- Кто такие люди с энциклопедическими знаниями?
- Что значит энциклопедические знания
- Что такое энциклопедия знаний и кто такой человек с энциклопедическими знаниями?
- В принципе, роль энциклопедии и заключается в сборе и систематизации знаний в форме понятной нам и максимально понятной будущим поколениям
- Энциклопедические знания — Encyclopedic knowledge
- Содержание
- Ссылки в популярной культуре
- Зависит от домена
- Взгляды
- Энциклопедические знания — Encyclopedic knowledge
- СОДЕРЖАНИЕ
- Ссылки в популярной культуре
- Зависит от домена
- Взгляды
- Как дать ребенку энциклопедические знания
Кто такие люди с энциклопедическими знаниями?
Возможно, вам встречались очень умные люди, которым достаточно услышать всего одно слово, и это уже вызывает у них множество уместных и точных вопросов, которые помогают раскрыть суть этого слова или фразы? Такую личность называют ходячей энциклопедией.
Энциклопедия представляет собой книгу, где все данные собраны и систематизированы, представлены читателю в доступной для понимания форме. Человек, имеющий энциклопедические знания, способен из одной несложной фразы посредством задавания вопросов собрать целый «комплекс» знаний. Например, если он в разговоре услышит о строительстве дома, то составит для себя целый план действий, задав попутно немало вопросов – о материалах для строительства, выборе места для этого дома, о людях, которые займутся стройкой и т.п. Человек с энциклопедическими знаниями досконально знает предмет на всех уровнях – может разъяснить любое относящееся к теме понятие, раскрыть все смыслы, обратиться к истории и так далее.
Такие люди имеют не только широкий кругозор, но и устойчивую психику. Ведь уровень их знаний позволяет быть очень уверенными в своих силах. Они столько всего знают, что такого человека можно назвать ходячей энциклопедией, всегда готовой открыться на нужной странице. Это не шарлатаны, которые уверенно дают ответ на любой вопрос. Люди с энциклопедическими знаниями никогда не будут говорить ерунды, лишь бы покрасоваться на публику и полностью несут ответственность за свои слова. В разговоре с ними не возникает желания больше не задавать им никаких вопросов. Напротив, человек-энциклопедия охотно поддержит беседу, проанализирует информацию и будет задавать дополнительные вопросы, уточнять все, что требует уточнения. В итоге среди всех неподходящих вариантов ответа будет выдан максимально подходящий. Такое отношение к собеседникам со стороны ходячей энциклопедии вызывает у них только положительные эмоции от неподдельного интереса и внимания к себе и ходу разговора. Такому человеку, безусловно, хочется доверять. И в следующий раз, когда возникнет необходимость что-то узнать, впечатленный собеседник, скорее всего, обратится именно к такой ходячей энциклопедии.
Люди с энциклопедическими знаниями – это те люди, которые могут принимать единственно верные решения на основе своих «данных» и опыта человечества. Они вдохновляют на свершения и достижения. Ими определенно стоит восхищаться!
Источник
Что значит энциклопедические знания
Что такое энциклопедия знаний и кто такой человек с энциклопедическими знаниями?
Личность с энциклопедическими знаниями обладает умом, способным даже от простого услышанного слова задать кучу вопросов и при этом каждый вопрос будет умным, уместным, уточняющим, раскрывающим суть слова или фразы. Само слово «Энциклопедия» происходит от др.-греч. – «обучение в полном круге».
Люди с энциклопедическими знаниями владеют предметом досконально и на фундаментальном уровне: от понятийного аппарата, терминологии до места, роли, истории, смысла каждого сказанного слова. Это люди с широким кругозором и устойчивой психикой, так как энциклопедический уровень познания придаёт им уверенность в собственных силах.
В принципе, роль энциклопедии и заключается в сборе и систематизации знаний в форме понятной нам и максимально понятной будущим поколениям
Такой человек собирает в себе знания в прямом смысле как энциклопедия. О таких людях говорят: «Ходячая энциклопедия». Но это не просто шарлатаны, у которых на все вопросы всегда есть готовый ответ. Отнюдь!
Как правило, шарлатаны не несут за свои ответы никакой ответственности и несут часто такую ерунду (лишь бы покрасоваться сию минуту), что больше не хочется их ни о чем спрашивать. Люди же с умом, могут долго анализировать информацию, задавать уточняющие вопросы, отсеивая при этом ненужные варианты ответов, выдав в конце максимально подходящий ответ.
Подобное отношение даже к самым маленький вопросам вызывает чувство благодарности и ощущение внимания в себе со стороны собеседника. Это внушает доверие к человеку и его словам. Заставляет снова и снова обращаться в нему, так как у него в голове по-настоящему энциклопедия!
Именно такие люди способны максимально полно и с максимальной пользой обобщить самый широкий круг знаний, опыта человечества в той или иной сфере и на основе этого принять единственно правильное решение. Именно такие люди вдохновляют на новые подвиги и восхищают.
Источник
Энциклопедические знания — Encyclopedic knowledge
Иметь энциклопедические знания должен иметь «обширный и полный» [1] знание большого количества разнообразных предметов. Человека, обладающего такими знаниями, называют энциклопедия человека или ходячая энциклопедия. [2] [3]
Концепция энциклопедических знаний когда-то приписывалась исключительно начитанным или знающим людям, таким как Платон, Аристотель, Хильдегард фон Бинген, Леонардо да Винчи, Иммануил Кант, или же Г. В. Ф. Гегель. Том Рокмор описал, например, Гегеля как эрудит и «современный Аристотель, возможно, последний человек, который знал все ценное, что было известно при его жизни». [4] Такие люди обычно описываются как таковые на основании их глубокого познавательного понимания множества и разнообразных областей исследования — интеллектуально исключительной подмножества философы кого также можно отличить от разносторонне одаренных, гений, или «Человек эпохи Возрождения.»
Содержание
Ссылки в популярной культуре
Идея энциклопедических знаний неоднократно появлялась в массовой культуре, особенно в детектив. В 1887 г. Сэр Артур Конан Дойл представил своего вымышленного мастера сыщика, Шерлок Холмс, который применил свою острую дедуктивную проницательность и колоссальный диапазон знаний для решения своих задач. Энциклопедия Брауна это серия книг Дональд Дж. Соболь рассказывающая о приключениях мальчика-детектива Лероя Брауна, прозванного «Энциклопедией» за его интеллект и диапазон знаний, была впервые опубликована в 1963 году.
Один из самых известных — вымышленный Автостопом по Галактике к концу Дуглас Адамс который начал свою эволюцию через множество средств массовой информации как британская радиопрограмма в 1978 году. [5] В 2004 г. энергетический ядерный реактор участник А. Дж. Джейкобс опубликовано Всезнайка, о своем опыте чтения всей Британская энциклопедия от начала до конца. [6]
Зависит от домена
В то время как глубокие энциклопедические знания по многочисленным областям исследования одним человеком более невозможны, энциклопедические знания в области исследования или темы имеют большой исторический прецедент и все еще часто приписываются отдельным людям. Например, было сказано о Рафаэль Лемкин что «его знание логики нацистской военной машины было энциклопедическим». [7]
В 1900 г. Александр Грэхем Белл, которые вознамерились прочитать всю Британская энциклопедия сам, [8] служил вторым президентом Национальное географическое общество и объявил, что Общество должно охватывать «мир и все, что в нем». [9] Хотя эта цель кажется всеобъемлющей, на самом деле это заявление о всеобъемлющем географический знания, а это означает, что масштабы деятельности Национального географического общества должны быть безграничными.
В эпоху специализации, будь то академический или функциональный или эпистемологический, получение специфичный для домена энциклопедические знания как эксперт обычно отмечается и часто награждается институтами современного общества. (Эту признательность за наличие обширных нишевых знаний, однако, не следует путать с историческими экспериментами и дебатами вокруг разделение труда который, как утверждалось, ограничивает знания рабочих вынужден выполнять повторяющиеся задачи ради общего повышения экономической производительности.)
Взгляды
Эдвард Саидв его основополагающем постколониальный работай, Ориентализм, подробно исследует энциклопедические усилия, показывая, что это исторически гегемонистское предприятие. «Неутомимым стремлением востоковедов было освоить все мира, а не какой-то легко определяемой части, такой как автор или собрание текстов ». [10]
Тим Чемберс, один из первых википедистов, предложивший название «Википедия», [11] имеет страница исторического интереса в архивах Викимедиа под заголовком «Ценность энциклопедических знаний», в котором он описывает новую модель роста энциклопедических знаний », основанную на многочисленные ученых всего мира ». Идея преобразования энциклопедических знаний в сообщество знаний занимает центральное место в теории Коннективизм как установлено Джордж Сименс и Стивен Даунс.
Источник
Энциклопедические знания — Encyclopedic knowledge
Обладать энциклопедическими знаниями — значит иметь «обширные и полные» знания по большому количеству разнообразных предметов. Человека, обладающего такими знаниями, называют человеческой энциклопедией или ходячей энциклопедией .
Концепция энциклопедических знаний когда-то приписывалась исключительно начитанным или знающим людям, таким как Платон , Аристотель , Хильдегард фон Бинген , Леонардо да Винчи , Иммануил Кант или Г.В.Ф. Гегель . Том Рокмор описал Гегеля, например, как эрудита и «современного Аристотеля, возможно, последнего человека, который знал все ценное, что было известно при его жизни». Такие люди обычно описываются как таковые на основании их глубокого познавательного понимания множества и разнообразных областей исследования — интеллектуально исключительной подгруппы философов, которых также можно отличить от разносторонне одаренных, гениальных или «людей эпохи Возрождения ».
СОДЕРЖАНИЕ
Ссылки в популярной культуре
Идея энциклопедических знаний неоднократно появлялась в массовой культуре, особенно в детективной литературе . В 1887 году сэр Артур Конан Дойль представил своего вымышленного мастера-сыщика Шерлока Холмса , который применил свою острую дедуктивную проницательность и колоссальный диапазон знаний для решения своих дел. Энциклопедия Брауна — это серия книг Дональда Дж. Собола, в которых рассказывается о приключениях мальчика-детектива Лероя Брауна, прозванного «Энциклопедией» за его интеллект и обширные познания, которая была впервые опубликована в 1963 году.
Одним из самых знаменитых является вымышленной Автостопом по Галактике покойного Дугласа Адамса , который начал свою эволюцию через многочисленные медиумов как британской радиопередаче в 1978 г. В 2004 году, NPR вкладчик AJ Jacobs опубликовал Ноу-It-All , о его прочитайте всю Британскую энциклопедию от начала до конца.
Зависит от домена
В то время как глубокие энциклопедические знания по многочисленным областям исследования одним человеком более невозможны, энциклопедические знания в рамках области исследования или темы имеют большой исторический прецедент и все еще часто приписываются отдельным лицам. Например, о Рафаэле Лемкине было сказано, что «его знание логики нацистской военной машины было энциклопедическим».
В 1900 году Александр Грэм Белл , который намеревался прочитать всю Британскую энциклопедию , был вторым президентом Национального географического общества и заявил, что Общество должно охватывать «мир и все, что в нем». Хотя эта цель кажется всеобъемлющей, на самом деле она является заявлением о всеобъемлющем географическом знании, а это означает, что масштабы деятельности Национального географического общества должны быть безграничными.
В эпоху специализации, будь то академической, функциональной или эпистемологической , получение предметных энциклопедических знаний в качестве эксперта обычно приветствуется и часто вознаграждается институтами современного общества. (Это признание наличия обширных нишевых знаний, однако, не следует путать с историческими экспериментами и дебатами вокруг разделения труда, которые, как утверждается, ограничивают знания рабочих, вынужденных выполнять повторяющиеся задачи ради общего роста экономической активности. производительность.)
Взгляды
Эдвард Саид в своей основополагающей постколониальной работе « Ориентализм» очень подробно исследует энциклопедические усилия, показывая, что это исторически гегемонистское предприятие. Востоковеды «неутомимо стремились овладеть всем миром, а не какой-то легко определяемой его частью, такой как автор или собрание текстов».
Тим Чемберс, один из первых википедистов, предложивший название «Википедия», имеет в архивах Викимедиа страницу, представляющую исторический интерес, под названием «Ценность энциклопедических знаний», в которой он описывает новую модель роста энциклопедических знаний, разработанную многочисленными учеными из разных стран. Мир.» Идея переконстелляции энциклопедических знаний в сообщество знаний занимает центральное место в теории коннективизма, установленной Джорджем Сименсом и Стивеном Даунсом .
Источник
Как дать ребенку энциклопедические знания
Несомненно, что интеллектуальный человек — это человек, обладающий широким кругозором, умеющий сопоставлять факты, делать выводы.
Знания основаны на информации, а получение информации происходит через факты. Каждый факт представляет собой один бит информации. Когда такой факт правильно предъявляется ребенку, то его можно назвать битом интеллекта. Этот факт не только будет способствовать развитию детского мозга, но и ляжет в основание всех его будущих знаний.
Приготовьте калькулятор — он вам наверняка пригодится!
По Доману, расширение кругозора, подача энциклопедических знаний происходит тоже по системе показа карточек — «битов интеллекта».
Эти карточки содержат один бит информации. На них наклеен аккуратный рисунок, иллюстрация или фотография.
Каждая карточка должна быть посвящена только одному факту. Например, если на ней изображена ворона, то это должна быть только ворона — без пейзажа или каких-либо других животных. Изображение на карточке должно восприниматься единственным образом. Если изображена ворона, то она должна быть воспринята именно как ворона, а не как «большая черная птица».
В карточках необходим элемент новизны, то есть на них должно быть изображено то, что еще неизвестно ребенку.
Картинка на карточке может называться «битом интеллекта» только в том случае, если соответствует следующим требованиям:
• отчетливо видны все детали;
• изображен только один предмет;
• есть специальное название;
• изображенный предмет незнаком вашему ребенку;
• карточка должна быть большого размера;
• карточка должна быть чистой.
Кроме того, все карточки должны содержать элемент новизны, то есть на них надо изображать то, что еще неизвестно вашему ребенку.
Посмотрите примеры трех карточек. На каждой изображен медведь, но только одна из карточек правильная.
На первой карточке изображен очаровательный плюшевый мишка, не имеющий ничего общего с настоящим медведем. Эта картинка хороша для иллюстрации сказки, но совершенно не годится для получения достоверной информации о животном.
На второй карточке медведь изображен на фоне пейзажа. Карточка содержит не только изображение животного, поэтому она двусмысленна, хотя под ней и написано «медведь». Кроме медведя, там изображены и другие предметы.
Третья иллюстрация служит примером правильной карточки. Медведь изображен во всех деталях на пустом белом фоне и, кроме него, на рисунке ничего больше нет.
Убедитесь в том, что вы правильно поняли все требования к карточкам «бит интеллекта» и лишь потом приступайте к выполнению этой программы.
Откуда лучше брать материал для карточек «бит интеллекта»? Основным источником являются книги, журналы, карты, почтовые открытки, путеводители. Чем именно пользоваться — дело вашей изобретательности.
КАК СДЕЛАТЬ ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ КАРТОЧКИ
Вам понадобятся: фотографии, рисунки, почтовые открытки, канцелярский клей, белый картон, фломастер, ручка и ножницы.
Если рисунок, который вы хотите использовать для карточки, имеет неудачный фон (например, слишком мрачный), вырежьте его и наклейте на более подходящий фон. При этом помните о полях, которые создают лучшую контрастность и облегчают восприятие.
Если на хорошей картинке изображены несколько объектов, вырежьте их и наклейте каждый на отдельную карточку, сделайте подписи.
Ну и, наконец, прежде чем выбрасывать уже отработанный материал, просмотрите его внимательно — вдруг что-то вам понадобится в будущем.
Если у вас есть цветной принтер, вы можете находить картинки в Интернете и распечатывать их. Конечно же, такой способ создания пособий значительно проще.
Наилучший размер карточек — 28×28 см. Они должны быть достаточно твердыми, чтобы их можно было держать в одной руке и использовать неоднократно. Изготовленные карточки можно заламинировать. В этом случае они будут долговечными.
Карандашом вы подписываете обратную сторону карточки (для себя), фломастером делаете надпись к изображению (для ребенка).
Все карточки должны быть систематизированы и разложены по разделам. Например: птицы, музыкальные символы, картины, части тела, орудия труда, писатели и т. п.
Спустя полтора года после начала вашей программы вы убедитесь, что количество категорий выросло, а в некоторых из них появились подразделы. Теперь у вас есть не просто раздел «птицы», но и подразделы «птицы водоплавающие», «хищные птицы», «домашние птицы» и т. п. Ваша систематизация будет постоянно изменяться и совершенствоваться. Это необходимо для того, чтобы удовлетворять растущие интересы вашего ребенка и его способность находить взаимосвязи между разделами.
Выбирая иллюстрации для изготовления карточек, прежде всего обратите внимание на качество изображения.
Каждая категория должна состоять как минимум из 10 карточек. Максимальное их количество зависит от того интереса, который ребенок проявит именно к этому разделу.
Исходя из критериев отбора материала, для вас должно быть очевидно, что любая информация, которую можно представить в отчетливой, дискретной и недвусмысленной форме, является «строительным блоком» интеллекта, а цементирующим раствором служит систематизация.
Раздел — это группа из десяти и более карточек, которые имеют между собой нечто общее. Рассмотрим, к примеру, раздел «Птицы».
1. Обычная ворона
Раздел можно расширить как за счет существующих птиц, так и за счет уже давно вымерших. Расширять данную категорию можно настолько, насколько это вам позволят собственные знания.
Выбор категорий
В методике Домана все существующие области знаний разделены на десять разделов.
Для начала вам стоит выбрать в каждом из этих разделов по одной категории.
Содержание карточек
Вот несколько примеров сортировки карточек.
Чтобы изготовить правильную карточку, вам необходимо сделать следующее. • Научитесь отличать правильные карточки «бит интеллекта» от неправильных.
• Найдите источники материалов для них.
• Систематизируйте весь найденный материал, выбрав из него то, что пригодится вам для изготовления карточек.
РАЗДЕЛ КАТЕГОРИЯ НАБОР КАРТОЧЕК
Обычная ворона, малиновка, соловей, зяблик, орел, страус, курица, воробей, тетерев, цапля и т. д.
РАЗДЕЛ КАТЕГОРИЯ НАБОР КАРТОЧЕК
РАЗДЕЛ КАТЕГОРИЯ НАБОР КАРТОЧЕК
Правители и политические деятели России
Николай II, Александр Невский, Столыпин, Александр I, Ленин, Иван Грозный, Петр I, Екатерина II, Брежнев, Керенский и т. д.
Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Самара, Нижний Новгород, Ярославль, Красноярск, Новосибирск, Суздаль, Сочи и т. д. (открытки с видами городов)
РАЗДЕЛ КАТЕГОРИЯ НАБОР КАРТОЧЕК
Бетховен, Моцарт, Чайковский, Бизе, Верди, Кальман, Бах, Шопен, Мусоргский, Скрябин и т. д. (портреты композиторов)
• Приготовьте заготовки для карточек из плотного белого картона или аналогичного материала размером 28×28 см.
• Наклейте изображения и сделайте надписи как под ними, так и на обратной стороне карточек.
• Систематизируйте получившиеся карточки, разложив их по разделам.
«Школьник», «Подсолнухи», «Мадам Рулин со своим ребенком», «Почтальон Рулин», «Печальный старик», «Терраса кафе ночью», «Автопортрет», «Цыганские телеги», «Церковь в Оверне», «Поля с персиковыми деревьями в цвету» и т. д. (репродукции картин)
Череп, берцовая кость, лопатка, фаланга пальца, таз, лодыжка, ключица, локтевая кость, нижняя челюсть и т. д. (рисунки костей)
КАК ПРАВИЛЬНО ПОКАЗЫВАТЬ КАРТОЧКИ
Выберите категорию, с которой вы хотите начать. Сядьте поудобнее напротив ребенка и радостно скажите: «Я хочу показать тебе очень интересных птиц!» Начните демонстрировать карточки с расстояния примерно в 35 см.
Удобнее всего перекладывать «колоду» с задних карточек вперед, называя карточки, потому что вы успеете прочитать название птицы, которое написано на обороте, и вам не придется заглядывать на само изображение.
Время показа карточек — 10-15 секунд. 1 секунда — на показ карточки и 5 секунд на перекладывание.
Первые несколько дней вы должны говорить: «Эта птица называется соловьем», а потом можете произносить только название — «соловей».
Доман рекомендует перемешивать карточки после каждого урока, чтобы при новой демонстрации их порядок уже был иным.
Через десять дней, когда количество ваших категорий достигнет 10, начните ежедневно удалять по одной карточке из каждой категории и заменять их новыми.
В среднем учебный цикл каждой карточки — это 30 занятий, поскольку каждая новая карточка будет демонстрироваться вами на протяжении 10 дней по три раза ежедневно.
При демонстрации карточек следите за своими пальцами, чтобы не загораживать изображение. Позаботьтесь также и о нормальном освещении.
Не забывайте о голосе — чем младше ребенок, тем громче и отчетливее вы должны произносить названия карточек.
Частота и интенсивность занятий
Проводите занятия в течение всего дня, но не подряд, а устраивая перерывы, во время которых займитесь чем-нибудь другим. Если ваш ребенок требует продолжить урок (как правило, именно так и бывает), скажите ему: «Хорошо, хорошо, мы еще позанимаемся, но сейчас давай приберем на столе. »
После каждого занятия надо сделать перерыв, пообещав вернуться к вашим карточкам немного позже.
Для занятий выбирайте только то время, когда ваш ребенок свеж, бодр и весел.
Интенсивность занятий будет зависеть от качества сделанных вами карточек. Если они большие, с четкими изображениями и имеют поля, то вы можете быть уверены, что ребенок успеет все рассмотреть и запомнить.
Продолжительность
Основное правило Домана для показа карточек — 1 секунда на 1 карточку. Кроме этого, не забывайте, что вы должны всегда показывать ребенку чуть меньше карточек, чем он хочет увидеть. Например, если вы уже поняли, что после пятнадцати карточек он может начать отвлекаться, покажите всего десять. Если десять для него много, покажите пять.
Его внимание играет очень важную роль для обучения и восприятия новой информации, поэтому ваши занятия должны проходить при полном энтузиазме с обеих сторон, быть яркими, энергичными, хорошо организованными.
Ежедневные занятия
Начните с демонстрации трех различных категорий по 10 карточек в каждой. В течение одной — демонстрируйте каждую категорию по 3 раза. Постепенно вы можете добавлять все новые и новые категории, пока их ежедневное количество не достигнет 12. Общее время занятий в течение дня:
12 категорий х 3 раза х 10 секунд = 6 минут.
ОБНОВЛЕНИЕ КАРТОЧЕК
Через десять дней, когда количество категорий достигнет 10, начните ежедневно удалять по одной карточке из каждой категории и заменять их новыми. Сохраняйте старые карточки для последующего использования. В итоге каждый день вы будете заменять по десять старых карточек. Но это минимум, а не максимум!
Если малыш хорошо усваивает новые карточки и у вас есть возможность изготавливать их, вводите больше новых карточек. Просто в этом случае вам придется активнее искать новый материал и быстрее изготавливать новые карточки — способности вашего ребенка усваивать знания огромны!
Не показывайте карточки, если ребенка что-то отвлекает или у него нет к ним интереса. Лучше вернуться к занятию позже, чем силой или уговорами заставлять что-либо делать.
Когда вы истощите все запасы новых карточек в какой-либо категории, замените ее целиком, введя новую. Позднее, когда у вас появятся новые карточки, относящиеся к старой категории, вы можете снова к ней вернуться. В любом случае сохраняйте все старые карточки, поскольку они потребуются вам в дальнейшем.
Продолжительность жизни одной карточки
Вам необходимо хорошо разбираться во всех тонкостях учебного процесса. Именно вам надо определить и точно знать, сколько раз можно показать новую карточку, прежде чем она станет для ребенка старой и неинтересной. Такое знание просто необходимо для постоянного обновления информации.
В среднем учебный цикл каждой карточки составляет тридцать занятий, поскольку каждая новая карточка будет демонстрироваться вами на протяжении 10 дней по три раза ежедневно. Однако если вы энергично выполняете данную программу на протяжении 3-6 месяцев, то обнаружите, что тридцатикратный показ одной карточки — это слишком много. Почему? Все просто: вы уже значительно преуспели в развитии зрительных анализаторов ребенка, поэтому теперь каждую карточку можно показывать 3 раза в день на протяжении всех 5 дней, то есть только 15 раз. И все равно ребенок прекрасно ее запомнит.
Такое ускорение, как правило, достигается через несколько месяцев после начала выполнения программы. Начав, почаще задавайте себе вопрос: «Не пора ли мне сократить учебный цикл одной карточки?»
В какой-то момент вы убедитесь в том, что достаточно показывать новые карточки всего 1-2 раза, так как ребенок легко и быстро усваивает материал буквально с первого раза. Это и неудивительно, ведь мозг вашего ребенка растет и развивается каждый день.
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
Когда у вас накопится большой систематизированный материал из карточек «бит интеллекта», настало время пойти дальше. Когда ваш ребенок усвоит 1000 карточек, вы можете приступать к созданию интеллектуальной программы.
В то время как категории дают общий информационный обзор какой-либо из областей знания, интеллектуальная программа позволяет идти дальше, углубляя уровень знаний внутри каждой категории. Каждая такая программа начинается с самой простой и заканчивает сложной информацией. Вот пример одной интеллектуальной программы.
РАЗДЕЛ КАТЕГОРИЯ НАБОР КАРТОЧЕК
Вороны вьют свои гнезда на деревьях или в кустарниках.
Вороньи гнезда сделаны из веточек, переложенных травой или шерстью.
Вороны питаются насекомыми, семенами, фруктами и орехами.
Известно также, что вороны едят моллюсков, падаль, мышей, яйца, рыбу, отбросы, шпатлевку, резину, изоляционный материал.
Самка вороны имеет один выводок птенцов в год.
Голос вороны — громкий, хриплый, совершенно немузыкальный.
Вороны относятся к семейству вороньих.
В семейство вороньих входят вороны, сойки и сороки.
Большинство птиц семейства вороньих спариваются на всю жизнь.
Большинство птиц семейства вороньих живут стаями и гнездятся густонаселенными колониями.
Только в Новой Зеландии и на большинстве островов Тихого океана нет представителей семейства вороньих.
Семейство вороньих насчитывает 103 вида, объединенных в 26 родов.
Этих уровней может быть и больше и они ограничены только объемом современных знаний, которые имеются в данной сфере.
Цель интеллектуальной программы — установить отношения между уже изученными категориями. Например, «Петр I родился в Москве». Для ребенка, который уже знает кто такой Петр I (категория «правители России») и что такое Москва (категория «города России»), это будет самым очевидным способом связать две эти категории воедино.
Чем больше вы будете открывать таких связей между категориями, тем больше будет возрастать интерес к этому. Интеллектуальная программа поможет вашему ребенку уловить взаимосвязь между уже усвоенными знаниями.
Как составить интеллектуальную программу
Прежде всего пересмотрите все уже пройденные вами карточки и подумайте о первом уровне интеллектуальной программы для каждой из них. Вам наверняка потребуются энциклопедии и словари. Каждый раз, когда вы будете сомневаться в том или ином факте, обязательно туда заглядывайте. Не говорите ребенку:
«Я думаю, что это правда». Снабжайте его только самой достоверной и проверенной информацией.
Для составления интеллектуальной программы существуют три способа. Самый простой из них — написать все сведения на карточке размером 12×17 см. На каждой карточке можно разместить пять таких программ, а затем читать их своему ребенку. Например:
1. Вороны вьют гнезда на деревьях и кустарниках.
2. Вороньи гнезда сделаны из веточек, переложенных травой или шерстью.
3. Вороны питаются насекомыми, семенами, фруктами и орехами.
4. Известно также, что вороны едят моллюсков, падаль, мышей, яйца, рыбу, отбросы, шпатлевку, резину, изоляционный материал.
5. Самка вороны имеет один выводок птенцов в год.
Другой способ — писать каждое предложение на карточке большим шрифтом. Вы тоже будете читать это предложение вслух, но при этом ваш ребенок видит, что вы читаете. Это может значительно помочь ему в обучении чтению.
• Интеллектуальная программа должна отличаться точностью, то есть она не должна основываться на чьей-то точке зрения или каких-то предположениях. Например, «Петр I был русским царем» — это войдет в вашу программу. Но «Петр I причинил России много зла» — не войдет, так как это спорная точка зрения.
• Интеллектуальная программа должна отличаться ясностью, то есть она должна излагаться так, чтобы исключить всякую возможность для неправильного понимания. Например, «Гепард — это самое быстрое млекопитающее на свете». Такое утверждение изложено ясно и понимается однозначно.
Вороны вьют гнезда на деревьях и кустарниках
Третий способ состоит в изготовлении самодельной книги из 5-10 страниц, где на каждой странице будет отдельная программа. Сначала вы читаете их вместе, а потом ваш ребенок будет читать их самостоятельно. Разумеется, что размер шрифта должен соответствовать уровню развития вашего ребенка на данный момент.
Начинаем занятие
Одно занятие должно включать в себя не больше пяти программ, причем в каждой программе должно быть по одному уровню. Чтение программ занимает больше времени, чем обычный показ карточек, поэтому вы и берете их вдвое меньше. Вы читаете ребенку вслух эти программы или просто даете ему новую информацию, показывая старую карточку. Например, вы демонстрируете ему уже знакомые карточки птиц и к каждой из них даете соответствующие пояснения.
ВОРОНА МАЛИНОВКА ОРЛЫ КУРИЦА СОЛОВЕЙ
Вороны вьют гнезда на деревьях и кустарниках.
У малиновок красные грудки и серые крылья.
Это хищные птицы, которые охотятся на других птиц.
Курица — это домашняя птица, которая не умеет летать.
Соловей — это маленькая, серенькая, но самая музыкальная птичка.
Все это займет у вас 10-15 секунд. Если вы предпочитаете пользоваться отдельными предложениями, написанными большим шрифтом, показывайте эти предложения, а сами читайте их вслух.
Если же вы предпочитаете книгу, садитесь рядом и читайте ее вместе с ребенком. Какой бы способ вы ни выбрали, делайте все быстро и весело.
Чтобы организовать ежедневные занятия, начните с 5 категорий из 5 программ каждая. Занимайтесь каждой категорией по 3 раза в день. Если занятия проходят успешно и малыш хорошо усваивает материал, вы можете увеличить количество категорий по своему желанию.
Добавление новых программ и удаление старых
Через 5 дней начните удалять старые программы и заменять их новыми. Причем заменяйте все пять программ в каждой категории. Таким образом каждая программа будет «работать» 3 раза в течение 5 дней, то есть всего 15 раз. Каждые 5 дней добавляйте как минимум 25 новых программ. Если вы видите, что ваш ребенок усваивает их быстрее, то производите процесс обновления, сообразуясь с его скоростью.
Когда вы пройдете все программы, относящиеся к данной категории, замените данную категорию и работайте с другой.
Когда вы пройдете все интеллектуальные программы первого уровня, переходите к изучению второго уровня. Каждый уровень требует все более обширных знаний, чем предыдущий. Таким образом, программа первого уровня содержит новую информацию, но в знакомом контексте. Сначала используйте только знакомые ребенку слова и выражения, но по мере продвижения вперед переходите к использованию все более сложных.
Следуя таким путем, ваш ребенок будет постоянно получать новую информацию, стоя при этом на твердом фундаменте понимания. Каждый шаг вперед — это сочетание новой информации и понятного ребенку контекста. Именно умелое сочетание двух этих элементов и позволит добиться наилучших результатов.
Скорее всего, вы убедились, что можете учить своего ребенка практически всему на свете. Более того, может быть и так, что вы интересовались каким-то предметом, но в свое время не смогли его изучить. Теперь у вас есть прекрасная возможность делать это вместе со своим ребенком. Ведь недаром говорили мудрецы: «Учи — и сам научишься!»
Источник