ЭНГАРМОНИЧЕСКИ РАВНЫЕ ТОНАЛЬНОСТИ.
Энгармонически равные тональности – это тональности, одинаковые по
звучанию, но разные по названию. Мажорные и минорные тональности с 5, 6 и 7
диезами энгармонически равны мажорным и минорным тональностям с 5, 6 и 7
бемолями. Ключевые знаки в энгармонически равных тональностях в сумме
составляют 12 знаков
H dur (5#) = Ces dur (7 бемолей)
Fis dur (6#) = Ges dur(6 бемолей)
Cis dur(7#) = Des dur(5 бемолей)
gis moll(5#) = as moll (7 бемолей)
dis moll(6#) = es moll (6 бемолей)
ais moll(7#) = b moll (5 бемолей)
РИТМ, МЕТР, ТАКТ, ТАКТОВАЯ ЧЕРТА, АКЦЕНТ, ЗАТАКТ
Ритм — это соотношение длительностей в музыке. Метр – это равномерное
чередование сильных и слабых долей времени. Такт — отрезок мелодии между
двумя соседними сильными долями. Количество долей в такте может быть
разным. Первая доля такта имеет больший вес, чем все остальные доли, поэтому
она называется сильной долей. Доли, не имеющие ударений, называются
слабыми долями. В нотной записи такты отделены друг от друга вертикальной
тактовой чертой. Тактовая черта ставится перед сильной долей для того, чтобы
ее выделить. Акцент – это ударение на сильной доле при исполнении музыки.
Если музыка начинается со слабой доли, то вначале образуется неполный такт —
Случаев произведения, начавшиеся с затакта, заканчиваются неполным тактом, дополняющим собой затакт.
СИНКОПА
Cинкопа – это перенос акцента с сильной доли на слабую. Встречаются
а) междутактовые синкопы (двухдольные и трехдольные);
б) внутритактовые синкопы (двухдольные и трехдольные)
ПРОСТЫЕ РАЗМЕРЫ
Простые размеры – это размеры, у которых в такте одна сильная доля. К ним
а) двухдольные размеры – 2/2 (
б) Трехдольные размеры – 3/2, 3/4, 3/8, реже 3/16
ритмических групп внутри такта называется группировкой длительностей. При группировке длительностей в простых размерах основные доли такта должны быть отделены друг от друга.
Объединение всех длительностей общим ребром возможно, когда эти
В размере 3/8 ввиду мелких долей такта допускается следующая группировка:
СЛОЖНЫЕ РАЗМЕРЫ
Сложный размер состоит из 2 и более простых размеров и может иметь
несколько сильных долей. Акцент первой доли сложного метра сильнее
остальных его акцентов, поэтому эта доля называется сильной, а доли с более
слабыми акцентами называются относительно сильными долями. Наиболее
употребительны следующие сложные размеры:
а) 4-хдольные: 4/4, 4/8, реже 4/2
б) 6-дольные: 6/4, 6/8, реже 6/16
в) 9-дольные: 9/8, очень редко 9/4 и 9/16
г) 12-дольные: 12/8 , реже 12/16
Группировка в сложных размерах заключается в том, что простые размеры
группируются отдельно, образуя самостоятельные группы, как бы скрытые
СМЕШАННЫЕ РАЗМЕРЫ
От слияния 2 или нескольких простых разнородных размеров образуются
сложные смешанные размеры. Смешанные размеры встречаются в музыке реже
простых и сложных размеров. Наиболее употребительные из них 5-дольные и 7-
дольные: 5/4, 5/8, 7/4, 7/8. Изредка встречаются другие смешанные размеры,
Смешанные размеры отличаются от сложных размеров некоторыми особенностями:
Строение смешанных размеров зависит от последовательности простых размеров; чередование сильных и относительно сильных долей такта следует неравномерно.
а) 5-дольные размеры:
б) 7-дольные размеры: 7/4 (3/4+2/4+2/4) и 7/4 (2/4+2/4+3/4).
Встречаются также переменные размеры, в этом случае новый размер выставляется в начале такта.
Источник
Тональность: определение, параллельные, одноименные и энгармонически равные тональности
Едва музыкант начинает разучивать новое музыкальное произведение, первым делом он определяет тональность. И неважно, на каком инструменте музыкант играет, занимается вокалом или просто учит номер по сольфеджио. Без четкого понимания тональности учить новое произведения очень сложно. А уж если речь заходит о гармонии. Умение строить аккорды целиком основывается на понимании тональности.
Тональность
Что же такое тональность? Определения этого слова бывают различными, это зависит и от этапа обучения, и от автора учебника. Возможны следующие определения слова «тональность»:
- Тональность — имя лада.
- Тональность — высота лада.
- Тональность — высотное положение лада («Элементарная теория музыки», Способин).
- Тональность (классическая) — это централизованная, функционально-дифференцированная, в основе диатоническая двуладовая мажоро-минорная система аккордового типа, в которой аккорд является главным объектом развития, а общие закономерности определяются принципом тяготение-разрешение («Гармония в западноевропейской музыке IX — начало XX века», Л. Дьячкова).
Тональности бывают мажорные и минорные, это зависит от лада, который лежит в основе. Также тональности бывают параллельными, одноименными, а также энгармонически равными. Попробуем разобраться, что все это означает.
Параллельные, одноименные, энгармонически равные тональности
Главные критерии, по которым определяется тональность, — лад (мажор или минор), ключевые знаки альтерации (диезы или бемоли, их количество) и тоника (самый устойчивый звук тональности, I ступень).
Если говорить о параллельных и одноименных тональностях, то здесь всегда лад различается. То есть если тональности параллельные — это мажор и минор, если одноименные — аналогично.
Параллельными называются мажорная и минорная тональности, у которых одинаковые ключевые знаки и разные тоники. Например, это До мажор (C-dur) и ля минор (a-moll).
Можно увидеть, что в натуральном мажоре и миноре в данных тональностях используются одни и те же ноты, но I ступень и лад различны. Найти параллельные тональности легко, они расположены на расстоянии малой терции. Чтобы найти параллельный минор, необходимо построить от первой ступени малую терцию вниз, а чтобы найти параллельный мажор, нужно построить малую терцию вверх.
Также можно запомнить, что тоника параллельного минора находится на VI ступени натурального мажора, а тоника параллельного мажора — на III ступени минора.
Ниже дана таблица параллельных тональностей.
Источник
Энгармонически равные тональности
Квинтовый круг тональностей
Квинтовый (кварто-квинтовый) круг тональностей – это система расположения тональностей одного лада по чистым квинтам. При движении по квинтам вверх возрастает число диезов, при движении по квинтам вниз – бемолей.
Энгармонически равные тональности
Энгармонизм – это одинаковое звучание при различном названии и написании.
Всего возникают 3 пары энгармонически равных тональностей:
Си мажор (5 диезов) –До бемоль мажор (7 бемолей),
Фа диез мажор (6 диезов) – Соль бемоль мажор (6 бемолей),
До диез мажор (7 диезов) и Ре бемоль мажор (5 бемолей)
— минорные (параллельные мажорным):
соль диез минор (5 диезов) – ля бемоль минор (7 бемолей),
ре диез минор (6 диезов) и ми бемоль минор (6 бемолей),
ля диез минор (7 диезов) и си бемоль минор (5 бемолей).
Дополнение по квинтовому кругу:
Тональности написаны в буквенном обозначении. Над каждым количеством знаков – параллельные тональности. В рамках – энгармонически равные тональности.
Буквенное обозначение нот:
Пояснения по кварто-квинтовому кругу:
1) Все расположены по порядку возрастания ключевых знаков. Наибольшее число знаков в гамме – 7, так как 7 ступеней (дальше пойдут дубль-диезы).
2) Диезные гаммы (гаммы с ключевыми знаками – диезами) строятся по квинтам вверх. Это значит, что тоника гаммы, у которой на один ключевой знак больше, чем у предыдущей, будет на 5 ступени предыдущей гаммы.
Ля — ми — си -фа диез-до диез–соль диез – ре диез-ля диез минор
3) Бемольные гаммы (гаммы с ключевыми знаками – бемолями) строятся по квинтам вниз (или по квартам вверх). Это значит, что тоника гаммы, у которой на один ключевой знак больше, чем у предыдущей, будет на 4 ступени предыдущей гаммы
Ля — ре- соль- до- фа- си бемоль-ми бемоль-ля бемоль мино
Дополнение по энгармонически равным тональностям:
В октаве 12 полутонов и на каждом из них можно построить мажорную и минорную гамму. Это значит, что по звучанию в октаве может быть 12 мажорных и 12 минорных гамм. Т.е. по звучанию всего 24 гаммы.
Но по написанию гамм получается больше, так как некоторые клавиши можно назвать «двумя именами», например: до диез = ре бемоль, фа диез = соль бемоль(пример энгармонизма!) и т.д. Таким образом, получается, что по написанию получаются 3 пары энгармонически равных тональностей:
— мажорные (+см.рамочки в круге)
Таким образом, по написанию получается всего 30 тональностей: 7 мажорных диезных, 7 минорных диезных, 7 мажорных бемольных, 7 минорных бемольных, 1 мажорная без знаков и 1 минорная без знаков.
Источник
Энгармонизм тональностей
Как и отдельные звуки, интервалы или аккорды, тональности тоже могут быть энгармонически равны между собой.
Энгармонически равными являются тональности, имеющие одинаковое ладовое наклонение и расположенные на одной и той же высоте, но тоники которых (а следовательно, и все остальные звуки при полном сохранении их ступеневого значения и соответствующих обозначений) называются по-разному.
При энгармонических заменах тональностей (как и отдельных звуков) первоначально данные знаки меняются на противоположные:
до-диез мажор (Cis-dur) — 7
= ре-бемоль мажор (Des-dur) — 5
до-бемоль мажор (Ces-dur) — 7
= си мажор (H-dur) — 5
Лишь у одной пары мажорных (а также параллельных им минорных) тональностей при энгармонической замене диезов на бемоли (или наоборот) количество их остается неизменным: это тональности фа-диез мажор (Fis-dur), имеющий при ключе 6 диезов, и соль-бемоль мажор (Ges-dur), имеющий при ключе 6 бемолей.
Именно в этой точке замыкается круг построения мажорных (и параллельных им минорных) диезных и бемольных тональностей. Далее любая из них может быть заменена более простой, но уже с другим (меньшим) количеством противоположных знаков альтерации.
Практически в музыке используются в основном тональности до семи знаков включительно, хотя изредка в процессе развития музыкального материала — при отклонениях и модуляциях — встречаются и более сложные (с двойными знаками) тональности, как, например, соль-диез мажор, фа-бемоль мажор, параллельные им миноры и т.д.*
[При этом возникающие при ключе дубль-диезы продолжают восходящий квинтовый диезный ряд, только уже от фа-дубль-диеза, а появляющиеся дубль-бемоли — нисходящий квинтовый бемольный ряд, начиная от си-дубль-бемоля.]
Ключевые обозначения этих (и им подобных) тональностей будут выглядеть так:
Здесь следует обратить внимание на то, что дубль-диез, так же как и дубль-бемоль, нельзя считать за два знака — просто каждый из них (в отличие от обычного диеза и бемоля), соответственно, повышает или понижает данный звук сразу на целый тон.
И вообще в семиступенном ладе количество ключевых знаков альтерации не может превышать количество самих основных ступеней лада.
Таким образом, в пределах употребительных тональностей (то есть до семи знаков включительно) сумма противоположных ключевых знаков альтерации у энгармонически равных тональностей всегда равняется числу 12.
Зная это, легко определить, сколько и каких именно знаков альтерации должно быть при ключе в энгармонически равной тональности. Например, в тональности ля-диез минор — 7 диезов, следовательно, в энгармонически равной тональности си-бемоль минор будет 5 бемолей (12 — 7 = 5).
Определение количества ключевых знаков альтерации в тональностях с двойными знаками (как и в обычных тональностях) можно производить, отсчитывгая их по квинтовому кругу. Однако прочное знание ключевых обозначений в простых тональностях позволяет ускорить этот процесс.
Аналогичные действия следует производить и в других подобных случаях. Например: в фа мажоре — 1 бемоль, следовательно, в фа-бемоль мажоре, где все ступени понизятся на полтона, будет 1 дубль-бемоль (вместо бемоля) и 6 бемолей (а всего — 7 знаков).
Источник