означает «привлекать к себе внимание», причем не самыми достойными способами.

Обычно арсенал эпатажного человека включает в себя такие «необычные способы самовыражения», как:

  1. оригинальничанье;
  2. нарочитость;
  3. претенциозность;
  4. вычурность;
  5. скандальность;
  6. сенсационность.

Иногда только не совсем понятно, что имеют в виду эпатажные личности, когда они «самовыражаются», нарядившись в «мясное платье» (как Леди Гага) или в бикини-«люстру» (как Майли Сайрус).

Помимо прочего, эпатаж стал орудием для продвижения личного бренда – подобными приемами не стесняются пользоваться ни медийные персоны, ни общественные деятели, ни политики.

Среди ярких примеров последних лет – масса общеизвестных имен, например:

  1. Дональд Трамп с его громкими и не всегда благоразумными политическими заявлениями;
  2. Владимир Жириновский с его неоднозначными речами по социально значимым вопросам;
  3. Родриго Дутерте, назвавший «сукиным сыном» самого Барака Обаму.

Оскорбительная честность, самолюбование и отказ считаться с запретными темами – это тот минимум, что заставляет людей прислушиваться к речам эпатажных персон. Хотя узнаваемость при этом сопровождается как волной критики, так и высокими рисками получить судебный иск за оскорбление.

Вместо заключения

Хорошо ли это – эпатировать? Вряд ли кто сможет дать однозначный ответ. Привлекать внимание провокационными выходками – это по силам каждому, но многие ли способны оставаться в рамках общечеловеческой культуры? Эпатажность в стиле Фаины Раневской и на уровне Никиты Джигурды – это все же чертовски разные вещи!

Источник

Оцените статью