- Отсутствие эмоционального отклика
- Читайте также
- Разнообразие эмоционального мира
- ИМИТАЦИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ
- Глава 2. Мир эмоционального выбора
- Упражнение № 7. Пейзажи эмоционального состояния
- Признаки эмоционального манипулирования
- Виды эмоционального состояния человека
- ОБЫЧНАЯ ТАКТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ШАНТАЖА
- Глава 5 Избавляемся от эмоционального негатива
- Глава 2 АНАТОМИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БАНДИТИЗМА
- Переучивание эмоционального мозга
- Психотерапия в качестве эмоционального наставника
- Азбука эмоционального интеллекта
- Приложение Б. ПРИЗНАКИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО УМА
- Коэффициент эмоционального интеллекта (EQ)
- 4. Упражнение на применение отклика в учебных группах
- 20.6. Эмоциональные свойства человека
- Литература
Отсутствие эмоционального отклика
Отсутствие эмоционального отклика
Нe знаю почему, но мы так устроены, что, когда нам плохо, нам хочется сочувствия. Когда мы заболеваем, у нас возникает желание, чтобы кто-то пожалел нас, посидел с нами рядом, погладил по руке и поспрашивал, как мы себя чувствуем, и выслушал наши жалобы. Когда случается какая-то пугающая нас ситуация, мы хотим, чтобы нас выслушали и дали совет, чтобы нам сопереживали, чтобы с нами куда-то, куда нам страшно идти, пошли, чтобы кто-то волновался за нас.
В общем, мы хотим ощущать себя кому-то небезразличными. Неужели небезразличие проявляется в словах «Не грузи» и отказе выслушать?
Пусть насторожат вас вот эти и аналогичные слова в ответ на вашу попытку поделиться своими проблемами:
– Это твои проблемы.
– Что ты от меня хочешь?
– У меня нет времени.
– У меня более важные дела, чем встреча с тобой.
Да элементарное невнимание к вам – это признак как невоспитанности (опять же, человек не дал себе труда освоить хотя бы нормы этикета, так даст ли он себе труд сдержаться в гневе и не побить вас или вашего ребенка?), так и равнодушия к вам.
Вы заболели – вам не звонят и не спрашивают, как вы.
Вас, собственно говоря, вообще редко или никогда не спрашивают, как вы. В том числе и в какой-то проблемной для вас ситуации. Или так:
– Ну, как дела? А вот у меня…
Вам не сопереживают, когда у вас горе или просто неприятности.
За вас не радуются, когда у вас удача или достижение.
Вас не поздравляют с какими-то значимыми для вас праздниками и событиями.
Это очень удобная позиция: для меня это не праздник. Если человек считается с вами и вообще склонен считаться с людьми, то есть уважать их жизненные ценности, он учтет, что то, что для него не праздник, является праздником для вас.
И что бы кто ни говорил, но практически каждой женщине нашей страны хочется, чтобы любимый ею мужчина поздравил бы ее с 8 Марта. Этот праздник – просто один из поводов проявить внимание к женщине. Не обязательно проявлять его только 8 марта! Наоборот, это как раз плохо, когда внимание проявляется только в этот праздник или какие-либо еще официальные даты. Но игнорировать принятый в обществе обычай делать женщинам подарки 8 Марта – это признак равнодушия к женщине. Я уверена, что даже если дама заявляет, что это для нее не праздник, она будет только рада, хотя бы в душе, получить цветы или какой-то подарок и теплые слова в этот день. Особенно обидно, если не поздравит близкий человек. Читательница, мужчина мотивирует свое нежелание поздравлять вас тем, что 8 Марта для него не праздник? Важно, что это для вас праздник. И важно, чтобы мужчина считался с тем, что для вас является праздником. Не считается? Уже не считается? Так что же будет дальше? Будет ли он дальше считаться с вашими интересами, вкусами, потребностями? Я уже не говорю о том, что даже просто для ваших знакомых, не близких вам мужчин, элементарно невежливо не поздравить вас с 8 Марта, если они в этот день или накануне вступают с вами в какой-то контакт. Не поздравляют? Значит, невоспитанны. Примите это во внимание, когда будете решать, в какой степени можно сближаться с кем-то из таких мужчин в деловой или личной жизни.
Аналогичный знак полного пренебрежения как к женщине, так и к мужчине – не поздравить с днем рождения (если, конечно, персона, претендующая на близость с вами, знает, когда у вас день рождения).
Я описываю все эти проявления безразличия и думаю, что их вполне можно стерпеть от человека, который безразличен вам. Но очень тяжело такое отношение пережить от того, кого вы любите. А уж постоянно жить с равнодушным к вам человеком – это вообще разрушение и своей психики, и здоровья в целом, и своей жизни. Но как бы много дел у нас ни было, мы найдем время и силы, чтобы уделить внимание дорогому человеку, особенно если ему в данный момент нелегко. Это показатель уровня развития личности! Человек, не дотягивающий до определенного уровня развития, эгоистичен, и ваши отношения с ним будут, что называется, игрой в одни ворота. А кроме эгоизма, у людей с неразвитой душой есть еще более страшные качества, такие как злопамятность, мстительность, неспособность к состраданию и жестокость. Как говорят в Одессе, оно вам надо?
Эмоциональная холодность выражается и в зацикленности на деньгах, измерении качества отношений деньгами, жадности и корыстолюбии.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Разнообразие эмоционального мира
Разнообразие эмоционального мира Человек, привыкший наблюдать за собой и анализировать свои переживания, несомненно, заметит, насколько разнообразными и удивительными бывают переживаемые им эмоциональные состояния. В психологии, обобщившей такие наблюдения, принято
ИМИТАЦИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ
ИМИТАЦИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ Мы могли бы запрограммировать компьютерный мозг крана-сортировщика так, чтобы он внешне действовал так, как будто он испытывает эмоции. После периода высокопроизводительной работы он мог бы издавать довольный свисток, или же он мог бы
Глава 2. Мир эмоционального выбора
Глава 2. Мир эмоционального выбора Представьте на минуту, что вы живете в мире, где вам доступны все мыслимые человеческие эмоции, и вы вольны выбирать, какие эмоции испытывать и как их выражать в любой отдельно взятый момент времени. В этом мире вы обретете доступ к горечи
Упражнение № 7. Пейзажи эмоционального состояния
Упражнение № 7. Пейзажи эмоционального состояния В некоторых жизненных ситуациях человеку бывает трудно выразить и понять свои чувства. Это, в частности, относится к тем, кто пережил психическую травму. Чувства могут быть столь интенсивными или даже непереносимыми, что
Признаки эмоционального манипулирования
Признаки эмоционального манипулирования Обращайте особое внимание на эпизоды, когда он предал или обидел вас, задел ваши чувства, а затем пытается манипулировать вами, чтобы добиться прощения. Слыша его клятвенные обещания и видя слезы на глазах, вы можете подумать, что
Виды эмоционального состояния человека
Виды эмоционального состояния человека Владей собой среди толпы смятенной, Тебя клянущей за смятенье всех, Верь сам в себя наперекор Вселенной И маловерным — отпусти их грех; Пусть час не пробил, жди, не уставая, Пусть лгут лжецы — не снисходи до них; Умей прощать и не
ОБЫЧНАЯ ТАКТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ШАНТАЖА
ОБЫЧНАЯ ТАКТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ШАНТАЖА Эмоциональными шантажистами могут быть любовники, мужья или жены, дети, тещи и свекрови, родители или друзья. Иногда на подобные действия идут коллеги по работе. Эмоциональный шантаж процветает в семьях. Эта тактика передается из
Глава 5 Избавляемся от эмоционального негатива
Глава 5 Избавляемся от эмоционального негатива Теперь, когда мы рассмотрели возможные способы оздоровления физического и эфирного тел, можно идти дальше. То есть к эмоциональному телу, которое также может являться источником заболевания.Мы уже рассматривали, каким
Глава 2 АНАТОМИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БАНДИТИЗМА
Глава 2 АНАТОМИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БАНДИТИЗМА Жизнь — это комедия для тех, кто думает, и трагедия для тех, кто чувствует. Хорас Уолпол Это случилось жарким августовским полуднем 1963 года, в то самое время, когда преподобный Мартин Лютер Кинг-младший обращался с речью «Моя
Переучивание эмоционального мозга
Переучивание эмоционального мозга Одно из наиболее обнадеживающих открытий, касающихся расстройств вследствие посттравматического стресса, было сделано во время исследования людей, переживших холокост, примерно у трех четвертей которых активные симптомы такого
Психотерапия в качестве эмоционального наставника
Психотерапия в качестве эмоционального наставника К счастью, для большинства из нас трагические моменты, когда на сцену выходят воспоминания, связанные с эмоциональной травмой, случаются крайне редко. Однако та же самая система, которая так мощно отпечатывает в памяти
Азбука эмоционального интеллекта
Азбука эмоционального интеллекта Применяемый на протяжении почти двадцати лет курс «Науки о себе» служит образцом преподавания эмоционального интеллекта. Иногда уроки бывают удивительно сложными.Директор «Новой школы» Карен Стоун Маккаун рассказывала мне: «Когда мы
Приложение Б. ПРИЗНАКИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО УМА
Приложение Б. ПРИЗНАКИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО УМА Лишь в последние годы появилась научная модель эмоционального ума, объясняющая, каким образом очень многое из того, что мы делаем, может делаться под влиянием эмоций, — как мы можем быть такими разумными в какой-то один момент и
Коэффициент эмоционального интеллекта (EQ)
Коэффициент эмоционального интеллекта (EQ) Психологи уже давно научились «измерять» интеллект, а в последнее время они разработали тесты для определения коэффициента эмоционального интеллекта – способности распознавать свои эмоции и управлять ими.Эмоциональное
4. Упражнение на применение отклика в учебных группах
4. Упражнение на применение отклика в учебных группах Сначала распределите роли прихожанина, пастора и наблюдателя (посредника). Затем пастор слушает прихожанина и отвечает ему в течение пяти минут (посредник следит за временем). Затем посредник (наблюдатель) оценивает
Источник
20.6. Эмоциональные свойства человека
Важную роль играют эмоциональные свойства человека. По данным Н.Э. Висотської, эмоциональная возбудимость способствует успешному обучению профессии артиста балета, положительно влияя на выразительность, артистичность, танцевальность, успешность в классическом и обычном танцах, а также актерское мастерство.
Эмоциональные свойства человека:
- эмоциональная возбудимость — степень готовности эмоционального реагирования на значимые для человека раздражители. Оказывается через раздражительность, вспыльчивость, несдержанность, горячность; способствует чувствительности, уязвимости и т.п.;
- глубина переживания эмоций (эмоциональная глубина) выражается в том, насколько глубоко человек переживает эмоции;
- эмоциональная ригидность — лабильность. Эмоциональная ригидность — это устойчивость эмоции, которая проявляется в том, что возникнув на некую событие или ситуацию, эта эмоция продолжает проявляться, несмотря на то, что обстоятельства уже изменились, и возбудитель перестал действовать. Лабильность эмоций (подвижность, способность к переключению) — заключается в том, что человек свободно выходит из одних эмоциональных ситуаций и быстро приспосабливается к другим. Иногда это предопределяет ее реактивность, импульсивность, а это означает, что человек плохо управляет собой;
- эмоциональная устойчивость рассматривается как: а) способность эмоционально сильно не возбуждаться в ситуационных условиях, подавлять эмоциональные реакции, самоконтролювати их; б) эмоциональная незбудливість, нереагирование на емоціогенні раздражители;
- экспрессивность — это проявление эмоций человека через мимику, жесты, голос, моторику, пантоміміку, вещания и т.д. По степени проявления экспрессии выделяют: а) гипомимию (амимия) — означает отсутствие или ослабление мимики, жестикуляции, обеднение выразительных средств языка, монотонность интонации, потухший взгляд и т.п.; б) гіпермімію, которая связана с чрезвычайным выявлением средств выражения эмоций, с богатством ярких экспрессивных состояний, которые быстро меняются;
- эмоциональный отклик — это степень чувствительности, восприятия. За В.В. Бойко, он проявляется в том, как легко, быстро и гибко человек эмоционально реагирует на различные воздействия — социальные события, процесс общения, особенности партнеров, «на дело», «предмет», «природу», «на себя» и т.д.;
- эмоциональный оптимизм — пессимизм.
Характеристики эмоционального реагирования, которые постоянно и ярко проявляются в данной человека, является ее эмоциональными свойствами.
С точки зрения физиологии, эмоциональная возбудимость есть не что иное, как эмоциональная готовность, то есть готовность эмоционально реагировать на значимые для человека раздражители. Существенную роль в формировании этой готовности играет адреналин. Его введение подопытным предопределяло то, что они начинали проявлять эмоциональные вспышки на те раздражители, которые раньше оставляли их совершенно спокойными.
Эмоциональная возбудимость способствует эффективности некоторых видов профессиональной деятельности.
Эмоциональный отклик (восприимчивость, чувствительность). Близким по смыслу к эмоциональной возбудимости есть свойство, которое обозначается как эмоциональный отклик.
Потеря эмоционального резонанса — это полное или почти полное отсутствие эмоционального отклика на различные события.
Уязвимость. К.К. Платонов определяет уязвимость как свойство личности, которая выражается в доминировании впечатлений над познавательной функцией восприятия мира. При этом впечатление он понимает как психическое явление, в структуру которого входит нечеткое восприятия, усиленное его эмоциональной окраской, через что переживания доминирует в нем над познанием.
Эмоциональная глубина. А.Ф. Лазурський писал: «Наблюдая в течение длительного времени нескольких индивидов, мы убеждаемся, что в некоторых из них чувства могут достигать при известных условиях такой интенсивности, к которой другие оказываются совершенно неспособными. Вот именно эту способность испытывать при некоторых благоприятных обстоятельствах такие интенсивные чувства, которые доступны сравнительно лишь некоторым, мы и будем называть силой чувствований». Это свойство равнозначна интенсивности, глубине эмоции, которая переживается.
Объективными показателями интенсивности пережитых человеком эмоций могут служить изменения физиологических функций. Однако Лазурський отмечает, что они не всегда достаточны, потому что вегетативная возбудимость у разных людей неодинакова.
Эмоциональная ригидность — лабильность. Эмоциональную ригидность, которую А.Ф. Лазурський назвал устойчивостью эмоций, ученый определял следующим образом: это тот самый для данного человека промежуток времени, на протяжении которого эмоция, которая возникла, продолжает еще проявляться, несмотря на то, что обстоятельства уже изменились и раздражитель перестал действовать.
Эмоционально ригидные люди отличаются «вязкостью» эмоций, их стабильностью. Эмоциональная вязкость связана с фиксацией внимания и аффекта на неких значимых событиях, объектах, психотравмирующих обстоятельствах, на неудачах и образах (злопамятность), темам, которые волнуют. По этому поводу в народе говорят: «Говорит три дня, а все о бедности».
Неустойчивость эмоции, за Лазурським, проявляется в том, что сначала она может быть интенсивной, но потом быстро ослабевает и, в конце концов, прекращается, переходя в состояние спокойного безразличия. Если же эмоции у человека легко возбудимы, то прошлая эмоция очень быстро заменяется в нее другой.
Итак, лабильность эмоций (подвижность, переключение) характерна тем, что человек быстро реагирует на изменение ситуаций, обстоятельств и партнеров, свободно выходит из одних эмоциональных состояний и входит в другие.
Слишком выраженная лабильность эмоций может осложнять отношения с окружающими, потому что личность становится реактивной, импульсивной, плохо управляет собой.
Эмоциональная лабильность свойственна лицам с высоким нейротизмом (тревожностью). Наоборот, низком нейротизма отвечает эмоциональная ригидность.
Эмоциональная устойчивость. В понятие «эмоциональная устойчивость», в зависимости от авторов, включаются различные эмоциональные феномены. Некоторые авторы рассматривают эмоциональную устойчивость как «устойчивость эмоций», а не функциональную устойчивость человека к емоціогенних условий. При этом под «устойчивостью эмоций» понимают и эмоциональную стабильность и устойчивость эмоциональных состояний, и отсутствие склонности к частой смене эмоций. Итак, в одном понятии объединены различные явления, которые не совпадают по смыслу с понятием «эмоциональная устойчивость».
Є.О. Мілерян в книге «Психологический отбор летчиков» писал, что во эмоциональной устойчивостью следует понимать и невосприимчивость к соціогенних факторов (наряду со способностью контролировать и сдерживать астенические эмоции, которые возникают). Я. Рейковський считает, что у некоторых лиц эмоциональная устойчивость проявляется через их низкую эмоциональную чувствительность. К.К. Платонов и Л.М. Шварц в эмоционально неустойчивых относят тех, кто повышен эмоционально возбудимый и подвержен частой смены эмоциональных состояний. В то же время авторы признают большую роль свободы в обеспечении эффективности деятельности при возникновении сильной эмоции. М.Д. Левітов связывает эмоциональную неустойчивость с неустойчивостью настроений и эмоций, а Л.С. Славина — с «аффектом неадекватности», которая проявляется в повышенной уязвимости, замкнутости, упрямства, негативизме.
Так же понимают эмоциональную устойчивость и зарубежные авторы. Дж. Гилфорд рассматривает эмоциональную неустойчивость как легкую возбудимость, пессимистичность, озабоченность, колебания настроений. П. Фресс как главную характеристику эмоциональности выделяет эмоциональную неустойчивость (невротичність), для которой характерна чувствительность человека к емоціогенних ситуаций.
Итак, эмоциональной устойчивости, с точки зрения названных выше авторов, свойственна эмоциональная невозмутимость, неуязвимость, то есть нереагирования человека на емоціогенні раздражители, ситуации.
В других случаях под эмоциональной устойчивостью понимают такой степень эмоционального возбуждения, который не превышает предельной величины и не нарушает поведение человека (Я. Рейковський) и даже положительно влияет на эффективность деятельности.
Л.М. Аболін считает правомерным под эмоциональной устойчивостью понимать устойчивость продуктивности деятельности, осуществляемой в напряженных условиях.
Отсюда главным критерием эмоциональной устойчивости для многих ученых становится эффективность деятельности в емоціогенній ситуации. А.А. Сиротин включает в определение эмоциональной устойчивости способность человека успешно решать сложные и ответственные задачи в напряженной емоціогенній обстановке.
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ — способность подавлять эмоциональные реакции, то есть «сила воли», которая проявляется в терпения, настойчивости, самоконтроле, выдержке (самовладанні), определяющих стабильность эффективности деятельности.
Не случайно К.К. Платонов разделяет эмоциональную устойчивость на эмоционально-волевую (степень волевого владение человеком своими эмоциями), эмоционально-моторную (устойчивость) и психомоторики эмоционально-сенсорную (устойчивость сенсорных действий).
Еще один подход в понимании эмоциональной устойчивости является в П.Б. Зильбермана, который под этим понятием понимает «интегративную свойство личности, которую характеризует такое взаимодействие эмоциональных, волевых, интеллектуальных и мотивационных компонентов психической деятельности индивида, которые обеспечивают оптимальное успешное достижение цели деятельности в сложной эмоциональной обстановке». Такая же позиция Б.Х. Варданяна, который определяет эмоциональную устойчивость как «свойство личности, которая обеспечивает гармоничное отношение между всеми компонентами деятельности в емоціогенній ситуации, а значит способствует успешному выполнению деятельности».
М.И. Дяченко и В.А. Пономаренко понимают эмоциональную устойчивость как качество личности и психическое состояние, которое обеспечивает целесообразную поведение в экстремальных ситуациях.
По мнению Є.П. Ильина, о настоящую эмоциональную устойчивость следует говорить в том случае, когда определяются:
- время появления эмоционального состояния при длительной и постоянной действия емоціогенного фактора (например, время появления состояния монотонии и эмоционального пересыщения при выполнении однообразной работы); чем позже возникают эмоциональные состояния, тем выше эмоциональная устойчивость;
- сила емоціогенного влияния, которая вызывает определенное эмоциональное состояние (страх, радость, горе и т.п.); чем больше должна быть силаэтого воздействия (например, значимость потери или успеха), тем выше эмоциональная устойчивость человека.
Кроме того, не существует «общей» эмоциональной устойчивости. При различных емоціогенних факторах эта устойчивость будет разной.
Экспрессивность. Проявление эмоций у людей индивидуальный, в связи с чем говорят про такую личностную характеристику, как экспрессивность. Чем больше человек выражает свои эмоции через мимику, жесты, голос, двигательные реакции, тем больше в ней выражена экспрессивность. Экспрессивность является интегральной функцией двух приложений: степени выражения (силы) эмоций и контроля за их проявлением.
По степени проявления экспрессии (в частности, на лице) выделяют гипомимию и гіпермімію.
Гіпомімія (амимия) означает отсутствие или ослабление мимики, жестикуляции, обеднение выразительных средств языка, монотонность интонации, взгляд, который погас и ничего не выражает.
Гіпермімія связанная с чрезмерным оживлением средств выражения эмоций, с обилием ярких и экспрессивных актов, которые быстро меняются. Она случается в разных формах и обусловлена многими причинами.
Часто гіпермімія выражается в беспричинном смеха подростков. Лейтенант, что переходит в ґиґотіння, — обычное явление в подростков. Оно может скрывать застенчивость.
Другим проявлением гіпермімії является манерность поз и вычурность движений, особенно у детей с аутизмом.
Эмоциональность как интегральная свойство человека. Эмоциональность как свойство (качество) личности упоминал еще Гиппократ, когда говорил о холерический тип темперамента. В конце XIX ст. П. Малапер выделял особый тип эмоциональных людей рядом с апатичными и страстными. Г. Хейманс и Е. Вирсма выделили три главных фактора личности: эмоциональность, активность і реактивность. О эмоциональность люди часто судят, исходя из того, как близко к сердцу он принимает мелочи, увлекается или плачет по незначительному поводу.
Очевидно также, что те чувства, которые наиболее свойственные данному индивиду, возбуждаются в него намного легче и могут достичь гораздо большей интенсивности, чем все остальные. Итак, О. Лазурський обозначил в отечественной психологии феномен, который гораздо позже стали рассматривать как свойство человека — эмоциональность.
Эмоциональность как качественную характеристику гіперемоційності рассматривает и Г. Крейг. Для нее эмоциональность — это склонность легко поддаваться страха и гнева.
В.Д. Небиліцин тоже рассматривал эмоциональность как одно из свойств темперамента. Уровень эмоциональности человека он определял как способность к эмоционального переживания (с учетом модальности этого переживания). Как основные характеристики эмоциональности он выделяет уязвимость, импульсивность и эмоциональную лабильность.
Уязвимость выражает аффективную восприимчивость человека, чувствительность ее к емоціогенних воздействий, способность ее найти почву для эмоциональных реакций там, где для других такого грунта не существует. Следовательно, речь идет о эмоциональную возбудимость.
Импульсивность Небиліцин рассматривает как скорость, с которой эмоция становится побудительной силой поступков и действий без их предварительного обдумывания и сознательного решения выполнить их (Є.П. Ильин не согласен с пониманием импульсивности как рефлекторной реакции на эмоциональную смену, которая возникла).
Под эмоциональной лабильностью он понимает скорость, с которой прекращается настоящее эмоциональное состояние и происходит смена одного переживания другим.
Содержательные аспекты эмоциональности отражают явления в ситуации, которые имеют особую значимость для человека. Качественные свойства эмоциональности характеризуют становления индивида к явлениям окружающего мира и находят свое выражение в знаке и модальности доминирующих эмоций. К динамических свойств эмоциональности А.Є. Ольшаннікова причисляет особенности возникновения, течения и прекращения эмоциональных процессов и их внешнего выражения (экспрессию). Вслед за В.Д. Небиліциним, она считает эмоциональность одной из основных составляющих темперамента.
Рассмотрение эмоциональности как свойства темперамента заставляет говорить о ее генетическое происхождение.
Кроме этого, было обнаружено две тенденции в эмоционально-когнитивных связях. Первая — сообщения «аналитичности» с отрицательной эмоциональностью пассивно-защитного рода. Это значит, что чем выше у человека оценки страха и сумму (дистресс), тем более она склонна к операций отмежевание, дифференциации, подчеркивание специфических признаков объектов. Вторая тенденция — сообщения «синтетичності» с отрицательной эмоциональностью активно-екстернального рода. Иначе говоря, чем выше оценка гнева, тем больше человек ориентирована на операции объединения, установления общности, подобия.
Эмоциональность и общительность. А.П. Савинкова, изучая связь эмоциональности с общительностью, показала, что широкий круг общения, большая его активность в сочетании с кратковременностью характерны для лиц с положительными эмоциональными установками (доминированием эмоции радости), а узкий круг общения, малая активность общения на фоне устойчивости отношений — для лиц со склонностью к переживание негативных эмоций (страх, печаль). Первые более инициативные в общении. Была обнаружена связь между эмоцией радости и таким динамичным боком общения, как потребностью в нем, инициативностью, легкостью, выразительностью общения. Было также обнаружено негативные связи между астеническими эмоциями и активностью общения, в частности между «гневом» и «страхом», легкостью и широтой круга общения.
М.Б. Депенчук обнаружил, что лица (в частности — мужчины) с высокой эмоциональностью хуже адаптируются к социокультурной среды той страны, куда они эмигрировали. Они в меньшей степени овладевают языком страны проживания, хуже ориентируются в местном жизни.
Литература
1. Вари М.Й. Общая психология: Учеб. пособие Для студ. психол. и педагог. специальностей. — Львов: Край, 2005.
2. Василюк Ф.Е. Психология переживания. — М.: Изд-во МГУ, 1984.
3. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976.
4. Джемс В. Психология / Пер. с англ. — М., 1991.
5. Додонов Б.И. В мире эмоций. — К.: Политиздат, 1987.
6. Додонов Б.И. Классификация эмоций при исследовании эмоциональной направленности личности / / Вопросы психологии. — 1975. — №6.
7. Додонов Б.И. Эмоция как ценность. — М., 1978.
8. Зарудная А.А. Эмоции и чувства / / Психология: Учебник. — Минск, 1970.
9. Изард К. Психология эмоций. — СПб.: Питер, 2000.
10. Изард К. Эмоции человека. — М., 1980.
11. Ильин Е.Л. Эмоции и чувства. — СПб.: Питер, 2002.
12. Китаев-Смык Л.А Психология стресса. — М.: Наука, 1983.
13. Кондаш О. Волнение: страх перед випробуванням. — К., 1981.
14. Куликов Л.В. Психология настроения. — СПб., 1997.
15. Лазарус Г. Теория стресса и психофизиологические исследования / / Эмоциональный стресс. — Л., 1970.
16. Линдслей Д.Б. Эмоции / / Экспериментальная психология / Под ред. С.С. Стивенса — М., 1960. -С. 629-684.
17. Никифоров А.С. Эмоции в нашей жизни. — М.: Сов. Россия, 1974.
18. Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности. — СПб., 1996.
19. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций: Пер. с польск. — М.: Прогресс, 1979.
20. Селье Г. Стресс без дистресса / Пер. с англ. — Рига: Виеда, 1992.
21. Шингаров Г.Х. Эмоции и чувства как формы отражения действительности. — М., 1971.
Источник