Нестеров А.К. Эластичность спроса, виды и примеры // Энциклопедия Нестеровых
Виды эластичности спроса
Предприятиям необходимо постоянно проводить замеры изменений спроса, для оценки его эластичности. Кривая спроса на товар будет меняться в зависимости от реакции конкурентов на установленные цены.
Эластичность спроса определяет чувствительность покупателей к изменениям в ценах с точки зрения объема товаров, которые они приобретают.
Данная категория отражает изменение спроса, как реакцию на изменение цены, но при условии, что все остальные факторы, которые могут влиять на объем приобретаемых товаров, остаются неизменными. Очевидно, что у разных товаров этот показатель будет существенно различаться.
Товары могут иметь эластичный или неэластичный спрос.
Классический пример неэластичного спроса – товары первой необходимости, продукты питания и обувь, спрос на них практически не меняется при изменении цены.
Пример эластичного спроса – это предметы роскоши, которые сильно реагируют на изменение цены.
Определить вид эластичности спроса на товар достаточно легко.
Эластичность спроса определяется отношением изменения величины спроса (в процентах) к изменению цен (в процентах).
Соответственно, чтобы установить вид эластичности спроса используют формулу:
Э – эластичность спроса
С – изменение спроса в процентах
Ц – изменение цены в процентах
Эта формула отражает изменение спроса в процентах на каждый процент изменения в цене.
В соответствии с ней, есть 3 вида эластичности спроса:
Эластичность спроса больше 1 – это эластичный спрос. Небольшое изменение цены приводит к большим изменениям спроса. При снижении цен доход возрастает, при повышении цен доход снижается.
Эластичность спроса меньше 1 – это неэластичный спрос. Колебания цены практически не влияют на спрос на товар, следовательно, при повышении цен увеличивается доход, а при снижении цен доход сокращается.
Эластичность спроса равна 1 – это единичная эластичность, т.е. изменение цены полностью компенсируется изменением уровня спроса. При единичной эластичности спроса общий объем выручки от реализации всегда остается постоянным.
При этом говорить об эластичности спроса можно только в определенном диапазоне, так как при очень высоких ценах объем продаж товаров падает и при очень низких ценах тоже, потому что происходит насыщение рынка и потребители начинают рассматривать уровень качества как низкий.
Примеры эластичности спроса
Напрямую на эластичность спроса влияет три фактора, в зависимости от которых она будет различаться.
Факторы эластичности спроса
Приведу несколько примеров товаров с разной эластичностью спроса в зависимости от трех факторов.
Примеры товаров с разной эластичностью спроса
Вид эластичности спроса
Существует множество товаров аналогов, поэтому потребители имеют много возможностей сделать выбор.
В данном случае спрос сильно зависит от цены, поэтому подвержен сильному изменению при колебаниях цен.
Повышение цены приведет к покупке товара-аналога, снижение – увеличит объем реализации.
Предметы роскоши, драгоценности, деликатесы
Спрос наиболее активно реагирует на изменение цен за счет привлечения потребителей из других целевых сегментов.
Электроника, мебель и бытовая техника
Типовой пример эластичности спроса. Стоимость таких товаров ощутима для бюджета домохозяйства, поэтому снижение цен приводит к резкому росту объемов продаж за счет отложенного спроса. Повышение цен, напротив приводит к росту отложенного спроса и снижению объемов реализации.
Группы легкозаменяемых товаров (фрукты, овощи, вкусовые товары, продукты питания, не являющиеся необходимыми, и т.д.)
За счет возможности выбора, потребитель может прибегнуть к приобретению товаров-заменителей, если цена будет увеличиваться.
Уникальность продукта, при этом он крайне необходим в какой-либо момент времени, следовательно изменение цены на спрос не влияет.
Приверженность конкретной марке товара
Человек не хочет искать замену конкретной марке, поэтому возникает неэластичный спрос.
Группа труднозаменяемых товаров (бензин, электрические лампочки и т.д.)
Потребители практически не имеют возможности выбрать товары-заменители, поэтому изменение цен слабо влияет на объемы спроса.
Продовольствие, обувь и другие товары первой необходимости
Базовый пример отсутствия эластичности спроса.
Однако, следует учитывать, что в массе своей спрос на эти товары является неэластичным, но в отношении конкретных товаров потребители могут выбирать товары-аналоги разных производителей и торговых марок.
Группы товаров, стоимость которых незначительна (карандаши, зубные щетки, туалетная бумага и т.п.)
Для такого рода товаров действует скорее принцип необходимости их приобретения, когда на стоимость потребители не обращают внимания в силу низкой цены.
Покупка совершается при условии наличия необходимости в посуде, а цена лишь регулирует объем приобретаемого товара. Следовательно, в массе товаров будет наблюдаться единичная эластичность, однако в отношении конкретных товаров будут колебания спроса.
Типовой пример единичной эластичности спроса, так как товар сезонный и объем спроса определяется исключительно ценой.
Эластичность спроса на практическом примере
Рассмотрим на практическом примере, как расчет эластичности спроса позволяет установить для товара цену, которая обеспечит максимальный объем реализации.
Для примера возьмем холодные кофейные напитки в жестяной банке «Капучино», «Латте», «Эспрессо», объем каждой 0,5 л. Определим ценовую эластичность спроса.
С уменьшением цены на кофе в банках спрос на них растет. Однако при цене 84 рубля и ниже спрос начинает падать, так как покупатели считают, что кофе слишком дешевый, к примеру, из-за нарушения условий хранения или низкого качества.
Допустим в результате проведенного замера спроса в течение месяца были установлены следующие соотношения цены и уровня спроса на продукцию.
Источник
Эластичность спроса на товар
Вы будете перенаправлены на Автор24
Понятие товара, виды товаров
Товар – это рыночная категория, которая обладает следующими характеристиками:
ассортиментный ряд
качественный уровень;
объем производства и реализации;
стоимостная оценка.
Представленные выше характеристики составляют потребительские свойства товара, т.е. те факторы, на которые потребитель (покупатель) обращает внимание при принятии решения о покупке.
Любой товар включает в себя следующие составляющие:
физические свойства;
потребительские свойства;
торговая марка (торговый знак);
упаковка;
дополняющие товары (услуги);
гарантии (предпродажные или послепродажные).
Товар создается с целью удовлетворения потребности потребителя. Происходит это посредством купли-продажи. И от того, как покупатель (потребитель) реагирует на характеристики и свойства товара, зависит его покупательская возможность и активность. Реакция потребителя на изменения потребительских и ценовых свойств товара выражается в такой категории, как эластичность товара.
Понятие и виды эластичности спроса на товар
Спрос на товар – это желание потребителя и его возможность приобрести определенное количество продукции по определенной цене в определенный момент времени.
Под эластичностью спроса понимают изменение величины спроса (в процентах) в зависимости от изменения величины (в процентах) ряда факторов. Такими факторами могут выступать: цена искомого товара, цена прочих товаров (заменителей и дополняющих), доходы потребителей.
Так как существуют различные категории товаров (товары первой необходимости, товары роскоши, нормальные товары и т.д.), то различают и разные виды эластичности спроса на них. Связано это с различной реакцией потребителей на изменение цен на данные товары и уровня дохода покупателей. Например, продукты питания, которые относят к товарам первой необходимости, потребители будут приобретать в полном объеме, как бы не менялся уровень дохода и цена на товары в данной категории. А, например, увеличении цены на верхнюю одежду, приведет к снижению спроса на нее.
Готовые работы на аналогичную тему
Рассмотрим различные виды эластичности товаров.
Эластичным спросом обладают следующие виды товаров:
антиквариат, меха и ювелирные изделия (предметы роскоши).
Неэластичным спросом обладают следующие категории товаров:
лекарства, предметы еды (товары первой необходимости);
товары, которые представляются в стоимостном плане незначительными для потребительского бюджета (мелкие товары: канцелярские принадлежности, предметы личной гигиены и т.д.).
Эластичность спроса на товар измеряется при помощи коэффициента эластичности.
Коэффициент эластичности спроса на товар отражает количественную величину изменения спроса в ответ на изменение величины определенных факторов: цены, дохода, цен других товаров.
Исчисляется коэффициент эластичности спроса в процентах и указывает на процентное изменение спроса на товар в зависимости от изменения указанных выше факторов.
Исходя из значение коэффициента эластичности, различают:
абсолютную эластичность – даже незначительное изменение факторов, воздействующих на спрос, приводит к неограниченному изменению величины спроса (вплоть до бесконечности);
эластичный спрос – при котором темпы изменения факторов, влияющих на спрос, ниже, чем темпы изменения спроса;
неэластичный спрос – при котором темпы изменения факторов, влияющих на спрос, выше, чем темпы изменения спроса;
единичную эластичность – темп роста факторов, влияющих на спрос аналогичен темпу роста спроса;
абсолютную неэластичность – как бы не менялись факторы, влияющие на спрос, его величина остается неизменной.
Источник
Эластичность в экономике
Эластичность – это показатель того, насколько изменится одна переменная при изменении другой, связанной с ней, величиной. Коэффициент эластичности – это степень количественного изменения одного показателя в ответ на изменения другого.
Определение коэффициента эластичности
Рынок функционирует по определенным законам. Знание этих законов – является обязательным условием для того, чтобы понимать почему под воздействием ценовых и неценовых факторов происходит изменение спроса и предложения.
Для планированиясвоей деятельности, экономическим субъектам мало знать, что рост цен на товары вызывает сокращение объема спроса на них – им необходимо знать уровень “чувствительности” рынка. Этот уровень выражается в показателе эластичности и коэффициенте эластичности.
Нужна помощь в написании работы?
Мы — биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.
Эластичность спроса
Изучение эластичности спроса имеет практическое значение. Каждый производитель хочет знать реакцию потребителя на свои действия: на изменении цены, на изменение ассортимента продукции и др. Это необходимо для прогнозирования объема продаж и выручки.
Ценовая эластичность спроса – это чувствительность потребителей к изменению цены продукта. Она отражает зависимость изменения количества покупаемой продукции от изменения её цены.
Коэффициент эластичности спроса (Ed) измеряется в процентах. Его величина измеряется следующим образом:
Ed = Изменение величины спроса / Изменение цены
Виды эластичности спроса
Эластичный спрос: Коэффициент больше единицы – изменение цены на 1% вызывает изменение спроса более чем на 1%.
Неэластичный спрос: коэффициент меньше единицы – изменение цены на 1% изменяет спрос менее чем на 1% .
Единичная эластичность: Коэффициент равен единице – изменение цены на х% меняет величину спроса на эти же x%.
Абсолютно эластичный спрос (бесконечно эластичный): неограниченное изменение спроса вследствие даже незначительного изменения цены товара.
Абсолютно неэластичный спрос: объём спроса не изменится, даже если производители сильно изменят цену на товар.
Обычно спрос на товары, которые имеют высокую цену – эластичен, а на товары, которые имеют низкую цену – неэластичен
Например, повышение цен на машины на 15% приведет к резкому сокращению сделок на автомобильном рынке, а увеличение цен на соль на 15% почти не повлияет на объемы продаж.
На ценовую эластичность спроса влияют:
важность товара для потребителей (если товар является необходимым в повседневной жизни, то спрос на него будет неэластичен к изменению цены и наоборот);
наличие на рынке товаров-заменителей и их доступность для потребителей;
доля расходов на товар в бюджете потребителей (чем выше уровень расходов на товар относительно доходов покупателя, тем более чувствителен будет спрос к изменению цены);
уровень насыщения рынка данным товаром (если рынок сильно насыщен каким-либо товаром, то вероятность того, что производители смогут сильно стимулировать сбыт с помощью снижения цен мала и наоборот);
разнообразие в использовании товара (чем больше различных сфер использования имеет товар, тем более эластичен спрос на него). Этим объясняется то, что спрос на универсальное оборудование, обычно, эластичнее спроса на специализированное);
Эластичность спроса по доходу
Эластичность спроса по доходу отражает изменение количества приобретаемой потребителями продукции в связи с изменением уровня их дохода.
Из-за того, что рост дохода потребителей увеличивает их возможности совершения покупок, с увеличением доходов, спрос на многие товары возрастает.
Факторы, влияющие на эластичность спроса по доходу:
категория товара: товар роскоши, товар первой необходимости, др;
доля стоимости товара по отношению к бюджету семьи;
вкусовые предпочтения потребителей.
Перекрестная эластичность спроса
Перекрестная эластичность спроса показывает как повлияет изменения цены одного товара, на объемы продаж другого товара.
взаимозаменяемые товары– например, масло и маргарин: рост цены на масло вызовет рост спроса на маргарин (положительный коэффициент эластичности спроса (Ed > 0));
взаимодополняемые товары – например, профессиональные фотокамеры и объективы на фотокамеры: рост цен на объективы может привести к сокращению потребления фотокамер (отрицательный коэффициент эластичности спроса (Ed Эластичность предложения
Эластичность предложения – это чувствительность производителей к изменению цен.
Если для производителей не составляет труда изменить объемы производства при повышении или снижении цен, то предложение эластично, если же трудно, то предложение неэластично.
Коэффициент ценовой эластичности предложения (Es):
Es = Процентное изменение величины предложения продукта X / процентное изменение цены продукта X
предложение эластично по цене: коэффициент (Es) > 1
предложение неэластично по цене: коэффициент (Es) Факторы эластичности предложения
Чем больше времени у производителей на реакцию на изменение рыночной конъюнктуры, тем выше эластичность предложения.
В краткосрочном периоде предложение почти всегда неэластично: часто производитель почти никак не может повлиять на объем предложения. Например, фермер продаёт на рынке овощи.
Если цены на овощи поднялись и оказались выше ожидаемых, то он не сможет продать больше овощей, чем вырастил. Если же цены сильно упали, яблоки придётся продавать даже если цена за них ниже их себестоимости – иначе они испортятся, и фермер не получит ничего.
В долгосрочном периоде предложение почти всегда эластично: у фирм есть время увеличить или уменьшить мощность производства и перенаправить производственные ресурсы.
Например, если на протяжении долгого времени цены на картофель падают, то фермеры могут сократить площади посева или же начать выращивать вместо него что-то, что принесёт им больший доход.
Специфика производства
Если производителю необходимо срочно расширить производство, то важную роль будет играть специфика его производства.
Например, если предприятие специализируется на изготовлении технологически сложной продукции, для производства которой требуется узкопрофильное дорогостоящее оборудование, то для расширения производства потребуются большие вложения
Возможности хранения изготовленной продукции
Чем дольше производитель может хранить свою продукцию, тем больше коэффициент эластичности предложения.
Вывод
Любой экономический субъект коммерческой направленности стремится к получению максимального дохода.
Изучение измерения эластичности позволяет им понимать, как происходит адаптация рынка к изменениям различных факторов, что необходимо для планирования своей экономической деятельности. Анализируя показатели, компании вырабатывают стратегию производственного процесса.