Что значит экономический спор

Содержание
  1. Экономические споры: определение, виды, классификация и характеристики
  2. Общая характеристика
  3. Формы защиты
  4. Претензионный порядок
  5. Нюансы
  6. Экономические арбитражные споры
  7. Уполномоченные инстанции
  8. Ключевые задачи производства
  9. Дополнительно
  10. Заключение
  11. Понятие и виды экономических споров
  12. Тема: Экономические споры
  13. Арбитражный суд Тамбовской области
  14. О суде
  15. Новости
  16. Арбитражный суд Тамбовской области объявляет о проведении конкурса для формирования кадрового резерва на замещение вакантной должности секретаря судебного заседания
  17. Указом Президента Российской Федерации от 08.12.2021 № 696 судьей Арбитражного суда Тамбовской области назначена Зверева Наталия Викторовна
  18. Краткие статистические данные о работе Арбитражного суда Тамбовской области за январь — ноябрь 2021 года
  19. Подгрудкова О.В. «Экономическое правосудие: понятие, сущность, признаки»
  20. Обзор деятельности арбитражного суда в СМИ
  21. Экономическое правосудие: понятие, сущность, признаки

Экономические споры: определение, виды, классификация и характеристики

Деятельность экономических субъектов предполагает наличие между ними договорных и других отношений. Не во всех случаях взаимодействие между коммерческими обществами проходит гладко. Зачастую у участников отношений возникают разногласия относительно их обязательств и прав – экономические споры. Рассмотрим далее их специфику.

Общая характеристика

Экономические споры представляют собой неурегулированные разногласия, возникающие между хозяйствующими субъектами в рамках установившихся отношений. Существуют следующие основные виды таких конфликтов:

  1. Договорные. Эти экономические споры возникают относительно обязательств и прав, вытекающих из соглашения. Данная группа считается достаточно обширной. Это обусловлено тем, что большая часть обязательств и прав в сфере экономической деятельности вытекает именно из соглашений.
  2. Преддоговорные. Такие экономические споры связаны с непосредственным заключением соглашения либо определением его содержания. Такие конфликты могут появляться только тогда, когда подписание договора является для одного из участников обязательным или стороны передают разногласия на рассмотрение уполномоченного органа. Во всех прочих случаях предмет спора отсутствует. Это связано с тем, что в качестве одного из ключевых принципов урегулирования выступает свобода договора. В соответствии с ним, ни один субъект не может принуждаться к его заключению. Все это обуславливает немногочисленность данной группы конфликтов.
  3. Внедоговорные. Это споры, касающиеся обязанностей и прав, вытекающих не из соглашения или процесса его подписания. К таким конфликтам относят разногласия, связанные с нарушениями права собственности, возникающие вследствие нанесения ущерба имуществу и пр.
Читайте также:  Что значит соевый текстурат

Формы защиты

При нарушении или оспаривании интересов и прав хозяйствующие субъекты могут воспользоваться нормативными положениями, позволяющими цивилизованными методами разрешить возникшую ситуацию. В законодательстве предусматриваются следующие формы защиты:

  1. Административный порядок. Он применяется в случаях, которые прямо предусматриваются в нормах. При этом любое решение, вынесенное по результатам рассмотрения спора в административном порядке, может быть обжаловано в суде. Данное положение закреплено в ст. 11 ГК.
  2. Самозащита прав. Она предусматривается в ст. 14 ГК.
  3. Обращение в суд. Данный способ защиты реализуется в соответствии с подведомственностью. Она устанавливается процессуальными нормами. Рассмотрение разногласий между хозяйствующими субъектами осуществляет соответствующий суд по экономическим спорам.

Следует отметить, что последняя форма защиты считается в настоящее время наиболее распространенной и эффективной. Это обусловлено тем, что судебные экономические споры разрешаются в строгом соответствии с законодательством. Более того, исполнение вынесенных постановлений обеспечивается принудительными государственными мерами.

Претензионный порядок

Для определенной категории разногласий он является обязательным. Это означает, что конфликтующие стороны не могут обратиться в суд, если не был соблюден претензионный порядок. Он предполагает самостоятельное урегулирование конфликтов субъектами. Если же достичь компромисса не удалось, то разрешение экономических споров переносится в уполномоченную инстанцию. Например, до предъявления иска перевозчику, вытекающего из договора о транспортировке груза, обязательным является предъявление ему претензии – письменного требования об уплате неустойки, компенсации убытков и так далее. В случае частичного либо полного отказа в его удовлетворении или при отсутствии ответа в течение 30 дней, заявитель может обратиться в суд.

Нюансы

Стоит сказать, что претензионный порядок может предусматриваться в договоре между экономическими субъектами, в том числе и в случаях, когда закон не требует его соблюдения. Если он установлен в нормах для того или иного конфликта, то к исковому заявлению (в случае недостижения компромисса) прилагаются документы, свидетельствующие о проведении этой процедуры. Если выяснится, что обязательный претензионный порядок не был соблюден, иск будет оставлен без рассмотрения.

Читайте также:  Что значит число 139

Экономические арбитражные споры

Они регламентируются нормами АПК. По ст. 111 Конституции, экономические споры рассматриваются исключительно уполномоченными инстанциями – судами. Создание иных органов прямо запрещено законодательством. Арбитражный суд выступает в качестве специальной инстанции, деятельность которой направлена на рассмотрение споров между хозяйствующими субъектами. В соответствии с Конституцией и ФКЗ, эти инстанции признаются федеральными. Экономические споры – дела, касающиеся разногласий между хозяйствующими субъектами, имеют свою специфику, которая учитывается в нормах АПК. Уполномоченные инстанции:

  1. Рассматривают конфликты, возникающие в процессе предпринимательской и прочей хозяйственной деятельности.
  2. Пересматривают постановления, принятые ими и вступившие в силу, по вновь открывшимся фактам (обстоятельствам).
  3. Обращаются в КС с запросом на проверку конституционности закона, подлежащего применению или использованного в рассматриваемом деле.

Судебные экономические споры рассматриваются по заявлению заинтересованного лица. Оно должно быть оформлено в установленном в АПК порядке. В иске должны присутствовать:

  1. Наименование инстанции, в которой будет вестись разбирательство.
  2. Наименование, адрес и контактные данные истца и ответчиков.

Если для данного спора предусмотрен досудебный порядок, прежде чем направлять заявление, необходимо его соблюсти. В содержании иска указываются обстоятельства, при которых возникли отношения между субъектами, причины разногласий. Если требования связаны с возмещением ущерба, необходимо предоставить расчет, обосновывающий их. Иск должен быть подписан уполномоченным лицом предприятия. К заявлению прилагаются все документы, имеющие значение для его рассмотрения, в том числе, доказывающие соблюдение досудебного урегулирования.

Уполномоченные инстанции

Разбирательство конфликтов, возникающих между хозяйствующими субъектами, осуществляют:

  1. Суды первой инстанции республик, областей, краев, городов фед. значения, автономных округов/областей.
  2. ВАС.
  3. Федеральные кассационные инстанции.
  4. Апелляционные органы, в которых присутствует судебная коллегия по экономическим спорам.

Ключевые задачи производства

Согласно ст. 2 АПК, разбирательство в арбитражном суде направлено на:

  1. Защиту нарушенного или ущемленного права/интереса лица, осуществляющего предпринимательскую и прочую хозяйственную деятельность, субъекта РФ, МО, органа госвласти, территориальной структуры управления и прочих институтов и должностных лиц в данной сфере.
  2. Публичное, справедливое, беспристрастное и независимое рассмотрение конфликта в установленные законодательством сроки.
  3. Обеспечение доступности судопроизводства в области предпринимательской и прочей экономической деятельности.
  4. Предотвращение нарушений в сфере хозяйствования.
  5. Содействие формированию и развитию сотрудничества между субъектами, созданию этики и обычаев делового оборота.

Дополнительно

Необходимо сказать также и о подсудности. Она представляет собой сферу компетенции инстанций конкретного уровня системы или определенного органа. В соответствии с общим правилом подсудности, иск направляется по месту нахождения ответчика. Законодательство, однако, предусматривает ряд исключений. Так, территориальная подсудность устанавливается по усмотрению истца, если ответчиков несколько и располагаются они в разных регионах. Также нормами предусмотрено, что при возникновении разногласий, касающихся имущества, разбирательство проводится по его месту нахождения.

Заключение

Безусловно, всем экономическим субъектам хотелось бы обходиться без споров. Однако далеко не всегда это возможно. При заключении договора важно предусмотреть порядок разрешения разногласий. В соглашении должны быть указаны и форс-мажорные обстоятельства, которые исключают ответственность субъекта за неисполнение условий сделки. Если же нарушение договора произошло вследствие других причин, важно правильно воспользоваться законодательными положениями. Не следует забывать о претензионном порядке. Даже если он не установлен как обязательный по закону, целесообразно попытаться урегулировать конфликт мирным путем. Во многих случаях претензионный порядок эффективен и позволяет избежать дополнительных расходов на разбирательство в суде.

Источник

Понятие и виды экономических споров

Тема: Экономические споры

Экономические споры — это неурегулированные разногласия между субъектами экономических (хозяйственных) отношений по поводу их прав и обязанностей в сфере этих отношений.

Выделяют следующие виды экономических споров:

1) договорные, т.е. споры по поводу прав и обязанностей, возникших из договора. Эта самая большая группа экономических споров – ведь большинство прав и обязанностей субъектов хозяйственных отношений возникает именно из договоров;

2) преддоговорные, т.е. споры, связанные с заключением договора или определением его содержания. Они могут возникать только в тех немногочисленных случаях, когда в соответствии с законом заключение договора является обязательным для одной из сторон или когда стороны сами, по обоюдному согласию, решили передать свой спор на рассмотрение юрисдикционного органа. Во всех остальных случаях предмета для спора нет, так как одним из ведущих принципов регулирования договорных отношений является принцип свободы договора, в соответствии с которым никто не может быть принужден к заключению договора. Поэтому данная группа экономических споров немногочисленна;

3) внедоговорные, т.е. споры о правах и обязанностях, возникающих не из договоров и не по поводу их заключения. К ним относятся споры, связанные с нарушением права собственности, споры, возникающие из причинения вреда имуществу, споры о защите деловой репутации субъектов экономической деятельности, споры о товарных знаках и т.п.

Подведомственность – это предметная компетенция юрисдикционных органов, т.е. круг дел, которые они уполномочены рассматривать и разрешать.

В отличие от подведомственности, подсудность – это компетенция судов того или иного уровня одной судебной системы, (например, системы арбитражных судов или судов общей юрисдикции) или конкретного суда этой системы.

Пример. Экономические споры между юридическими лицами подведомственны арбитражным судам. Это означает, что такие споры могут рассматриваться и разрешаться только арбитражными судами (а не другими органами, например судами общей юрисдикции). Но в какой именно арбитражный суд и какого уровня необходимо обратиться спорящей стороне за защитой своего права: ВАС РФ, в областной арбитражный суд, и если в областной, то по месту своего нахождения или по месту нахождения ответчика? Ответ на эти вопросы дают нормы о подсудности дел арбитражным судам.

Общее правило территориальной подсудности дел, как арбитражным судам, так и судам общей юрисдикции таково: иск предъявляется в суд по месту нахождения или месту жительства ответчика. Из этого правила существует ряд исключений, когда территориальная подсудность определяется по выбору истца (например, если ответчиков несколько и они проживают на территории различных субъектов РФ), сторонами в договоре (договорная подсудность) или императивно законом (исключительная подсудность). Исключительная подсудность установлена, например, для споров о правах на недвижимое имущество: такие споры рассматриваются судом по месту нахождения такого имущества.

Источник

Арбитражный суд Тамбовской области

О суде

Новости

08.12.2021

Арбитражный суд Тамбовской области объявляет о проведении конкурса для формирования кадрового резерва на замещение вакантной должности секретаря судебного заседания

08.12.2021

Указом Президента Российской Федерации от 08.12.2021 № 696 судьей Арбитражного суда Тамбовской области назначена Зверева Наталия Викторовна

06.12.2021

Краткие статистические данные о работе Арбитражного суда Тамбовской области за январь — ноябрь 2021 года

Подгрудкова О.В. «Экономическое правосудие: понятие, сущность, признаки»

Обзор деятельности арбитражного суда в СМИ

Экономическое правосудие: понятие, сущность, признаки

Активное развитие экономической сферы государства требует создания эффективной системы разрешения экономических споров в соответствии с потребностями общества, и в первую очередь предпринимательских кругов.

Экономические споры, в том числе и связанные с предпринимательской деятельностью, рассматриваются различными судебными органами в соответствии с подведомственностью: Конституционным Судом РФ, арбитражными судами и судами общей юрисдикции, конституционными (уставными) судами субъектов Федерации. Определенная часть экономических споров между субъектами предпринимательской деятельности разрешается в третейских судах. Но основная нагрузка при реализации права на судебную защиту в экономической сфере ложится на арбитражные суды [1, С. 24].

Важнейшей особенностью арбитражных судов является то, что арбитражные суды осуществляют не просто правосудие, а правосудие экономическое.

Необходимо отметить, что, хотя термин «экономическое правосудие» в настоящее время достаточно широко используется в юридической литературе, четкого и однозначного определения данного термина нет.

Термину «правосудие» как родовому понятию уделено много внимания в юридической литературе [2, С.469], где обращается внимание на государственную деятельность, осуществляемую судом в процессуальной форме (порядке) и на основе конституционных принципов, и т.д. За десятилетия накопилось много авторских определений понятия правосудия [3, С.23].

В Юридической энциклопедии, подготовленной Институтом государства и права РАН, правосудие определяется как особый вид государственной (публичной) деятельности, состоящий в том, что независимый, беспристрастный и справедливый суд (суды) на основе закона рассматривает и разрешает правовые споры и дела, отнесенные к его ведению в установленных законом правовых формах; и здесь различают гражданское, уголовное, административное, арбитражное и конституционное судопроизводство [4, С.821-822].

Таким образом «экономическое правосудие» или «правосудие по экономическим спорам» является одной из составляющих понятия «правосудие», его элементом.

Первичным понятием по отношению к экономическому правосудию является понятие «экономический спор».

В законодательстве понятие экономического спора прямо не определено, что затрудняет его толкование.

Понятие экономического спора является собирательным, поскольку к экономическим относятся споры, вытекающие из гражданских, административных и иных правоотношений. Однако независимо от того, к какому виду правоотношений спор относится, его отличительными чертами являются следующие: во-первых, он возникает в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; во-вторых, вопросы, которые он затрагивает, связаны с предпринимательской деятельностью специальных субъектов, участвующих в расширенном воспроизводстве работ, товаров и услуг; и наконец, в-третьих, эти споры имеют имущественные последствия [5, С.114].

В общем случае под экономическим спором понимается правовой конфликт, возникший в сфере хозяйственной деятельности, участниками которого могут быть как частные предприниматели, так и государство.

По мнению Яркова В.В. экономический характер спора отражает содержание спорного правоотношения и характеризует суть взаимоотношений спорящих сторон — спор возник из предпринимательской и иной экономической деятельности [6, С.37].

Таким образом, именно на разрешение экономических споров направлена деятельность арбитражных судов.

Бурдина Е.В. определяет правосудие по экономическим спорам как деятельность арбитражных судов по рассмотрению и разрешению экономических споров в первой и апелляционной инстанциях, отнесенных к их подведомственности, а также по пересмотру по вновь открывшимся обстоятельствам, осуществляемую от имени Российской Федерации, в условиях судебного заседания, в особой арбитражной процессуальной форме и с вынесением итоговых актов правосудия — решений, определений, постановлений как правосудие по экономическим спорам [7, С.15].

В настоящее время в научной литературе открытым является вопрос о том, кем осуществляется экономическое правосудие, — только государственными арбитражными судами, либо также и негосударственными (третейскими) судами.

Орлов М.А. ограничивает понятие экономического правосудия, считая, что его осуществляют только государственные органы.

Клеандров М.И. к экономическому правосудию относит также деятельность третейских судов: «экономическое правосудие в сегодняшней России вершат не только российские арбитражные государственные суды, но и негосударственные — третейские — суды, а в определенной мере — и межгосударственные (международные) суды. Осуществляется экономическое правосудие у нас и в иных, несудебных, но правовых формах (правда, здесь встает вопрос о правомерности распространения на эти методы и способы урегулирования экономических споров понятия «правосудие», но все-таки представляется возможным на этот вопрос ответить положительно)» [3, С.57].

Такая точка зрения идет вразрез с Конституцией РФ, статья 118 (п.2) которой устанавливает, что судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства судами, составляющими судебную систему страны, установленную Конституцией РФ и ФКЗ «О судебной системе в Российской Федерации».

Основная особенность решений третейских судов состоит в ограниченности сферы общественных отношений, в которой допустимо третейское разбирательство: в третейский суд может по соглашению сторон третейского разбирательства передаваться любой спор, вытекающий из гражданских правоотношений, если иное не установлено законом.

Рассмотрение споров по делам, возникающим из публичных правоотношений, не относится к компетенции третейских судов.

Третейские суды не являются государственными органами, создаются частными лицами по их собственной воле и по их инициативе осуществляют защиту гражданских прав, они не являются органами правосудия. На это, в частности, указал Конституционный Суд РФ в Определении от 13.04.2000 № 45-О «Об отказе в принятии к рассмотрению обращения независимого арбитражного (третейского) суда при торгово-промышленной палате Ставропольского края о проверке конституционности статьи 333 ГК РФ».

Принудительное исполнение решений третейских судов осуществляется на основании выданного компетентным судом исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда. Третейские суды не наделены полномочиями на выдачу исполнительных листов на принудительное исполнение принятых ими решений.

Рассматривая дела об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов, суд призван придать решениям третейских судов юридическую силу.

В связи с вышеизложенным, более правильной следует признать точку зрения Бурдиной Е.В., которая относит деятельность третейских судов, суть которых сводится по ее мнению к рассмотрению и разрешению существа экономического спора судом сторон, судом доверия, формируемым ими на паритетных началах, к негосударственной форме судопроизводства, которая служит дополнительным гарантом защиты прав и законных интересов участников экономического оборота [7, С.17].

Таким образом, справедливо утверждать, что экономическое правосудие должно осуществляться только государственными судами.

В научной литературе встречаются две противоположные точки зрения по вопросу отнесения к правосудию деятельности судов проверочных инстанций, а также деятельности по рассмотрению дел по вновь открывшимся обстоятельствам. Ряд авторов относят к правосудию только деятельность судов первой инстанции; рассмотрение гражданских дел по вновь открывшимся обстоятельствам к правосудию не относят [8, С. 31].

Такое толкование недопустимо. Деятельность всей судебной системы в стране есть осуществление правосудия. Справедливыми следует признать суждения других авторов, считающих, что понятием правосудия охватывается деятельность суда (первой, кассационной и надзорной инстанций) по рассмотрению и разрешению гражданских дел [8, С.32].

Исходя из этого, под экономическим правосудием следует понимать деятельность именно арбитражных судов по рассмотрению и разрешению дел, отнесенных к их подведомственности, а также по пересмотру в апелляционном, кассационном и надзорном порядке, а также по вновь открывшимся обстоятельствам, как вступивших так и не вступивших в законную силу судебных актов, осуществляемую от имени Российской Федерации, в условиях судебного заседания, в особой арбитражной процессуальной форме и с вынесением итоговых актов правосудия — определений, решений, постановлений.

Основываясь на данном определении, можно выделить следующие признаки экономического правосудия как элемента правосудия:

1) экономическое правосудие осуществляется только арбитражными судами. Никакие иные органы и (или) организации (коммерческие и третейские суды) не могут осуществлять правосудие;

2) экономическое правосудие осуществляется лишь в форме, установленной в процессуальном законодательстве;

3) рассмотрение дел основано на конституционных принципах равенства граждан и организаций перед законом и судом, независимости судей и их подчинения только Конституции и федеральному закону, гласности судебного разбирательства, осуществления судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон;

4) осуществление экономического правосудия в точном соответствии с законом;

5) к правосудию относится также деятельность судов апелляционной, кассационной и надзорной инстанций, которые рассматривают жалобы на судебные акты.

Список использованных источников

Источник

Оцените статью