Что значит энгармонически равные интервалы

Энгармонически равные тональности

Квинтовый круг тональностей

Квинтовый (кварто-квинтовый) круг тональностей – это система расположения тональностей одного лада по чистым квинтам. При движении по квинтам вверх возрастает число диезов, при движении по квинтам вниз – бемолей.

Энгармонически равные тональности

Энгармонизм – это одинаковое звучание при различном названии и написании.

Всего возникают 3 пары энгармонически равных тональностей:

Си мажор (5 диезов) –До бемоль мажор (7 бемолей),

Фа диез мажор (6 диезов) – Соль бемоль мажор (6 бемолей),

До диез мажор (7 диезов) и Ре бемоль мажор (5 бемолей)

минорные (параллельные мажорным):

соль диез минор (5 диезов) – ля бемоль минор (7 бемолей),

ре диез минор (6 диезов) и ми бемоль минор (6 бемолей),

ля диез минор (7 диезов) и си бемоль минор (5 бемолей).

Дополнение по квинтовому кругу:

Тональности написаны в буквенном обозначении. Над каждым количеством знаков – параллельные тональности. В рамках – энгармонически равные тональности.

Буквенное обозначение нот:

Пояснения по кварто-квинтовому кругу:

1) Все расположены по порядку возрастания ключевых знаков. Наибольшее число знаков в гамме – 7, так как 7 ступеней (дальше пойдут дубль-диезы).

2) Диезные гаммы (гаммы с ключевыми знаками – диезами) строятся по квинтам вверх. Это значит, что тоника гаммы, у которой на один ключевой знак больше, чем у предыдущей, будет на 5 ступени предыдущей гаммы.

Ля — ми — си -фа диез-до диез–соль диез – ре диез-ля диез минор

3) Бемольные гаммы (гаммы с ключевыми знаками – бемолями) строятся по квинтам вниз (или по квартам вверх). Это значит, что тоника гаммы, у которой на один ключевой знак больше, чем у предыдущей, будет на 4 ступени предыдущей гаммы

Ля — ре- соль- до- фа- си бемоль-ми бемоль-ля бемоль мино

Дополнение по энгармонически равным тональностям:

В октаве 12 полутонов и на каждом из них можно построить мажорную и минорную гамму. Это значит, что по звучанию в октаве может быть 12 мажорных и 12 минорных гамм. Т.е. по звучанию всего 24 гаммы.

Но по написанию гамм получается больше, так как некоторые клавиши можно назвать «двумя именами», например: до диез = ре бемоль, фа диез = соль бемоль(пример энгармонизма!) и т.д. Таким образом, получается, что по написанию получаются 3 пары энгармонически равных тональностей:

— мажорные (+см.рамочки в круге)

Таким образом, по написанию получается всего 30 тональностей: 7 мажорных диезных, 7 минорных диезных, 7 мажорных бемольных, 7 минорных бемольных, 1 мажорная без знаков и 1 минорная без знаков.

Источник

Энгармонизм интервалов

Энгармонически равными называются интервалы, звучащие одинаково, но записанные по-разному. Чаще всего их ступеневая величина различна, но может быть и одинаковой. Тоновая же величина у энгармонически равных интервалов всегда одна и та же.

Энгармонизм интервалов достигается одним из двух способов:

1) посредством энгармонической замены одного из составляющих интервал звуков. В этом случае обязательно изменится ступеневая величина интервала и, следовательно, его наименование;

2) посредством энгармонической замены обоих звуков интервала. В этом случае ступеневая величина (и, соответственно, наименование) интервала может измениться, а может и остаться неизменной, но названия образующих его звуков обязательно будут другими.

2 тона 4 1/2 тона 3 тона 1 1/2 тона

б.3 = ум.4 б.6 = ум.7 ув.4 = ум.5 м.3 = ув.2

м. 2 = ув. 1 б. 3 = б. 3 = дв. ув. 2 б.6 = б.6 = дв. ув. 5

ув. 4 =ум. 5 =дв. ум. 6 м. 2 = м. 2 = дв. ум. З м. 3 = м. З =

= ув. 2 = ув. 2 = дв. ум. 4 = дв. ум. 4 = четыр. ум. 5 = трижды ув. 1

Таким образом, любой диатонический интервал может быть заменен энгармонически равными ему диатоническим же или хроматическим интервалами. И наоборот: любой хроматический интервал может быть заменен энгармонически равными ему хроматическим же или диатоническим интервалами.

Явления энгармонизма (в частности, интервалов) имеют важное значение для совершения так называемых внезапных (энгармонических) тональных переходов (модуляций), которые специально и подробно изучаются в курсе гармонии.

Ниже приводятся примеры энгармонических модуляций в двухголосии:

Источник

Энгармонизм тональностей

Как и отдельные звуки, интервалы или аккорды, тональности тоже могут быть энгармонически равны между собой.

Энгармонически равными являются тональности, имеющие одинаковое ладовое наклонение и расположенные на одной и той же высоте, но тоники которых (а следовательно, и все остальные звуки при полном сохранении их ступеневого значения и соответствующих обозначений) называются по-разному.

При энгармонических заменах тональностей (как и отдельных звуков) первоначально данные знаки меняются на противоположные:

до-диез мажор (Cis-dur) — 7

= ре-бемоль мажор (Des-dur) — 5

до-бемоль мажор (Ces-dur) — 7

= си мажор (H-dur) — 5

Лишь у одной пары мажорных (а также параллельных им минорных) тональностей при энгармонической замене диезов на бемоли (или наоборот) количество их остается неизменным: это тональности фа-диез мажор (Fis-dur), имеющий при ключе 6 диезов, и соль-бемоль мажор (Ges-dur), имеющий при ключе 6 бемолей.

Именно в этой точке замыкается круг построения мажорных (и параллельных им минорных) диезных и бемольных тональностей. Далее любая из них может быть заменена более простой, но уже с другим (меньшим) количеством противоположных знаков альтерации.

Практически в музыке используются в основном тональности до семи знаков включительно, хотя изредка в процессе развития музыкального материала — при отклонениях и модуляциях — встречаются и более сложные (с двойными знаками) тональности, как, например, соль-диез мажор, фа-бемоль мажор, параллельные им миноры и т.д.*

[При этом возникающие при ключе дубль-диезы продолжают восходящий квинтовый диезный ряд, только уже от фа-дубль-диеза, а появляющиеся дубль-бемоли — нисходящий квинтовый бемольный ряд, начиная от си-дубль-бемоля.]

Ключевые обозначения этих (и им подобных) тональностей будут выглядеть так:

Здесь следует обратить внимание на то, что дубль-диез, так же как и дубль-бемоль, нельзя считать за два знака — просто каждый из них (в отличие от обычного диеза и бемоля), соответственно, повышает или понижает данный звук сразу на целый тон.

И вообще в семиступенном ладе количество ключевых знаков альтерации не может превышать количество самих основных ступеней лада.

Таким образом, в пределах употребительных тональностей (то есть до семи знаков включительно) сумма противоположных ключевых знаков альтерации у энгармонически равных тональностей всегда равняется числу 12.

Зная это, легко определить, сколько и каких именно знаков альтерации должно быть при ключе в энгармонически равной тональности. Например, в тональности ля-диез минор — 7 диезов, следовательно, в энгармонически равной тональности си-бемоль минор будет 5 бемолей (12 — 7 = 5).

Определение количества ключевых знаков альтерации в тональностях с двойными знаками (как и в обычных тональностях) можно производить, отсчитывгая их по квинтовому кругу. Однако прочное знание ключевых обозначений в простых тональностях позволяет ускорить этот процесс.

Аналогичные действия следует производить и в других подобных случаях. Например: в фа мажоре — 1 бемоль, следовательно, в фа-бемоль мажоре, где все ступени понизятся на полтона, будет 1 дубль-бемоль (вместо бемоля) и 6 бемолей (а всего — 7 знаков).

Источник

ЭНГАРМОНИЧЕСКИ РАВНЫЕ ИНТЕРВАЛЫ

Энгармонически равные интервалы – это интервалы, одинаковые по звучанию, но разные по названию и написанию. Эти интервалы имеют разное количество ступеней, но одинаковое количетсво тонов и полутонов. Например, м3 (3 ст. и 1,5 т.) энгармонически равна ув2 (2 ст. и 1,5 т.), б6 (6 ст. и 4,5 т.) энгармонически равна ум7 (7 ст. и 4,5 т.)

ПРЕРВАННЫЙ ОБОРОТ

Кроме разрешения D7 в тонику, возможно также его разрешение в трезвучие VI ступени (VI 5 3). Чаще всего в VI ступень разрешается D7 в основном виде. При этом прима и терция аккорда (два нижних звука) движутся вверх, а квинта и септима (два верхних звука) — вниз. Таким образом, D7 разрешается в VI 5 3 с удвоенной терцией (средним звуком).

Последовательность аккордов D7 — в VI 5 3 образует, так называемый, прерванный оборот, так как разрешение в трезвучие VI ступени не дает ощущения завершенности музыкального построения, а требует дальнейшего развития с последующим звучанием тоники. Данный оборот широко использовался в музыке композиторов-романтиков («Шубертова ступень»).

ВИДЫ РАЗМЕРОВ

Простые размерыэто размеры, имеющие в такте одну сильную долю. К ним относятся размеры:

Сложные размеры – это размеры, состоящие из нескольких простых однородных размеров и имеющие, соответственно, несколько сильных долей. К ним относятся размеры:

Смешанные размеры – это размеры, состоящие из нескольких простых неоднородных размеров и имеющие, соответственно, несколько сильных долей. К ним относятся размеры

Переменный размер – это размер, меняющийся на протяжении произведения. В нотной записи он выражается чередованием тактов различных размеров, смена которых указывается в начале такта.

ХРОМАТИЧЕСКАЯ ГАММА

Хроматическая гамма– это двенадцатиступенная гамма, которая образуется посредством заполнения больших секунд промежуточными полутонами.

При построении хроматической мажорной гаммы вверххроматически не изменяются III и VIступени. Вниз — I и V.

При построении хроматической минорнойгаммы вверх и внизхроматически не изменяются I и Vступени.

КАДЕНЦИЯ

Каденцияили каданс – это окончание музыкального построения. В мелодии каденция выражена последовательностью двух или нескольких заключительных звуков (аккордов), приводящих построение к окончанию.

Каденции бывают следующих видов:

1. Полная каденция — это каденция, которую образует полный функциональный круг T – S – D – T.

2. Автентическая каденция – это каденция, которую образуют функции T – D или D – T;

3. Плагальная каденция – это каденция, которую образуют функции

Если каденция завершает первое предложение, она называется половинной или серединной.

Каденция, завершающая период, называется заключительной.

Каденция называется совершенной, если в её завершающем аккорде в мелодии звучит прима аккорда.

Каденция называется несовершенной, если в её завершающем аккорде в мелодии звучит терция или квинта аккорда. Пример разбора каденций:

Источник

Читайте также:  Петух это оскорбление что значит
Оцените статью