- Что такое Эмпирическое познание
- Методы научного познания
- Эмпирический метод
- Количественные методы исследования
- Качественные методы исследования
- Теоретический метод
- Эмпиризм
- Рационализм
- Эмпирики
- Эмпирический метод — это эмпиризм (опыт), взятый за основу при исследованиях и научном познании
- Эмпирический и эмпиризм — это.
- Эмпирический и теоретический уровни научного познания
- Эмпирические методы исследования
- Наблюдение — как основа эмпиризма
- Измерение — это еще один эмпирический уровень познания
- Эксперимент – это эмпирическое познание наивысшей формы
- Описание — это фиксация результатов эксперимента или наблюдения
- Эмпирическое исследование в виде сравнения
- Комментарии и отзывы (4)
- Объясните, пожалуйста, в чем разница между понятиями «эмпирический», «фундаментальный», «теоретический» применительно к социологическим исследованиям?
- Что значит эмпирическое познание?
- План эмпирической главы
- Эмпирическое познание в философии
- Методы эмпирического познания
- Фрэнсис Бекон – основатель эмпиризма
- Функции эмпирического познания
- Эмпирическое познание — виды
- Эмпирики и рационалисты: кто прав?
Что такое Эмпирическое познание
Эмпирическое познание — знания, полученные из опыта либо наблюдений, а не из теоретических рассуждений или идей.
Методы научного познания
Метод исследования — это путь к решению определённой задачи. Методы научного познания бывают двух уровней:
Некоторые общенаучные методы используются лишь на эмпирическом уровне:
- обследование и наблюдение;
- индукция;
- эксперимент и опыт;
- фиксирование данных (измерение).
Другие методы используются лишь на теоретическом уровне:
- синтез;
- формализация (формализовать теорию, тем самым выразить познания);
- идеализация (виденье чего-то в лучшем виде, чем оно есть).
А есть такие методы, которые используются на обоих уровнях (эмпирическом и теоретическом):
- моделирование (анализ, произведённый посредством модели действительности);
- абстрагирование.
Эмпирический метод
Это исследования, выводы которых основаны на конкретных данных, таких как количественные или качественные методы исследования предмета.
Количественные методы исследования
Это сбор числовых данных, т. е. количественная оценка информации. Эти методы имеют структурированный формат. Может быть сбором такой информации, как: мнения, поведение и т. д. (часто используются опросы целевой аудитории).
Качественные методы исследования
Это сбор нечисловых данных — анализ причин, значений и мнений. Эти методы имеют полуструктурированный или неструктурированный формат. Качественные методы позволяют получить более глубокую информацию о предмете изучения (часто используются эксперименты, интервью и т. д.).
Теоретический метод
Теоретический (или неэмпирический) метод основывается на логических умозаключениях, предположениях и убеждениях. Теоретический метод не основывается на данных, собранных посредством доказательств, как это происходит с эмпирическим методом.
Исследователь собирает данные при помощи:
- наиболее важных исследований;
- метаанализа;
- систематического обзора.
Эмпиризм
Эмпиризм — это теория о том, что источником знаний человека может быть только чувственный опыт.
Эмпиризм в философии — идеология, что всё берёт своё начало в опыте, в том, что мы можем испытать. Сторонники эмпиризма считают, что только через опыт можно рационально допустить или познать какие-либо утверждения.
Рационализм
Эмпиризм противопоставлен рационализму — теория, согласно которой разум способен получать знания напрямую, не посредством чувств. Для рационализма разум — это единственный способ получать знания.
Узнайте больше про Рационализм.
Эмпирики
Одним из ранних эмпириков и основоположником эмпиризма можно считать английского философа сэра Фрэнсиса Бэкона.
Он обосновал индуктивный метод познания, который сейчас называется научным методом или методом Бэкона.
После него, в 17-м и 18-м вв., значимые представители эмпиризма открыто противились рационализму:
Источник
Эмпирический метод — это эмпиризм (опыт), взятый за основу при исследованиях и научном познании
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Люди, которые увлекаются чтением научной литературы, часто встречают это слово.
Студент, прогулявший почти все лекции по философии, приходит в аудиторию, слышит рассказ профессора об эмпириках и впадает в уныние.
Напрасно – это понятие при всей его внешней сложности, на самом деле, может понять даже ребенок.
Эмпирический и эмпиризм — это.
Термин эмпиризм образовался от греческого слова empeiría, которое переводится как «опыт».
Эмпирический – это явленный нам в чувствах, приходящий извне, данный непосредственно, полученный опытным путем.
Эмпиризм — это философское направление, которое зародилось в XVI веке. Именно в этот период научное мышление начало вытеснять религиозный взгляд на устройство мира.
Основоположник эмпиризма – английский философ Фрэнсис Бэкон. По его мнению, наука должна иметь исключительно практический вектор применения, а ее главная цель – подчинение природы человеком.
Наиболее радикальные сторонники эмпиризма предлагали отвергнуть бесполезное теоретизирование и признать, что наблюдение – единственный источник истинных знаний.
Эмпиризм делится на два направления:
- Материалистическое. Вокруг нас окружающая действительность, существующая сама по себе, независимо от нашего сознания. Мы постигаем этот мир при помощи органов чувств, черпаем из него опыт. Этот чувственный опыт — главный источник подлинного знания.
- Идеалистическое. Основа опыта – совокупность наших ощущений и представлений. Реальность существует только в пределах нашего сознания, а вне его – ничего нет.
Эмпирический и теоретический уровни научного познания
Эмпирический уровень научного познания — это чувственное изучение реально существующих объектов и явлений. Главная задача ученого на эмпирическом уровне – фиксация и группировка научных фактов.
Научный факт – утверждение, которое было проверено, подтверждено и описано в соответствии с определенными требованиями.
На этом уровне происходят следующие процессы:
- Сбор, накопление эмпирических данных об объекте изучения.
- Выявление ценной информации, которая может быть отнесена к сфере научных фактов.
- Определение, измерение физических величин исследуемого предмета.
- Сравнение объектов между собой для выявления закономерностей, взаимосвязей.
Далее в дело вступает теоретический уровень познания, где происходит мысленная обработка информации, полученной эмпирическим путем.
Эмпирические методы исследования
Эмпирическое исследование – это набор методов, подразумевающих сбор информации, получаемой при изучении некого объекта.
Эмпирический метод — это способ научного познания окружающей реальности опытным путем.
Выделим основные эмпирические методы исследования.
Наблюдение — как основа эмпиризма
Метод, который заключается в целенаправленном восприятии, фиксации поведения и свойств предмета исследования. Это не просто задумчивое созерцание или приятное времяпрепровождение.
Вот бабушка сидит на лавочке у подъезда, запоминает всех, кто входит и выходит. С научной точки зрения, она не занимается наблюдением. К этому процессу предъявляются жесткие требования:
- Целенаправленность и избирательность. Исследователь осуществляет наблюдение совсем не от скуки, а для достижения определенной цели – проверки или опровержения гипотезы, сбора сведений. Если наша бабушка будет избирательно считать, сколько усатых мужчин входит в подъезд, то требование будет соблюдено.
- Фиксация результатов наблюдения. Нужно завести журнал наблюдения и записывать все, что получится выяснить.
- Системность. Данные должны быть упорядочены, зафиксированы на определенном языке – формальном или естественном. Вот бабушка-исследователь берет толстый блокнот и пишет: «10 января 2019 года, 09:15 – прошел мужчина среднего телосложения, длина усов – 5 сантиметров».
Наблюдение включает в себя:
- объект – то, на что смотрим;
- субъект – самого исследователя;
- технические средства – с помощью чего смотрим (глаза, бинокль, подзорная труба).
Наблюдение бывает прямое и косвенное. При прямом наблюдении изучаем сам объект, а при косвенном – эффекты от его существования.
Некоторые предметы невозможно исследовать, потому что они слишком маленькие или находятся очень далеко. Например, элементарные частицы не увидеть даже в мощный микроскоп. Но при движении они оставляют следы, которые можно зафиксировать.
Еще различают два способа наблюдения – непосредственный и инструментальный. Непосредственное наблюдение ведется при помощи органов чувств – глаз, ушей, рук, а инструментальное – с использованием технических средств – телескопов, датчиков, микроскопов.
Если вы хотите узнать больше об эмпирическом знании, смотрите это видео:
Измерение — это еще один эмпирический уровень познания
Это эмпирический метод исследования, позволяющий выяснить точные количественные характеристики изучаемого объекта.
Вот есть земной шар, он огромный. «Огромный» – это качественная характеристика, не дающая никакой полезной информации. А вот «диаметр земного шара – 12,7 тыс. километров» — это количественный параметр, который важен для науки.
Чтобы провести измерение нам понадобятся:
- величина – что будем мерить;
- субъект – сам исследователь с линейкой в руках;
- методика – шкала и технические средства, которые будем использовать.
Измерения бывают прямые и косвенные. При прямых измерениях результат определяется непосредственно – приложили циркуль, узнали радиус. При косвенных измерениях результат получается путем вычисления нужной величины.
Чтобы узнать площадь квадрата, измерим линейкой любую его сторону и умножим это значение само на себя.
Эксперимент – это эмпирическое познание наивысшей формы
Это метод исследования, при котором происходит контролируемое, целенаправленное воздействие на изучаемый предмет. Эксперимент возникает из-за нежелания ждать.
Вот ученый хочет знать, что будет, если сбросить один камень на другой с большой высоты. Ему пришлось бы провести годы в ожидании, пока нужное событие наступит. Настоящий ученый не станет терять времени. Он поднимется на возвышенность и сбросит камень вниз. Это будет экспериментом.
Эксперимент считается достоверным, если при многократном повторении он дает одинаковые результаты.
Вот мы подкинули монетку и выпал орел. Если ограничиться одним-единственным опытом, то можно сделать ошибочный вывод – монета всегда падает орлом вверх. Но проведя сотни таких экспериментов, мы придем к правильному следствию: распределение между орлом и решкой соответствует теории вероятности – 50/50.
Эксперимент – это мощный, быстрый, действенный эмпирический метод познания. Для него характерно отсутствие жалости к объекту исследования, который в процессе может быть изменен до неузнаваемости или даже уничтожен.
В этом плане наблюдение – более пассивный и гуманный способ исследования.
Эксперименты классифицируются по изучаемым объектам: химические, физические, социальные, экономические. Но также их можно разделить по целям и задачам:
- исследовательские – для формирования новых гипотез, выдвижения догадок;
- проверочные – для подтверждения или опровержения существующих гипотез и теорий;
- решающие – из двух противоречащих друг другу теорий по результатам эксперимента выбирается единственная верная.
Описание — это фиксация результатов эксперимента или наблюдения
Описание осуществляется с помощью естественного языка — такого, на котором написана эта статья — или формализованного искусственного языка. При этом используются графики, схемы, изображения, таблицы, диаграммы.
Проблема этого метода в его субъективности. Один и тот же предмет можно описать совершенно по-разному.
Возьмем обычного кота. Любитель котов будет рассказывать о нем в ярких красках, восхищаясь окрасом, характером, повадками. А вот у аллергика описание того же самого животного будет другим – настоящее исчадие ада.
Чтобы уйти от неоднозначности и неточности, используют такие приемы:
- стандартизация (что это такое?) структуры изложения материала;
- определение используемых терминов, их значений;
- установка критериев для применения тех или иных оценок;
- переход от естественного языка к формализованному виду;
- сопоставление информации из разных источников.
Описание – это метод, который тесно связан с другими способами эмпирического исследования. Нельзя говорить, что он чем-то лучше или хуже других. Все вместе – это единый цикл.
Результаты, полученные во время наблюдения или эксперимента, нуждаются в фиксации и грамотном изложении. Тогда настает время для описания.
Эмпирическое исследование в виде сравнения
Это метод познания, с помощью которого устанавливаются сходства и различия между несколькими объектами.
Есть два воздушных шара красного цвета. Один из них более красный, другой менее – скорее ближе к розовому. Или два стакана с чаем – один горячее, другой холоднее.
Сравнение помогает прийти к общему знаменателю в спорных вопросах. Гораздо проще добиться согласия, если оценивать теорию не в абсолютных значениях – правда/ложь, а в сравнительных степенях: «эта теория точнее другой подобной», «эта гипотеза проще для понимания».
Еще сравнительные степени используют, когда нет возможности перейти к прямым математическим единицам измерения. Например, в гуманитарных науках.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (4)
Четко, понятно и с юмором. Хорошая статья, спасибо!
Мало провести эксперимент и записать его результаты, нужно ещё и верно истолковать полученный результат, а то ведь раньше учёные думали, что носителем тепла является теплород. К
стати, путем эксперимента нельзя установить, что выпадение орла и решки будут равны пятидесяти процентам, этот результат выходит лишь теоретически, ведь мы даже не поймём, когда следует остановить эксперимент, так, после двух бросков мы можем получить 50 на 50, а после шести тысяч бросков результат может быть 49,2 на 50,8, так что нет, здесь только теория.
А я так мебель собираю, что называется опытным путём. Когда захожу в тупик, бывает и такое, подключаю теорию в виде инструкции по сборке.
Фундаментальная наука тоже важна, тем более нам знать не всегда дано, когда фундаментальное может перейти в прикладное. Герц, открыв электромагнитные волны, считал, что они бесполезны. Как же он ошибался!
Источник
Объясните, пожалуйста, в чем разница между понятиями «эмпирический», «фундаментальный», «теоретический» применительно к социологическим исследованиям?
Человек при контакте с окружающим его миром не может использовать только научные факты и бесчувственное логическое суждение. Намного чаще ему требуется эмпирическое познание для живого созерцания и работы органов чувств – зрения, слуха, вкуса, обоняния и осязания.
Что значит эмпирическое познание?
Весь процесс познания принято делить на две части: теоретическую и эмпирическую. Первая считается высшей, исходя из того, что она строится на проблемах и законах, являющихся их решением. Суждение о ней, как об идеале, спорно: теория хороша для уже изученных процессов, признаки которых давно рассмотрены и описаны кем-то другим. Эмпирическое познание – это совсем иная форма знания. Она первоначальна, потому что теорию нельзя создать без анализа собственных ощущений от объекта исследования. Его также называют чувственным созерцанием, что означает:
- Первичную обработку знаний об объекте.
Пример примитивен: человечество так и не узнало бы, что огонь – горячий, если бы однажды его пламя кого-нибудь не обожгло. - Исходный момент общего познавательного процесса.
Во время него у человека активизируются все органы чувств. Например, обнаружив новый вид, ученый использует эмпирическое познание и устанавливает за ним наблюдение и фиксирует все изменения поведения, веса, цвета особи. - Взаимодействие личности с внешним миром.
Человек все же сам является млекопитающим, а потому в процессе чувственного изучения полагается на инстинкты.
План эмпирической главы
Проще всего написать план эмпирической части. Пунктов или параграфов в эмпирической главе, как правило, столько же, сколько и задач дипломной работы (с более подробной информацией о задачах дипломной работы можно ознакомиться в разделе «Введение»). Пункты эмпирической главы соответствуют поставленным во введении задачам. Названия параграфов эмпирической части можно почти дословно скопировать из наименований задач исследования, с тем лишь отличием, что задачи сформулированы как поставленные вопросы, а пункты эмпирической главы — как заголовки ответов на эти вопросы. Например:
Задача: «выявить особенности волевой сферы личности военнослужащих»
Пункт эмпирической главы: «Особенности волевой сферы личности военнослужащих»
Некоторые научные руководители требуют от студентов написания еще одного пункта эмпирической главы — параграфа с общим описанием результатов диагностики испытуемых. Этот пункт добавляется в самое начало эмпирической главы (параграф 3.1.), и в нем перечисляются и анализируются описательные статистики.
Эмпирическое познание в философии
У каждой науки есть уникальное видение необходимости использования чувств в процессе изучения окружающей среды и общества. Философия считает, что эмпирический уровень познания – это категория, служащая укреплению связей в социуме. Развивая наблюдательные способности и воображение, человек делится опытом с окружающими и вырабатывает мыслящее созерцание – конструктивное восприятие, возникающее из симбиоза чувств и внутреннего взора (точки зрения).
Методы эмпирического познания
Понять механизм философской или социологической категории нереально без предварительной выработки правил проведения исследования. Эмпирический путь познания нуждается в таких методах, как:
- Наблюдение
– стороннее изучение объекта, полагающееся на данные органов чувств. - Эксперимент
– направленное вмешательство в процесс или его воспроизведение в лабораторных условиях. - Измерение
– придание результатам эксперимента статистической формы. - Описание
– фиксация представления, полученного от органов чувств. - Сравнение
– анализ двух схожих объектов ради выявления их схожести или различий.
Фрэнсис Бекон – основатель эмпиризма
Основателем течения считается Ф. Бэкон, благодаря которому эмпиризм был оформлен в зрелую философскую концепцию. Позже внутри нее возник ряд течений – прежде всего, позитивный и логический эмпиризм. Бэкон настаивал на том, что для познания необходимо очистить восприятие и ум от пустых идолов и получать опыт путем эксперимента и наблюдения за природой. Основные идолы по Бэкону: племя, пещера, рынок, театр. Эмпиризм противопоставляет себя рационалистическим течениям и религиозной схоластике.
Функции эмпирического познания
Функции любой философской категории означают цели, которых можно достичь ее применением. В них раскрывается сама необходимость существования понятия или явления с точки зрения полезности. Эмпирический способ познания имеет следующие функции:
- Образовательная
— развивает интеллект и имеющиеся навыки. - Управленческая
— может сказываться на управлении человеком своим поведением. - Оценочно-ориентационная
— эмпирическое познание мира способствует оценке действительности бытия и своего места в ней. - Целеполагающая
– приобретение верных ориентиров.
Эмпирическое познание — виды
Чувственный способ получения знаний может принадлежать к одной из трех разновидностей. Все они взаимосвязаны друг с другом и без этого единства невозможен эмпирический метод познания мира. В число этих видов входят:
- Восприятие
— создание полноценного образа предмета, синтез ощущений от созерцания совокупности всех сторон объекта. Например, яблоко воспринимается человеком не как кислое или красное, а как целостный предмет. - Ощущение
— эмпирический вид познания, отражающий в сознании человека свойства отдельных сторон предмета и их воздействие на органы чувств. Каждая из характеристик ощущается изолированно от других – вкус, запах, цвет, размер, форма. - Представление
— обобщенный наглядный образ объекта, впечатление о котором было составлено в прошлом. Большую роль в этом процессе играет память и воображение: они восстанавливают воспоминания о предмете в его отсутствие.
Эмпирики и рационалисты: кто прав?
Эмпирики и рационалисты: кто прав?
Рационализм и эмпиризм — это два новых революционных направления в философии Нового Времени. Они зародились на фоне развития нового буржуазного общества в конце ХVI — начале ХVII веков. Главным фактором, который оказал непосредственное влияние на философию XVII в., была научная революция, связанная с открытиями Н. Коперника, И. Кеплера, Г.Галилея, И. Ньютона и др. Исследования Галилео Галилея имели большое значение для науки своего времени. Он первым использовал телескоп для наблюдения небесных тел и сделал ряд выдающихся астрономических открытий. Галилей — основатель экспериментальной физики. Своими экспериментами он убедительно опроверг умозрительную метафизику Аристотеля и заложил фундамент классической механики Иоганна Кеплера — первооткрывателя законов движения планет Солнечной системы и др., что привело к изменениям в политике, экономике, социальных отношениях и конечно же в общественном сознании. В хозяйственной жизни на смену ремесленному труду приходит развитие мануфактур, техники и производства. Для развития этих тенденций требовались новые методы познания, которые проникнут в сущность явлений и приведут к признанной всеми истине.
На этом фоне зародились эмпиризм и рационализм в противовес схоластике. Именно в этот период наука отделяется от церкви и признается наиболее важным занятием человечества, способным поднять общество на новый этап развития (Ф. Бекон). Возникла необходимость формирования главного метода «чистого» разума, который будет применим во всех науках (Р. Декарт).
Эмпиризм и рационализм основываются на различных методах получения истинного знания во всех сферах. Можно ли однозначно сказать кто прав в споре рационалистов и эмпириков?
Эмпиризм основан на чувственном опыте. Все знания человека сводятся к опыту. А изначально нет никаких врожденных знаний, душа и ум человека изначально пусты. Познание идет от частного к общему, основывается на методе индукции:
1) наблюдение фактов;
2) их систематизация и классификация;
3) отсечение ненужных фактов;
4) разложение явления на составные части;
5) проверка фактов на опыте;
Основателем эмпиризма считается англичанин Фрэнсис Бекон. Он одним из первых поставил перед собой цель – создать метод получения знаний. Основной труд Бэкона — неоконченная работа «Великое восстановление наук». Самая известная ее часть — трактат «Новый органон» — содержит наиболее важные мысли философа о задачах человеческого познания. Предметом философии, по Бэкону, являются Бог, природа и человек. Философия, ориентирующаяся на науку, концентрирует внимание на природе, задача «естественной философии» — познать единство природы, дать «копию Вселенной». По мнению Ф. Бэкона, исследованию природы и развитию философии мешают заблуждения, предрассудки, познавательные «идолы». Имеются «идолы» четырех родов. «Идолы рода» коренятся в самой природе человека. Индивид, например, склонен считать, что чувства человека есть мера всех вещей, он проводит аналогии с самим собой, а не основывает свои заключения о вещах на «аналогиях мира» (так, человек вносит цель во все предметы природы). «Ум человека, — отмечал Бэкон, — уподобляется неровному зеркалу, которое, примешивая к природе вещей свою природу, отражает вещи в искривленном и обезображенном виде». «Идолы пещеры» обусловлены индивидуальным жизненным опытом — узостью («пещерностью») этого опыта; в этом опыте и ошибки, почерпнутые из книг, и основанные на заблуждениях других людей. «Идолы площади» возникают в результате принятия слов «толпой», при «взаимной связанности» людей, когда слова либо имеют разный смысл, либо обозначают несуществующие вещи; включаясь в язык исследователя, они мешают достижению истины. Четвертый род «идолов» — «идолы театра». Это те или иные философские творения, гипотезы ученых, многие начала и аксиомы наук; они созданы как бы для театрального представления, для «комедии» (игра в вымышленные искусственные миры). Необходимо уметь распознавать все эти «идолы» и преодолевать их. Построение понятий «через истинную индукцию, — утверждал Ф. Бэкон, — есть, несомненно, подлинное средство для того, чтобы подавить и изгнать идолов». Основное средство преодоления «призраков» — обращение к опыту и обработка опытных данных научным методом. Но возникает вопрос: какой метод познания следует считать научным и как его использовать в том или ином случае? Проблему выбора истинного метода Бэкон решает аллегорическим способом. По его мнению существуют три основных пути познания — «паука, муравья и пчелы». Каждый из них имеет свои положительные и отрицательные стороны.
«Путь паука» — это попытка вывести истину из «чистого» сознания как такового. На этом пути имеет место полное пренебрежение к фактам и самой действительности. Выводы, получаемые таким методом, имеют форму гипотез. Они могут быть истинными, а могут быть ложными. Этим методом пользуются догматики и рационалисты, которые подобно пауку ткут паутину мыслей из своего ума.
«Путь муравья» — это узкий эмпиризм, сконцентрированный только на сборе фактов. Эмпирики настойчиво, как муравьи, собирают разрозненные факты, но не умеют их обобщать. Такой метод познания также односторонен, ибо не позволяет исследователю заглянуть в сущность изучаемого предмета.
«Путь пчелы» сочетает в себе достоинство первых двух методов и свободен от недостатков каждого из них. С его помощью исследователь совершает подъем от эмпирии к теории. Боязнь этого подъема поворачивает на ложный «путь муравья», а поспешность восхождения уводит на «путь паука». Для того, чтобы избежать обеих крайностей, следует соблюдать, по мнению Бэкона, систематическую настойчивость и неуклонную последовательность. Таким образом, Бэкон считал, что познание начинается с накопления научных фактов через наблюдения и эксперименты. Затем происходит их обобщение посредством индукции, раскрытие общих законов изучаемых явлений (их Бэкон называл «аксиомами») и, наконец, объяснение на основе «аксиом» новых фактов.
Продолжателем материалистический идей Ф. Бекона явился Томас Гоббс. Он стремился дать всеохватывающую философскую систему, изложив свои взгляды в труде «Элементы философии».
По Гоббсу мир (природа) — вечен, не сотворим никем, и представляет собой совокупность отдельных материальных тел, объективными свойствами которых являются протяженность и фигура, выраженные в геометрических определениях. Этому условию не удовлетворяют ангелы, духи и прочие религиозные образы. И они, следовательно, не существуют.
Движение Гоббс понимал весьма упрощенно. Движение — это просто перемещение тел в пространстве. Он считал, что движение и покой равнозначны. Движение у Гоббса — это не внутренне присущий материи атрибут (неотъемлемое свойство), а нечто существующее наряду с материей. Он придерживался материалистического взгляда на пространство и время, считая, что пространство есть выражение объективного свойства протяженности тел, а время — выражение их движения.
В своей теории познания Гоббс считает ощущения основой всех наших знаний о телах. Ощущения есть давление предметов на органы чувств, передающееся глубинным частям организма. Реакция организма на действия внешних предметов создает образ этих предметов. С ощущениями связана память. Различные органы чувств, отражая внешние предметы, вместе с памятью создают разнообразие образов, в результате чего мы различаем вещи. В теории познания Гоббс развивает эмпирическое учение Ф.Бэкона, соединяя его с рационализмом в большей степени, чем Бэкон. Для Гоббса индукция и дедукция -это два метода, применяемые независимо друг от друга, первый в физике, второй — в геометрии.
Дальнейшее развитие материализм получил в философии Джона Локка. Основной его труд — «Опыт о человеческом разуме». Локк — один из крупнейших представителей эмпиризма, создатель целостной концепции сенсуализма, руководствовавшихся установкой «Нет ничего в мышлении, чего раньше не было бы в опыте». Главная идея сенсуализма— утверждение, что единственным источником знаний являются органы чувств человека. Чувства, ощущения— главная форма достоверного познания. Сознание новорожденного, по Локку — «чистая доска». Только благодаря чувственному опыту в голове человека появляются знания. По Локку, не существует врожденных идей, в том числе идеи Бога. Все идеи формируются из опыта — из внешнего (ощущения) и внутреннего (рефлексии). Простые идеи возбуждаются в уме первичными качествами тел — это протяженность, фигура, плотность, движение. Вторичные качества не сходны с самими свойствами тел (цвет, звук, запах, вкус). Но и первичные, и вторичные качества, несмотря на значительное воздействие индивида на характер вторичных качеств, являются объективными. Идеи, приобретенные из опыта, не являются сами по себе знанием, а только материалом для знания. Таковым идеи становятся только после переработки их рассудком в абстракции. Посредством этой абстрагирующей деятельности простые идеи преобразуются в сложные. Имеются идеи реальные и фантастические, адекватные своим прообразам и неадекватные. Знание является истинным постольку, поскольку идеи адекватны действительности. Познание подразделяется Локком на интуитивное, демонстративное и сенситивное (существование единичных вещей).
Таким образом происходит становлений идеи экспериментальной науки, основанной на методе индукции — движения мысли от единичного к общему. Противоположный ей метод познания – дедукция, лег в основу рационализма. Здесь познание идет от общего к частному с изучением схем взаимодействия. Нет доверия чувственному опыту так, как он может быть обманом, иллюзией, неверным восприятием реальности. Главный источник знаний — понятия и мысли, присущие уму от рождения. Именно разум лежит в основе познания при помощи дедуктивного метода:
1) во всяком вопросе должно содержаться неизвестное;
2) исследование должно быть направлено на постижение
особенностей этого неизвестного;
3) в вопросе должно содержаться нечто известное
4) исследование должно касаться всех сторон вопроса.
Роль индукции как метода рассуждений сводится к формированию научных гипотез. Доказательства гипотез (утверждений) проводится дедуктивными методами.
Но наибольший вклад в развитие рационализма внесли философы Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц.
Р. Декарт явился одним из основателей идей рационализма. Наиболее известные философские труды Декарта — «Правила для руководства ума», «Рассуждения о методе» и «Первоначала философии». Отправным пунктом его философии было сомнение. Он принимает в качестве исходного требование во всем сомневаться: в традиционных мнениях, в истинности чувственного познания. Несомненным остается для него лишь факт сомнения как способа мышления; его вывод — «Я мыслю, следовательно, я существую». На основании этого, считает Декарт, человек снова приобретает доверие к разуму. Опираясь на это положение, он приходит к представлениям о существовании Бога и протяженного телесного мира. Бог есть несозданная субстанция, мышление и протяженность — созданные субстанции. Поскольку Декарт признавал существование двух самостоятельных субстанций, его учение получило название дуализм. Декарт по существу обозначил становление нового типа культуры – рационалистической культуры.
Если Ф. Бэкон обращал внимание на предрасположенность ума к некоторым заблуждениям, то Декарт пытается обнаружить такие идеи, которые присущи сознанию от рождения. Данные идеи, по мнению Декарта, не приобретены в опыте, они присущи духовной субстанции изначально, поэтому их можно считать врожденными. К врожденным идеям Декарт относил понятия (бытие, Бог, число, длительность, телесность, структурность, воля и другие) и суждения-аксиомы («у ничто не бывает свойств», «из ничего не бывает ничего», «нельзя одновременно быть и не быть», «у всякой вещи есть причина», «целое больше своей части» и т. д.).
Учение Декарта о врожденных идеях представляет собой своеобразное развитие платоновского положения об истинном знании как припоминании того, что запечатлелось в душе, когда она пребывала в мире идей. Под врожденностью идей Декарт понимал всего лишь «эмбриональный», зачаточный характер мыслей, для прояснения которых необходима деятельность «естественного света» разума, возможная только у взрослых людей. Сама по себе идея Декарта о врожденности знаний была ошибочной в любом ее варианте, но она не была абсурдной в качестве постановки проблемы, ибо каждое новое поколение вбирает в себя опыт и знания прошлых поколений, причем какую-то часть этого знания оно получает при рождении в виде задатков, способностей и набора безусловных рефлексов. Последнее, конечно, не есть знание в полном значении этого слова, но оно может быть истолковано как определенная информация.
Конечную цель познания Декарт видел в овладении силами природы, открытии и изобретении технических средств, усовершенствовании самой природы человека.
Декарт был родоначальником рационализма, который сложился у него в результате наблюдений за логическим характером математического знания. Истины математики он считал совершенно достоверными, обладающими признаками всеобщности и необходимости. В силу этого обстоятельства Декарт отвел исключительную роль в процессе познания такому методу, как дедукция, или дедуктивной форме доказательства изложения.
Метод, по мнению Декарта, превращает познание в организованную деятельность, освобождает процесс исследования от случайностей. Благодаря методу процесс познания превращается из кустарного промысла в промышленное производство, из спорадического и случайного обнаружения истин — в систематическое и планомерное воспроизводство научных знаний. Процесс познания превращается в своего рода поточную линию, имеющую непрерывный характер.
Рационалистическая традиция после Декарта нашла своих самых выдающихся представителей в лице Бенедикта Спинозы и Готфрида Лейбница.
Общая мировоззренческая ориентация Спинозы характеризуется как пантеизм (натуралистический пантеизм). Он отрицал понимание Бога как внеприродной личности, выступающей творцом и двигателем природы; по его убеждению, Бог и есть природа, а природа есть Бог. Если бесчисленные единичные предметы и явления находятся в конкретном времени и познаваемы опытным и абстрактным знанием, то божественной субстанции, совпадающей с природой в ее целостности, свойственно пребывать вне времени, она вечна. Можно сравнить его позицию с пониманием субстанции философом-идеалистом Дж. Беркли: субстанция для Беркли была духовной, для Спинозы же она тождественна природе и включала в себя духовность. Спиноза полагал, что вне этой субстанции никакого Духа нет. «Под субстанцией, — писал он, — я разумею то, что существует само в себе и представляется само через себя, т. е. то, представление чего не нуждается в представлении другой вещи, из которого оно должно было бы образоваться». Такое понимание субстанции противостоит понятию Бога как творца природы. Сама субстанция материальна и духовна (пространственна, т. е. протяженна, и имеет второй атрибут — мышление). «Под атрибутом я разумею, — писал Спиноза, — то, что ум представляет в субстанции как составляющее ее сущность. Под модусом я разумею состояние субстанци, иными словами, то, что существует в другом и представляется через это другое». Субстанция не причина атрибутов и модусов, не их основа; она существует в них и через них, являясь, как мы скажем теперь, их системой и целостным единством. Субстанция самодостаточна. Субстанция есть причина самой себя. «Под причиною самого себя, — подчеркивал он, — я разумею то, сущность чего заключает в себе существование, иными словами, то, чья природа может быть представляема не иначе как существующею». Отсюда — самодвижение, внутренние взаимодействия субстанции, ее активный, самопроизводящий характер, вечность ее во времени и бесконечность в пространстве. Субстанциальность выражается во взаимосвязи сущности и явления, многообразного и единого, сущности и существования. Спиноза фактически разрушал представление о сверхъестественном начале природы. В теории познания Спиноза выделял три рода знания: 1) чувственное знание, связанное с воображением; 2) знание, опирающееся на рассудок (образцом такого знания выступает математика); и 3) интуиция; она позволяет уму непосредственно «схватывать» общие понятия, проникать в сущность вещей. Основные философские труды Спинозы: «Трактат об усовершенствовании интеллекта», «Богословско-политический трактат» и «Этика».
Готфрид Вильгельм Лейбниц в течение ряда лет стоял на позициях механистического материализма, но затем, ощущая его недостаточность (материя пассивна), эволюционировал к идеализму, к признанию решающей роли в мире за энергичным духовным началом. В целом его мировоззренческие взгляды оцениваются как объективно-идеалистические, «монадологические». Он полагал, что материя не может быть субстанцией, так как она делима; субстанция же должна быть абсолютно простой и «живой». Весь мир есть множество монад, которые неделимы и духовны, т. е. являются духовной субстанцией. Физический космос есть вторичный мир, мир феноменальный. Монады физически не взаимодействуют друг с другом, но образуют единый движущийся мир. Монады — духовные, более или менее сознательные субстанции. Их действующие силы заключаются в представлениях; различие монад состоит в различии их представлений. Минералы и растения — как бы спящие монады с бессознательными представлениями. Души животных обладают ощущениями и памятью. Человеческие души способны к ясным и отчетливым представлениям. Душа человека неуничтожима, а его телесность преходяща. Движение монад регулируется предустановленной гармонией, зависящей от высшей монады (Абсолюта, Бога). Лейбниц выступал против эмпиризма и сенсуализма. Критерием истинности знания считал ясность, отчетливость и непротиворечивость. Для проверки «истин факта» необходим, по его мнению, закон достаточного основания. Лейбниц предвосхитил некоторые принципы современной математической логики. Основные его философские сочинения — «Рассуждение о метафизике», «Новая система природы», «Новые опыты о человеческом разуме», «Теодицея», «Монадология».
Таким образом, в Новое время перед философами на одно из первых мест выдвинулась задача создания и обоснования методов научного познания. Усилия ученых концентрируются на собирании, описании и классификации фактов. Философы пытаются найти ответ на вопросы: что представляет собой окружающий мир и каково место и предназначение человека в нём, может ли человек познать окружающий мир и что представляет собой это познание? В результате возникли два направления в теории познания человека и мира — рационализм и эмпиризм. Спор между представителями этих направлений приводит к дальнейшему развитию науки и опытного знания, что способствует замене схоластического метода мышления новым методом познания, обращенным к реальному миру. Поэтому однозначно ответить, кто прав в споре очень сложно, сочетание подходов открывает новые возможности познания мира. Следует отметить, что идеи эмпиризма и рационализма объединились в классической немецкой философии в конце ХVIII — начале ХIХ веков. Это привело к пониманию того, что то, что не познано сейчас, может быть познано в перспективе.
Источник